Россия / Спортивный туризм | Велотуризм

Новосибирск - Туапсе. На велосипеде к южным морям.

27 июня - 29 июля 2010 г.
Саратов

8 июля  100 км (865)

В пять утра сон уже как рукой сняло. Вокруг поют птицы на разные причудливые голоса. Какие только причудливые колоратуры не выпевают, какие только сложные синкопированные ритмы не выдают. Сибирские птички не такие искусницы. Послушал, можно сказать, бесплатный концерт и стал собираться в путь.
Проехав километров десять, остановился в большой столовой купить пирожков и выпить кофе. Одному сложно, приходится оставлять велосипед без присмотра и бегать, смотреть на него пока подходит очередь.
Через сорок километров небольшая, красивая речка. Залез искупаться прямо в одежде, предварительно выложив всё из карманов. Уже когда окунулся, увидел на берегу, в трёх метрах от себя, гадюку, греющуюся на солнце. Долго плюхаться не стал, жутковато как то.

Место действительно чудное, летают жабы, плюхаются стрекозы, квакают рыбы. Подустал, пришлось тут же устроить обед.
В Саратов въехал в семь вечера. Красивый, скоростной спуск в город и затем затяжной до самого центра и, к Волге. Искупался возле знаменитого Саратовского горбатого моста на стихийном пляже. Мост отлично смотрится в лучах заходящего солнца.

К сожалению, не было особого времени наслаждаться восхитительными видами моста и приятной, охлаждающей после жаркого дня, водой. Следовало торопиться и, я отправился через мост на противоположный берег Волги, в город Энгельс, в надежде найти ночёвку на его окраине. Город оказался неожиданно протяженным, проехал километров десять, прежде чем свернул на дорожку с указателями домов отдыха.
Красивые места, местные отдыхают на озёрах, полно турбаз и кемпингов. На одной из турбаз, охранник порекомендовал пройти за их территорию, на пляж и там поставить палатку, а не останавливаться у них. У них гуляет молодёжь и будет шумно. И как же он оказался прав!!! Всё по полной программе, дикие вопли, драки, музыка до пяти утра. Было даже смешно от такого действа, которое я хоть и не видел, но все слышал, так как находился фактически на противоположном берегу небольшого озера.
До самой темноты мучился с двойным проколом. Нашел тонюсенькую проволочку в покрышке.
На всякий случай поставил велосипед на сигнализацию. Систему разработал в дороге, ноу-хау так сказать - кроме того что пристёгиваю колесо к раме, продеваю трос через душку моего жутко громыхающего котелка.

9 июля  90 км (955)

Спать мне, разумеется, не дали, было реально страшно за ребят, мне казалось, что сходят с ума. Я такого сумасшествия давно не наблюдал, разве что лет в 15 – 16, когда сам участвовал в таких мероприятиях. К счастью иногда, спать мне нужно совсем не много. Вот и на этот раз, не чувствовал никакого дискомфорта, совершенно бодрое состояние.

В шесть часов уже окончательно встал, позавтракал и переклеил резину. Вчерашняя ночная возня с проколом, не дала положительного результата. Уже ощущаю себя на юге. Ещё только 7.30 утра, а стоит жара, пока собирался и завтракал, искупался раз пять – шесть.

Поехал кататься по Саратову. Главная площадь, оперный театр, консерватория, сад Липки, набережная. Город красивый, есть где побродить, есть что посмотреть. Искупался с пирса, пообщавшись с местными пенсионерами. Как водится соврал, как водится удивлялись моему геройству.

Долго выбирался через Энгельс в сторону Волгограда. Решил ехать на этот раз по  противоположному, равнинному берегу Волги для разнообразия. Как только город кончился, началась ужасная, разбитая в хлам дорога, ещё и с большим трафиком. Приходилось часто съезжать на обочину в целях безопасности. Перемывал в голове кости дорожным службам и за этим увлекательным занятием, добрался до свёртка на место приземления Ю.Гагарина. Поехал посмотреть и заодно устроить обед. Сидел у стелы, в тени посаженных елей и изнемогал от дикой жары.
  Белоснежная скульптура космонавта сверкала в лучах полуденного солнца. Поразительно – здесь, на этом самом месте, полвека назад, вершилась история нашей космонавтики. Человек вывалился из своей капсулы после длительного заточения и заулыбался той самой, лучезарной улыбкой с советских газет и плакатов, улыбкой Юрия Гагарина. Может, даже сказал «Приехали, и махнул рукой»?
Как только я расположился и поставил котел на газовую горелку, подъехал свадебный кортеж, из которого вывалила шумная компания с молодоженами во главе. Вероятно, это место пользуется спросом у местных, свадебных дел мастеров - фотографов. Изрядно подпортил им вид, рассевшись на бордюре в еловой аллее, в непосредственной близости от стелы, что тут сделаешь, я первый приехал…

С этой стороны Волги климат уже заметно отличается. Сухо, жарко, и без того скудная растительность, жёлтая из-за недостатка влаги. Захотелось, во что бы то ни стало, найти место для ночёвки на берегу Волги.
И место я такое нашёл между сёл Приволжское и Яблоновка. Трасса проходит от берега метрах в трехстах, и я свернул на одну из полевых дорожек. Спустился к реке по крутому каменистому спуску. Здесь отдыхает большая компания, на глаз определил - люди вменяемые и, должно быть спокойно. Берег очень пологий, нужно пройти метров сто, что бы было хотя бы по грудь. Поначалу ходил, потом плюнул и плюхался на мелкоте.
До Волгограда осталось 300 километров пути на три с половиной дня. Так что торопиться некуда. Трасса, интересная, трафик минимальный. Здесь всё как в советские времена. Покрытие плохое, нет современных, привычных глазу заправок, только убогие, кирпичные строения и ржавые бензоколонки.
Саратовская область

10 июля  105 км (1060)

Выехал поздно. Меня ждал жаркий, долгий день. На подъезде к р.п. Ровное, остановился в кафе у трассы. Молодые, не русские  женщины в платках, на прилавках нет сигарет и спиртного. Мне подумалось что, вероятнее всего, какие-то убеждённые мусульмане. Так и есть. Разговорились с парнем – сын хозяев, оказывается чеченцы, живут здесь уже двадцать лет, выращивают бахчёвые, содержат кафе. Спиртное и сигареты по вере продавать не положено. Парень сильно удивлялся моим рассказам, угостил кофе и бутылкой лимон…. (Надо же, кончилась паста в шариковой ручке, дописываю три дня спустя, по памяти, сидя на Мамаевом кургане в Волгограде). … лимонада.
Долго, тяжело ехал до паромной переправы через залив. Чуть не сошёл с ума от ровной, явно спроектированной по линейке дороге, в сорок с лишним километров от Черобаево до Потёмкино. Стал скучать по противоположному берегу Волги с её веселенькими спусками и подъёмами.
Искупался по дороге в небольшой речке, получив исключительное удовольствие и облегчение от невыносимой жары.

Добрался до парома часам к шести. Он на противоположной стороне, придёт в девять, а обратно только утром. Тут же стоят штук семь – восемь Камазов. Водители – выходцы со средней Азии, говорят что паром, скорее всего, сделает ещё один рейс, так как желающих много.
Пожилой, улыбчивый Чеченец устраивается на молитву, прямо на барже, которая служит причалом для парома. Из всех, он видимо самый преданный. Работник переправы недовольно кричит из будки, - Эй, ты чего там делаешь!? Другие водители разводят руками, отвечают, что ничего плохого не происходит, смеются. Улыбчивый Чеченец, уже после своей службы, объясняет что молиться следует каждые четыре часа. Специально возит с собой воду для омовения перед молитвой и коврик. У меня всегда возникает уважение к таким людям.

Подъехала парочка на мотоцикле, едут с Владивостока в Турцию. Он аргентинец, она русская. Познакомились, купили за сто рублей арбуз у водителей  и съели на троих. Пока мотоциклисты осматривали окрестности, подыскивая место для ночёвки, подошёл паром и стал грузить ещё один рейс что, конечно, обрадовало.

На радостях, съели ещё один арбуз, пока плыли. На противоположном берегу я попрощался с мототуристами, и они умчались дальше, по трассе, в поисках кемпинга с душем и чистой постелью.
Я же заночевал, отъехав от причала метров двести, прямо на берегу, ставя палатку в темноте, на заминированном коровами берегу залива.
Волгоградская облась. Волжск.

11 июля  104 км (1164)

Весь день жара под пятьдесят! Для сибиряка это настоящее испытание!
В первой половине дня пустынная трасса с отличным покрытием. Деревни далеко, в трёх – четырёх километрах и ехать до них естественно лень. Воду приходится экономить. К середине дня меня так утомила эта безжизненная, не приветливая дорога, что я решил переправиться на пароме в город Камышин, что на противоположной стороне Волги. Свернул по указателю и, проехав пять километров уткнулся в паромный причал. Приветливый рабочий причала, отговорил меня от затеи. Сказал что совсем скоро, сразу после Николаевска, трасса оживёт, появятся признаки цивилизации – придорожные кафе и современные заправки с мини маркетами. К тому же, дальше трассу пересекают несколько оросительных каналов, в которых можно будет купаться. На противоположном же берегу, узкая, разбитая и перегруженная транспортом дорога, с какими-то невероятными, по его словам, перепадами высот.

В общем работник меня убедил, и я вернулся обратно на трассу, предварительно искупавшись в Волге и пообщавшись с тремя местными рабочими.
Трое мужиков копаются лопатами на берегу. Разговорились. Удивляются от куда я и куда еду, крутят у виска, смеются. Я отшучиваюсь, - конечно, копать песок – куда увлекательней! Самый молодой из работников, тихонечко сознаётся, что тоже мечтает о чем-нибудь подобном.
- Да, так оно чаще всего и случается, - говорю я ему, - мечты сначала откладываются, а потом, просто уходят, вытесняются всякой ерундой. В итоге, ты просто месишь песок всю жизнь. Хотя, что уж говорить – приносишь пользу обществу.
Вскоре, действительно стали появляться каналы и кафе. Вдоль трассы, потянулись бесчисленные плантации. В одном из кафе плотно пообедал и, отдыхая потом в тени, у канала, общался с тремя ребятами из средней Азии. Два арбузиста и один камазист. Выращивают арбузы, дыни, огурцы, помидоры, капусту и перцы. Кто работает по найму и приезжает на сезонные работы, а кто сам арендует землю и работает на себя. Кстати, оптовая цена арбуза нынче полтора – два рубля за килограмм… (На подъезде к Саратову чуть было не купил по 20). Вы представляете себе, земляки!? Огромный арбуз за пятнадцать рублей!!!
Люди очень приветливые, гостеприимные. Предлагали остаться на ночёвку, но я поехал дальше, отрабатывать проглоченные калории. Уехал не далеко, через пятнадцать километров свернул к берегу Волги, который оказался поросшим густым, высоченным камышом. К воде не пробиться, заночевал прямо у высокой стены камыша.
Ночью просыпался от странного не то хрюканья, не то фырканья в нескольких метрах от палатки. Вылезать и смотреть не стал, страшно. Перевернулся на другой бок и заснул, - сожрёт так сожрёт…

12 июля  124 км (1288)

Сегодня нужно подобраться как можно ближе к Волгограду. В 9 часов жара, что уж говорить про полуденное время! Решил устроить сиесту на каком-нибудь из каналов, передвигаться в жару под пятьдесят практически невозможно.
Пока выезжал на трассу, атаковала саранча, прыгая на меня со всех сторон. Уворачивался как мог, но в глаз, все-таки прилетело.
По трассе поехал быстро - под тридцать, спасибо тушенке и попутному ветру. Через шестьдесят километров, когда уже подъезжал к месту обеда, раздался взрыв. Я остановился и с удивлением стал оглядывать велосипед, пахло газом. Оказывается в нагрудном кармане рубашки, от жары взорвалась зажигалка. Её пластмассовые осколки я там и обнаружил.

Остановился рядом с пересекающим трассу каналом, кафе невероятно дорогое. За средний обед нужно отдать рублей, триста пятьдесят! Плюнул и приготовил обед сам, купался, отдыхал в тени деревьев. Опять общался с овощеводами, проникаясь к ним всё большей и большей симпатией. Переждав жару, двинулся дальше. Но, не проехав и двухсот метров, пробил колесо на железке, прикинувшейся резиновой лентой. Пришлось наложить две заплатки на четыре дырки.
Попутный ветер не угасал и всё быстрее гнал к Волгограду. Начались небольшие, стихийные базары вдоль дороги, где за копейки я покупал помидоры и огурцы. Перед Волжском со мной поравнялась девятка, водитель видел меня вчера в районе Быково, а теперь едет с семьёй отдыхать. Чеченцы. Остановились, пообщались, обещал позвонить в августе. Хочет поехать на велосипеде в большой пробег, который будет посвящён миру на Кавказе. Что ж, хорошее начинание!
В Волжске, на дороге угостили персиками. Прямо на Волгоградской плотине, сломалось второе пластмассовое крепление крыла то, что крепит спицу к раме, тарахтел через всю плотину как трактор, остановиться абсолютно негде.
После плотины скромная табличка с надписью Волгоград и парочка проституток грустно вышагивающих по пешеходной дорожке метрах в ста друг от друга.

Подъехал к насыпи плотины, здесь местные купаются, развлекаясь на волнах. Дети визжат от восторга. Я тоже, разумеется, присоединился, повизжал. После получасовых водных развлечений, долго размышлял о том, где же мне заночевать, выбрал дачный посёлок неподалёку, со стороны водохранилища. У недоверчивой бабушки попросился встать в тупике у её дома, она с опаской пустила, но предупредила о внуке мотоциклисте и о хорошей охране посёлка.
Поставил палатку на небольшом пятачке среди дачных участков и куч мусора. Вокруг растут персики, абрикосы, яблоки и вишня. В Сибири такого нет, завидую. В десять часов уже лёг спать.