Осуществили свою мечту увидеть воочию одно из красивейших мест Полярного Урала - Хадата - Юган - Лор,сплавились по горной реке Большая Хадата и по реке Щучья
Заброска из Воркуты вездеходом до озера Малая Хадата,стоянка на озере,рыбалка. Сплав по реке Большая Хадата и по реке Щучья до моста на 110 км. железнодорожной трассы Обская - Бованенково. Выброска - на трэколе от моста до г.Лабытнанги. Далее поездом Лабытнанги- Воркута.

Жемчужина Полярного Урала

Участники:      Андрей Олейников и Елена Хайдарова на байдарке Вольный ветер
 Светлана Устинова - пакрафт Иволга
 Елена Алфёрова - пакрафт Иволга
 Юрий Князьков - лодка Баджер
 Как это всегда бывает, началу нашего похода предшествовали: долгие обсуждения предстоящего путешествия, встречи с забросчиком, закупка продуктов, покупка недостающего снаряжения. Это приятный предпоходный мандраж.Скорее бы уже в путь!
 Утром 27 июля загружаемся в автобус со своим снаряжением,7 коробками продуктов,2 мешками дров  и едем за город где ждем, когда привезут вездеход!
Загружаем снаряжение,укутываемся  до ушей и садимся на броню вездехода.Водитель Валера пугает нас,что мы замерзнем,дорога длинная по болотам, через Малую Усу и по бездорожью длинной 90 км.Но нет Валера,пропустить такое приключение!Никогда!
BvsbQE9EOTQЕхать на броне вездехода это отдельное удовольствие,мощь машины передается тебе,это не она,а ты преодолеваешь все препятствия,оставляешь позади себя болото,комья грязи и реку.Ветер в лицо,шум от двигателя,красота тундры и Полярного Урала!
До озера мы ехали 14 часов,это долго.На  болоте нам пришлось 3 раза вытаскивать застрявший Трэкол,который сопровождал нас до озера.Прекрасная машина,может двигаться по моховому покрову тундры, не повреждая его,но вот болото ей оказалось "не по зубам"
 Летом, в период с 7 мая по 8 августа в Заполярье  -  "белые ночи",то есть вся ночь состоит лишь из сумерек, а с 27 мая по 14 июля солнце совсем не заходит за линию горизонта – "полярный день".Можно ехать всю ночь и любоваться окружающей природой,горами,закатом и рассветом.
На дороге встретили кочующих ненцев,они двигались в верховья реки Кары с оленями,собаками, женами и детьми
JHFM7voPyKw
На Малое озеро мы добрались в 4.00 утра 28 июля.Вездеход уехал,а мы остались на левом его берегу.Было солнечно,но холодно и  дул сильный ветер.Приняли решение переправиться на правый берег озера.
-WAWKW-YG6I
Поставили палатки.Кроме личных палаток - палатка общественная,названная нами  кают - компания(она же баня),и палатка - кухня. Да,мы как буржуи).
Рыбаки после завтрака бегом на рыбалку.Им не до сна.На берегу слышны  их восторженные восклицания.Открывает счет пойманным хариусам - рыбачка Света
А следом и голец:
и налим:
Вечером у нас знатный ужин.Котлеты из налима,малосольные голец и хариус,печень         налима.Вкуснятина!!!
Утром 29 июля озеро показывает нам свой нрав.Ветер примерно 9-10 м/сек.на воде образует водяные вихри.Общественные палатки обложенные с вечера крупными булыжниками лежат на земле,у них поломаны ветром дуги. Моросит дождик,ветер порывами до 20 м/сек.
Целый день,те кто не рыбачит сидим в кают-компании  и держим ее,чтобы не унесло  ветром и не доломало дуги.А рыбаки радуют нас своими уловами им непогода нипочем!
     Андрей привез с собой походную коптильню"Спутница рыбака"http://samkopti.ru
 Хорошая вещь,мы использовали её и как коптильню и как сковороду и как печку- щепочницу.
Как мы все знаем из Википедии : Хадатаюганлор это система озер, состоит из Малого(длинной 4км.) и Большого озера(длинной 5 км.).Из восточной оконечности озера вытекает река Большая Хадата.Вот туда нам и надо было  добраться,преодолев 9 км.водного зеркала расположенного на высоте 210 м над уровнем моря.Утром 30 июля,несмотря на сильный встречный ветер было принято решение продвигаться к истоку реки Хадата,любыми способами.А способ был только один-идти вдоль берега. Т.к ветер не давал нам даже отплыть от него.Это было приключение!Ветер в лицо,дождь,идешь по колено в воде(слава человеку придумавшему вейдерсы!), по подводному курумнику.Курумник -  это  крупные глыбы от нескольких см. в  поперечнике до 1-2 м, с острыми обломанными краями.Если соскальзываешь с большого камня уходишь в воду по грудь и только смотри чтобы нога твоя не застряла между двумя камнями.
К 19.00,пройдя 5,6 км понимаем,что до темноты нам до истока не добраться встаем на ночевку  на правом берегу,напротив горы Анучина.
31 июля целый день дождик.В  перерывах между тучами собираемся у стола, пообедать все вместе,начинается дождь, разбегаемся по палаткам.Рыба не ловится.На озере еще сильный встречный ветер,поднимает волну.Друзья мои идут посмотреть на водопад,я сижу в палатке и пытаюсь заклеить пробитый накануне на камне неопреновый носок вейдерса (безуспешно!)
XGiocnypwgM
Вечером ветер стихает и мы преодолеваем оставшиеся 3,2 км.до истока на лодках.Встаем на ночевку на левом берегу реки Б.Хадата,рядом с метеостанцией.Вместе с нами там стоит 4 группы."Рыбаки","москвичи на байдарках","москвичи с детьми"- так мы их назвали).Вот тебе и отдаленное озеро.На ужин у нас копченый хариус!Объеденье!
MGuvOFoCrh4
1 августа Утром солнце,ветра нет.Куда подевалось неприветливое озеро испытывавшее нас 3 дня? А впереди нас ждет Большая Хадата.Горная река с быстрым течением,каменистыми перекатами.Я волнуюсь - это мой первый сплав.

Река Большая Хадата

1 августа оставляем красивое,суровое озеро позади себя,километра через 3 спокойного течения начинаются шиверы.Рыбаки закидывают удочки на каждом перекате,по 3- 4 хариуса увозим с собой.
Течение быстрое,река делает крутые повороты,только смотри,чтобы не наскочить на обливной камень или не пропороть лодку торчащими с берега кустами.На левом берегу чум,его обитатели машут нам и зовут к себе,но нам некогда ходить по гостям,план на сегодня пройти 20 км. и встать на ночевку.
Примерно через 10 км,справа синие вагончики заказника.Там пусто.По быстрому течению несемся дальше.Рыбаки довольны уловом,а я мечтаю только,чтобы этот день быстрее закончился.Иволга - легкая лодочка,и я ещё не научилась ей управлять.Как не стараюсь отгребать,каждый обливной камень-мой!Волны раскачивают её,захлестывают,в лодке прибывает вода.
 К 20.00,пройдя 19 км. находим хорошую стоянку,слева высокий берег,ручей и небольшой лесок.Пока ставим лагерь Света и Лена исследуют поляну и находят много грибов и морошки
Объедение дарами природы продолжается,к малосольному хариусу добавляется грибной суп и чай с морошкой.После такого насыщенного испытаниями дня сплю как бревно.
        Утром   2 августа, пока мы спали,Юра сбегал на рыбалку.
Собирались лениво и долго,клеили пробитые на камнях днища лодок,ходили за грибами,ловили рыбу.Собрались только к 15.00.В планах на сегодня пройти 13 км,и встать на ночевку у горы Пусьерка. Андрей,единственный из нас имеющий опыт водных походов 3-4 категории сложности,говорит,что сегодня "шиверки" будут посложнее.И наша ведущая байдарка одевает спасжилеты,впервые за поход.Ну всё думаю,писец подкрался незаметно.Начинается дождь.
8Xwko_yBubU (1)
Часто останавливаемся на рыбалку.Сложные места мы с Юрой обносим,а экипаж байдарки и Света на Иволге проходят.Сегодня на реке появляются валы,высотой по полметра.Видела одну небольшую "бочку".Дождь не прекращается.Через 8 км,уже в сумерках,перед ручьем Базовый сели на мель.Стоим обсуждаем дальнейшие планы.Вдруг видим на реке 4 байдарки,это наши знакомые "москвичи на байдарках".Уже хорошо "подшофе".То расстояние,что мы прошли за 2 дня,они проплыли за 1 день - 27 км.Уставшие,мокрые ищут место под стоянку.И действительно,после нашего последнего места стоянки,хороших мест уже не было,т.к. по берегам пошли лиственницы и кусты.Благополучно,уже в сумерках проходим место впадения ручья Базовый.Москвичи зовут нас остаться с ними на ночевку,но мы хотим сегодня пройти ещё 5 км.до намеченного места у горы Пусьерка.А зря,надо было воспользоваться гостеприимством.Моросящий дождь,сгустившиеся сумерки затрудняют видимость.Пришлось ночевать на каменистом острове.
Сегодня 3 августа по плану должна быть днёвка и баня,поэтому торопимся добраться до намеченной стоянки.Закидываемся лапшой быстрого приготовления,тут уже не до кофе и каши, и отчаливаем.Так быстро ещё никогда не собирались.Река преподносит нам сюрприз-туман.Слышно,что впереди шум переката,а что там -  не видно.
        Благополучно добираемся до стоянки в районе горы Пусьерка,пройдя 4,3 км.
Сегодняшняя стоянка на правом,высоком берегу реки.Поляна из сказки.От берега протоптана тропинка,Поляна в окружении лиственниц, и на ней подосиновики кучками.Оборудовано место под костер,у воды сложена из камней туристическая баня.Что ещё нужно усталому путнику?
Ставим лагерь,на сегодня у нас ещё запланирован поход на гору Пусьерка,на месторождение жадеита.Юра и Лена остаются в лагере,топить баню.Я,Света и Андрей на байдарке форсируем реку и уходим в тайгу. Не знаю как у  моих  спутников,но у меня адреналин в крови повысился.Места то - медвежьи!Вышли на старую вездеходную дорогу,на ней полно грибов.Вброд перешли бурный ручей  и начинаем подниматься в гору.Активно шумим.У нас собой воздушный горн для маломерных судов.Выдает такой звук,что закладывает уши.Начинается сильный ливень и гроза.Где - то через час, поднимаемся на гору и понимаем,что до Пусьерки нам сегодня не добраться.Она находится за горой на которой мы стоим,хорошо просматривается на ней дорога.Вообщем - поворачиваем назад.Я мокрая,но довольная,давно хотела походить по  глухой тайге.
Пусьерка на заднем плане
Благополучно возвращаемся в лагерь,по дороге едим морошку,огромную и спелую.А в лагере у нас гости,"москвичи"догнали нас и встали рядом на ночевку.Вот тебе и глухая тайга, 13 человек на одной поляне.На ужин у нас хариус на палочках.А потом баня!!!Топили её дровами,которые привезли с собой.
Всё хорошо было на этой поляне,но мошка и комары нигде так не ели нас,как здесь.
4 августа - запомнилось мне как самый легкий день.Утром активно сушим мокрые вещи,деревья и кусты на поляне как новогодние елки увешаны одеждой.Но дождик тоже не дремлет.Так все утро и бегаем, то снимаем вещи,то вешаем их обратно.Веселуха!Рыбу никто не ловит.Откуда то появляются два рыбака,приехали из Лабытнанги на вездеходе

Только в 14.00 отплываем из этого сказочного места.И сразу за ручьем,который впадает в реку с правой стороны,рыбаки закидывают удочки.Рыбачим на этом перекате долго.Итог 10 хариусов.Народ доволен!
Я тоже пытаюсь ловить хариуса,но рыбалка  - это не моё
Сегодня плывем 13 км.,часто останавливаемся на перекатах,но такого улова,как на ручье  уже не было.Погода отличная,солнечно и тепло.
Вокруг нас горы - рыжие,небо голубое,река веселая,ноги сухие.Жизнь прекрасна!
В 18.00 уже ставим лагерь на берегу у каменистого пляжа.Сразу все включаются в работу,кто - то заготавливает дрова,кто - то готовит,кто - то  ставит палатки.Жарим грибы,коптим хариуса,варим борщ.Уставшие и довольные собираемся за столом,строим планы назавтра за рюмкой чая.
5 августа -  рыбы в этот день не поймали.Рыбаки не весёлые,прячут снасти.Сегодня проезжаем  кардон Горно - Хадатинского заказника.Домики стоят немного в стороне от основного русла.Можно и мимо проплыть.Руководитель нашей группы  - Юра Князьков.Регистрировал нас в ППС МЧС и должен был дозвонится дежурному.Ловит Теле 2
На кардоне двое мужчин.Мы поболтали с ними.Они спрашивали нас про улов.Мы сказали - да,ловили,но всё съели.Медведей не видели,да и не хотели.Хотели посмотреть на овцебыков,но они ушли куда - то далеко.
После кардона река становится шире и спокойней.Появляются подмытые песчаные берега.Печальные лиственницы стоят на них.В воде притопленные  корни и стволы деревьев.Когда река делает петлю ветер встречный и тогда грести становится тяжело,но ближе к вечеру ветер стихает.Долго ищем место под стоянку.Берега песчаные с одной стороны реки,а с другой - высокие,заросшие лесом.Трудно причалить.В итоге становимся прямо на песке.Прошли 26 км.Печку топим сухими ветками,которые находим на берегу.

Река Щучья

Утро 6 августа начинается с купания,трое смелых окунаются в мутную,холодную  воду реки Щучья.Сомнительное удовольствие.Мимо на моторе проплывают "рыбаки" - наши знакомые с озера Хадата.Обмениваемся приветствиями.Тепло,но пасмурно.Высокие подмытые  берега,которые иногда осыпаются и поднимают волну на реке.Близко лучше не подплывать.Ветер в спину.Это большая удача,что на этой реке у нас практически не было встречного ветра.Иначе нам пришлось бы туго.
Разбредаемся по реке,иногда теряя друг друга из вида.Ведущая у нас байдарка.Печальный,однообразный пейзаж.Целый день - гребля.Моросит дождь.Доплываем до песчаного берега,на котором выложены слова:РЫБ НЕТ.Действительно нет.По правому  берегу в этом месте небольшая протока,за ней озеро,рыбаки отправляются туда  на рыбалку.Это Малое озеро а дальше есть ещё Большое.Возвращаются в сумерках - довольные.Поймали окуней и щук.На ужин уха из окуней,очень вкусная!
 Решаем в этом месте ставить лагерь.Дрова находим на берегу.Прошли 16 км.
 7 августа решили устроить днёвку,половить рыбу на озёрах и помыться в баньке.С утра начинается дождь,но рыбаков(Юру,Свету и Андрея) это не останавливает.Две Лены на хозяйстве.Хорошо у нас есть большой тент,где можно спрятаться от дождя и ветра.К обеду возвращаются мокрые и довольные рыбаки, в кане  у них щуки и окуни.Сегодня Лена порадовала нас своими пирожками со щавелем.Никогда не думала,что из муки, воды,сахара и щавеля можно сделать такую вкуснятину!
Количество людей на реке увеличивается.В гости пожаловали местные жители.Старик,молодой человек и мальчик.Их чум стоит недалеко.Они рыбачат на Большом озере,старик ещё делает лодки.Разговор про медведей,рыбу,погоду.Спрашиваем сколько лет мальчику.Ответ: 5 а может 6 лет).
Только отчалили ненцы,плывет байдарка.Двое мужчин плывут с озера,делимся впечатлениями и прощаемся.И уже в сумерках к нам на стоянку присоединяются знакомые нам по озеру "москвичи с детьми".Они на двух катамаранах с мотором.На реке многолюдно!
И вечером долгожданная баня!
Если и есть на реке Щучьей что -то запоминающееся,так это закаты.
8 августа  Заплыли в небольшую протоку по левому берегу,навигатор показал нам наличие там озер.Щуки водятся в них,а не в реке Щучьей.Прошли через кусты и оказались на поляне,где было полно морошки.Она была крупная и спелая.Пока всю полянку не объели не могли оторваться,ещё там росла жимолость и голубика,в озерах наловили щук и окуней.Пасмурно,тепло и небольшой дождь.Плывем наперегонки с "москвичами с детьми",то мы их обгоним,то они нас.Ставить лагерь на песчаных берегах уже надоело.Песок потом везде.В борще,в дугах палаток и в спальнике.Но других вариантов нет.Прошли 19 км.На растопку наломали сухих веток.
9 августа.Сегодня мы должны проплыть до моста 13 км,а завтра нас забирает Трэкол. День солнечный,ветра нет,тепло.Народ уже расслабился,зачем грести,если течение тебя и так донесёт со скоростью 3 км/час.
Если смотреть по карте,перед мостом река делает большую петлю,а слева идет небольшая протока до моста напрямик.Мы по ней не пошли,но уже в Воркуте я узнала,что она была проходима.По ней прошел катамаран.
Чалимся на правом берегу,сразу за мостом.Там очень топко,можно в этой глине и обувь оставить.Нарубили веток и сделали сходни.Андрей и Лена уходят в магазин,до которого 1,5 км по дороге в сторону Лабытнанги.Юра уходит на мост звонить дежурному ППС.Путешествие закончилось.Вечером фуршет и салют.
 10 августа.Грузимся в Трэкол и 4 часа едем до Лабытнанги.
         Ночуем в комнате отдыха на железнодорожном вокзале.Цены там грабительские!
  11 августа погуляли по  Лабытнанги,город оставил о себе хорошее впечатление,чистые улицы,ухоженные скверы.Идет интенсивное строительство.
Немного цифр и личные впечатления
Вездеход до Озера Хадата- 40.000
Трэкол до Лабытнанги - 25.000
На продукты 12870
С собой 3 баллона газа по 450 гр.- на нем варили утром кофе и кашу(хватило)
Два мешка дров для бани
Прошли 128 км.
Поход на одноместном пакрафте дает больше в плане приобретения и развития личных навыков,а именно навыков сплава по бурной реке.