Оформление разрешений
Тема: Документы, визы

Встает вопрос: как туда попасть? Выясняется, что любому жителю России, не говоря об иностранцах, необходим пропуск, который может оформляться от 14- до 60 дней ( мы ждали копию разрешения 1,5 месяца). С недавнего времени даже жителям Чукотки, если они хотят поехать в другой район ЧАО необходимо также получать разрешение. При прибытии пограничники прямо в самолете проверяют наличие разрешения и, говорят (но сам не видел), если разрешение отсутствует отправляют обратно на этом же самолете(т.е. даже выйти из самолета не дают).
От себя: не знаю точно, но, возможно, варианты договорится с пограничниками на месте все же есть. Скорее всего это требует достаточно много времени (недели две как минимум), при этом вы будете сидеть в аэропорту. Но это только слухи, разговоры о людях, которые как-то оформляют документы уже находясь в ЧАО, автостопщики и экстремалы разные.Все же, на мой взгляд, проще сразу оформить документы.

Важный момент! В разрешении у вас должны быть указаны(перечислены) ВСЕ населенные пункты или места, где вы намереваетесь побывать. Иначе вас просто не выпустят из населенного пункта, указанного в разрешении (хотя нельзя сказать, что граница на замке, т.е. вы можете самостоятельно уйти дальше и тут все зависит от случая, потенциальныо неприятности могут быть очень серьезные, в виде заключения под стражу и суда как нарушителя гос. границы). Как бы вас не уверял человек, который будет оформлять пропуск, что все нормально, что достаточно указать п.Лаврентия, например, а дальше можете идти куда хотите, это все неправда. Повторюсь, в пропуске должны быть указаны все места посещения.
Пропуск оформляется либо турфирмой, имеющей разрешение, либо человеком, проживающем в том месте, куда вы едете. Там есть еще всякие командировочные и т.д. и т.п., эти правила можно посмотреть на официальном сайте ЧАО. Или проконсультироваться в северо-восточном пограничном управлении береговой охраны ФСБ России, куда относится пограничная служба ЧАО, Интернет адрес: http://www.svrpu.ru/

Если вам все же оформили пропуск неправильно, то расстраиваться не стоит. Необходимо запланировать пару дней в Анадыре (естественно, рабочих) и решить на месте в пограничной службе этот вопрос, чтобы вам вписали все желаемые точки путешествия (сам не пробовал, но все в один голос утверждали, что это возможно решить в течении дня).
Таким образом, потенциально возможно, получить пропуск в Анадырь, а там вписать дополнительные места пребывания. Подчеркну, что это, как мне говорили, просто решается только в Анадыре, в других районах ЧАО это осуществить гораздо сложнее или не осуществляется вовсе.

Что касается нас, то мы перебрали телефоны турфирм, указанные на официальном сайте ЧАО. Какие-то телефоны не отвечали, какие-то были неверными . И с первым человеком, до которого дозвонились, решили договариваться. В итоге переговоров мы заплатили ему (турфирме, но в общем это был один человек) 6000 рублей, по сути, за оформление разрешения.
В нашем разрешении как раз и был указан только один пункт п.Лаврентия, этот парень из турфирмы нас уверял, что это соответствует требованиям пограничников. Вначале нам было отказано в прохождении намеченного маршрута. Пропуск был оформлен неправильно. Затем все разрешилось, только потому, что человек, который оформлял нам пропуск, имел хорошее знакомство с начальником штаба или каким-то другим начальником. Короче, административный ресурс сработал и нас пропустили. А может быть так, что вам скажут работники турфирмы: «извините, так получилось». И тогда, месяц гуляний по одному поселку и тренировки во всепрощении.
Тема: Как добраться. Транспорт

Следующий этап, это покупка билетов. Сразу повторюсь, что нам билеты оплачивали, поэтому проблема экономии для нас не стояла. Более того, учитывая возможные проблемы с переоформлением билетов, я покупал достаточно дорогие билеты, чтобы проще было поменять. Поэтому насчет билетов Москва-Анадырь ничего интересного не могу сказать. Хотя на форуме чукоткен.ру была информация, что проводилась зимой акция домодедовских авиалиний билет, то ли туда и обратно, толи в одну сторону стоил менее 7000р. Повторюсь, не проверял, так как необходимости в экономии не было.
Какие рейсы существуют на данный момент можно узнать на сайте: http://www.chukotken.ru/ , там есть раздел «Чукотка онлайн» и подраздел «расписание «ЧукотАвиа»». Частично там даны цены на билеты. Летом рейсов больше, есть рейс из Хабаровска, из Магадана, из Сургута, с Хатанги, ну и, конечно, местные направления.

Билеты местных авиалиний стоят очень дорого, в частности, перелет Анадырь – Лаврентия (полет продолжительностью 1,5ч) порядка 9000 р. в одну сторону на одного человека. Скидок и распродаж не бывает. В сезон очередь на билеты на месяц вперед расписана точно, а то и более. Но, как правило, места на самолет остаются. Если прийти ко времени отлета там образуется такая очередь из тех, кто хотел бы попасть на этот самолет. При нас продали билеты человекам 5ти, как потом слышал - самолет вез не очень много грузов, поэтому была возможность взять дополнительно пассажиров. Но опять это вероятность, если не попали на самолет следующего ждать неделю.

Помимо самолетов есть еще вертолеты, вернее регулярные рейсы вертолетов, которые совершаются раз в две недели и стоят 500 р (500р это не опечатка), я приложу фотографию, она правда плохого качества. Там синим цветом обозначены вертолетные маршруты, вертолеты летают там, где самолеты не летают, в частности, меня интересовал маршрут Лаврентия – Уэлен. То есть вертолет, это не замена самолету. Но попасть на вертолет также непросто, надо заранее и прилично заранее покупать билет. Мы были в Лаврентии 13 августа и в кассе можно было купить билет только на 8 сентября.
При этом как и на самолеты «ЧукотАвиа» эти билеты вы не можете купить в Москве, например, а только на Чукотке, а на вертолет и подавно только в пункте отправления (пусть меня поправят, если я не прав) .
Так мы хотели в Анадыре купить билет на вертолет, нас интересующий, и нам сказали, что надо покупать в пункте отправления (конечно, есть вероятность, что им просто лень было возиться, так как все билеты выписываются вручную, надо звонить узнавать сколько есть билетов и т.д.)
Веду я к тому, что желательно иметь контакт на Чукотке, который мог бы вам подсказать какие рейсы есть (так как про вертолетные рейсы, периодичность и даты можно узнать только на месте) и купить заранее на них вам билет.
Либо, что может и не хуже, иметь большой запас времени, попозже объясню почему это, возможно, гораздо лучше.

Про чукотскую авиацию. Как я понял, на Чукотке нет автоматизированных систем, все билеты, например (местные), выписываются вручную, тоже касается оборудования аэропортов, как это было в далекие советские времена так и осталось. Поэтому погода в движении самолетов играет огромную роль. ЗАДЕРЖКА РЕЙСА НА 4 ДНЯ ЭТО НОРМАЛЬНО. Будьте к этому готовы и планируйте дни. Кроме погоды, люди, которые там работают, обладают той же советской ментальностью в отношении движения самолетов. Летчики, найдут, тысячу причин, чтобы объяснить перенос рейса, если им просто не хочется лететь или кто-то из родственников не успевает на рейс и т.д. и т.п.
Далее, аэропорты работают до 3 часов дня, поэтому после трех рейс переносят на завтра, даже если погода наладилась. В субботу и воскресенье аэропорт не работает, так что, если ваш рейс в пятницу откладывается, он откладывается до понедельника (как раз наша ситуация, рейс в Лаврентия в этом году был по пятницам, его отложили до понедельника и мы субботу и воскресенье провели в Анадыре).
Но и погода может меняться кардинально в течении часа, особенно в береговой зоне, а системы навигации…вероятно очень старые.
В Лаврентия, например, взлетно-посадочная полоса грунтовая.
Все эти факторы вносят коррективы в план путешествия.
Еще хочу отметить, что на самом деле рейсов выполняется больше (я писал только про регулярные). Есть отдельные рейсы для школьников, военных, какие-нибудь чартеры и т.д., но на эти рейсы, чтобы попасть надо знать о них и уметь договариваться. (это так для информации, в принципе, возможностей всегда больше, чем видится.)

Кроме воздушного пути, есть морской . Про него знаю очень мало, теплоход ходит раз в месяц (по нашему маршруту от Анадыря до Лаврентия). Расписание и цены не знаю (в этом году, по-моему, теплоход приходил в Лаврентия из Анадыря 16 числа), есть предположение (читал какое-то объявление на пароме в Анадыре), что официальная цена не намного меньше, чем цена на самолет. Но с капитаном теплохода, возможно, проще договорится, чем с авиацией(предположение).

Как можно заметить, я постоянно пишу, что там необходим запас времени. Это действительно так, и сейчас я знаю, что минимальный срок поездки необходимый на реализацию наших планов - 1 месяц. Спланировать всю поездку и провести ее как спланировали очень трудно ( но не говорю, что невозможно).
Дело в том, что организованного туризма на Чукотке нет. Есть люди-фирмы, которые оказывают услуги по организации, и так сложилось, что ездят туда достаточно богатые русские или иностранцы. И местные,часто, относятся к туристам как к несомненно «денежным мешкам», поэтому цены, которые вам будут сразу предлагать за услуги, как правило, могут просто шокировать (ну конечно, нельзя скидывать со счетов и то, что жизнь там действительно «дорогая», продовольственная корзина, официально, в два раза дороже чем в Москве).
Плюс большого запаса времени в дополнительном общении, в результате которого, вы гораздо глубже можете окунуться в чукотское представление о жизни. Мы как раз имели дефицит времени, о чем немного сожалеем, но как было, так было. Может в следующий раз.
Имея достаточно времени , вы можете поближе познакомится с людьми, они вас тоже получше узнают, и вы сможете действительно получить то, что хотите за ЧЕСТНУЮ цену (я конечно, говорю про транспорт, в первую очередь, но также это касается многого ). Конечно, понятие «честная» цена у каждого своя, дело не в экономии без причины (жадности). Если для продавца услуг или для нас, например, приемлема эта цена, то мы ее и платили, если нет искали другие возможности или предложения.)

Вроде все про подготовку.