Классический альпинистский маршрут восхождения на гору Казбек со стороны России (с севера) по категории 2Б
Владикавказ-пос. Тменикау-Стоянки у Кармадоновых ванн-Стоянки 3500-Стоянки 4200 ОЖД - камни Пастухова-вершина Казбек-стоянки 4200 ОЖД - Стоянки у Кармадоновых ванн - пос. Тменикау - Владикавказ

Каждый год в августе или сентябре отправляюсь на Казбек. О своих восхождениях я уже публиковал заметки в блоге и на страницах в интернете, и даже снял небольшое видео. Мне нравится маршрут со стороны России, из Осетии. Отсутствие инфраструктуры, мобильной связи (в целом), сложная логистика, сложный рельеф и длинные подходы делают совершенно особенным это восхождение – настоящий «дикий» альпинизм. Собственно, именно за это мне и нравится этот маршрут, и я с удовольствием вожу по нему группы. В этот раз, помимо классического коммерческого похода добавилось участие в «Казбекиаде-2019», проводимой под руководством Федерации альпинизма РСО-Алания и её руководителем – Хамицаевым Казбек Борисовичем. Приятно было встретиться, пообщаться, да и в целом на маршруте было много интересных людей, но, обо всем по порядку…

Прилет во Владикавказ, молниеносная доставка до города (местные таксисты по-другому не умеют), заселение в квартиру в центре города, прогулка по проспекту Мира под эскимо и французский шансон из репродукторов, покупка продуктов и газа – день пролетел совершенно незаметно.

Следующим утром, ровно в 8-00 нас уже ждал таксист на белых Жигулях, с которым мы планировали добраться до Тменикау – высокогорного села на 3 дома и 2 коровы, откуда начинается маршрут на Казбек. Почему планировали? Потому что дороги в тех краях не позволяют точно сказать, получится ли добраться на машине до села или же придется выйти раньше, у пограничной заставы. Грунтовая дорога вдоль Кармадонского ущелья еще вполне пригодна для проезда на легковой машине, а вот после заставы начинается «кэмэл-трофи». Не каждый водитель согласится на это. Наш оказался смелым, но…ровно на половину. До Тменикау мы не доехали 2 км. На обратном пути также воспользовались Яндекс-такси, точнее первым попавшемся такси из списка таксопарков, которое подъехало в этот раз до самого села, цена по счетчику 505 рублей, но мы заплатили 1000 р., понимая, что за такую дорогу не жалко отдать. На будущее решил, что вызывать такси буду до погранзаставы, там дорога нормальная, а пройти вниз, даже с рюкзаком и после похода – не такая уж и проблема.

20190817_063158401_iOS
Впрочем, мы ехали сюда за пешими прогулками на свежем воздухе ;)), а потому заплатили водителю по счетчику 607 р., взвалили свои рюкзаки и начали наш поход. Всего за первый день от точки «высадки» мы прошли 16,8 км.
20190817_063146269_iOS
В селе Тменикау остановились принять освежающие ванны, сделать пару телефонных звонков, т.к. связи в ближайшие дни не ожидалось, и поставить первую GPS метку на карте спутникового трекера SPOT. Спасибо https://www.marshruty.ru/ и лично Андрею Сапунову за предоставленный девайс.
20190817_063344077_iOS

Удобная штука, можно отмечать места стоянки и просто точки на маршруте, которые отображаются на карте в режиме реального времени – так, близкие и друзья могут отслеживать твои перемещения, а кроме того, есть экстренная кнопка вызова спасателей МЧС. Кстати, в МЧС мы регистрировались по новой он-лайн форме. Очень просто и удобно. Значительно проще, чем получение пропуска в погранзону.

Проверка документов и регистрация на посту пограничников, что расположен немного дальше от села Тменикау, на заняла много времени. Отметились, поболтали, пожелали хорошей службы, да и пошли дальше по тропе. По дороге встретили только пять человек, которые возвращались с выхождения, но, к сожалению, не успешного – обледенелый склон на последнем участке не позволили подняться.

20190819_134242547_iOS

Я очень люблю этот участок маршрута. Такой солнечный, вкусный, в ароматах зелени, кустов малины и под шум горной реки. По такой тропе «расходится» очень приятно, особенно, после ритмов большого города, работы в офисе и прочих атрибутах жизни, о которой со стонами чертыхались участники нашего горного мероприятия. Мне же, как инструктору было не положено жаловаться, тем более за плечами было 3 восхождения на Монблан за сезон и прочие вершины, о которых организм еще не успел забыть и радовался возвращению в родную горную стихию.

Шел бодро, приятная усталость навеивала воспоминания «прошлых Казбеков», и даже опустившийся туман, что принес сырость и холод с ледников, не помешал за 3 часа добежать до верхних Кармадоновых ванн – хороших организованных стоянок. Собственно, это и была цель сегодняшнего дня. Обед, отдых, перетряхивание рюкзаков, разбор снаряжения, подготовка необходимого снаряжения для завтрашней переправы через речку, формирование «закладки» на обратный путь.

20190818_044817871_iOS
Что касается переправы. В этом году мост починить не успели к нашему приезду ;))) Поэтому предстояла переправа по стальным тросам, которые болтались над бурным потоком горной реки. Упасть в нее – означало только одно – выплыть уже не получится.
WhatsApp Image 2019-08-13 at 19.37.44

Фото взято из Интернета

Ранним утром, в 7-30 вышли на маршрут. Лишние полчаса заложили на переход реки, да и по холоду всяко лучше идти, чем по жаре, тем более, нам предстоял переход ледника, а там – в разгар дня вечная «сковородка». При переправе очень пригодился блок-ролик, рюкзаки просто летали на нем, было удобно. Дополнительно пристраховали перила, места для организации надежных точек страховки есть на обоих берегах, так что, в целом, была обеспечена безопасная переправа.

20190818_074644900_iOS

Дальше тропа уводит вверх на ледник, с каждым метром добавляя в ландшафт серые и черные цвета, сжигая растительность, цветы, запахи и тепло. Когда последний пожухлый кустик скрылся из виду, мы поднялись на гребень морены ледника – началась сыпуха серых камней, земли, грязи и курума. По сравнению с прошлым годом, ледник сильно протаял.

Образовались широкие ледовые арыки – речки, трещин стало больше, и переход ледника «наискосок», как я практиковал в прошлые годы, теперь стал затруднителен.

20190818_074659342_iOS
Пришлось топать дальше, почти под основание ледника Майли и собственно контрфорса, на который нам предстояло забираться. Недалеко от контрфорса сохранились стоянки, где можно поставить палатку.
20190818_114519114_iOS
Есть вода, камни не долетают, поэтому относительно безопасно, но холодно и от звуков постоянных лавин и камнепадов ночь будет не сильно спокойной. Поэтому я бы не рассматривал ночевку здесь как плановую.
20190821_064217353_iOS
Пошли дальше. Точнее – полезли. Скальный участок крутой, но провешен металлическими тросами и веревками. Такая местная via ferrata;))) Анкеры прочные, но все равно я бы не очень им доверял, особенно, на спуске. Если есть сомнения, то лучше провешивать свою веревку. Движение по маршруту в этой части очень опасное из-за постоянного движения камней. Много «развальни», летают камешки постоянно, особенно, если одновременное движение на подъем и спуск. Лучше подождать группу сверху, пока не спуститься, да и проходить участки поочередно.

После прохождения скального контрфорса, по нормальной горной тропе выходим на стоянки 3000 м. Есть места под палатки, есть мобильная связь и слабый интернет. Вода течет по правому кулуару ледника, аккуратно, летают камни, случаются сели. Без каски за водой лучше не ходить. Вода мутная, с песком и каменной крошкой.
20190818_101337827_iOS
Наша цель – дойти до стоянок 3500 м. Подъем в этот день 1200 м. по вертикали. И сложность этого подъема, прежде всего, в состоянии тропы, точнее – в отсутствии состояния. Частично – это хорошая маркированная тропа, но в большинстве – это сыпуха с «развальней».
20190818_114505714_iOS
Много живых камней, завалов и мелкой осыпи. В дождь лучше не ходить, особенно, на спуск.
20190818_114512997_iOS
Последний участок перед крестом на 3500 м. лучше обойти по гребню. Будет небольшая развилка. Условно – направление будет видно прямо по сыпухе в сторону креста, а также направо – в сторону каменного хребта. Сперва подняться под хребет, и правее выйти на гребень, который также приведет прямо к кресту.
20190818_145721808_iOS
Стоянки на 3500 м. – хорошие. Оборудованные под палатки. Вода есть, но родник в этом году пересох (хотя, может еще восстановится) и приходится набирать воду с ледника. Слева, если смотреть на крест, ледник более удобен с точки зрения подхода и безопасности, справа – аккуратно и желательно вдвоем. Четкие тропинки ведут к месту забора воды – ошибиться сложно. На обратном пути прогулялся по окрестностям. Нашел родник выше на 50 м. от лагеря, но каждый раз туда гулять за водой – не слишком удобно, поэтому набирали мутную воду с ледника, процеживали через марлю, фильтровали. Хотя, поздно ночью и рано утром вода чище, что логично, так что, если есть возможность, то делайте на утро запас.
20190818_135833972_iOS
Вопрос воды – это капризы природы, а вот повсеместное говно – это уже вопрос человека. Загадили стоянки конкретно. Бумага, пакеты, обертки от шоколада и сублиматов, экскременты – повсюду. Даже у родника кучу навалили, типа, сходили за водой и заодно…Аналогичная ситуация и у Кармадоновых ванн. Туда приходят не только альпинисты, но и просто местные – покупаться, шашлычки, поэтому не стану гнать волну на нашего брата, но уже образовались мусорные ямы, а про отхожие места я вообще молчу – туда же ночью страшно зайти. И если естественный мусор можно или зарыть, или прикрыть камушком, то бумагу все-таки правильнее забирать с собой или сразу сжигать. У меня всегда возникает вопрос к таким людям: дома у себя тоже не смываем?
20190817_153223192_iOS
На 3500 есть связи и интернет. Слабый сигнал, но есть. Лучше всего ловить около креста или же ближе к левому источнику воды. Поэтому, утром обновив погоду, пообщавшись со по телефону, в 7-30 уже пыхтели по полной программе. Погода баловала. Было не жарко, легкая облачность и временами ветерок, а на ближайшие 2 дня обещали погодное окно, точнее даже «оконище» без ветра, с ясной погодой и без серьезного минуса.
20190819_052650170_iOS
Согреваемые этой информацией, шли хорошим темпом и вскоре пришли к стоянкам на 3700 у скалы «Замок». Место довольно камнеопасное, вода там тоже не очень, поэтому для планируемой ночевки не подходит. Хотя, было дело, ночевал там, впрочем, больше ради эксперемента. Мобильной связи нет.
20190819_054634498_iOS
До «Замка» идет нормальная тропа, кроме двух участков: первый – это беспорядочная сыпуха – тут каждый принимает решение о маршруте сам, главное – держать направление, которое в итоге приведет Вас к небольшому кулуару с ледником и горной речкой. Если смотреть по направлению вверх от стоянок 3500 м., то справа кулуар и еще правее и выше – скала «Замок».
20190819_054217207_iOS
В прошлом году кулуара проходили по тросу, служившим страховкой. В этом году все так протаяло и развалилось, что трос просто болтается в пару метрах над землей и на нем разве что белье развесить можно, да и то, не достать.

Варианта два. Если есть железо, то делать перила и проходить этот участок со страховкой. Если железа нет или его недостаточно для хорошей станции, то можно идти выше по течению, подниматься в лоб по сыпухе, и переходить выше, а потом также по довольно крутой сыпухе спускаться. Аккуратно, под камнями лежит лед. И самая большая опасность – это сели. При мне сошла одна такая. Грязный мощный поток камней и земли. Просто снес полберега. Хорошо были далеко и могли просто наслаждаться мощью природы из первых рядов. Но потом по кулуару еще минут 30 летали камни – остаточное явление разрушенных горных пород. В общем, место не самое приятное, главное – не торопиться и быть внимательными. На обратном пути пошли другим путем, просто вниз до основания ледника вдоль кулуара, но «упахались» на сыпухе, потому не стану рекомендовать такой маршрут.
20190819_055404402_iOS
После 3700 «Замка» тропа читаема и понятна. Тоже имеется «развальня», тоже летают камни по узким местам, но идется бодро, вплоть до горизонтальных металлических тросов. Этот участок проходится быстро, тропа только местами обрушена, а так – все прочно.
20190819_080140274_iOS
Поглядываем наверх – камней живых полным-полно. Последняя сложная часть этого дня – участок после тросов. Как последний анкер прошли, перед Вами небольшой сыпучий кулуар. Он небольшой, но уехать можно быстро и далеко, особенно, в туман или дождь. Под низом лед. Сверху сыпит. Проходили со страховкой через карабин и анкер троса. Но с другой стороны зацепов нет – все развальня, поэтому, к сожалению, последний проходил с очень вялой страховкой. Участок не приятный. Не помню его в прошлом году, да и видно, как все сверху сильно разрушилось. Скалы просто вдребезги.
20190819_085933326_iOS
Потом снова пыльная и песочная сыпуха и развальня, вплоть до стоянок на 4200 ОЖД, но там каких-то 40 метров, поэтому можно и потерпеть. Вообще, с этих последних метров уже открывается панорама Казбека и все внимание приковано к потрясающе красивым формам горы, ледника и маленьким фигуркам на склоне, что спускаются или поднимаются на вершину. Усталость пропадает, слезы на глазах – дошли, прошли этот этап, теперь только снег, солнце и крошка от взбиваемого кошками и ледорубом ледового склона.
20190819_090409984_iOS
Стоянки на 4200 также хорошо оборудованы под палатки. Вода есть по кромке ледника. Аккуратно – каменная крошка, лучше процеживать. Для акклиматизации можно сбегать на пик ОЖД, там иногда бывает мобильная связь, или же до камней Пастухова (да-да, я не перепутал с Эльбрусом). На камнях также есть стоянки, можно жить, топить снег и это сокращает подход к Казбеку.
20190819_090420154_iOS
Если нужна дополнительная акклиматизация, то можно день провести на ОЖД, подняться на пик ОЖД, походить, отдохнуть, а после обеда, как станет прохладно, а то солнце там сжигает все на своем пути, подняться и заночевать на скалах Пастухова.
20190819_112331618_iOS
Первым делом – чай и ставим лагерь. Пока ребята готовят еду, я поднимаюсь на пик ОЖД (Полякова), в надежде найти связь. Низкая облачность, операторы сотовой связи упорно не дают сигнала.
20190819_134146292_iOS
Жалко, тогда сядем и будем кайфовать. У меня с собой пирог из дома – с абрикосами, из песочного теста. Моя заботливая и любимая Гульшат каждый раз, как я ухожу в горы, готовим мне его с собой. Пирога не так много, как голодных глаз (ртов), но на всех хватает. Прекрасное завершение дня!
20190819_094339980_iOS
Ледник протаял сильно и здесь. Много полноводных речек с чистейшей водой, он при этом, образовалось снежно-ледовое болото. Ближе к 12-00 все протаивает настолько, что впору резиновую лодку запускать.
20190819_145647376_iOS

При штурме утром (вышли в 5-40 утра), обходили воду на леднике слева, делая небольшой круг и поднимались на снежный гребень Казбекского плато левее, а спускались в лоб, было уже не важно, да и жара такая стояла, что даже если бы замочили ноги, все просохло бы за полчаса.

На маршруте много трещин, аккуратно: при подъеме на снежный хребет перед камнями Пастухова и после камней. Протаяло все конкретно. Шли в связках. Хотя трещины все читаются и все понятно.

20190820_032332028_iOS
После камней – длинный спуск по снежной долине до тропы, что ведет со стороны Грузии. Тропа – автобан. Восходителей столь много, что природа не успевает привести все в порядок. В этом году, помимо классического маршрута через седловину, был проложен еще один – траверсом вершины по склону и потом с подъемом с противоположной стороны. Это было сделано потому, что последние 50 м. подъема, что идут от седловины на вершину, сильно обледеневшие, лед бутылочный, кошки не держат.
20190820_033259651_iOS
Мне сложно судить и качестве нового траверса, т.к. не ходил, но пару фото сделал, и общался с ребятами, что восходили.
20190820_061718744_iOS
По моему мнению, лучше взять с собой 3-4 ледобура и веревку 50 м., сделать пару станций и попеременной страховкой или же на жумарах группу протащить (как собственно и сделал), чем удлинять маршрут, да и на склоне в ветер можно улететь – не поймают ни ледоруб, ни товарищ в связке. Да, на склоне мы шли уже без связок, там если один улетит, есть шанс тормознуть, а если всех потянет, то это уже коллективное самоубийство.
20190820_061724547_iOS
Спуск с вершины замыкающего – на ледорубе в 3 такта. Медленно и аккуратно. Самовыкрут и петли Абалакова там не вариант вообще. Да и народу было так много (100 человек), что пробили вполне надежные ступени и только в 2 местах нужно было покорячиться, ну и группу проще спустить на веревке было, а потом самому уже, неспешно и технично.
20190820_055959860_iOS
На обратном пути пришлось ждать очередь из иностранцев, которых «заботливые» грузинские гиды ввязывают в одну связку по 10 человек. Сколько раз уже наблюдал это зрелище. Их не обойти, не обогнать. Идут они еле-еле, путаются в веревке, которая им мешается, путаются в ногах и ледорубе, но все-равно – молодцы, на вершину взошли, теперь пусть гора их отпустит, главное – это спуск.
20190820_032339030_iOS
Бергшрунд великолепен. Каждый раз там останавливаюсь. В этот раз тоже. Попили чаю, на седловине слишком жарко и много народу.
20190820_054614443_iOS
Количество людей уменьшалось пропорционально тому, как мы отдалялись от вершины и совсем пропало, как мы свернули на развилке на «российскую» тропу, а вот солнце – наоборот – только усиливало свою активность, поэтому к камням Пастухова мы подошли изрядно потрепанные и уставшие.
20190819_145649644_iOS
Хотелось пить, есть и спать одновременно. Впрочем, как только впереди замаячили стоянки и наши палатки, усталость отошла на второй план, жажду утолили в первом попавшемся протаявшем леднике, а последние метры перед палатной были наполнены только одной мыслью в голове – мы сделали это!
20190820_092537647_iOS
3 часа на сон, отдых, еду и сборы. Команда была настолько в восторге от того, что у всех есть силы на обратный путь и не нужно ночевать опять на 4200, что через 2 часа 40 минут все уже стояли «под рюкзаком» и били копытом. Конечно, ведь еда, газ и сменная одежда ждала всех в закладке на 3500 м. Я вообще оставил там даже основной рюкзак, умудрившись впихнуть все в штурмовой.
20190819_152250733_iOS
Спуск был тяжелым. Под весом все скользили по сыпухе, было много падений, иной раз, довольно стремных. В который раз убеждаюсь, что для неподготовленных участников, а таких 90% в коммерческих походах, спуск дается сложнее подъема. Страх упасть, особенно, когда смотришь по ходу, т.е. в данному случае – вниз, в разы усиливается. Ноги не держат, коленки дрожат, пальцы от непривычных жестких ботинок болят, а общая усталость вообще бьет по нервам так, что хочется развернуться и пойти назад.
20190819_152243898_iOS
Медленно, с матюками, синяками и натертостями, к вечеру были на 3500 м., куда подтянулись свежие силы снизу. Была гитара, веселые разговоры до ночи, разбор фотографий и, конечно, телефонные разговоры – связь появилась, привычная жизнь возвращается с каждым пройденным метром.
20190819_152222204_iOS

Дальше все по плану. У всех хорошее самочувствие. Завтрак закончен, рюкзаки собраны, утро, точно не помню, около 9 утра, может, чуть раньше. Стройными рядами вниз. Остановки на чай на 3200 и на леднике уже после всех тросов и камней. Прошли спокойно, быстро. Переобули кошки, попрыгали через ледовое русло реки, прошуршали по морене, встретили пару групп, пообщались, да и дошли до «зеленки». Вернулись запахи, тепло солнца, зелень и яркие краски цветов. И хотя на 3500 м. нашими соседями были маленькие мышки, они не смогут заменить радости от созерцания пролетающих и басовито жужжащих шмелей или пчел, прыгающих почти до неба кузнечиков или проворно убегающих в камни любопытных ящериц.

Мост прошли без остановки. Отработанная схема со страховкой и роликом сработала и в этот раз. Сгоревшие, потные, уставшие, но довольные мы вошли в лагерь у Кармадоновых ванн. Вошли героями! Поздравления, объятия, горячий чай, а кому-то долгожданная сигаретка и, конечно – отмокать в термах. После купальных процедур под чашечку и рюмочку на всех напал жор, даже так – ЖОР! Хорошо в закладке были припасены продукты в достаточном количестве, потому как горелку не вырубали до ночи, все жарили, кипятили и грели. Чаю выпили – на целый пруд хватит. Надо сказать, что у соседей, коих собралось 20 человек, с припасами тоже было все «с запасом», а потому коллеги начали ходить друг к другу в гости, предлагать, угощать и всячески раздавать продукты и газ уходящим на верх группам. Уверен, что ими двигало исключительно чувство доброты и щедрости, а не желание облегчить свой рюкзак на обратный путь ;))) Впрочем, все мы не без греха!

20190819_085933326_iOS

В качестве резюме, еще раз пройдусь по основным моментам:

1. Маршрут не простой. В классификаторе 2Б, но я бы вполне уже ставил 3А, даже в сравнении с Белухой он стал на порядок сложнее, чем в прошлом году. Рельеф очень разнообразный, камни живые, подход длинный, ледник опасный, инфраструктуры нет.
  2. Лучше предусмотреть с собой пару ледобуров, скальных крючьев и петель, без каски стараться не ходить даже на бивуаке за водой.
  3. Внимательно следить за погодой, получать информацию от друзей по телефону, в плохую погоду по возможности не выходить на маршрут.
  4. Максимально легкий рюкзак. После Монблана я немного избаловался, но вполне можно обойтись одними ботинками (жесткими, альпинистскими), кроссы или легкие трекинговые можно оставить в лагере на Кармадоновых ваннах, не брать много еды, т.к. в случае хорошей погоды все идется день-в-день, а для ожидания окна лучше ждать на 3500, а не на 4200, как делают многие. Не набирать вещей, опять же, на 5 дней много не нужно. Я видел у большинства рюкзаки 30+ кг., у некоторых 40+ кг. У меня же был 20+ кг, у участников 15+, самое тяжелое – это веревка и железо.
  5. Шли на сублиматах Гала-Гала, в базовом лагере питались готовой едой от Корнилова + макароны и мясо в вакууме. В раскладке дополнительно были лимоны, дошик, чеснок, сникерс, вяленое мясо, сало, хлеб, энергетические смеси, фруктовые батончики. Почти fast and light, но чуток с утяжелением ;)))