Краткий дневник поездки

Цистерна Базилики Цистерна Базилики
Залив Золотой Рог и башня Галата Залив Золотой Рог и башня Галата
29 октября
Как это водится при сборах в последний момент, никто не успел выспаться перед ранним вылетом. А Москва уже после регистрации на рейс решила проводить нас пушистым снегом. Хорошо, что снаружи терминала!

Прилетели в Стамбул около полудня. По сравнению с Москвой – тепло! Доехали на метро и трамвае до центра, забросили вещи в хостел, отправились обедать и после гулять. Уже пройдя одну остановку пешком (наш хостел «Cordial House Hostel» расположен на остановке трамвая «Чемберлиташ», а самый-самый центр – это следующая остановка, Султанахмет), поняли, что «тепло» - оно тоже разное бывает. Например, +10 С по сравнению с Москвой, конечно, отличается в выгодную сторону, но в целом это совсем не то, на что мы рассчитывали, одевая в отеле легкие курточки и (некоторые) сандалии! В общем, замерзли. Бррр!

Так как время уже не раннее, попасть внутрь Айи-Софии (работает до 16 ч) мы не успели. Что ж? У нас еще завтрашний день на обзор центральных достопримечательностей, а сейчас можно сходить в Цистерну Базилика (находится она прямо напротив собора Св.Софии). В подземном хранилище воды оказалось очень красиво и таинственно. Тусклый свет и цветные огни, толстые колонны и капающая с потолка вода создавали непередаваемые ощущения и даже погружали в прошлое, когда хранилище использовалось по назначению. Сейчас же, помимо коммерческого  использования для туристов, резервуары использовались также для разведения рыб. Рыбы плавали среди колонн повсюду, и некоторые из них были нереально здоровые! На брошенный сотрудником музея кусок хлеба рыбы моментально слетелись, вернее, сплылись, образовав кучу малу в воде. Забавное зрелище! В общем, в музее мы пребывали долго, и уходить отсюда (тем более на холод) не хотелось.

Собравшись с духом и надев шапки (у кого они с собой были), мы устроили пешую прогулку до моста в Галатасарай. Сколько раз здесь бываю, а все равно удивляюсь – какое колоритное место возле этого моста! Весь мост снизу (там есть прогулочная набережная) и сверху усеян рыбаками в любое время года, возле моста – небольшой базарчик и причалы, с моста – замечательные виды на обе стороны залива Золотой рог! Долго мы шли по этому мосту, потому что из всей нашей большой группы кто-нибудь да терялся по дороге, отвлекаясь то на фотографирование моста и мечетей, то на только что пойманную рыбку, то на разглядывания кораблей и паромов.

На той стороне залива нам нужно было выполнить важное дело: закупить газ для поездки. Чем мы и занялись. Поскольку в том районе аж несколько туристических магазинов, народ в ажиотаже стал метаться между ними, покупая себе непромокаемые штаны и накидки на рюкзаки (и правильно! если их не взять в поход – обязательно будет дождь!). Закончив с покупками, все отправились гулять. Но кто-то по направлению к отелю, а кто-то еще не против был пройтись по узким улочкам к башне Галата. Тут же выяснили, что мост все-таки даром не прошел: Ира где-то там и потерялась (в суматохе трёх турмагазинов это было не очевидно).

Самые отважные, продуваемые холодным ветром, поднялись на башню Галата для обзора ночного города. А потом мы пили чай в кафе и слушали невероятно долгие и громкие раскаты салюта (сегодня же День Республики – самый главный государственный праздник Турции!). К сожалению, увидеть его из тесного переплетения узких улочек этого района не представлялось возможным.

Закончив сегодняшнюю прогулку пешим возвращением в Султанахмет (Айя-София ночью имеет особое очарование!), мы еще долго распивали чай с турецкими сладостями в нашем отеле. Поскольку ночь накануне была тяжелой, все очень быстро отошли ко сну.

Внутри собора Св.Софии Внутри собора Св.Софии
Внутри Голубой мечети Внутри Голубой мечети
Во дворце Топкапы. Очередь в казну Во дворце Топкапы. Очередь в казну
Мраморное море Мраморное море
30 октября

В первой половине дня мы успели осмотреть Айя-Софию, Голубую мечеть, дворец Топкапы. Выходные – не лучшее время для посещения музеев Стамбула. Толпы народа всюду. Очереди в кассу, очереди в узкие залы сокровищницы во дворце Топкапы, люди, люди, люди… Всем интересно взглянуть на алмаз  в 86 карат, всем интересно посетить гарем (а мы так и не попали из-за очередей), все хотят прикоснуться к следу пророка Мухаммеда… Коллекции, конечно, достойные, но,  определенно, надо выбирать другое время для осмотра достопримечательностей! Зато рядом с дворцом есть замечательный парк с платанами и зелеными попугаями! Птицы оказались на редкость крикливые!

По пути в отель заскочили к морю. Было интересно потрогать воду (прохладная), да и вообще – для нас, жителей городов, далеких от моря, любое море – это Море с большой буквы!

Погода сегодня не в пример вчерашней: куртки сняты и только мешаются, солнышко пробивается сквозь тучи – вот это я понимаю!

Пообедали, закупили продовольствие на долгую дорогу в поезде и в 16-30 стартовали в сторону вокзала. Опять же столкнулись с нереальным количеством народа, поддерживающего наши интересы: на сей раз все стремились уехать из центра на другую сторону залива. Еле впихнули себя и рюкзаки в два трамвая! Зато потом очень удачно успели на речной трамвайчик – и вот уже в 18 ч мы на вокзале Хейдарпаша. Напоследок – красивейший закат!

В 18-25 поезд на восток страны (называется «VANGOLU EKSPRESD»). Мы на нем едем до Кайсери, и это только чуть больше половины всего поездного маршрута. Из-за раннего прихода темноты за окном видами сегодня уже не полюбуешься. Зато весь вечер общались и ели бутерброды, а Олег наигрывал нам на блок-флейте. Очень долго пытались выпросить у проводника горячий чай (в европейских поездах нет титанов, как в наших, советских), он долго не понимал (по-английски он не говорил), но наконец, через два часа осады сдался, вскипятил чайник и порадовал нас всех кипяточком! :) Дамы тут же простили проводнику, что он принял нас за украинок, и были весьма довольны нашим продуктивным общением! Легли спать рано.

Вокзал в Кайсери Вокзал в Кайсери
Вечерний пейзаж Кападоккии Вечерний пейзаж Кападоккии
Крутящиеся дервиши Крутящиеся дервиши
31 октября

Турки отличаются постоянством и пунктуальностью. Раз положено, чтобы поезд опоздал по прибытии на 2 ч, значит, обязательно опоздает на два часа. Даже если накануне переводят часы назад. Как они умудряются ехать 800 км 20 ч по практически ровной местности – так и останется загадкой для любого европейца! Вместо прописанных в расписании 11-20 прибыли в Кайсери в 13 ч нового времени (как раз этой ночью и Россия, и Турция переводили часы назад).

В поезде ничего особо интересного с нами не происходило. Ели, пили чай (проводник снова нас порадовал, уже без дополнительных просьб!), общались, спали… Моя напарница по купе Ирина пришивала очень некстати оторвавшуюся лямку рюкзака и мечтала увидеть в горах осликов или горных козлов… Все бы ничего, если б не случай. В купе у Жанны и Игоря ни с того ни с сего вдруг лопнуло стекло форточки – с невероятным «бумом» и осколками, разлетевшимися по всему купе! Мы первым делом подумали, что это мальчишки какие-то камень в окно бросили, но, во-первых, не было никаких мальчишек, да и просто населенных пунктов или дорог за окном, а во-вторых, никакой камень среди осколков стекла замечен не был. Мистика! Все живы, но есть маленькие порезы. Проводник опешил, а уж про Жанну и Игоря я вовсе не говорю… Нда… Вот такие они – турецкие поезда!

Итак, Кайсери. Город для нас транзитный, а для местных жителей – мы диковинка. Не туристическое здесь место. Пока шли до остановки автобуса, вызывали много разговоров у местных. Нам не жалко – пожалуйста, обсуждайте. На улице теплое солнышко, хорошо!

Час езды от Отогара Кайсери до деревушки Гёреме – и мы в самом центре удивительного места Кападоккия! К сожалению, осень – не весна, да и часы не вовремя перевели. Темнеет теперь в 17 ч. Поэтому мы заселились в отель и уже в сумерках немного походили по окрестностям, разглядывая складчатые холмы и пещерки.

К 18 ч нас отвезли в соседний городок, на представление крутящихся дервишей (более подробно про дервишей и обряды можно найти через любой поисковик в Интернете, например, здесь или здесь). Действие это не может оставить равнодушным как в плане искусства (сам танец дервишей, сопровождающая музыка и пение), так и в мистическом плане. Посмотреть весьма интересно! Если получится попасть в энергетический круг дервишей – это будет отдельное впечатление!

После представления все отправились на ужин в ресторанчике в центре Гёреме. Тут нас всех повеселила Ирина. Когда ей принесли блюдо в горшочке, который нужно было вскрыть ударом ножа, наша русская женщина не растерялась – осколки горшочка разлетелись не только по нашему столику, но и по полу ресторана :) Тихие европейцы за соседними столиками притихли еще больше, а владелица ресторана явно была обескуражена (и нечего было подначивать: «Бей сильнее!»).

А еще у нас весьма интересный отель. Как оказалось, в каждом номере вместо двери в ванную комнату висит обычная занавеска. Нда… Теперь перед выбором отеля надо смотреть, чтобы в описании было не только «Душ, туалет в номере», но и «Душ, туалет с дверью»… Информация к размышлению…

Перед самым сном вспомнили, что сегодня кто-то отмечает Halloween, а кто-то Samhain. А мы чем хуже? Устроили вечер ирландских танцев :)

Утреннее небо над Кападоккией Утреннее небо над Кападоккией
Аладаглар Аладаглар
Начало подъема от села Чукурбаг Начало подъема от села Чукурбаг
Поляна лагеря на закате Поляна лагеря на закате
Водопровод в горах Водопровод в горах
1 ноября

Утро для всех началось рано, еще до рассвета. Часть группы отправились покорять высоты на воздушном шаре, другая часть – своими собственными ногами исследовать кападоккийские земли и пещеры. И те, и другие остались довольны! Пещерок здесь много, виды как сверху, так и изнутри симпатичные!

После завтрака в отеле мы сходили в Open Air Museum (и там тоже столкнулись с толпами туристов, несмотря на то, что сегодня понедельник!) и далее на заказанном автобусе отправились в подземную деревню Kaimakly (про нее все уже написано в более ранних отчетах) и далее в горы. Автобус довез нас до села Чукурбаг. Докупив хлеба и переупаковав рюкзаки под походный режим, в 14 ч мы отправляемся покорять осенние турецкие горы Аладаглар.

Наш маршрут – довольно тривиальный для этих мест. Летом немногочисленные турецкие туристы ходят им через перевал Челикбуйдуран до плато Ёдигёль (что переводится как «семь озер»). Вот и мы шли туда же. От Чукурбага в сторону перевала можно пройти «по полям» или воспользоваться одной из грунтовых дорог (надо только найти нужную).

День клонился к закату, поэтому на сегодня километраж был заложен небольшой. Кроме того, многие первый раз надели свой рюкзак в полной версии и поняли, что что-то не так уложено или не так затянуто. Кто-то не рассчитал свои силы. Кто-то не выспался. И еще всем сразу стало жарко. В общем, начало нашего пешего похода было медленным :) Хорошо, что у нас был Олег, который помогал девушкам нести рюкзаки (второй своей ходкой)! На первом же привале Ирина спросила: «А это только мне так тяжело?» Молчание было ей ответом. Конечно, многие могли бы сказать про себя «тяжело», но признаться в этом вслух? Как выяснилось позже, Ира была удивлена такому повороту событий, ведь ей казалось (и это было правдой), что первый же набор высоты у многих вызвал пот, учащенный пульс и разнообразные эмоции, но никто почему-то не бастовал и не торопился вернуться обратно. Ирине тоже пришлось смириться и продолжить движение.

После третьего перехода примерно по 30 минут нам встретился чабан со стадом овец. Он указал нам ближайшие площадки для лагеря с источником воды (источником оказался взявшийся ниоткуда кран с вентилем). На них мы и решили вставать в 16-30. Через 15 минут солнце село за горизонт и начало холодать.

Пока дежурные занимались ужином, Ира вздыхала: «И зачем я сюда пошла?» Новичков вполне можно было понять: и рюкзак для них непривычен, и вверх идти надо, а тяжело. Да и не лето уже, прохладно.

После вкусного чая с конфетами под звездным небом настроение у всех заметно улучшилось, а некоторые даже продолжили занятия ирландскими танцами! :)

Ущелье Южного Ялика Ущелье Южного Ялика
Подъем в ущелье Южного Ялика Подъем в ущелье Южного Ялика
Перевал Карасай (11) Перевал Карасай (11)
Перевал Челикбуйдуран (12) Перевал Челикбуйдуран (12)
Подъем по длинному перевальному взлету пер.Челикбуйдуран Подъем по длинному перевальному взлету пер.Челикбуйдуран
Там, за левым поворотом, наш перевал Там, за левым поворотом, наш перевал
Последний участок подъема на пер.Челикбуйдуран – на закате Последний участок подъема на пер.Челикбуйдуран – на закате
Вечерний взгляд на плато Ёдигёль Вечерний взгляд на плато Ёдигёль
2 ноября

Поскольку сегодня нам обязательно нужно было подняться (и желательно спуститься) на перевал, а до него было еще о-го-го, мы решили переходить на солнечные часы, то есть вставать и ложиться вместе с солнцем. Дежурным пришлось встать даже раньше рассвета. Зато в 5-30 было уже светло, можно было собирать вещи и палатки и завтракать. Термометр предательски показывал «минус два», чем немного обеспокоил группу. Впрочем, про это они вскоре забыли, поскольку ночью никто особо не мерз.

В 7-30 наша бравая группа выдвинулась на покорение перевала. Задача для новичков (большая часть которых в горах была первый раз в жизни!) стояла нешуточная: набрать за день около 1600 м и еще немного сбросить. Но что делать? При всей компактности района Аладаглар круто возвышается над окружающей местностью.

За 3 перехода по траве и камням немного приспускаемся вниз – подходим к горлу ущелья Южного Ялика. Теперь подъем на весь день нам обеспечен.

Пер. Челикбуйдуран (№12, 1А, 3448 м)

Перевал: Челикбуйдуран
Высота: 3448 м

Категория трудности: 1А
Характер: снежно-осыпной
Время прохождения: 2 ноября 2010 г.
Соединяет: ур.Ёдигёль и исток р.Ю.Ялик
Прохождение: из долины р.Ю.Ялик к ур.Ёдигёль

Ущелье немного присыпано снегом. Где-то он слежавшийся и скользкий, а где-то хорошо прокладываются ступени (глубина снежного покрова – не более 20 см). Местами можно идти просто по камням, что в данной ситуации надежней. Подъем вначале не очень крутой, но идет каскадом ступеней. Нам повезло: уже по свежему снегу (а ему, видимо, не более месяца) проложены следы. Придерживаемся их.

Так как ущелье неширокое, солнечный свет достигает его только в определенный промежуток дня, и в это время года не во всем ущелье целиком, а лишь на отдельных участках. Когда около полудня, наконец, выходим на солнечную поляну – это просто сказка! Тут же раздеваемся (по ощущениям на солнце очень тепло, но в тени все равно температура близка к нулю) и примерно час перекусываем. До обеда прошли чуть больше половины от запланированного на сегодня расстояния и набрали 900 м высоты! Молодцы! Девчонки не сдаются, а Олег им в этом помогает. Подъем крутизной в среднем около 20-30 градусов, отдельными участками (например, прямо перед обеденной «поляной» такой участок метров 40) до 40 градусов.

После обеда нам стал встречаться только снег, теперь уже камни становятся редкостью. В целом видно, что за лето весь снег с этих склонов убирает, а настоящая осень в эти края еще не приходила – например, перевал Карасай совсем легко «одет» снежным покрывалом, да и наш перевальный взлет оказался наполовину осыпным.

Перевал Челикбуйдуран – один из тех, про которые говорят: «Да вон он, за поворотом!» До самого конца его седловина не видна. Кажется, что этот подъем – последний, но нет – еще один такой же ждет тебя чуть выше. Это немного измотало народ, моральный дух начал падать. «Ну где он, Аня? Долго еще?» - самые частые вопросы после обеда. Снова отдельные участки покруче (до 35 градусов), но в целом уже положе, чем в нижней половине подъема. Все пыхтят, но поднимаются. Олег бегает челноком, помогая девушкам. Лена постоянно предлагает орешки для пополнения сил.

Перед самым перевалом группа растянулась, а между тем темнеет. Мне довелось наблюдать необычайно красивый закат с седловины перевала, пока я ходила там в поисках тура с запиской. Тур нашла, даже два, но вот записки ни в одном нет :( Хотя очень отчетливо помню, что в 2007 году сама вынимала отсюда баночку с липкой запиской от МАЕвцев, клала свою записку, а после нас тут уже несколько групп ходило (по крайней мере, русских). Ну, нет – так нет. Нам не до записки. Надо группе помочь. Ночевать на снегу народ не хочет – высматриваю каменистые площадки ниже перевала в сторону плато Ёдигёль. Есть! Спустимся! Не до запланированного озера, но хоть на какое-то хорошее место.

Только в 18 ч вся группа собирается на перевале. Кто-то здесь уже успел замерзнуть, а кто-то только что подошел. Силы неравны. Почти для всех участников данный перевал – первый категорийный в жизни – 1А! Да и высота – почти 3500 м. Это маленькая победа! Все рады, что у нас получилось сделать это, хотя и устали. Ночную фотосессию решили не устраивать :)

За десять минут совместного спуска по снегу (на этом склоне он уже поглубже) доходим до каменистых площадок и обустраиваем лагерь. Нам повезло, что сегодня нет ветра. Но на всякий случай палатки хорошо растянули. Ночевка на высоте 3405 м для новичков – это тоже не простое испытание! Особенно в ноябре. Под вечер столбик термометра опустился аж до -12 С, и в томительном ожидании чая  приходится устраивать мини-дискотеку: сами поем, сами пританцовываем :) Главное, никто не унывает! Это хорошо! А какие здесь звезды!!! Минут на 10 все отвлеклись от танцев и задрали головы вверх… А потом снова «танец маленьких утят», ча-ча-ча и джига :)

Спать легли около 21 ч.

Фото всей нашей группы с видом на взятый вечером перевал Фото всей нашей группы с видом на взятый вечером перевал
Бесснежное плато Ёдигель, справа вдали – первые его озера Бесснежное плато Ёдигель, справа вдали – первые его озера
Тропа на плато Тропа на плато
Большое озеро на плато (от места нашей ночевки) Большое озеро на плато (от места нашей ночевки)
Предпоследнее озеро плато Ёдигёль в направлении к долине р.Аджир Предпоследнее озеро плато Ёдигёль в направлении к долине р.Аджир
3 ноября

Сегодня у нас была запланирована дневка с прогулкой по озерам плато, но, поскольку вчера мы не дошли до запланированного места, идти все же надо. Хотя бы до одного из озер. Но так как торопиться особо некуда, встали сегодня попозже. Если честно, никого будить не пришлось – все выспались и встали сами еще раньше назначенного времени – 7 ч. Уже вовсю светит солнце, температура всего -4 С. Да еще и виды красивые дают. Все рады :)

После завтрака и фотосессии вышли только в 10 ч. Спуск некрутой, в основном по снегу. Через полчаса увидели первое большое озеро, от которого начинается правое русло р.Аджир. Решили вставать ближе к левому руслу: там озер больше.

Ходовое время (прохождение перевала от низовий Южного Ялика до плато Ёдигёль):

Участок путиЧистое время
Подъем по снегу и осыпи от низовий (близ устья) р.Ю.Ялик до перевального взлета крутизной от 20 до 30, местами до 400,  6,5 км 3 ч 25 мин
Подъем на перевал по осыпи и снегу крутизной до 350,  1,5 км1 ч 10 мин
Спуск по снегу в сторону плато Ёдигёль крутизной около 20-250, 1 км40 мин
Спуск по осыпи до плато Ёдигёль крутизной около 250, 500 м20 мин
ИТОГО:5,5 ч

Два перехода по 40 минут по совсем неглубокому снегу или камням (с преодолением двух небольших подъемов-спусков) – и мы у большого озера, на котором стояли в 2007 году. Да, по сравнению с весной осенью ходить здесь гораздо приятнее!

На подходе к озеру на камнях есть расчищенные площадки под палатки, выложенные из камней стенки, какие-то банки, палки, тряпки. Видно, что кто-то здесь регулярно останавливается. Но мы хотим встать прямо на берегу озера. И если поначалу кто-то еще хотел не устраивать полудневку, а продолжить спуск вниз (читай «к морю»), то после обеда на озере все окончательно расслабились, разомлели на солнышке (в тени, кстати, было всего +2 С!) и даже на простую прогулку по соседним озерам я смогла вытащить только Марианну и Олега. После вчерашнего отходят! :)

Остаток дня прошел в расслабленности. Кто-то загорал, кто-то медитировал, кто-то устроил себе «баню», кто-то решал накопившиеся вопросы… Сегодня много ели :) Спать легли рано, в 19 ч, так как завтра надо по возможности больше пройти – снова будет ударный день. Вечером почти так же холодно, как накануне (-10 С). Перед сном в нашей палатке шла длинная лекция Олега по соционике, под которую было хорошо засыпать :)

Утренний вид из палатки Утренний вид из палатки
Рассвет на плато Ёдигель Рассвет на плато Ёдигель
Каньон спуска в долину Аджир Каньон спуска в долину Аджир
Первый крутой участок осыпи на спуске с плато Первый крутой участок осыпи на спуске с плато
Второй крутой участок осыпи на спуске с плато Второй крутой участок осыпи на спуске с плато
Общий вид осыпного участка Общий вид осыпного участка
Вид на долину р.Аджир и начало лесного участка Вид на долину р.Аджир и начало лесного участка
Последний крутой участок спуска в долину р.Аджир Последний крутой участок спуска в долину р.Аджир
Вид с зеленой поляны на спуск с плато Ёдигёль Вид с зеленой поляны на спуск с плато Ёдигёль
Спуск по тропе в сторону пос.Баразама Спуск по тропе в сторону пос.Баразама
Дорога от зеленой поляны вниз Дорога от зеленой поляны вниз
4 ноября

Несмотря на то, что ночная температура мало отличалась от вчерашней, всем эта ночь показалась теплее. Никто не замерз. Видимо, после вчерашнего хорошо подготовились :) С утра тоже казалось тепло: никто не мог поверить, что за бортом –11 С.
Когда после подъема в 5-30 я стала вылезать из палатки, вид меня прямо потряс:  нежно-розовые краски неба, снега, озера – и все это постоянно менялось на фоне восходящего солнца! Вот это кино нам сегодня показывают!

Вышли в 8-30 (сегодня плохо работала одна горелка). Потеплело до +2 С. Первый час шли по довольно ровной поверхности плато (неглубокий снег, камни, местами трава). Подошли к крутому осыпному склону. Его протяженность – около 150 м, крутизна – до 35-40 градусов. Ребята такой спуск видят (и пробуют) впервые. Впечатления неоднозначные, но спускаться надо. Медленно и аккуратно делаем это в составе двух подгрупп. Время прохождения каждой подгруппой (шли частично параллельно) – 45 минут. После спуска народ начал приходить в себя, делиться впечатлениями. Да, кому-то было страшно, кто-то даже немного поехал на камнях… Неприятный участок! Отдохнули, поели орешков – на лицах распустились улыбки, все стали шутить по поводу прошедшего спуска.

А через 15 минут пологого (до 15 градусов) перехода по большим камням – второй осыпной участок. Длина этого – около 50 м, крутизна – примерно такая же, как была, но, к счастью, эта осыпь менее подвижная! Да и ребята уже «опытные». Второй участок прошли заметно быстрее (минут 20) и веселее. Дальше идти по этому (левому) руслу нет смысла, потому что метров через 200-300 замысловатого спуска с использованием несложной техники скалолазания путь упирается в значительный обрыв. Так показала моя разведка (после которой, кстати, очень хотелось пить). Также разведка узрела внизу долины тропинку, приходившую сверху из-за холма, разделяющего левое и правое русло (истоки) реки Аджир. Ага! Значит, все же надо переходить к правому руслу… Вообще говоря, упоминать в тексте слова «русло», «река» и «исток» здесь немного цинично, ибо воды, судя по чужим отчетам, здесь нет и весной, а уж осенью об этом даже говорить смешно. Горло у всех пересохло. Воды из озера утром с собой набрали, но экономим. Когда теперь будет источник – не ясно.

Сидим, загораем (первая подгруппа), ждем остаток группы. Переживаю, как они там без меня (хотя и с выданными ЦУ) спускаются… Смотрю, а Ирина, которая отставала на подъеме, теперь бодро шагает вниз. Приходит вниз и говорит: «Девочки! Спуск – это моё!» :) Вот так-то! А то «Могу ли я? Хочу ли я?»…

Передохнули, позагорали (действительно, стало сильно припекать) – и в путь. За 15 минут, через холм, подошли к началу серпантинной тропы по камням в долину. Ее крутизна уже не так впечатляет (около 25-30 градусов), однако камни такие смерзшиеся, что никакую ступеньку в них не сделать. Надо строго придерживаться тропы и в узких местах ее быть аккуратнее. Но все с задачей справились. Правда, за разное время. Давно мы уже на ногах, да и перекусывали только всухомятку.

Снова налегли на продукты, утеплились (все, солнце ушло из нашего ущелья и сегодня нас уже не порадует, только макушки соседних хребтов еще купаются в его лучах) и вниз по каменистой тропе. Теперь уже спуск радует всех – крутизна лишь до 10 градусов! Какие мы молодцы!

Но спуститься-то мы спустились (я имею в виду основной крутой участок), а теперь у нас другая проблема – найти воду. За 35 минут дошли до зеленого участка (трава, правда, уже с инеем). Воды нет, снежников (как пишут в отчетах о весенних походах), естественно, тоже нет. Через пару км вниз по долине в навигаторе у меня обозначен источник. Через километр началась грунтовая автомобильная дорога. Источник тоже нашли (и возле него оборудованные каменными стенками и каменной «печкой» стоянки), да только пересох он, нет в нем воды осенью :(

Расстроенные, бредем по дороге дальше. Идти стало очень комфортно – можно хоть одной большой кучей вперед топать и болтать обо всем. А тут еще звезды постепенно на сцену выходят, дорога пошла через сосновый лес и вообще хорошо! Вот только воды бы! Все уже мечтают хотя бы о луже воды, уже думаем, как бы собрать иней с листиков (и сколько его надо?)… И вот – получайте, что просили: на дороге красуется одна единственная лужа! Вот это подарок! Все растерялись, не знают, как к нему отнестись. С одной стороны, конечно, вода нам нужна, даже очень. С другой стороны, позвольте, ну как же мы, уважаемые доны, можем снизойти до такого: пить воду из лужи (пусть даже кипяченую)? Помялись и решили-таки налить воду в пустые бутылки – мало ли…

От зеленой поляны прошли два перехода по 45 минут до развилки дороги: налево продолжение дороги, направо – ответвление к летнему домику. У домика по идее есть поилка, но и тут большой облом – поилка есть, а воды нет :( Но все равно решаем вставать в домике (и около), потому что уже 18 ч (а темнеет, напомню, в 17 ч) и надежды на воду практически нет.

На ужин попили чай из озерной воды, которая у всех в каком-то количестве сохранилась (получилось на каждого почти полная кружка). Воду из лужи отфильтровали через марлю, прокипятили, закинули туда несколько крупинок марганцовки и оставили на утро. Посмотрим, захотим ли ее пить с утра :)

На улице + 4 С, заметно теплее, чем мы уже привыкли. И «новички» уж не новички, уже через многое прошли. Ночевка при +4 на ровном полу, возле леса – это здорово! Около 20 ч отбой.

Утренний вид Утренний вид
Летник, в котором мы ночевали Летник, в котором мы ночевали
Осенний турецкий лес Осенний турецкий лес
Коровы на водопое Коровы на водопое
Баразама (Улупинар) Баразама (Улупинар)
Мы у водопадов Капузбаши Мы у водопадов Капузбаши
Основные водопады Капузбаши Основные водопады Капузбаши
Оборудованные площадки для осмотра водопадов Оборудованные площадки для осмотра водопадов
5 ноября

Снова подъем в 5 утра. Это кажется ранним временем, но, благодаря раннему отбою, все успевают отлично выспаться. С утра +3 С – видимо, «минуса» ночью не было. Было тепло и комфортно!

С утра все по-иному смотрят на водицу из лужи. Прокипятили ее два раза, марганцовкой разбавили – по идее должно быть нормально! Пьем из нее чай – все довольны :) Вот ведь не думали «благородные доны»!

В 6-45 вышли. Вернулись к развилке, продолжили путь по дороге вниз. Теперь только через лес. Он здесь смешанный, и местами буйство красок очень радует! Березки, тополя, ольха – вперемешку с соснами. Красиво! И солнышко постепенно опять начинает припекать.

Прошли два перехода по 45 минут. На очередном привале все кинулись раздеваться до футболок – разогрелись! Под ногами валяются удивительные желуди, а с обрыва при повороте дороге открывается красивый многослойный горизонт! Внизу видна дорога, та самая, к которой мы стремимся. Настроение у всех отличное! Ира не перестает мечтать. «Вот бы, - говорит, - сейчас мужчину увидеть!» Мы только начали ехидно выяснять, зачем ей нужен был сейчас мужчина, как он не заставил себя долго ждать и появился. Откуда ни возьмись, сверху спустился турецкий мальчик лет 15 (чем не мужчина?) с осликом! Два в одном (ослика Ира еще в начале поездки хотела увидеть), и оба –  Ирины пожелания! Вот это даааа! У всех аж челюсть отвисла! Ну и поскольку мы все давно уже мечтали о воде, и нашим желаниям сегодня, видимо, суждено было сбываться, Ира вдруг вспомнился свои познания в туркменском и похожими (на турецкий язык) фразами объяснила мальчику, как нам плохо без воды, а тот, в свою очередь, проводил нас к источнику!

За полчаса спустились к роднику (это была очередная труба, торчащая из камней; из нее текла вода, собирающаяся в длинной деревянной поилке под трубой) с видом на дер.Баразама и наконец-то устроили завтрако-обед на два часа! Это был долгожданный оазис, от которого мы не могли оторваться! Мы облепили источник со всех сторон, разложили шмотки, ели и загорали. Сюда же периодически приходили напиться проходящие местные жители и отдельная группировка коров :)

Нет, сегодня определенно, творится что-то странное! Ира, в начале поездки не общавшаяся на турецком, сегодня превратилась в нашего гида-толмача! От родника мы минут за 10 спустились в Баразаму (Улупитар) и нашли транспорт на выброску. Пока мы ждали водителя с мессы на террасе большого дома его семейства, Ирина вела беседы с местными женщинами, угощавшими нас чаем. «Беседой» это назвать, конечно, было сложно, но минимальный набор знаний о семействе (кто чей родственник и как кого зовут) мы получили, а с их стороны Ира перевела нам выражение сочувствия по поводу наших уставших ножек :)

Азиатское гостеприимство в слегка туристическом районе (здесь, по всей видимости, иногда мелькают группы туристов, отправляющихся в горы) немного деформировалось – как следствие турецкие женщины стали пытаться поднять цену за автобус, когда мы уже сторговались с водителем. Но мы не сдались.  В конце концов, у нас тоже почти матриархат в группе, на 2/3 состоящей из женщин!

Время пролетело для кого-то незаметно, а кто-то посчитал, что мы его убили, но, так и ли иначе, выехали мы только  в 13 ч. Первой остановкой на пути нашего следования стали водопады Капузбаши. Я была тут в 2007 году, но, спустя три года, это место меня удивило. Три года назад водопады струились сами по себе, привлекая внимание лишь хорошо осведомленных на предмет этой достопримечательности людей (впрочем, среди русских таких оказалось немало). Сейчас же вдоль водопадов были проложены огороженные тропинки, установлены столики для пикника и даже туалеты; вдоль автомобильной дороги были оборудованы несколько Lookout’ов на европейско-американский манер; в летнее время, по всей видимости, ныне пустовавшая будка с надписью «Национальный парк Аладаглар» заполнялась людьми, собирающими деньга за въезд… В общем, окультурилось местечко, потеряв, с точки зрения русского туриста, часть своей привлекательности. Точка зрения же «цивилизованного» туриста, наверняка, была обратной, но выяснять ее было не у кого… Сами водопады же, невзирая на свою коммерциализацию, по-прежнему были прекрасны: они удивительно вытекали из ниоткуда и собирали под собой прозрачную горную речку – источник жизни данного района!

После водопадов мы продолжили путь на юг. Нам нужно было сегодня достичь морского побережья в районе Аданы. До Аданы прямой дороги нет, а все извилистые имели свои преимущества и недостатки. Наш водитель, скорее всего, выбрал самый короткий путь, через поселок Аладаг (Карсанты). Самый короткий, но не самый лучший или самый безопасный. Два часа мы ехали по непрекращающемуся горному серпантину, опоясывающему горную цепочку. Серпантин шел почти без набора/сброса высоты, но зачем-то достаточно высоко относительно земли (смотреть вниз не хотелось). Дорога была грунтовой, иногда с гравием, и очень узкой. Двум машинам здесь точно было не разъехаться (очень редко встречались специальные «карманы», воспользоваться которыми нам так и не пришлось по причине отсутствия встречного транспорта), да и одной зачастую было тесно. На поворотах мы держались за все, что можно, и молили бога, чтобы та самая пара сантиметров земли, отделяющая внешние колеса от обрыва, не обвалилась! В общем, приключение было то еще! Марианна заметила, что, пожалуй, сыпуха на спуске с плато была гораздо менее впечатляющей :)

В Карсантах водитель «передал нас на руки» другому водителю, и тот уже по отличной (по сравнению с горной) асфальтовой дороге докатил нас до Аданы. Стемнело, но холоднее не стало. Мы же сбросили высоту! В Адане уличный термометр показывал +20 С. Из Аданы мы тоже довольно быстро доехали на арендованной маршрутке до городка Караташ на Средиземном море. Городок является небольшим центром местного туризма. Иностранцы посещают его крайне редко! Мы были здесь за диковинку. С английским языком почти никто из местных не был знаком. Отели по причине закрытия сезона пустовали. Без труда мы нашли отельчик у моря с трехместными комнатами по 40 лир за ночь. Нас это вполне устраивало. И хотя поначалу половина группы была настроена ночевать в палатках на берегу, позднее время  (мы приехали в Караташ уже почти в 19 ч, что для нас близко ко времени отбоя), усталость и наличие душа в номере перевесили.

Поужинав в недорогих рыбном и мясном (кто-то хотел рыбу, кто-то – мясо) ресторанчиках, все устремились в очередь в душевые кабины. Душ, чистое постельное белье, чай в номере с пахлавой – это то, о чем некоторые мечтали половину похода! Вот только пришлось сбить свой график – рано лечь спать не получилось.

Море! Море!
Группа на отдыхе Группа на отдыхе
Вечерело Вечерело
Вид из нашего отеля Вид из нашего отеля
Поселок Караташ Поселок Караташ
6 ноября

Сегодняшний день был посвящен релаксации на море. Никто не хотел никуда двигаться. Все наши дела сегодня вращались вокруг центров питания и пляжа. Пляж здесь был небольшой, но песчаный и абсолютно пустой :) Вода для русского человека была вполне себе – больше +20 С, поэтому отказать в купании себе не смог никто, а некоторых так и вообще было не вытащить из моря! Единственной подвижной игрой на пляже стала игра в «Крокодила», или «Пантомимы», да вечерняя доза спорта на железных тренажерах вблизи пляжа.

Караташ был хорош полным отсутствием других туристов, низкими ценами на очень вкусную еду в ресторанчиках (интерьер ресторанов не отличался изысками) и теплым морем. Проблему незнания английского мы решили интересным способом. Единственным человеком, очень хорошо говорящим по-английски оказался один из работников большого рыбного ресторана на море возле нашего отеля. Этот ресторан конкретно отличался от остальных, «для местных»: большие залы, обстановка, официанты, вино, цены – все, как положено. Здесь мы провели достойный вечер воспоминаний о походе за рюмкой красного вина с прекрасными морепродуктами и заказали такси на утро.

Перед сном кто-то отправился на заключительную прогулку, а кто-то боролся с комарами в номере :)

7 ноября

Вот и начались первые расставания: Олег и Саша еще на один день остаются в Караташе, а потом у них еще будет время для прогулок в Стамбуле. Основная же часть группы улетает из Аданы в Стамбул. Такси приехало за нами уже в 5 утра. В аэропорт Аданы мы прибыли вовремя. Вылет должен был быть в 7 ч, но по неизвестной причине (в обоих аэропортах – и вылета, и прилета – была хорошая солнечная погода) рейс (наш, а также еще четыре других рейса на Стамбул) задержали аж на три часа! К счастью, именно этот запас времени был у тех, кто сегодня улетал из Стамбула в Москву. Опоздай мы на большее время – и вероятность зависнуть в Стамбуле еще на денек была высока.

В Стамбуле расставания продолжились. Часть группы еще и на этот теплый денек имела счастливую возможность побродить по улочкам Стамбула, досмотреть «недосмотренное», закупить сувениры. А остальных еще через 3 ч полета встретила совсем не гостеприимная сырая и прохладная Москва. +3 С. Осень. Настоящая!