Мимо нас проплывали полумесяцы над могилами мусульманского кладбища, а за ними высилась внушительная белая гора необработанной соли, а рядом веселенькое голубоватое здание завода. По соляной горе оживленно кружили желтые бульдозеры.
На свалке рядом с поселком внимательная Ольга Павловна нашла прекрасную друзу гипса.
Еще немного хода и вот он - полосатый столбик железной дороги, возвещавший о достижении первого километра.
Поселок за лето будто выцвел – неокрашенные дома и заборы, голые деревья, сырые дороги. Лишь красно-оранжевый состав, проходивший мимо, да сушившееся на веревке разноцветное белье добавляли ярких красок в неторопливо-нехитрый быт жителей.
В самом поселке Нижний Баскунчак есть «асфальт», по которому вечерами любят прогуливаться местные жители; есть местный «гипермаркет» «Кристалл» и рядышком кафе «Солоночка». Еще есть музей предприятия «Бассоль», в котором собраны материалы по истории добычи соли на озере Баскунчак.
Оставив рюкзаки в помещении, где располагалась контора Богдинско-Баскунчакского заповедника, мы гордо с высоко поднятой головой* прошли через весь поселок и устремились к одинокой возвышенности на горизонте. Говорят, что на территории Казахстана есть точная копия горы Большое Богдо – гора Малое Богдо. Не проверяла, не знаю.
Начали мелькать таблички «Баскунчакское месторождение поваренной соли», «Опасный производственный объект!», «Ведутся горные работы!!!» и другие, с более строгими запрещающими надписями «Несанкционированное пребывание посторонних лиц и техники не допускается!!!» Ну что ж делать, любим мы такие места.
Мы шли по дороге вдоль озера около двух часов, а расстояние по прямой от «Кристалла» до вершины Богдо почти 8 км. Привычно сопротивляясь ветру в лицо, наша команда бодро месила липкую и скользкую кашу дороги. В этой части озеро более ощутимо, видны некие постройки для добычи соли и каналы с водой, но подойти к белым скоплениям соли опять нельзя.
Если внимательно смотреть на карту озера Баскунчак, то можно увидеть, что железная дорога проложена прямо по озеру. Что это? Опечатка картографов? На самом деле, так оно и есть. Специальный солепоезд* идет по рельсам, доходящим почти до середины озера, и загружает соль в вагоны. Его мы видели в действии.
Вот я все говорю «соль-соль», а ведь попробовать догадалась только сейчас. Помочив пальчик в лужице у Баскунчака, я облизала его. Первое впечатление, конечно же, это СОЛЬ, но она какая-то мягкая что ли, нежная, приятная короче. Не обжигает совсем. Вытягивая губы трубочкой, говорю: «Со-о-оль». Теперь от этой поездки у меня кроме зрительных, осязательных, обонятельных и слуховых ощущений, есть еще и вкусовые.
В степи на подходе к горе мы нашли засохшие тюльпаны; и на минуту представили как же здесь красиво весной, когда желтая степь на южном склоне Богдо вдруг становится ало-красной.
Наконец мы добрались до каменного хаоса из красноватых (из-за повышенного содержания железа) глыб, скалок и ниш, над которыми хорошо потрудились процессы выветривания, и которые еще называют здесь «поющими». Как мы не прислушивались, единственным солистом на всю бескрайнюю степь был ветер.
Покорять Богдо решили с крутого склона. Молча карабкались вверх. А с вершины, отметка которой равна 149 метрам над уровнем моря, открылась удивительная картина: насыщенно-красные склоны, теплая желтая степь, слепящая глаза белая соль, синяя вода озера и глубина неба. Такого сочетания красок я никогда еще не видела!
Кстати, вследствие тектонических процессов, будучи соляным куполом, гора Большое Богдо растет вверх, и есть шанс через энное количество лет увидеть ту же красоту, но с более высокой точки.
Долго разглядывать кристальную красоту соляного мира не удается. Около триангуляционного пункта проказник-ветер уносит все твои мысли и фразы, унёс бы и тебя самого, но не в силах побороть земное притяжение.