Техническое описание прохождения группой маршрута
13.07.06.

В 22:14 по местному времени наш поезд прибыл на ждст. Слюдянка-1. Вся остальная часть сборной команды приехала на полдня раньше и терпеливо ждала погрузку в ГАЗель. Приятной неожиданность была встреча с Ларюшиным. По предварительной договоренности место нашей встречи планировалось на начальном участке сплава по Жомболоку, когда Андрей и Виктор выйдут на речку с радиального выхода в Долину Вулканов. Но заброска на Хойто-Гол не увенчалась успехом. Иркут дождевым паводком размыл трассу на Орлик во многих местах, забрасываясь пять дней назад ребята угодили в трещину на дороге – машина повисла на переднем и заднем бамперах. Вместо Долины Вулканов был совершен пеший маршрут по кругобайкальской железной дороге (Байкал из берегов не выходил!).
Под погрузку было подано две ГАЗели. Извозчики сообщили, что от бурятов поступила записка о нашей транспортировке до места ремонтных работ перед Мондами – дальше проехать нельзя, так как этот участок дороги еще не восстановили. На той стороне размыва нас будут ждать бурятские две ГАЗели, которые за оговоренную сумму за минусом прибыли русских двух ГАЗелей забросят до нужной точки. Получалось все прекрасно. Стоит отдельное спасибо сказать Анатолию Урбаеву. Заявку принимала его жена и обещала, что Анатолий перезвонит. Обратного звонка не последовало. Пришлось договариваться с Торпинтеевым (это тот самый водитель, что забрасывал Ларюшина и «сломался»). Несмотря на всю недоговоренность нас встречали от Урбаева.
В первую ГАЗель поместилась наша команда из восьми человек и экипаж Кузьмина из Москвы, а во вторую набралось семь человек: экипаж Ларюшина из Лучегорска и пять человек из Братска на Оку с Орлика. Стоимость каждой машины по 5500 рублей.
14.07.06.

За 130 км до Орлика произошла передача нас бурятам. Оба водителя по обычаю были уже пьяны, но в 10:00 мы были уже в Орлике. Ребята с Братска заплатили за себя 2000 рублей бурятам, а с меня требовали назвать сумму, уговоренную с Урбаевым. В нетрезвом состоянии бурятам плохо думается, но его цена заброски в 10000 за 12 человек от Монд до места стапеля меня устроила. В Орлике сменили машину на Урал. Жена старшего из водителей «навела шороху» и вместо пьяного водителя нас повез его сын. Чему мы были только рады.
В 14:00 были уже на месте стапеля. Точка JPS 1469m N52041.962` E99026.466`.
Пообедали в 16:00 и сразу приступили к стапелю. С погодой все в норме: без дождя.
15.07.06.

Подъем и завтрак в 10:00.
С 12:00 по 14:00 провели тренировки на препятствии №42 - прохождение на разгруженных катах. Первым проверили читинцев при страховке с берега. После чего поставили их на страховку с воды. Прошли экипажи Миши и Олега. Потом прошли мы и сменили читинцев на страховке. Повторно прошли Миша, Олег, читинцы. Вроде ребята почувствовали в себе силы и уверенность. Но после команды увязывать вещи поступила скверная информация о метровой пробоине на днище нового «Басека» читинцев. Из-за потертостей по краям надо было заплатку шириной 20 см. На удачу у Миши такая была. Клей расходовали с ремкомплекта Мажоя. Экипаж шился и клеился весь день.
Для поддержания тонуса сделан радиальный выход на близлежащую вершину. Я, Валентин, Олег, Коля. Гора названа «Утерянного фотоаппарата» по причине утери мной фотика при восхождении (найден при спуске). Сложили тур и оставили записку. Вместо трех часов потратили шесть и вернулись в лагерь в 22:30.
16.07.06.

Читинцы завершили ремонтные работы. Мы и Миша пошли №42, а остальные стартовали после порога. Дошли до препятствия №43 («Бильярд»). Дежурных оставили варить обед, а сами просмотрели маршрут обноса до «Катапульты». Над вторым матерым порогом была найдена подходящая стоянка, куда мы и перенесли свои вещи после обеда. Экипаж Кузьмина из Москвы встал на стоянку на месте чалки перед «Бильярдом». Все остальные экипажи обнесли «Бильярд» в ближайшее за ним улово. Включая и экипаж лучегорцев, желающих идти с нами в одной команде.
17.07.06.

Позавтракав в 09:30 сразу в сплавном выдвинулись к катам. Кузьмин отказался от идеи идти «Бильярд», как и лучегорцы накануне. Мы помогли ему перенести кат.
До 45-го препятствия шли шестью экипажами: лучегорцы, мы, Олег, Миша, Кузьмин, читинцы. Порог проходили в последовательности: Кузьмин, лучегорцы, мы, Олег, Миша, читинцы. Кузьмин после прохождения сразу встал на видеосъемку, поэтому и второй кат мы страховали с берега. После чего лучегорцы оставались на страховке с воды. Она пригодилась на прохождении Олега. Не выдержали нагрузки поперечины из лиственницы и на сливе переломились в месте крепления к продолинам. Экипаж вместе с остатками катамарана был зачален к правому берегу. После этого Алексей (был на страховке с берега) с Русланом (фотографировал) сделали попытку оперативно отчалить «Мажой» и выловить запаску «Зорьки», но опоздали – уйдя в «Катапульту» запасное весло весело нам помахало древком. Попутно перевезли спасенный экипаж, а лучегорцы спущенный кат.
Мое весло после слива препятствия №43 тоже пришлось восстанавливать – развернуло лопасть на 90 градусов.
Руслан, Миша, Борис и Коля проявили инициативу в организации тренировки поднятия перевернутого катамарана на ровный киль. Мы и лучегорцы обеспечили им страховку. После чего перечалились к «Катапульте». Точка JPS 1511m N52041.859` E99027.435`.
Пошли разведывать «Недотрогу». Облачность 2 балла, светит солнце. И накануне лишь изредка капал дождь, облачность 5 баллов.
Лучегорцы, осмотрев «Недотрогу», приняли решение отказаться от прохождения и разобрав катамаран, перебазировались на место стоянки возле «Недотроги». Кузьмин решил идти, обнося только «Катапульту», поэтому место своей стоянки не поменял. Мы следом за лучегорцами перенесли свои вещи на новую стоянку, оставив три ката за 43-м препятствием. Олег, раз уж кат разобрался сам, повторный стапель стал делать на месте стоянки.
18.07.06.

К 11:00 уже подошли к месту стоянки катов перед «Катапультой». Перенесли каты: Алексей за основной слив, а все остальные за залом, на котором Жомболок делится на два русла. Организовав страховку с воды, прошли последние сливы «Катапульты» и залом, и тандемом перечалились в улово перед препятствием №47. С воды уже страховали Мишу, который взял себе в экипаж Валю (по причине болезненного состояния Коли).
Прошли порог №47 мы, потом читинцы, потом Миша с Русланом (Валентина забраковали по результатам перечалки – нет слаженности).
Пороги 48 и 49 шли за один проход сразу от 47-го. Сперва мы, потом Миша с Русланом. Вместе читинцы не пошли: Руслан отговорил Бориса. Проходили 49-й вдоль левого берега – единственное место, где не задевается мощная бочка под сливом.
К окончанию прохождений подошел Кузьмин. Он со своей Аней переносил вещи к нашему лагерю. Понадеясь, что будем свидетелями прохождения – занесли его «RAFTMASTER» за залом, а Борис перенес им оставшиеся лагерные вещи. Но чудо не свершилось. Установив палатку посреди нашего лагеря этот экипаж стал наслаждаться отдыхом. «Аня устала», - объяснил Кузьмин. Погода, конечно, была не из лучших. Целый день лил дождь и периодически как из ведра.
Перечалили свои каты в последнее улово перед «Недотрогой» по левому берегу (точка JPS 1486m N52041.941` E99027.876`) и обнесли этот порог.
Обеспечили страховку прохождению «Недотроги» лучегорцами. Миша им дал свой кат и встал на прижим за порогом. Читинцы на своем кате страховали с воды после 51-го порога.
Заход лучегорцы делали вдоль левого берега, на повороте Ларюшин максимально прижал кат к берегу, но их все равно вынесло на середину слива и попыталось бросить через левый борт. Кат удержали и, подтянувшись вправо на струю, ушли в 51-й.
Ожидая завтрашнего дня и прохождения Кузьмина ребята катались по порогу №51, а Стабровский вместе с Ларюшиным осуществили разведку правой протоки, которая начинается за «Бильярдом» и сливается с основным руслом после 51-го порога.
Протока по нашей воде ходима с обносом первых двух препятствий из-за замусоренности сливов этих порогов. По правому берегу перед первым порогом лежат остатки антистапеля – кто-то по прошлому году неудачно свернул!
19.07.06.

С утра все ждут когда Кузьмин пойдет на прохождение. Вода существенно упала. Должна же она когда-то начать падать!
Оказалось, что Кузьмин выжидает еще большего падения воды, чтобы покатать свою Аню, а интересы нашей группы он видит через призму своих: у нас Коля плохо себя чувствует – следовательно, мы ждем его выздоровления!
Врач Руслан по специальности врач и преподает в Читинской государственной медицинской академии. И его вердикт был однозначен: чахнет Коля от нервного волнения. Слаб его карельский опыт для этой речки! Тут сколько ни жди – лучше парню не станет!
Лучегорцы, которые задержались на день в надежде идти дальше вместе, стартовали еще до обеда. Наши надежды на полноценный рыбный рацион улетучились, из-за Кузьмина мы потеряли рыбаков высокого класса.
Принято решение с утра упаковываться с тем чтобы мой день рождение встречать уже на Оке, не зависимо от желаний самоопределяющегося экипажа Кузьмина.
20.07.06.

В 10:00 завтрак. Кузьмин таки разродился на прохождение. Пока он неторопливо собирался, вся группа увязывала вещи к катамаранам.
Кузьмин прошел сразу всю дистанцию. По другому идти он наотрез отказывался и просил страховку только на 50-м. Это не устраивало меня и: читинцы были выставлены на №49, Миша на №50, а после №51 страховку с воды осуществлял мой экипаж. Олег и Валентин осуществляли фото-видеосъемку.
Сразу после удачного прохождения и окончания погрузки – стартовали в путь тремя двойками основного состава. «Зорьку» из-за плохого самочувствия Николая монтировать не стали (предполагая, что он согласится с предложением сойти с маршрута в деревне Шарза). Олег пассажирствовал на нашем кате, а Коля у Михаила, где гребцом сел Валентин.
Порог №52 «Вариант» точка JPS 1416m N52042.069` E99029.241`.
Порог №53 точка JPS 1430m N52042.025` E99029.305`.
Первый мост точка JPS 1383m N52044.425` E99037.371`.
Перед вторым мостом вышли к людям и уточнили возможность добраться до моста в начале шиверы «Восторг водника». 1000 рублей с восьмерых нас вполне устроила. Спустили каты, уложили в кузов машины. Пообедали копченным хариусом (70 рублей за 1 кг) и хлебом (15 рублей булка). Не более часа и мы были возле шиверы. Точка JPS 1275m N52045.404` E99042.722`.
Увязались и засветло прошли шиверу. Техническую сложность создавал выход, сперва с одного, потом с другого прижима – в обоих местах вода движется по кругу и в них можно циркулировать очень долго. По нашей воде камней осталось не так много, зато оказались в наличии бочки.
Место постановки палатки точка JPS 1275m N52045.259` E99043.958`.
21.07.06.

Моё двадцатилетие! Руслан в отличие от Алексея хотя бы подарил цветы.
11:00 завтрак. Олег и Валентин были направлены на постройку «Зорьки». Читинцы занесли кат и прошли шиверу повторно. Миша нашел причину разгерметизации одного из баллонов. Сквозная пробоина могла быть получена только при транспортировке на машине. Начал ремонтные работы. Помимо этого у москвичей стояла задача организации бани.
Мы занесли свой «Мажой» после обеда вместе с Олегом и Валентином. Проверили прочность «Зорьки» и … Алексей почти полностью перевязал им кат. На прохождение пошли тандемом. Сперва они, а мы за ними.
На стоянке в одиночестве не стояли. В 11 часов покинула устье группа 6 человек из Новосибирска и Кемерово, а в 13 часов зачалилась группа из Подмосковья 8 человек. По их словам на Жомболок заброшена следующая группа. До нас было две: первую буряты вывезли через три дня прямо со стапеля по их просьбе, а другая пережидала в избушке около дороги (при заброске мы проезжали мимо). Мы выходили с Жомболока в этом году первыми, после лучегорцев.
Стоит отметить малое количество насекомых и полное отсутствие березы – веники пришлось делать из тополя.
22.07.06.

Вышли в 13:50. 15 минут на осмотр водопада: через 2 км впадает ручеек из Жомболока точка JPS 1251m N52045.904` E99044.829`. Далее сделали остановку на обед 16:00 – 16:40. В 18:40 сделали попытку встать на стоянку. Через 15 минут обсуждения погребли дальше. В 19:20 встали на месте нашей стоянки в 2004 году: скальная стенка напротив дает сильное эхо. Место сильно изменилось – на берегу появился песок, но в основном крупные валуны. При этом и засилье гнуса. Точка JPS 1274m N52054.185` E100007.015`.
Весь день с 8 утра нас преследовал переменный дождь и только к 20 часам он окончательно прекратился.
23.07.06.

Завтрак готов был к 9 утра, но накормить Руслана и Бориса было невозможно из-за их отсутствия в палатке. Причину они объяснили в 10:00, когда они поднялись из-за валунов между лагерем и руслом. Они ночевали там – на берегу, так как хоть там ветер сдувал зловредный гнус, не дававший им всю ночь спать. Облачность 2 балла. А на реке паводок: периодически плывут деревья и вода очень мутная. С выходом задерживаемся по причине незавершенности ремонтных работ с «Красным Солнышком» (вечером опять нашли где травит и клеились).
Вышли после 13:00. Два часа потратили на путь до «Музея». Из них только около 40 минут ждали пока Олег зайдет для фотосъемки порога Окинский. Какого же было огорчение, когда выяснилось, что он только завернув за угол сразу и установил фотоаппарат. И прохождение порога фотографировал в спину. Удачное фото, почему-то, получилось лишь одно!
После «Окинского» струя сразу выносит в «Бурятский». По лоции всё по другому: имеется большой участок для чалки и просмотра с левого берега. Мы зачалились на левом берегу правой протоки на остров. Левая и центральная протоки по объему примерно равны, но левая идет через перекат. В порог можно попасть только по правой протоке. Экипажи Миши и Олега прошли по центральной протоке, а Руслан и Борис заносили катамаран по пояс в воде и против струи, но прошли порог. Мы повторили их подвиг, но уже без фотосъемки.
На «Музее» сделали двухчасовой обед.
Вышли в своем обычном построении: мы впереди, за нами «Красное солнышко», «Зорька» и «Басег». При этом «Зорька» не имела право терять контакт с впередиидущим катом (нами или москвичами), а читинцы всегда идут замыкающими.
Лагерь разбили на песчаном берегу правого берега. Точка JPS 1000m N53002.619` E100015.018`.
24.07.06.

За ночь вода спала на 20 см. Облачность 2 балла.
Вышли в 14:00. Ожидание порога «Мельница» принесло разочарование – 2 к.с.. «Центрифуга» в такую воду не сложней, впечатляет всего один вал. В 16:00 были уже на устье. Провозились с чалкой. С воды улово перед самым устьем не видно. И сперва все почалились на быстротоке. Перечалились. Помимо улова, возможность чалки давала и сбивка струй с Хойто-Окой. Перед нами на стоянку встали тут две группы: с Кемерово и с Уфы.
Нам предстояла дневка. Все уже устали отдыхать и стремились грести. Поэтому приняли вариабельное решение: солнце – стоим, пасмурно – идем. Баню делать не стали – её уже делали наши соседи, а присоединяться к ним на готовое никто из нас не стал.
25.07.06.

Облачность 10 баллов. Вода в Хойто-Оке и Оке упала на 20 см, но мутность Оки сохранилась. Хотя в Хойто-Оке вода прозрачная.
Стартовали с Мишей в 13:25 тандемом. Пару «Зорька»-«Басег» пустили вперед на полчаса раньше.
Прижим на устье по итогам похода в 2004 году признали последним препятствием на Оке. Серьезное препятствие. «Зорька» на нем сделала полный оборот вокруг себя балансируя на одной гондоле. С берега заворожено следили зрители двух параллельных групп. Дожидались и нашего прохода, но наши с Мишей танки там не закусило.
Пара «Зорька»-«Басег» ожидала буквально за поворотом, не рискуя идти без нас.
Обед 15:33 – 17:30. Облачность 2 балла.
После обеда москвичи пошли первыми, а мы замыкающими. Естественно, место под лагерь искали они. Было одно замечательное место на правом берегу, но они его прошли. Зачалились на большой остров. Выяснилось, что предыдущая стоянка на опушке, а Руслану надо продуваемое место – устал от насекомых. На острове оказались свежие медвежьи следы. Решили не рисковать.
Далее на маршруте по левому берегу встретили моторки и домики. Повернув направо оказались на нашем месте стоянки по 2004 году – напротив высокая скальная стенка с превосходным эхом. Ходовое время 3,5 часа. Точка JPS 794m N53016.284` E100036.170`.
26.07.06.

Вода в Оке упала на 20 см, мутность уменьшилась. Облачность 10 баллов.
Вышли в 11:00. Встали на обед в 14:20. Обедали до 15:50.
Могли бы дойти до Верхнеокинского, но ночевать возле деревни не хотелось. В 20:30 встали на ночевку на левый берег.
27.07.06.

Завтрак в 10:30. Выход в 11:50. В 13:20 зачалились на месте обычного антистапеля. С левого берега уже нет причала моторок, но зато появился съезд с дороги на высоком берегу.
Остановили мимо проезжающий мотоцикл с подростками, уточнили расстояние до деревни. 2 км. Вскоре приехал другой мотоцикл – запросили 4000 рублей до Зимы на микроавтобусе «Бонго». Мы скинули до 3500 и стали ждать. Через час подъехал паренек – сын водителя 131-го ЗИЛа. Объяснили ему ситуацию. Пока готовили обед, подъехал тот самый ЗИЛ. Ребята с «Бонго» за 3500 решили не ехать и уже пьяны. Доехали за два часа и 3500 рублей.
Антистапель и всю дорогу лил дождь, поэтому сушились на ждвокзале Зимы. Уборщицы ворчали, но процессу не мешали.
Я с Алексеем в Иркутск, ожидать группу на Китой. Руслан с Олегом в Слюдянку, прогуляться по КБЖД. Остальные по домам.