Северный Урал / Пешеходный туризм | Спортивный туризм

ГУХ-Кваркуш-2012, или Повесть о том, как не надо ходить в поход

23 июня - 1 июля 2012 г.
Глава четвертая. Горы и тайга, или Самый контрастный день похода (26 июня, вторник)

Вечером легли рано, но утром встали почему-то опять поздно – видимо, сказалась усталость после вчерашнего дня. Подъем - 10:00. Облачно, тепло, легкий ветерок. А вот видимость сегодня будет явно похуже. Быстро собрались, завтрак варить не стали ввиду отсутствия воды, опять покушали сухой паек, и это стало началом большой стратегической ошибки (но о ней позже).

Переход № 1. Выход – 11:10.

Идем по Ходовому Северному через невысокий ельник, периодически перепрыгивая через лужи (несмотря на раннюю весну, перевал ощутимо заболочен). Вскоре деревьев становится меньше, а болото под ногами опять сменяется курумом, очень любимым мной и не очень – Лехой. Идти на подъем по камням намного легче, и вот мы уже рядом с пупырем, расположенным перед плато у склона Северного ГУХа.

Привал – 12:15. Отсюда неплохой вид на вершины северной части хребта, которые к нам уже совсем близки (фото 19), а также на горки 909 и 984 параллельной цепи, расположенной к западу от нас (фото 20).

19. Северный ГУХ с юго-запада
Фото 19. Северный ГУХ

20. Вершины 909 и 984 параллельного хребта
Фото 20. Горы 909 и 984 параллельного хребта

Переход № 2. Выход – 12:30.

Очень долго идем по склону в сторону истока Лямпы-Кутимской. Склон не крут, но камни слегка выматывают. Старюсь идти по самой границе леса, так как курум здесь соседствует с зеленкой. В итоге в очередной раз убегаю вперед, подгоняемый жаждой (воды осталось совсем мало и она давно уже теплая и невкусная). Склон отрожка, перед которым должна быть река, все ближе; когда до него остается пара сотен метров, останавливаюсь в ожидании Лехи.

А чего ждать-то, река рядом, надо идти. Поднимаюсь на южную стену каньона, переваливаю через неё – и вуаля! Ручей, водопады, крутые склоны пика Гумбольдта – все смешалось в сплошной восторг (фото 21). Привал – 13:45. Спускаюсь вниз, бросаю рюкзак, достаю кружку и пью. Нет, не так – ПЬЮ!!! Выдул, наверно, около литра. Но надо идти встречать Алексея.

Опять переваливаю через стену каньона и бегу по камням туда, откуда только что пришел. Бегу долго, но Лехи все не видно. Наконец встречаемся на каком-то склоне, забираю у него рюкзак и вместе двигаем к реке.

Доходим до каньона и окончательно располагаемся на обеденный привал. Леха от радиалки отказался, сказав, что лучше пока отдохнет и сварит покушать. Я же собираю штурмовой рюкзачок и в 14:55 начинаю подниматься на главную Гору маршрута.

21. Исток реки Лямпа-Кутимская
Фото 21. Исток Лямпы-Кутимской

Радиалка на гору Гумбольдта (по карте – г. Лямпа-Кутимская).

Выход – 14:55. Бодро топаю вдоль ручья, любуясь водопадами. Да, вчерашний товарищ не зря сюда собирался – есть на что посмотреть: река то рассыпается каскадом пенящихся струй, то падает с пятиметровой высоты по узкой каменной ложбине, то стекает ступенями с одного выступа на другой, меняя траекторию движения (фото 22 - 24). Вскоре водопады заканчиваются, а русло ручья сменяется черными увлажненными камнями, выдающими протекающий под ними исток. Склон, по которому двигаюсь, становится круче, периодически останавливаюсь отдышаться. Наконец, преодолев по ощущениям метров 300 подъема, останавливаюсь на привал. Долго не засиживаюсь, Гора ждет, лезу дальше, хотя это нелегко – угол подъема все больше. Наконец в 16:25 достигаю верхней точки пика, расположенного к юго-западу от основной вершины – «романтики», маршрут которых я брал за основу, ограничились этой горой, решив на саму Лямпу-Кутимскую не подниматься. Я же, помня об и без того урезанном маршруте, себе такого отказа никогда бы не простил, поэтому решительно выдвигаюсь на северо-восток. Небольшой спуск на перевал, подъем, и вот я на плато главной горы хребта. Обломков тригопункта, выдающих непосредственно саму вершину, достигаю в 16:45.

22. Водопад на Лямпе
Фото 22

23. Водопад на Лямпе
Фото 23

24. Водопад на Лямпе
Фото 24

Вершина, как и следовало ожидать, сама по себе особо не впечатляет – все то же стандартное курумное плато. Но виды… просто не передать словами, настроения не сбивает даже легкая дымка. Вид на север без всякого сомнения признаю лучшим в горной части похода – такой крутизны склонов, оттачивающих узкую полосу вершинно-перевального гребня, я не видел ни на Конжаке с Серебрянкой, ни тем более на всяких Иремелях и прочих Южных Уралах (фото 25). А о невероятном ощущении дикости и оторванности от далекого цивилизованного мира и вовсе говорить не приходится – здешние-то места всяко посещаемы в десятки раз реже, чем все вышеперечисленное. Даже как-то обидно спускаться в тайгу, не траверснув северную часть хребта и вычеркнув из маршрута Шудью – отсюда-то её скальные зубцы смотрятся совсем близкими и досягаемыми (фото 26)…
25. Северный ГУХ с г. Лямпа-Кутимская
Фото 25. Северный ГУХ с г. Гумбольдта

26. Гора Шудья-Пендыш с Лямпы-Кутимской
Фото 26. Шудья-Пендыш с г. Гумбольдта
Ну да ладно, чего грустить-то, здесь тоже неплохо. Запечатлеваю себя на фоне вершинных пиломатериалов (фото 27), машу рукой пролетающему над хребтом вертолету (вот тебе и дикие места) и начинаю собираться в обратный путь. Выдвигаюсь в 17:10, по дороге восторгаюсь видом на долину притока Лямпы (фото 28), на южной предвершине делаю прощальный снимок каменного царства на фоне перистых облаков (фото 29) и начинаю спускаться вниз.

27. На вершине Лямпы-Кутимской
Фото 27. На вершине

28. Долина притока Лямпы-Кутимской
Фото 28. Долина притока Лямпы-Кутимской

29. Камни на предвершине г. Гумбольдта
Фото 29. Скалы на хребте

В лагерь возвращаюсь в 18:10. Леха, естественно, уже давно все приготовил, отобедал и отдыхает. Начинаю вкушать обедо-ужин… нет, не вкушать – жадно уничтожать все, что осталось!!! Потом, помыв посуду и котел, с чувством заслуженной усталости отлеживаюсь. Поскольку мы на западном склоне, вечернее солнце прекрасно дополняет райские ощущения от нахождения в таком замечательном месте. И снова «налетела грусть» – с гор пора уходить. Но что поделаешь, уходить действительно надо – поэтому встаем, навьючиваемся и выдвигаемся вниз по реке, навстречу таежной неизвестности…

Переход № 3. Выход – 19:20.
Идем по левому берегу вниз по течению. Водопады становятся все живописнее, наверху такой красотищи было гораздо меньше (фото 30, 31). Да и каньон здесь смотрится интереснее – с нашей стороны начинаются скальные прижимы, из-за которых переходим на правый берег. Вскоре идти становится труднее из-за зарослей низкорослых деревьев, в связи с чем перепрыгиваем реку и вновь оказываемся на левом берегу. Курумные склоны хребта остаются позади, каньон и водопады тоже заканчиваются, пейзаж все больше принимает равнинные очертания. Замечаем, что начали отклоняться от реки. Берем немного севернее, натыкаемся на какие-то колеи (судя по всему, от квадроцикла), проложенные прямо в болотине. Некоторое время идем по ним, потом, видя, что направление не то, опять поворачиваем к северу. Трава, болото, ручей, еще ручей… наконец начинается нормальный лес с твердой почвой под ногами.

30. Водопад на Лямпе
Фото 30. Водопад на Лямпе

31. Водопадная долина
Фото 31. Водопадная долина

32. Лямпа-Кутимская
Фото 32. Лямпа-Кутимская

Что-то долго идем, а реки все не видно. Вдруг слышим её шум и странным образом оказываемся на правом берегу. Что за черт, мы же шли по левому? Значит, те ручьишки и были продолжением реки после водопадов. Но тут она, река в смысле, уже гораздо внушительнее (фото 32). Через какое-то время переходим первый приток – тот самый, которым я любовался с вершины. Окружающая местность стала типично таежной – ели (в смысле ёлки, а не «ели мясо мужики»…) и пихты под 20 метров высотой, густой подлесок, травища, бурелом, а самое главное – комары и слепни. Из-за большинства таких «прелестей» скорость снижается прямо пропорционально сбросу высоты – тропы-то нет…

Достигаем второго притока, переходим по камням и наконец встаем на привал. На часах 20:40. Переход был долгий, поэтому отдых затягивается больше чем на полчаса.

Переход № 4. Выход – 21:20.

Доходим до третьего притока и обнаруживаем, что в ботинках его не «перепрыгнуть». Достаем «спецсредства» в виде ОЗК-чулок, взятых в поход специально для таких случаев. Переходим… глубина местами выше колена, при этом ручей бурлит не по-детски, так и норовит «смыть».

На том берегу снимаем бахилы и начинаем опять продираться сквозь тайгу. Идти становится еще хуже, к бурелому добавляется новое препятствие в виде проток, из-за необходимости обходить которые мы все время сбиваемся с курса, удаляясь от реки. Пытаемся идти по берегу, но протоки раз за разом заставляют уходить в тайгу и натыкаться на бревна, которых не видно в высокой траве. Поглядываю на левый берег – не перейти ли туда? Но он более возвышенный, прижимы житья не дадут, поэтому продолжаем ползти по правому, который весь утыкан этими чертовыми канавами с водой, из-за чего во многих местах ощутимо заболочен. Да еще и летающие гады зверствуют все больше. И окончательно добивают бурелом и подлесок – я начинаю в голос материться прямо на ходу, выдавая каждые пару минут: «Имел я в одно место такой туризм!» (на самом деле, конечно, выражался я гораздо крепче). Вспоминаю горы и думаю – ну как же в них было замечательно, там хотя бы видно, что творится под ногами. Именно в этот вечер я окончательно понял, что моя стихия – это тундра и курум, а хождение по бурелому и подлеску меня никоим образом не вдохновляет ни духовно, ни физически.

Через какое-то время случайно обнаруживаем, что идем уже более полутора часов, пора бы и отдохнуть. Привал – 22:55.

Переход № 5. Выход – 23:10.

Черт подери, да сколько же это еще будет продолжаться?! Протоки приходится перепрыгивать через каждые десять метров, подлесок все гуще, лес стеной стоит у самой воды, так что пройти по берегу уже даже не пытаемся. Наконец случилось то, что должно было случиться – при переходе очередного «канала» по бревну я потерял равновесие и одной ногой ушел в воду, а другой стукнулся о соседнее бревно. Вынужденный привал в 23:30.

Оглядываемся по сторонам – здесь вставать нельзя, поскольку некуда воткнуть палатку. Подбитая нога с горем пополам функционирует, вторую посушу на стоянке, надо двигать дальше.

Переход № 6. Выход – 23:40.

Опять бесконечные прыжки через рукава реки и бурелом. Чувствую, что правая рука, которую не спрятать в карман из-за необходимости держать палку, начинает распухать от укусов слепней. Вскоре появляются первые острова и галечник – последний немного добавляет оптимизма, но эти «обрывки счастья» быстро пропадают, опять сменяясь болотом и протоками. Наконец находим приемлемое место в лесу рядом с берегом и встаем. Привал - 00:40.

Быстро ставим палатку, достаем перекус и устраиваем легкий ланч – на варку уже нет сил. На следующий день эта стратегическая ошибка, уже упомянутая ранее, начнет действовать и выбивать нас из сил недостаточностью питания. Но в первый таежный вечер мы, конечно, об этом сильно не задумываемся, в головах одна мысль – как бы поскорей принять горизонтальное положение. Перед сном втираю в ушибленную конечность ударную дозу мази – и на боковую. Отбой – 01:25.