Арктика / Автотуризм
 

На автомобиле к Северному полюсу за 38 дней

10 марта - 27 апреля 2009 г.
28 марта 2009 г.

Сегодня экспедиция, двигаясь на север и проехав 33 км, удалилась от места ночёвки на 21,4 км. На протяжении дня «Емелю 1» вели поочерёдно Афанасий Маковнев, Николай Никульшин, Алексей Ушаков. «Емелю 2» – поочерёдно Василий Елагин и Владимир Обиход. Утром ремонтировали сломанный вал, время ремонта – 3 часа. На пути под колёса попадались большие ледовые торосы (скорость нашего движения 5 км/ч) тонкий лёд (скорость движениябы вовремя прибыть вечером на ужин к своему любимому блюду: строганине из муксуна, крупные 45 км/ч), ровные снежно-ледовые поля (скорость 25 км/ч). Наша разведчица и охранительница Лиса нигде не отставала, что стружки которого в таких случаях подают охлаждёнными до -35°C. Этот «ресторан» располагался на широте N81°40,538', E104°37,112' на 20:30 по московскому времени.
29 марта 2009 г.

Весь день двигались на север. Пройдено 28 км. Удалились от места ночёвки на 20,9 км. Всего со дня старта нами пройдено 495 км. Фактически сегодня завершён тренировочно-обкаточный период. Экспедиция набрала обороты. Команда стала слаженным коллективом. Преодолев страх перед тонким льдом и открытой водой мы приобрели бесценный опыт для дальнейшего пути. На «Емелях» теперь не только легко едем по торосам, но и научились на большой скорости проезжать по тонкому (15 см) гибкому льду не проваливаясь. Наша экспедиция называется Морская, но по морю мы едем «аки посуху», поэтому мы продолжим измерять пройденный путь в километрах, а вот приближение к заветной цели – Северному полюсу – будем измерять в морских милях. В направлении к полюсу 60 минут каждого градуса равны 60 морским милям (1 морская миля – 1852 м). Сегодня, когда экспедиция вошла в 500-мильную зону до полюса, мы подняли на высоком флагштоке, установленном на прицепе, флаг Военно-морского флота СССР с красной звездой и серпом и молотом. На закате остановились на ночёвку на берегу очередного канала. До полюса 488,3 мили. Вечером приходил молодой медведь. Лиса залаяла, а мы бросились хватать фото- и видеокамеры. Медведь устроил между машинами игру с Лисой в догонялки. Только три выстрела из карабина рядом с медведем остудили его пыл и он нехотя пошёл в торосы. Лиса, наша отважная боевая подруга, получила в награду большой кусок муксуна. Координаты местонахождения на 21:40 по московскому времени N81°51,706', E104°46,013'.
30 марта 2009 г.

Утром экспедиция не смогла продолжить движение в штатном режиме. За ночь температура опустилась до -45°С. Дул сильный ветер. И утром для запуска двигателей потребовалось вынуть аккумуляторы (у нас их по два на машину) из нижнего отсека, чтобы расположить их повыше над горящим примусом и подогреть электролит. После этой ювелирной процедуры двигатели были запущены, и экспедиция продолжила движение к полюсу по материку под названием «Северный Ледовитый океан». Материком сегодня мы его назвали потому, что пересекли бесчисленное количество рек и озёр. И даже были свидетелями «тектонических» процессов, когда только что прорубленная через торосы дорога исчезла за пять минут под надвинувшимися плитами льда. Мной, как кинооператором, неожиданно для самого себя было сделано открытие третьего измерения видеозаписи: первое – изображение, второе – звук, а о третьем я расскажу подробнее. Камера была установлена на штативе на большую плоскую глыбу льда на вершине тороса, а зум был настроен на максимальное приближение. Камера снимала «Емелю 2», едущего в 300-х метрах от меня по противоположному берегу большой реки. И камера записывала звук треска ледяных глыб под ногами. Одновременно она была ещё и сейсмическим датчиком, иногда вздрагивая вместе со льдиною и сотрясая изображение. Путь на север привёл нас в совершенно новую местность. Это были высокие гряды голубого льда. Когда мы прорубили пешнями взъезд и «Емели» заехали внутрь в долину между гряд, то ветер исчез и стало тихо. Здесь был совсем другой микроклимат. «Емели» проехали по глубокому оврагу, совсем скрываясь из вида, выехали на равнину и остановились в точке N82°02,823', E105°11,312' на 22:00 по московскому времени. Сегодня мы удалились на 23,3 км. До полюса – 480 морских миль.
31 марта 2009 г.

Утром мы находились в зоне сильного торошения льда. «Река», на берегу которой мы ночевали, прямо у нас на глазах с треском сузилась и превратилась в ручей. Лёд полопался у нас под ногами, а некий невидимый «инженер» за считанные минуты соорудил ледовый мост, состоящий из нагромождения голубых угловатых льдышек размером с «Емелино» колесо каждая. После переправы держим курс строго на север. Сегодня впереди едет «Емеля 1» с двумя пешнями на бампере. Через несколько километров быстрой езды (10-15 км/ч) дорогу пересекает широкая река, частично закрытая молодым льдом, но с чёрной полосой открытой воды, куда мы немедленно заглянули. Дна не видать! Оно на 3000 метров ниже нас и называется «Котловина Нансена». Нам-то легко узнать глубину океана, всего лишь взглянув на современную карту и зная свои координаты с помощью системы GPS. А вот почти 120 лет назад норвежцу Фритьофу Нансену с командой, чтобы узнать глубину океана под килем своего вросшего в лёд корабля «Фрам», приходилось опускать стальной трос на дно, а затем вручную наматывать три километра троса обратно на барабан. Но даже 120 лет спустя, в наше время, у нас на маршруте тоже много ручной работы. Надо пешнями дробить глыбы торосов, откидывать руками большие куски льда из под колёс «Емель». Или вручную перетаскивать груз и прицепы через гнилые места с таким тонким льдом, который «Емеля» может проскочить только без прицепов и на большой скорости, а за ним лёд вздыбливается волной, но не ломается. К вечеру поверхность льда изменилась, превратившись в заснеженные поля, солнце ушло за облака, и рельеф водителям стало плохо видно, поэтому решено остановиться пораньше. Ночуем в точке N82°18,549', E105°09,513' на 22:15 по московскому времени.
1 апреля 2009 г.

Утром экспедиция разделилась на две части в поисках переезда через очередную трещину-реку. «Емеля 1» поехал налево, «Емеля 2» – направо. Оба экипажа нашли по ледовому мостику, но переезжать лучше не по отдельности, а всем вместе, т.к. вторая машина может помочь первой, если та провалится колесами в воду. Николай Никульшин зовёт по радио: «Езжайте ко мне налево, здесь около айсберга есть проход!» Другой экипаж отвечает: «А у нас тоже хороший проход». Николай сообщает: «Тут на айсберге вижу автограф «Здесь был Чу…», дальше отколото». Из «Емели 2» Сергей Ларин по радио вопрошает: «А какого года автограф?». Владимир Обиход включается: «Надо же, интересно, едем к вам». Трещину переехали, дальше попались движущие льдины, на границе которых лёд вздыбливался полутораметровой толщины плитами, трещал и скрипел, плиты вертикально поднимались и опускались под воду, а на их месте вода вскипала пузырями. Подъехали к очередной чёрной трещине шириной 3 метра. На поверхности воды красивый снежный узор. Цвета: белый, серый, черный и нежно-зелёный. С Алексеем Шкрабкиным вспомнили проезд кинокамеры над каналом в «Сталкере» Андрея Тарковского. Вдруг за 20 секунд трещина сошлась. Мы крутим руками, подаём сигнал Николаю Никульшину: «Скорей подъезжай». Не успел он подъехать, трещина разошлась на 1 метр и её берега поехали параллельно друг другу со скоростью 3 метра в минуту. Потом всё опять замерло. Мостик найден, перескакиваем. Дальше – больше. Просто едем со льдины на льдину, трещины с водой вокруг нас, но – о, чудо! – удаётся перескочить. Разведчики на «Емеле 2» уехали вправо искать проход. Вернулись, проход не нашли, но сообщили, что видели во льду вмёрзшую лыжу и сквозь лёд смогли прочитать процарапанные инициалы «В.Ч.». Проверять мы не стали, некогда, только посетовали на разведчиков, что те даже не сфотографировали лыжу. Так, в трещинах, в разводьях, скрипе и грохоте прошёл день и наступила белая ночь на широте N82°43,178', E105°52,451' на 22:40 по московскому времени. По одометру экспедицией пройдено 633 км. Сегодня проехали 64 км, удалились на 47 км. До полюса остаётся 463 морских мили.

Комментарии
Юрий Жерняк13.02.20, 14:37
Очень увлекательно 
Спасибо 
Спасибо за материал. Побольше бы таких отчётов. Для туристов здесь очень много полезного
Editor11.02.10, 09:19
А никто и "не равняется" здесь... просто примите как историю из чужой жизни ;) 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Арктика
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: