Байкал - добрались!
Какие места посетили, что увидали, где ночевали.
Остров Ольхон

DSCN2227 DSCN2227

8 день (04.08.13): Иркутск – Байкал о. Ольхон  = 440 км Итого 5750 км

Встали утром пораньше и поспешили встречать с самолёта друзей. Разница во времени с Москвой уже 5 часов. Город Иркутск расположен, на берегах Ангары при впадении в неё Иркута, в 66 км к западу от Байкала. Город существует с 1661 года, В пожаре 1879 года был сильно разрушен. Отнесён к историческим поселениям России, что сильно сказывается на его архитектуре: новые современные постройки соседствуют со старыми развалившимися деревенскими домами, а где-то сохранились усадебные строения. Фотографируя из окошка автомобиля такой разносторонний Иркутск, у меня так и не сложилось однозначного мнения о городе. Но основная цель была впереди и уже совсем близко. Мы выбрали самое далёкое, но одно из самых красивых направлений Байкала – остров Ольхон. До туда от Иркутска нужно было проехать ещё 256 км, но дорога отличная, пейзаж красивый, заправки на пути имеются. Но на самом острове нет АЗС, так что заправиться бензином необходимо заранее. Ближайшая к Ольхону АЗС находится в 49 км от паромной переправы. Сегодня воскресный день, поэтому очередь на паром нас ждала не большая, все в основном выбирались с острова. Мы попали во вторую ходку на маленький паром для местных. А вообще их там ходит 2 и каждые 30 минут с 7 утра и до 23:30 (с перерывом на обед), БЕСПЛАТНО. Пока ждали паром, успели подкрепиться в мини бистро (копчёный омуль прямо с огня), сфотографироваться, подкупить сувениров и карту острова. Погода была замечательная, ясное небо, перламутрово-синее озеро искрилось на солнце и с горы смотрелось просто великолепно.

На Ольхоне несколько населённых пунктов (8 деревень), где можно найти ночлег: Хужир, Елга, Харанцы и Песчаное самые крупные, отмеченные на карте. Длина острова 72 км, ширина 15 км, общая площадь 730 км2, остров состоит из 55 % — степи и 45 % — леса. Для отдыха предназначена левая сторона, где располагаются деревни и несколько тёплых заливов, а справа в основном обрывистые горы. Самая крупная туристическая деревня, в центре острова - Хужир, где есть информационно-экскурсионный центр, краеведческий музей, рынок, несколько кафе, продовольственных и сувенирных магазинов, интернет-кафе, прокат туристического оборудования, велосипедов, квадроциклов и верховых лошадей. И несколько вариантов жилья (от маломестных турбаз, до комнат с видом на Байкал через бинокль). Но преимущественно это дикий отдых, там много палаточных городков, потому что даже снимая домик, номера на базах отдыха или комнату у хозяев, вы получаете общую кухню, общественную баню за доп.плату и туалет на улице. По крайней мере, это были те варианты, на которые мы натыкались. Стоимость их по 500 р. с человека в среднем. Есть турбазы в середине острова, которые обещают лучшие условия, но мы их не рассматривали.

Мы тщетно пытались найти что-то приличное и чтобы у самой воды, но в итоге было решено размещаться в палатках недалеко от Елгы, потому что на нашу компанию хороших мест не было. Надо было бронировать заранее, но тут можно нарваться на кота в мешке, потому что на береговой линии жилья нет, а в интернете все турбазы выглядят одинаково хорошо, а момент своей удалённости от озера утаивают. Мы выбрали безлюдный залив, где уже до нас кто-то разбивал лагерь и дружелюбно оставил походную баню и дрова. К закату вся наша кампания отмечала приезд на Байкал. Вода в заливе относительно тёплая, градусов +18. Купаться можно!

Провели мы на Ольхоне 3 дня, жили в палатках, а по соседству с нами норки сусликов, мы их подкармливали, они нас охраняли. Готовили мы сами на походной газовой плите, продуктами закупались в Хужире. А мылись в походной бане, что оказалось весьма удобно и весело, особенно замечательно было, разогревшись выскочить с разбегу в прохладный Байкал.

(Наша баня)

На машинах мы исколесили почти весь остров вдоль и поперёк. Очень понравился прибайкальский национальный парк, он начинается сразу за пос.Песчаный.
Туда можно взять экскурсию на УАЗиках за 860р./чел., а мы просто заплатили за въезд в парк по 300 р. с машины. Но лесная дорога там кочка на яме и пески, не всякая машина пройдёт. На самой северной части острова мыс Хобой и мыс
Саган-Хушун (в простонародии «3 брата») - это очень красиво, хочется сидеть часами и смотреть на озеро, так завораживает. На другую сторону Ольхона мы тоже съездили, бросили машину на горе и долго шли вдоль откоса по тропинке, выбрались к дикому каменистому заливу (возможно где-то в районе Падь
Ташкиней, мы заплутали пока искали дорогу на тот берег)
, там каменистый берег с огромными валунами, вода кристально прозрачная и просто ледяная как в источнике +4*С. Отец охотился на омуля, а мы загорали и наблюдали за Нерпами в дикой природе. Ну и, конечно, не прошли мимо визитной карточки Байкала - мыса Бурхан (Скала Шаманка - без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале).

В итоге:
мы видели многое, но далеко не всё и в основном на бегу, мы не уделяли время культурному наследию острова и не разбирались с названиями заливов и мысов, которые смотрели, а просто делали сотню красивых фотографий. Мы пили сырую воду Байкала, черпая её ковшиком. Нам совершенно не повезло с погодой, хотя на Ольхоне всего 48 пасмурных дней в году, но это были даже не тучи, а какая-то дымка, которая сливала краски Байкала и неба в однородную серую массу. Но мы сюда когда-нибудь ещё вернёмся...

Источники Жемчуга и Аршан

DSCN2482 DSCN2482

11 день (07.08.13): Байкал о. Ольхон – Иркутск - Байкал Култук = 392 км

Утром собрали лагерь и двинулись в путь, хотелось посмотреть ещё и на Листвянку, прокатиться по КБЖД и окунуться в горячих минеральных источниках. Но попали в обеденный перерыв на пароме, в итоге потеряли 2 часа и не успели добраться до Жемчуга, что было нашей целью на сегодня изначально. Подвела нас ещё и дорога в сторону источников от Иркутска, вроде ехать всего 188 км, но сплошной серпантин и перевалы. Заночевали где-то в Култуке, в единственной гостинице без названия, заплатили 2400 за 4х комнатный номер. Серое место, деревня отсталого типа, сплошная пром.зона, хотя тоже находится на берегу Байкала.

12 день (08.08.13): Байкал Култук – Тункинский район, Республика Бурятия: пос. Жемчуг и Аршан - Иркутск = 365 км

Выехали из гостиницы без завтрака, т.к. не чего и негде там есть, остановились в кафе по дороги, у всех спрашивали как проехать к Жемчугу, потому что нет ни 1 указателя. Территория Бурятии сплошные сёла, где держат много скота, коровы гуляют прямо по асфальту и не желают особо уступать дорогу. Наконец-то поворот на Жемчуг с неприметным указателем, что чуть не проехали. Жемчугские термальные источники находятся в самом центре Тункинского района Республики Бурятия на правом берегу р. Иркут, в 5 км от села Жемчуг, в 3 км от автомагистрали Култук - Монды. Расстояние от станции Слюдянка - 120 км, от курорта Аршан - 45 км, от районного центра поселка Кырен - 22 км. Посёлок Жемчуг расположен на 94 км дороги А-164 (Култук-Монды). От Жемчуга еще 5 км. до реки Харагун, далее поворот на минеральный источник (столь подробно, чтоб Вам не заблудиться, если решите посетить, а оно того стоит).

Для справки! Горячий источник «Жемчуг». Воды этого источника содержат литий, стронций, титан и молибден, которые показаны при заболеваниях нервной системы и суставов. А благодаря высокой температуре (от +37 оС) – в ней можно купаться даже зимой. Для купания построено несколько бассейнов и водолечебница, в здании которой можно принять минеральные ванны или душ. Горячая минеральная вода (+55оС углекислая и +38оС метановая) из самоизливающаяся скважин поступает в ванный корпус, открытые деревянные бассейны, душ. Купание можно совместить с грязевыми ваннами. А отдохнуть после лечебного душа можно в кафе на берегу реки, где угощают позами, пловом и чаем. Что мы и сделали с Димой. Сначала показалось, что купание не дало никакого эффекта, но как вышли тело всё обмякло, хотелось прилечь с чашкой чая или расслабится на массаже, которых там предлагают великое множество. Но наши родственники уже разведали про Аршан с 25 водопадами, и решив, что это необходимое место для нашего забега, вытянули нас почти за руку с криками: «бежим скорее дальше отдыхать»…

Аршан  (45 км от Жемчуга)– самый известный

водолечебный курорт Восточной Сибири. Роскошная природа Тункинской долины, чистый горный воздух и прозрачная вода, падающая с многометровой высоты – все это Аршан. А еще – десятки любопытных достопримечательностей. Так написано в информационных источниках об этом месте. Но на самом деле: лечебница советского типа, водопад тоже имеется, но он 1, а не 25, как нам пообещали, и идти до него 2 км в гору по тропе. Пейзаж лесной обыкновенный, речка горная мелкая, вода минеральная вкусна, течёт прямо из кранов у входа на подъём. Есть интересный рынок Бурятских сувениров, где можно прикупить сборы лечебных трав и всякие безделицы. Но, в общем и целом, на мой взгляд, ничего интересного, лучше бы остались релаксировать в Жемчуге.

(Очень понравилось необычное дерево, что встретилось нам на лесной тропе, растёт на обрыве, под ним яма и в корнях, словно нора, через которую можно пролезть)

К позднему вечеру усталые и сонные приехали в Иркутск, в заранее забронированную гостиницу «Фрегат» (ул. Байкальская, д.236 - 2200 р./номер), едва найдя силы на ужин, завалились спать по номерам.

Байкал курорт Листвянка, музей Тальцы

DSCN2567 DSCN2567

13 день (09.08.13): Иркутск - Байкал (Листвянка) - Усолье-Сибирское (Иркутская область) = 210 км

Подъём был, как обычно, к раннему завтраку, я еле подняла Диму с кровати, на что он сказал: «Я уже так отдохнул, что почти устал». Наши друзья уехали в аэропорт ещё с рассветом, потому что им нужно было возвращаться в Москву. А мы продолжили своё путешествие. Остался последний пунктик на Байкале, знаменитый курорт Листвянка, и я не оставляла мысль прокатиться по Круго-Байкальской железной дороге. Правда, мои вчерашние попытки приобрести билеты постигли неудачи, т.к. за день уже всё раскуплено, предлагали билеты только на 10 августа, но у моих родных уже всё расписано по плану, никаких задержек, впереди путь домой, и идея заехать отдохнуть на турбазе Абзаково на Урале. Наш девиз в этой поездки: Бежим, бежим отдыхать, а то опоздаем, пропустим, не успеем отдохнуть!

Приехали в Листвянку, сразу видно – туристический центр Байкала. Посёлок не большой, но цены выше на сувениры, жильё и питание, в ряд стоят небольшие, но богатые отели, в порту много частных катеров предлагающих водные экскурсии. С КБЖД нас сразу обломали, сказав, что поезд ушёл и вообще ходит не часто, но предложили взамен посмотреть на железную дорогу с воды с остановками у тоннелей и высадкой на берег. Поскольку это был последний шанс, мы согласились. Катер нужно было подождать пару часов, поэтому мы с Димой пока отправились гулять по набережной, отец с дядей Пашей на рыбалку на Ангару, а мама, тётя и сестра захотели посетить нерпинарий (единственный в России, находится именно здесь).
В
Катер Вега пришёл красивый, аренда его нам обошлась 9000 р. на 3 часа.
Нас катали по окрестностям, показали шаман-камень (он едва виден из воды, на том месте, где Ангара впадает в Байкал), провезли мимо первой станции КБЖД и до туннеля, высадили на берег, мы ходили по рельсам, прошли сквозь гору по туннелю и вернулись на катер.
Что примечательно, в небе стояла всё та же дымка, сквозь которую пробивалось солнце, но отплыв от берега, мы видели синеву Байкала, неописуемо красивый
пейзаж гор у воды и каменистое дно, сквозь прозрачную воду видневшееся даже на глубине 30 метров. После водной прогулки мы решили напоследок посетить архитектурно-этнографический музей «Тальцы» http://www.talci.ru – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XX вв. народов Прибайкалья.

Он DSCN2665расположен вблизи Листвянки. В музее ретроспективно воссоздано четыре историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Территория музея оказалась довольно большой и колоритной, поэтому мы потратили там много времени, там же и пообедали и уж после поехали в обратный путь. Но к вечеру мы смогли уехать только за 80 км за Иркутск и стали искать ночлег в посёлке Тельма или Усолье, уже темнело, по словам местных, гостинец тут нет, и вот придорожный отель, пошли брать не глядя. И только потом поняли, что это местный бардель с сауной. Деваться некуда, уже уплачено, и спать охота, поэтому так и заночевали в номере без окон с огромными железными кроватями и протёртыми матрасами (1200 р./номер).