Арктика / Автотуризм
 

На автомобиле к Северному полюсу за 38 дней

10 марта - 27 апреля 2009 г.
22 марта 2009 г.

Идём в море курсом 50 градусов. Координаты местонахождения на 12.00 по московскому времени N80°16,464', E97°45,406'. В полдень вышли из пролива Красной Армии и на одном из островов забрали оставленное нами в прошлом году топливо.
Идём в море курсом 45 градусов. Скорость 18 км/час. Через час начинаются торосы, скорость снижается. В 19:30 остановились на большом ровном ледовом поле: со всех сторон торосы высотой до полутора метров. Решаем встать на ночлег. За этот день проехали 98 км. Мороз, ветра нет. Ребята готовят ужин, а я иду в торосы с видеокамерой. Делаю медленную панораму с рук: на переднем плане собака Лиса спит в уютной снежной ямке, а на заднем плане наши алюминиевые машины среди сиреневых льдин. Ужинаем строганиной из муксуна, сублимированным борщом с салом. Пьём горячий чай с шоколадом и лимоном. Координаты местонахождения на 19:40 по московскому времени N80°29', E95°16'. Алексей Шкрабкин целый день сочинял стихи, на короткой остановке около айсберга он вышел покурить и замечтался. Мы поехали, а он остался. Его подобрал Вася Елагин. Этот эпизод напомнил нам нечаянно оставленного Чуковым в 2007 году на Печоре Илью Фрейдовича. Про тот смешной случай мы тогда сочинили песню и теперь я спою её Алексею:

Учёный большой стратегический
надежда семьи и страны
бредёт по пустыне Арктической,
блестят на нём шлём и штаны

Под шлёмом вращается искренний,
терзающий душу вопрос:
«По что же мои сотоварищи
умчались за дальний торос?

Не щёлкать мне больше орешечков,
не грызть своего сухаря!
склюют меня в темечко пташечки,
и сгину во льдах я зазря! (для страны)

Пусть оставлен один! В одиночку я
докую свой последний патрон!
Брошусь мозгом на штурм и, всю ночь куя,
утром выдам новейший клистрон (для страны)!»

Он всю ночь, замерзая, чертёж рисовал,
оборону страны укрепляя.
Лишь под утро был найден и каждый вставал,
сотоварищу честь отдавая.

В глыбу льда заморожен, доставлен домой.
Кто увидит, тот плачет, рыдая:
он чертёж держит левой замёрзшей рукой,
карандашик из правой роняя.

У меня борода уже стала седой,
с головы волосья выпадают!
Ну, а он в мавзолее такой молодой
и во льду никогда не растает!

24 марта 2009 г.

Движемся на север, северо-восток. Координаты местонахождения на 6:30 по московскому времени N80°49,900', E101°32,012'. Сегодня отметили день рождения Афанасия Маковнева ударным автопробегом по плавучим льдам Северного Ледовитого океана. Пройдено 60 км. Удаление от ночёвки на 51,6 км. Пересечён 81° северной широты. До полюса — 1004 км. Это был насыщенный день. Утром Николай Никульшин на «Емеле 1», пересекая по молодому льду 50-ти метровую трещину, проломил лёд. Освобождение машины из ледового плена длилось 40 минут с использованием троса и лебёдки. Василий Елагин на «Емеле 2», подобрав все четыре прицепа, проехал вдоль трещины на 300 метров и нашёл прочный переезд. Потом было много торосов и много ровных ледяных полей с простыми трещинами. Под вечер заехали на большие разрозненные льдины, где потребовались наши дюралевые пятиметровые лестницы. По одиночке машины без труда проехали по импровизированным мостикам, а прицепы проваливались колёсами в воду. Снова полиспаст, блоки и дружная матросская работа по перетягиванию каната на «раз-два взяли» и «держим-держим». Так, взявшись за короткие мачты на прицепах, мы вытаскиваем провалившееся колёсо из-подо льда, а машиной вытягиваем весь автопоезд на ровное место. Под конец пришлось торопиться, т.к. льдины начали двигаться под влиянием восходящей луны. Лёд заскрипел, и через минуту след от «Емели 2» исчез в нарастающей гряде торосов. Но мы уже были на следующем огромном поле льда, по которому помчались со скоростью 18-20 км/час. Полтора часа хорошей езды, и – остановка на ночлег и праздничный ужин с поздравлениями от друзей и зачитыванием приветственных SMS. Координаты местонахождения на 20:54 по московскому времени N81°00,767', E102°36,991'.
25 марта 2009 г.

Сегодня проехали по крепкому льду 29 км. На 81°09' северной широты выехали к большому каналу с тонким льдом шириной до 450 м. Ширину определили при помощи бинокля с лазерным дальномером. Лёд двигался со скоростью 1м?мин. Мы установили вешки, чтобы следить за его движением. В течение часа измеряли ширину пролива. Она уменьшилась на 20 метров. Но всё равно у нас не хватает верёвок, чтобы пересечь этот широкий канал. Проехали 5 км, пытаясь найти более узкое место. Его указали два медведя. В бинокль мы увидели, как с противоположного берега по тонкому льду к нам двигалась медведица с медвежонком. Лёгкий медвежонок шёл пешком по тонкому льду, а тяжёлая медведица, проломив лёд, догоняла его, плывя под водой. Она пробивала лёд снизу головой, вдыхала воздух и опять заныривала под лёд. Когда медведи вышли около нас на берег, собака Лиса залаяла и смело бросилась в атаку, прогоняя их прочь от машин. Медведи решили с ней не связываться и вернулись на ту сторону, смешно раздвигая задние лапы и скользя ими по тонкому льду. Эта тактика позволяла медведям не проваливаться. Коля Никульшин тут же использовал этот приём, переправляясь в резиновой лодке на другую сторону канала на разведку. А после разведки мы перетянули его на наш берег верёвкой. Затем проехали на восток несколько километров вдоль канала. Найти более узкое место не удалось и мы связались по телефону со специалистам ледового центра Института Арктики и Антарктики, которые сообщили об ещё одном широком канале с открытой водой впереди по курсу движения экспедиции. Ночуем на твёрдом льду на берегу канала. Утром начнём переправу. Координаты местонахождения на 21:00 по московскому времени N81°09,864', E103°28,838'.
Афанасий Маковнев

Сегодня экспедиция решала задачу нахождения приемлемого пути через полынью. Мы обратились с просьбой о помощи в ГУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» ГУ ААНИИ. Выражаем признательность руководителям Центра «СЕВЕР» и сектора ЦЛГМИ ААНИИ за оказанное содействие. В результате мы получили рекомендации по маршруту движения и спутниковый снимок ледовой обстановки в районе движения. Вот что нам сообщили: "По нашим данным экспедиция сейчас находится перед разводьем шириной 200-500 метров, простиравшимся в направлении восток-запад. На широте N81°17' находится еще более широкая полынья шириной 400-1000 метров, ориентированная так же. Это типичное направление разводий в этом районе. Севернее N81°17' расположен еще ряд разводий. Необходимо отметить, что к северу от широты N83°-N84° разводья обычно имеют направление 270-320 градусов. Ширина их составляет 100-1000 м., толщина льда 10-30 см."
Виктор Скляров, штаб МЛАЭ
26 марта 2009 г.

Переночевав на южном берегу широкого канала с открытой водой, экспедиция с утра начала переправу автомобилей и прицепов на северную сторону. Сначала к «Емеле 1» мы привязали кевларовый трос, затем Афанасий Маковнев и Николай Никульшин переправились на ту сторону на резиновой лодке и перетянули туда 200 метров верёвки. Николай вернулся на южный берег, а Афанасий забил в лёд кованый крюк (он похож на фифу для ледолазания) и повесил блок с тросом. Второй конец троса вернулся с Николаем на южный берег. Василий Елагин на «Емеле 2» с привязанным к его машине тросом поехал от канала на юг и потянул Николая Никульшина на «Емеле 1» на север. «Емеля 1» съехал с берега в воду и поплыл через канал. Почти весь канал был покрыт молодым мокрым льдом ниласом толщиной 15-17 см. Этот лёд хорошо держит пешего человека без лыж, но машине приходится пробиваться через него, подминая и ломая его передними колёсами. Командовал такелажными работами на северном берегу Сергей Ларин, ему помогал Алексей Ушаков. Когда Николай Никульшин выехал на северный берег, воды в машине не было ни капли и он смог сразу потянуть за собой тросом «Емелю 2» с четырьмя прицепами. Вся эта кавалькада, похожая на плавучий паровоз с вагонами, благополучно съехала в воду и выехала на северном берегу. Мы быстро собрали лодку, верёвки, карабины, блоки и поехали вперёд. Но тут случилась поломка рычага поворотного кулака на прицепе. Ремонт остановил нас до вечера, но всё равно сегодня мы уже были севернее нашего прошлогоднего рекорда, т.е. мыса Арктический. Координаты местонахождения на 19:45 по московскому времени N81°16,777', E103°48,017'.
27 марта 2009 г.

Рано утром мы выехали из точки ночёвки N81°16,8' в восточном направлении в поисках ледового переезда. Через 4 км мы нашли мостик, состоящий из молодого льда, толщиной от 10 до 15 см, и прошли по нему пешком 2 км, проверяя пешнёй крепость льда. Убедившись, что лёд выдержит вес пустой машины, начали переправу. Оставив прицепы, Афанасий Маковнев и Николай Никульшин на «Емеле 1», разогнавшись до 35 км/ч, выскочили на молодой лёд замёрзшего канала. Гоня перед собой волну всколыхнувшегося морского льда, помчались на северный берег. Дорога, помеченная нашими следами, была не прямая, а извилистая. Она петляла от островка к островку более плотного белого льда, через полосы серого мокрого молодого льда. Убедившись по радио, что «Емеля 1» уже на том берегу, таким же порядком стартовал Василий Елагин на «Емеле 2». Все четыре прицепа остались на южном берегу. «Емеля 2» на скорости 45 км/ч так же благополучно добрался до другого берега. После этого мы втроём пешком вернулись на южный берег к прицепам с топливом и продуктами. Здесь всемером впряглись в постромки и потащили по отдельности каждый прицеп на ту сторону на расстояние 2 км. Алексей Шкрабкин получил боевое арктическое крещение, провалившись под лёд по грудь. Купание в морской воде (-2°) очень бодрит, даже если купаться в одежде. На переправу ушло три часа. После этого мы пересекли ещё 4-5 более-менее мелких каналов (но без купания «коней»). К 20.00 мы остановились на ночлег. Координаты местонахождения на 21:06 по московскому времени N81°28,659', E104°34,323'.

Комментарии
Юрий Жерняк13.02.20, 14:37
Очень увлекательно 
Спасибо 
Спасибо за материал. Побольше бы таких отчётов. Для туристов здесь очень много полезного
Editor11.02.10, 09:19
А никто и "не равняется" здесь... просто примите как историю из чужой жизни ;) 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Арктика
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: