Достопримечательности района

1.Монастырь Святой Екатерины

Здесь, по преданию, у неопалимой купины Моисей первый раз увидел Господа. Неопалимая купина присутствует и поныне, правда изрядно ободранная руками паломников. С технической точки зрения это один из самых хорошо сохранившихся раннесредневековых монастырей в мире. Он ни разу не разрушался и не перестраивался. К тому же это единственная христианская обитель, в которой есть мечеть. Монастырь включен в список ЮНЕСКО. Кстати, русское влияние в монастыре, до 1917 года было колоссальным. Многие постройки возведены русскими, колокола на колокольне – русские, первые исследователи книжных архивов монастыря – русские и т.д. И не удивительно, ведь в 1689 года Россия взяла Синайскую обитель под покровительство и с тех пор, в течении более чем 200 лет поддерживала материально. Сейчас связи вновь восстанавливаются и русская речь все чаще слышна у стен монастыря. Правда все больше не паломников, а пляжных туристов, приехавших на экскурсию из Каира (Хургады, Шарма и т.д.).

Попасть к монастырю очень просто. От деревни следует вернуться к развилке дорог (на «круг») и дальше повернуть по указателю в сторону монастыря. Вся дорога от деревни до монастыря занимает от силы минут 40 (2 км по дороге). Сам монастырь открыт для посещения только в первой половине дня с 9 до 12, все дни кроме пятницы и воскресенья. Поэтому сходить на прогулку к нему можно в любой из вышеозначенных дней, пораньше с утра. Это если вы хотите попасть во внутрь монастыря (открыто для посещения, правда, не больше четверти территории). Если же просто насладится видами монастыря и окрестностей, то советую приходить, когда монастырь закрыт для посещения, - намного меньше людей, а удовольствия больше. Кстати, если будете совершать восхождение на массив J.Safsafa, то вполне можно спуститься не коротким путем, а длинным, который проходит через несколько внутренних долин в массиве и в итоге приводит к монастырю. Очень рекомендую. Правда в этом случае спуск займет часа 2.5-3, не меньше.
2. Гора J.Musa (Синай)

На нее едут паломники со всего Света. Ей поклоняются и иудеи, и христиане и даже последователи Пророка Мухамада. Ведь она упоминается и в Торе, и в Библии, и в Коране, как место где Господь передал пророку Моисею 10 заповедей. Подобных гор (священных для представителей сразу нескольких религий) в Евразии всего 2 – Синай в Египте и Кайлаш* в Западном Тибете. Отрицательной стороной такой популярности является то, что к подножию Синая каждый день приезжает, чуть ли не сотня автобусов с туристами,…так что на горе вы не сможете уединиться и побыть один. Но с другой стороны в village они практически не заезжают и клаймеры могут спать спокойно.

Дорога на вершину начинается от монастыря. Есть два классических пути подъема: короткий и длинный. Оба занимают 2.5-3 часа и сходятся незадолго до вершины. Короткий путь более крут и представляет собой выложенные камнем ступени, многим из которых уже полторы тысячи лет. Начинается он сразу за монастырем, - уходящая вправо вверх еле заметная тропа. Длинный путь проложен египетскими властями в 19 веке, - это пологая грунтовая дорога, уходящая дальше вверх по долине, в которой расположен монастырь. По ней поднимается значительная часть паломников, зачастую на лошадях и верблюдах. Подниматься стоит по короткой дороге, а спускаться по длинной. Таким образом, вы и на подъеме и на спуске будете идти с минимальным количеством паломников. К тому же подъем по ступеням сильно проще и безопасней (для коленей в первую очередь), нежели спуск по ним.

Как правило, на гору идут либо провожать закат, либо встречать рассвет. Но лучше всего, сделать и то, и другое. Это легко можно осуществить, если взять с собой пенки со спальниками и переночевать на самой вершине. Можно не брать спальников, а воспользоваться услугами бедуинов, которые предлагают что-то типа одеял за небольшие деньги. Правда, на вид эти одеяла довольно стремные.

*Кайлаш, или, как его еще называют Кайлас, является священной у представителей религии бон, буддистов, джайнистов и у индуистов. Восхождение на нее запрещено, и поклонение происходит путем обхода вокруг (т.н. «коры»). Буддисты по часовой стрелке, а представители религии бон, - против. Мы ходили вместе с буддистами, коих, правда, было меньшинство.
3. Оазис Feran

Крупнейший оазис на территории полуострова. Был когда-то довольно значимым раннехристианским центром. Располагается примерно в 50-60 километрах северо-западнее Сант Катрин. Можно съездить посмотреть на несколько интересных церквей.
4. Мангровые заросли в заповеднике Набк

Да-да, мангровые заросли. В голове это плохо укладывается, но тем не менее. Здесь находятся самые северные мангровые заросли в мире…и это притом, что кругом пустыня. Располагаются они в нескольких десятках километрах на север от Шарма, на побережье Акабского залива Красного моря. Довольно далековато, но если взять напрокат машину, или поехать автостопом, то за день обернуться реально. Хотя проще конечно сделать это из самого Шарма.
Когда ехать
Тема: Климат

Вообще Египет и его красноморское побережье – не самое холодное место на земле. Но интересующий нас район – горный, да к тому, же еще и удаленный от берега моря, что накладывает свои особенности. Во-первых, здесь не так жарко (высота), а во-вторых, наблюдаются большие дневные колебания температур. Днем может быть 25-30 градусов, а ночью около нуля. Это надо иметь в виду и обязательно при совершении восхождений брать с собой теплую одежду. Характерно, что в кулуарах северной экспозиции снег лежит по несколько месяцев в году…

Если говорить про сезонность, то следует отметить что их тут, по сути, только два: жаркий с мая по сентябрь и прохладный с октябрь по апрель, приходящийся как раз на нашу осень, зиму и весну. Оптимальное время для восхождений – весна и осень, когда тепло и день достаточно длинный. Зимой тоже неплохо, но проблема в коротком световом дне – на длинных маршрутах велика вероятность, не успеть спуститься засветло. А спуски тут не простые.
Логистика района

Тут все просто. Бедуинская деревня расположена в амфитеатре гор, и основные массивы располагаются в непосредственной близости от нее, в радиусе нескольких километров. Массивов, интересных с альпинистской точки зрения, четыре: Jabel Rabba, J.Fara, J.Safsafa и J.Batta. На каждом из них есть по несколько секторов, в количестве от 1 до 5. Все они разной экспозиции, что нужно учитывать при выборе маршрута, поскольку на каких-то стенах уже с утра Солнце и все прогревается (стены южной и юго-восточной экспозиции), а на каких-то солнце появляется только к вечеру. Летом нужно выбирать маршруты попрохладее, а зимой наоборот.

Главный массив района – J.Safsafa (его северо-западная стена), высота которого от подножия до вершины 500 метров. Здесь проложены красивые и при этом довольно сложные маршруты, многие из которых считаются классиками района (Via del Papa, Warsaw-Tel Aviv и другие). На нем же больше всего различных секторов. Следующим по сложности и красоте маршрутов является массив J.Rabba.

Подходы, под подавляющее число маршрутов занимает от 15 минут до часа. Все они просты и не представляют трудностей. Самые длинные подходы ведут на маршруты J.Batta. До нее идти около часа по приятной асфальтовой дороге посреди пустыни, но уж когда пришел, то подход непосредственно под маршрут занимает считанные минуты, поскольку стена начинается практически с уровня дороги.

Для полноты картины нужно отметить, что помимо упомянутых четырех массивов есть еще несколько, но все они достаточно удалены от деревни. К части из них можно подъехать на машине, а к части нужно идти пешком от нескольких часов до нескольких дней. Пара местных бедуинов знает, где эти массивы располагаются и иногда водят туда иностранных альпинистов за деньги. Но для первых полутора-двух недель пребывания вполне хватит маршрутов на основных 4-ех стенах. Как говориться, «за глаза».

Отдельно о спусках…

Спуски с массивов, к сожалению не так просты, как хотелось бы. Часто они занимают несколько часов времени и требуют нетривиального ориентирования. Их короткие, но емкие описания на английском языке можно найти на сайте www.sinaiclimb.h12.ru. Но они страдают отсутствием детальности, и это может привести к долгим плутаниям. Приведу здесь свои более развернутые описания спусков с двух массивов района:

Спуск с Jabel Rabba:

Вправо вверх минут 15-20 по гребню пешком, с элементами лазания, не связываясь, но с должным вниманием, поскольку лететь есть куда, а порода может быть ломкой. В какой-то момент влево уходит плечо, по-которому и нужно идти (дальше по гребню вверх – не лезть) метров 100-150. По нему с небольшим набором высоты на перевал. С него вниз по кулуарчику в распадке (иногда еле видна тропка), придерживаясь левой стороны. Вправо будет уходить 2 распадка-кулуара. В них не идти, а продолжать спуск. Довольно скоро (3-4 минуты) появится начало распадка слева. По нему и двигаться вниз. Он постепенно изгибается направо. Минут через 15-25 будет неприятная стеночка, где лучше кинуть веревку (5-7 м). Это место возле 2-ух огромных валунов, которые обходить нужно слева. Сразу после этого места траверс налево, так как внизу – лбы. Траверс 5-10 минут и дальше снова вниз, но теперь уже до дна ущелья на «бедуинскую» тропу. Отсюда еще 20-30 минут до поселка. Общее время спуска 1.5-2.5 часа.

Спуск с Jabel Fara:

Идти в сторону ближайшей вершины Фара на юг и пройдя ее начать спуск, забирая налево в сторону седловины. С седловины спуск влево вниз по кулуару. В середине спуска по кулуару 10-метровый дюльфер с огромного камня-пробки. Спусковая петля с карабином стационарная. Далее вниз по курумнику в сторону брошенных домов и влево по тропе через седловину, в сторону village. Общее время спуска около 1 часа

Что со снарягой
Тема: Необходимые вещи и что взять с собой

Породы в районе – граниты. Очень много вертикальных щелей, всевозможных размеров. Частенько приходится лезть не только страхуясь по щели, но и запихивая туда свои руки и ноги, поскольку справа и слева ничего нет – плита. Так что с рельефом на местных маршрутах наблюдается некоторая напряженка. Стоит брать с собой побольше френдов, трикамов и прочих элементов, рассчитанных на ровные щели. Средние и большие номера очень в ходу, а вот закладки маленьких размеров, как правило, не используются.

Оборудованных станций на маршрутах, да и вообще железа на маршрутах не ждите. Район считается фриклаймерским, и бить здесь крючья, а тем более спиты – моветон.

Комплект снаряжения, который я бы рекомендовал брать с собой на маршруты эквивалентные нашим «пятеркам-шестеркам» уровня 5Б-6А.: веревка 55-60 м, 17-19 оттяжек, 2 набора френдов (минимум 12-14 штук), стандартный набор закладок в 11-12 штук, 4 коротких и 2 длинных петли. Как видите ни молотков, ни крючьев с лесенками тут нет. А также: теплые вещи, достаточный запас воды, спички на случай холодной ночевки на вершине и компас для ориентирования на спуске.
название фото

P.S. Некоторые фото только в фотоальбоме.