Алтай по-классически

Алтай по-классически.

Второй год подряд мы оказались на Алтае, который по-прежнему  завораживает тысячи туристов своей красотой. Наверное, именно поэтому стоило сюда вернуться.

В остальном всё осталось неизменным с того года: маршрут пешеходно-водный, группа знакомая нам ещё с прошлогоднего покорения реки Пыжа, и конечно же много приключений в дороге. Начались они уже по дороге на Алтай. К нашему большому сожалению, нужный нам поезд до города Бийска ушел от нас, когда мы ещё добирались до вокзала города Новосибирска. Опоздали на 10 минут. Пришлось сменить вагон плацкартный, на салон автомобильный и мчатся в Бийск, после Бийска – в Тюнгур.

Уже после Горно-Алтайска, передвигаясь по Чуйскому тракту, можно было обратить внимание на то, что находимся мы в туристическом регионе. Здесь живут за счет туризма, и уделяют этой индустрии огромные инвестиции: большое количество туристических баз, рафтинг, экскурсии в пещеры и других предложений активно провести время. Башкирия могла бы смело позавидовать такому уровню развития туризма.

На следующее утро, мы отправились в 8-дневное пешеходное путешествие к подножию Белухи, озерам Аккем и Кучерла. Некатегорийный перевал Кузуяк числился первым пунктом нашего маршрута. Ничего сложного он не представляет, банальный подъем по автомобильной дороге, высота 1530 метров. Далее мы двигались по долине реки Аккем, название которой, в переводе с алтайского означает – «белая вода». Название вполне оправдано, т.к. воды Аккема имеют бело-серую окраску. Пить её не очень приятно. На зубах скрежет, будто песка наелся.

На второй день мы выбрались к Аккемскому озеру. Первое, на что стоит обратить внимание – это метеостанция Ак-кем. Уникальность её в том, что эта горная метеостанция до сих пор в рабочем состоянии. На мой взгляд, это диковинная редкость. Почти как сцены из фильма «Как я провел этим летом»! А что, здесь запросто можно было снять подобный фильм. Ну и конечно, нельзя не обратить внимание на панораму величественной Белухи. Она притягивает взгляды, и любоваться этой красотой можно не отрываясь очень долго. Мы проверяли.

Белуха, алтайское название которой «Уч-Сумер» (в переводе – «трехглавая») является высшей точкой республики Горный Алтай – 4506 метров. Огромное количество туристов приезжают сюда из разных уголков планеты, чтобы полюбоваться на эту вершину и покорить её. К сожалению, опыта восхождений на такие большие вершины у нас пока нет, поэтому красотой Белухи мы любовались у её подножия. По дороге, мы встретили часовню, которая находится в долине реки Аккем, перед одноименным ледником. Уже внешний вид этого строения заставляет замереть дыхание и любоваться каждой аккуратно проработанной деталькой. «Вселенская тишина, и абсолютно другое измерение», - что-то подобное испытываешь, оказавшись внутри часовни. И опять же, всё сделано очень аккуратно. Посидели минут пять, подумали о смысле жизни, вспомнили о родственниках, которые ждут вестей от нас (хотя ещё всего лишь шестой день похода), и о многих других святых вещах. Уже после похода, разместив фотографию с этой часовней в интернете, кто-то из туристов подписал: «Атмосфера в ней действительно уникальна. Кто был там, тот поймет». Трудно с этим не согласится.

Самое сложное препятствие пешеходной части пришлось на четвертый день путешествия. Перевал «Кара-Тюрек», высотой 3060 метров разделяет долины рек Аккем и Кучерла. По дороге к вершине, нас обогнали три или четыре конные группы. Создавалось ощущение, что мы, то есть люди, лишние на этой тропе. Что касается остальных троп нашего маршрута, стоит отметить огромное количество туристов. Группы можно встретить каждые 15 минут, из них нередко иностранные! Затратив 5 часов на подъем, высота была покорена. Да, подняться на этот перевал нужно действительно своими ногами, чтобы прочувствовать весь восторг от пейзажей, окружающих тебя, а также от того, что подъем наконец-то закончился…

Кучерлинское озеро, прежде всего, запомнилось погодой, которая за пол часа могла поменяться абсолютно кардинально, с солнечных +30, до снега, падающего под порывами морозного ветра. А в целом, на Кучерле было дождливо. Пешеходная часть заканчивалась.

За эти 8 дней, для нас святым местом стал Тюнгур, наш начальный и конечный пункт. Мы все знали, что там нас ждет огромное количество еды, а особенно мешок печенья «Крокет», самого дешевого, но самого вкусного! За пешеходную часть, как и положено, мы сильно похудели. Лично я, есть хотел всегда. Иногда, даже ругались, из-за лишней половины ложки сахара. Конечно всё это бытовые мелочи, и сейчас мы вспоминаем их с иронией.

Так, совершенно незаметно пролетело время, и мы оказались на реке Катунь, экипированные и нацеленные на покорение речки четвертой категории сложности! Все кроме руководителя, были на этой реке в первый раз, и каждый был наслышан о её величестве и мощи. Первый же день был довольно сложным, предстояло пройти Аккемский прорыв. С самого старта, мы стали отрабатывать слаженность экипажей, провели небольшие спасательные работы. Всё-таки Аккемский прорыв внушал в нас некий страх. Вместе с нами, этот порог проходила коммерческая группа из Нижнего Новгорода. Тут меня осенило… Мы готовимся к нашим маршрутам долгое время, и боимся проходить эти пороги, а каково им, кто сидит на рафте впервые, и ещё даже весло толком не научился держать?! На этой мысли я успокоился, и стал более увереннее чувствовать себя в порогах. Потратив на прохождение более 3 часов, мы выбрались из каньона, а точнее прорвались. Аккемский прорыв закончился. Остановились в кафе «У дяди Васи». Так называется стоянка в устье реки Аргут. Стоянка эта, является музеем поделок, которые оставляют туристы. Место действительно очень красивое и интересное. С нами рядом, встала всё та же группа коммерческих туристов. Оказалось, что в их составе много иностранцев. Всю ночь вокруг нас бегали шведы, которые непонятно чего хотели, а утром довольно пожилая немецкая пара, мило улыбаясь, в унисон произносила: «Гутен таг».

Сегодня наш путь был не так далек, позволили себе полудневку. За это время успели выстрогать камень, который заложили в аллею созданную за эти годы. Почти каждая группа, пытается оставить свой след (в лучшем понимании этого слова) на этой стоянке. Наверно никому неизвестно, когда началась традиция вытачивать на камнях свои города, турклубы и так далее. Наш руководитель нашел камень, который они выточили ещё в 1998 году, сплавляясь по реке Шавла и Аргут. Мы оставили свой камень рядом с ним. Так что, если будете «У дяди Васи» - ищите наш камень, и не забудьте сделать свой.

Сегодня встали перед устьем реки Чуя. Пейзаж этих мест напоминает степи Казахстана. Скалы грубые, как в Американских каньонах, невысокие холмы, покрыты непонятным редкостным кустарником, которые издалека напоминает стаю зеленых ежиков.

Радиальный выход к порогу Горизонт решили отменить, поскольку объем воды в Чуе не предвкушал ничего интересного. Вместо этого, решили сократить водную часть на два дня. Видимо действительно, чувствовалась усталость.

Третий водный день сулил два интересных порога – Ильгуменский и Шабаш. До первого мы добрались за два часа. Быстренько просмотрев, отдали камеру всё тем же коммерсам из Нижнего, и в тандеме пролетели Ильгуменский порог. Опять-таки, боялись мы его гораздо сильнее, чем оказалось в деле. На обед встали в устье реки Кадрин. Для нас эта река уникальна, прежде всего тем, что её первопрохождение сделал наш земляк и учитель – Вахов Армут. Даже устье реки настолько мощное, что трудно представить, что ещё может таить в себе Кадрин.

Самое веселье началось после обеда. Кадринская труба. Почему-то о ней мало кто говорит, предположим как о Ильгумене или Шабаше. На мой взгляд «трубу» ущемляют в славе зря. Помню лишь один момент, когда на простом участке мы поймали пульсирующий вал, и погрузились под воду. Морально был готов к тому, что сейчас нас перевернет. Слава Богу, обошлось. В общем, моему экипажу эта «труба» очень даже запомнилась.

И вот наконец-то Шабаш. Название говорит само за себя. Серия интересных бочек, да ещё и с валами – настоящее веселье. Две ступени этого порога ничуть не уступают друг другу в сложности и уровню адреналина в крови, при прохождении. Но слово руководителя перерубило всё. Проходить нельзя, обносить. К сожалению, в этом предложении, запятая встала после второго слова. Наконец-то для меня появился повод вернуться на Катунь. Шабаш не покорен.

Дневка. Встали в устье реки Сумульта, которая отличается от Катуни своей чистотой. Уже четвертый день солнечная погода. Загораем, готовим блины, делаем баню. Вечером, налопавшись блинов, пытаемся петь песни. Безуспешно. Делаем вывод, что нельзя столько есть.

На нашем пути осталось два порога четвертой категории, которых я так и не смог понять. Тельдекпень (в переводе с алтайского – «вставшие горы») считается опасным из-за «поганок» и воронок, которые образуются в узкой долине Катуни. Внешне это выглядит как ветка метро. Прямая, с прорубленными скальными берегами, и огромная масса воды.

Шли тандемом. К-2 как и положено залезла в самую мощную воронку. А дальше картина маслом писанная: катамаран начало закручивать, как в голливудских мультфильмах закручивает мышей в унитазе. Зрелище очень забавное, но опасное. Мы смогли пройти только рядом и нарвались на улово, которое, закрутило нас и стрельнуло прямо на К-2. Вроде как их вытолкнули, и сами еле убежали. Весело, но на мой взгляд никак не сравнилось бы с порогами четвертой категории, которые мы встречали ранее.

Заканчивали наше водное путешествие в поселке Чемал. По старой традиции, в последний день зарядил дождь, даже ливень. Правда, он был настолько теплым, что даже радовал нас своим присутствием.

Чемал тоже можно назвать туристическим центром. Мы разобрали катамараны, и наконец-то решили подняться на высокий правый берег. Открыли рты, стоим, ничего сказать не можем. Столько народу мы не видели очень давно. Не зря, с алтайского, Чемал переводится как муравейник. Вокруг было огромное количество сувенирных лавок, и людей, которые терялись в разнообразии предлагаемого ассортимента.

А дальше была ночь в автобусе и день в столице Сибири – Новосибирске.

P.S. Идешь за красотой – иди в пешку, идешь за приключениями – иди на воду. Эта фраза родилась у меня в походе. На мой взгляд она очень точно отображает наше путешествие. 14 дней на Алтае – это просто сказка. Маршрут наш действительно классический, потому что многие из нас, знают на Алтае из гор только Белуху, а из рек – только Катунь. Классика.

Весь рассказ, я добавлял этимологию алтайских названий различных объектов. Всё-таки удивительно, насколько точно они отображают реальную картину. Только вот забыл про Катунь. Катунь в переводе с алтайского – это женщина, владыка. От себя лишь могу добавить, что как любая женщина, Катунь очень загадочна, иногда хитра и, безусловно, красива!