В бескрайних степях Астраханской области, в Ахтубинском районе, есть три поселка - Верхний Баскунчак, Средний Баскунчак и Нижний Баскунчак. К Верхнему подходит железка, в Среднем добывают гипс, а в Нижнем – соль. Ниточки их жизненной силы ведут к Соленому озеру и Священной горе, и пока есть Озеро и Гора, поселки не исчезнут с лица Земли.
Всероссийская солонка у Священной горы.

А Казахстан был совсем рядом…

Поезд ночной, вагоны прицепные, а проводницы вредные. Мне было все равно, главное ведь то, что мы двигались к цели. Я негромко переговаривалась с Географом, обсуждая маршрут по карте; Гном, Лёнич и Ольга Павловна резались, как заядлые картежники, в совсем другие карты. В соседнем плацкарте с энтузиазмом пели азербайджанский реп.

Ночь, день, ночь - и мы в полном составе благополучно вывалились во тьму поселка (Верхнего – прим. авт.). Прошли мимо темного здания вокзала, и, считая рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, вышли к домику на переезде. Как и было запланировано, под покровом ночи мы никем не замеченные пересекли погранзону.

Пятеро с рюкзаками быстрым шагом шуровали по грейдеру*. Справа от нас в черной-черной темноте уютно мигали электрическим светом два островка Среднего и Нижнего Баскунчака. Слева блестела пара одиноких огоньков непонятного происхождения. Мы шли прямо по невидимой дороге, пока не наткнулись на столб с «объяснением режима Заказника»…

…Поняв, что мы немного отклонились от намеченного курса, переночевать было решено под мачтой ЛЭПа, используя ее «ноги» в качестве колов для растяжек тента. Пока мы вчетвером ставили палатку, нас в прямом смысле слова сдувало, как и слова, которые приходилось орать. Из-за выравненности рельефа ветер в открытых степях развивает большую скорость. Это уже не ласковый ветерок, а бешеный ветрюган, меняющий температуру воздуха на 5 градусов ниже.

Наутро, мы обнаружили себя на задворках «фермы» колхозника, который в домашних шлепках уже спешил к нам мимо коровника, через сонных кудахтающих куриц, петухов и индюков.

Мы пили чай в доме чеченца Бобоша и ели свои бутерброды с кружочками сырокопченой колбасы. В доме было хорошо натоплено, и всех сразу разморило от сочетания теплоты внутренней и теплоты наружной. А еще в помещении не было ветра, лицо так и горело.

На улице надо было разыскать коврики, которые решили закосить под перекати-поле и умчались к самому дальнему бараку. А за собиранием разлетевшихся по степи белых хрустящих пакетов, нас застал егерь, приехавший на УАЗике. Он знал Географа по первой поездке сюда. Через тридцать минут шкандыбания, приравненного к езде на диком и хромом верблюде, мы были у пещер.

Затеряться в степи...

Пещера Баскунчакская – крупнейшая гипсовая пещера Прикаспийской карстовой области. Пещера горизонтального типа, на настоящий момент имеет протяженность – 1480 метров, максимальная глубина 32 метра, объем - 9400 куб. метров. Находится в верховьях балки Пещерная, впадающей с севера в котловину соляного озера Баскунчак.

С удовольствием потирая пятую точку, я разглядывала местность, совсем не похожую на степную. Кругом бугры, сложенные серой породой, и карстовые воронки, заросшие сухостоем, а еще намеки на тропы, ведущие непонятно куда, и темные дыры в породе - возможные входы в пещеры.

Рядом с егерьским УАЗиком стояли две легковушки волгоградских любителей-спелеологов; была суета сборов. А нам хотелось, наконец, почувствовать свое одиночество, затеряться в степи. Мы исчезли с земли под землю, чтобы не мешать отъезжающим. Ненадолго. На разведку.

Надо заметить, что в «баскунчакской» степи нет источников или рек с пресной питьевой водой, а вот под землей есть. Ольга, Гном и Лёнич отважно спустились в абсолютный подземный мрак гипсовых пещер под руководством Географа…и, сделав круг, через час вылезли довольные, чумазые и щурящиеся от яркого света короткого дня. Было найдено небольшое подземное озеро с пресной водой. Эта холодная, чуть пахнущая глиной, вода утоляла нашу жажду.

Освоившись на поверхности, мы разобрались, куда вели те или иные тропинки: одна вела в тихую (читай, безветренную) яму для кострища, другая - в воронку с «дровяным складом», третья, сливаясь с пятой, давала направление к пещере с водой, четвертую проложили мы сами, ведомые естественными человеческими нуждами.

Были найдены воронки, на дне которых рос, а точнее «накапливался»* целый «лес» сухих «дров»; занесена в GPSку точка «гипермаркета» «Кристалл» в пос. Нижний Баскунчак; изучена «ассиметрия воронок»; решена проблема с горизонтом (хромала горизонтальность фотографии - прим.авт.);

«Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь» (русск.поговорка)

«Что-то мы засиделись», - такие мысли пришли нам на третий день нашего похода.

Пора было двигать дальше, к соленому озеру Баскунчак и к железной горе Большое Богдо. Но, как назло, зарядил дождь. А что такое дождь в степи глубокой осенью? По аналогии с ветром, это не дождик, а дождище, который идет постоянно и нудно.

Грейдеры стали непроходимыми болотами из грязи и воды, зато идти по степи было одно удовольствие. Под ногами - невысокие кусты жесткой травы, прочно вцепившиеся в твердую песчаную почву, чего не скажешь о свободно перемещавшихся в пространстве перекати-поле. Мы с каждым шагом давили расстояние, и каждый размышлял о своем…

…И если вся степь вдруг казалась глиняным блюдом, накрытым еще одним - хрустальным, то в центре непременно стоял ты.

Где она, Соль Земли?

Площадь озера Баскунчак около 110 кв. километров, наибольшая длина – 18 км, ширина - 13 км. Озеро представляет собой выход на поверхность соли, порытой небольшим количеством воды. Соль под озером залегает на глубину тысячи метров.

Сначала мы шли по азимуту «правее завода, левее вышки», потом сменили курс «на озеро» с целью «где-нибудь там переночевать». Сначала нам попадались овальные, немного вдавленные в плоскость степи лужайки с сочной травой – будущие глубокие карстовые воронки, теперь приходилось довольно часто пересекать овраги и ручьи с кашей из соленой глины.

Мы шли по разхлябанной дороге вдоль озера, оставляя следы своих ног на 6 размеров больше. Добраться до чистой соленой воды и белых кристалликов соли, не представлялось возможным, ведь летом озеро мелеет, а рапа* появляется преимущественно зимой и весной, а сейчас – ноябрь. Так что вполне можно считать то, что лежит по левую сторону от насыпной дороги, озером Баскунчак. Садилось солнце. Все окружающее нас пространство приобрело ласковость нежных красок уходящего дня.

Потемнело в районе пяти часов. До этого времени Географ с Ольгой Павловной предусмотрительно ушли в «Кристалл» за баклашками питьевой воды, ведь здесь все ручейки имеют вкус рассола. Наша четверка под незатихающим вольным ветром степей обустраивала лагерь под единственным в овраге корявым деревцем.

Почему-то в окрестностях каждой стоянки мы находили деревянную шпалу, которую обязательно закидывали в костер, как начинку. Этот раз был не исключением, причем шпала прогорела насквозь.

А утром, когда солнце прогнало тень из нашего оврага, мы устроили сушку спальников и рюкзаков на песке под голубым небом. Степь стала похожа на настоящую пустыню, а оазисами вдалеке расположились три поселка. Упаковавшись, мы взяли курс на поселок Нижний Баскунчак.

Стали чаще попадаться места с высохшими корками глины, песчаные «стенки» с гнездами стрижей*, и спекшиеся на солнце под действием ветра гипсовые образования - «розы пустыни».

Вот и вечно затянутый серым туманом маленький «лев», величаво лежавший на горизонте, стал вырисовываться и становился все больше, и отчетливей уже виднелись безлесые склоны калмыцкой святыни – горы Большое Богдо…

Две горы в степи – соляная и святая

Мимо нас проплывали полумесяцы над могилами мусульманского кладбища, а за ними высилась внушительная белая гора необработанной соли, а рядом веселенькое голубоватое здание завода. По соляной горе оживленно кружили желтые бульдозеры.

На свалке рядом с поселком внимательная Ольга Павловна нашла прекрасную друзу гипса.

Еще немного хода и вот он - полосатый столбик железной дороги, возвещавший о достижении первого километра.

Поселок за лето будто выцвел – неокрашенные дома и заборы, голые деревья, сырые дороги. Лишь красно-оранжевый состав, проходивший мимо, да сушившееся на веревке разноцветное белье добавляли ярких красок в неторопливо-нехитрый быт жителей.

В самом поселке Нижний Баскунчак есть «асфальт», по которому вечерами любят прогуливаться местные жители; есть местный «гипермаркет» «Кристалл» и рядышком кафе «Солоночка». Еще есть музей предприятия «Бассоль», в котором собраны материалы по истории добычи соли на озере Баскунчак.

Оставив рюкзаки в помещении, где располагалась контора Богдинско-Баскунчакского заповедника, мы гордо с высоко поднятой головой* прошли через весь поселок и устремились к одинокой возвышенности на горизонте. Говорят, что на территории Казахстана есть точная копия горы Большое Богдо – гора Малое Богдо. Не проверяла, не знаю.

Начали мелькать таблички «Баскунчакское месторождение поваренной соли», «Опасный производственный объект!», «Ведутся горные работы!!!» и другие, с более строгими запрещающими надписями «Несанкционированное пребывание посторонних лиц и техники не допускается!!!» Ну что ж делать, любим мы такие места.

Мы шли по дороге вдоль озера около двух часов, а расстояние по прямой от «Кристалла» до вершины Богдо почти 8 км. Привычно сопротивляясь ветру в лицо, наша команда бодро месила липкую и скользкую кашу дороги. В этой части озеро более ощутимо, видны некие постройки для добычи соли и каналы с водой, но подойти к белым скоплениям соли опять нельзя.

Если внимательно смотреть на карту озера Баскунчак, то можно увидеть, что железная дорога проложена прямо по озеру. Что это? Опечатка картографов? На самом деле, так оно и есть. Специальный солепоезд* идет по рельсам, доходящим почти до середины озера, и загружает соль в вагоны. Его мы видели в действии.

Вот я все говорю «соль-соль», а ведь попробовать догадалась только сейчас. Помочив пальчик в лужице у Баскунчака, я облизала его. Первое впечатление, конечно же, это СОЛЬ, но она какая-то мягкая что ли, нежная, приятная короче. Не обжигает совсем. Вытягивая губы трубочкой, говорю: «Со-о-оль». Теперь от этой поездки у меня кроме зрительных, осязательных, обонятельных и слуховых ощущений, есть еще и вкусовые.

В степи на подходе к горе мы нашли засохшие тюльпаны; и на минуту представили как же здесь красиво весной, когда желтая степь на южном склоне Богдо вдруг становится ало-красной.

Наконец мы добрались до каменного хаоса из красноватых (из-за повышенного содержания железа) глыб, скалок и ниш, над которыми хорошо потрудились процессы выветривания, и которые еще называют здесь «поющими». Как мы не прислушивались, единственным солистом на всю бескрайнюю степь был ветер.

Покорять Богдо решили с крутого склона. Молча карабкались вверх. А с вершины, отметка которой равна 149 метрам над уровнем моря, открылась удивительная картина: насыщенно-красные склоны, теплая желтая степь, слепящая глаза белая соль, синяя вода озера и глубина неба. Такого сочетания красок я никогда еще не видела!

Кстати, вследствие тектонических процессов, будучи соляным куполом, гора Большое Богдо растет вверх, и есть шанс через энное количество лет увидеть ту же красоту, но с более высокой точки.

Долго разглядывать кристальную красоту соляного мира не удается. Около триангуляционного пункта проказник-ветер уносит все твои мысли и фразы, унёс бы и тебя самого, но не в силах побороть земное притяжение.

С ветром не прощаются!

Два часа на обратную дорогу до местонахождения наших рюкзаков, и до темноты мы добрались до стоянки, последней перед отъездом. Ее мы сделали в «лесу» в степи*, не дойдя до Верхнего около 4 км. С дровами проблем нет, но есть проблемы с установкой палатки. Ей надоело быть палаткой, она хотела стать парашютом и улететь. Ветер решил выдуть из нас и у нас всё, что еще осталось.

На ужин и завтрак доели всё съестное и через степь, уже неплохо ориентируясь на местности, пошли на постройки, чернеющие по правую руку.

Мимо нас дважды проходил поезд с несколькими вагонами «Бассоли». Везет соль людям, которые никогда и ничего даже не слышали об этом соляном месторождении, крупнейшем в России. В Москве на прилавках соль, в основном, с Украины, что обидно.

Ветер, провожая, свистел и подгонял нас, чтобы мы поскорее вернулись снова. А на горизонте опять четко вырисовывались промышленная зона «Бассоли», миражи Озера и Горы, домики Нижнего, гипсовый завод Кнауф Гипс Баскунчак в Среднем… а вот и вокзал в Верхнем.

До отправления еще около двух часов, и я пошла искать роддом, где двадцать лет назад родился мой одноклассник. Нашла довольно легко: Узловая Больница Ордена Ленина Приволжской Железной Дороги Станции Верхний Баскунчак.

P.S. Волею судеб у нас были билеты на почтово-багажно-пассажирский поезд, на которых значилось: «Места укажет проводник». Поезд шел до Москвы уйму времени, а в соседнем почтовом вагоне лежало мое письмо маме, отправленное из поселка Нижний Баскунчак аж два дня назад.

P.S.2 Любопытная деталь: железная дорога, по которой мы ползли в нашем П-Б-П поезде, проложена прямо, а вот граница России и Казахстана в этом районе изгибается. Получалось, что мы ехали то по чужой территории, где одиноко паслись верблюды, которых можно было пересчитать по пальцам («развитое верблюдоводство»), то по родной русской земле, где вообще никого не было видно. На этом участке погранцы проверяли наши документы четыре раза.

Минисловарь

Общую информацию по озеру Баскунчак и горе Большое Богдо, а также про историю развития пещер, читайте здесь

*Грейдер (разговорн.) - дорога, построенная при помощи прицепной землеройно-планировочной машины, которая с помощью отвала вырезает, перемещает, разравнивает грунт, снег и сыпучие строительные материалы.

*«накапливался» целый «лес» дров - ветер сдувал сухое растение степей «перекати-поле» в воронки, откуда мы его и доставали.

*Рапа - поверхностный насыщенный водный раствор соли.

*с гнездами стрижей - гнездами стрижей были небольшие углубления в песчаной «стене».

*с высоко поднятой головой - но с опущенными глазами, так как мы явно были одеты не для прогулок по «асфальту».

*специальный солепоезд - современный солекомбайн, автономная самоходная машина на железнодорожном ходу. Она выполняет несколько операций: разрыхляет соляной пласт, всасывает образуемую при этом солепульпу, обезвоживает ее, дробит обезвоженную соль, неоднократно промывает ее рассолом с целью устранения нерастворимых примесей.

*в «лесу» в степи - лес в степи редкое явление, скорее всего это был дикий сад.