Вернулись в район Поднебесных Зубьев через пять лет. Многое изменилось, но впечатления те же - СУПЕР!

Вставленный параграф

Тигиртиш-ностальжи

Небольшие выписки из дневника…

10 августа / вечер.

Мы едем в поезде Новокузнецк-Абакан. Нас семеро, хотя вначале собиралось вообще четверо. Рядом группа из Москвы, их 37 человек. Онитоже едут на Тигиртиш (Поднебесные Зубья), как и мы, но в первый раз…

11 августа / день.

Ночевали мы у переправы возле железной дороги. Всю ночьходили поезда – ощущение, будто едут прямо по нам.

Встали в 8-00. Солнце. Переправились через реку Томь и ушлипо тропе, хотя перед этим еще пытались найти МЧСовцев, чтобызарегистрироваться. Бестолку, просто оставили им записку…

Вскоре пошел дождь, но обедали у ручья Алгуй при солнышке ибез дождя. Правда, потом опять вымокли под дождем, пока дошли до Тальковогокарьера.

12 августа / день.

Пройдя вчера перевал Алгуйский, мы спустились на километрвниз по течению Куприяновского ручья и здесь встали на ночь. С этого местахороший вид вершины Трех Дураков. По пути же нам постоянно попадались группышкольников, которые шли на выход из района. Оказалось, что в этом районе, аименно на Куприяновской поляне, проходил Джамбори – слет православных скаутовКемеровской области. Было их более 200 человек.

Сегодня утром мы вышли только в 11-00 – долго собирались.Вчера прошли 12 км.Шли до Куприяновской поляны целых полтора час (а каких-то 4 км). Тропа сырая, грязная искользкая. На одном из крутых спусков Аня соскользнула и катилась метров 5 дореки.

Периодически шел дождик. Но во время обеда послеКуприяновской снова было солнышко. Даже настроение у всех улучшилось. Виталяшел в сандалиях – легко мыть и марать в грязи не жалко, но скользко. Но дождь иубитые тропы сделали свое дело – все к вечеру устали и до ручья Высокогорногоне дошли. Встали на ночь у Казыра (река такая) на небольшой удобной стояночке. Прошлиже всего 10 км.

13 августа / утро.

Казыр ревет так, что часто приходится кричать, чтобы кто-то тебяуслышал. Сегодня снова идет дождь. Вчера же вечером тучи разошлись, было оченьхорошо. Сушились у костра.

Вышли сегодня без завтрака, так как дежурные проспали…

14 августа / день.

До ручья Высокогорного шли еще целых полтора часа. А потомеще 2,5 часа до ручья Рамазин, где находится приют «Мазаевский стан». Прошли же12 км.Часто шел дождь – то мелкий, то ливнем.

На Мазаевском стане была уже одна группа из 13 человек. Онишли из Золотой долины, но из-за плохой погоды простояли двое суток на перевалеНГПИ, питаясь лишь конфетами и сухарями и сидя все время в палатках. Вместе сними мы и сушились под навесом у костра.

Сегодня у нас дневка, то есть идти никуда не надо. Простоотдыхаем. И моемся в баньке. Небо облачное, но, слава Богу, что хоть дождя нет.По горам ходит туман – то одни горы откроет, а другие закроет, то наоборот. Ноотсюда видны гора Пилы Тайжасу и пик Политехников.

15 августа / вечер.

К вечеру вчера совсем распогодилось – ночью были видны яркиезвезды, было холодно.

Встали, собрались и позавтракали – и вышли в 10-00. Сегоднянам через перевал надо выйти в Золотую долину. Группу разделили и шли срациями, позывные: Тюмень – Эстония. Час шли до слияния Казыра и еще одногоручья справа. И снова вверх – на перевал Карнизный, который местные называютКараташским.

Поднимались три часа. Уже на подходе начал дуть сильный ихолодный ветер. Сфоткались на память у перевального тура и пошли вниз по тропе.Крутая, каменистая, много кустов и ручьев, снежники. Идти было тяжело, Маша больноупала. Но дождя не было – только солнце и легкий ветерок. Да группа фотографовиз Кемерово (пять человек). Спустились к озеру Хунул-Хузух и встали нанебольшой полянке среди кедров. Прошли 12 км.

Только успели просушить палатки, как пошел дождь. Сидим впалатках и готовим ужин в тамбуре, на газу. Рядом еще одна палатка – в ней одинмужичок. Он ходит «в одинокого», здесь же в отпуске и хочет выйти к рекеБольшой Казыр через пик Гайдара.

16 августа / утро.

Спать вчера легли уже около одиннадцати часов. Ночь, несмотря на наши ожидания, оказалась теплой, хотя периодически накрапывал дождик.Сейчас же густой туман закрывает все горы вокруг. Да и не только горы, но и нас– видно всего метров на 50, а потом мгла. Хотим уйти сегодня к озеру Кара-Тас…

16 августа / вечер.

К 12-00 слегка распогодилось – туман немного рассеялся,долина приоткрылась. Мы уже позавтракали, а потому быстро собрались и в 13-20ушли дальше в долину. Тропа мокрая и часто идет то по низинам, то по кустам.Правда, иногда и среди кедров, и по курумникам. Но зато она хорошо видима.Перешли вброд (по камням) через ручей Хунул-Хузух. Здесь ручьем считаетсяводная преграда от 0,5 до 10-15 м шириной, а рекой – где-то от 15 м и шире. Вот речка МалыйКазыр шириной где-то 20-25 м,а ручей Хунул-Хузух – около 10 м…

По пути ели шикшу и чернику, ее в Золотой долине много. В17-00 вышли к озеру Малый Хунул-Хузух, где нашли удобную стоянку среди кедров.Здесь и встали – дождя нет, солнышко и облака, дрова горят сами по себе. Хорошо!Ниже по ручью стоят и фотографы. Прошли же сегодня 8 км…

17 августа / день.

Вчера вечером было все «супер» – мы отдыхали, стирались,грелись и сушились, кушали, общались. А из-за дождей это так редко получается!И спать легли уже после 23-00, а некоторые и в час ночи.

Ночью было ветрено, хотя и не холодно. Встали в 9-00,позавтракали и пошли налегке к озеру Кара-Тас. Решили сегодня сделать дневку, азавтра уходить из Золотой долины через перевал НГПИ. Трое остались на базе, ачетверо пошли. Взяли рации.

Ручей перешли вброд, правда Никита с Оксаной снимали обувь.Тропа идет четкая, но грязная после всех дождей. Виды шикарные – мы многофотографировали и снимали на видео. Грело солнышко. Прошли озеро Круглое,поднялись на увал, прошли мимо большого водопада (в высоту метров 50 или 70будет) и вышли к озеру Кара-Тас. Отсюда хорошо смотрятся гора Верхний Зуб игора Старая Крепость – высшая точка Кузнецкого Алатау и хребта ПоднебесныеЗубья.

Погрелись на большом камне у воды, съели «турбинки» и пошлиобратно. По пути все время рассматривали перевал НГПИ – нам через него завтраидти. До озера Круглого шли той же тропой, а потом ушли вправо вдоль ручья.Потом шли просто по карликовой березе, перешли по камням еще один ручей метров8 шириной и по старой тропе, которой редко пользуются, вышли к нашей стоянке.

Пока ходили, здесь прошел небольшой дождик. Наши отдыхали,ели чернику и готовили обед. Мы же находили 8 км.

17 августа / вечер.

После обеда Виталя с Машей ушли на хребет немного полазитьпо скалам. У нас же снова прошел мелкий дождик. Но после него сновараспогодилось – голубое небо и солнце. Маша с Виталей пришли часа через три, имочень понравилось и они много нафотографировали…

18 августа / день.

Спать легли после десяти. Ночь была теплая, но с дождем.Вышли в 10-00, после завтрака. Шли по старой тропе, которая местами вообщепропадает и теряется. А после водопада Каскадного ее вообще нет. Но к озеруХарлыгкель, которое у перевала, вышли за час.

Мы здесь ранее не бывали – очень красиво! Озеро большое,окрестные горы отражаются в нем, как в зеркале. Местами вода бирюзовая…

Обошли озеро справа и поднялись на небольшой увал. Тропа вначале была болотистая, и было много мошкары. Сейчас же ветер и солнышкопригревает.

18 августа / вечер.

Поднимались то по камням, то по еле различимой тропе.Оставили справа от нас ледник Тронова с одноименным перевалом. Потом пошликамни в рост человека и более. Прыгали по ним, как обезьянки. Но вскоре все жепришлось выйти на ледник и идти по нему. Шли осторожно, чтобы не провалиться.

После ледника пошла мелкая осыпь, а последние метров 100 доперевала лезли свободным лазанием прямо по камням. И уже на самой седловинеперевала зарядил крупный дождь с градом. Но мы взяли перевал! Слава Богу!

Уходили уже быстро – вправо и по перевальному плато вскоревышли к перевалу Карнизному. Здесь дорога была уже известна – рванули почтибегом вниз по тропе. К 18-30 пришли на Мазаевский стан к ручью Рамазин. Пусто. Прошлиза день 14 км.Мы расположились, и где-то через час подошла группа фотографов, которые шличерез перевал Карнизный…

19 августа / вечер.

Спать вчера легли почти в полночь. Ночь была ясной и оченьхолодной. Встали в 9-00, но собрались только к 12-00. Пошли опять двумягруппами с рациями. Тропа подсохла, но местами все равно грязно и скользко. Шлине торопясь, и после ручья Двойного обе группы соединились. Солнце радовало идарило хорошее настроение.

Так же не торопясь прошли ручей Высокогорный и на стоянкувстали снова на Казыре. Фотографы пошли дальше, мы же готовим ужин и моемся.Прошли сегодня 10 км.

21 августа / утро.

Вечером 19 числа помылись все – девчонки с горячей водой, апарни просто в реке. У Виталика даже сандаль уплыл…

Ночь на 20 число была холодной. Встали в 9-00, но собиралисьопять долго. Видимо то, что идем на выход, играет свою роль. Но небо чистое ияркое солнце – это то, о чем все мечтали. Даже жарко.

Шли не торопясь – фотографировали и ели ягоды. Но послеКуприяновской поляны, когда пошли вверх на Алгуйский перевал, стало невмоготу.Из-за жары дойти смогли только до той стоянки, где ночевали в самую первуюночь. Прошли за этот день 12 км.

Уже после ужина рядышком встали дяденька сдочкой-студенткой. И за общением с чаем выяснилось, что на перевале Карнизномони подобрали две банки сайры, которые и съели. Хорошо, что есть добрые люди наземле, оставили их путешествующим – сказали они. Но у Витали был шок! Он ведьих тащил всю дорогу и мечтал съесть, но потерял где-то на перевале (пакетпорвался). Мы все долго смеялись, но были рады, что кому-то они пригодились.Взамен они угостили нас медом и семечками.

Ночь была теплой, но с дождем. Сейчас все собираются. Сновалегкая морось…

21 августа / вечер.

На завтраке шиковали – рис с овощами, копченое мясо, щербетк чаю. Но вот вышли уже в 11-00. Так и шли под дождем с небольшими перерывами –Рубановский стан, перевал Алгуйский, приют «Снежный барс», Тальковый карьер ит.д.

К 14-00 вышли к реке Томь (прошли 12 км) и переправились налодке. За поход, таким образом, мы прошли 110 км – стандартная«единичка» (1 категория сложности). Уезжаем на электричке до Междуреченска. Наперроне снова встретили москвичей – они тоже едут домой…