В этой главе речь пойдет о жезловой системе регулирования движения поездов. В нашей стране она применяется лишь на нескольких участках Октябрьской и на перегоне Чум-Лабытнанги Северной железной дороги, о котором далее.
Посмотрим на расписание...
К моему сожалению, в ближайшее время и этот участок должен быть автоматизирован. По крайней мере, такие заявления высказываются в рамках программы «УП-УП» (Урал Полярный – Урал Промышленный): «особое внимание нужно уделить развитию пропускных и провозных способностей однопутного участка Чум – Лабытнанги (194 км), который является наиболее сложным по климатическим и эксплуатационным условиям. На этой линии, построенной в 1948 году в условиях вечной мерзлоты, из-за деформаций земляного полотна действуют многочисленные ограничения скорости вплоть до 25 км/ч. Здесь до сих пор применяется жезловая система организации движения…»
Вообще, электрожезловая система регулирует движение поездов на однопутных участках железных дорог. Пропуском (ключом) на перегон служит вручаемый машинисту поезда металлический жезл. По прибытии на следующую станцию машинист поезда обязан сдать жезл дежурному по станции. Теперь подробнее.
Станция Харп. Здесь мы и увидели жезловую систему в действии...
|
Дежурный по станции привлёкал внимание странной штукой в руках
Оказывается, это жезлоподаватель (или жезлоуловитель) - устройство, представляющее собой проволочное кольцо диаметром около 50 см на длинной ручке с пружинным держателем для жезла.
|
Когда он поднял свой странный "сачок", я открыла рот...
Оказывается, для передачи жезла движущемуся локомотиву, дежурный по станции заблаговременно закрепляет жезл в жезлоподавателе, берёт его за ручку и ждёт, стоя рядом с путями...
|
Приближается поезд...
Помощник машиниста приближающегося локомотива готовится выбросить жезлоподаватель с жезлом от предыдущего перегона.
|
Приём жезла на ходу
Итак, что мы видим: помощник машиниста подхватывает рукой за кольцо жезлоподаватель, который ему на вытянутой руке протягивает дежурный по станции. Жезлоподаватель с жезлом от предыдущего перегона валяется на земле неподалеку.
|
Дежурный по станции поднял брошенный жезлоподаватель...
|
Так выглядит жезл в жезлоподавателе
|
В гостях у железнодорожников
В комнате дежурного
Железнодорожник утверждает, что надежнее системы еще не придумали и ни о какой автоматике не может быть и речи. Таким образом, необходимый уровень безопасности движения поездов может быть обеспечен только при безупречной дисциплине локомотивных бригад и дежурных по станции, что здесь и выполняется.
|
Электрожезловые аппараты системы Трегера
Один комплект, в состав которого входит два одинаковых аппарата, предназначен для регулирования движения на одном перегоне: один аппарат установлен на одной из станций, ограничивающих перегон, другой - на другой. Между собой аппараты соединяются проводами. Таким образом на каждой станции установлено два разных аппарата (относящимся к разным перегонам - до и после станции). Внутри каждого аппарата в специальной кольцевой прорези хранится запас жезлов.
|
Один аппарат предназначен для жезлов перегона Обская-Харп
|
Второй аппарат предназначен для жезлов перегона Харп-Собь.
|
Как происходит обмен жезлами...
Дежурный по станции, желая отправить поезд, должен по телефону связаться со следующей станцией. Если там готовы к приёму поезда, дежурный на станции приёма крутит ручку индуктора, и вырабатываемый им электрический ток через электрожезловый аппарат станции приёма по проводам поступает в аппарат станции отправления и разблокирует замок поворотного устройства. Для извлечения жезла из аппарата его необходимо поместить в поворотное устройство (на рисунке – зелёное со звездой) и после поворота диска на 90° – вынуть через отверстие в аппарате. После извлечения жезла вся система вновь блокируется. Система остаётся заблокированной до тех пор, пока перевезённый машинистом на следующую станцию жезл не будет помещён в электрожезловый аппарат станции приёма.
|
Дежурный по станции рассказывает мне о дисциплинарных наказаниях
которое ждет машиниста за отправление со станции без жезла или провоз жезла дальше следующей станции...
|
Добро пожаловать на станцию Харп, где работает жезловая система
|