Поездка на выходные на полуостров Святой Нос.
Улан-Удэ - полуостров Святой Нос и обратно.

Загадки и тайны Бурятии. (Байкал в командировке 2017.)

IMG_1320     На выходные в 2-х недельной командировке в Улан- Удэ наша команда на 2 дня собиралась на Байкал. Молодежь  вначале хотела взять напрокат машину и всей толпой  укатить. Права в командировку я взял. Но потом с машиной что- то не сложилось. При выборе были всякие варианты, но я сказал, чтобы брали леворульную и с механической коробкой. Потому, что  на праворульной я бы ехал долго.  Может такие машины как раз и разобрали.

IMG_1331        Короче, ситуация вырисосывалась такая. Железнов на договорной машине приезжает в Максимиху в субботу с утра на уже снятое жилье. А основная масса народа едет накануне в пятницу вечером на такси: 4 человека. Я еду тоже вечером, отдельно, на автобусе. Ради купания и загорания на Байкале можно было бы выехать и в субботу утром. Но я еду вечером потому, что уже с утра пойду на Святой Нос. Иначе не успею.

В четверг вечером, как пришли после ужина ребята, я пошел на автостанцию. Проверить, та ли это станция (их 2  вообще в Улан  - Удэ).  Узнать расписание и другие моменты. (Вторая автостанция находится у железнодорожного вокзала, работает до поздна, и обслуживает направление на запад, юго – запад - к Байкалу).  Пришел на место примерно в 20 часов. Висит табличка «автостанция»,  сделанная в 60- е годы прошлого века. Территория огорожена забором. На территории никого.  Ни графика работы, ни расписания автобусов. Да и узнать, автовокзал ли это сейчас,  или  он тут когда- то был и переехал,  не у кого. После некоего ожидания я, в конце концов, увидел дворника, одиноко проходящего по территории. Крикнул ему: «Не тот ли это автовокзал, с которого отправляются автобусы в Усть - Баргузин?» Ответ был положительный. Тогда я спросил насчет того, когда открывается автовокзал. Тот переспросил, видимо, у охранника, которого не было видно из-за забора. И я получил неуверенный ответ, что открытие в 7.00. Но в 7.00 выезжает первый автобус. А когда покупают на него билеты? С грустными мыслями об организации транспортного обслуживания я побрел домой.

К семи на автостанцию я не пошел - рано, но к пол - восьмого подошел. Раньше летом в Усть- Баргузин ходило 3 рейса - в 7.00, в 15.00 и в 17.00. В этом году последнего рейса почему- то нет. Но, по крайней мере, по пятницам в теплый сезон он необходим. Услышал в кассе разговор о том, что в Устье билетов нет. Спросил об автобусах в том направлении. Кассирша почему- то сказала, что в том направлении автобусов после 15.00 нет.  А на 15.00 я не успевал. После изучения карты и расписания, я понял, что она не права. В 18.00 идет автобус до Горячинска. Я взял билет на 18.10. Как сказала кассирша, это дополнительный рейс.

Вечером я прождал пацанов почти до 17.00. Оказывается, они для того, чтобы оплатить место в Максимихе ездили на другой конец города. Я спросил: «А на месте оплатить было нельзя?» Серега сказал, что нет. Такова еще одна загадка Бурятии.

Придя к отправлению автобуса на автовокзал, я увидел автобусы с надписью Усть - Баргузин. Первый оказался на 18.00. Я пошел во второй. Там мое место было занято. Оказалось, что второй автобус тоже дополнительный, но на 18.05. Почему это нельзя было сказать на кассе в момент продажи билета - загадка №3. Почему нельзя было на автобусах прикрепить картонки с надписями 18.00, 18.05, 18.10… загадка №4. Автобусов с отправлением на 18 часов вообще было 6. Почему нельзя было отправить 2 автобуса дополнительных в 16.00, два в 17.00, то есть распределить поток? Почему, в конце концов, не отправить вместо каждых 2 - х автобусов на 24 места с откидными сиденьями один нормальный на 48 мест и с багажным отделением? Это все загадки и тайны Бурятии. Потом оказалось, что на Усть  -  Баргузин тоже был дополнительный автобус. Но он ушел так же,  как и основной, в 15.00. Почему не в 17?

Доехали быстро, дорога хорошая. Останавливались перекусить. У меня был перекус с собой. Сходил в туалет типа выгребная яма. Нормальный был платный. В туалете меж разнополыми отделениями щели между досок в палец шириной.  Наплыв посетителей был большим, а так было бы интересно посмотреть, что видно там и что оттуда.

На повороте к Горячинску я вышел и вспомнил, что на самом деле до конечной остановки от трассы не так далеко. В прошлой командировке я прошел это расстояние пешком.

Пошел по трассе к остановке, к стоявшему там микроавтобусу. Но он рванул, когда я еще не подошел. Махи руками не помогли. Стало темнеть, и я пошел к освещенному месту у недалеко расположенной АЗС. На АЗС  стоящий бензовоз уезжал только завтра и в другом направлении.  Какая- то «НИВА» с одиноким водителем заправилась, но водитель проехал, меня не взял. Потом эту Ниву мы обогнали на пути в Устье. Недалеко остановилась иномарка с металлоломом. Но, когда я стал подходить, напроситься в попутчики, машина рванула, как будто я шел к ней со связкой гранат. Мимо проносилось много машин, микроавтобусов, но не тормозили.  Наконец, когда легла ночь, возле меня притормозила легковуха. В ней нашлось место и для меня. В машине ехали братья по разум у - туристы. Денис из Казани - за рулем, рядом Катя из Подмосковья и сзади Леха из Красноярска. Они перекусили в Горячинске и ехали в сторону Усть - Баргузина, планируя остановиться в Максимихе. Я уговорил их доехать до Усть  - Баргузина и переночевать там, где планировал и я. То есть у Тамары. Я позвонил ей и спросил разрешения приехать компанией. Тамара дала добро.  И мы помчались вперед. По дороге я рассказал, что знаю, о туристических достопримечательностях региона.

После некоторого времени быстрой езды мы как будто провалились в яму. Оказалось, асфальт резко закончился, и началась щебеночная дорога. Есть еще кусок дороги до Усть -Баргузина, где ее серьезно профилируют. Работы долгие, дорогие, но до следующего года, точнее туристического сезона должны сделать.

Приехали в Усть - Баргузин и долго не могли найти дом Тамары. Село большое, одноэтажное. Но нашли, даже не по навигатору, а по указаниям по телефону.  Попили чайку, ребята рассказали о своих планах попасть на Ушканьи острова, посмотреть Байкальских котиков. А мне, в общем- то с ними по пути. Я собирался забраться на хребет Святого Носа. От Глинки там набита тропа. Называется «Тропа испытаний».  Ребята предложили мне подвезти меня. Я не отказался.  Тамара всем постелила. Денис с Катей пошли прогуляться по поселку. Мы, усталые, заснули. Да и время было позднее.

IMG_1333     На следующий день встали поздно. Я, правда, с рассветом, как всегда. Перекусили и поехали. Денис по хорошей дороге после моста чуть не укатил в Курумкан.  Свернули налево, к полуострову. На въезде КПП. Я подсказал, чтобы заплатили за сутки, по минимуму. Леха купил карту заповедника, в частности Святого носа. Там продавали еще сувениры, но дороговато. Стояли 2 лавки для продавцов рыбы. Продавцов не было. Я подумал, что не время. А потом оказалось, что рыбы нет.

На перешейке недавно ровняли дорогу. Видны вывернутые скрепером камни. В целом дорога намного лучше, чем в первый раз. Видно, что деньги заповедник собирает не зря.

IMG_1335  IMG_1336  IMG_1338Ближе к полуострову, на перешейке больше отдыхающих. Иркутяне, питерцы, красноярцы, новосибирцы и т.д. Недалеко от въезда на полуостров (за перешейком)протекает река Буртуй, священная для Бурят. Мы там остановились, набрали и попили этой прохладной и прозрачной воды.

IMG_1340IMG_1343IMG_1344IMG_1347

У Кати была суперидея съездить на Ушканьи острова, пофоткаться с нерпой. Но когда мы приехали в Монахово (часов в 12) утренние экскурсии  уже уехали. А днем не возят, потому что большая волна. Но отказывают по разным другим поводам. Экскурсии стоят по 2 тыс. с носа (при 12 чел. группе). Плюс по 2 тыс. с носа за просмотр нерпы. Но к самой нерпе не подойдешь. За 100 м. натянута сеть и смотреть можно только из-за сети. В этих условиях Катя передумала ехать на острова. У нее есть зарубежный опыт.  Она сказала, что за границей можно подойти непосредственно к животным и пофотографироваться бесплатно.

Решили добраться до Курбулика. Оттуда сходить на катере в бухту Змеиную.  В Курбулике сейчас не разрешают ставить палатки, как раньше ставил я и другие туристы. В селе нет ни гостиницы, ни кафе. Есть только магазин без рыбы.

IMG_1348     IMG_1363      IMG_1349  В Курбулике на пляже встретили загорелого Саню, владельца моторной лодки, с которым пытались договориться насчет экскурсии на Ушканьи острова. Он вез пару туристов в Змеиную бухту.  Потом подошел еще один катер, побольше. Мы с ним тоже раньше пытались договориться насчет экскурсии на Ушканьи острова.  Хозяева  отказали, сказали, что движок из капремонта, далеко не поедут. А сейчас они с группой из 5 человек шли в бухту Змеиную.  Предложили присоединиться за тысячу рублей с носа. Мы согласились. Поехали, погода хорошая. Денис с Катей сели вообще на носу катера. Попутчики на катере были - семья из Красноярска. Из закрытого городка. Дети - пацан и 2 девчонки вели себя тихо.  Снимал на ходу, но потом посмотрел отснятое, получилось  темновато и нерезко.

По прибытии в бухту Змеиную нас (наш катер) записали в книгу прибывших. Потому, что время нахождения на территории горячих источников 2 часа. За нами следом прибыли на источники еще 2 корабля.   Палатки на территории источников ставить не разрешают. Можно поставить в бухте Окуневой.  На берегу у источников стоит судно типа баржи. Для администрации (представителей заповедника). На нем продают сувениры.

IMG_1384  Самих источников 3. Один с температурой 42 градуса - дальний, размер примерно 2Х1,5 м. глубиной по - пояс, второй - у места где причаливают (на пляже) примерно такого же размера, 37 градусов. И третий- 35 градусов, немного слева, за поворотом. Туда почему - то мало ходят. То ли боятся змей, которые там как бы обитают, то ли потому, что он холодней. Перед купанием в источниках рекомендуют сначала искупнуться в Байкале, потому, что после источников нельзя.

IMG_1373     IMG_1375    IMG_1379                       Температура Байкала 22 градуса. Это не от горячих источников. Горячие выходы действительно есть на песке пляжа, но они греют слегка и то в районе метра от них.

Я посидел в дальнем источнике, пофоткал его, подошел к центральному источнику. Подождал, пока в нем место освободится. И только когда погрузился, обратил внимание, что как раз напротив источника раздевалка и в ней забор сделан из досок с щелями в палец толщиной. Понаблюдал за переодевавшейся там женщиной. Но она не в моем вкусе - толстая.  Может, в Бурятии специально делают щели в таких местах для решения проблемы демографии? Потом пошел к левому источнику.

Туда прошел по берегу, как рекомендовал один из местных. Пофоткал, померил температуру. Источник сам мелковат. Я искупнулся. Обратно пошел, поднимаясь на гористый берег. С горы опять же открывается отличный вид на раздевалку с обратной стороны.

У дальнего источника есть беседочка. Когда я опять подошел, мне находившиеся там посетители предложили чай из термоса и бутерброд.  Я не отказался. Угощали со свойственной им широтой души питерцы. Дальше за правым источником по берегу находится плавгостиница с кафе. Но далековато. И то и другое дорогое и мы даже не делали попыток туда подъехать. На обратном пути прошли мимо острова, заполненного бакланами. Они сидели на камнях, на деревьях. Похоже, что от их изобилия деревья засохли. Капитан катера сказал, что раньше бакланов не было, теперь это бедствие Байкала.

IMG_1396    Когда вернулись в Курбулик, сошли на песчаный пляж, увидели группу усталых коров, лежащих на песке.  Мы стали над ними прикалываться. Я, в частности, покрутил одной голову за рога. Коровы лениво мирно лежали. Я высказал идею  сесть на корову для фото. Но сказать- то сказал, сам не сел и пошел в сторону. А в это время Катя реализовала мою идею. Села на корову. Корова встала и резво пошла. Катя с нее спрыгнула, но не сразу и, с одной стороны, неудачно. Потому, что уже мягкий песочек закончился, и началась жесткая дорога. С другой стороны, удачно. Потому, что упала плечом на землю. Кости целы, но плечо ушибла. Проходившие мимо местные жители сказали, что хорошо, что ничего не сломала. Видимо, были эксцессы. Самое плохое для Кати было то, что никто не заснял происшествие на видео. И я, как старый пень, стал себя корить. Потому, что ситуация была предсказуемая. И я, во - первых, мог отговорить Катю, во- вторых, подсказать, как лучше спрыгнуть (по своему опыту прыгания с коня), в третьих заснять это на видео. Катя сказала, что не хотела сначала спрыгивать, но потом подумала, что корова врежется в столб и она пострадает. Я пошутил, что надо было рогами, как рулем, направить корову в Байкал. А там спрыгнуть в воду.

Вернулись к машине. Дождя за время нашего отсутствия не было. А были опасения, что пойдет. Если бы прошел дождь, то по скользкой дороге мы могли бы не заехать на перевал.

IMG_1434      IMG_1439        IMG_1450 Поехали обратно, думая, что дальше делать. Программа минимум наклюнулась - подняться на обзорную площадку в Монахово. Что мы и сделали. Преодолели 300 с лишним ступенек наверх, пофоткались. Катя фотографировалась на крутом склоне. Я сказал, что если она сейчас сорвется, то я теперь готов заснять ее на видео. Но мои навыки, к счастью, не пригодились. Пофотографировавшись, поехали с полуострова. На реке Буртуй Катя и Денис привязали у идола буддистские флажки. Я оставил монетки.

На обратном пути я подумывал над тем, чтобы выйти у начала перешейка, на Глинке, переночевать (палатка, спальник были).  Но переночевав, и  в 6.00 пойдя на гору, я поднялся бы на вершину к 9.00. Пофоткав, к 12.00 спустился бы к подножию. А в 14 уже надо выезжать из Усть - Баргузина. И надо успеть от подножия хребта полуострова добраться до Усть -  Баргузина. Регулярного транспорта нет. Можно запросто опоздать. Я не решился на это, и с ребятами поехал в Усть - Баргузин. Точнее они поехали в Горячинск, сказав, что в одном месте два раза не ночуют. В этом есть свой резон.

На выезде из заповедника разговорились с егерем. Он сказал, что тропа испытаний еще не очищена от пожара. На Глинке можно подняться, но на Маркова не спустишься - тропа до сих пор завалена деревьями. Вообще в заповеднике видно, что собираемые с туристов деньги (100 руб. в день с человека) идут на дело. Это и дорога, и дрова на стоянках, и мусорные баки. Ребята заинтересовались волонтерским движением. Здесь волонтерам дают жилье, кормят и оплачивают проезд. Только не понятно, проезд от Улан - Удэ или от Усть  - Баргузина.

На обратном пути, на перекрестке опять чуть не проскочили в Курумкан. На въезде в Усть - Баргузин со стороны моста есть кафе и гостиница. Ребята поужинали в кафе, потратив на двоих 600 рублей, сказали вкусно. В гостинице - 2-х и 3-х  местные номера, общие. За проживание берут 1500 руб. в сутки.  Ребята отвезли меня к Тамаре, опять немного поплутав по Усть - Баргузину. Поселок все- таки большой. Хотел отговорить ребят от Горячинска. Наши сотрудники в эти выходные с трудом нашли место остановиться. Но ребята сказали, что если негде будет переночевать в доме, тогда на берегу у костра переночуют. На самом деле может сложно найти место по интернету, а вживую в поселке просто. Они загрузили дрова из валявшихся на улице обрезков пилорамы и поехали. Путешествуют они долго и до Святого носа уже заезжали на Арашан а дальше хотели заехать на Ольхон.

А я переночевал у Тамары. Она в субботу заказала по телефону на меня место в автобусе до Улан - Удэ. В обед отказалась от него. А в воскресенье уже билетов не было. Но она опять заказала место и, к счастью, опять место освободилось.  Я в это время загорал на солдатском пляже Байкала. С пляжа видел, как Святой Нос стоял в тумане. И подумал, что хорошо, что я не остался в Глинке, чтобы сходить на хребет. Я бы там ничего не заснял в таком тумане, а может быть и нее нашел тропу.  Ну что, должна же быть перспектива. Значит, приеду сюда еще раз. Ребята – туристы, проехав по здешним местам, тоже захотели сюда приехать еще раз, чтобы больше увидеть.

IMG_1450    IMG_1456К 12 пошел домой, перекусил. Тамара дала еду в дорогу. Пол - второго я был готов к автобусу.  В 13.50 приехал к дому автобус. Места в автобусе было много, и я выбрал сидение впереди, за местом рядом с водителем. Рядом с собой он посадил родственника. Пару пассажиров еще село на автобус в Устье, остальные в Горячинске. Последняя села женщина с дочкой лет 12. И сразу начала капризничать. Почему за ней не заехали, почему ей остались откидные места, почему нет кондиционера.

Остановились по дороге перекусить, и я обратил внимание, что автобусы почти все едут без багажников. Из всех стоявших автобусов, только один был большой на 50 мест с нижним багажником и один с багажником на крыше. То есть, если бы я в этом году собирался в велосипедную поездку  по Баргузинской долине, то у меня были бы проблемы