Авто 3 дня: Барнаул - Кемерово - Тисуль - Шарыпово - Сундуки - Туимский провал - Салбыкский курган - Абакан - Саяногорск - Саяно-Шушенская ГЭС - Иджа - Семенниково - Ермаковское - Тормазаковский мост Треккинг: общага МЧС (5 звёзд) - оз.Радужное - Висячий камень - оз.Лазурное - пер.Тайгиш-2 (1А) - оз.Художников - оз.Тёплое - г.Зуб Дракона - Малахитовая ванна - оз.Художников - пер.Художников (1Б) - траверс хребта Висячего камня - оз.Радужное - общага МЧС Авто:2 дня: Тормазаковский мост - Абакан - Абаза - пещера - Аскиз - Вершина Теи - Шора - Ортон - Междуреченск - Гурьевск - Барнаул

Хакасские дали

Сундуки Сундуки
Туимский провал и Наталья Туимский провал и Наталья
Ворота в Долину Царей Ворота в Долину Царей
Салбыкский курган Салбыкский курган

Компания в Тур-де-Хакас подобралась разношёрстная: будущая учительница Олеся, первый раз потрогавшая горы, покорительница алтайских шахт и тибетских Кайласов - Наталья, никогда не унывающий Сергей и неутомимый ваш покорный слуга.
За разговорами за полсубботы и полвоскресенья докатили до Сундуков, места овеянного многочисленными легендами и байками и, даже в такую осенюю пору кишащую туристами, то бишь нами. В общем, место на «троечку», учитывая то, что нас ждало дальше… Кстати, за гонорар готов ещё парочку легенд сочинить – обращайтесь  По грязевой дороге нагоняем местных аборигенов плетущихся медленно дабы не заморать свою «табуретку». Они сообразили, что дело пахнет жаренным, если мы пойдём на обгон, и пропустили нас на сухом участке дороги… Позже оказалось, что мы немного плутанули, и вновь мы у аборигенов на хвосте… Теперь по Хакасии ходят байки про вездесущих узкоглазых алтайцев, которые сами вымажутся и другим достанется :)
Сайтом намбер ту был Туимский провал, где целый автобус безбашенных роп-джамперов «сигал» в 120 метровую бездну… Даже предложили прыгнуть, но нужно было ждать очередь, и поэтому моя команда не одобрила эту затею…  Заехали на заброшенные штольни Туима, но достойных исследования шахт не нашли – всё заваленно.
Следующим пунктиком была Долина Царей, куда мы доехали уже к закату. «Ворота» нашли сразу и без всяких GPS. Это два камня в степи, а между ними «двухполюсная биолокационная аномалия, что позволяет проводить коррекцию биополя человека. Эти камни обладают чудодейственной силой исцеления».
Встали – почувствовали – действительно, «работает»!!! Не знаю, насчёт «исцеления», но всё равно РЕКОМЕНДУЮ! ))
Салбыкский «курган» понравился всем. От «кургана» осталась, правда, одна каменная «оградка» по периметру. Все кубометры земли растащили археологи при раскопках.
В древности курган имел вид грандиозной земляной пирамиды высотой 30 м, заключенной в квадратную каменную ограду. По углам и простенкам ограды были вкопаны каменные глыбы высотой 6 м. Каждая глыба имеет своё значение и фактуру (Камень рождения жизни, Камень смерти, Камень восприятия, Камень приобретения мудрости, Камень обращения к Богу и т.д.) Но это всё интерпретация изотериков, а как на самом деле обстоят дела одному создателю известно.
Территория кургана огорожена и вы под «чуткой опекой» сторожа всю эту энергетику прочувствуете, хотя, если заплатите «за экскурсию», вас, возможно, посетит просветление. Тем не менее место ЗАЧЁТНОЕ! Must see! Стоунхендж – 60м в диаметре, а сторона Салбыкского кургана – 70м! Только кто о нём знает?! Вот, что значит ПИАР! Под занавес дня поселились на съёмной квартире в Абакане.
Встреча с Ергаками

Саяно-Шушенская ГЭС Саяно-Шушенская ГЭС
Форелевый питомник Форелевый питомник
Центр спортивной подготовки реабилитации спасателей Ергаки Центр спортивной подготовки реабилитации спасателей Ергаки
Вид из окна общежития Вид из окна общежития
Вроде бы поехали по трассе на Кызыл, но где-то «промахнулись» и оказались в Саяногорске, пришлось ехать и глазеть на Саяно-Шушенскую ГЭС. Кстати, между Абаканом и Саяногорском затесался Алтайский район! Заехали на форелевые «плантации» (300 р/кг), расположенные на Майнском водохранилище. Питомник практически пустует в связи с большим сбросом ГЭС: рыба гибнет от большого созержания азота. Переехали дамбу в Майне, отсюда асфальт идёт до Шушенского. По карте заметил, что можно немного «срезать» по грунтовке, не доезжая Шушенского, через Иджу и Семенниково можно попасть в Ермаковское. Дорога оказалась полевой, хорошо укатанной – долетели быстро.
Зиму встретили на подъёме на Буйбинский перевал. Всё кругом бело, туман, гололёд… К тормазаковскому мосту подъехали немного ошалевшие от таких зимних пейзажей: загрустили от того, что не взяли лыжи! Проехали по новой дороге 2 км до строящейся базы МЧС, где неожиданно нам подфартило, и начальник заселил нас в «общагу». Общежитие представляло из себя новый терем из клеенного бруса с коврами и фотографиями в коридорах и прочим евроремонтом… Нам выделили 2 трёхместных номера, где было всё, начиная от шкур убиенных зверей до свежей прессы. То, что мы были удивлены такой люксовой обстановкой, значит – не сказать ничего. А какой вид открывался из огромных окон нашего номера на заснеженные Ергаки! Завтра нам в эту зимнюю сказку! Кстати, заплатили мы за такой сервис по 300 рублей с носа. Только в конце октября его официально открыл Шойгу: «В комплекс входят административное здание, учебный корпус с общежитием, два реабилитационных центра, пожарное депо, спортивный комплекс, вертолетная площадка, ветеринарный блок, конюшня и др. Единовременно на территории центра могут пребывать до 180 человек спасателей и персонала. »