Северный Урал / Пешеходный туризм | Спортивный туризм

ГУХ-Кваркуш-2012, или Повесть о том, как не надо ходить в поход

23 июня - 1 июля 2012 г.
Глава вторая. Вверх по батюшке по гребню, или Курум и тундра – наше всё (24 июня, воскресенье)

Думал встать пораньше, чтобы наверстать упущенное вчера время – не вышло. Да и зачем оно, если снаружи туман и видимость метров 30? Поэтому сказать, что спали до победы – это значит ничего не сказать. Встали только в 10:30… мда, 15 часов спанья - просто «образцовый» туризм в плане дисциплины и соблюдения режима…
Набрали воды в ближайшей луже (единственный плюс вчерашней погоды), сварили очень калорийный завтрак (гречку с пеммиканом) и вроде бы намылились уже сворачиваться… но погода что-то не располагала к скорейшем выходу (фото 3). Хотя, в отличие от вчерашнего дня, сверху хотя бы не капает. Вскоре замечаем, что стало как-то светлее, да и ветер подул – неужели разгонит? И вдруг прямо над нами туман немного рассеивается и появляется бледное небесное светило… очень бледное, но нам и это в радость. Начали сворачивать лагерь, и как только сняли тент с палатки – ветер радостно сдернул её с моховой подушки и потащил по плато, еле поймали. А вот колышки, которые не успели выдернуть, так и остались на перевале – не смогли найти во мху, обычное явление для такой местности. Ну и ладно, оставшихся вполне хватит.
Наконец заканчиваем сборы и выходим. Курс – строго на север, по гребню хребта.
3. Перевал в тумане
Фото 3. Перевал в тумане
Переход № 1. Выход – 13:05.
Поднимаемся вверх по курумнику, стараясь не сбиться с курса, ибо ближайшая вершина все еще в облаках. Кстати, нас тоже периодически затягивает, но потом появляются просветы, в которых открываются прекраснейшие виды Северного Урала (фото 4).
Прежде чем достичь вершины, проходим несколько курумных взлетов. Замечаю, что у здешнего гребня очень ярко выражен «ступенчатый» профиль – сначала курумный подъем, потом плато, состоящее из смеси камней и зеленки, потом опять подъем, и так несколько раз до вершины, которая, в свою очередь, также представляет собой курумно – тундровое плато. Довольно быстро преодолеваем все ступени первого подъема и останавливаемся на вершине 1071, которую идентифицируем по  расположенному на краю плато туру. Привал – 13:40.

Переход № 2. Выход – 13:50.
Спускаемся по камням вниз, доходим до следующего перевала и двигаем в сторону вершины 1189,  почти полностью скрытой облаками (фото 5). Проходим перевал, преодолеваем первую ступень подъема на эту гору и останавливаемся передохнуть, привал – 14:35.
4. Облачность рассеивается
Фото 4. Облачность рассеивается

5. Гора 1189
Фото 5. Гора 1189
Переход № 3. Выход – 14:45.
Облачность поднялась выше, но вершина все равно в туче. Поднимаемся вверх, попутно оглядываясь по сторонам. Такое ощущение, что сейчас середина июля – снежников на склонах почти нет. Вот что значит малоснежная зима и ранняя весна.
Наконец подъем заканчивается, и, о чудо, облака лезут вверх, вершина очистилась. Выбираюсь на верхнее плато и останавливаюсь, привал – 15:30.
На подъеме Леха сильно отстал, поэтому, чтобы не терять время, бегу на северный край плато и прикидываю оптимальный путь до следующей горки (1204), обозначенной на карте как Сосьвинский (не путать с Сосьвинским камнем, расположенным на самом юге хребта). Вернулся к рюкзаку, дождался Леху, запечатлел его на фоне вершины (фото 6).

Переход № 4. Выход – 15:45.
Облачность поднялась еще выше, путь к следующей горе видно без всяких средств навигации (фото 7). Дорога ничем не отличается от перехода между предыдущими вершинами – спуск, перевал, ступенчатый подъем на следующую гору. На спуске ухожу вперед, преодолеваю седловину и у начала подъема на Сосьвинский присаживаюсь передохнуть, не снимая рюкзак, дабы Леха не терял меня из виду. Дожидаюсь, встаю, лезем вверх. Подъем легче, чем на предыдущую гору (перепад высот меньше), и вскорости достигаем верхней точки. Привал – 16:45.
6. На плато вершины 1189
Фото 6. Вершинное плато 1189
 7. Сосьвинский с юга
Фото 7. Сосьвинский с юга
Переход № 5. Выход – 17:05.
Традиционно подходим к краю вершинного плато и смотрим на север. Следующую гору, безымянную и безвысотную (по крайней мере, на карте высота не обозначена), решаем обойти слева, там виднеется приличных размеров плато, высота которого относительно перевала в пару раз меньше вершины. Прикидываем направление и идем вниз.
Спуск почему-то оказывается довольно трудным – то ли подустали уже, то ли склон тут круче, чем у предыдущих горок. Спускаюсь на перевал, оглядываюсь назад и пытаюсь идентифицировать Леху на фоне камней – ага, вон его желтый анорак… Машу рукой, чтобы не терял из виду, и иду по перевалу. Перед подъемом традиционно, не снимая рюкзак, присаживаюсь, дабы нам не разминуться, и вскорости опять лезем вверх. Несколько ступеней подъема – и останавливаюсь на южном краю плато. Привал – 18:20.
Пока подтягивается Леха, прогуливаюсь по плато, засекаю наиболее удобный путь на север, фотофизирую окрестности. Сосьвинский отсюда смотрится живописней, чем с юга, более монументально, что ли (фото 8). Кстати, небо еще больше очистилось, а самое главное – облака уже не цепляются за вершины. Похоже, погода налаживается и этим надо пользоваться (не думал я тогда, насколько трудным окажется дальнейший путь, даже с поправкой на погодные условия…).
С приходом Алексея решаем устроить сухой обед (времени на варку уже не будет, поскольку слишком поздно вышли). Достаем сало, хлеб, перекус, термоса и заполняем опустевшие желудки (чувствую, надолго этого не хватит). Потом отдыхаем и обсуждаем вопрос, где вставать на ночь, а то поздновато уже что-то. Мне, как всегда, охота пройти как можно больше, поскольку отставание от графика все увеличивается, но Леха предлагает не терять попусту силы и вставать на ручье, врезающемся в хребет между вершинами 1156 и 1166. Сходимся на том, что надо до него сначала дойти, а там видно будет.

Переход № 6. Выход – 19:15.
Идем по плато, держась его восточной части – здесь повыше, поэтому меньше заболоченных участков. Доходим до спуска, и долина ручья предстает перед нами во всей своей красе (фото 9). Спуск не особо крут, но идем очень долго – усталости к концу дня все больше. На отдых встаем на склоне горы 1166 недалеко от каньона, где протекает исток ручья и где, похоже, все-таки придется вставать на ночлег, ибо с водой в центральной части хребта, скорее всего, будут проблемы – про рано растаявшие снежники уже говорилось выше. Привал – 20:35.
8. Сосьвинский с севера
Фото 8. Сосьвинский с севера
 9. Долина ручья между южной и центральной частями хребта
Фото 9. Долина ручья
Переход № 7. Выход – 20:45.
Ползем вдоль склона, стараясь сильно не терять высоту. Зеленки практически нет, поэтому идем долго, но ручей наконец-то достигается, жажда утоляется, площадка для втыкания платки находится и настроение поднимается на несколько уровней. Привал – 21:25.
Место ночлега сегодня просто суперское – вода в пяти метрах от «лежбища», чистая и вкусная, от ветра защищают крутые склоны каньона, а уж эстетического удовольствия от созерцания окружающих видов просто не занимать. Пока созерцал эти самые виды, заметил высоко на склоне, с которого мы только что спустились, еле видимую зеленую точку - палатку. Так, похоже, это та самая группа, о которой говорил Василий, и похоже, они тоже особо не торопятся, раз мы их так быстро догнали.
Помахали палатке ради интереса, особенно когда рядом с ней появилось еще несколько точек поменьше, только движущихся, но вряд ли наши децибелы были услышаны сквозь расстояние и шум ручья. Да и фиг с ним, у нас других забот хватает. Вскоре горячий ужин готов, а еще через некоторое время готовы и мы – ко сну. Отбой – 23:55.