Арктика / Автотуризм
 

На автомобиле к Северному полюсу за 38 дней

10 марта - 27 апреля 2009 г.
2 апреля 2009 г.

Сегодня мы опять встретили на своём пути трещины, разводья, торосы и открытую воду. Только теперь всё это нам досталось ещё более охлаждённым, чем обычно. Сегодня температура воздуха была ниже -45°С с сильным ветром. Наши оранжевые куртки хрустели как фанерные, на ресницах вырастали длинные снежные кристаллы, а под носами такой же длины ледяные сосульки. Но даже в такой мороз пришлось устроить заплыв «на байдарках и каноэ» ради спасения нашего четвероногого члена экспедиции. Лиса, ожидая, пока мы вырубим дорогу через зону торошения двух соприкоснувшихся больших ледовых полей, прилегла за вертикально стоящей льдинкой и заснула. В это время у «Емели 1» на переезде сломался рычаг подвески и машина зависла на границе ледовых полей. Как только «Емелю 1» вытянули другой машиной и последнее колесо прицепа оказалось на твердой поверхности, поля разошлись, а Лиса осталась спать на той стороне. Разделяющая нас трещина быстро увеличивалась. Механики приступили к ремонту подвески, а мне на резиновой лодке пришлось плыть за Лисой. Посадить её в транспортное средство всегда было не простой задачей. Мы уверены, что она поставила себе цель честно добежать до полюса своими ножками, считая езду в кабине автомашины неспортивной. В лодке она ещё ни разу не была. У края трещины, куда я причалил, была мокрая шершавая поверхность. Там Лиса сдаваться не захотела, а вот подальше на мягком снежку сразу легла и далась мне в руки. После этого мы вдвоём прыгнули в лодку и ребята вытянули нас обратно кевларовым тросом через свежий ледок. Доктор Сергей Ларин, державший себя в руках целую неделю, крепко выругал разгильдяйку в воспитательных целях. За время ремонта дрейф льда унес нас на 5 км южнее. Такое упущение надо было навёрстывать, поэтому ехали по ровным полям до 12 часов ночи, т.к. темноты совсем нет. Под вечер Василий Елагин переезжал 10-метровую трещину. Когда передние колёса «Емели2» уже были на твёрдом бруствере под задним мостом проломился лёд. Оба прицепа так же оказались в воде, а вокруг них плавали тонкие льдины. Сергей Ларин быстро наладил ледовый крюк и систему блоков для облегчения работы механической лебёдки «Емели 2». 10 минут слаженных действий экипажа и машина и прицепы уже были на берегу. Здесь же на ровном поле встаём на ночлег в точке с координатами 82°50,598', 106°12,222' на 00:40 по московскому времени. За весь день пройдено 49 км, удалились на 14,3 км. До полюса осталось 430 морских миль.
3 апреля 2009 г.

Экспедиция вечером находится в точке 83°07,607', 106°29,070' на 23:00 по московскому времени. За день проехали 41 км. Удалились от места вчерашней ночёвки на 31,6 км. До полюса – 412 морских миль. Погода стоит ясная, морозная, с ветром, тосол от мороза превратился в гель. Медведей нет – собака скучает. Видимо от скуки Лиса решила учиться на механика. Утром она утащила у Владимира Обихода болт на 17. Володя без болта не может закончить работу, ищет его в снегу, а Лиса сидит за колесом с болтом, прилипшим из-за сильного мороза к её языку и трясёт головой. Наконец болт отклеился и упал в снег. Тут-то его и нашёл Владимир, сильно удивленный, как этот болт проделал такое расстояние. Вечером у «Емели 1» от вибрации отломился глушитель около выхлопного коллектора. Останавливаем машины в метре друг от друга, соединяем толстыми проводами все аккумуляторы. Теперь четыре параллельно соединённых аккумулятора позволяют нам заварить глушитель электродом 3 мм. После этого запускаем двигатели и едем ещё час, чтобы подзарядить севшие аккумуляторы. Так они продержат заряд всю морозную ночь и утром легко запустят двигатели.
4 апреля 2009 г.

Сегодня члены экспедиции узнали, как опасно ходить по льдам в одиночку. Перед очередной трещиной мы все разбрелись в разные стороны, ища надёжный переезд для автомобилей. Чтобы определить надёжность льда, мы пользуемся пешнями. Если с одного удара пешней лёд не пробивается насквозь и не выступает вода, значит он достаточно крепкий, чтобы выдержать машины и прицепы. Около одной из полыней уже были наши следы с обеих сторон, но в середине лёд был слишком тонкий, чтобы на него наступать. Доверившись следам на краю полыньи, в середину шагнул Николай Никульшин и сразу оказался по грудь в воде. Сухая одежда сначала вытолкнула его вверх и он успел развернуться. В следующий момент Николай попытался грести ногами, чтобы высунуться надо льдом, но одежда уже набрала столько воды, что гребок не получился, а Николаю показалось, что его кто-то тянет за ноги вниз. От этого в его глазах застыло удивление, которое увидели Василий Елагин и Владимир Обиход, бросившиеся на помощь. Им пришлось тянуть из воды уже не 80 кг веса Николая, а все 150. Никульшина спасли и отправили переодеваться в машину и сушить одежду на горячем двигателе. Проход нашли, трещину переехали. Так начинался наш обычный арктический день, за который мы смогли поехать 53 км, удалившись на 40,9 км. Сейчас мы ночуем в точке с координатами 83°27,063', 106°20,593' на 00:10 по московскому времени. До полюса 393 морских мили.
5 апреля 2009 г.

Мы сегодня проехали 42 км. Удалились на 28,6 км. Координаты N83°42,497', E105°15,505' на 21:40 по московскому времени. Лёд, на котором мы находимся, дрейфует к западу со скоростью 0,8 км/час. Такой дрейф нас не удаляет и не приближает к полюсу, до которого остаётся ещё 6°15,5', или 375,5 морских миль. Но прямыми здесь бывают только грани треснувшего льда, а наш путь извилист и труден. Сегодня к сильному морозу добавился ветер и работать на улице стало ещё холоднее. Щёки и нос прихватывает морозом очень быстро, спасает активная работа пешнёй и лопатой, когда требуется помочь «Емелям» проехать гряду торошения. На 83-ем градусе ровных полей стало больше, а лёд – толще. Это паковый многолетний лёд. Сегодня к нашему удивлению мы подъехали к айсбергу высотой 10 м. Откололи от айсберга немного пресного льда и сейчас на нём готовим ужин из сублимированных продуктов. Все участники чувствуют себя хорошо и передают привет родным и друзьям!
6 апреля 2009 г.

Сегодня мы проехали 56 км, удалившись на 38,8 км к северу. Ехали по паковому льду. Здесь торосы огромные, с метровыми ступенями наехавших одна на другую льдин. Пробив в гряде торосов дорогу, можно несколько километров ехать до следующей гряды по относительно ровной поверхности. Для «Емель» мелкие льдины и метровые пологие заструги – это простая хорошая дорога. Здесь движемся со скоростью 10-15 км/час. Машины в течение дня мы ведём, сменяя друг друга, и даже успеваем поспать на ходу. Мороз сильный, но ветер стал слабее, и сразу чувствуется, что день теплее. Мы все одеты в тёплую одежду «Red Fox». Обувь тоже тёплая. На ногах меховые носки, фетровые вкладыши и ботинки «Baffin». Вечером переобуваемся в валенки с меховыми чижами. На руках толстые меховые рукавицы или двойные флисовые перчатки. Когда я вечером вёл машину, то вдруг заметил, что горизонт выравнивается и за рваной линией торосов виднеется ровная белая полоска, а за ней тёмная полоса «водяного» неба. Очень скоро торосы кончились, и мы оказались на берегу огромной полыньи, покрытой тонким льдом до самого горизонта. Полынью мы в шутку назвали «Река Волга», такой широкой мы ещё не встречали. Здесь на берегу реки остановились на ночлег. Координаты N84°03,157', E103°58,704' на 22:30 по московскому времени. По спутниковому телефону связались с нашим штабом в Москве, где Виктор Скляров получает аэрокосмические снимки, расшифрованные сотрудниками Института Арктики и Антарктики. Виктор сообщил, что эта полынья на снимках тянется с юго-востока на северо-запад, а вчера наша ночёвка была совсем недалеко от её берега. Теперь я понимаю, почему вчера весь день чувствовал в воздухе запах водорослей, но мне никто не верил, говоря, что это всё ещё пахнет закипевшим утром в «Емеле 2» тосолом. Виктор рекомендует завтра двигаться вдоль полыньи на северо-запад. На снимках он видит сужение полыньи в районе 96° восточной долготы.
7 апреля 2009 г.

Экспедиция сегодня вынуждена была повернуть, чтобы объехать большую полынью на расстояние 3 км на юг, а затем на северо-запад. Сейчас мы находимся в точке 84°12,571', 100°07,7265' на 22:15 по московскому времени. Мы проехали 58 км по зоне сильно разрушенного льда с большими разводьями с тонким льдом, который едва держит машину с прицепами. Наше удаление на северо-запад – 44 км. До полюса 347,5 морских миль. Ночевать не будем, спим по очереди на ходу, двигаемся дальше.
8 апреля 2009 г.

Всю ночь с 7 на 8 апреля мы двигались по краю полыньи по тонкому льду на северо-запад, ища проход на север через эту самую полынью. В четыре часа утра «Емеля 1», проломив под собой лёд, ушел в воду. Шесть колёс не дают машине утонуть, в воду погружается только половина колеса. Сергей Ларин налаживает систему тросов, чтобы вытащить провалившуюся машину через блок. «Емеля 2» въехал на толстый лёд, чтобы вытащить «Емелю 1». Передние колёса «Емели 1» ломают лёд. Алексей Ушаков и Алексей Шкрабкин раскалывают лёд перед колесами, облегчая машине путь наверх. Одно неверное движение и пешня пробивает шину-оболочку. Пузыри в воде показывают место прокола. Стоя рядом на льдине, затыкаю прокол пальцем. Рука сильно мёрзнет, но сейчас важно сохранить воздух в шине. Василий Елагин на «Емеле 2» натягивает трос, а трое ребят повисают на борту провалившейся машины, чтобы выровнять сильный крен. Наконец с шумом и брызгами машина вскарабкивается на лёд, а за ней и прицепы. Потери: проколотое пешней левое переднее колесо и оторванное ухо поворотного кулака ступицы правого переднего колеса. Ремонтируем поломку несколько часов в авральном режиме. Все сильно мёрзнем. Утром, позавтракав, сразу ложимся спать. Находимся в точке N84°18,883', E99°39,476'. В полдень просыпаемся и Василий Елагин отправляет меня и Владимира Обихода на ледовую разведку пешком через полынью. Через три часа блужданий по тонкому льду мы убеждаемся, что у экспедиции есть шанс проехать почти до половины, пробираясь с островка на островок, а оставшиеся 150-200 м совсем тонкого льда надо будет проламывать и вытягиваться на ту сторону полиспастом (системой блоков и тросов). К семи вечера по телефону поступает свежая информация из штаба от Виктора Склярова: судя по последнему аэрокосмическому снимку, нам следует продолжать двигаться на северо-запад за 99-ый градус восточной долготы и там искать проход через полынью на север. До этого места около восьми километров. Сразу же выезжаем туда. Едем по краю полыньи вдоль южного берега, тщательно проверяя тонкий лёд перед собой. Когда разведка даёт добро, машины разгоняются до 20-23 км?час по ровному, но коварному льду. Кое-где позади прицепов лёд подламывается и выступает вода, но машина успевает на скорости миновать это место. Двигаясь таким порядком, мы добираемся до указанной точки N84°22,124', E98°42,598' (на 23:00 по московскому времени). Здесь будем ночевать, а пока разведчики Сергей Ларин и Владимир Обиход, связавшись, как альпинисты верёвкой, выходят на разведку по тонкому льду. С видеокамерой и трёхметровым шестом иду неподалеку от них, чтобы запечатлеть подвиг разведчиков для истории.

SMS от 8 апреля. «Завидую вам белой завистью:-) Горд за нашу страну, в которой есть такие несгибаемые люди с золотыми руками. Удачи и прочного льда. Андрус.»

Комментарии
Юрий Жерняк13.02.20, 14:37
Очень увлекательно 
Спасибо 
Спасибо за материал. Побольше бы таких отчётов. Для туристов здесь очень много полезного
Editor11.02.10, 09:19
А никто и "не равняется" здесь... просто примите как историю из чужой жизни ;) 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Арктика
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: