Сплав по реке Умба
6 июля – начало сплава по реке Умба, порог Падун (четверг)

Нас доставили до реки Умба. Мы занялись сбором плавсредств. К нам подошли инспекторы из Минрыб надзора. В общем, нас оштрафовали. Толком и не поняли мы – у кого же в итоге надо брать разрешение на сплав? Они нам сказали, что с этого года им поручили этим заниматься, а Минвод незаконно раздает разрешения. Они между собой враждуют, а страдают обычные граждане.
Другое препятствие устранено, мы можем сплавляться спокойно!!!!
Судна собраны. Вперед! Let’s fun!
Река Умба извилиста, дно в основном каменистое, с торчащими тут и там корягами, сучками.
Стоит также отблагодарить тот дикий ливень (что встретили мы в горах) – реки пополнились водой! Мы могли спокойно сплавляться без особого ущерба нашим лодкам.
Первые километры до первого порога мы привыкали к гребле. Отлаживали точное исполнение команд нашего капитана катамарана Димы-Муха. До порога нам встречались шиверы, маленькие порожки.
К порогу Падун подошли лишь в 21.00. Парни пошли осматривать препятствие, а мы остались у судов.
Порог Падун состоит из трех ступеней. Первая ступень – самая сложная. Есть 2 варианта ее прохождения: в центре по языку (в случае, если ваши судна нагружены) и слева – небольшой водопадик с быстрым течением, подводными камнями и бочкой.
Остальные ступени просто веселуха, нужно быть предельно осторожными. А так особых трудностей они не принесут.
На левом берегу раскинулась поляна, удобная для стоянки. Ее мы делили с командой школьников и их инструкторов. Легли спать, наверное, очень поздно… с этого момента определить время суток для нас оказалось слегка проблематичным. Все-таки полярные дни (белые ночи).
Выспавшись, позавтракав, мы тронулись в путь.
Пусть это будет:
7 июля – Капустные озера (пятница)

Иногда, если не всегда, мы проходили пороги ночью. То есть нам удалось сбить режим дня.
До очередного порога нам пришлось грести значительное расстояние. Мы пробирались через Капустное озеро. Ветра не было.
Капустное озеро очень ровное и гладкое, дно преимущественно каменистое. Вода в нем прозрачная и вкусно-вкусная! Водная гладь простирается далеко. Только тут я обратила внимание, каким стало небо: большим, тяжелым и многоуровневым. Не могла только понять – высокое оно или низкое. Но оно было всепоглощающим.
На сколько я помню, на Капустных озерах не было нормальных стоянок. В любом случае, на них мы почему-то не остановились. Подходили к порогу Разбойник. На ближайшем к нему повороте мы вплыли в густой и плотный туман. Доносился шум воды. Стоит отметить, довольно шумный…
Из-за полной потери видимости, решено было разбивать лагерь. Кое как выбрались на берег. И о чудо! Место для лагеря!
Осмотрев порог, нафотографировавшись, улеглись спать где-то в 4-5 утра.
8 июля – порог Разбойник, порог Семиверстный. Дневка на Жемчужно

Порог разбойник веселый. Прошли его быстро, слегка нас, катамаран, поплескало водой. Вся прелесть этого порога стала известна лишь байдарке. Через какое-то время мы подошли к порогу Семиверстный. Проплывали через небольшую деревушку. Основное занятие ее жителей – рыболовство. Мне показалось, что в ней живут только мужчины. Мы не видели за все это время детишек…
На первой же ступени Семиверстного порога мы вошли в небольшую бочку (нас в ней уже развернуло) так, что мы встали вертикально и чуть не опрокинулись назад. Я оказалась из всех членов команды наверху. Честно, в такие минуты и не сообразишь, что делать. Я лишь гребла, цеплялась за волны. Но из этой ситуации мы вышли целыми!
Дальнейшее прохождение порога не доставило хлопот. В конце воды реки обмельчали, и какое-то расстояние мы волокли судна.
Нас ожидал Жемчужный плес. Воды плеса ровны и спокойны. На левом берегу плеса песчаные холмы с растущими на них соснами. Правый берег болотистый, если можно так сказать, каменистый, с дряхлыми елями и березками. Зато именно здесь водится рыба.
Места для стоянок здесь хорошие. Мы остановились на высоком берегу, пришлось затаскивать судно на холм. Зато тихо и спокойно.
А если проплыть дальше, совсем самую малость, можно увидеть отличную стоянку: не на таком высоком берегу, с удобной баней (собраны балки, печь – осталось лишь натянуть пленку).
9 июля – Прохождение порогов Карежка (2 кс) и Карельский (3 кс)

Дальше следовало прохождение порога Карежка и порога Карельский. Один из них мы и не заметили. Но вот на пороге Карельский, после просмотра, решено было обнести байдарку – слишком много камней при неглубокой воде.
Таким образом порог проходили мы, катамаранщики. Пару раз я чуть не свалилась с катамарана, но благо – все время внутрь. Прошли мы его спокойно.
Пройдя препятствия в виде быстрой и временами глубокой реки, острых камней и мелководья, мы вышли к Канозеру.
В тот день Канозеро было спокойным. Глядя на солнце, мы решили, что был уже рассвет. Мы доплыли до острова Скалистый. Этот остров славится наскальными рисунками, которые сделали древние люди 3-4 тысячелетия до н.э. За островом следит некий господин Верещагин. Предлагает жаркую баню с бассейном в местечке, именуемом Сиреневой поляной.
Побродили по острову. Рядом с наскальными рисунками организована отличная стоянка. Но мы решили добраться до острова Круглый. Решено было там отдохнуть, принять баню.
10 июля – остров Круглый, дневка (понедельник)

Остров Круглый представляет собой группу огромных глыбин с куцей, очень нежной растительностью. С северной стороны к ней причалить сложно – скользкий пологий берег.
Выспались, парни организовали баню. Целый день наслаждались отличной погодой, загорали. Вечером приняли баню (мы, девушки). А вот парни принимали баньку в бурю…
11 июля – Прохождение Канозера (вторник)

На следующий день, после грозы, на озере было беспокойно, дул сильный упрямый ветер.
Очень тяжело было отчалить то берега. Сильные волны и ветер прибивали нас все время к ближайшему берегу.
Через очередное n-нное количество времени мы вошли в устье реки Родвинги. Дальше наш путь лежал по тихим рекам, окружали нас болота. Большинство членов команды решило не разбивать лагеря на берегу Канозера, а двигаться дальше. Только к утру, пройдя большое количество километров, ни капли не отдыхая, пройдя, не осматривая, какой-то порог(возможно, порог Канозерский), мы все же увидели место для стоянки. Стоит сказать, что это было рано с утра.
Для себя я назвала это место «Царством муравьев»: тут и там высились огромные муравейники! Неосмотрительные парни, очень устав, и купившись на жару, оставили свои палатки открытыми. Так их и проведали наши братья меньшие – муравьи. Было забавно слышать их ругательства!!!
12 июля –прохождение порогов Падун-на-Низьме и Паялка (среда)

Дальше вниз по Родвинге, входим в реку Низьма. Дальше нас ждет порог Падун-на-Низьме.
Порог очень длинный, каменистый. После просмотра байдарку решено было обнести. У начала порога уютная стоянка, одно из областей муравьиного царства. По берегу реки много брусники и прочей ягодной культуры. Комаров немереное количество – может это время суток такое?
Прошли порог весело, если не думать о том, что хочется дико спать. Насколько мне помнится, больше до Белого моря мы не делали стоянок. Проплыть нам надо было все остальное расстояние до поселка Умба. Проплывали Медвежьи плесы. Вода реки были уже не такими быстрыми, половину их заросло кувшинками. По пути нам встречались небольшие поселки с гостиницами. Практически все не отмечены на карте.
До поселка Умба мы проплывали через ограждения, сделанные Минводом Росси – вот от чего в реках было мало рыбы!
Дальше еще нас ожидали еще другие пороги (2 или 3).
Один из них, порог Паялка, состоял из 2 ступеней, разделенных s-образным плесом. Именно с этого места наша байдарка начала киляться. Видимо дико устали! А мы же, катамаранщики, проходили пороги как вещи гладили.
Теперь наш путь лежал через поселок Умба. С берега нам предлагали приобрести рыбу. Впереди был выход в Белое море. С правой стороны реки расположился поселок Умба, слева – массивные горы. Так же впервые в жизни мы увидели кладбище жителей севера – небольшой практически весь каменистый островок. Он произвел ужасающее зрелище.
Мы расположились в уютной косе Белого моря. Не поверите: наших сил хватило на то, чтобы расставить палатки разбить костер, затащить судна на берег. И большинство из нас, кроме Олеси, сложил сон.
13 июля –стоянка на Белом море (четверг)

В это время в Белом море всплыла подводная лодка, моряки отдыхали в поселке Умба.
Мы не запаслись пресной водой. Вот она, серьезная проблема! Сега и Мух отправились на поиски воды.
Поразили меня приливы и отливы на Белом море. Когда мы ложились спать, вода была на значительном расстоянии от берега. Когда проснулась, вода достигла берега. Глубина у Берега была приличная. Когда вновь был отлив, можно было бродить по берегу и собирать камушки, рассматривать морские водоросли (бурые, ламинарию и др.). Глыбы на берегу огромные, в лужицах (когда вода отступает), плавают смешные мальки, чем-то напоминающие кальмаров(?)...
На вершине каменистых холмов растительность выжжена, что производит жуткое зрелище.
Мы пару раз с Лесей ходили за водой. Надо было идти вглубь, через холм (гору). Комаров там ужасно много. В итоге мы набрали воду в водоеме, напоминающем болото. На берегу него паслись какие-то живности.
Стали собирать плавсредства, укладывать компактнее вещи. Легли около 4 часов.
14 июля 23.20 – Кандалакша. Поезд (пятница)

Встали около 7 часов. Собрались и тронулись в путь. Стоит сказать нелегкий.
Путь лежал сначала в гору, затем с нее, через поселок Умба. Добрались геройски до остановки.
Мух и Леся остались с вещами, а мы отправились на вокзал. После тяжелых рюкзаков, казалось, что летишь – походка стала пружинистой. Нереально легкое ощущение.
Поселок Умба очень тихий и симпатичный. Люди нам встречались отзывчивые и добрые, в основном светловолосые и голубоглазые.
Дорога лежала вдоль гор. В одном месте поднялись значительно, что перед нами растелились озера, болота. Впереди виднелась сопка. Ее закрывала большое облако. Для меня просто нереальные виды!
Как только въехали в Кандалакшу (город с железной дорогой) изменился воздух – он стал тяжелым и смолянистым.
Наверное, я не говорила о том, что воздух был очень чистым и ароматным там, на реке Умба.
Городок понравился: небольшой, тихий, светофоров практически нет – только в особо сложных участках. Преимущество на дорогах отведено пешеходам.
Нам сказали, что одним из красивейших мест в городе является залив Белого моря. Посетили мы это место… Честно – мы видели и красивее, да еще и с чистой водой. А если не быть критичным, впечатляет.
Устроились за памятником Ленина и устроили дегустацию северного пива (Североморец, Кольское) Здесь мы немного поиграли. С Лесей успели сходить в музей, нам провели экскурсию.
Рассказали о быте и чаяниях современных канадалакшинцев.
Ночью (если ее можно так назвать) мы сели в поезд. У нас были отличные попутчики.
Сделав друг другу массаж, улеглись спать. Было много стоянок. А в Питере, на Ладожском вокзале, мы с Серегой покинули свою команду…
Вот так мы съездили, повидали красоты Русского Севера, набрались опыта и стали старше.