без фото

Пешком от Лаврентия до мыса Дежнева

Подготовка 
На Чукотку

С самого начала хочу отметить, что мы с женой не имели совершенно никакого опыта автономных пеших походов, поэтому многие моменты могут быть более или менее полезны скорее новичкам нежели опытным "зубрам".

Итак, выбор пал на Чукотку. Почему? Во-первых, самый дальний регион страны, да и, вероятно, континента. Во-вторых, мне, как жителю районов, приравненных к Крайнему Северу, раз в два года оплачивают дорогу к месту отдыха и обратно.
В третьих, виделось романтично побывать с женой на "краю земли", про который мы практически ничего не знаем.
(Даже, когда погоду по телеку показывают, чукотский район области, а то и более половины Чукотки, просто обрезают. Не помещается что ли в экран вся наша большая страна?)

Решение принято, я начал искать информацию по Чукотке и как туда попасть.
Первым делом в Интернет и понял, что информации по краю достаточно мало и цены предлагаемые (официальные) на организацию поездки просто "забубенные".
Наиболее интересен, на мой взгляд, форум на сайте: http://www.chukotken.ru/
Там много информации и можно познакомиться с интересными людьми.
Есть еще официальный сайт Чукотского Автономного Округа (ЧАО) http://www.chukotkа.org/

Помимо этого я купил путеводитель (по- моему, единственный существующий путеводитель по этому региону) "Чукотка" ЛЕ ПТИ ФЮТЕ (www.petitfute.ru).
Я и раньше сталкивался с подобными путеводителями, в общем-то не очень хорошего качества, но какой есть. Мы беседовали с музейным работником в Анадыре, и конкретно по этому путеводителю она сказала, что там имеется более 500 неточностей(несоответствий) в описании.

Исходя из «добытой» информации составили предполагаемый маршрут и места желаемого посещения. В него входили: мыс Дежнева, село Уэлен, заброшенный поселок Нунак (местные называют его старый Наукан), и археологический памятник Эквен.
Оформление разрешений
Тема: Документы, визы

Встает вопрос: как туда попасть? Выясняется, что любому жителю России, не говоря об иностранцах, необходим пропуск, который может оформляться от 14- до 60 дней ( мы ждали копию разрешения 1,5 месяца). С недавнего времени даже жителям Чукотки, если они хотят поехать в другой район ЧАО необходимо также получать разрешение. При прибытии пограничники прямо в самолете проверяют наличие разрешения и, говорят (но сам не видел), если разрешение отсутствует отправляют обратно на этом же самолете(т.е. даже выйти из самолета не дают).
От себя: не знаю точно, но, возможно, варианты договорится с пограничниками на месте все же есть. Скорее всего это требует достаточно много времени (недели две как минимум), при этом вы будете сидеть в аэропорту. Но это только слухи, разговоры о людях, которые как-то оформляют документы уже находясь в ЧАО, автостопщики и экстремалы разные.Все же, на мой взгляд, проще сразу оформить документы.

Важный момент! В разрешении у вас должны быть указаны(перечислены) ВСЕ населенные пункты или места, где вы намереваетесь побывать. Иначе вас просто не выпустят из населенного пункта, указанного в разрешении (хотя нельзя сказать, что граница на замке, т.е. вы можете самостоятельно уйти дальше и тут все зависит от случая, потенциальныо неприятности могут быть очень серьезные, в виде заключения под стражу и суда как нарушителя гос. границы). Как бы вас не уверял человек, который будет оформлять пропуск, что все нормально, что достаточно указать п.Лаврентия, например, а дальше можете идти куда хотите, это все неправда. Повторюсь, в пропуске должны быть указаны все места посещения.
Пропуск оформляется либо турфирмой, имеющей разрешение, либо человеком, проживающем в том месте, куда вы едете. Там есть еще всякие командировочные и т.д. и т.п., эти правила можно посмотреть на официальном сайте ЧАО. Или проконсультироваться в северо-восточном пограничном управлении береговой охраны ФСБ России, куда относится пограничная служба ЧАО, Интернет адрес: http://www.svrpu.ru/

Если вам все же оформили пропуск неправильно, то расстраиваться не стоит. Необходимо запланировать пару дней в Анадыре (естественно, рабочих) и решить на месте в пограничной службе этот вопрос, чтобы вам вписали все желаемые точки путешествия (сам не пробовал, но все в один голос утверждали, что это возможно решить в течении дня).
Таким образом, потенциально возможно, получить пропуск в Анадырь, а там вписать дополнительные места пребывания. Подчеркну, что это, как мне говорили, просто решается только в Анадыре, в других районах ЧАО это осуществить гораздо сложнее или не осуществляется вовсе.

Что касается нас, то мы перебрали телефоны турфирм, указанные на официальном сайте ЧАО. Какие-то телефоны не отвечали, какие-то были неверными . И с первым человеком, до которого дозвонились, решили договариваться. В итоге переговоров мы заплатили ему (турфирме, но в общем это был один человек) 6000 рублей, по сути, за оформление разрешения.
В нашем разрешении как раз и был указан только один пункт п.Лаврентия, этот парень из турфирмы нас уверял, что это соответствует требованиям пограничников. Вначале нам было отказано в прохождении намеченного маршрута. Пропуск был оформлен неправильно. Затем все разрешилось, только потому, что человек, который оформлял нам пропуск, имел хорошее знакомство с начальником штаба или каким-то другим начальником. Короче, административный ресурс сработал и нас пропустили. А может быть так, что вам скажут работники турфирмы: «извините, так получилось». И тогда, месяц гуляний по одному поселку и тренировки во всепрощении.
Тема: Как добраться. Транспорт

Следующий этап, это покупка билетов. Сразу повторюсь, что нам билеты оплачивали, поэтому проблема экономии для нас не стояла. Более того, учитывая возможные проблемы с переоформлением билетов, я покупал достаточно дорогие билеты, чтобы проще было поменять. Поэтому насчет билетов Москва-Анадырь ничего интересного не могу сказать. Хотя на форуме чукоткен.ру была информация, что проводилась зимой акция домодедовских авиалиний билет, то ли туда и обратно, толи в одну сторону стоил менее 7000р. Повторюсь, не проверял, так как необходимости в экономии не было.
Какие рейсы существуют на данный момент можно узнать на сайте: http://www.chukotken.ru/ , там есть раздел «Чукотка онлайн» и подраздел «расписание «ЧукотАвиа»». Частично там даны цены на билеты. Летом рейсов больше, есть рейс из Хабаровска, из Магадана, из Сургута, с Хатанги, ну и, конечно, местные направления.

Билеты местных авиалиний стоят очень дорого, в частности, перелет Анадырь – Лаврентия (полет продолжительностью 1,5ч) порядка 9000 р. в одну сторону на одного человека. Скидок и распродаж не бывает. В сезон очередь на билеты на месяц вперед расписана точно, а то и более. Но, как правило, места на самолет остаются. Если прийти ко времени отлета там образуется такая очередь из тех, кто хотел бы попасть на этот самолет. При нас продали билеты человекам 5ти, как потом слышал - самолет вез не очень много грузов, поэтому была возможность взять дополнительно пассажиров. Но опять это вероятность, если не попали на самолет следующего ждать неделю.

Помимо самолетов есть еще вертолеты, вернее регулярные рейсы вертолетов, которые совершаются раз в две недели и стоят 500 р (500р это не опечатка), я приложу фотографию, она правда плохого качества. Там синим цветом обозначены вертолетные маршруты, вертолеты летают там, где самолеты не летают, в частности, меня интересовал маршрут Лаврентия – Уэлен. То есть вертолет, это не замена самолету. Но попасть на вертолет также непросто, надо заранее и прилично заранее покупать билет. Мы были в Лаврентии 13 августа и в кассе можно было купить билет только на 8 сентября.
При этом как и на самолеты «ЧукотАвиа» эти билеты вы не можете купить в Москве, например, а только на Чукотке, а на вертолет и подавно только в пункте отправления (пусть меня поправят, если я не прав) .
Так мы хотели в Анадыре купить билет на вертолет, нас интересующий, и нам сказали, что надо покупать в пункте отправления (конечно, есть вероятность, что им просто лень было возиться, так как все билеты выписываются вручную, надо звонить узнавать сколько есть билетов и т.д.)
Веду я к тому, что желательно иметь контакт на Чукотке, который мог бы вам подсказать какие рейсы есть (так как про вертолетные рейсы, периодичность и даты можно узнать только на месте) и купить заранее на них вам билет.
Либо, что может и не хуже, иметь большой запас времени, попозже объясню почему это, возможно, гораздо лучше.

Про чукотскую авиацию. Как я понял, на Чукотке нет автоматизированных систем, все билеты, например (местные), выписываются вручную, тоже касается оборудования аэропортов, как это было в далекие советские времена так и осталось. Поэтому погода в движении самолетов играет огромную роль. ЗАДЕРЖКА РЕЙСА НА 4 ДНЯ ЭТО НОРМАЛЬНО. Будьте к этому готовы и планируйте дни. Кроме погоды, люди, которые там работают, обладают той же советской ментальностью в отношении движения самолетов. Летчики, найдут, тысячу причин, чтобы объяснить перенос рейса, если им просто не хочется лететь или кто-то из родственников не успевает на рейс и т.д. и т.п.
Далее, аэропорты работают до 3 часов дня, поэтому после трех рейс переносят на завтра, даже если погода наладилась. В субботу и воскресенье аэропорт не работает, так что, если ваш рейс в пятницу откладывается, он откладывается до понедельника (как раз наша ситуация, рейс в Лаврентия в этом году был по пятницам, его отложили до понедельника и мы субботу и воскресенье провели в Анадыре).
Но и погода может меняться кардинально в течении часа, особенно в береговой зоне, а системы навигации…вероятно очень старые.
В Лаврентия, например, взлетно-посадочная полоса грунтовая.
Все эти факторы вносят коррективы в план путешествия.
Еще хочу отметить, что на самом деле рейсов выполняется больше (я писал только про регулярные). Есть отдельные рейсы для школьников, военных, какие-нибудь чартеры и т.д., но на эти рейсы, чтобы попасть надо знать о них и уметь договариваться. (это так для информации, в принципе, возможностей всегда больше, чем видится.)

Кроме воздушного пути, есть морской . Про него знаю очень мало, теплоход ходит раз в месяц (по нашему маршруту от Анадыря до Лаврентия). Расписание и цены не знаю (в этом году, по-моему, теплоход приходил в Лаврентия из Анадыря 16 числа), есть предположение (читал какое-то объявление на пароме в Анадыре), что официальная цена не намного меньше, чем цена на самолет. Но с капитаном теплохода, возможно, проще договорится, чем с авиацией(предположение).

Как можно заметить, я постоянно пишу, что там необходим запас времени. Это действительно так, и сейчас я знаю, что минимальный срок поездки необходимый на реализацию наших планов - 1 месяц. Спланировать всю поездку и провести ее как спланировали очень трудно ( но не говорю, что невозможно).
Дело в том, что организованного туризма на Чукотке нет. Есть люди-фирмы, которые оказывают услуги по организации, и так сложилось, что ездят туда достаточно богатые русские или иностранцы. И местные,часто, относятся к туристам как к несомненно «денежным мешкам», поэтому цены, которые вам будут сразу предлагать за услуги, как правило, могут просто шокировать (ну конечно, нельзя скидывать со счетов и то, что жизнь там действительно «дорогая», продовольственная корзина, официально, в два раза дороже чем в Москве).
Плюс большого запаса времени в дополнительном общении, в результате которого, вы гораздо глубже можете окунуться в чукотское представление о жизни. Мы как раз имели дефицит времени, о чем немного сожалеем, но как было, так было. Может в следующий раз.
Имея достаточно времени , вы можете поближе познакомится с людьми, они вас тоже получше узнают, и вы сможете действительно получить то, что хотите за ЧЕСТНУЮ цену (я конечно, говорю про транспорт, в первую очередь, но также это касается многого ). Конечно, понятие «честная» цена у каждого своя, дело не в экономии без причины (жадности). Если для продавца услуг или для нас, например, приемлема эта цена, то мы ее и платили, если нет искали другие возможности или предложения.)

Вроде все про подготовку.
Анадырь 

Первое, что необходимо знать, аэропорт находится на другом берегу анадырьского лимана. Это примерно 6км по воде. Катер, перевозящий людей идет примерно 30 минут.
Но до катера надо доехать, не знаю точно сколько, километров 5 не более. Доехать можно на автобусе(от аэропорта до причала или наоборот) 50р. с человека + 10р. одно место багажа (ехать примерно 15-20 мин), либо на такси (не ездил, думаю минут 5-10), цена - 100р. с человека.
Отвлекусь, так как это просто отдельная тема. НА ЧУКОТКЕ ВСЕ ЦЕНЫ, КОТОРЫЕ ВАМ БУДУТ НАЗЫВАТЬ, ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕНАМИ С ЧЕЛОВЕКА. Поэтому имеет смысл всегда уточнять. Итак, такси по Анадырю стоит 50р с человека. Вы можете поехать на разных такси и в каждом заплатите по 50р, либо на одном такси заплатите 100р (если вас двое).
Далее катер стоит (август 2007г.) 230р с человека.
Итого поездка туда и обратно на двоих у нас стоила 1160р.

У катера, как и у автобуса, так как он возит пассажиров от аэропорта до причала, всего 4-5 рейсов в день (по-моему, все же 4). Плюс, как нам сказали, недавно несколько пассажиров парома утонули (упали в воду и утонули из-за перегруженности парома). Поэтому иногда паромщики (если у них плохое настроение, или им кто-то не понравился из пассажиров) начинают соблюдать норму количества пассажиров разрешенную для перевозки (это 50 человек). Поэтому на паром надо попасть. Первый рейс 8.00 из Анадыря, последний не помню точно(часов пять вечера). Расписание автобуса висит в аэровокзале. Поэтому имеет смысл, если вы планируете попасть в Анадырь без проволочек сразу узнать, когда паром и когда отходит автобус.
Помимо этого парома ездят таксисты, которые предлагают довезти из аэропорта в Анадырь (не ездили). Они переправляются на частных, по-моему, катерах стоит это счастье 1500р. с человека, и они стараются естественно взять пассажиров по максимуму. Поэтому переправится можно, даже если вас не взяли на муниципальный паром. Мы, когда возвращались в Анадырь (рейс отменили) успели попасть на паром, а на причале было еще куча народа и некоторых мы видели уже через час в Анадыре, когда гуляли по городу.
Единственное, что частники (или не частники) подходят к другому причалу, а он гораздо дальше. Сколько идти или ехать не берусь предполагать, и берутся ли эти паромщики пешеходов перевезти, тоже не знаю (может у них принцип такой - пешеходов не брать).

Если цели попасть в Анадырь нет, то можно переночевать и в аэропорту. Правда, не в новом здании, в которое прилетаете, а в старом. Оно соединено с новым переходом, но когда мы были там переход был закрыт. В здании есть столовая, гостиница и пару магазинов (один из них даже супермаркет, магазин с самообслуживанием).
Столовая: первое, второе, третье, примерно 250р.
Гостиница: от - одноместный номер 2500р, до - место в 9-ти местной комнате- 250р., все цены с человека.
Спать также разрешают и в холе, на полу, в здании старого аэровокзала, за бесплатно, скамейки, как правило, обычно заняты. Так что спальники самое милое дело. Вот так демократично.

Цены на гостиницы в Анадыре можно узнать на официальном сайте ЧАО.
Турфирма, которая нам делала приглашение, предлагала сдать нам квартиру за 650р с человека в день.

В Анадыре вобщем-то можно купить все (нам так сказали, и я думаю, что это не преувеличение), только стоить это будет гораздо дороже, чем на материке.
Что касаемо цен. Я уже писал, что цены действительно непривычно высокие, иногда кажется «от балды» назначены (наше личное впечатление). Так как цены на одни и те же товары в разных магазинов менялись очень значительно, независимо дорогие магазины сами по себе или нет.
Если говорить об общем впечатлении. то долго находится в Анадыре нам не хотелось и не понравилось (конечно, это возможно из-за смены часовых поясов). Город аккуратный, разноцветный, но достаточно обособлен, окружен болотами. Прогуляться, типа загород, не получится. Создает ощущение замкнутости. Бродили как в клетке, тем более, что перед нами маячили в ближайшем будущем просторы тундры. Город можно обойти, со всеми достопримечательностями, за пол дня и дальше остается идти на берег и наблюдать за белухами. Там, конечно, есть бары, развлекаловки кое-какие, нормальный кинотеатр, необычный музей (кстати билет в музей «наследие чукотки» стоит 25р, экскурсовод 100р). Но… вобщем так, это только наше личное впечатление.
Лаврентия-мыс Дежнева 
К карте маршрута номер 1

При прилете в с.Лаврентия у нас и у всех в самолете снова проверили наличие доукментов и разрешения, пограничники поинтересовались, где мы будем жить. Главным для нас был вопрос выпустят нас из с. Лаврентия или нет и началось ожидание: как человек, который сделал нам разрешение урегулирует этот момент (повторюсь, что у него видимо есть неплохое знакомство с кем-то из начальства и нас пропустили, как просьба сверху). На все это понадобилось примерно два дня.
Непосредственно работал с нами совсем другой человек, который живет в с.Лаврентия, и которому мы отдельно должны были заплатить за организацию (поиск потенциального транспорта, поиск квартиры, где проживать и т.п.). Парень этот трудится сам по себе, т.е. не работает в этой турфирме (такая вот передача туристов, друг другу).
Проживание в Лаврентия стоило нам 1000 р в день на двоих (500р на человека). Это была комната в квартире, где жили мы и хозяйка квартиры. Готовили еду сами, в магазинах выбор продуктов неразнообразный .
Когда было получено официальное «да» от пограничников, мы начали прикидывать как осуществить наш дальнейший маршрут. Поскольку все наши точки интереса были в районе 20 км от мыса Дежнева, для нас наиболее предпочтительна была бы заброска до Уэлена транспортом, а от туда обратно возвращаться пешком. Но в ту неделю никто в эту сторону не собирался, чтобы взять нас попутно ( еще через неделю, как минимум две лодки пошли туда и обратно, по своим делам и могли, в принципе, взять нас попутно за меньшие деньги). Плюс из-за какого-то проишествия начал действовать запрет на выход маленьких лодок в море (покрайней мере нам так сказали). Можно отправляться, но только на больших лодках и их должно быть две по правилам безопасности. Теперь считаем:1 час большой лодки 2300р*2=4600р в час. От Лаврентия до Уэлена по морю 4-5часов хода. Туда и обратно плюс там остановки и того выльется кругленькая сумма.
Правда есть некий обход. Местные, идя на маленькой лодке, отмечаются скажем до бухты Путен (посмотрите на карте, там хорошая рыбалка), а проезжают дальше, например до Наукана (кто и как проверит?), но не дальше, так как дальше им нужно отмечаться у Уэленских пограничников, а следовательно включаются правила, что нужно идти на больших лодках в количестве не менее двух. Маленькая лодка стоит примерно 1000-1500 час (как договоритесь). До Дежнева нежилое на маленькой лодке примерно 3 часа, даже меньше, но вам надо либо четко оговаривать, что и путь обратно столько же времени займет, иначе придется заплатить за все остановки, за их время, куда бы они не заходили на обратном пути (мы в итоге заплатили за 9 часов).
Опять же, имей мы в запасе больше времени, можно было бы дождаться попутных лодок и у нас был бы выбор когда и за какую цену передвигаться .
До этого мы узнавали про вездеход, чтобы нас забросил к Уэлену, нам назвали цену в 50000 р. (это так для ориентира, реально вездеход не очень интересный и приятный способ перемещения).
Есть еще вертолет на заказ 72000 р в час (тоже мало ли пригодится). Этот помимо вертолета рейсового, который за 500р. Мы на рейсовый вертолет не попадали по времени.
В итоге мы так и не нашли никого, кто нас забросил бы (за приемлемую для нас цену) до Уэлена и решили идти пешком из с .Лаврентия, вернее нас перевезли на мотроке через бухту Лаврентия в Пинакуль (примерно 8 км) и от туда мы пошли пешком.
Смущал нас один момент - мы никогда не сталкивались с дикими животными вне зоопарка и несколько опасались встречи с медведями и волками. И подумывали идти с проводником, хотя на самом деле хотели идти вдвоем. Плюс в идее с проводником был еще и в том (кроме того, что он имеет ружье и умение стрелять ), что он может показать лучший путь, где поймать рыбу и т.п. Но в последний момент парню, который с нами собирался пойти , предложили постоянную работу, он отказался. Все это выяснилось, когда мы уже собирались переправляться в Пинакуль. И тут нам начали предлагать кого попало. Один чукча был пьян и безучастен, другой участлив, но тоже пьян(а пьяные чукчи, не все конечно, выглядят просто как будто они наркоманы убитые, это видимо из-за отсутствия устойчивости к алкоголю) . Третий сказал, что пойдет за три тысячи рублей в день. Нормальная цена проводника 1000р в день. Мы посмотрели на все это, подумали и решили идти вдвоем.
Итак, нас переправили через бухту в Пинакуль, мы одели наши рюкзаки и пошли. На все про все у нас оставалось 6дней из запланированных 14ти. (3 дня задержка рейса, пару дней решался вопрос с пограничниками, потом мы хотели дождаться, когда охотники привезут кита, далее задержка из-за поиска нового проводника или поиска транспорта). Соответственно, нам нужно было как можно быстрее пройти путь около 75 км до области, где располагаются наши «точки интереса».

Отвлекусь, так как мы не имели опыта походов под рюкзаком, мы не очень понимали что такое вес, например для меня, рюкзак в 30кг. Пройдя 30 км, до первого охотничьего домика, мы выложили из рюкзаков чуть-ли не половину того, что нам казалось необходимым при подготовке.
В частности, я брал с собой лодку надувную. Когда смотрел на карту и спутниковые снимки, то понимал, что реки, которые там указаны в броднях не перейдешь и поэтому лодка казалась необходимой, но увидев первую из этих рек понял, что на картах обозначения глубины - для полноводного сезона, видимо снимки Google тоже снимались примерно в такой же сезон. Все реки на пути можно, в августе, пройти в брод. И мы немного жалели, что не взяли с собой бродни, правда бродни больше нужны для болот, нежели для рек. Так как реки мы практически все переходили по камням. И только два раза снимали ботинки, чтобы перейти босиком.

Ладно, далее, я задал в GPS координаты бухты Поутен (или Путен) как следующей точки и мы решили пойти напрямик через сопки, как показывает указатель GPS. Нам сразу говорили, что лучше идти по тракторной дороге, но по карте она делает крюк, и мы решили идти напрямик. (Нам показывали чукчу, парнишку, он оленевод насколько я понял, так вот он проходит расстояние от Пинакуля до Уэлена за сутки. Конечно он идет налегке или почти налегке и часть «хорошей» дороги преодолевает бегом).
Да, преодоление сопок с 30кг рюкзаком (у Жени рюкзак весил килограмм 20) это просто убийство. Мы ухайдокались капитально, потом одну сопку начали обходить и поняли, что склон очень крутой и пришлось возвращаться. Но зато, когда разгрузились, скорость сразу увеличилась, мы уже спокойно шли 20 км в день. Мы, также, после Поутена, вышли уже на тракторную дорогу и шли по ней. Тракторная дорога может идти по склону, но этот склон не такой крутой и, следовательно, не требует очень много сил. Поэтому (проверено на собственном опыте), если задача «пройти быстро», то надо идти по тракторной дороге, несомненно. Если скорость не главное, то дорога «напрямик» живописна. Жаль не могу сравнить обе дороги.
Попробую подробнее описать участки пути (я их отметил на карте, которая прилагается).

Первый участок (от Пинакуля до реки Нунаваам). Начинается участок достаточно ровный, с твердым грунтом. Небольшой подъем и спуск. Дальше мы пошли по склону горы Ыльваянранай. В ботинках самый раз, так как склоны обычно усеяны развалами камней. Идти надо аккуратно, но вобщем ничего сложного (море голубики, брусники, местами морошка и, конечно, повсюду шикша). При подходе к реке заболоченность усиливается, но в ботинках идти нормально, пройти можно, без особых сложностей.

Первая переправа. В этом месте глубина реки небольшая (в это время года примерно 30 см.), чтобы пройти нужны бродни (либо босиком, но вода холодная очень). Течение достаточно сильное.

Следующий участок. Я сделал его достаточно длинным, потому что особенно он ничем не отличается от предыдущего, грунт твердый, местами развалы камней. Достаточно длительный и тяжелый (для нас точно) был подъем рядом с горой Круглая. Но вид после подъема просто завораживает. Видно чукотский нос остров Ратманова и Аляску (по-моему). Дальше идем по склону, который весь усыпан развалами камней, приходится более тщательно смотреть как пройти. Но опять же, повторюсь, пройти можно без особых сложностей, единственное надо смотреть куда ступаешь, и быть более аккуратным здесь, иначе подвернуть ногу можно легко. Далее спустились к реке и передохнули.

Надо отметить, что воду мы пили прямо из рек (это для чайников как мы), вода просто изумительная, единственное смотрели насколько сильно илистое дно, если очень сильно илистое, то мы старались просто найти ближайший приток этой речки. По склонам сопок как правило стекают ручейки, в которых вода …… у меня просто не хватает слов, чтобы описать восхищение.
По поводу рыбы надо быть осторожнее. В крупные реки, как правило, заходят рыбы на нерест. Отнерестившись эти рыбы почти мертвые пытаются вернутся в море, они достаточно легкая добыча. Дело в том, что в этих рыбах живет много паразитов и есть такую рыбу сыроватой опасно для жизни. Ее необходимо хорошо прожаривать, либо промораживать, либо просоливать в течении длительного времени.

Следующий этап. Мы вместо того, чтобы спокойно обойти сопку «поперлись» вверх. Более того, когда мы были на противоположной сопке, мне показалось, что там есть проход нормальный и мы пошли обходить вершину сопки со стороны где пройти, можно, но опасно, и пришлось возвращаться, подниматься дальше и потом длительный спуск по каменным развалам. Поднимались по склону по такому зеленому «ковру» на основе мха. С одной стороны несколько удобнее, чем идти по камням, с другой, отталкиваться от этого «ковра» сложнее, требуется больше сил. Плюс когда наступаешь, нога погружается в воду. Но вобщем в ботинках идти нормально. Спуск достаточно затяжной просто по камням.

Дальше до бухты Путын шли по краю сопок. Потом подходя к лагуне шли по берегу, песок твердый шли быстро. Здесь по дороге было много медведей и подходя к домику мы видели множество их следов и человеческих тоже. Охотничий домик (обозначен 1) нормальный, есть лежанка, печки, можно насобирать деревяшек по берегу и просушится, или погреется, или еще чего. В домике отсутствуют на окнах стекла (полиэтилен), так как он видимо ветрами рвется (возможно, еще какие-то причины существуют). Пресная вода есть недалеко, ручей стекающий с холма, его проходишь по пути к домику. На другой стороне тоже видны строения (обозначены 2), но там просто развалины пограничной заставы. Как вариант использовать конечно можно, чтобы укрыться от дождя (хотя не уверен, так как это развалины), но … лучше перебраться и переночевать в доме 1 (есть печки). Мы тащили с собой лодку, вобщем она нам пригодилась только здесь, здесь мы ее и оставили. Без лодки можно было бы перебраться через речку (где - нибудь, где обозначен дом 3, или чуть подальше, возможно) все равно, единственное нужны бродни, чтобы не идти очень далеко от устья.

После мы решили пойти по тракторной дороге, от заброшенной заставы видно следы, которые выведут на дорогу. Идя по этой дороге, мы увидели вдалеке что-то похожее на маленький домик. Решили там переночевать так как уже начинало смеркаться. И тем более, что мы уже видим нашу тракторную дорогу. Этот домик (обозначен 3), представлял из себя коробку размером 1,5Х1,5 метра без крыши, ее кто-то разобрал. Дверь была на месте. Остатки крыши мы обнаружили по дороге, не далеко от домика. Как нам потом объяснили - это «обогреватель» для пограничников. Раньше, когда здесь была застава, такие обогреватели стояли через каждые сколько-то километров, что бы пограничники, которые делали обход территории, могли передохнуть, погреется и поесть (там обязательно был сухой паек).
Ночуя в этом домике мы первый раз ночью сильно замерзли. Спальники наши не справились с холодным воздухом, поступающим с моря. Хоть на них и написано, что Тextrem=-20*, но это, видимо, указано для случая, когда спишь в спальнике во всей теплой одежде (мы спали в теплом флисовом белье).

По поводу тракторных дорог. Следы в тундре заживают очень долго, тем более, что они периодически обновляются, поэтому дороги эти представляют собой немного заросшие следы от вездеходов. В некоторых местах по этой дороге даже нельзя пройти без бродней. Следы, как правило, отчетливо видны. Но есть места, где трава высокая и иногда становится сложно отличить следы это или просто рельеф, необходимо искать бочки. Железные бочки, в которых возят топливо. Когда бочки пустеют их выбрасывают, и вся дорога, в каких-то местах более, в каких-то менее, усыпана этими бочками. Они и могут служить ориентирами, что там проходит тракторная дорога.

Следующий этап. Этап, выделенный желтым цветом достаточно длинный, так как он примерно однороден. Подъемы не очень крутые, дорога четко различима, грунт твердый, скорость у нас средняя была на участке почти 4,5 км в час. Речку Итыгвеем прошли по камушкам даже не задерживаясь (нет, вернее, пару камней дополнительно положили и перешли). До речки Рыбной дошли очень быстро и как-то легко что-ли. Речку Рыбная (эта речка достаточно грязная) переходили босиком, так как она глубоковата, бродней у нас не было (о чем мы снова и снова сожалели по ходу).

Далее после реки, берег и склон представляет собой заболоченное место. И хотя пройти в ботинках можно, постоянный поиск обхода болотных луж сильно замедлял наше движение (примерно 1,5-2 км в час) и выматывал. (эх будь у нас бродни!). В конце концов мы выбрались из этой чачи. Далее кусок дороги похож на грунтовку, и до Бол.Кэглю дорога нормальная. Речку перешли тоже легко по камушкам. После Кэглю снова начинается «чача» хотя и не такая сильная как после Рыбной. Поднялись на холм по этой чаче и подошли к притоку Бол.Кэглю на карте никак не называется и там переночевали.
К карте маршрута номер 2

Когда спускались к Бол.Кэглю и потом поднимались на холм, вдалеке слева и впереди по ходу движения были видны какие-то постройки; на карте я примерно обозначил это место домом с номером 4 и поставил знак вопроса, так как не уверен что это строения (но очень похоже на три домика). Также, если это действительно сторения, то что из себя представляют тоже непонятно издалека.
Ночью холодно (скажу даже сильно), как только солнце заходит, холодный воздух с моря прямиком поступает вглубь.
Утром проснулись, собрались и в путь между двумя сопками. Перешли речку по камушкам. Дорога вверх была более или менее нормальная с легкой степенью заболоченности на склоне, но ничего серьезного.

Далее начали спускаться. И вот где засада. Здесь у нас была самая рекордно низкая скорость около километра в час. Здесь, видимо, даже вездеходы местами еле-еле могут пройти, мы видели такие рытвины, что вездеход можно просто утопить. Все это приходится обходить, обойти не всегда просто, куда не ступи везде вода как минимум по щиколотку. Для себя мы научились определять по виду растительности, где заводь, а где более или менее сухой островок. Например, если есть кустики – то, как правило, там есть более твердый грунт, есть нюансы конечно, но объяснять долго и сложно, думаю сами быстро научитесь различать. Под конец мы ушли в сторону от тракторной дороги к руслу реки, так как искали обходы.

Дальше просто пошли по берегу. По берегу идти сравнительно удобно, особенно, когда мы перешли на другой берег реки Чиетуттыввем. Твердая почва, сухой грунт - идти просто удовольствие. Как видно на карте, мы два раза пресекли речку Чиетуттыввем, второй раз пересекать - было ошибкой, так как далее нам пришлось переходить на другой берег реки Элейкей. Эта река уже более полноводная и перейти ее нам можно было только босиком. А чуть дальше она вообще разливается. Если бы мы не перешли Чиетуттыввем второй раз, то могли бы Элейкей перейти в районе тракторной дороги не разуваясь, по камешкам.

Перейдя Элейкей, пошли по берегу (отмечен участок зеленым цветом). Участок тоже не совсем однозначный, местами сухой грунт, местами всё в воде, но в целом двигаться можно.

Так мы вобщем - то и шли по берегу Элейкей. После поворота реки мы немного отошли к склону: там грунт посуше. И до берега моря мы шли вдоль реки довольно легко. Там, кстати, тоже есть тракторныне следы. Прямо у берега моря, в устье реки есть охотничий балок, состояние хорошее (обозначен номером 5).

Далее мы намеревались пройти по берегу моря до поселка Дежнева нежилое. От балка идут следы вездехода и мы пошли по ним. Поднявшись на небольшое возвышение оказались в очень красивом месте, много птиц, скала в море. Надо отметить, что берег во многих местах, по крайней мере до мыса Верблюжий, имеет два уровня. В верху грунт твердый и практически ровный, внизу песчаный берег, идти тяжеловато, так как ноги вязнут в песке.
Те реки, которые отмечаны на карте, в августе, вероятно, совсем мелеют, я их отмечал только по косвенным признакам того, что здесь, возможно, русло реки. В действительности этих рек просто не было. Еще одна особенность этого места: мы привыкли, что пресной и чистой воды повсюду много (бывали моменты, что в данный момент не видно, нет ручейков, но через некоторое растояние находили ручеек обязательно), мы не делали больших запасов воды. Здесь же, те ручьй, что есть выглядят так ужасно, что пить из них опасно (увидите - поймете, ну очень грязные). Поэтому планируя путь здесь, необходимо сделать запас воды, на протяжении всего пути до поселка мы не встречали нормального источника (хотя, возможно, они и есть, но нужно искать, возможно, идти чуть вглубь от берега).
Я писал, что одной из точек нашего интереса был Эквен, мы его так и не нашли, вернее прошли. Дело в том, что точных координат у нас не было, а наиболее внятным ориентиром была фраза: «он находится около Дежнева нежилое (были еще и такие «Эквен, а это недалеко от Уэлена!! 18 километров )» . В действительности Эквен находится в районе мыса Верблюжий (это я потом выяснял, когда хотел понять как мы его пропустили, если он, по словам местных жителей, «находится возле Поселка на берегу», а мы шли по берегу и так его и не нашли).
Но опять же более точно нам так и не сказали, где он находится (возможно скрывали, чтоб без проводника не ходили. Это шутка, а может и нет, ладно).
Есть еще одна особенность этого места. По линии берега лежат много мертвых туш моржей. Как нам потом обяснили, когда касатки бъют моржей, те подраненные спасаются на берегу и потом умирают, запах стоит жуткий от них. Так как много халявного мяса здесь песок усыпан медвежьими следами и их легко можно встретить. И других всяких следов море. Это я потом понял реальную опасность столкновения, так как при подходе к поселку с одной стороны море, сдругой лагуна и это на протяжении примерно 3-х километров, ширина косы колеблется от 10 до 30 метров и, если здесь встретиться с медведем ....вобщем непонятно, чем все это может закончится. Мы с медведем все-таки столкнулись, но уже в самом поселке, ночью. Хотели выбрать дом для ночлега, воду поискать, но наткнулись на заболоченную тропу. Женя села отдохнуть и тут в темноте я краем глаза увидел какое-то пятно, перемещающееся метрах в пяти-десяти.
Это был медвежонок. Разошлись миром, мы как нас учили встали подняли палки вверх , посмотрели друг на друга, я сказал ему «иди домой» и ...он ушёл.
К карте маршрута номер 3

Как только лагуна заканчивается начинается поселок Дежнево нежилое. Там несколько охотничих балков, есть пара домов, но мы, чесно говоря, не исследовали эти дома на их пригодность, так как у нас оставалось мало времени, а на обратном пути ноги просто болели жутко. Ночевали в самом первом балке, он был достаточно приличный, но запах моржатины, прогорклого жира чувствовался аж во рту (очень неприятный запах, но говорят, что со временем привыкаешь). Чистой пресной воды тоже по близости не нашли, есть река недалеко, но очень грязная.
Мы переночевали в поселке и рано утром пошли налегке до мыса Дежнева. Сначала по тракторной дороге до реки Энмытагнывеем, а дальше по берегу, но постепенно забирали в право в поисках чистой воды. Когда воду нормальную нашли оказалось, что перед нами заболоченное место и пришлось еще уйти вправо. Дальше мы поднялись немного на склон и уже напрямик пошли к мысу по указателю GPS. Спуск , вобщем как и подьем, по склону проходил по крупным развалам камней. Вокруг часто пахло зоопарком, обычно такой запах появлялся, когда по близости были медведи. И они маячили то у реки, то на склоне. В низине, где сливаются реки очень много заводей всяких, но мы все-таки дорогу нашли посуше (хотя на обратном пути, мы шли не совсем как вперед, нам пришлось делать серьезный обход, так как не могли пройти по воде), и вобщем-то почти напрямик. Речки достаточно быстрые, водоносные, но не широкие, переходили их по камням (Женя правда разок подскользнулась, но не сильно промокла, удачно). Дальше был тяжелый подьем. Тяжелым он был скорее потому, что мы очень устали и жутко болели ноги(ступни). И еще, тем кто не знает – расстояния в тундре обманчивы. Когда находишься на противоположном склоне, наверху - смотришь и видишь дорогу, кажется вот тут рукой подать, все поднялся высоко, но ничего. А когда начинаем двигаться, такое впечатление, что расстояние увиличивается вдвое. Еще подъемы - кажется вот горизонт, поднимемся и увидим, что внизу. А там следующая высота, забрался на следующую, а там еще горизон и кажется конца нет этим высотам. Затем еще плато, но когла мы добрались и перед нами открылся прекрасный вид и сразу силы прибавляются. И так было с каждой сопкой.
Нам, возможно повторюсь, повезло с погодой. Была ясная погода, тумана не было, вернее он потом немного закрыл море.
Мы не стали спускаться к морю, потому что, опять же, были уставшими и у нас уже было мало времени, нас должны были забирать лодки в этот день и необходимо было вернуться к месту встречи, обратно в п. Дежнево. И еще, честно говоря, не были уверены, что там можно легко спуститься. Спуск вроде видно, но сверху не очень понятно насколько он крут. Поэтому мы полюбовались видом, собрали для друзей и знакомых немного брусники с «края земли» и пошли обратно.
Внизу бродили медведи. Трое потихоньку двигались по склону соседней сопки, один сидел на противоположном склоне, ковырялся с чем-то. Мы пошли посередине. Отчасти поэтому обратный путь через долину у нас немного отличался. Дальше, когда перешли реку с притоками, мы не стали подниматься на сопку, а обошли ее понизу и пошли к берегу моря, чтобы обойти заболоченный участок. Выйдя к берегу увидели вездеходные следы и пошли по ним, следы идут вдоль берега к поселку. Дорога как нормальная грунтовка, поэтому дошли быстро. Подумали, что и в прямом направлени надо было начинать идти здесь.
В поселке чуть отдохнули, потом за нами пришли на лодке и мы отправились обратно в п.Лаврентия.

Немного жаль, что не смогли дойти до Уэлена, и не нашли Эквен, на обратном пути хотели на лодках подойти к Эквену, но там туман был, который закрывал берег напроч. Несмотря на то, что из нашей программы мы выполнили только один пункт, мы очень довольны этой поездкой. Тундра хороша видами, звуками, запахами; вода чистая, ветер свежий. Может как - нибудь еще раз побываем там. Впечатления очень теплые и от края и от людей (хотя люди очень своеобразные).
В заключении 

Первое, что поражает это близость и проникновение природы в жизнь людей (лучше выразить не могу, ну может поймете). Второе, это огромное количество всяких костей мелких, крупных, средних, гигантских.
Есть много других впечатлений, конечно, но лучше сами составьте.

В общем, мы специально не стали выкладывать фотографии, в частности, мыса Дежнева, и углублятся в описание наших переживаний, пусть каждый сам откроет для себя Чукотку.
Мы попытались просто описать некоторые более технические моменты нашего путешествия. Чего нам нехватало при подготовке. Не исключено, что где-то в описании есть моменты только ситуативные (т.е. у нас так получилось), но как было.

При подготовке мы сталкивались с несколькими очень интересными описаниями, в частности:
Одна на краю света Автор - Марина Галкина (Москва)
http://skitalets.ru/books/odna_galkina/index.htm?U_Session=1910244338934555&U_Number=28

«Круиз» на барже Анадырь- Марково 2002-2005 гг. Автор - Евстифеев Алексей (Анадырь)
http://pohody3.narod.ru/Kruiz_do_Markovo/Kruiz_do_Markovo.htm


Если интересны фотки, то наверно очень понравится сайт Чарека Бугайчика, все на польском правда, но фотки интересные. Это ссылка на первую страницу, их там 13. Чарек с другом проехал на велосипедах по дороге Эгвекинот – Певек. http://www.podroznik.net/2006_trans_chukotka/2006_trans_chukotka_01.html

Вроде все.