Северный Урал / Пешеходный туризм | Спортивный туризм
 

ГУХ-Кваркуш-2012, или Повесть о том, как не надо ходить в поход

23 июня - 1 июля 2012 г.
Глава шестая. Вниз по Кутиму, или «Вперед, на запад!..(с)» (28 июня, четверг)

Встали сегодня в 10:45. Что-то дисциплина «хромает» все больше и больше – но, блин, как тут не хромать, если второй день встаем на ночлег после часа ночи… С другой стороны, сегодня и собирались гораздо дольше, ибо вчера боты до конца не высушились, пришлось опять разводить костер и досушивать. Кое-как завершили эту варварскую процедуру, попутно сварив на завтрак пшенную кашу из быстроразвариваемых хлопьев – через полчаса после выхода я понял, что взял этот так называемый «продукт» совершенно зря, калорийность просто никакая. Но это выяснится позже, а пока собираемся, натягиваем «портфелЯ» и бахилы и выдвигаемся.

Переход № 1. Выход – 14:00.

Поскольку удобоваримое продолжение дороги на нашем берегу закончилось, решили идти прямо по реке, благо здесь глубина у берега вполне приемлемая (не то что в месте вчерашнего брода). Через некоторое время возвращаемся на берег и ползем то по жалкому подобию дороги, то прямо по болоту – не зря все-таки взяли «бациллы».

Еще через какое-то время с того берега вернулась нормальная дорога, после чего скорость возросла раза в полтора – можно было и быстрее, но мешают заболоченные участки в местах пересечения ручьев, проходимые медленно даже с защищенными от промокания ногами. Смотрю в карту – так, дорога вот-вот должна закончиться (напротив устья Большой Сурьи), затем по карте вдоль берега до устья Выдерги и далее до отвилка на Шудью 3-4 км. бездорожья. Видим на левом берегу что-то похожее на ту самую Сурью, но дорога почему-то не заканчивается и в 15:00 упирается во вполне себе сносную речку, на другом берегу просматривается продолжение. Странно - судя по пройденному времени, это явно Выдерга… Может, не она? Но других водоемов такого масштаба до неё в карте нет. В общем, хватит раздумывать, переходим и в 15:05 встаем на привал.

Переход № 2. Выход – 15:25.

Идем по вполне сносной дороге, правда, периодически «достают» болотистые участки, но это не так страшно по сравнению с тем, как бы мы опять ломились по бурелому, если б карта не соврала.

Привал – 16:10. Обнаруживаем вокруг месторождение красавцев подосиновиков, собираем, попутно удивляясь, почему мы так и не увидели развилки на Шудью, которая должна быть на этом переходе. Видать, на радостях так неслись по местному «автобану», что не разглядели.

Переход № 3. Выход – 16:25.

«Дорожное счастье» к концу перехода заканчивается – наша трасса вновь уходит на тот берег, а остающийся на этом дублер оптимизма совсем не внушает. Но мы уже морально к этому готовы, тем более что второй брод Кутима все ближе и ближе, а после него должно начаться нормальное «штрассе». С такими вот оптимистичными мыслями в 17:15 встаем на привал.

Переход № 4. Выход – 17:35.

На наше счастье, уже в начале перехода с другого берега опять возвращается дорога, но с ней возвращаются и заболоченные участки, а в конце перехода трасса опять уходит на левый берег, оставляя нас во власти заросшего подлеском дублера.

Привал – 18:20. Устраиваем серьезный перекус, потом Леха лечит палец – где-то то ли порезал, то ли ободрал. Из-за кулинарно-медико-отдыхальных процедур отдых длится почти час, но зато неплохо восстанавливает наши силы.

Переход № 5. Выход – 19:15.

Ура, опять вернулась дорога. По ней буквально долетаем до спасительного брода напротив упоминаемого во многих отчетах «приусадебного хозяйства», расположенного на месте бывшего поселка Кутим. Привал - 20:20.

Помня о предыдущем броде и понимая, что глубина здесь поболее, решаю перейти в сланцах, закатав штаны – вода, конечно, совсем не пляжной температуры, но это особо не пугает, да и теплее сегодня, чем вчера – последние 4 перехода шел в футболке, потихоньку адаптируясь к укусам насекомых. Так что вперед!


Переправа проходит на удивление быстро и сносно – течение тут слабже, вода теплее, а риск замочить обувь, сложенную в рюкзак, минимален. С довольной рожей усаживаюсь на берегу в ожидании Лехи, который опять предпочел перейти прямо в ботинках (фото 35).

В 21:10 брод полностью завершен, сушим ноги, перекусываем, пьем чай. Потом выдвигаемся в сторону домика спросить у обитателей про правильную дорогу.

35. Второй брод Кутима
Фото 35. Второй брод Кутима
 
36. Приусадебное хозяйство на месте бывшего поселка
Фото 36. Дом на Кутимской поляне
Переход № 6. Выход – 22:20.

Доходим до дома (фото 36), стучимся, из-за калитки выглядывает женщина слегка бомжеватого вида, спутанно объясняет, что дорога на Улс начинается на середине поляны. Идем туда, попутно оглядываем «хозяйство» - дом, теплицы, скульптурные композиции на лужайке… неплохо кто-то устроился (позднее, когда выбрасывались, хозяин базы Василий рассказал нам, что дом лет 6 назад построил какой-то местный олигарх, решивший отойти от дел и предаться отшельничеству, но вот якобы в последнее время человек опять вернулся в цивилизацию, а женщина, которую мы встретили, просто присматривает за «виллой»). Подошли к дороге, с этого места уже неплохо видны северные отроги Кваркуша (фото 37). Дорога спускается к лесу и идет сначала по откровенному болоту, потом становится все суше и суше. Доходим до развилки «Кутим-Золотанка» и останавливаемся, привал - 23:00.

Здесь я впервые почувствовал последствия той самой стратегической ошибки, связанной со слишком редкими приемами горячей пищи – от предшествующей перенагрузки, недостаточно компенсируемой нормальным питанием, резко затошнило и «вывернуло» желудок наизнанку. Прихожу в себя, перекусываем, потом устраиваем фотосессию рядом с дорожными знаками, неизвестно кем и для чего воткнутыми на лесном «перекрестке» (фото 38).

37. Северный Кваркуш с Кутимской поляны
Фото 37. Кваркуш с Кутимской поляны

 

38. Фотосессия с дорожными знаками
Фото 38. Дорожные знаки в лесу

Переход № 7. Выход – 23:20.

Довольно быстро движемся вдоль реки, которая периодически выглядывает из-за деревьев, открывая нашему взору возвышенный противоположный берег, кое-где покрытый скалами. Пересекаем по мосту ручей и выходим на берег Улса (фото 39). Так, тут даже без разведки видно, что брод будет выше пояса. Пользуясь ценной информацией из отчета «романтиков», проходим немного вверх по течению и останавливаемся напротив южной оконечности острова, делящего реку в этом месте на две протоки. Привал - 00:05.

39. Улс
Фото 39. Сумеречный Улс
По уже наработанной схеме первым выхожу на штурм реки (в сланцах, как и предыдущий раз). Глубина намного выше колена, но течение слабее, чем в Кутиме, а температуру воды и сравнивать нечего. Короче, этот брод дался мне еще легче, трудность была одна – идти в «шлепках» по острову, заваленному корягами, до второй протоки, которая по сравнению с первой оказалась сущей лужей – «перепрыгнул» одним махом. Опять жду Леху, который, в свою очередь, снова переходит в башмаках. Брод заканчиваем в 00:35.
Переобуваюсь, и идем вдоль берега вниз по течению. Доходим до дороги, поднимаемся немного в гору в сторону развилки – нормальных мест нет, да и вообще как-то сыро тут… возвращаемся к реке и находим между прибрежных кустов приемлемую полянку с кострищем. После этого случилась первая в этом походе серьезная перепалка по поводу дальнейших телодвижений – Леха захотел сразу отойти ко сну, забив на ужин, я, естественно, такого кощунства по отношению к собранным сегодня грибам не потерпел и стал настаивать на приготовлении пищи – зря, что ли, мешок подосиновиков тащили? Гурманство одержало верх, и мы дружно занялись приготовлением риса с грибами. Процесс затянулся - к моменту окончания готовки уже значительно посветлело и послышалось пение первых проснувшихся птиц. Вкушаем пищу и отходим ко сну, завтра опять лезть в горы (не ведал я в тот момент, какие сюрпризы принесет нам наступающий день). Отбой – 03:45.  


Комментарии
орлов-бух29.05.14, 15:45
Спасибо за рассказ! Видно - оставалось у Вас терпение! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Северный Урал
еще маршруты
О Маршруте