Столица Восточной Сибири. Площадь графа Сперанского. Католический костел. Спасская церковь. Взорванный Казанский собор и Дом Советов. Легенда об Ангаре. Памятник основателям Иркутска. Богоявленский собор. Памятник Колчаку. Знаменский женский монастырь и могилы декабристов. Могила Григория Шелихова. «Кружевной» дом купца Шастина. 130-й квартал. Памятник Бабру. Памятник Леониду Гайдаю и его героям.
Москва - Иркутск

Отлет

Взял с собою на Байкал вилку, ложку и бокал

Пляшут тени у костра

Здравствуй, милая сестра

Из Байкала вытекала ты ещё вчера

В добрый путь, моя волна

В добрый путь, моя весна

И до Енисея знают все - я вновь одна

Ангара в небо тянется

Ей в глаза смотрит циклон

Ангара, мне лишь останется

Плыть с тобою за горизонт

«Ангара», «Ногу Свело»

День 1-й, Пятница, 30 апреля 2021 года. Отлет

«Магазин путешествий» и тур «Добро пожаловать на Байкал». «Уральские Авиалинии» и аэроэкспресс. Московский аэропорт Домодедово имени Михаила Ломоносова.

Еще в начале февраля барышни задумались о небольшом путешествии на майские праздники. Понятно было, что границы из-за коронавируса к весне вряд ли откроются. Оставалась Россия. На сайте туроператора «Магазин путешествий», услугами которого мы уже пользовались, нашелся интересный 4-дневный тур «Добро пожаловать на Байкал!». Стоимость его показалась нам вполне разумной.

Описание программы на Байкале Прайс-лист: 17450 Внимание! На сайте указана дата начала тура в Иркутске (местное время МСК +5).16 452-а/б

1-й день:

Прибытие в Иркутск. Встреча:

08:00 - 08:30 в аэропорту (внутри здания у выхода в город).

Завтрак.

Обзорная экскурсия по городу Иркутск, посещение 130 квартала.

Обед с традиционными бурятскими блюдами во время экскурсии. Вы попробуете традиционный бурятский супчик и знаменитые позы.

Трансфер и размещение в гостинице (удобства в номере).

Свободное время.

Вы можете посетить излюбленное место вечерних прогулок иркутян и гостей города – набережную реки Ангара или один из многочисленных музеев города.

Трансфер и размещение в гостинице.

Ужин (самостоятельно).

2-й день:

Освобождение номеров.

Отъезд на Байкал в Листвянку.

Объектами для посещения и знакомства в этот день станут следующие:

-Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XIX вв. Музей расположен на живописном берегу реки Ангары в Тальцинском урочище, на 47 километре Байкальского тракта;

-Исток Ангары и смотровая площадка у Шаман-камня. Исток реки Ангары – самый широкий и крупный в мире (863 м). В зимний период в полынье протяженностью от 5 до 15 км обитают до 15 тысяч водоплавающих птиц. Шаман-Камень - это надводный выступ Ангарского порога. В хорошую погоду над водой видна лишь его верхушка, но под водой в устье реки кроется скальный массив, благодаря которому исток Ангары никогда не замерзает зимой;

-Действующая Свято-Никольская церковь;

-Музей Байкала;

-Местный рынок.

Обед.

Размещение в отеле.

3-й день:

Завтрак.

Свободное время в Листвянке – насладитесь отдыхом на священном море.

Вы можете посетить Нерпинарий, камень Черского, прокатиться по Байкалу на катере /судне на воздушной подушке (хивусе), покататься на квадроциклах, отправиться в пеший или конный тур, посетить кузницу или гончарную мастерскую, отправиться на экскурсию по КБЖД (оплата на месте).

Примечание:

экскурсию на КБЖД необходимо заказывать при покупке тура (стоимость от 3100 руб./чел.).

4-й день:

Завтрак.

Освобождение номеров до 12:00.

Трансфер в Иркутск в аэропорт или на ж/д вокзал ко времени отправления.

Стоил тур 17450 рублей плюс авиабилеты. Билеты (16452 руб.) у «Уральских авиалиний» купили, заплатив половину стоимости тура (8725 руб.). В начале апреля вторую половину стоимости тура оплатили – оставалось только ждать.

Да, еще барышни на 4-й день отель в Иркутске заказали: вылет из Иркутска в Москву утром пятого дня планировался.

Летели мы вчетвером: я с женой и свояченицей, плюс девушка Люся, с которой мы и в Израиле, и в Армении побывали. Так что Люся девушкой проверенной была.

Сборы были недолгими: во-первых, багаж ограничивался 10 кг, во-вторых, всего четыре дня в поездке. К «Уральским Авиалиниям» у жены со свояченицей давние претензии имелись: в марте 2020 года эта славная авиакомпания рейс из Тель-Авива в Москву отменила, а деньги им за билеты вернуть запамятовала. Так они в городе Ашкелон до сентября и прокуковали, пока в Москву (наконец) не вырвались. Кроме того, «Уральские авиалинии» накануне вылета онлайн-регистрацию затеяли, в результате которой каждый посадочный талон нам в 390 рублей обошелся.

Вылет у нас в 19-40 намечался, но такси прибыло в 15-00. Водитель сообщил, что в пятницу, накануне майских праздников, все на дачи рванут и на дорогах пробки возникнут. В 16-00, тем не менее, в Московский аэропорт Домодедово имени Михаила Ломоносова мы прибыли. Хорошо хоть регистрация на рейс открыта была и чемоданы в багаж сдали, а сами по аэропорту гулять отправились.

001-Аэропорт

Такси воспользовались потому, что оно гораздо аэроэкспресса выгоднее: в 1500 рублей нам обошлось (с заездом в три адреса), при том, что билет на аэроэкспресс от Павелецкого вокзала (до него еще добраться нужно) 399 рублей стоил. А год назад – все 500. Цена на аэроэкспресс явно неадекватная, поэтому он полупустой и ходит. Вообще-то имеется и совсем бюджетный вариант до аэропорта Домодедово добраться (я им однажды воспользовался): от станции метро «Домодедовская» до аэропорта автобусы № 308 ходят, стоимость проезда – около 100 рублей, а по подмосковной транспортной карте «Стрелка» еще дешевле выйдет.

Свояченица на первом этаже аэропорта мечеть обнаружила, а на втором – синагогу.

002-Аэропорт

Аэровокзал внутренних авиалиний оказался копией международной своей части – только без Duty Free. Мы было решили купить какой-нибудь алкоголь в дорогу (чтобы заснуть быстрее), но 40-граммовые мерзавчики крепкого спиртного стоили от 385 до 900 рублей – чистый грабеж, так что решили трезвыми лететь.

003-Аэропорт

Вместо 19-40 аэробус A320-200N взлетел только в 20-20, но задержка в 40 минут все-таки небольшой оказалась. Самолет заполнен был полностью.

004-Аэропорт
005-Посадочный талон

К моему удивлению, подали нормальный ужин с горячим (выбрали говядину с картошкой), а то я привык, летая «Уральскими авиалиниями» в Тель-Авив, к холодному сандвичу.

006-Обед

Расстояние между Москвой и Иркутском по прямой (т.е. по воздуху) – 4200 км.

007-Карта

После ужина задремали, безо всякого спиртного.

Иркутск

День 2-й, Суббота, 01 мая 2021 года. Иркутск

Иркутский аэропорт, «Хрустальные ворота». Столица Восточной Сибири. Отель «Ангара». Площадь графа Сперанского. Католический костел. Спасская церковь. Освоение Восточной Сибири. Взорванный Казанский собор и Дом Советов. Вечный огонь и иркутяне в Великой Отечественной войне. Легенда об Ангаре. Памятник основателям Иркутска. Богоявленский собор и бюсты трех епископов. Московские ворота. Памятник Колчаку. Знаменский женский монастырь и могилы декабристов. Могила Григория Шелихова и Аляска. Тюремный замок. Богородице-Иркутская церковь во имя Казанской иконы Божьей матери. «Кружевной» дом купца Шастина. 130-й квартал. Памятник Бабру. Чехов в Иркутске. Бурятская кухня: суп бухлер, позы и буузы. Памятник Леониду Гайдаю и его героям. Улица Урицкого, иркутский Арбат. Памятник Юрию Ножикову, первому губернатору Иркутской области.

Проснувшись, понаблюдали за рассветом над Сибирью. В 01-20 по московскому времени самолет сел в Иркутске. Летели мы ровно 5 часов.

008-Рассвет над Сибирью
009-Иркутский аэропорт

Получив чемоданы и прибавив еще 5 часов, получили местное иркутское время – 06-30. До встречи с гидом оставалось еще 2 часа.

На улице, куда мы покурить вышли, было плюс 2 градуса и снег с дождем шел.

011-Иркутский аэропорт
010-Иркутск

Иркутский аэропорт в городе находится, в пяти с половиною километрах от центра.

Аэропорт двухэтажный и очень маленький: может быть поэтому назвать его в честь кого-нибудь и постеснялись. Зато сам терминал, в 2009 году открытый, «Хрустальными воротами» назвали.

012-Иркутский аэропорт
013-Иркутский аэропорт

Поразил меня WI-FI – он сам к телефону подключался, безо всякого пароля. Да и вообще, как оказалось, мобильный Интернет в Иркутске везде работал.

Ни мечети, ни синагоги в аэропорту не имелось, но православная часовня была в наличии.

Погуляли по аэропорту, хотя гулять там особо и негде было. Осмотрели магазинчики, набитые жуткими сувенирами по жутким ценам. Местный прикол – как бы ювелирные изделия (очень грубо выполненные серьги, бусы и т.д.) из фиолетового камня чароит по совсем не смешным ценам.

014-Гостинчик с Байкала
015-Гостинчик с Байкала

Рыбу решили на Байкале попробовать, а ковры из шкуры медведя (130 тысяч рублей) или волка (76 тысяч рублей) впечатляли не очень – не носят их в Москве нынче.

017-Гостинчик с Байкала
016-Гостинчик с Байкала

Зато нашли кофейный автомат, делавший очень вкусный кофе (любой по 100 рублей).

018-Кофейный аппарат

Кофе нам (с учетом практически бессонной ночи) весьма по душе пришелся.

Наконец группа в количестве 15 человек собралась рядом с представительницей встречающей турфирмы Кристиной и все в микроавтобус погрузились.

-Сейчас мы с вами по самой длинной улице Иркутска – Байкальской – едем, -рассказывала Кристина.- Начинается она от Центрального рынка и до самой Листвянки на Байкале доходит. Ехать до Листвянки 1 час 20 минут (75 км). Листвянка путь от рыбацкой деревушки до туристической Мекки стремительно прошла: с наступлением пандемии коронавируса границы закрылись, а до нее сущий кошмар творился. Два регулярных рейса в день из Пекина в Иркутск выполнялись – лететь всего 3 часа. В общем, богатые китайцы в Москву отдыхать летали, а к нам на Байкал – все остальные.

-Сибирь в состав России не просто так вошла. Изначальная причина – это пушнина, носители которой здесь в огромном количестве водились. 30% доходов Российской империи, начиная с 17-го и по середину 18-го веков, именно на доходы от продажи пушнины приходились. Меха и на запад, и в Китай шли. Китайцы меха обожают – для них это очень престижно, несмотря на мягкий климат.

-Для нас, иркутян, мех – печальная необходимость. Можно, конечно, альпинистский костюм за 50 тысяч купить, но лучше - унты. Унтов много производят, летом распродажи их организовывают. Стоят унты как хорошие итальянские сапоги – от 25 тысяч рублей до бесконечности. Делают их из настоящих камусов (шкуры с голеней оленей).

-Климат в последнее время (конечно) помягче стал, но в январе-феврале пару недель до минус 35 бывает. В Иркутске теплее, чем на севере области: в Усть-Илимске или в Бодайбо минус 40 – нормальная зимняя температура. Обычная зимняя температура в Иркутске – минус 25, минус 15 – уже тепло. Но мороз легко переносится, потому что сухо. В Питере или Владивостоке при такой температуре помереть можно – сырой пронизывающий ветер, а в Иркутске – нормально.

-Иркутск – столица Восточной Сибири, крупнейший финансовый, транспортный и образовательный центр (6 университетов). Официально население города - 620 тысяч человек, вместе со студентами все 700 тысяч выходит. Иркутск был купеческим городом, прошел советскую индустриализацию и вновь купеческим стал. Мы на торговых путях находимся, большой железнодорожный узел. Когда казаки Сибирь осваивали, то передвигаться по непроходимой тайге невозможно было, для этого реки использовали – летом на лодках, зимой – по льду.

019-Ангара

Первая остановка была у отеля «Ангара», где в камере хранения мы чемоданы оставили, потому что заселение в номера после 14-00 планировалось. Порядок у них такой: в 12-00 номера освобождают и до 14-00 убирают. Отель еще советской постройки (70-е годы прошлого века), но очень прилично отремонтированный. И в самом сердце города находится.

020-Ангара

Зато нас на завтрак отвели. Шведский стол оказался на удивление приличным.

После завтрака нас опять загрузили в микроавтобус, и экскурсия по городу началась.

021-Ангара

-Итак, -сообщила Кристина, -как я вам уже говорила, жить мы в самом сердце города будем. Слева от нас – сквер имени Кирова: в разное время площадь эта по-разному называлась, но всегда зимой на ней каток заливали, а летом специальный базар открывался, где крестьяне из окрестных деревень свои продукты предлагали.

-За сквером находится площадь графа Сперанского. Граф Михаил Михайлович Сперанский из духовного сословия происходил: ни его отец, ни дед фамилии вообще не имели. Всего сам благодаря исключительным способностям добился, фамилия Сперанский – это калька с латинского: «подающий надежды» означает. В 1819 году император Александр I неожиданно назначает Сперанского генерал-губернатором Сибири, поручив ему провести ее ревизию: видимо слухи о тамошнем диком казнокрадстве и до ушей императора дошли.

022-Памятник Михаилу Сперанскому в Иркутске
Памятник Михаилу Сперанскому

-Как раз в Иркутске Сперанский записал свою знаменитую фразу: «Если в Тобольске я отдал всех под суд… то здесь оставалось бы всех повесить». За два года своего генерал-губернаторства Сперанский порядок в Сибири навел.

129-Могила Сперанского

Могила Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839) в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры). Санкт-Петербург, 14 мая 2016 года.

023-Спасская церковь

-Но горожане ее площадью Трех церквей называют. Перед нами самая древняя каменная церковь Восточной Сибири – Спасская церковь (храм во имя Спаса Нерукотворного Образа), находящаяся на территории несохранившегося Иркутского кремля. В 1661 году Яков Иванович Похабов по приказу воеводы Енисейска поставил острог на правом берегу Ангары напротив устья реки Иркут.

037-Карта

-В 1672 году появилась первая деревянная Спасская церковь, позднее сгоревшая. Нынешняя Спасская церковь в 1710 году в стиле сибирского барокко (много каменной резьбы снаружи) построена. В советское время церковь чуть не снесли. Это самая почитаемая горожанами церковь.

024-Спасская церковь
Спасская церковь
028-Спасская церковь
029-Спасская церковь

-Справа от нас находится католический костел Успения Девы Марии. Появился он после Польского восстания 1830-1831 гг. вместе с ссыльными поляками. Второе Польское восстание 1863-1864 гг. количество ссыльных поляков только увеличило. Ссыльные поляки людьми в основном образованными были: студенты, профессура, военные. На разные сроки ссылались – от 8 до 15 лет. Кто-то после окончания ссылки в Польшу возвращался, кто-то в Иркутске оставался.

033-Католический костел

-В 1879 году старый костел сгорел и в 1885 году построили новый, в стиле неоготики. Деньги на него по всем католическим приходам Российской империи собирали. В советские времена костелу не легко пришлось, в конечном итоге в нем зал филармонии устроили, в котором установили специально спроектированный орган производства ГДР.

034-Католический костел

-В наше время в костеле и филармонические концерты дают, и католические богослужения проводят.

035-Католический костел
036-Католический костел

-Небольшие поисковые отряды казаков разведывали торговые пути в Китай, первые из них в районе острова Ольхон вышли. Им трудно не заметить было, насколько здесь много пушнины: к концу 17-го века пушного зверя в Европейской части России и на Урале изрядно повыбили.

046-Костел

-Освоение Сибири иначе шло, чем (например) Америки. Население Сибири было довольно малочисленным. Казаки по рекам с севера на юг год за годом спускались и особого сопротивления не встречали. Эвенки – лесные люди: им казаки совершенно не мешали. Казаки остроги основывали. Иркутский, например, диаметром всего 9 метров был, но с 6-метровым забором. Первоначально эти остроги 2-3 раза в год использовались: приходили новые «государевы» люди и ставили местных под ясак (налог пушниной). Ясак (каждая десятая звериная шкурка с семьи) местных не тяготил.

-У местных племен огнестрельного оружия не было, а между собой они иногда воевали, так что с русскими (сильный союзник) предпочитали дружить. Кроме того, казаки сыновей вождей бурятских племен в заложники брали.

038-У Спасского собора

У Спасского собора

-Иркутск поначалу очень маленьким городом был. Порт плюс острог, несколько раз в год использовался. На пересечении трех рек основан: Ангары, Иркута (в Ангару впадает) и Ушаковки. По Ангаре можно на Байкал попасть и, двигаясь вдоль его берега, пересечь Байкал в самом узком месте. Дальше – река Селенга, которая из Монголии течет. В общем, и в Монголию, и в Китай, и на Камчатку из Иркутска попасть можно – середина торговых путей. В Иркутск все товары свозили, прежде всего пушнину и чай из Китая. Потом соль добывать стали: Усольское месторождение выварочную соль высокого качества давало, а соль в 17-м веке из-за дороговизны белым золотом называли. Через 40 лет после основания в Иркутске 1000 человек проживала – очень крупный по тем временам город.

039-У Спасского собора, памятник Петру и Февронии

У Спасского собора, памятник Петру и Февронии

-Позднее уголь добывать стали, а в середине 19-го века золотая лихорадка началась: все на реке Лене золото мыли. Компанию «Лензолото» (до сих пор существующую) именно тогда и основали. При этом те же ссыльные декабристы Восточную Сибирь Россией не считали. Но постепенно ситуация меняться начинала: в 18-м веке сюда крестьяне с Русского Севера потянулись и сельскохозяйственные угодья на юге нынешней Иркутской области регион продовольствием полностью обеспечивать стали.

-Мы с вами на месте бывшего острога находимся: эта живая изгородь – плюс минус его стены. В 2011 году, когда реконструкцию центра города к 350-летию Иркутска проводили, вот эту часовню у Спасского собора воздвигли. Внутри часовни останки первых иркутян, археологами обнаруженные, захоронили.

040-Часовня у Спасского собора
041-Часовня у Спасского собора
042-Часовня у Спасского собора

-Спасская церковь – очень везучая. В июне 1879 года страшный пожар 80% города уничтожил. Дома в городе как сардинки в банке понапиханы были, противопожарных стен не имелось. Погода в том июне сухая, жаркая и ветреная стояла, да еще и накануне пожарная команда соседнюю деревню тушить уехала. Горожане, чтобы Спасскую церковь спасти, в цепочку до Ангары выстроились и ведра с водой передавали: церковь и снаружи, и внутри поливали.

025-Спасская церковь

-Жар такой стоял, что соседний Богоявленский собор просто на куски развалился, хоть и тоже каменным был. Нынешний собор уже после пожара построен. В нем 42-тонный бронзовый колокол просто растаял.

045-Великий пожар в Иркутске в 1879 году
Великий пожар в Иркутске в 1879 году
043-Богоявленский собор
044-Богоявленский собор

Богоявленский собор

-До 1932 года в Иркутске 33 собора и церкви (крупные) стояли. Внутри Спасская церковь очень простая: несмотря на то, что здание уцелело, внутри него во время советской власти чего только не было, так что росписи не сохранились. А вот снаружи под толстым слоем краски росписи начала 19-го века обнаружили и их отреставрировали.

026-Спасская церковь
027-Спасская церковь
030-Спасская церковь
031-Спасская церковь
032-Спасская церковь

-В этом сером здании находится Законодательное собрание Иркутской области, здесь региональная администрация и сам нынешний губернатор, Игорь Кобзев от «Единой России», работают. Голосование у нас всегда полупротестное, поэтому Кобзев на последних выборах уверенно 60% голосов набрал: правда, при 32%-й явке избирателей (самой низкой в России).

047-Здание администрации

-А до 1932 года на месте этого дома Казанский кафедральный собор стоял. Фотографию его вы в Спасской церкви видели.

048-Казанский кафедральный собор

Казанский кафедральный собор

-Для него долго место выбирали, с 1850 по 1872 гг., потом еще 22 года строили и освятили в 1894 году. Первоначально для строительства собора предлагали разобрать Спасскую церковь и Богоявленский собор, но горожане возражали. Тогда Таможенную площадь расчистили, на ней собор и построили. Казанский собор со всех сторон города видно было, вмещал он пять тысяч прихожан.

-В 1932 году собор большевики уничтожили, мотивируя это тем, что при его строительстве «ошибки в фундаменте» допущены были. Стены в три метра толщиной собора с «ошибками в фундаменте» сломать невозможно оказалось и собор взорвали, причем раза три – с первого раза не получилось. Обломки здания при дорожных работах использовали, а на месте собора Дом Советов построили, в котором ныне администрация заседает.

049-Вечный огонь

-Вечный огонь уже после смерти Сталина здесь установили. Сейчас погода плохая, да еще ковид этот, а так здесь всегда почетный караул из школьников дежурит. Вон они строевой шаг отрабатывают: с патриотическим воспитанием в Иркутске все в порядке. Свадьбы к Вечному огню обязательно приезжают.

050-Вечный огонь
051-Вечный огонь
052-Вечный огонь

-182 фамилии на Стене героев высечены, есть среди них эвенкийские и бурятские – снайперы, герои Советского Союза. Охотники, белке в глаз с 30 саженей из лука попадали. Сибирские дивизии Москву защищали, в битве за Сталинград участвовали. Из Иркутской области 200 тысяч человек на фронт ушли, каждый третий из них не вернулся – цвет мужского населения.

053-Вечный огонь

-Иркутск в Великую Отечественную войну городом глубокого тыла являлся, сюда огромное количество заводов эвакуировали. Много госпиталей имелось, но раненые здесь долечивались в основном, так что смертность низкая была, хотя отдельные могилы на кладбищах и появлялись. Да и не повезешь тяжело раненных в Иркутск – далеко слишком.

054-Вечный огонь

-А сейчас пойдем к голубоглазой красавице Ангаре, дочери Байкала. Сегодня она серая – под цвет неба.

-Бюст генералу армии Афанасию Белобородову. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве, но военную карьеру здесь начинал. В Сибири люди очень самостоятельные жили: летом крестьяне сельским хозяйством занимались, зимой – охотой. Бить баклуши в Сибири невозможно было – пропадешь: естественный отбор получался. Так что крестьяне зажиточными были и ни в какую войну (тем более – Гражданскую) ввязываться вовсе не желали – своих дел хватало. И тут их в Белую армию Колчака мобилизовать начали – Белобородов (в частности) возмутился и в Красную Армию (из принципа) записался. Где-то у Ленина упоминание имеется, что, если бы не дурацкая мобилизация Колчака, то судьба Красной армии в Сибири очень незавидной оказаться могла.

055-Бюст Афанасию Белобородову
056-Бюст Афанасию Белобородову

-Набережная Ангары. На другом берегу – судоремонтный завод. Ну и вездесущие чайки.

057-Набережная Ангары
058-Набережная Ангары
059-Чайка

-Ангара вытекает из озера Байкал потоком шириной около километра и течёт в северном направлении: крупнейший приток Енисея. Участок от истока до города Иркутск представляет собой Иркутское водохранилище. В 50-е гг. прошлого века Иркутскую ГЭС построили, плотина которой подняла уровень воды. Ангара и так сверху вниз текла, а теперь с высоты 33 метров падает. Вода из теплого слоя Байкала попадает в Ангару и зимой здесь густой туман стоит. Раньше Ангара замерзала, теперь – нет. Здесь Ангара узкая, в месте впадения в Енисей – в девять раз шире.

060-Богоявленский собор
061-Богоявленский собор и набережная Ангары

-Легенда об Ангаре вкратце. Жил некогда седой могучий богатырь Байкал, многими реками повелевавший, и была у него дочь-красавица Ангара. Когда пора пришла ее замуж выдавать, Байкал Ангаре поблизости жениха присмотрел – красивого и богатого Иркута. Но Иркут Ангаре не нравился, а нравился красавец-богатырь Енисей, сын Саяна. Байкал об Енисее и слышать не хотел, и запер Ангару под присмотром Ольхона. Речушки и ручейки промыли стены темницы и Ангара к Енисею устремилась. Разгневанный Байкал оторвал от берега целый утес и бросил его вслед дочери, надеясь перекрыть ей путь, но Ангара уже убежала. Утес так и остался лежать, получив название Шаман-камень. Отвергнутый жених Иркут, побежав за невестой, только за ее длинную фату и успел ухватиться. Шаман-камень я завтра вам покажу.

-В 2011 году, к 350-летию Иркутска, на набережной памятник основателям Иркутска установили. Через год его в честь Якова Похабова переименовали. Похабов с небольшим отрядом казаков годами остроги ставили.

062-Памятник основателям Иркутска
063-Памятник основателям Иркутска
064-Памятник основателям Иркутска

-И занимались этим не торопясь: 5, 8, 10 лет. Так они до Слюдянки на Байкале дошли.

065-Памятник основателям Иркутска
066-Памятник основателям Иркутска

-О Якове Похабове ничего неизвестно, только легенда ходит, что он в пьяной драке товарища завалил. Два варианта в подобных случаях имелось: либо на плаху, либо в Сибирь. В Сибири несладко было: местное население, кошмарная температура, да звери дикие. Но Яков Сибирь выбрал: собрал 20 человек и туда отправился. Казаки крутыми были – конкистадоры сибирские. Бурятов в православие пачками обращали, убеждая, что Иисус Христос несомненное сходство с их божествами имеет. На Знаменском монастыре солярные знаки еще увидим: в общем, подгоняли православие под местные верования. В отношении бурятов еще и льготное крещение применялось: примешь православие – налог (ясак) на 30% ниже. Казаков РПЦ одернула в конце концов: пора, мол, с льготным крещением завязывать.

067-Памятник основателям Иркутска
068-Памятник основателям Иркутска

-В Восточной Сибири очень многое от личности генерал-губернатора зависело. В те времена он не только Восточной Сибирью, но и Дальним Востоком, и Аляской управлял, а Иркутск был столицей огромной территории. Если генерал-губернатор приличным человеком оказывался, то все на этой территории в порядке было. Как, например, граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский: тот вообще на месте не сидел, все время в пути был.

069-Богоявленский собор
070-Богоявленский собор

Богоявленский собор

-Богоявленский собор после пожара 10 лет строили, кранов строительных тогда не было. До пожара собор изразцы снаружи украшали.

-Перед Богоявленским собором бюсты трех епископов установлены.

071-Святитель Иннокентий, епископ Иркутский и Нерчинский

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский и Нерчинский

072-Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский

Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский

073-Святитель Софроний, епископ Иркутский и Нерчинский

Святитель Софроний, епископ Иркутский и Нерчинский

-Русская православная церковь огромную роль в освоении Сибири сыграла, выполняя миссию распространения культуры и обучая местное население ремеслам и хлебопашеству. Все эти три святителя, чьи бюсты стоят, неоценимый вклад внесли. Настоящие подвижники, таких миссионеров в настоящее время просто нет. Да и быть, наверное, не может.

-Когда ковида еще не было, звонарь Спасской церкви фестиваль по колокольному звону организовывал.

-Иркутск в советское время тяжелой промышленностью славился, сейчас у нас (по большей части) – легкая. Мы с вами до Московских ворот не дошли. Их в 1811 году, в честь 10-летия правления Александра I, построили. До того, как в августе 1898 года в Иркутск первый поезд по Транссибу пришел, основным средством сообщения с Москвой Московский тракт являлся. И в Иркутск через Московские ворота попадали. Весной и осенью время в пути 2,5 – 3 месяца составляло. Чехов, когда до Сахалина добирался, дней на 10 в Красноярске застрял. Нынешние Московские ворота – новодел, прежние деревянными были (сгнили за ненадобностью). Ворота забор огораживал с таможенным постом.

075-Иркутск. Прибытие первого поезда. 1898 год

-Царская семья Иркутск своим посещением не баловала: изо всей династии Романовых только наследник, будущий император Николай II, Иркутск посетил. Александр III наследника в путешествие до Японии по морю отправил, но в Японии что-то не срослось и обратно наследник через Сибирь возвращался. У него личный пароход был, по рекам передвигался. В Иркутске наследник несколько дней пробыл, смотр войск провел.

-Сейчас мы реку Ушаковку пересекаем – естественную границу старого Иркутска, ограниченную тремя реками: Ангарой, Иркутом и самой Ушаковкой. В этом районе мастеровые жили, так что Иркутск не только купеческим городом был: пивоварни, мастерские всякие …Когда в 1917 году Октябрьский переворот случился, в Иркутске его не особо приветствовали. Кровавые бои только в декабре того же года произошли, когда в Иркутск рабочие из Красноярска прибыли – в самом Иркутске заводов не было.

074-Карта

-Единственный в России памятник адмиралу Александру Васильевичу Колчаку был открыт в 2004 году к 130-летию адмирала на месте его предполагаемого расстрела. До сих пор ожесточенные споры о красных и белых идут. А ведь Колчак не только в Гражданской войне участвовал, но еще и ученым-гидрологом, и полярным исследователем был.

076-Памятник адмиралу Колчаку
077-Памятник адмиралу Колчаку

-В Иркутске самое дальнее отделение Русского географического общества находилось, отсюда Колчак на русско-японскую войну отправился. Когда в результате революции Россия из Первой мировой войны вышла, чешские легионы решили на родину отправить. Морем, через Владивосток, потому что сухопутный путь немцами занят был. Чешские легионы растянулись и были большевиками окружены. Красные потребовали отдать им Колчака или они начнут против чехов боевые действия.

078-Памятник адмиралу Колчаку

-Своя рубашка у чехов ближе к телу оказалась и в Иркутске Колчак (вместе с Председателем Совета Министров России Виктором Николаевичем Пепеляевым) арестован был большевиками и посажен в Иркутский тюремный замок. Одной из причин, почему Колчака сдали, был отказ адмирала передать золотой запас России союзникам по Антанте.

-В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года Колчака и Пепеляева расстреляли без суда, по постановлению Иркутского военно-революционного комитета большевиков во исполнение прямого приказа Ленина. Согласно легенде, приговоренных вывели на берег Ангары и Колчаку хотели завязать глаза, но он отказался. В расстрельной команде одни буряты были, так как русские в расстреле участвовать не согласились и Колчак сам руководил своим расстрелом.

-На самом деле, Колчака и Пепеляева расстреляли (скорее всего) в стенах тюремного замка: боялись за его пределы вывести, к тому же на выручку Колчака рвались части генерала Каппеля. Тела расстрелянных засунули в белые саваны и спустили в прорубь на Ангаре: чтобы могилы не осталось – места вероятного поклонения казачества. Колчака давно реабилитировать пытаются, но дело пока не движется, зато иск о сносе памятника адмиралу суд отклонил.

079-Памятник адмиралу Колчаку

-Знаменский женский монастырь – первый женский монастырь в Сибири. В нем по-прежнему монахини живут, хотя число их и меньше, чем до революции. Основан в 1689 году – уже через 28 лет после появления Иркутска: Петр I был весьма заинтересован в христианизации Сибири.

080-Знаменский женский монастырь
081-Знаменский женский монастырь

-Славится чудотворной иконой Божьей матери «Знамение». Считается, что именно с иконой «Знамение» первые казаки Сибирь осваивать начали.

082-Знаменский женский монастырь
083-Знаменский женский монастырь

-Понятно, что первые постройки монастыря деревянными были, позднее их (за ветхостью) разобрали и каменными заменили. Соборную Знаменскую церковь в 1762 году отстроили, обратите внимание на солярные знаки: Солнце во всех языческих культах присутствует и одним из их главных символов является.

084-Знаменский женский монастырь

-С приходом советской власти и закрытием для богослужений храмов в центре города церковь стала кафедральным собором Иркутской епархии. В 30-е годы монастырь использовался в качестве хозяйственных корпусов гидропорта на Ангаре, в 1945 году церковь вернули верующим. За те годы, что храм в руках большевиков находился, иконостас был практически разорен - от первоначального при восстановлении лишь Царские врата остались.

085-Знаменская соборная церковь
086-Знаменская соборная церковь

-Мы с вами по часовой стрелке вокруг собора обойдем: здесь интересный некрополь сохранился, некоторые декабристы похоронены.

087-Могила декабриста Владимира Александровича Бечасного

Могила декабриста Владимира Александровича Бечаснова

-Всем известно, что пятерых декабристов повесили, а остальных в ссылку в Сибирь отправили. Таковых 124 человека оказалось, из них 96 на каторжные работы определили, 28 – на вечное поселение. Среди приговоренных к вечной каторге и князь Сергей Петрович Трубецкой оказался, полковник гвардии и несостоявшийся «диктатор восстания», так на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга и не вышедший. Советская власть ему за это (потом) сильно пеняла, его же товарищи – нет. Дело в том, что полковник князь Трубецкой – герой Отечественной войны 1812 года – не желал кровопролития.

-Поначалу Трубецкой храбрился, но потом понял, зачем все это император Николай I устроил: цель проста была – похоронить их заживо, о декабристах все забыть должны были. По городам их ночью в закрытых каретах провозили – боялись, что крестьянство и солдаты сочувствовавшие восстание поднимут. Каторгу Трубецкой сначала в Нерчинских рудниках отбывал, потом – в Петровском заводе. И тут Николай I огромную ошибку совершил: разрешил Екатерине Трубецкой за мужем в Сибирь последовать. А что ему оставалось, когда его собственная жена, императрица Александра Федоровна, Трубецкую поддержала? В Иркутск Екатерина Трубецкая чуть ли не в кандалах прибыла и 5 месяцев в Иркутске провела, приходя на прием к губернатору Цейдлеру, а тот все инструкции от царя дожидался.

-Екатерина Ивановна Трубецкая (урожденная графиня Лаваль) красавицей не была, зато невысокая и полненькая Екатерина обладала огромным обаянием и прекрасным голосом. Все их с Трубецким семеро детей родились в Сибири, трое из них здесь же (в юном возрасте) умерли. Похоронены вместе с матерью, умершей в 53 года от рака (1854 год), на кладбище Знаменского монастыря.

088-Могила Екатерины Трубецкой
089-Могила Екатерины Трубецкой

Могила Екатерины Трубецкой и ее детей

Второй в Иркутск Мария Волконская приехала, а потом и другие декабристки подтянулись, подняв боевой дух мужей. Более того, декабристки начали формировать общественное мнение: дело в том, что им разрешена была переписка с родственниками. А родственники знакомым нашептывали, что царь – изверг и постепенно вечную каторгу на разные сроки заменили, а когда сокращенные сроки каторги и вовсе вышли, декабристам в разных деревнях вокруг Иркутска поселиться разрешили. В разных – потому что вместе их царь собирать боялся. Были и другие послабления, пока следующий царь – Александр II – амнистию не объявил.

090-Могила Валентина Распутина

-Могила писателя Распутина, автора «Прощания с Матерой». В 2015 году похоронен.

-Оригинальное надгробие купца Василия Колыгина. Сам купец, чувствуя, что конец его близок, надгробие и заказал – в виде обрубленного фамильного древа. Дело в том, что у купца было 13 дочек и ни одного сына: он сильно подозревал, что все его состояние на приданое дочерей уйдет. Знал бы купец, что жена с дочерями не только никому ничего не раздадут, но еще и бизнес разовьют, другое надгробие заказал бы.

091-Могила купца Василия Колыгина
092-Знаменский монастырь
093-Могила святителя Иннокентия Иркутского

Могила святителя Иннокентия Иркутского

-Зайдем в Знаменский собор и взглянем на чудотворную икону Божией Матери «Знамение».

094-Знаменский собор
095-Знаменский собор
096-Икона Божией Матери Знамение

Икона Божией Матери «Знамение»

-Могила Григория Ивановича Шелихова. О-очень дорогой памятник на ней его молодой вдовой Натальей установлен. Гавриил Державин Шелихова российским Колумбом назвал. Россия Шелихову Аляской обязана.

097-Могила Григория Шелихова

-Шелихов типичным пассионарием являлся. Выходец из купеческой семьи в Белгородской губернии, навсегда в Сибирь перебрался. В поисках пушнины морского зверя организовывал весьма успешные экспедиции на Курилы, Алеутские острова и к берегам Аляски. Кроме добычи зверя, экспедиции амбру (выделения из кишечника кашалота) собирали, высоко ценящуюся в парфюмерии.

098-Могила Григория Шелихова

-Основал поселение на острове Кадьяк. На первый контакт с местными индейцами Шелихов с товарищами без оружия пошел, но тут на беду солнечное затмение случилось, и индейцы решили, что гости – это угроза и чуть их не убили. Шелихов вернулся и устроил резню индейцев, после чего захватил в плен их детей и организовал для них школу.

099-Могила Григория Шелихова

-В 1791 году Шелихов основал Северо-Восточную компанию, которая в 1799 году была преобразована в Русско-Американскую торговую компанию (полугосударственная компания, типа британской Ост-Индской). Мечтал об Аляске как о полноценной провинции Российской империи, для чего просил помощи у Екатерины II. Императрица ответила, что денег нет (война с Турцией идет) и в 1788 году наградила Шелихова золотой медалью и серебряной шпагой «за открытие островов в Восточном океане».

100-Могила Григория Шелихова

-Кораблекрушения тогда случались часто, но прибыль от экспедиций окупала и их. Во время очередного кораблекрушения Шелихов подхватил воспаление легких и в 1795 году (в возрасте 46 лет) умер. Преемником Шелихова стал Николай Петрович Резанов, женившийся на дочери Шелихова Анне. Тот самый персонаж из «Юноны и Авось», возвращения которого так долго ожидала Кончита в Калифорнии. Резанов в 42 года в Красноярске умер.

101-Могила Григория Шелихова

-Памятник очень красивый, с символами путешествий, с наградной шпагой. Сломанная колонна – символ безвременной кончины.

102-Могила Григория Шелихова

-Продажа Аляски США (1867 год) Крымской войной обусловлена была. Мало того, что деятельность Русско-Американской торговой компании ежегодных дотаций (к тому времени) требовала, так российское правительство еще и опасалось, что англичане из Канады Аляску просто захватят: ресурсов для ее защиты не имелось. Молодая американская нация идеальным соседом представлялась.

-Сейчас мы с вами в Рабочее (предместье Иркутска) въезжаем. Эта часть города смешанные чувства вызывает: красивых деревянных домов много сохранилось, но они разрушаются постепенно. Деревянные завитушки на домах еще тогда делали, когда лобзик не изобрели. Люди в них богатые жили и деревянное узорочье их статус подчеркивало.

106-Карта

-Мимо Тюремного замка проезжаем: в нем специальную экскурсию в камеру, где Колчак сидел, проводят. В свое время говорили, что в Иркутске есть только одно красивое здание, да и то – тюрьма. Сейчас в Тюремном замке СИЗО № 1 располагается, то есть здание по назначению используется.

103-Иркутская тюрьма

-Многие старинные дома выкуплены и в них офисы располагаются. В этих домах нет ни водопровода, ни канализации, ни центрального отопления. Для офиса это не проблема: включил обогреватель и все в порядке. Тем более, что электричество у нас очень дешевое – рубль с копейками за киловатт (собственная Иркутская ГЭС, как никак). Вот если цену на электричество поднимут, то восстание будет: топить дровами в городе проблематично и дорого.

110-Деревянный дом

-И здесь же в конце 19-го века на средства, собранные среди будущих прихожан, Новый Казанский собор в византийском стиле построили.

104-Собор Казанской иконы Божией Матери
105-Собор Казанской иконы Божией Матери

Богородице-Иркутская церковь во имя Казанской иконы Божьей матери

-Открылась церковь к Пасхе 1892 года. Считается, что это самая богато украшенная церковь Иркутска. Понятно, что в годы советской власти собору нелегко пришлось, но к концу ее (власти) собор тщательно отреставрировали.

107-Собор Казанской иконы Божией Матери

-Так что теперь на иконостас из цельного мрамора (местного, кстати) полюбоваться можно. И все остальное резное из мрамора тоже. Очень красиво.

108-Собор Казанской иконы Божией Матери

Мы совершенно с Кристиной согласны были: действительно очень красиво. Другой вопрос - почему нас из храма через минуту вымело. Потому, что пахло в храме хуже, чем в курилке: правда, не никотином, а ладаном – но уж очень густо. Дышать затруднительно.

109-Собор Казанской иконы Божией Матери

-Это уже на какой-то паломнический тур смахивает, -догадалась сообразительная свояченица.- А у нас вроде бы (по программе) экскурсия по Иркутску обозначена.

После церкви Кристина остановку на улице Фридриха Энгельса сделала.

111-Дом Шастина

-Мы тут на минутку остановимся, -сообщила она.- Фото сделать. «Кружевной» дом в конце 19-го века построили, а в 1907 году его купец Шастин купил и деревянными кружевами украсил. Говорят, что стоимость кружев стоимости самого дома равнялась.

112-Дом Шастина

-Дом Шастина – пример нормальной реставрации. Теперь в нем «Дом Европы» располагается, место для приема иностранных делегаций.

113-Дом Шастина

-На самом деле это не один дом, а комплекс из пяти построек. Когда реставрацию комплекса проводили, в городе приличных отелей еще не было, и в одном из зданий мини-отель для VIP-персон сделали.

114-Дом Шастина

-130-й квартал в качестве визитной карточки Иркутска к 350-летию города создали. Это комплекс ресторанчиков, магазинов, музеев. Рай для туристов, хотя и новодел. Вот только при строительстве его про парковку забыли, так что придется нам на автобусной остановке выйти.

115-130-й квартал
116-130-й квартал
117-130-й квартал
118-130-й квартал

-Памятник своей собаке у ресторана его хозяин установил. Владелец ресторана сменился, а памятник остался.

119-130-й квартал
120-130-й квартал
121-130-й квартал

-Там наверху Иерусалимская гора находится.

122-Иерусалимская гора

Иерусалимская гора

124-Карта

-А сейчас мы к памятнику Бабру подойдем. Вообще-то бабр – старорусское название пантеры, леопарда или тигра. По-якутски бабр «амурский тигр» означает, изображение бабра на гербе Якутска имелось. В конце 17-го века место размещения сибирских воевод перенесли из Якутска в Иркутск (вместе с гербом). Екатерина II в 1790 году утвердила герб Иркутска с описанием: «В серебряном поле щита бегущий тигр, а в роту у него соболь. Сей герб старый».

-Очередное утверждение герба произошло уже при Александре II. В присланном описании вместо слова «тигр» было «бабр» написано. Чиновник, решив, что это описка, переправил «а» на «о»: так и появился на гербе «бобр, несущий в зубах соболя».

123-Памятник Бабру

-«Бабру» в гербе пририсовали большой, похожий на бобровый, хвост и перепончатые задние лапы, создав новое мифическое животное, которое можно условно назвать «геральдическим бабром».

127-Памятник Бабру

-Зачем травоядному бобру в зубах хищного соболя держать – этим вопросом никто не задался. Согласно тюркским мифам бабр не просто тигр, а сказочное доброе животное: после его прохода на земле самоцветы остаются.

125-Памятник Бабру

-Вполне симпатичный памятник Бабру на месте захоронения первого губернатора Иркутской губернии установили. Жители возражали, но их никто не послушал.

126-Памятник Бабру

-Летом 1890 года Иркутск (по пути на Сахалин) Антон Павлович Чехов посетил и назвал Иркутск совсем интеллигентным, превосходным городом, совсем Европой. Задержался он в городе на две недели – в гости ходил.

-Между собой у нас Иркутск Перекоповском называют. Перекопают все, а газоны обратно положить забудут, вот эта пыль весенняя и в глаза попадает, и на подоконники: город на юрских песчаниках стоит. Но летом Иркутск очень красив – весь в зелени.

128-Кафешка

В 14-00 Кристина повела нас в кафешку обедать. Предложили нам традиционную бурятскую кухню: суп бухлер, салат из фунчозы с соевым соусом, позы (буузы) и блинчики с джемом. Запивали все это морсом.

129-Кафешка

Суп бухлер вышел на поверку говяжим бульоном, в каждую порцию которого положили две вареные картошки и куски говядины на косточке.

130-Бухлер

С фунчозой все понятно, а вот позы (они же буузы) оказались не то мантами, не то хинкали. Выдали их по две штуки каждому. Все утверждают, что позы и буузы – это одно и то же, но цена их в меню, вывешенном на стене, различалась: возможно, начинка разная. Как ни крути – просто большие пельмени, китайцами изобретенные. Вдобавок официантка все время пыталась украсть у меня (под видом замены) столовые приборы, так что бурятская кухня впечатлила нас не очень. Переименовать говяжий бульон в суп бухлер, а манты – в позы дело нехитрое, но на создание национальной кухни не тянет. Так что впредь от бурятской кухни решили мы воздерживаться.

131-Кафешка

В 14-30 обед закончился и нас заселили в отель «Ангара», находившийся тут же, поблизости.

132-Номер в Ангаре
133-Номер в Ангаре
134-Номер в Ангаре
135-Номер в Ангаре

Отель нас приятно поразил: номера чистые и свежеотремонтированные, масса розеток. Ванная комната приятная: с шампунями, полотенцами и гелями для душа.

136-Номер в Ангаре
137-Номер в Ангаре

В коридоре – кулер с питьевой водой.

138-Номер в Ангаре

В общем, не было ощущения затхлости, присущего многим отелям.

На прощание (до 8-45 следующего дня) мы спросили Кристину, где карту города купить можно.

-В торце отеля сетевой супермаркет «Слата» имеется, -сообщила Кристина.- Под ним – книжный.

139-Слата

Книжный нашелся, а в нем – карта Иркутска за 240 рублей. Продавщица несколько удивилась нашему интересу к городу, но карту продала: еще один экземпляр карты в магазине оставался.

140-Карта города

После знакомства с незамысловатой, но сытной бурятской кухней решили вечером в номере перекусить. Вина даже не искали, решив, что для жизни в суровом Иркутске больше клюквенная настойка подходит. Яблоки в «Слате» 150 (в Москве -120), а бананы 100 (в Москве -60) рублей за кг стоили.

143-Слата
141-Слата

Занеся покупки в номер, гулять отправились.

142-Карта
144-Востокуголь

Востокуголь

145-Госбанк СССР

Госбанк СССР

Отель наш на улице Сухэ-Батора находился.

146-Табличка

Обращало на себя наличие большого количества троллейбусов, проезд на которых (согласно табличкам) 15 рублей стоил.

147-Университет

Благодаря купленной карте (и взгляду на нее) у меня для барышень сюрприз заготовлен был.

Поэтому свернули налево, на улицу Свердлова. Вообще количество улиц, переименованных в свое время в честь всяких революционных деятелей и событий (и не переименованных пока обратно), в Иркутске просто зашкаливало. Названия их в диссонанс вступали с купеческими особняками, на них расположенными.

148-Улица Свердлова
149-Улица Свердлова

И вот он – сюрприз: памятник Леониду Гайдаю и его героям.

150-Памятник Леониду Гайдаю и его героям
151-Памятник Леониду Гайдаю и его героям

Памятник Леониду Гайдаю и его героям

Оказывается, Гайдай в Иркутске вырос.

152-Памятник Леониду Гайдаю и его героям

Сюрприз удался.

153-Памятник Леониду Гайдаю и его героям
154-Памятник Леониду Гайдаю и его героям

Пошли гулять дальше, осматривая изумительной красоты дома.

155-Иркутск

Сдобренные кое-где остатками Ленинианы.

156-Иркутск
157-Иркутск
158-Иркутск
159-Иркутск
160-Иркутск

Нашли пешеходную улицу Урицкого (бывшую Пестеревскую) – иркутский Арбат.

161-Улица Урицкого
162-Улица Урицкого
163-Улица Урицкого
164-Улица Урицкого
165-Улица Урицкого
166-Улица Урицкого
167-Улица Дзержинского

Улица Дзержинского

По ходу прогулки натыкались на деревянные дома разной степени сохранности. Многие окна таких домов кокетливо раскрашенные ставни украшали.

168-Иркутск
169-Иркутск
170-Иркутск
171-Иркутск
172-Иркутск

Нагулявшись, свернули на улицу Карла Маркса, и по ней дошли до улицы Сухэ-Батора.

173-Улица Карла Маркса
174-Улица Карла Маркса

Улица Карла Маркса

Тут в крохотном как бы сквере памятник Юрию Ножикову, первому всенародно избранному губернатору Иркутской области, обнаружили.

175-Памятник Юрию Ножикову, первому губернатору Иркутской област
176-Памятник Юрию Ножикову, первому губернатору Иркутской област

По улице Сухэ-Батора добрались до отеля «Ангара» примерно к 17-00.

177-Улица Сухэ-Батора
178-Улица Сухэ-Батора
179-Улица Сухэ-Батора
180-Улица Сухэ-Батора

Зашли в «Слату», купили яблок и груш.

После прогулки удивлены были мы двумя обстоятельствами: почему нам (вместо того, чтобы церквями потчевать) пешую прогулку по Иркутску не организовали? И второе: отчего этот замечательный старинный купеческий город таким ободранным выглядит? Впрочем, ответ на второй вопрос Кристина нам еще днем дала: Иркутская область - регион-донор, но все деньги Москва забирает, у которой только сравнительно недавно руки дошли Питер в порядок привести, а до Иркутска еще не добрались.

Правда, отсутствие пешей экскурсии по самому Иркутску рукой Москвы (при всем желании) объяснить трудно.

Спать легли в 21-00, все-таки больше суток на ногах.