республика Алтай / Водный туризм | Спортивный туризм
 

Завершение освоения маршрута Малая Сумульта - Большая Сумульта

1 - 23 августа 1980 г.
Завершение освоения маршрута Малая Сумульта - Большая Сумульта - Катунь в 1980 году, продолжение испытания весельного плота Чекстер турклубом "Заря" г. Бийска
 
Как готовились, как и на чем шли

Малая сумульта Малая сумульта
Сведения о районе путешествия, картографические материалы в начале 80х были скудны. Предложения о продолжении освоения маршрута всем бийским группам исходили от В.П. Широкова светлая ему память.
Дополнительные сведения, материалы, помощь, при подготовке к путешествию дали Н.П. Матлыгин – знаток многих  районов не только Горного Алтая, председатель бийского гор клуба туристов; Леонид Цой ; Владимир Кашлев; Геннадий Жданов.
Отчет Цоя хранился в т/клубе «Заря» поскольку его группа выпускалась  на маршрут в Бийске(имелись полномочия 3 к.с.).  Отчет Кашлева к сожалению был сделан как и мой отчет в одном экземпляре и передан в барнаульскую МКК. Мой отчет был передан в Новосибирскую МКК, что в последующем привело к некоторым неудобствам.
После появления барнульской статьи Светланы Колчевниковой (она прочитала отчет Кашлева и его устные сообщения) о Сумульте в «Ветре странствий», начали поступать запросы материалов на эту тему. Одними из первых запросили материалы плотовые группы из Иркутска и Барнаула, первая группа после использования материалов претензий не имела, у второй (Болотов) возникло недоумение из-за расхождения масштабов схем верхнего и нижнего участка маршрута. Я пользовался и высылал другим материалы Цоя. Нас и остальных они устроили, поскольку ничего другого на тот момент не было. До сих пор встречается много ссылок именно на отчет Цоя.
Делая попытку частично восстановить свой отчет, я так же использовал  схему маршрута Цоя. К сожалению не могу привести, опубликовать, фотографии и схемы нашего прохождения (ссылки на них остались в тексте), поскольку они имелись только в  одном экземпляре отчета, отосланном в Новосибирск. Хотя большинство негативов и снимков сохранились, уже не могу расставить их в том порядке, как они были расставлены в отчете 80го года. Имеется небольшой  киноотчет  о путешествии  снятый 16мм  камерой «Киев». Магнитную копию этого фильма сделал Суслин, готовясь к своему первому путешествию на Сумульту. Есть плохонькая цифровая копия этого фильма которую можно посмотреть в инете по ссылке
http://www.facebook.com/video/video.php?v=216517465138069  

   При прохождении длинных сложных участков старались придерживаться: следующей схемы.Перед первым препятствием очередного участка сплава останавливались на обед или ужин, смотря по времени, если это был обед, то он как-то незаметно переходил в ужин. Дежурный занимался своими обязанностями, остальные шли на разведку. Разведка участка длиной 0,5-1км занимала до 3 часов. За это время успевали осмотреть препятствия, наметить линию движения, места страховки,  насобирать достаточное количество ягод, ссадин - берега горных рек бывают хороши, но пока «к сожалению» не оборудованы. Затем единодушно решив, что «хорошая мысля приходит опосля», откладывали прохождение на следующий день.
Утром снова осматривали участок длиной 100-200м, искали место где можно, если не причалить, то хотя бы приткнуться к камню (чаще приходилось так и делать), затем экипажи двух судов становились на страховку. Таким образом, во время прохождения одного судна, экипажи двух других стояли на страховке, выполняя одновременно функции фото, кинооператоров, являясь помимо того еще и надежными ориентирами. Ведя съемку, выступая в роли ориентиров, вопреки опасениям, они не успевали размахивать руками и комментировать прохождение.
Осмотр следующего участка начинался только после того, как последнее судно заканчивало прохождение предыдущего.
Такая тактика позволила свести к минимуму аварии и их возможные последствия. Действительно, на протяжении похода оказалось, что спасатели были рядом не только при переворотах, но даже в тех случаях, когда кто-то терял весло.
Но, при всей плотницкой неторопливости и других достоинст­вах, такая тактика имела пробел. Оставалась без внимания психоло­гическая подготовка участников. Со временем пробел с избытком был заполнен рассказами о порогах Сумульты, которые обрастают легендами не только в творчестве местных  рыболовов, охотников, но и в литературе (см.кн.Б.Прохоров"До свиданья Сумульта").
К счастью, среди нас не было "благодарного слушателя", которого еще можно встретить среди водников. Поэтому не пришлось до конца похода слушать несколько раз и эти легенды, и то какие ощущения испытал слушатель, проходя по легендарным местам. Да и после похода, уже дома не было очередного лирика, подхватившего бы эти сопли и вопли.
К устью М.Сумульты, благополучно миновав последнее 12е (ключевое препятствие), мы вышли на 7-й день  сплава. Правда, надо заметить, что обсуждение вопроса"идти - не идти" и подготовка к прохождению каких-то 20 метров Пр.12 заняли более 4-х часов, само же прохождение длилось не более 3х секунд.
От устья к порогам «Большие шумы» (Пр. 14) вышли на катамаране и четырехместном плоту длиной 4,2м(Чекстер), шириной 2,1м и грузоподъемностью более 2 тонн.
Первый каскад "шумов" без единодушия решили проходить только плотом  - экипаж катамарана выразил несогласие, но катамаран(по причини его малой около 2.5 м длины) -  обнесли.  Перед выходом шутили, что экипаж будет готов к прохождению Шумов, когда губы у всех поменяют  обычную свою  фиолетовую окраску на белую. Останется лишь оттолкнуться от берега и пройти порог.
В третьем каскаде "шумов" экипаж катамарана, утомленный обносами, справедливо заработал возможность перевернуться на самом красивом последнем сливе порога. И участники переворота и зрители были довольны, единодушие восстанавливалось.
Через пару дней горы расступились- мы вышли на Катунь. Затем еще долго шли вдоль правого берега Катуни, по узкой полосе голубой сумультинской воды. Удивлялись везению, рыбалке, уже с неохотой уходя на время от необычной реки.

Решились на первопрохождение «Больших шумов» имея опыт использования чекстера на Чуе-Катуни.
В мае 1978г в путешествии по  реке Песчаной прошло первое испытание судна нового типа, плота «Чекстер». Название типу судна дали по фамилии одного из молодых членов бийского турклуба «Заря» Чекстера В. из категории «трудных» подростков. Он сплавлялся одновременно с нашей группой на классическом плоту в составе группы В. Кашлева.
Мысль сделать весельный плот возникла у меня зимой 1977г, когда по предложению Кашлева  мы занимались изготовлением баллонов для плотов. Решили отказаться от применения обычной для того времени клеенки и использовали ткань 58 барнаульского РТИ. Конструкцию баллонов сразу упростили, стали клеить обычную «подушку», не закругляя торцы, не проклеивая швы лентой. Вместо «соска» под автомобильный насос я сразу заказал форму для  «соска» под диаметр дюралевого стрингера от Салюта из которого нарезали трубок и через них стали надувать баллоны непромокаемым вкладышем для рюкзака. Сначала была мысль сделать катамаран, но когда баллоны были готовы, обсудив с А. Нестеровым возможные варианты, решил делать плот на поперечных баллонах. Изготовлением баллонов, чехлов для них(их тоже упростили), занимались все участники майского сплава 1978 г, помощь оказывала вся водная секция т/к.Заря.
Первый Чекстер был шириной около 2м, длиной около 3.5м. Посадка экипажа поначалу была неудобной, по двое на носу и на корме, лицом вдоль плота, немного погодя пересели, спиной друг к другу боком к течению, для ног сделали упоры.
 
Второй Чекстер был построен в конце июля 1978г на Чуе перед мостом ниже Чибита. Судно было шириной около 2м, длиной около 5 м. Сначала сели спиной друг к другу, двое на носу, двое на корме вдоль баллонов, прошли мост, причалили  и окончательно сменили посадку, сели лицом друг к другу на рюкзаки. Сделали хорошие упоры для пяток и зацепы для носков ног, дающими возможность удерживаться на плоту.
Плот обрел окончательную форму, решился вопрос с посадкой, которая давала возможность работать в таких  условиях, когда на обычном плоту экипажу приходилось поднимать греби и цепляться руками за настил. Раму делали из жердей, 5 продолин(одна по центру), 2 поперечины ставили под каждый из 5 баллонов, один из которых ставили в центре плота, по 2 баллона сдвинутых вплотную ставили на нос и на корму. Центральная продолина являлась упором для ног, над упором крепили зацеп, удерживающий ноги поверх носков обуви.
Когда на сплав с нами пошел А. Газизов он предложил крепить ногу «шлеей», поначалу я сомневался, пока не сообразил, что шлею можно  укрепить и пустить по ноге так, что она при сомкнутых коленях будет надежно держать, а при размыкании колен свалится с ноги. Решение оказалось удачным.
Какое-то время плавали со шлеей пропущенной вдоль одной ноги.  Потом стали ставить шлеи на обе ноги. Такие же шлеи стали ставить и на 2х местных катамаранах, что позволило нам благополучно завершить первопрохождение всех оставшихся не пройденными до того времени порогов на маршруте М Сумульта от пер Сайганош - Б Сумульта до устья Катуни. Прохождение этих рек начиналось с разработки маршрута В.П. Широковым в т/к Заря еще с начала 70х, затем группы Л.Цоя на самодельных н/л и на катамаранах двойках; группы В Кашлева на катамаранах двойках и на плоту.
Шлея и посадка на рюкзаки не раз помогали нам и используются многими до сих пор, благодаря чему чекстер, его модификации получили широкое распространение. Помогла такая посадка на первопрохождении «Шумов» на Б Сумульте и порога водопада на Чаткале, (куда ходили с подачи М Колчевникова с запретом прохождения  Харкуша, на водопад запрета не было, он тогда  считался непроходимым)  мы решились только уверившись в надежности посадки.
Хорошо показал себя чекстер на перворохождении Тыркана группой т/к Заря под руководством В Широкова и при завершении первопрохождения Нимдэ на Таймыре, под руководством Г Жданова.  Первый раз эта река  проходилась в 1974г его группой в составе 6 человек на байдарке Ладога и ТЛП, Ладога была потеряна во время ливня в середине каньона недалеко от устья Нимдэ. На чекстере через несколько лет  этот участок был пройден в большую воду без напряжения.
Уже в 1979 г чекстер освоили рубцовчане под руководством Г Бокова, с их группой мы встретились на Урсуле, куда пошли они и мы с подачи Говора. И тогда и впоследствии нас удивляли ребята из этой группы, их замечательная подготовка.
До этого Г Боков в 1978г участвовал в испытании чекстера на Чуе-Катуни в составе группы В Широкова. В начале 80х  рубцовчане сделали свою модификацию судна и проходили на нем Чертов мост и другие препятствия. В тот же период  на чекстере часть маршрута, при первопрохождении Акалахи и Каралахи прошла группа М Колчевникова В первые годы соревнований на Чуя-ралли чекстер, с подачи гл судьи соревнований надолго оказался приписан к разряду катамаранов и только после  появления на соревнованиях сажневского плота стало возможно начать разговор о переводе чекстера в разряд плотов.
К концу 80х  для чекстера была разработана конструкция разборной рамы и комплект стеклопластиковых труб для нее. Конструкция оказалась удачной, мобильной, ее элементы используются нами до сих пор и для катамаранов.
В настоящее время, по материалам публикаций, чекстер используется  нередко на маршрутах связанных трудной заброской в мало освоенных районах.
Как  каждое судно чекстер имеет свои недостатки и преимущества. Преимущества простота конструкции,  надежная посадка экипажа, легкость вождения, легкость освоения начинающими.
За время путешествий на чекстерах и на соревнованиях, нам повстречалось много интересных людей, групп. Запомнились надолго барнаульцы, костромичи, магнитогорцы, омичи, иркутяне, томичи, новосибирцы, ребята из других мест, запомнились их помощь,  добрые советы. Они знакомили  нас с новыми маршрутами, типами судов, снаряжением. Особенно запомнились костромичи, входившие в нашу группу на Чаткале. От них мы получили конструкцию названную впоследствии «морковкой», с этого момента у нас перестали путаться чалки и спас концы. Магнитогорцы дали идею новых образцов одежды, снаряжения, образа жизни.
 
Выдержки из отчета о путешествии

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ  И ЭКСКУРСИЯМ КЛУБ ТУРИСТОВ И АЛЬПИНИСТОВ «ЗАРЯ»
  г.Бийск



Отчет

О водном туристском путешествии пятой категории сложности по рекам Малая Сумульта- Большая Сумульта- Катунь
(Горный Алтай),
совершенном с
1 по 23 августа 1980 г.
Маршрутная книжка № 0-170-80 Руководитель группы - Юров Е.А.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю __5______ категорией сложности,



Отчет использовать в _________________

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
Вид туризма- водный.
Средства о сплава- катамараны, плот.
Район путешествия: Горный Алтай, бассейн рек Малой, Большой Сумульты, Катуни.
Время путешествия- с 1 до 23 августа 1980г. Маршрут путешествия:
-пеший участок: с.Едиган- пер.Таман-Ел- дол.Тогузколь-пер.Сайганош- верховье р.М.Сумульта-  55 км;
-сплавной участок: верховье р.М.Сумульта- устье р. М. Сумульта- устье р.Б.Сумульта- р.Катунь до Чемала  255 км
 Продолжительность активной части путешествия:
- пешая- 2 дня,
- водная- 19 дней.
Организатор путешествия- клуб туристов и альпинистов "Заря", г.Бийск.
Заявочные материалы были рассмотрены и утверждены Новосибирской областной МКК 1 июня 1980г. (маршрутная книж­ка № 0-170-80)
Особые указания группе МКК и КСС:
Препятствия, превышающие 5 к,с., группа обносит пол­ностью. Номенклатурные препятствия т.т  Киселева Г.И. и Ковалева Н.В. проходят по берегу.
Состав группы


фио

опыт
обязанности





1
Юров Евгений
Аркадьевич


р.Уда, 4у,1973г; р.Нимдэ-Н.Тунгуска, 4У,1974г; р.Чуя-Катунь, 5У,1978г; р.Песчаная, 3р,1978г; р.Урсул-Катунь, 4р

Руководитель, лоцман катамарана1, лоцман плота (чекстера)
1
Бедарев Владимир Спиридонович


р.М.Сумульта-Б.Сумульта-3у(п,л); Тыркан-4у; р.Чуя-Катунь, 5У,1978г; Уба 3р

Зам руководителя, оеспечение безопасности, завхоз
3
Шишков Борис Николаевич


р.М.Б.Сумульта-Б.Сумульта-3у(п,л); р.Урсул-Катунь, 4у; р.Чуя-Катунь, 5У,1978г; Она 3р;

Ответственный за снаряжение, лоцман катамарана2
4
Нестеров Александр  Васильевич

р.Песчаная, 3у; 1978г р.Урсул-Катунь, 4у;
Ответственный за ремнабор, фотграф, лоцман катамарана3
5
Белкин Семен Исакович 

Она 3у; р.Чуя-Катунь, 4У
кинооператор
6
Колупаев Геннадий  Васильевич

Катунь 3у б;  Песчаная 3р
фотограф


Характер изменений в составе группы и текст сообщения об изменении был предварительно оговорен в Новосибирской областной МК. В маршрутную книжку вклеена квитанция об отправке телеграммы на имя члена Новосибирской МКК Великанова.


ВЫНУЖДЕННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ МАРШРУТА
В с. Едиган удалось узнать, что обстановка на Сумульте в 1980г. значительно  изменилась. Появилось много свежих заломов в низовье М.Сумульты, на ее «плесах».
Подтверждение этих сведений мы получили на кордоне ниже р.Алес. Главную роль в формировании новых заломов очевидно сыграли оползни по берегам(первый был замечен перед пр. 12), а также оползни по склонам гор, местами напоминающие сплошные про­секи. Благодаря им был сформировались заломы, завалы метрах в двухстах ниже кордона.
Вследствие харак­тера и количества появившихся новых препятствий, группой был нарушен график движения на участке устье Алеса- устье Б.Сумульты.  Чтобы не нарушить контрольных сроков пришлось отказаться от прохождения намеченного мало интересного для нас небольшого участка Б.Сумульты выше устья  М.Сумульты.  Такое решение было оправдано.  Впервые, за много лет, вход  пр.14 был свободен. Протяженный  завал на входе частью выгорел, частью снесен. В непроходимом, из-за бревен в русле 1 каскада пр. 14, появились неплохие проходы. Поэтому было принято решение  про­ходить пр.14 полностью. Эта попытка первопрохождения Шумов оказалась успешной и такая замена участка маршрута в последствии была одобрена и нареканий не имела.



ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ безопасности на водной  части  маршрута.
Целью  нашего путешествия было завершение первопрохождения водного участка маршрута - верховья р.М.Сумульта - р.Б.Сумульта до устья Б.Сумульты. Официально освоение этого маршрута т/к"ЗАРЯ" было начато в  1976г*. группой под руководством Л. Цоя.  Отчет /1/ об этом путешествии на­ходится в бийской городской МКК. Затем в 1978 году по маршруту Б.Сумульта прошла группа под руководством В.Кашлева, отчет об этом путешествии находится в барнаульской краевой МКК.
К началу путешествия группа располагала материалами Кашлева и отчетом Цоя. Нами первоначально был выбран маршрут:  с.Едиган- верховья М.Сумульты - устье М.Сумульты- заброска на р. Карасаазкан- р. Б.Сумульта - устье р.Б.Сумульта- р.Катунь -- пос.Чемал.
Обеспечение безопасности достигалось в первую очередь подготовкой к путешествию. Особое внимание обращалось на выбор типа, конструкции судов и подготовку экипажей. Еще в 1978 на Сумульте хорошо зарекомендовал себя двухместный катамаран, на этих судах планировалось прохождение М.Сумульты.  Б.Сумульту от устья М.Сумульты было решено проходить на четырехместном весельном плоту и катамаране.  К этому времени конструкция нашего плота была опробована на рр.Песчаная, Чуя, Катунь, Урсул, Башкаус, Ципа.
Отработка приемов вождения катамаранов, способов страховки, слаживание экипажей производились на р.Песчаной.  Большое значение в подготовке экипажа плота имело участие группы в весенних ралли на р.Чуя.

Сплавной участок
имеет следующие особенности
Участок от верховьев р. М. Сумульта до устья р. Алес.
На этом  /частке река зажата горами,  от пр.1 до пр. 12 имеется явно выраженный уклон,  в русле много крупных ка­менных глыб. Пороги расположены в основном на поворотах, в местах резкого уклона ложа реки, многочисленные камни в русле образует высокие крутые ступени и узкие прохода. Повышение сложности препятствий здесь связано в основном с  возрастанием уклона увеличением числа следующих одна за другой ступенек и их высоты. Часто требуется делать разведку препятствий,  а берега для этого мало приспособлены- кустарники, бурелом, труднопроходимы и ограничивают поле зрения, у самой воды крупные скользкие камни
Прохождение препятствий 1,4,8 велось по следующей схеме.
Подходили к началу препятствия, производили разведку одного каскада,  намечали места причаливания,  затем между началом участка и местом первого причаливания готовились места страховки, выставлялись ориентиры. После проверки готовности спасателей одни экипаж проходил намеченный участок, занимал место на страховке после чего на прохождение отправлялся следующий экипаж.
После прохождения первого участка всей группой переходили ко второму и т.д.
По окончании прохождения каскада собирали снаряжение и шли к следующему каскаду.
При прохождении наиболее сложных или характерных участ­ков производили фотосъемку.  На фотографиях Ф 4-5 показано прохождение пр.1,

на Ф 5-12 показано прохождение участка 4, характерный участок этого  препятствия показан на ф 7.

Прохождение препятствия 8 показано на Ф 13-23. 
Первый каскад этого препятствия по сложности не превосходит пр. 4 /см Ф 13-14/ однако при его разведке желательно на­метить место причаливания /лучше на левом берегу/ перед вторым каскадом. 2 каскад начинается с залома на левом берегу/см,  схему 1/,  концы этого залома лежат на воде на входе в порог. Первый каскад оканчивается сливом 1  за которым имеется удобное для причаливания улово. Залом(10-20м) пришлось обнести. Прохождение 2 каскада начали от слива 2. Начало прохождения 2 каскада показано на Ф15,  где снят момент вхождения в слив 3. Прохожде-ние 3 каскада пр. 8 показано на Ф-16-23. Наиболее слож­ным является .участок на выходе из каскада /Ф 18-23/.

Последним сложным препятствием перед  р. Алес является пр.  12. Прохождение этого порога показано на ф 24-25. На Ф 24 показан катамаран в момент прохождения точки 1 /см.  схему 2/,  на Ф 20 показан катамаран в точке 2. На разведку порога лучше всего  вставать в улове у левого берега.
Участок от устья р. Алес до устья М.Сумульты .
На этом участке горы расступаются, уклон становится меньше, от кордона начинается участок заломов, условия для обносов сложные, поэтому за день удается проходить не более 8км.
Участок от устья р М.Сумульты до устья Б.Сумульты .
Горы вновь сходятся,  возрастает уклон, расход воды резко увеличивается,  появляется жесткие валы.

Препят­ствие 14 проходили вчетвером на весельном плоту, ката­маран использовали для страховки.  Расположено препятст­вие в ущелье с очень крутыми склонами, разведку вести неудобно, обнос груза лучше делать по левому берегу.

Прохождение 1  каскада показано на Ф 26-27.
На Ф 26 показан плот в момент прохождения точки 1,  на Ф 27 показан плот в момент прохождения точки 2 /схема 3/. Слив  1 для небольших судов опасен,  наш плот был для него немного коротковат, однако характер остальных препятствий ограничивает длину судна.  Скорость течения в первом каскаде колеблется от  15 до 30км/час, высокая скорость и бой от камней 3,4 влево затрудняют выход из порога, мы были вынуждены идти через проход шириной 1- 1.5м,  хотя этот вариант предусматривался как крайний.

Прохождение 2 каскада показано на снимках Ф 28-31. На Ф 28 показан илот в точке 2/схема 4/,  на Ф 30-31 показан илот в точке 1,  на Ф 29 показан плот в точке3.

Прохождение 3 каскада показано на снимках Ф 32-34. На Ф 32 плот в точке1  /схема 5/,  на Ф 33-34 1плот в точке 3.
Прохождение велось в два этапа. На первом  этапе шли стараясь не попасть на трек 4 у левого берега.  В этот момент страховка производилась катамараном. Затем стартовав от каменистой гряды у правого берега плот после реверса у камня 2 вышел из 3 каскада.  Спасатели в  это время стояли в точках ТС. Надо отметить что для судна малых размеров этот порог опасен.  При прохождении сле­дует учитывать большой навал в сторону трека 4,  а также бой  вправо ниже камня 2.

На снимках 36-37 показано прохождение пр. 17.  На Ф 36 показано прохождение плота, на Ф 37 прохождение ката­марана. Разведку порога лучше производить по левому берегу.



ГРАФИК движения и техническое  ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.
Хорошим вариантом выхода к истокам  р. М.Сумульта можно считать 77 плановый маршрут,  хорошо заметная тропа ведет через перевал Таман-ел, широкую долину Тогузколь и через второй перевал  Сайганош к Малой Сумульте,  этот маршрут хорошо описан в туристской литературе,  справочниках и проспектах см.  например/3/
ОПИСАНИЕ СПЛАВНОГО УЧАСТКА.
До впадения в М.Сумульту  р.Ижима расход воды и скорость течения невелики. После впадения р.Ижимы и р.Сайганош расход превышает 20м3/сек,  уклон увеличивается и практически до устья р. Алес спокойных участков нет.
Препятствие1.  Ориентиром, на него служит осыпь на правом берегу,  начинается шиверой, за которой следует каскад сливов от  0,5 до 1 м , русло завалено крупными камнями, длина препятствия 500м.  Разведка и страховка необходимы.
Препятствие2. Начинается 300м ниже препятствия  1  , представляет собой каскад сливов на участке 250м.
Препятствие3. Начинается после впадения речки слева, представляет собой каскад сливов  на участке длиною  до 500м.
Препятствие4. Ориентиром  на него может служить ручей на левом  берегу падающий  под углом  30 град ( его струя дробясь расходится веером),  ниже этого ручья мест для причаливания нет.  Препятствие условно можно разбить на 3 каскада,  общая протяженность  его 3км.

1 каскад самый сложный,  его уклон 6о  Начинается шиверой, затем река делает левый  поворот,  на повороте слив 1.5м, проход узкий  по центру,  возрастает уклон и на протяжении примерно 250 м слив следует за сливом.  После нового поворота влево река делится островом на две протоки, за островом  начинается
  2 каскад,  его длина 2км.
3 каскад начинается на правом повороте реки.  На выходе 3 каскада водопенный слив более 1,5 м, перед сливом остров с пересыхающей левой  протокой.
Разведка и страховка необходимы.
Препятствие 5  представляет собой каскад сливов по характеру аналогично препятствию 3, длина его  100м.
  Препятствие 6  представляет собой прижим.
  Препятствие 7  состоит из каскада высоких сливов, длина его 100м.
Препятствие 8  Перед ним река делает S- обратную петлю Препятствие представляет собой участок длиною  более 5км  с большим падением (иногда уклон доходит до 50м/км) с заломами и водопадными сливами до 2м. Наиболее сложным является 2 и 3 каскад.
Разведка и страховка необходимы.
Препятствие 9,10,11  представляют собой каскады сливов. Препятствие 12  представляет собой мощный слив высотой более 2.5 м,  на участке длиной  10м ширина реки 2-2,5м. Ориентиром может служить скальная стенка 1.5-2м на правом берегу и отмель из крупных окатанных камней на левом  берегу, в большую воду образующая мощный слив.  Разведка и страховка необходимы.
Препятствие 13  представляет собой  высокий слив.
Препятствие 14  расположено ниже устья М.Сумульты, ориентиром на него может служить каменная стена на правом берегу и остатки залома на левом берегу. Препятствие имеет протяженность 3-4км, участок можно  условно разбить на 3 каскада. Наиболее сложными являются 1,3 каскады. Разведка и страховка обязательны.
Препятствие 15  представляет собой каскад высоких
сливов.
Препятствие 16  аналогично препятствию 15.
Препятствие 17  Ориентиром служит осыпь на правом берегу в районе порога. Разведка и страховка необходимы.
Препятствие 18  - каскад сливов.
Препятствие 19  - слив,  валы.
Препятствие 20  - прижим  ,  валы.
Препятствие 21,22  аналогично препятствию 20.
Препятствие 23   Двухкаскадная "гребенка",  сливы до 1.5м в  которых могут быть топляки.
Препятствие 24   слив до 1.5м.
Препятствие 25  - прижим с валами.
Препятствие 26  слив,  валы.
Препятствие 27  - прижим,  валы.
Препятствие 28  - каскад сливов.
Препятствие 29  - слив,  за ним прижим.
Препятствие 30  - сразу за препятствием 29, слив.  





Итоги, выводы и рекомендации
Этим походом  закончено первопрохождение маршрута М.Сумульта- устье М.Сумульты- Б.Сумульта начатое  т/к "Заря 1976 году*.
Нашей группой на этом участке пройдены впервые (по тем сведениям, которые имелись в отчете /1,2/) пр.1,4,8,12,14, всего примерно 20 км. Обнесли только 10-20 метровый участок залома в пороге на М. Сумульте и ряд больших завалов расположенных на участке  между кордоном ниже Алеса  и устьем М.Сумульты.  Отснят  кинофильм- "Приложение к отчету".
Отработана тактика прохождения которая предлагалась в последствии  обращавшимся за материалами, консультацией, Болотову(Барнаул), Балашову(Иркутск), Бокову(Рубцовск), Стефашкину(Москва),Суслину(Бийск).
По результатам путешествия можно сделать следующие выводы:
Участок М.Сумульты до устья удобней проходить на 2-х местных катамаранах шириной не более 2м и длиной 2,2- 2,5м.
Б.Сумульту  целесообразно проходить на судне 2x4,5м грузоподъемностью  более 2т (на 4-х человек), причем прохождение пр.14 на судне с гребями весьма проблематично.
Пр.  4,8,12,14,17 наверное, следует отнести к препятствиям 5 категории сложности, причем среди них следует выделить особо пр.12 и 14.
Учитывая рекомендации Цоя Л. и  Кашлева В. /1,2/ предлага­ем следующую классификацию: маршрут с.Едигаи- пер.Таман-Ел-пер.Сайганош- верховья М.Сумульты- устье М.Сумульты- Б.Сумульта - Катунь до Чемала с прохождением всех препятствий  -классифицировать  маршрутом 5 к.с., тот же  маршрут с обносом пр.4,8,12,14,17- маршрутом 4 к.с.

Можно считать, что тактика и меры безопасности соответствовали сложности путешествия. Был один переворот катамарана на М.Сумульте и один на выходе из Шумов. Страховка была в нужном месте в нужное время и сработала очень быстро.

Отчет о путешествии в 1980г передан в Новосибирскую МКК, путешествие зачтено, справки выданы.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5 категории
Опубликовал евгений юров