Пеший поход 3кс по Северо-Чуйскому хребту, Алтай, лето 2007, рук. Емельянов Р.В. Нитка маршрута: г.Бийск – п.Чибит – р.Орой – пер.Орой (н/к) – р.Шабага – р.Шавла – оз.Шавлинское – пер.Абылоюк (1Б) - р. пр. Карагем - р. лев. Карагем - пер. Томич (1А)-пер. Эренбурга(1А) - р. Джело - пер. Кзылташ (1Б)-в. Купол трех озер(1Б)- р. Бол. Актру - Голубое озеро - пер. Контейнер (1Б) - в. Кзылташ (1Б) - р. Бол. Актру - пер. Учитель (1А, радиально)- р. Чичке - п.Курай – г.Бийск
Там, где начинаются реки...
Введение

оз. Шавлинское оз. Шавлинское
Как известно, конец одного похода это начало подготовки к следующему, а к некоторым походам готовятся гораздо дольше. Так в клубе было запланировано на лето три похода, которые должны будут проходить практически одновременно. Поход пятой категории сложности под руководством Димы Кардаева, третьей категории – Руслана Емельянова и пара единичек Саши Гуляева и Тани Косоноговой. Тут я, конечно, следуя своему огромному желанию, практически без какой-либо надежды, рискнула вякнуть по поводу взятия меня в тройку. И вполне логично мне было в этом отказано, опыта мало, рюкзаки тяжелые с заброской, походи, типа, еще единичку, пару двоек, вот тогда и вырасти успеешь. Тут мы решили разводить Загула на руководство двойкой. Он, основательно подумав, даже разработал маршрут, точнее то, чем он будет отличаться от единичного. Все вроде шло по плану, пока Руслан как-то не отозвал меня в сторонку и не сказал всего три слова: «Хочешь пойти в тройку?». Тут я, совершенно без колебаний начала соглашаться, и даже когда следовали слова «тебе несколько дней на раздумье, будет тяжело физически и морально, нужны кошки и ледоруб и пр. пр.» я ни на минуту не сомневалась.
1 день. «Мост стал намного лучше, чем раньше»

Для нас первый переход начался еще в Бийске. А случилось это так, что нужно было добраться пешком в 3 часа ночи от моего дома до клуба. Еще совсем недавно мы спокойно возились с рюкзаками, Надя перекладывала рюкзак Кати и выкидывала оттуда кое-какие необязательные вещи, уж лучше их дома оставить, чем в костре сжечь. Я же в это время взвешивала рюкзак – около 27, перекладывала, снова взвешивала, снова около 27, странно.
Убегаешь от города, вроде как идешь - все вокруг тоже, дома, фонари, вывески, а нет, ты уже не тут, держишь в руках альпеншток, на плечи давит рюкзак, и ты знаешь, что это все совсем скоро перестанет существовать.
В течении дороги мы постоянно смеялись, придумывали новые более удобные позы, изредка доставали впереди сидящего Загула, шутили с рядом сидящим Костей, ели и грелись от автобуса на перевалах. А когда отсидели все, что только можно было, нас высадили рядом с кафе «Чуя-Оозы» смотреть наскальные рисунки. Руслан провел небольшой экскурс, и мы по очереди потрогали гладкую поверхность камня – прикоснулись к истории. Там еще есть гора, рельефом похожая на алтайца с конями, алтайца нашли, одного коня тоже, с остальными у меня было плохо, но они там есть.
Еще немного проехав, оказались в деревне Чибит, где заканчивалась автомобильная часть маршрута. Как обычно, первые шаги по достаточно наезженной дороге. И тут навстречу нам проехал грузовик с парой алтайцев и видеокамерой, они снимали окрестности, высунувшись из кузова. Завидев группу туристов, растянувшихся по дороге и жавшихся к обочине, алтайцы принимались усиленно махать руками и нашу реакцию снимать на камеру. Я так и не поняла, кто из нас тут был более странным. Так дошли до моста через Чую.
- Внизу порог 5-ой категории сложности, после падения в реку единственным шансом является сразу выгребать к правому берегу, дальше выбраться практически не представляется возможным, - с большой серьезность рассказывал Руслан. В этот момент у некоторых в глазах мелькнуло подобие паники и, думаю, все согласились, что туда лучше не падать. Завидев первые прохождения по мосту, Саша по - быстрому ввязался в обвязку, и они с Русланом устроили страховку «на живца».
- А мост стал намного лучше, чем раньше, - высказал кто-то, а кто-то на него с удивлением покосился, представив, что тогда было раньше.
По итогам первого ходового дня Настя разгрузила банку ананасов неучтенкой, а Руслан, решил, что неплохо было бы прочитать лекцию по методам укладывания рюкзаков. Так он отправился к костру единички и долго рассказывал теорию о правильном распределении нагрузки, о регулировке рюкзака и о правилах хождения в условиях похода. Тогда я немного в чем-то позавидовала новичкам, это ведь их первый поход.
2 день. «Тройке надо – пусть она и бежит»

- Тройка, под рюкзаки! – прозвучала команда, и мы, помахав рукой собирающейся единичке, пошли вверх по тропе. Как было обещано, сегодня должен быть тяжелый день с затяжным подъемом по Орою.
Вскоре, после разведки, мы поняли, что воды в ближайшее время не будет, и решили пока не поздно встать на обед. Сбегав куда-то вниз за водой, Антон с Сашей встретили единицу и посоветовали им оставаться там, поскольку тут воды уже нет.
- Кто хочет прогуляться до единички? – после обеда поинтересовался Руслан, и Костя тут же подумал об Оксане и понял, что это его шанс и сразу согласился.- Скажи ЗаГулу, если могут, пусть выходят в 13.30.
И со словами: «Я на свидание!», Костя радостно утопал вниз по тропе. Вернувшись с новостью, что единичка выйдет не раньше двух, он принес еще и смску, в которой говорилось, что нас зарегистрировали в Новосибирске как тройку.
Кстати, дойдя до этого места, мы поняли, что немного опережаем запланированный маршрут и если мы его еще опередим, то выиграем резервный день, который очень даже может пригодиться. А если у единичек еще ни кому плохо не стало, значит, идти могут. Дальше был получасовой отдых, в течение которого мы слушали разные эротические фантазии, а их объектами были многие, начиная с меня и Гали и кончая дыркой в пеньке.
А мы все выше, с каждым шагом поднимаемся вверх навстречу весне, огонькам, снегам и метелям, меняем общепринятые законы природы, человека и общества на острые камни и обгоревшие лица. Мы теряем важные мелочи и приобретаем свободу, кажемся нужными для себя и начинаем видеть ценности.
- Ленуська, как здорово, что мы с тобой попали в тройку. Вот увидишь, мы пройдем через зиму, весну и вернемся в лето. Жалко только, что с Оксаной мало времени проведем вместе, - рассуждали мы с Костей, подходя к Оройскому перевалу. А на перевале уже сидела наша группа, стоял крест с ленточками, и открывалась огромная зеленая равнина, обставленная пятнистыми горами.
Плато Ештыккель далось практически незаметно после второго дня подъема и уже сидя на ручье и распивая «зуку» мы выглядывали единичек на перевале. Пропустили проскакавшую мимо конную группу, вышли на перекресток у Шабоги и Антон ушел на разведку. В это время Руслан завидев на пригорке кого-то засевших из единички начал им махать руками типа: «сюда», и показывать пальцем на землю под ногами. «Сюда! Идите сюда!» - все энергичнее жестикулировал Руслан, подпрыгивая на месте. Окончательно разозлившись, вперемешку с матами, он резко поворачивается к нам и показывает то, что ему приходит в ответ: махание руками типа «привет» и идиотская улыбка на лице.
На стоянку вышли на большую поляну между двумя приточками, а за кедрами шел сильный дождь, заслоняя стеной тумана реку, горы, выступающие из деревьев, и серое небо. Его крупные капли серебрились от тусклого света, разбивались о землю и терялись в траве.
3 день. «Не кричи на рюкзак, он тебе покушать несет».

Моросящий дождик, сглаживал яркие краски и границы, покрывая все вокруг серым туманом. Мы, как тройка, вышли немного раньше. Поддерживая хороший темп, к несчастью, пытающимся нас догнать единичкам, мы все больше отдалялись от зеленых склонов, открывая впереди серые отвесные вершины, угрожающе стоящие на фоне пасмурного неба.
Я, конечно, изо всех сил пыталась фотать, и даже для этого прицепила себе на грудь фотоаппарат, но сие неважное во время перехода занятие здорово отодвигало меня от начала группы.
К обеду мы были уже на солнечной открытой стоянке, и начинали готовить суп. К окончанию нашей трапезы, подтянулись единички и сменили вахту у костра.
Тучи в это время собрались над головами и решили устроить ливень. На одном из привалов, натягивая рюкзак, Дима высказал что-то очень не лестное в адрес его веса. И Руслан выдал:
- Не кричи на рюкзак, он тебе покушать несет
Тут же, следом родилась еще одна фишка дня:
- Кого мы имеем один раз, а он нас каждый день, - ответ был очевиден, но фраза зарекомендовала себя как загадка.
Вскоре мы начали подтягиваться к озеру. Расположившись между склонами, его бирюзовая гладь отражало все облака, покрываясь мелкой рябью от легкого ветра. Сбросив рюкзак на большой хвойной поляне, на берегу, на длинном бревне я увидела молчаливо сидящую группу. Заметив меня, Саша, молча, подвинулся и я так же молча села.
Поляну, на которую мы стремились, уже заняла группа из Новосибирска. Но нас это даже не смутило, и они вроде тоже были не против. Начали ставить палатки и готовить ужин. Но Новосибирцы не знали, что через часик придет еще 20 человек, а все, поздно.
Операция по вылечиваю мозолей. У меня рука с трудом поднималась обработать их перекисью водорода. Зато Дима мне здорово помог, прижимая ватку к открытой ранке. Окружающие с сочувствием на меня поглядывали и удивлялись, как я умудрилась в модных носках и Соломонах натереть ноги. Сама бы знала.
Пришедшая единичка тут же отправилась за дровами. Тяжело всем, особенно Витале. Он сразу понял то, что происходит, совсем не похоже на базу отдыха, да и надежды на возвращение обратно в деревню были тоже безжалостно разбиты. Еще из города он догадался прихватить водку в стеклянной бутылке, а дядя его предусмотрительно снарядил веревкой.
Вечером придумали удочки. Это просто такие палки с лесками. Половина умудрялась на них поймать хариусов, вторая половина бегала по поляне в поисках мух.
Смеркалось. Все начали группироваться возле костров, а мы с Надюшкой залезли в палатку. Настроение располагало забиться куда-то под спальники и двигать философские мысли.
4 день. Бегом из бани или дневка

Я все еще пользовалась преимуществом дневки, в то время как Антонио с Сашкой ушли в 6 утра на рыбалку. Похоже, я явно не фанат ловли рыбы. Зато выяснилось, что рыба так рано не клюет, поскольку чуть позже единица легко наловила на уху. Проснувшись, Руслан что-то спошлил по поводу моего вечернего отсутствия.
А все началось с Надежды, которая брызнула на меня водой из кружки. Всем стоящим вокруг идея очень понравилась, и вспомнили про праздник Ивана Купалы. Таким образом, вскоре уже все смеялись, бегали по берегу, босиком, мокрые, с ведрами и кружками. Рая утешала, что чем больше нас обольют, тем меньше у нас останется грехов. В общем, после ведра Руслана можно меня условно считать ангелом. И по доброте душевной, я не могла не оказать помощь ближнему, в результате ведро воды прилетело и Рае. В это время на костре единички мокрые дежурные творили уху. Конечно без наших советов и лука, уха вообще бы не получилась. И у нас был второй завтрак.
Голубое озеро отражало небо, солнце, облака и искажалось рябью от легкого ветра. Солнце сушило одежду, а в это время можно было молча смотреть на белые вершины, щурясь от яркого света. Все дается по частям, складывается общую картину и вызывает впечатления, открывает новое, позволяет терять старое. Частичка мира может как раз стать тем, чего очень долго не хватало и без чего картина была лишь набором цветов.
Неподвижное наблюдение длилось не долго, его прервали сборы дров на баню. И натянув кроссовки на мозоли, я полезла, вместе со всеми, наверх. Следующий час-два все 25-ть человек друг за другом стаскивали длинные лесины со склона. Это было отличным примером коллективного труда, и вскоре куча дров была благополучно зафотана и распилена. А еще строили каркас, выкладывали камни, жгли костер, собирали траву – и все ради бани! Даже не стоит говорить, насколько баня в походе является кстати. Эти редкие ощущения чистоты, длящиеся так не долго, приносят намного больше радости, чем душ каждый день по утрам. Перемыть всех в одной бане оказалось можно, только быстро. Необходимым пропуском в баню были снятые штаны. Первыми были мы – девушки, и о словами: «Быстро - быстро выходим!», «Держите выход!», «Первые пошли!», «Еще много народу!» и пр. Руслан командовал нашим мытьем. В результате получалось, что, согревшись, мы выбегали по очереди в озеро, оттуда так же очень быстро выбегали на берег, мазались мылом-шампунью, заныривали под полиэтилен, запинаясь о камни печки, прижимались от горячего воздуха и снова выбегали в озеро. Эти все операции проделывались очень быстро и, не успев понять, что произошло, мы уже стояли в теплых куртках и наблюдали как допариваются оставшиеся. Это все фоталось засевшим на берегу Костей, как существенное событие или может просто потому, что все бегали в купальниках.
Загул с Надей весь день собирали и сортировали заброску, которую мы должны будем донести пятерке, а завтра группа Загула пойдет с нами под Абыл-Оюк. Сквозь сон лишь помню, что у нас долго разговаривали Рая с Галей, поскольку Руслан занял место Раи в их палатке. Не дождавшись, Рая ночевала с нами, а Антон долго сожалел, что она не спала рядом с ним. Ха, тоже хотелось спошлить по поводу отсутствия Руслана.
5 день. «Из-под облака»

Яркое солнце пробивалось сквозь ветки кедров и блестело на бирюзовой воде озера. Мои надежды на заживление мозолей за дневку совершенно не оправдались, и это ясно почувствовалось, одевая ботинки. И пока собирали лагерь, я делала слабые попытки привыкнуть – наматывала круги по поляне. Но это меня, похоже, не спасло и, видя выражение моего лица на привале, все сочувственно поглядели и, чтобы морально поддержать, сунули таблетку анальгина.
На привале после курумника нас догнала единичка, делая свою радиалку.
Дальше по очереди обнимались, желали удачи, разлучили Костю с Оксаной и разошлись в разные стороны, мы – с тяжелыми рюкзаками вверх, а единица – куда-то дальше в радиалку. На последней стоянке с деревьями, необходимо было заготовить дрова с собой на вечер, пообедать и выполнить обещание, данное Русланом декану механического факультета. Повесить табличку на женщину, выстроганную ими из дерева много лет назад.
На обед у нас был взаимовыгодный обмен с группой Загула, мы с ними делились чесноком и салом, а они с нами шоколадом. Кстати, со сладким у нас было по началу очень печально. На вопросы единички: «что у вас к чаю?», мы грустно отвечали, что «у нас к чаю только чай» и они нам сочувствовали, а потом начинали подтаскивать то карамельки, то кусочек халвы.
Вскоре загрузив группу Загула дровами, мы стали приближаться к серым камням, каждый шаг становился все тяжелее, трава все меньше, цветы реже, ветер сильнее, а снег ближе. Маленькие ручейки разрезали крутые подъемы и стремились добежать до озера. Они меняли серый лед на цветы и траву, а мы наоборот. Дойдя до привала, оказалось, что немного не на тот хребет мы движемся, и в следующий переход направились резко вправо. Позже вдалеке заметили большую группу людей. «Это наши!». Поняв, что где-то там, в несколько сотен метров, идет Оксанка, Костя воспрял духом, в надежде, что смог силой мысли осуществить встречу с женой.
- Попрощались же, хватит. И так скоро будет темно, - и, помахав руками, мы разворачиваемся и идем дальше.
Трава превратилась в отдельные островки зелени между камней, сильный ветер продувал открытую каменную местность, мы сидели кучкой за небольшой сложенной каменной стенкой и ждали руководителей. Встали на лагерь немного дальше, между двумя озерами с белой, илистой водой. Места были расчищены для палаток, которые мы дополнительно огородили камнями. Вокруг то и дело шуршала сходящая лавина или грохотал камнепад, облака спускались все ниже, закрывая собой уже близкий ледник, белые вершины кутались в этом тумане, позволяя верить, что к нам приближается само небо.
Мы сидели, на серых камнях, окруженные со всех сторон туманом, сумраком и заходящим солнцем. Казалось, оно терялось за горами, напоминая о себе лишь розовым оттенком низких облаков. Завтра мы уже будем по разные стороны хребта, а сегодня поем песни и наблюдаем за огромным пространством вершин перед глазами.
- А давайте с тройкой передадим письмо пятерке! – предложил Загул и взялся за карандаш. Конечно, он не дал прочитать то, что так долго писал, а на верхней стороне изобразил марку в виде кружки пива с помощью Димы и предварительно заполнил строки: кому – Кардаеву, куда – на слияние Карагемов, откуда – из-под облака. В это время Галя писала письмо Насте, чтобы передать с единицей.
6 день. «Плыл-па-городу-запах-сирени-и!..» или перевал Абыл-Оюк

подходы к пер. Абыл-Оюк (1Б) подходы к пер. Абыл-Оюк (1Б)
Поскольку перевалы берутся утром, то в 6 утра мы уже под рюкзаками двинулись на ледник. При первых же шагах по грязному льду, я активно начала скользить под уклон вниз. Руслан, видя эту картину, посоветовал:
- Приедешь в город напиши на сайт Саломона, какие у них плохие ботинки, гы!
А Галя поменялась со мной длинным ледорубом. Так же скользила сзади Надя, окруженная помогающими ей парнями.
Утренний туман прятал громады вершин и касался самой земли. Даже подойдя к перевалу Абыл-Оюк(1Б), мы застали лишь серые пятна облаков. Но совсем скоро, над головой появилось голубое небо и открылся скально-ледовый перевальный взлет. Первые метры подъема дали понять, что это будет не так легко, как казалось. Мелкие камни, насыпанные поверх льда, под нагрузкой шага постоянно сползали вниз. Получалось, что поднимаясь выше, оказываешься только ниже. Представлялось, что по снегу, который лежал рядом, идти будет проще. Но легких путей не бывает, и тот самый снег под ногами тоже проваливался чуть ли не по пояс. Руслан в поиске обхода направился на скальники левее и, вскоре пожалел об этом, возвращаясь обратно. Казалось, подъем длился так долго, и было невероятно, что он скоро кончится. Но вот уже край снега сливался со светлым небом, а потом спускался снова вниз, оставляя наверху только достаточно узкий гребень. Перед глазами оказались все облака, которые раньше были где-то наверху. Прошлые сложности были уже где-то позади, да и вообще то, что дает такие ощущения вовсе не сложности, а просто путь.
«В это время еще только все на работу просыпаются, а мы уже взяли перевал», - высказали мысль. Действительно, приятно ощущать, что время не прошло мимо.
Сгрузив заброску для пятерки, единичка начала спуск обратно по веревке. Пожелания удачи, силы, осторожности, объятия и настоящее беспокойство, особенно когда мы увидели, что неподалеку от спускающихся прошуршала лавина. Руслан, в это время, взявшись за веревку, пробивал ступени в снегу, сквозь твердый наст. Времена года, как и любое время, понятие относительное, и стоя по колено в снегу, кутаясь от ветра, сложно было поверить, что где-то внизу деревья, тепло и цветы.
Вскоре мы уже сидели под перевалом, с чувством чего-то сделанного. Антонио с Сашкой еще спускались, перекидывая что-то красное периодически вниз. «Топор!» - воскликнула Галя и начала разворачивать рюкзак. Руслан в это время довольно потирал руки, типа, косяк, Галя попала. Но топор оказался на месте, а то, что летело с перевала, было другим совершенно новым топором.
Всю дорогу Руслан напевал строчку из попсовой песенки:
- Плыл-па-городу-запах-сирени-и-и, да-а-а-чевож ты была-а-а красива-а. Я тва-а-а-и обнимал колени-и-и-и и-и-и су-у-удьбе гаварил спасиба-а-а, - дальше никто не знал, но и этого хватило, чтобы стать хитом похода.
Мы уходили, оставив позади нагромождение ледников, скрытых в сером облаке, проваливались в снег и подпевали: «Плыл по городу запах сирени..». Обед был на камнях у ручья. «Бесполезная лапша», залитая кипятком, сделанным на газе. И поиски тропы…
После брода ниже по течению вдоль правого Карагема вышли на большие стоянки. А еще задолго до этого у Кости сломалась чашка. Конечно, никто не сомневался в Костиной силе мысли, особенно после солнечных очков. И на этой стоянке для него уже лежала новая тарелочка. Руслан его все-таки убедил не игнорировать «помощь с выше», рассказав совсем даже не пошлый анекдот. Дальше был найден небольшой помятый алюминиевый тазик, если его перевернуть похожий на шляпку с полями. Конечно это самый нужный подарок в походе, а если и не пригодится, то будет весело. Решили мы и взяли с собой для Лены.
Стоянка под большим кедром, Костино с Русланом дежурство. Сегодня заметили, что сало испортилось и его можно уже просто выкидывать. Саша в очередной раз высказал все, что думает о своей роли завхоза:
- Руслан, я тебе это еще припомню!
7 день. «По газонам не ходить»

Возвращение в лето, это чувствовалось в зелени деревьев, в траве, в блеске солнца. Мы спускались ниже, ледники белели снова где-то на недоступном горизонте. Еще до обеда дойдя до стрелки Карагемов, мы уже сидели на болоте, окруженные горельником и ждали разведку. Наверняка стоянок было не так уж и много, и мы успели посидеть, полежать и даже завести какую-то беседу.
Брод через реку, которая рассыпалась по большой каменной равнине на множество приточек. Коллективная фотография напротив длинной нитки водопада и тропа в кусты. Стоянка была среди высоких деревьев, создающих тень от солнца, на земле лежали хвоя, шишки и множество сухих веток.
- У нас есть одна проблема, - заявил Руслан – столько дров мы не сожжем!
Действительно, за дровами совершенно не нужно было никуда ходить, максимум протянуть руку, сидя на бревне. Другой проблемой было то, как нас найдет пятерка в этих зарослях. И мы развесили каски и накидки рюкзаков на равнине.
Изредка среди хвои и шишек торчали веточки еще маленьких деревьев. И после обеда, Сашка, от нечего делать, обложил камнями одну из них. Его обозвали романтиком, но идея понравилась. Вскоре вся группа кружилась вокруг этих росточков с охапкой камней. В результате получилось подобие клумбочек, и место назвали дендропарком. Как и в любом парке должны висеть таблички и вскоре Галя нацарапала на коробке из-под сигарет лозунг: «По газонам не ходить!».
- Наши придут им понравиться, да и Ленке ко Дню Рождения,- Руслан взялся за топор Мэлмана, разгрузив Костю двумя гвоздями на 60. С тех пор Костя в надежде всем предлагал куда-нибудь еще использовать гвозди на 60. С трудом обрубив лишние ветки на дереве, чтобы освободить место под табличку, Руслан понял, что чехол на топоре все-таки был лишним. Да, не везет Мэлману.
К вечеру стало ясно, что каски в сумраке пятерке уже не помогут, и отравились на открытое место жечь костер.
8 день. Собрание турклуба или День Рождения Лены

Ощущение, что несколько дней меня били ногами, не покидало все утро, и я лениво передвигалась по поляне. Все предыдущие дни, с рюкзаком за плечами, очень часто вспоминали нашу пятерку, но сейчас мы их ждали.
- Они наверняка не пошли ночью и остановились на лагерь, а утром должны прийти, - были предположения. Которые вскоре оправдались.
- Наши пришли!? – и мы дружно начали выбегать из кустов. Увидеть своих после нескольких дней похода, далеко в горах, слегка изменившихся и необычных. Обгоревшие, усталые, но улыбающиеся и немного серьезные лица. Каждый из нас через что-то прошел за эти дни, а у них маршрут сложнее, опаснее. Наперебой обнимались, расспрашивали, рассказывали. Про Абыл-Оюк, единицу, дорогу к Шавле, а у них вершина Актру, падения в трещины, ночевки в зиме.
Чуть позже, Руслан по-тихому отозвал меня в сторонку и дал указания по приготовлению торта: «Твое печенье и сгущенка у Кости». Гале нужно было найти цветы и сообразить венок на тазик. Вооружившись полиэтиленовыми мешочками и самой большой чашкой, мы с Костей отправились прятаться на берег к реке. Пока тщательно ломали печеньки - разговаривали, в походе редко получалось поговорить. Закончив с печеньем, мы начали думать над способами укладки и размешивания. Сначала я принесла одну тарелку, потом еще одну, а потом искали масло, и пришла на помощь Галя. Мы сняли с куста каску, сложили все в нее и засунули в воду. Миссия выполнена!
Саша выполнял свои обязанности завхоза, пересортировывая продукты и в очередной раз обещая отомстить Руслану. В это время Петр Иваныч, как завхоз пятерки, перебирал заброску, которую притащили мы. И с легкостью вычислил, что не донесли шоколад, сухари и спирт. Мы же в свою очередь вспомнили добрым словом ЗаГула, особенно после его письма, где он предусмотрительно отписался, что «если что-то не будет хватать, то виновата тройка». Делать нечего, отдали часть своего спирта.
Сегодня костер пользовался особым спросом. Пятерка два раза готовили обед, на радость вечно-голодному Тереньтосу. Но это было абсолютно бесполезно, сколько бы не варили, он все равно оставался голодным. Даже после этого он умудрился выменять у Антонио две карамельки на лимонную кислоту. А еще Дима Кардаев жарил в это время булочки. Глядя на пятерку, мы тоже решили не теряться и вклинили между обедом и ужином трофейную гречку.
- Весь Бийск каждый год ходит, не сговариваясь в одно и то же место, - подытожил Руслан, после встречи с группой Романа Кучина.
Ближе к вечеру Руслан засел в палатку с шариками и «шляпкой», аккуратно раскладывать ананасы и поливать торт шоколадным муссом. Вскоре все это было торжественно вручено Ленке:
- Вот это от твоей группы, - объяснил Руслан, показывая на шарики из перчатки с пятью пальцами.
- Это от нашей группы, - вручал Руслан надутые презервативы.
- А это от Загула (тогда мы еще так думали), - показал на маленький розовый шарик с надписью «Я тебя люблю». Дальше были такие же розовые носочки с цветочками от Загула, модные трекинговые носки от пятерки и самый романтичный и, на первый взгляд, бесполезный подарок – тазик с огромные венком из цветов. Антонио же все это время бережно держал торт с опавшим муссом, и по его довольному лицу четко читалось: «чтобы не происходило вокруг, главное мы его скоро съедим!». На последок измазали счастливую Лену шоколадом, по очереди по обнимали, пожелали счастья и приступили к еде. Дима разделил аккуратно на всех булочки, хвастаюсь – я ела булочки приготовленные рукой Димы Кардаева! А потом торт, поскольку он был сладким, то стал буквально мечтой похода.
9 день.«Вид с перевала Томич в книге самых красивых мест России»

С вечера для меня Антонио приготовил специальную мелодию звонка будильника. У нас была заведена традиция, каждый дежурный просыпается под свою музыку. Для Руслана пиликал Высоцкий «О друге», а Галю будило «радио России».
Напутственные слова пятерки, говорили о том, что ближайшее время нам предстоит пробираться без тропы через горельник, а Тереньтос напоследок попросил найти трофейную ложку, которую он затерял в Актру. Мы опять прощаемся. Немного жаль, но у каждого свой маршрут. Так всегда, но там, где-то далеко в обычной жизни все не столь ясно и просто. Объятия, пожелания удачи и мы скрываемся в кустах на горизонте.
Как и обещано горельник, карлушка и опять подъем. Перед глазами уже белеет нагромождение ледников, низкие облака и обгоревшие стволы сухих деревьев. Заставляя пробираться через заросли, карлушка замедляет подъем и штаны покрываются какой-то липкой грязью.
- Вот бы сейчас постираться, - высказал мечту Сашка.
- Вот будет «небесная стирка», там и постираешься, - запрет на разговоры о погоде был тут же нарушен.
От направления вдоль левого Карагема, мы резко берем вверх по левой приточке. На одном из привалов Галя находит нож.
- Галя, предохраняется, - посмеялась группа, ссылаясь на 2 топора на рюкзаке, а теперь еще и второй нож.
Как только начали забрасывать на себя рюкзаки, слышим предложение Гали:
- Никому больше ножа не надо?! – Мы обернулись и увидели у нее в руках третий нож!
- А если тут шли 2 туриста и оба потеряли свои ножи, - смеясь, предположили мы.
Но в это раз Галин нож взял Сашка в обмен на пару конфеток и сало. Цена вещей измеряется конфетами - старые ценности оказываются безнадежно потерянными.
Карлушка закончилась большой полкой с островками зеленой травы и облаками под ногами. Они мягко окружали лежащие внизу склоны, были сбоку и прямо над головой. Они прятали красные скалы, оставляя лишь подножья гор переливаться янтарным отблеском. Изредка среди ярко красных камней проглядывали островки белого снега и снова уходили в туман. Неизвестно откуда стекающий ручей, отражал в своей воде все окружающие оттенки. Мы подошли под перевал Томич (1А). Он с трудом выглядел на свою категорию, особенно по сравнению с рядом стоящим перевалом Кызыл-Кая.
- Обычно во всех отчетах пишут, что доходя до перевала Томич, все идут Кызыл-Каёй, категория та же, а выглядит на порядок проще, - объяснял Руслан, - мы сейчас тоже решим что делать..
- Идем Кызыл-Кая, сошлемся на погоду, Томич слишком камнеопасный и крутой - через некоторое время сказал Руслан, побегав вдоль сыпухи. А увидев наши глаза, засомневался:
- Или, все-таки, возьмем Томич?
Идем Томичем. Стараемся держаться середины. Под ногами сыпит, над головой стреляет. Уклон очень приличный, а облака медленно расходятся, пуская нас в перевал. Последние шаги самые сложные. И вот уже внизу красные склоны с белыми, спускающимися полосами снега и скрытые верхушки облаками. А с другой стороны, уходящие вдаль вершины и озеро. Было видно, как облака разделяли землю и голубое небо над ними. Сложно найти слова, чтобы хоть отчасти отразить то, что чувствуешь в такие моменты. Однозначные человеческие фразы только теряют смысл. Понять может только тот, кто тоже чувствовал.
- Вид с перевала Томич в книге самых красивых мест мира, - вспомнила Галя.
Турика не было, мы сложили свой, оставили записку и начали спускаться. Пока обедали перекусом, пообщались с группой из Питера и Новосибирска. Впереди перевал Эренбурга (1А), они с Томичем берутся в связке. Небольшой переход по плоскогорью и мы уже сидим у турика. Бледно желтые цветы усеяли серые камни и медленно раскачивались на ветру. Между плотных облаков прямо напротив, выглядывала вершина Купол – наша цель на завтра.
- Вот бы как-нибудь не теряя высоты до нее добраться, траверсом?! – предположил Антонио.
- Оставляй общаковские харчи, клубовский ледоруб, вторую страничку паспорта – в жопу, для опознания, и вперед! - поддержал эту идею Руслан. Антон передумал.
Затяжной спуск и сумерки. По дороге открыли для себя водопад. Немного не успеваем до запланированного места ночевки, но до реки Джело доходим. Встаем под водопадом и готовим на газе.
Сегодня мы набрали и сбросили более километра высоты.
10 день. «Кто предложил позвонить Мелману?» или летняя метель

Ранний подъем, сегодня много предстоит сделать. Солнце только начало напоминать о себе легкими сумерками, а ледники на горизонте особенно ярко белели в предрассветной темноте, мы завтракаем.
Первое, что нужно найти – это брод через неожиданно вздувшуюся реку Джело. Проверив несколько вариантов, Руслан вскоре показал нам место, где течение слабее, вода мельче, и пройти уже можно. И снова подъем, впереди перевал «Кзылташ»(1Б). Подходя к перевальному взлету, Костя немного разочаровался – он надеялся, что перевал был уже позади. Пасмурно, моросящий дождь, ветер бросает воду прямо в лицо, в воздухе растворились капельки тумана и мы ждем возможности пройти. Прижавшись к рюкзаку и накрывшись полиэтиленом, нет желания даже двигаться, кажется, любое движение принесет только тяжесть и мокрый холод. И тут Сашка оптимистично улыбается и смотрит на меня:
- Становится лучше, когда вижу, что кому-то сейчас хуже чем мне! – сказал он, а я злилась на свое лицо, которое наверняка отражало сейчас все, что я чувствую. Вскоре перевал немного открылся, и мы вышли, стараясь двигаться как можно быстрее. Благодаря предыдущим дням, я теперь знала что ожидать. Приближающиеся близкие облака, бледно зеленые островки и куча ледников на горизонте, не забирали внимания, оно было целиком направлено на подъем. Лишь изредка взгляд цеплялся за туманный горизонт, в надежде, что осталось совсем чуть-чуть. И вот, когда склон исчез, впереди открылось большое ровное пространство серых ледников, среди которых чернел маленький домик гляциологов.
Погода только портилась, а еще ведь вершину «Купол»(1Б) брать. Немного подъема вправо и на границе льда с плоскими шуршащими камнями велено было одевать кошки. Ровно сходящее вниз пространство розового льда и каменная вершина, на ней виднелись фигурки какой-то группы, которая уже начала спускаться. Туман все сильнее опускался к нашим головам, можно было протянуть вверх руку, и она тонула в сером мокром облаке. Приближались к вершине. Ничего не было видно, кроме завесы тумана и острых камней, торчащих в этой мокрой дымке. Здесь появилась связь. После нескольких дней похода, казалось, что все блага цивилизации совершенно далекая и лишняя вещь, но сейчас так хотелось позвонить домой. Лето и тепло той, уютной жизни, никак не совмещались с метелью на вершине, но почему-то даже и хотелось то лето оставить на месте.
«У меня все хорошо», «Передавай привет», «Я сейчас на вершине, тут есть связь» - то и дело слышалось со всех сторон.
«А давайте позвоним Мелману!» - предложил Саша. Стоило Мелману пожелать нам удачи, как ветер уже усилился, капли воды резко пролетали мимо, ударяли в лицо и кружили вокруг. Видимость совсем пропала, сырость пробиралась сквозь одежду, а дождевики резко развевались на ветру. Решили попробовать переждать. Галя, сидя на корточках за камнем, медленно раскачивалась, Сашка с Антонио под куском полиэтилена рассматривали карту. Я подсела к ним на камни, и меня накрыли полиэтиленом сверху. Сидя в ногах у Сашки я смотрелась пошло, но зато снег и вода ударяли о пленку и оставались снаружи, создавалось впечатление уюта. Антонио сполз ко мне, а там бушевал ветер, все сильнее шурша полиэтиленом. И вот среди этого шума, где-то издалека, послышался голос Руслана: «Под рюкзаки!». Я тут же оказалась снаружи, ветер бросал в нас снегом, дождевик развевался где-то на шее, куртка, промокшая насквозь, замерзшие и мокрые руки с трудом одевали кошки, и тут почему-то я поняла, что все это мне так нравится!
- Костя, посмотри вокруг, когда еще летом мы увидим метель! – Костя меня тогда не понял, с иронией глянул и все сильнее закутался с бесполезный дождевик. Видимость несколько метров, Сашка встегнутый в страховку с компасом впереди, за ним Руслан и след в след идем мы. Стоило чуть ошибиться направлением и можно выйти на каменные сбросы. Вскоре снег стал реже, вдали появился турик и ледник закончился. По морене мы уже буквально бежали, дрожали от холода и дружно выкрикивали песенку: «Там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится, там турклуб Ирбис проползет и ничего с ним не случится!». Вдали начал виднеться домик гляциологов, метель осталась наверху, скрывая вершину белой пеленой, а тут шел осенний моросящий дождь.
В домике мы кипятили на газе чай, нашли печенье, шоколад, сыр и ректальные термометры Мелмана. Это просто замечательная туристическая традиция оставлять что-то в домике. Холод только усиливался, мы дрожали под насквозь промокшей одеждой, продуваемой ветром.
- Остаемся тут ночевать? - спросил Руслан, но потом все же, решили спускаться дальше к теплому костру и завтрашней дневке.
Огромный каменистый кулуар с резким сбросом забирал полностью все внимание и оставшиеся силы. Через полтора часа мы были в альплагере. При всем стремлении двигаться, это получалось с трудом, ноги от долгого напряженно спуска отказывались перемещаться, но зато был костер, теплый и светлый. Попытки по очереди найти ложку Терентоса и ужин. Меня подкормили конфетами и шоколадом, зная, что значит сладкое для меня в походе.
11 день. Возвращение долга

Хоть и предстоял ненормированный подъем, но спать до вечера не вышло. Уже ближе к обеду я была разбужена на завтрак, который совершенно не воспринимался организмом. Солнце на этот раз дало шанс высушить насквозь промокшие вещи, и мы им сразу же воспользовались. Поляна оказалась поперек увешана веревками, на которых болталось все содержимое восьми рюкзаков. Лучи солнца пробивались через хвою и прыгали на наших лицах, земле и траве. А мысли сводились только отдыху и желанию как можно лучше его использовать. Вскоре собрались сходить в альплагерь, заказать баню и может что-нибудь купить. У Кости была миссия – вернуть очки, а у меня выбор между матрасничеством и любопытством.
Альплагерь представлял собой набор домиков и полян под палатки, мостики через ручьи, широкие тропы и автомобильные дороги. Альпинисты отличались от туристов наличием базового лагеря, куда после взятия вершины они могут спокойно вернуться. Посреди, стоял памятник погибшим сноубордистам и аккуратно разложенные на кучке камней вещи, ботинки и каска с надписью: «Он пререкался с инструктором». Именно тут Костя весной позаимствовал очки, вместо тех, которые оставил дома и сейчас торжественно исполнил обещание их вернуть.
К вечеру нас ждала баня, хотя, думаю, мы ее ждали куда сильнее. А пока мы валялись на кариматах, мимо нас протопала группа детей, идущих тройку под руководством Кучина. Они уже выходили в степь, дабы намотать недостающие километры. Мы им пожелали удачи, они нам хорошей погоды, и тут девочка в конце группы ляпнула:
- Погоды… такой как нам вчера! – и пока до нас доходил смысл этой бестактной фразы, она уже скрылась за поворотом.
- Знали бы вы, где мы были в такую погоду, - сказал Руслан уже больше самому себе и нам.
Чуть позже мимо нас пробежала группа с очень странным вопросом:
- Как пройти на Купол? – спросил парень в сланцах и шортах, догоняя девушек в купальниках. Отходя от удивления, мы им автоматически показали: «Туда!» и тут же представили наш вчерашний день.
После бани, мы узнали новость:
- Домик гляциологов у голубого озера занят. Говорят, там трое опытные альпинисты, остальные не очень.
И тут сначала начали строить планы по перехвату домика, но потом решили, что можно палатки и рядом поставить, в конце концов-то.
Перед тяжелыми днями поступило распоряжение вытащить неучтенку, дабы избавиться от лишнего веса. В результате ели ужин с настоящей Костиной тушенкой, а я нашла свой зефир, который был мало похож на зефир, зато сладкий.
12 день. «За хороших людей на тропе»

Яркое утреннее солнце, на его фоне голубое небо начинало терять свой цвет, приобретая белый оттенок. По плану около полукилометра набора высоты до обеда и тренировка на леднике. После всего, что было, сегодняшний день даже не обещал быть сложным. И мы начали двигаться вверх вдоль реки Бол. Актру.
Тропа вилась между огромными каменными осыпями, на удивление подъем давался не просто или может я как-то плохо себя чувствовала. Наверняка это горняшка, конечно, в горах любое недомогание или слабость объяснялась горняшкой. Галя с Тереньтосом уже решили, это настолько универсальный диагноз, что им можно объяснить даже беременность.
Пройдя «Бараньи лбы», почти у входа на ледник нам на встречу, очень бодро пролетела какая-то группа. Судя по тому, что они шли с Голубого озера мы поняли, что это и есть те самые альпинисты.
- Вам еще чуть-чуть осталось подниматься, - поделились они, и во мне поселилась надежда, что и вправду значит не далеко.
Ледник насквозь продувался ветром, а мысли совершенно отсутствовали. Избавление от всего лишнего, всего надуманного. Тут проходит четкая грань между важным и не важным, нужным и бесполезным, добром и злом. Все, что раньше было проблемой, сейчас теряло всякий смысл.
Последняя морена и мы перед голубым озером, хотя на вид, я бы сказала зеленое. Маленький желтый домик и разложенная вокруг куча всяких вещей. Мы же сразу воспользовались нашим запасным вариантом – начали ставить палатки. Вокруг льды сползали ровным слоем вниз, возвышались со всех сторон и казались еще острее и белее на фоне темно-голубого неба.
- Давайте к нам пить чай, - пригласили нас соседи по домику. Сначала мы скромничали, а потом взяли свою шоколадку, сало и кружки. Но угощения только чаем не ограничились. Во-первых, это был чай с лимоном!, во-вторых был салат из свежих! огурцов!! с черным хлебом!!! Пока ели наложенные колечки огурца на хлеб, мы познакомились с Женей. Он удивлялся нашему рациону на консервантах и сухопродуктах, а еще больше, как мы на этом идем. В это время легким движением руки шоколадка оказывается у меня. Под ярким солнцем она очень растаяла, и пришлось ложкой черпать ее из фольги, не обращая внимания на то, что уже руки и лицо были полностью вымазаны шоколадом.
Начали собираться для тренировки на ледник. Видя это, Женя посоветовал, что самострахом удобнее пользоваться, когда к нему привязан прусик. Сашка заценил совет.
Солнце, легкий ветер, а мы прыгаем по леднику в связках через промоины. Учимся ходить в кошках и выбирать веревку, зарубаться ледорубом и организовывать перила. Смеркалось. Мы сняли кошки и ушли в лагерь.
После ужина соседи снова пригласили нас к своему столу на чай, с медом. И тут моя группа рассказывает:
- У нас девочка без сладкого страдает, - все сочувственно посмотрели на меня, а Женя исчез в домике и вернулся со сникерсом. Эта шоколадка побывала на вершине, и мне было как-то сначала неудобно, но природная скромность была безнадежно забита походными инстинктами. На мое предложение поделиться откликнулся Паша(?), наш новый знакомый из томской группы, но его тут же призвали к джентльменскому долгу. Тогда он достал из кармана «барбариску»:
- Она тоже была на вершине, - и вручил мне. По советам, я сохранила ее на память.
По ходу разговора узнали, что они завтра собираются на ту же вершину что и мы, только мы с полной выкладкой. Еще я узнала, что Женя был в Тибете, да и вообще он много где был уже, не зря же кмс по альпинизму и томский спасатель.
Серые вершины окрашивались розовыми закатными лучами и казались умело нарисованными. А завтра ранний подъем и сложный день.
13 день.«Бывший лучший друг Руслан топчется на моем самострахе»

Выйти нужно рано, а дежурным встать еще раньше. После настойчивой мелодии будильника, сквозь сон я решила, что это похоже какая-то ошибка, ведь на улице еще темно. Но шум Кости на улице разочаровал и заставил выползти из палатки.
Подъем в перевал «Контейнер»(1Б). Уже представляешь, что ждать и представляешь, как все будет, даже известно чего будет стоить каждый шаг. Голубое небо, яркие вершины, сыпуха, немного правее, скрип плоских камней от каждого шага и высота. Пространство, огромное, настолько, что невозможно охватить взглядом, осмыслить. Только когда сидишь на перевале, понимаешь насколько это важно, важно оказаться тут. Мы несем свою суетность и свое тщеславие, свои маленькие надежды, свое одиночество и жажду любви, и кажется нам, что близость к небу дарует величие нашим стремлениям, но горы к нам равнодушны, они не приносят счастья своим существованием, и наши маленькие надежды теряются, растворяются в низких облаках и отпускают нас в одиночестве на равнину.
С перевала видна отчетливо вершина «Кзылташ»(1Б). Еще немного подъема и траверс по гребню. Памятник Галине Афанасьевой служит молчаливым предупреждением, заставляет помнить, знать, быть осторожней. Внизу перевала виднеются наши новые знакомые с голубого озера. Мы не ждем их и начинаем подъем на вершину. Резкие отвесы, практически свободное лазание, немного кружится голова от осознания высоты под ногами и ширины уступов. Дальше предстояло выходить на ледник, на узком уступчике одеваем кошки. Долго, одновременно это делать нет возможности, приходится по очереди. Резкий снежный взлет и мы на гребне. Необходимо организовать перила для страховки на траверсе и Антонио занялся вбиванием ледоруба и навязыванием веревки.
В это время нас догоняют четверо из томской группы. Улыбаясь и благодаря нас за ступеньки они быстро залетают на гребень. В руках по паре альпеншток, без кошек и касок. Видя их простое и веселое отношение, сразу стало все тоже как-то легко и просто.
- Ма-ла-дци! Безопасность превыше всего! – оптимистично обнадежил Женя и пролетел на гребень, где мы возились со страховкой.
- Так, ребята, лицом по склону, палочками зарубаемся, и аккуратненько проходим, - советовал он своей команде, в то время как сам в отвесном снежнике выбивал ногами вертикальные ступеньки.
Мы, молча, наблюдали, опустив в руках ледорубы. И даже Антонио перестал делать страховку. В это время они уже были на другой стороне.
Постояв так некоторое время, Руслан велел дальше вешать перила. Женя же уже был снова у нас и раздавал всей нашей группе орешки, а мне пообещал на вершине шоколадку.
- Я вас тут, подожду, мне для личного самоудовлетворения хватит, я дальше не пойду, - рассуждал Саша(?), четвертый из их группы, который все еще стоял с нами.
- Сейчас ребята натянут веревки, по их страховке и пройдешь, - убедил его Женя.
Пока они надевали беседку, через некоторое время мы слышим:
- Бывший лучший друг Руслан топчется в кошках на моем самострахе! – и действительно Руслан запрыгал в поисках Жениного самостраха под ногами.
Перила были готовы, и мы начали по очереди двигаться по гребню. В это время двое из томской группы, которые уже были на той стороне, пробирались через второй снежник. Видя, как они карабкаются выше пояса в снегу, Женя предположил:
- А мы сейчас с другой стороны по камням обойдем, - и сунулся чуть ниже на отвесные скалы.
- Нет, мы туда не пойдем, - тут же передумал он, - Зато они нам сейчас натропят!
Пройдя по готовым ступенькам, мы оказались на небольшом каменном склоне, вершина уже близко, несколько шагов и выше уже невозможно. Хребты, на которые раньше смотрели снизу вверх, теперь были где-то под ногами или прямо напротив и темно-голубое небо. Стоит лишь проявить силу воли и горы пускают тебя в свой мир, и если уметь чувствовать, открывают намного больше, настолько, что оставляешь там часть себя.
Галя, как обычно писала записку, а мы устроили фотосессию. Появилась связь и Руслан отзвонился в Бийск, и заодно поведал Васину о его племяннике с веревкой, стеклянной бутылкой водки и несбывшимися ожиданиями. Мы же жевали орешки и обещанную шоколадку, которыми нас угощали томские друзья. И пока был под руками блокнотик, обменялись телефонами и адресами, чтобы можно было общаться там, внизу.
Надо спускаться, впереди поиски спуска с Контейнера и перевал Учитель. Женя нам помог бросить веревки, и уже скоро мы были снова на перевале. Начали прощаться, ведь спустившись с Контейнера, как планировали, вряд ли больше встретимся. Приятно общаться, приятно встречаться на тропе, приятно вместе идти. Мы стояли на перевале и смотрели, как они слетают вниз, разворачиваясь зигзагами в разные стороны.
Руслан с Сашкой ушли на разведку спуска. Серые тучи со всех сторон обступили перевал и вершину, принеся ветер и моросящий дождь. В такой ситуации двигаться не хочется совершенно, кажется, становится еще холоднее, когда задеваешь руками за мокрую внутреннюю поверхность ветрозащитки. Дождь превратился в крупный град, который сверху ударялся об каску и отскакивал в сторону. Разведчики не возвращаются. Становится немного теплее, когда поешь песенки и прыгаешь на месте.
Через час Руслан принес новость, что спускаться дальше мы не будем и возвращаемся на голубое озеро. Конечно, они там что-то и приглядели, но для такого спуска нам не хватит, ни веревок, ни опыта. Заодно захватили записку с перевала Значкистов.
- Это первая радилка с полной выкладкой! – посмеялся Сашка.
У самого озера нас снова догнал град, а томичи по-тихому в это время собирали вещи. Встретили нас очень весело, а когда град усилился, предложили переждать в домике. И мы туда дружно забились, пили чай и ели хлеб с салом. Странные все-таки эти люди туристы, внизу ведь редко встретишь подобное гостеприимство и простоту. А пока сидели, удивлялись нам, девушкам, в походе. И Галя рассказала про график ходьбы:
- 45 минут работаем, 15 минут перерыв, а в перевал вообще 2 часа без остановки бывает.
- Тяжело будет Галиному мужу с такой сексуальной жизнью! – заметил Сашка,- 45 минут работаем, 15 перерыв, а если перевал…!!!
Спускаемся в альплагерь на «Сачки». Дождь идет с нами. По приходу достаем заранее спрятанные лишние продукты и ставим лагерь. Я уже давно, с зимнего похода, зарекомендовала себя как Стич, и фраза «Ты Ленка прикольная!» или «Стич!» уже не удивляли. Галю дразнили песенкой: «Нэси Халя воду! Карамысло гнеца!», но это тоже ей было привычно. Но сегодня, сидя у костра Антонио заметил:
- Знаете, на кого похожа Галя?! Помните Матрицу, негритоска там была?
- Пифия! Старая толстая негритоска!! – подхватил Руслан, - «Галя, толстая негритоска!!»
- Куда лучше засыпать в палатке, представляя, что рядом спит не молодая девушка, а старая толстая негритоска! – с энтузиазмом продолжал Руслан.
- Я теперь понял, почему Галя так легко переносит наши пошлые шутки, она научилась выходить, перезагружаться!! – ползая от смеха, высказали идею.
- А Ленка съела не ту таблетку!
Завтра берем недостающий перевал «Учитель»(1А). Все самое сложное и потрясающее мы сделали.
14 день. «Глаза боятся, а деваться некуда!»

Подъем поздний, яркое солнце, не спеша собираемся в радиалочку на перевал, а я бегаю с фотоаппаратом за мышками и бурундучками. Вскоре в гости подошел Женя. Попили кофе, пообщались и перед тем как уходить, Женя протягивает мне целый пакет всяких орехов: миндаль, фундук, кешью, арахис.
- Это вам на перевал, - говорит он.
Пока я терялась и стеснялась, Руслан быстро спас ситуацию. Легким движением руки слегка меня отодвигает, хватает пакетик и душевно произносит: «Спасибо!».
Подъем достаточно крутой, но по тропе. Внизу паутинка реки, уходящая вдаль степь. Когда поднимаешься на уровень вершин, достигаешь какой-то другой объемности и глобальности, вершины становятся ближе. Совсем иначе смотришь на степь и уходящий вдаль горизонт, покрытый легкой дымкой. Перевал, широкое ровное пространство. Сходили посмотреть на перевал Контейнер со стороны не получившегося спуска, еще раз убедились в правильности решения вернуться. В тему родилась пословица: «Глаза боятся, а деваться некуда».
Сходили к турику и вместо перевальной записки нашли 100 рублей. Галя написала шуточный ответ, в котором предлагала вернуть деньги, если владелец назовет порядковый номер купюры. Думаю, это условие позволяло спокойной потратить сотню на пиво, и забыть про нее.
Мы опять наслаждались моросящим дождиком, похоже, это традиция района – устраивать дождь после обеда. Обедаем «бесполезной» лапшой, ведь почему-то в походе, она кажется особенно съедобной.
Чуть дальше от нас устроились еще какие-то люди, которых мы обогнали при подъеме. Девушке там было явно, не очень комфортно, судя по ее синему выражению лица, ну мы и решили угостить их горячим чаем. Галя же ловила свой чай ложкой из тарелки.
Скоростной экстрим - спуск или бег по пересеченной местности и мы снова в лагере. После ужина пошли в гости к томским друзьям. Они стояли ниже по течению, практически рядом с базой. Мы успели вовремя, поскольку трое из них, вместе с Женей, собирались уходить снова до Голубого озера, чтобы утром взять вершину Актру. Нам предлагали посидеть с ними еще денек в альплагере, а потом спуститься по степи на машине. Но, мы честно решили пройти свои запланированные километры. Опять прощаемся, на этот раз окончательно.
После, с нами у костра сидела оставшаяся часть группы. Руслан делился походными байками с пожилым альпинистом, а я нашла собеседников на философские темы. Нельзя отступать от цели, чтобы ее добиться, ведь где-то она уже начала осуществляться. А то, что мы находим в горах никто не знает, это невозможно объяснить, так же как невозможно убежать от себя. Мы можем проклинать холод и сырость, материться на подъемах, бояться высоты и когда все закончится - мечтать об этом. Это непонятное чувство, усиленное страхом не смочь, не выдержать, сорваться. Но оно только укрепляет желание, и обесценивает все легкое.
15 день. «Теперь ты должен ее съесть!»

Собираемся выдвинуться в степь. Особо торопиться некуда, и мы медленно собираем вещи. По совету Кости, я зафотала сломанное камнем дерево, ну так, для устрашения всех в городе. Вскоре мы уже стояли под рюкзаками, а где-то в кустах бегали мышки. Я, по привычке, схватилась за фотоаппарат и начала зумом ловить этих животных. Руслан же, чтоб не повадно было им бегать прям под ногами, решил разогнать, и, совершенно не глядя, запустил в кусты с мышками камень.
- Да ты убил ее! – удивленно сообщил нам Дима, подойдя к тому месту. И тут мы выпали смеяться, нет, мышку нам было очень жалко, но какова вероятность попасть, не целясь, в кустах, в мелкий движущийся объект?!
- Теперь ты должен ее съесть! – как можно серьезнее заявил Костя, - Иначе мы решим что, ты убил ее в целях самозащиты!
Начали очень быстрый спуск. Бежать по дороге было не сложно, и уже к обеду мы были в месте запланированной ночевки. Еще можно вовсю дальше пересекать степь.
Вершины провожали нас холодным взглядом белеющих на горизонте ледников. Мы были там, мы стояли вон на той вершине, но сейчас они казались такими недосягаемыми и невероятными. Возвращаясь по пыльной дороге домой, можно чувствовать себя героем и в то же время понимать, насколько мал твой подвиг. Однотипная степная дорога изматывала, хотя, сначала казалась самым легким участком. Подходя к ручью Чичке, Косте удалось созвониться с Оксаной. Сегодня мы встретимся с единичками! Они всего в паре часах ходьбы от нашего места. Сидя под деревьями у ручья, чувствуешь, что с каждым шагом приближаемся к тому миру, в котором уже начинаешь забывать, как жить.
Чуть выше по течению, на большой поляне начали разбивать лагерь, готовить обед и выглядывать единичек.
Идут! Загоревшие, осунувшиеся, но радостно обнимающие нас. Прошло нет, не несколько дней, прошло очень много времени, настолько много, что успеваешь измениться.
- Мы всю дорогу с Надей и Мишаней, спорили, кто первый обнимет Леночку! – с улыбкой рассказал мне Саша.
Ужинали с твердым решением отметить встречу. Легкий дождик моросил над головой, а мы, сидя кругом у костра, рассказывали наши происшествия. Миша показал нам «МихАнтоСа» и мы убедились, что на палке можно играть мелодии. Это изобретение было названо в честь авторов Миши и Антона, а буква «с» в конце означало, что Сашка поделился частью своего каримата.
Дни, там внизу сливающие во что-то общее и серое, сейчас были окрашены впечатлениями и чувствами, происшествиями и трудностями, удивляясь, как все это могло вместиться в такой отрезок времени.
16 день. Пятерка

Заключительный переход похода. Горы белели, скрываясь за зеленой полоской степи. Большая толпа туристов шагает по степи. Для кого-то этот переход ассоциировался с похмельем, мы же с Оксаной и Надюшкой, взявшись за руки, пели песни. Надо насладиться последними часами похода, не стоит думать о том, как будет потом, потом вернется все то, что так безрассудно бросаешь в городе.
Прямо за мостом, начали становиться на лагерь. Ели, валялись на рюкзаках, грызли сухари, отмывались и спали. Легкий ветер сбивал яркое солнце, напоминая о прохладе гор. Можно было услышать то легкое, неуловимое, что обычно теряется на фоне чего-то большого, жесткого и теперь больше не важного. В горах оставляешь часть себя, чтобы потом обязательно за этим вернуться. А возвращаясь, оставляешь еще больше…
Люди! На горизонте какие-то люди! Мы в это время лениво валялись и спали на кариматах. Руслан убежал им на встречу. Наши томские знакомые? Пятерка? Да, нет, что им тут делать. Это пятерка! И тут мы все высыпали встречать их в поле. Точно пятерка! Очень рады видеть, обнимали и помогали донести вещи. Но что-то, же случилось, раз они тут. Почему сошли с маршрута?
- У нас пропала заброска в Джазаторе, - ответил Петя.
Слушали и рассказывали, а вечером устроили посвящение в туристы. Новички из единички, искали кружку со спиртом под спальником, давали клятву горам, а нас, меня и Костей, нарядили в беседки и каски. Нам предстояло посвятиться в туристов, прошедших тройку. Для начала из нас сделали связку - при помощи карабинов пристегнули друг к другу спинами. Потом велели ползти в «перевал», где половину «перевала» я проболталась где-то сзади Костей.
- Ну и конечно на перевале должен быть турик с запиской, - советовал Руслан, и мы начали ледорубами рыть ближайшую кучу камней.
- Иногда прошедшие группы забывают оставить записку и часто ничего не находим, - после некоторого ковыряния кучи услышали мы.
- Но впереди еще предстоит спуск, - и мы поползли с «перевала»
- На котором, бывают камнепады, лавины, метели и дожди, – и тут нас начали поливать водой и закидывать камнями. Совершив это «восхождение» мы теперь туристы – троечники!
Сумерки ложились ровным оттенком на серую степь. Шелест листвы, шум травы под ногами, легкий ветер в волосах, все было едино, мы часть этой жизни. Растворяясь в этом общем потоке можно было почувствовать каждое движение природы, услышать каждое ее слово. Это даже не пустота, не одиночество, просто не остается ничего, за что могла бы зацепиться и затеряться мысль, она улетает вдаль, вместе с ветром встречать рассвет на белых вершинах.
Вечер продолжился праздничным ужином. Костер освещал лица людей, рядом с которыми много пройдено, на которых можно положиться. Песни, догорающие угли и рассвет. Невозможно спать, понимая, что завтра проснешься уже в кровати. Вскоре, я заметила вылезающего из палатки Антона с мокрым спальником. Непонятно откуда там взялась вода (проверили, вода!).
17 день. Что легко дается, легко теряется

Степь окрашивалась желтой дымкой, оставляя голубой цвет небу, зеленый – редким деревьям, а белый – пятнам ледников на горизонте. Ленивый завтрак «бесполезной лапшой» и собираем вещи. Нежелание, небольшая грусть, чувствовалась в каждом движении. Хотелось подольше протянуть момент, отсрочить, отложить, убрать, но, к сожалению, автобус пришел вовремя. Подтащив небрежно-сложенный рюкзак к автобусу, мы растерянно ходили по сухой траве, ну что тут говорить, когда чувствуешь одно и то же.
Они остаются, они равнодушно - неподвижны, для них не важна суета, и ты заимствуешь часть этого спокойствия, оберегая его от бессмысленности. Групповое фото и автобус, поднимая пыль с сухой дороги, приближает к людям, маленьким домам и таким же маленьким проблемам. Мы с Надюшкой напевали всякие песенки, развалившись на мягких сиденьях. После нескольких часов езды на трассе забрали преподавателей нашего института, тоже возвращавшихся с похода. По традиции в первой же деревне - магазин с едой, о которой мечтали весь поход, и пивом.
Вскоре мы поняли, что так просто домой не вернемся. По дороге начали возникать проблемы с колесом у автобуса. А потом и вовсе встали у какого-то кафе с длинной верандой. Набрав всякой еды и семечек, мы кругом сидели на деревянных досках пола. Легкий ветер в тени отгораживал от яркого солнца, а мы вспоминали наш путь, смеялись и иногда просто молчали.
Утром мы были уже в Бийске.
Что легко дается, легко теряется.