Содержание отчёта 

Общая идея похода, стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.: Совершенствование спортивного мастерства, поиск новых компаньонов по спортивным походам. Поход рассматривался как планомерная подготовка к водным походам пятой и шестой категории сложности, как подготовка собственной группы единомышленников. Был выбран классический маршрут по Оке Саянской с добавлением Жомболока. На Жомболоке планировалось репетировать выставление страховки на прохождение параллельно идущих групп Ларюшина (г. Лучегорск) и Кузьмина (г. Москва), которые изначально закладывались на нашу страховку и каждый шел одним экипажем – оба капитана имеют опыт руководства походами пятой категории сложности. Много дней отводилось под Жомболок для проверки готовности экипажей, сплочения коллектива, обсуждения тактики прохождения пятерочных препятствий, тренировок на четверочных. Оку планировалось идти со страховкой тандемом для тренировки самостраховки, что будет необходимо на маршрутах более высокой категории сложности. Новизну постарались исключить по причине наличия двух несхоженных экипажей (москвичи и Малышев-Мурзаев) и необъезженных катамаранов у схоженных экипажей.

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения:
Заброску целесообразно организовывать от жд.ст. Слюдянка-1. Там всегда стоят ребята на микроавтобусах. Они легко довезут до п. Орлик, а там надо будет искать грузовик. Можно договориться и о сквозной заброске: на жд.станцию за группой приедут буряты и в п. Орлик этот же водитель пересядет на грузовик. Одна проблема: трезвые водители-буряты встречаются крайне редко!
ПСО находится в Слюдянке и в суматохе выхода на маршрут надо не забыть туда заехать и зарегистрироваться.
Медучреждения кроме как в п. Орлик и п. Верхнеокинский маловероятны.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Большая часть маршрута проходит по населенной части Окинского района с развитой сетью местных грунтовых дорог. Изолированным от "цивилизации" можно считать только Ущелье Орхо-Бом и нижележащую часть реки Оки, вплоть до выхода ее на равнину. В случае аварийных ситуаций на этом участке наиболее целесообразно подождать очередную туристическую группу, коих сплавляется по Оке вплоть до первых чисел сентября месяца превеликое множество.
Сойти с маршрута на Жомболоке есть возможность на одном из четырех мостов. На третьем лучше всего – дом в 10 метрах от берега и во дворе три машины на выбор! После устья Жомболока аварийно сойти только в Хужире по левому берегу перед Орхо-Бомом. Далее за впадением Хойто-Оки пройти еще 50 км и по левому берегу, не доходя 500 метров до JPS точки N53016.284` E100036.170`, есть турбаза – у берега стоят моторки, много деревянных домов. Через 91 км от турбазы уже Верхнеокинский. До него, когда река выходит в долину, есть два поселка по правому берегу.

Изменения маршрута и их причины.
Объехали на машине Обтойскую шиверу и последующий участок завалов до начала шиверы «Восторг водников» с целью добраться до устья Жомболока до начала моего дня рождения (из-за опасения, что параллельно идущий экипаж Кузьмина пойдет на сквозное прохождение препятствий 44-51 без организованной страховки, – группа отстала от графика на полтора дня). Дополнительно было сделано восхождение на близлежащую вершину у пр.№42 Жомболока (пока клеился «Басег») и разведка по правому берегу правой протоки Жомболока, которая идет в обход препятствий 44-51 (из любопытства).
График движения.

Дни пути Дата Участок маршрута Км Препятствия Время движения Метеоусловия

1 13.07 – 14.07 г. Слюдянка – п. Орлик – р. Жомболок N52041.962` E99026.466` автотранспорт 14 ч. переменная облачность,
5 баллов

2 15.07 стапель, тренировка на пр. №42 0,1 +3 порог №42 2 ч.+6 ч. переменная облачность, 1 балл

3 16.07 N52041.962` E99026.466` – N52041.859` E99027.435` 6 порог №42 1 ч. переменная облачность, 5 баллов, периодический дождь

4 17.07 N52041.859` E99027.435` - N52041.941` E99027.876` 4 Пороги №44 и №45 2 ч. переменная облачность, 2 балла

5 18.07 прохождение порогов Пороги №47, №48, №49 и №51 3 ч. облачность 10 баллов, периодический дождь

6 19.07 дневка облачность 10 баллов

7 20.07 N52041.941` E99027.876` – N52044.424` E99037.371` 16 Пороги №52 «Вариант», №53, №54. 3 ч. переменная облачность, 6 баллов
N52044.424` E99037.371` - N52045.404` E99042.722`автотранспорт 1 ч.
N52045.404` E99042.722` - устье Жомболока 1 Шивера №58 «Восторг водника» 0,5 ч.

8 21.07 дневка Шивера №58 «Восторг водника» 1,5 ч. переменная облачность, 9 баллов

9 22.07 устье Жомболока –N52054.185` E100007.015` 40 Пороги №5 «Трех геологов», №9 «Пронеси Господи 1», №10 «Каландарашвили» 4,5 ч. облачность 10 баллов, периодический дождь

10 23.07 N52054.185` E100007.015` - N53002.619` E100015.018` 36 Пороги №12 «Окинский», №13 «Бурятский», №15 «Пронеси Господи 2», №22 «Ары-Бурье», №36 «Харагольский 1», №38 «Харагольский 2» 4 ч. переменная облачность, 2 балла

11 24.07 N53002.619` E100015.018` - устье Хойто-Оки 19 Пороги №59 «Мельница», №70 «Центрифуга» 2 ч. переменная облачность, 2 балла

12 25.07 устье Хойто-Оки - N53016.284` E100036.170` 52 Прижим №73 устье Хойто-Оки 3,5 ч. переменная облачность, 2 балла

13 26.07 N53016.284` E100036.170` - N53021.288` E101012.057` 77 8 ч. облачность 10 баллов

14 27.07 N53021.288` E101012.057` - п. Верхнеокинский – г. Зима 14 1,5 ч. облачность 10 баллов, периодический дождь

Итого 265 36,5 ч.
Техническое описание прохождения группой маршрута 
13.07.06.

В 22:14 по местному времени наш поезд прибыл на ждст. Слюдянка-1. Вся остальная часть сборной команды приехала на полдня раньше и терпеливо ждала погрузку в ГАЗель. Приятной неожиданность была встреча с Ларюшиным. По предварительной договоренности место нашей встречи планировалось на начальном участке сплава по Жомболоку, когда Андрей и Виктор выйдут на речку с радиального выхода в Долину Вулканов. Но заброска на Хойто-Гол не увенчалась успехом. Иркут дождевым паводком размыл трассу на Орлик во многих местах, забрасываясь пять дней назад ребята угодили в трещину на дороге – машина повисла на переднем и заднем бамперах. Вместо Долины Вулканов был совершен пеший маршрут по кругобайкальской железной дороге (Байкал из берегов не выходил!).
Под погрузку было подано две ГАЗели. Извозчики сообщили, что от бурятов поступила записка о нашей транспортировке до места ремонтных работ перед Мондами – дальше проехать нельзя, так как этот участок дороги еще не восстановили. На той стороне размыва нас будут ждать бурятские две ГАЗели, которые за оговоренную сумму за минусом прибыли русских двух ГАЗелей забросят до нужной точки. Получалось все прекрасно. Стоит отдельное спасибо сказать Анатолию Урбаеву. Заявку принимала его жена и обещала, что Анатолий перезвонит. Обратного звонка не последовало. Пришлось договариваться с Торпинтеевым (это тот самый водитель, что забрасывал Ларюшина и «сломался»). Несмотря на всю недоговоренность нас встречали от Урбаева.
В первую ГАЗель поместилась наша команда из восьми человек и экипаж Кузьмина из Москвы, а во вторую набралось семь человек: экипаж Ларюшина из Лучегорска и пять человек из Братска на Оку с Орлика. Стоимость каждой машины по 5500 рублей.
14.07.06.

За 130 км до Орлика произошла передача нас бурятам. Оба водителя по обычаю были уже пьяны, но в 10:00 мы были уже в Орлике. Ребята с Братска заплатили за себя 2000 рублей бурятам, а с меня требовали назвать сумму, уговоренную с Урбаевым. В нетрезвом состоянии бурятам плохо думается, но его цена заброски в 10000 за 12 человек от Монд до места стапеля меня устроила. В Орлике сменили машину на Урал. Жена старшего из водителей «навела шороху» и вместо пьяного водителя нас повез его сын. Чему мы были только рады.
В 14:00 были уже на месте стапеля. Точка JPS 1469m N52041.962` E99026.466`.
Пообедали в 16:00 и сразу приступили к стапелю. С погодой все в норме: без дождя.
15.07.06.

Подъем и завтрак в 10:00.
С 12:00 по 14:00 провели тренировки на препятствии №42 - прохождение на разгруженных катах. Первым проверили читинцев при страховке с берега. После чего поставили их на страховку с воды. Прошли экипажи Миши и Олега. Потом прошли мы и сменили читинцев на страховке. Повторно прошли Миша, Олег, читинцы. Вроде ребята почувствовали в себе силы и уверенность. Но после команды увязывать вещи поступила скверная информация о метровой пробоине на днище нового «Басека» читинцев. Из-за потертостей по краям надо было заплатку шириной 20 см. На удачу у Миши такая была. Клей расходовали с ремкомплекта Мажоя. Экипаж шился и клеился весь день.
Для поддержания тонуса сделан радиальный выход на близлежащую вершину. Я, Валентин, Олег, Коля. Гора названа «Утерянного фотоаппарата» по причине утери мной фотика при восхождении (найден при спуске). Сложили тур и оставили записку. Вместо трех часов потратили шесть и вернулись в лагерь в 22:30.
16.07.06.

Читинцы завершили ремонтные работы. Мы и Миша пошли №42, а остальные стартовали после порога. Дошли до препятствия №43 («Бильярд»). Дежурных оставили варить обед, а сами просмотрели маршрут обноса до «Катапульты». Над вторым матерым порогом была найдена подходящая стоянка, куда мы и перенесли свои вещи после обеда. Экипаж Кузьмина из Москвы встал на стоянку на месте чалки перед «Бильярдом». Все остальные экипажи обнесли «Бильярд» в ближайшее за ним улово. Включая и экипаж лучегорцев, желающих идти с нами в одной команде.
17.07.06.

Позавтракав в 09:30 сразу в сплавном выдвинулись к катам. Кузьмин отказался от идеи идти «Бильярд», как и лучегорцы накануне. Мы помогли ему перенести кат.
До 45-го препятствия шли шестью экипажами: лучегорцы, мы, Олег, Миша, Кузьмин, читинцы. Порог проходили в последовательности: Кузьмин, лучегорцы, мы, Олег, Миша, читинцы. Кузьмин после прохождения сразу встал на видеосъемку, поэтому и второй кат мы страховали с берега. После чего лучегорцы оставались на страховке с воды. Она пригодилась на прохождении Олега. Не выдержали нагрузки поперечины из лиственницы и на сливе переломились в месте крепления к продолинам. Экипаж вместе с остатками катамарана был зачален к правому берегу. После этого Алексей (был на страховке с берега) с Русланом (фотографировал) сделали попытку оперативно отчалить «Мажой» и выловить запаску «Зорьки», но опоздали – уйдя в «Катапульту» запасное весло весело нам помахало древком. Попутно перевезли спасенный экипаж, а лучегорцы спущенный кат.
Мое весло после слива препятствия №43 тоже пришлось восстанавливать – развернуло лопасть на 90 градусов.
Руслан, Миша, Борис и Коля проявили инициативу в организации тренировки поднятия перевернутого катамарана на ровный киль. Мы и лучегорцы обеспечили им страховку. После чего перечалились к «Катапульте». Точка JPS 1511m N52041.859` E99027.435`.
Пошли разведывать «Недотрогу». Облачность 2 балла, светит солнце. И накануне лишь изредка капал дождь, облачность 5 баллов.
Лучегорцы, осмотрев «Недотрогу», приняли решение отказаться от прохождения и разобрав катамаран, перебазировались на место стоянки возле «Недотроги». Кузьмин решил идти, обнося только «Катапульту», поэтому место своей стоянки не поменял. Мы следом за лучегорцами перенесли свои вещи на новую стоянку, оставив три ката за 43-м препятствием. Олег, раз уж кат разобрался сам, повторный стапель стал делать на месте стоянки.
18.07.06.

К 11:00 уже подошли к месту стоянки катов перед «Катапультой». Перенесли каты: Алексей за основной слив, а все остальные за залом, на котором Жомболок делится на два русла. Организовав страховку с воды, прошли последние сливы «Катапульты» и залом, и тандемом перечалились в улово перед препятствием №47. С воды уже страховали Мишу, который взял себе в экипаж Валю (по причине болезненного состояния Коли).
Прошли порог №47 мы, потом читинцы, потом Миша с Русланом (Валентина забраковали по результатам перечалки – нет слаженности).
Пороги 48 и 49 шли за один проход сразу от 47-го. Сперва мы, потом Миша с Русланом. Вместе читинцы не пошли: Руслан отговорил Бориса. Проходили 49-й вдоль левого берега – единственное место, где не задевается мощная бочка под сливом.
К окончанию прохождений подошел Кузьмин. Он со своей Аней переносил вещи к нашему лагерю. Понадеясь, что будем свидетелями прохождения – занесли его «RAFTMASTER» за залом, а Борис перенес им оставшиеся лагерные вещи. Но чудо не свершилось. Установив палатку посреди нашего лагеря этот экипаж стал наслаждаться отдыхом. «Аня устала», - объяснил Кузьмин. Погода, конечно, была не из лучших. Целый день лил дождь и периодически как из ведра.
Перечалили свои каты в последнее улово перед «Недотрогой» по левому берегу (точка JPS 1486m N52041.941` E99027.876`) и обнесли этот порог.
Обеспечили страховку прохождению «Недотроги» лучегорцами. Миша им дал свой кат и встал на прижим за порогом. Читинцы на своем кате страховали с воды после 51-го порога.
Заход лучегорцы делали вдоль левого берега, на повороте Ларюшин максимально прижал кат к берегу, но их все равно вынесло на середину слива и попыталось бросить через левый борт. Кат удержали и, подтянувшись вправо на струю, ушли в 51-й.
Ожидая завтрашнего дня и прохождения Кузьмина ребята катались по порогу №51, а Стабровский вместе с Ларюшиным осуществили разведку правой протоки, которая начинается за «Бильярдом» и сливается с основным руслом после 51-го порога.
Протока по нашей воде ходима с обносом первых двух препятствий из-за замусоренности сливов этих порогов. По правому берегу перед первым порогом лежат остатки антистапеля – кто-то по прошлому году неудачно свернул!
19.07.06.

С утра все ждут когда Кузьмин пойдет на прохождение. Вода существенно упала. Должна же она когда-то начать падать!
Оказалось, что Кузьмин выжидает еще большего падения воды, чтобы покатать свою Аню, а интересы нашей группы он видит через призму своих: у нас Коля плохо себя чувствует – следовательно, мы ждем его выздоровления!
Врач Руслан по специальности врач и преподает в Читинской государственной медицинской академии. И его вердикт был однозначен: чахнет Коля от нервного волнения. Слаб его карельский опыт для этой речки! Тут сколько ни жди – лучше парню не станет!
Лучегорцы, которые задержались на день в надежде идти дальше вместе, стартовали еще до обеда. Наши надежды на полноценный рыбный рацион улетучились, из-за Кузьмина мы потеряли рыбаков высокого класса.
Принято решение с утра упаковываться с тем чтобы мой день рождение встречать уже на Оке, не зависимо от желаний самоопределяющегося экипажа Кузьмина.
20.07.06.

В 10:00 завтрак. Кузьмин таки разродился на прохождение. Пока он неторопливо собирался, вся группа увязывала вещи к катамаранам.
Кузьмин прошел сразу всю дистанцию. По другому идти он наотрез отказывался и просил страховку только на 50-м. Это не устраивало меня и: читинцы были выставлены на №49, Миша на №50, а после №51 страховку с воды осуществлял мой экипаж. Олег и Валентин осуществляли фото-видеосъемку.
Сразу после удачного прохождения и окончания погрузки – стартовали в путь тремя двойками основного состава. «Зорьку» из-за плохого самочувствия Николая монтировать не стали (предполагая, что он согласится с предложением сойти с маршрута в деревне Шарза). Олег пассажирствовал на нашем кате, а Коля у Михаила, где гребцом сел Валентин.
Порог №52 «Вариант» точка JPS 1416m N52042.069` E99029.241`.
Порог №53 точка JPS 1430m N52042.025` E99029.305`.
Первый мост точка JPS 1383m N52044.425` E99037.371`.
Перед вторым мостом вышли к людям и уточнили возможность добраться до моста в начале шиверы «Восторг водника». 1000 рублей с восьмерых нас вполне устроила. Спустили каты, уложили в кузов машины. Пообедали копченным хариусом (70 рублей за 1 кг) и хлебом (15 рублей булка). Не более часа и мы были возле шиверы. Точка JPS 1275m N52045.404` E99042.722`.
Увязались и засветло прошли шиверу. Техническую сложность создавал выход, сперва с одного, потом с другого прижима – в обоих местах вода движется по кругу и в них можно циркулировать очень долго. По нашей воде камней осталось не так много, зато оказались в наличии бочки.
Место постановки палатки точка JPS 1275m N52045.259` E99043.958`.
21.07.06.

Моё двадцатилетие! Руслан в отличие от Алексея хотя бы подарил цветы.
11:00 завтрак. Олег и Валентин были направлены на постройку «Зорьки». Читинцы занесли кат и прошли шиверу повторно. Миша нашел причину разгерметизации одного из баллонов. Сквозная пробоина могла быть получена только при транспортировке на машине. Начал ремонтные работы. Помимо этого у москвичей стояла задача организации бани.
Мы занесли свой «Мажой» после обеда вместе с Олегом и Валентином. Проверили прочность «Зорьки» и … Алексей почти полностью перевязал им кат. На прохождение пошли тандемом. Сперва они, а мы за ними.
На стоянке в одиночестве не стояли. В 11 часов покинула устье группа 6 человек из Новосибирска и Кемерово, а в 13 часов зачалилась группа из Подмосковья 8 человек. По их словам на Жомболок заброшена следующая группа. До нас было две: первую буряты вывезли через три дня прямо со стапеля по их просьбе, а другая пережидала в избушке около дороги (при заброске мы проезжали мимо). Мы выходили с Жомболока в этом году первыми, после лучегорцев.
Стоит отметить малое количество насекомых и полное отсутствие березы – веники пришлось делать из тополя.
22.07.06.

Вышли в 13:50. 15 минут на осмотр водопада: через 2 км впадает ручеек из Жомболока точка JPS 1251m N52045.904` E99044.829`. Далее сделали остановку на обед 16:00 – 16:40. В 18:40 сделали попытку встать на стоянку. Через 15 минут обсуждения погребли дальше. В 19:20 встали на месте нашей стоянки в 2004 году: скальная стенка напротив дает сильное эхо. Место сильно изменилось – на берегу появился песок, но в основном крупные валуны. При этом и засилье гнуса. Точка JPS 1274m N52054.185` E100007.015`.
Весь день с 8 утра нас преследовал переменный дождь и только к 20 часам он окончательно прекратился.
23.07.06.

Завтрак готов был к 9 утра, но накормить Руслана и Бориса было невозможно из-за их отсутствия в палатке. Причину они объяснили в 10:00, когда они поднялись из-за валунов между лагерем и руслом. Они ночевали там – на берегу, так как хоть там ветер сдувал зловредный гнус, не дававший им всю ночь спать. Облачность 2 балла. А на реке паводок: периодически плывут деревья и вода очень мутная. С выходом задерживаемся по причине незавершенности ремонтных работ с «Красным Солнышком» (вечером опять нашли где травит и клеились).
Вышли после 13:00. Два часа потратили на путь до «Музея». Из них только около 40 минут ждали пока Олег зайдет для фотосъемки порога Окинский. Какого же было огорчение, когда выяснилось, что он только завернув за угол сразу и установил фотоаппарат. И прохождение порога фотографировал в спину. Удачное фото, почему-то, получилось лишь одно!
После «Окинского» струя сразу выносит в «Бурятский». По лоции всё по другому: имеется большой участок для чалки и просмотра с левого берега. Мы зачалились на левом берегу правой протоки на остров. Левая и центральная протоки по объему примерно равны, но левая идет через перекат. В порог можно попасть только по правой протоке. Экипажи Миши и Олега прошли по центральной протоке, а Руслан и Борис заносили катамаран по пояс в воде и против струи, но прошли порог. Мы повторили их подвиг, но уже без фотосъемки.
На «Музее» сделали двухчасовой обед.
Вышли в своем обычном построении: мы впереди, за нами «Красное солнышко», «Зорька» и «Басег». При этом «Зорька» не имела право терять контакт с впередиидущим катом (нами или москвичами), а читинцы всегда идут замыкающими.
Лагерь разбили на песчаном берегу правого берега. Точка JPS 1000m N53002.619` E100015.018`.
24.07.06.

За ночь вода спала на 20 см. Облачность 2 балла.
Вышли в 14:00. Ожидание порога «Мельница» принесло разочарование – 2 к.с.. «Центрифуга» в такую воду не сложней, впечатляет всего один вал. В 16:00 были уже на устье. Провозились с чалкой. С воды улово перед самым устьем не видно. И сперва все почалились на быстротоке. Перечалились. Помимо улова, возможность чалки давала и сбивка струй с Хойто-Окой. Перед нами на стоянку встали тут две группы: с Кемерово и с Уфы.
Нам предстояла дневка. Все уже устали отдыхать и стремились грести. Поэтому приняли вариабельное решение: солнце – стоим, пасмурно – идем. Баню делать не стали – её уже делали наши соседи, а присоединяться к ним на готовое никто из нас не стал.
25.07.06.

Облачность 10 баллов. Вода в Хойто-Оке и Оке упала на 20 см, но мутность Оки сохранилась. Хотя в Хойто-Оке вода прозрачная.
Стартовали с Мишей в 13:25 тандемом. Пару «Зорька»-«Басег» пустили вперед на полчаса раньше.
Прижим на устье по итогам похода в 2004 году признали последним препятствием на Оке. Серьезное препятствие. «Зорька» на нем сделала полный оборот вокруг себя балансируя на одной гондоле. С берега заворожено следили зрители двух параллельных групп. Дожидались и нашего прохода, но наши с Мишей танки там не закусило.
Пара «Зорька»-«Басег» ожидала буквально за поворотом, не рискуя идти без нас.
Обед 15:33 – 17:30. Облачность 2 балла.
После обеда москвичи пошли первыми, а мы замыкающими. Естественно, место под лагерь искали они. Было одно замечательное место на правом берегу, но они его прошли. Зачалились на большой остров. Выяснилось, что предыдущая стоянка на опушке, а Руслану надо продуваемое место – устал от насекомых. На острове оказались свежие медвежьи следы. Решили не рисковать.
Далее на маршруте по левому берегу встретили моторки и домики. Повернув направо оказались на нашем месте стоянки по 2004 году – напротив высокая скальная стенка с превосходным эхом. Ходовое время 3,5 часа. Точка JPS 794m N53016.284` E100036.170`.
26.07.06.

Вода в Оке упала на 20 см, мутность уменьшилась. Облачность 10 баллов.
Вышли в 11:00. Встали на обед в 14:20. Обедали до 15:50.
Могли бы дойти до Верхнеокинского, но ночевать возле деревни не хотелось. В 20:30 встали на ночевку на левый берег.
27.07.06.

Завтрак в 10:30. Выход в 11:50. В 13:20 зачалились на месте обычного антистапеля. С левого берега уже нет причала моторок, но зато появился съезд с дороги на высоком берегу.
Остановили мимо проезжающий мотоцикл с подростками, уточнили расстояние до деревни. 2 км. Вскоре приехал другой мотоцикл – запросили 4000 рублей до Зимы на микроавтобусе «Бонго». Мы скинули до 3500 и стали ждать. Через час подъехал паренек – сын водителя 131-го ЗИЛа. Объяснили ему ситуацию. Пока готовили обед, подъехал тот самый ЗИЛ. Ребята с «Бонго» за 3500 решили не ехать и уже пьяны. Доехали за два часа и 3500 рублей.
Антистапель и всю дорогу лил дождь, поэтому сушились на ждвокзале Зимы. Уборщицы ворчали, но процессу не мешали.
Я с Алексеем в Иркутск, ожидать группу на Китой. Руслан с Олегом в Слюдянку, прогуляться по КБЖД. Остальные по домам.
 
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Во-первых, три порога имеют 5 к.с.: «Бильярд», «Катапульта» и «Недотрога». В условиях паводка их прохождения сильно усложняется.
Во-вторых, русло Жомболока имеет лавовые выходы и это опасно до целостности судов. Метровая дыра на новом «Басеке» на пороге №42 прямое этому подтверждение.
В третьих, после порога №43 «Бильярда» можно сейчас уйти в правую протоку, которая идет в обход следующих препятствий и выходит в улово за порогом №51. Протока имеет завалы, в том числе и на первых двух своих порогах. В спортивном плане интерес представляет только финальный участок протоки: пороги №5, №6, №7 «Малыш». На них лучше заноситься после порога №51 (хотя тропа еще не набита!).
В четвертых, стоит отметить порог №52 «Вариант» как требующий просмотра. По левому варианту входишь в трубу быстротока и тебя выносит на слив, по правому варианту скорей всего тоже самое, но там завал из валежника! Плес перед разветвлением расслабляет, приходится искать с него выход и с этих двух выходов пороги не слышны! И тем более не видны!
В пятых, после Обтойской шиверы множественные завалы. Приходится выбирать: или идти шиверу и завалы, или сразу объехать до начала шиверы «Восторг водника», как это сделали мы.
В шестых, не смотря на то что на Оке все препятствия можно обойти по краю, даже после впадения Хойто-Оки, можно найти на свой гидрокостюм приключения. Например, отдельно стоящие валики иногда ставят на кормовую свечку.
Перечень наиболее интересных объектов (занятий) на маршруте.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

В Слюдянке есть музеи, от неё можно пройтись по Кругобайкальской железной дороге и так далее.
В верховьях Жомболока можно сделать радиальные выходы на пик Топографов, в Долину Вулканов, на минеральные источники Хойто-Гол и Чойган, но это займет не менее трех дней.
На самом Жомболоке можно побродить по лавовым полям. Интересен водопад, образованный левой протокой Жомболока, впадающей в Оку.
Дополнительные сведения о походе:

Маршрут проходит в Восточном Саяне, одном из красивейших мест Сибири. Саяны - обширная горная страна на юге Восточной Сибири, состоящая из двух горных систем - Восточного и Западного Саяна. Восточный Саян простирается более чем на 1000км с северо-запада на юго-восток, от Енисея до Байкала. Эта горная область входит в состав бассейна Енисея - крупнейшей водной артерии нашей страны. Территория Саян, занимающая площадь около 250 тыс. кв. км, считается одной из наиболее труднопроходимых и малонаселенных в Сибири. Плотность населения здесь - менее 1 человека на 1 кв. км.
Саяны состоят из многих хребтов, рельеф которых сложился в результате тектонических движений и разломов. Северо-восточные склоны Восточных Саян пологие, южнее лежат цепи Китойских и Тункинских гольцов с высотами более 3000 м (высшая точка - 3304 м). Хребты имеют альпийскую форму рельефа: высокие пирамидальные пики, острые гребни и глубокие узкие ущелья. Соответственно и природа здесь необычайно красива: - снежные пики, скальные склоны гор; ручьи и небольшие реки стекают водопадами. Часто встречаются водопады и на основных реках.
Климат Восточных Саян резко континентальный. Влияние внутреннего моря - Байкала сказывается уже слабо. Несмотря на высокую дневную температуру летом (максимальная в большинстве районов +35 С), ночью возможны заморозки. Благодаря отсутствию высоких хребтов направления север-юг, практически весь район получает много осадков летом.
Горы покрыты до высоты 2000 м хвойными лесами, состоящими из лиственницы, кедра, ели и пихты. Ниже 1000 м по речным долинам встречаются сосна и лиственные породы (береза, осина, тополь). Животный мир довольно разнообразен, что обусловлено труднодоступностью района: водятся бурый медведь, изюбр, кабарга, бурундук, соболь, куница; в реках - хариус, таймень, ленок.
Основные реки рассматриваемого района - Китой, Онот, Урик, Ока с притоками, Б. Белая, Уда, - мощные таежные реки. Характерными особенностями рек являются небольшой уклон и широкая долина в верховьях, резкое увеличение уклона в среднем течении, сужение долины, каньоны с высокими отвесными стенами. После выхода рек из гор на равнину течение становится спокойным, долина расширяется, появляются заболоченные участки. Реки Саян имеют смешанное снегодождевое питание (с преобладанием дождевого), доступны для сплава с июня до 1-й половины сентября. Режим рек характеризуется высоким весенним половодьем и летней меженью, прерываемой за лето дождевыми паводками. В крутосклонных и узких ущельях рек вода во время дождевых паводков поднимается за несколько часов и спадает за 2-3 дня, причем расход воды в паводок может превышать максимальный расход весеннего половодья в несколько раз.
Река Жом-Болок самая, пожалуй, оригинальная в этом районе. На всем своем протяжении (около 60 км) река течет по лавовым полям, покрытых в основном смешанным лесом. Часто попадаются голые лавовые выходы. Такой рельеф, вне сомнения, совершенно уникален для этого района. Он же и определяет характер порогов на реке — короткие, мощные, с большим падением и крутыми локальными сливами. Река маловодна, расход воды от 15-20 у озера Олон-Нур до 25-35 кубометров в секунду в устье. Ширина реки варьируется от 8 до 50 м, но она часто делится на узкие протоки. Принимать во внимание средний уклон не имеет смысла, поскольку все падение реки сосредоточено на локальных препятствиях. В участках быстротоков и завалов уклон до 15 м/км. Река сильно зарегулирована озерами и болотами, вода чистая, прозрачная и холодная, около 10 градусов. Выше озера Олон-Нур река очень маловодна, сильно завалена. Судя по отчетам, все группы, пытавшиеся начать маршрут по Жом-Болоку выше Олон-Нура сочли это нецелесообразным.

Группой сделано восхождение на близлежащую к порогу №42 гору, названную «Потерянного фотоаппарата» - сложен тур и оставлена записка.

Сделан осмотр правой протоки Жомболока, идущей в обход порогов №44 - №51. Информация представлена в Приложении №2.

Сделаны JPS точки некоторых мест. Информация представлена в Приложении №3.
Стоимость питания и средств передвижения

Стоимость питания на маршруте составила менее 1000 рублей на человека. Стоимость проезда на одного человека составила 2375 рублей.
Итого расходы 3375 рублей на человека.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поставленные цели выполнены. Маршрут пройден с незначительным уменьшением дистанции по реке Жомболок на 2 км. Пройдено по воде 265 км. В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) маршрут может быть оценён как водный 4 категории сложности.
Приложение 1. Лоция. Река Жомболок.

№39.
Между 4 и 5 озерами прямой крутой слив около 1,5 метра, при ширине протоки около 5 метров. Сразу за сливом хаотично торчат весьма неприятные лавовые зубья. Поскольку чисто пройти мимо зубьев малореально, слив можно идти с наплыва. Пятое озеро короткое (около 500 метров) и мелкое, надо брать левее, что, впрочем, и так очевидно. Следующий 10-15 минутный участок - разбои с узкими заваленными или частично заваленными протоками. Скорость течения быстрая, около 15 км/ч. Поскольку протоки извилистые, надо быть предельно внимательным, чтобы не влететь в завал. Рекомендуем просмотр всех сомнительных участков. После завалов река успокаивается. Лавы не видно. Почти сразу после завалов слева большая, поросшая редкими деревьями поляна.

№40.
Можно идти с наплыва. Разгонная зигзагообразная горка длиной около 100 м., стиснутая вертикальными двухметровыми лавовыми стенками, начинается видимым уклоном, возникновением стенок и ограничением видимости. В конце слив около 1 м., за ним спокойный участок быстротока.

№41.
Гораздо более мощная копия No40, с сильным прижимом к левому берегу на выходе перед сливом. Рекомендуется просмотр левым берегом. Менее чем через 500 м. после порога низкий мост, обнос справа. Через некоторое время очень интересный ориентир - река утыкается в высокую лавовую стенку, стоящую точно поперек течения, разделяясь строго перпендикулярно на две совершенно равноценные протоки. Идти следует по левой, справа через 150 м. завал. Левая протока чистая.

№42.
Начинается на резком левом повороте. На заходе слева полуобливная гребенка. Обход справа, затем заход в слив по центру. Прижим вправо слабый, слив более 1 м. пологий, бочка проносная. После слива выносит на плоскую едва заметную плиту у левого берега, не забудьте отгрестись. Длина порога около 70 м. Просмотр левым берегом. В принципе, можно идти сходу. До No43 менее 10 минут сплава.

№43. "Бильярд".
Порог начинается с разгонной зигзагообразной шиверы в низком лавовом каньончике. Просмотр левым берегом, идти до порога по берегу около 5 минут. Сам порог является логическим продолжением разгонного трека и начинается на левом повороте прижимом к скале правого берега, на повороте у прижима в самом неприятном месте стоит клык, вдоль которого и надо идти. Затем вспененная крутопадающая горка длиной около 20 м., с валами около 1м. Общее падение в горке 2-3 метра, после чего вся река упирается в острую лавовую плиту левого берега, сильно наваливая и перехлестывая через нее, образуя мощный и очень неприятный прижим. В завершение порога, сразу от прижима река круто падает вправо, образуя финальный скрученный слив более 1м. с косой бочкой на выходе. На выходе валы, река поворачивает влево, лавовая гряда кончается и слева - чистое круглое песчаное улово, через 80 м. Главная опасность при прохождении - мощный прижим к плите левого берега перед финальным сливом. Тактика прохождения - заход в первый прижим ближе к клыку, и при падении с горки сильная работа экипажа вправо, была выдержана обоими экипажами, удаление от плиты в прижиме составляло 2-3 метра, бочка за сливом легко пробивается и почти проносная. В целом, порог весьма впечатляет и достоин особого внимания и именного названия. Страховка спасконцами за сливом и перед №44.

№44.
Чистый пологий слив около 1м.

№45.
Через 5 минут после No44. Короткий разгон, затем крутой слив более 1,5 м., закрученный с плиты левого берега вправо. Мощная косая бочка на выходе. Справа меньше воды и слабее бочка. Просмотр левым берегом.

№46.
"Катапульта". Находится в 300 м. от No45, после левого поворота. Начало порога очевидно с воды по видимому резкому падению реки. Засасывает в порог слабо, встать лучше в улово у левого берега прямо перед заходом. Это тот редкий случай, когда готовящийся к прохождению экипаж виден с берега снизу порога. В месте чалки плохонькая стоянка. Отсюда до "Недотроги" около 1 км. идет широкая тропа просмотра/обноса, а в 100-200 метрах ниже "Катапульты" хорошая, но весьма бугристая стоянка. После короткого разгона и мощной косой бочки, отбрасывающей кат в левый прижим, вся река падает водопадным резаным сливом высотой свыше 2 м., при этом река сужается до 6-7 метров, вкладывая все свои 20-25 кубов в секунду в этот узкий и мощный слив. Основной навал на лаву левого берега, справа слив маловодный и прямой. Вследствие этого мощного навала, сам слив закручен штопором слева направо, по вертикали, образуя в центре пугающую воронку. После слива глубокая пенная яма, затем короткий 20 м. трек вправо, с прижимом к подводным плитам у смотровой площадочки левого берега, затем два мелких несложных слива менее 1м. каждый. Страховка спасконцами над бочкой и со смотровой площадочки. "Катапульта" - самый острый порог по эмоциональным ощущениям и до, и во время, и после прохождения.

№47.
Слив более 1м через всю реку.

№48.
Мощная шивера длинной около 150м.

№49.
Слив высотой около 1,5м.

№50. "Недотрога".
Мощный, короткий (50 м.), стиснутый лавовыми стенками трек на левом повороте реки с большим общим падением 3-3,5 м. и жесткой выходной бочкой. На заходе несильный прижим к левому берегу, далее вся река упирается в стенку правого берега, образуя высокий навал с прижимом. Собственно, навал и спасает от прижима, поскольку места и времени для ухода очень мало. После этого река падает влево пологим сливом с мощной финальной бочкой, более глубокой справа. Далее успокоившаяся, но быстрая река выносит направо, слева большое улово. В струе слева подводные лавовые зубья.

№51.
Через 40 м. быстротока после No50. Косой слив и выход в разлив, подобный озеру. На выходе мелко, торчат надводные лавовые плиты, но течение слабое. До порога "Вариант" около 10-15 минут сплава по разбоям.

№52. "Вариант".
Начинается так же, как и все пороги Жомболока - ускорением течения и ограничением видимости. Перед порогом река перпендикулярно разделяется на две протоки, предоставляя, очевидно, два варианта прохождения порога. Чалка в уловке слева перед разгонным участком, просмотр левым берегом около 100 м. После того, что мы уже прошли на реке, можно идти сходу. Порог сильно напоминает No45: короткий разгон завершается крутым (но уж никак не водопадным) сливом более 1,5 м., закрученным слева направо, с бочкой на выходе. Проходится без проблем. Прямо за сливом хорошая стоянка. От слива видна впадающая с противоположной стороны большого круглого плеса правая протока. Это типичной жомболокский трек с крутым падением, валами и прижимами. Протока явно более сложная, чем пройденная нами.

№53, №54.
Через некоторое время, после недостойных внимания No53,54, течение реки сильно замедляется и начинается Шарзинская котловина. От "Варианта" до моста у деревни Шарза немногим менее часа сплава. Просвет под мостом около полуметра, обнос левым берегом. От конца плеса до деревни Обтой по левому берегу около километра. Начало Обтойской шиверы ознаменовано низким пешеходным мостом у деревни, обнос слева.

№55. "Обтойская шивера".
Начинается сразу за мостом. Очень быстрое течение (до 20 км/ч), мелкие камни в русле, лавы нет. До первого автомобильного моста (дорога Саяны - Хужир) менее двух километров, около 5 минут сплава. Фактически, эта шивера с быстротоком, с небольшими перерывами, тянется до Оки. Перед мостом слева открывается широкая, выкошенная коровами поляна с редко растущими деревьями. Чалиться следует в небольших уловках слева, пристать на быстротоке не удастся. Непосредственно перед мостом в правой части русла слив около 1 м. с бочкой и навалом на правую опору моста. Вдоль левой опоры проход совершенно чистый, просвет под мостом более 1 м. От моста можно сходить в Обтой и попытаться договориться о переброске на нижний мост, чтобы объехать неприятный участок завалов, или вообще закончить маршрут. В течение ближайших 20-30 минут сплава шивера продолжается, скорость течения остается прежней. Судя по скорости, уклон здесь около 15 м/км. На этом участке завалов нет, но река часто не просматривается, поэтому плыть неприятно. В разбоях следует идти по наиболее мощной и полноводной протоке. Далее начинается участок сплошных завалов и прижимов под нависающие бревна.

№56, №57.
Не впечатлили, но являются хорошими ориентирами окончания участка завалов. Перед мостом можно пристать слева в улово на границе большого поля, чтобы посмотреть начало заключительной шиверы. Мост высокий, около 2 м. над водой, никакой гадости под ним нет. В принципе, можно сразу безостановочно сплавляться до Оки.

№58. "Восторг водника".
Начинается прямо от моста, где по обоим берегам появляются высокие, от 5 м., вертикальные лавовые стенки. От моста виден очень красивый зигзаг в каньоне с прижимами к правому, а затем левому берегу. Ниже берега высокие, местами до 20 метров. Прижимы проходятся без проблем при четкой работе экипажа. Шивера очень длинная, мощная, с крутым падением и крупными обливными камнями, требующими от катамарана хорошего слалома. От устья до моста около 2 км.
Приложение 2. Лоция правой протоки Жомболока.

Протока начинается после препятствия №43 «Бильярд» и заканчивается на плесе после препятствия №51. В протоке насчитали семь порогов:

1-й. Непроходим. Расположен посередине всей длины протоки.
Начинается на левом повороте. Русло делится островом с кустарником. Слева идет слив водопадного типа через неширокие бревна. Падение около 2-3 метров. Справа эту высоту вода идет по треку сперва через широкое бревно, потом поперек лежат несколько нешироких (их можно спилить – будет шанс пройти!). За порогом улово. 3 к.с..
2-й. Небольшой слив. Образован завал. Непроходим. 2 к.с..
3-й. Небольшой слив. 2 к.с..
4-й. Небольшой слив. 2 к.с..
Шивера. 200-300 метров. 2 к.с.
5-й. На левом повороте слив 1 метр. Лежат на перекрест два бревна, делая порог не ходимым. Далее быстроток и на слабом левом повороте небольшой слив. 2 к.с..
6-й. На левом повороте залом у правого берега. Надо принимать к левому берегу заранее. Слив менее метра. 2 к.с..
7-й. «Малыш». 2-х метровая горочка с центральной жесткой бочкой завершает стометровый участок быстротока. Этот порог заканчивается вместе с 51-м одним и тем же плесом. Перед быстротоком имеются два места у правого берега, где можно стоять одним катом двойкой. Между ними 5 метров. 3 к.с.


Разбой. Точка JPS 1458m N52041.799` E99027.473`.
Зимовье. Точка JPS 1466m N52041.725` E99027.594`.
Порог №1. Точка JPS 1478m N52041.690` E99027.687`.
Валуны в русле. Точка JPS 1486m N52041.708` E99027.915`.
Порог №2.
Порог №3. Точка JPS 1418m N52041.723` E99028.050`.
Порог №4. Точка JPS 1444m N52041.762` E99028.122`.
Шивера. Точка JPS 1452m N52041.758` E99028.236`.
Поворот. Точка JPS 1430m N52041.792` E99028.372`.
Бревно. Точка JPS 1418m N52041.723` E99028.050`.
Порог №5. Точка JPS 1431m N52041.855` E99028.377`
Порог №6. Точка JPS 1535m N52041.984` E99028.421`
Порог №7. Точка JPS 1442m N52042.074` E99028.398`
Приложение 3. Перечень JPS точек на Жомболоке и Оке.

№ высота широта долгота месторасположение
13 1471 N52041.962` E99026.466` Стапель перед пр.№42
14 1511 N52041.859` E99027.435` Место чалки перед пр.№46 «Катапульта» на ЛБ
15 1486 N52041.941` E99027.876` Последнее небольшое место чалки перед пр.№50 «Недотрога» на ЛБ
16 1442 N52042.074` E99028.398` Порог №7 «Малыш» второй протоки
17 1495 N52042.018` E99028.529` Улово перед «Малышом»?
18 1535 N52041.984` E99028.421` Залом у ПБ? Порог №6?
19 1437 N52041.911` E99028.387` Второй слив порога№5?
20 1432 N52041.884` E99028.405` Улово у ЛБ между сливами порога №5?
21 1431 N52041.855` E99028.377` Порог №5?
22БРЕ 1432 N52041.843` E99028.373` Бревно поперек второй протоки
22ПОВ 1430 N52041.792` E99028.372` Поворот во второй протоке
22БР 1433 N52041.773` E99028.321` Бревна поперек второй протоки
23ШИВ 1452 N52041.758` E99028.236` Шивера второй протоки
24ПО4 1444 N52041.762` E99028.122` Порог №4 второй протоки
25ПО5 1418 N52041.723` E99028.050` Порог №3 второй протоки
26КАМ 1486 N52041.708` E99027.915` Валуны в русле второй протоки
27ПО7 1478 N52041.690` E99027.687` Порог №1 второй протоки
28ЗИМ 1466 N52041.725` E99027.594` Зимовье в начале второй протоки
29РАЗ 1458 N52041.799` E99027.473` Разбой в начале второй протоки
P46Q 1463 N52041.903` E99027.991` Окончание пр.№46 «Катапульта»
P47RUS 1477 N52041.949` E99028.040`
P47Z 1454 N52041.929` E99028.028`
P481 1481 N52042.015` E99028.113` Первый слив пр.№48
P482 1499 N52042.020` E99028.144` Второй слив пр.№48
P49 1497 N52042.070` E99028.295` Пр.№49, слив
22 1416 N52042.069` E99029.241` Место страховки за пр.№52 «Вариант»
23 1430 N52042.025` E99029.305` Пр.№53, слив
24 1383 N52044.425` E99037.371` дубляж точки BR2+
BR1+ 1421 N52042.909` E99031.954` Мост у поселка, по нему мы забрасывались
BR2+ 1383 N52044.424` E99037.371` Мост у хутора, от него мы делали объезд
25 1275 N52045.404` E99042.722` Начало шиверы «Восторг водника»
26 1266 N52045.259` E99043.958` Место стоянки 20/22.07, устье Жомболока, на ПБ
27 1127 N52056.370` E100008.128` ?
27ВДП 1251 N52045.904` E99044.829` На Оке водопад Малого Жомболока
27СТ1 1274 N52054.185` E100007.015` Место стоянки 22/23.07, за устьем Халбая-Хара-Гол, на ЛБ
28СТ2 1000 N53002.619` E100015.018` Место стоянки 23/24.07, после пр.№43, на ПБ
28СТ3 893 N53008.803` E100020.437` Место стоянки 24/25.07, устье Хойто-Оки, на ЛБ
28 777 N53015.614` E100031.896` Хорошее место стоянки
29 655 N53019.651` E101003.319` Оборудованное место стоянки
29СТ4 794 N53016.284` E100036.170` Место стоянки 25/26.07, напротив эха, на ПБ
30СТ5 616 N53021.288` E101012.057` Место стоянки 26/27.07, за 1,5 часа сплава до Верхнеокинского, на ЛБ

Комментарии
Ока01.09.13, 14:35
Занимаюсь заброском туристов на минеральные источники: Жойган, Хойто-Гол на долину вулканов, водников на все реки Окинского района: Жомболок, Ока, Урик, Китой, Ия, Билин, Карабалык, Кок-Хем, Бий-Хем, Хамсара 
. Могу встретить со Слюдянки, с Иркутска на комфортабельных микроавтобусах. Дальше с Орлика на ЗИЛЕ 131, машина вся оборудована: лавочки, поручни, тент, свет. А так же аренда лошадей. Адрес: Республика Бурятия, с.Орлик, ул.Обручева 27/1, дом.тел. 8(30150)51655, сот.тел: 89246555336, 89149898141, 89041181881. mail:dorzha73@mail.ru и смотрите мое видео на YouTube "Как добраться на Жойган(Чойган)
Guest11.07.08, 10:44
Хойто-Гол 
Занимаемся заброской туристов до с.Орлик и до Хойто-Гола. Быстро, комфортно, надежно. Цена договорная. Обращаться по телефонам: 8 924 393 78 91; 8 924 390 83 25; 8 (301 50) 51513. Пишите: 51513@list.ry Трезвые водители-буряты!
Guest23.09.07, 21:11
Добавление 
Можете также посмотреть околохудожественный дневник маршрута: http://www.tourclub.perm.ru/dnevn.php?cmd=6&voi=dnevn&s_id=482
О Маршруте
Категория сложности: 4