Россия / Спортивный туризм | Велотуризм
 

Новосибирск - Туапсе. На велосипеде к южным морям.

27 июня - 29 июля 2010 г.
Волгоград

13 июля  80 км (1368)

В восемь часов утра, я был уже в сборе и готовности. Меня ждал город герой – Волгоград. Разговорились со вчерашней бабушкой, хозяйкой дачи. Предложила мне кофе, три больших огурца и горсть вишни, на пробу. Я, конечно же, как всегда, не смог отказаться. Поговорили о том – сём, о жизни в Волгограде, о внуке который ездил недавно в Астрахань на мотоцикле. В общем, приятно, по-человечески пообщались. Попрощались, и я поехал исследовать город.
Волгоград не зря носит статус, чуть ли - не самого протяженного города Европы, восемнадцать километров я проехал до Мамаева Кургана, который судя по моей схематичной карте, находится практически на въезде и, ещё пять до площади Павших героев.
На площади был в девять часов, на час раньше запланированного времени. Осмотрелся вокруг, сфотографировал драмтеатр и вокзал. В десять часов на встречу, никто не приехал и я, поговорив с интеллигентным на вид дедом, пытавшемся мне продать какой-то раритетный клинок, двинулся обратно, на подробный осмотр Мамаева Кургана. 


Забраться на Мамаев Курган с груженым велосипедом, в сорокоградусную жару, это та ещё история! Оглядев город с подножия памятника Родина – мать, спустился чуть ниже, к храму. Там, сидя на лавочке, дописал события последних двух дней.

После Кургана спустился к Волге и поехал вдоль неё в южном направлении, с надеждой найти место, где можно искупаться. Совершенно случайно наткнулся на музей панорама Сталинградская битва. Купил шаурму в киоске, откусил и, подняв глаза, увидел разрушенное кирпичное здание. Исключительно повезло, мог бы проехать по другой улице и не посмотрел бы на впечатляющий памятник войны. Осмотрел экспонаты, сфотографировал.


Так и не найдя подходящего места для купания, попрощался с Волгой и направился искать выезд из города. Поднявшись по одной из улиц до широкой дороги, свернул на юг. Жара, видимо решила меня окончательно доконать. Особенно тяжело на подъёмах, скорость падает до семи – восьми километров в час, ветер перестаёт обдувать и пот течёт ручьём. Он затекает в глаза так, что становится невозможно ехать. С каким счастьем набросился я на колонку и влез под освежающую струю практически целиком!
Проехал тридцать километров с тех пор как поднялся от Волги, но город всё не кончался. Свернул на бензоколонку попить чего-нибудь холодненького. Оказалось что именно этот свёрток, привёдёт меня к трассе на Калач на Дону и дальше на Ростов. До основной же дороги, нужно возвращаться километров сорок в обратном направлении.
Истекая градом пота, поднялся я по узкой дороге с большим трафиком на холм, через элитный посёлок Горная поляна. Город кончился, дорога понемногу улучшилась и опустела. В восемь часов свернул на поля, в сторону блестевшего Волго-донского канала, намереваясь найти место для ночёвки на берегу.
Остановился пообщаться у домика Таджиков – наёмных работников совхоза. Попили чай, предложили остаться на ужин и ночёвку, поставить палатку поблизости. Гостеприимнейшие люди надо сказать! Работают поливальщиками по договору с совхозом. Приезжают в апреле на восемь месяцев, живут до сбора урожая. Совхоз оплачивает дорогу, еду, решает все миграционные вопросы. Поливают лук, капусту и огурцы. Работают с пяти утра до десяти вечера, с часовым обедом.
Местная молодёжь на полях работать категорически не желает. Кто пьёт, кто едет жить в город. Вот и нанимает совхоз себе работников из бывших республик. По словам моих хозяев, заработки на стройках в России конечно выше, но и трат несоизмеримо больше. А если приплюсовать сюда количество потраченных нервов при решении миграционных вопросов…. В общем, работают в совхозе, около 800 работников из стран средней Азии. И во всех хозяйствах в округе, картина одинаковая.
Я стал проникаться уважением к этим людям. Из этих мест, с Поволжья, Придонья и Прикубанья, они кормят добрую половину России. Оставляют свои семьи и едут работать в Россию, потому что в родной стране возможности зарабатывать на жизнь, нет. А у нас, хоть и используют как относительно дешёвую рабочую силу, что-то заработать всё же получается.


Посидели за столом, поели, поболтали, выпили по пятьдесят, больше они не пьют ведь завтра в пять утра на работу.
Волгоградская область. Суровикино.

14 июля  118 км (1486)

В семь часов, как и договаривались, меня разбудили на завтрак. Мои хозяева немного нервничали, как бы ни нагрянуло начальство из совхоза и не пришлось бы им отдуваться за меня, объясняя кто я, и зачем. Вообще, у них всё строго. Ладно, здесь - некоторые бригады живут в совхозе, там есть свет, телевизор, баня. Но и требования гораздо более жесткие, словно в тюрьме - выходить на улицу запрещается. Возможно это для того, что бы, не сталкивать местную пьянь с работниками, ну и пересудов что бы было поменьше.
В общем, засиживаться я не стал и, с трудом рассовав по карманам рюкзака врученные мне огурцы, вновь подгоняемый сильным попутным ветром, отправился своей дорогой. Через сорок километров отдохнул - перекусил, пообщался в деревне Ильменье, на овощебазе. Здесь и склад, и магазин, и столовая. Скучающие работники – всегда хорошие собеседники, чем я бессовестно пользуюсь!
Калач на Дону проехал сходу - насквозь. Посёлок как посёлок, казаков на конях и с шашками не встретил. Зато ехал и завистливо разглядывал склоняющиеся под тяжестью плодов яблони и персиковые деревья. Дома, в большинстве своём, добротные, из белого кирпича. Повсюду заборы обвивает виноградная лоза.
Нашёл выезд к Дону и искупался среди камышей. Понаблюдал за плавающей в воде змеёй. Местные, наверное, не обращают на них внимания?
Выехав вновь на Ростовскую трассу, решил зарядить телефон в одном из кафе перед мостом. Тут то и обнаружил пропажу. Вчера вечером, когда в темноте перетаскивал свои вещи по полю, где-то выпала зарядка для телефона, и я вновь остаюсь без связи на неопределённое время.


После моста через Дон начались спуски и подъёмы. Вскоре случилась неприятность, - отлетело и вдребезги разбилось зеркало заднего вида. Ехать стало не комфортно, за две с половиной недели успел привыкнуть к тому, что вижу ситуацию за спиной. Теперь приходится перестраховываться и раз в пять чаще съезжать на каменистую обочину.
Поел у озера вдоль дороги. Шесть раз заходил в воду. Надо сказать, жара стала не такая жаркая как в последние дни перед Волгоградом. Дует слегка прохладный ветер и, к моему счастью в спину.


К вечеру раскатался как никогда! Шёл в подъёмы за тридцать. Конечно, этому способствовал и попутный ветер, но всё же – приятно.
Проехал Суровикино, заправившись водой на авто-мойке. За городом, на холме засаженном пшеницей, в кустах встал на ночёвку.


Со стороны Суровикино лают собаки, а я лёжу в палатке и, наблюдая огни засыпающего городка, пишу эти строки.
Ростовская область. Морозовск.

15 июля  107 км (1592)

На этот раз с местом я немного не рассчитал. В 7.30 утра, пока доедал свой завтрак, подъёхала белая шестёрка. Остановилась буквально в пятнадцати метрах от меня, через густые кусты, так что я остался не видимым. Из машины донёсся только женский, смеющийся голос, - На работу в семь утра, ха-ха! Я помню, решил, что это вероятно  сельские работники, вроде агрономов, приехали осматривать поля, и что ничего смешного в том нет, - чтобы на работу в такую рань.
  Поспешив доесть свой завтрак, я решил выйти к машине, поздороваться, пообщаться, неудобно как-то сидеть в кустах.
- Здрасьте, - говорю, выходя из своего укрытия.
Женщина в этот момент стояла спиной ко мне, за открытой дверью шестёрки так, что мне было видно только её голову. Услышав мой голос, она вдруг испуганно завертела головой по сторонам и наклонившись начала одевать то, что было приспущено ниже колен. Мужчина, сидел в машине и удивлённо смотрел на меня через лобовое стекло. Я помялся пару секунд с ноги на ногу и, сообразив наконец что оказался не в то время, не в том месте, вернулся назад, к палатке. Машина завелась и парочка укатила.
Вот такая любопытная история - выискивая отдалённые и малопосещаемые места, никак не ожидал, что местные могут их использовать и вот в таких пикантных целях.


А дорога подкинула уже совсем не смешной сюрприз. Последующие шестьдесят километров были сущим кошмаром. Обочина совершенно отсутствовала, и белая линия проходила прямо по краю дорожного полотна. Мало того, и она была завалена кучами не то грязи, не то навоза, непонятного происхождения. Скорее всего, эта смесь нападала сюда с каких-то сельхозмашин. В то же самое время, покрытие дороги было отличным, и водители жали на газ, не стесняясь. Ехал я нервно, нерешительно, постоянно съезжал на обочину из-за того что не видел что происходит за спиной. Вчерашняя потеря зеркала заднего вида обернулась настоящей мукой.


Пообедал на границе Ростовской и Волгоградской областей. Практически сразу дорога значительно улучшилась. Моё персональное почтение Ростовским дорожным службам!
Заправился водой на заправке в Морозовске. Послушал историю как кого-то из едущих на отдых, ограбили на дороге на сто с лишним тысяч рублей. Дело в том, что по этой трассе едет множество отдыхающих на юг, везут с собой приличные суммы денег, естественно они становятся хорошей мишенью для грабителей. Особенно современные романтики с большой дороги высматривают авто подороже.
В городке множество авто кемпингов где есть возможность поставить машину под охрану и переночевать со всеми удобствами, но многие останавливаются прямо у трассы, на свой страх и риск. Они то и попадают в руки грабителей.
Остановился в разделительной лесополосе, между двух полей пшеницы, в двухстах метрах от дороги, приняв все меры предосторожности. Но кому я нужен, выгляжу нарочито просто: - далеко уже не новый велосипед, обычная повседневная одежда, никаких ярких и бросающихся в глаза деталей. То, что у меня приличная тушка фотоаппарата, на лице не написано. Мой образ – рыбак.
Ростовская область. Трасса М4.

16 июля  116 км (1710)

Плохо спалось и завтракаю через силу. Где-то недалеко военный аэродром и всё время, прямо надо мной проносятся истребители по несколько штук зараз. Их не видно из-за крон деревьев, но слышно даже слишком хорошо.
 Мне нужно быстрей попасть в Ростов на Дону. Во первых, совсем закончилась наличность, а банкомат Золотая корона находится только там. Во вторых, необходимо купить зарядку для телефона и сообщить наконец что я жив здоров.
Вероятно, из-за спешки, прибуду в Ростов на два дня раньше графика. Что ж, будет время осмотреть город. Немного жаль, что придётся пожертвовать Цимлянским водохранилищем и наверняка интереснейшей дорогой вдоль Дона.


До свёртка на Тацинск так и мучился без нормальной обочины. Зато сразу после, она вдруг появилась, да ещё два метра шириной! Я словно получал компенсацию за пережитые мучения. Двадцать пять километров прекрасной, широкой, асфальтированной обочины, это настоящее наслаждение, это - РАЙ!

Заехал за печеньками в посёлок Углегорский. Объехал все пять местных магазинов в поисках небольшого зеркальца, думал вставить его в сохранившийся корпус, но так и не нашёл.
Вы замечали, продавщицы в таких сельских магазинах, смотрят всегда особенно на чужаков, с интересом разглядывают от ног до головы. Должно быть, я выглядел особенно экстравагантно. Бородатый мужик в выцветшей рубашке не первой свежести, дамское зеркальце ему подавай… явно неадекват – так, наверное, и думали.


Остановился на обед, когда на спидометре миновало 60 км. Сибиряки из Сургута угостили большими кусками арбуза. С арбузами у меня, должен сказать, отношения не складываются всю дорогу по одной простой причине, некуда их складывать, а маленькие арбузики совсем зелёные. 


Когда на спидометре перевалило за сотню, стал искать место для ночевки, но вдруг показалась широченная федеральная трасса М4 Москва – Сочи и я поехал по ней под гору, подгоняемый попутным ветром. Почти восемь километров спуска с эффектной кульминацией в конце. Вновь 54 км в час, не крутя педали. Пришлось подняться на потерянную высоту, но оно того несомненно стоило!


На ночёвку встал уже традиционно - в лесополосе.
До Ростова на Дону, судя по указателям, сто тринадцать километров и завтра к вечеру я намереваюсь там быть.
Ростов на Дону. Станица Старочеркасская.

17 июля  126 км (1836)

Встал сегодня рано и в 8.00 был уже на трассе. Дорога великолепная, обочина в два метра шириной, плавные спуски и подъёмы. Бодро доехал до Ростова на Дону.
Погонялся со старой, еле плетущейся девяткой, - я её обгонял на подъёмах, а она на спусках не оставляла мне никаких шансов. После пары часов такой гонки, болтали с водителем в леске у обочины, обедали. Мужик едет две тысячи километров уже четыре дня, а денег на ремонт с собой не взял. Попросил у него телефон, и наконец-то сообщил родным, что жив – здоров. На том конце линии заплакали… Не мудрено, с тринадцатого июля, от меня ни слуху, ни духу!



Так как в Ростов я торопился по причине закончившейся наличности, первым делом поехал искать банкомат. Спросил дорогу у мужиков на остановке, объяснили во всех подробностях, вручили  полтора - литровую  бутылку холодной минералки. Спасибо мужики!
Деньги на карту не пришли…
У меня такое иногда случается, происходит какая-то ошибка при переводе и приходится проводить операцию заново.
Сложилась сложная ситуация похожая на ребус, которую нужно было решить. Расскажу в деталях:
1. Мне нужно позвонить моему постоянному заказчику и попросить, повторный перевод.
2. Звонить я должен со своего телефона, так как в нём записан номер этого заказчика.
3. Позвонить со своего телефона я не могу, так как он разряжен и на счёту нет денег.
4. Я не могу купить зарядку для телефона и положить на счёт деньги, потому что в кармане у меня всего 3 рубля.
Интересная головоломка, не правда ли?
Поступил я следующим образом:
Снял оставшиеся на всех картах деньги (благо рядом была касса) получилось 33 рубля, и положил 20 рублей на счёт телефона. Осталось только найти подходящую для моего телефона зарядку. Покатавшись по городу, нашёл её в магазине автозапчастей, который содержат выходцы из Средней Азии. Позвонил-таки! Пообещали отправить деньги послезавтра, в понедельник. Следовательно, придётся три дня жить в Ростове на Дону и ждать вторника, пока они придут.




Расстроенный нарисовавшейся перспективой, уставший, поехал я посмотреть на Дон.
В восемь часов вечера на набережной многолюдно. Всё тут как у нас. Влюблённые на лавочках, семейные пары с детьми, шатающаяся от принятого алкоголя молодёжь. Хотя, возможно, в целом, выглядит всё чуть более культурно.
Разговорились с бородатым парнем, немного под мухой. Уже и не помню о чём именно. О Доне, о городе, об уровне жизни, спросил у него, где удобней переночевать в палатке. Случайно обмолвился что остался без денег, и он, не долго думая протянул мне двести рублей. С двояким чувством я взял деньги, пообещав отдать во вторник, но он наотрез отказался получать их назад. Что же, деньги мне не помешают. Решил, что поступил бы так же как и он в подобной ситуации, если что обращайтесь господа туристы!
Расставшись с благодетелем, поехал на противоположный берег Дона, на городской пляж. В 9 часов вечера народ ещё купался, и я тоже залез в воду, с удивлением отметив, насколько она тёплая. По дну идти не комфортно из-за обилия мелких ракушек, больно врезающихся в ноги.
Пообщался с двумя ростовскими велосипедистами приехавшими искупаться и  отправился искать тихое место для ночёвки. Место нашел метрах в трёхстах от моста, в кустах, прямо у воды. С трёх сторон густые заросли кустарника, а с четвёртой Дон - лучше не придумаешь.




На набережной, напротив, шумно играют свадьбу, и засыпаю я под песни из мультфильма Бременские музыканты - «…Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету…». Я хоть один, а тоже ведь неплохо!

18 июля  48 км (1884)

Спал отвратительно. Постоянно съезжал вместе со всеми вещами к выходу, так как пришлось поставить палатку под наклоном, в двух метрах от воды. На сыром холодном песке немного застудил спину, привык спать без коврика и на этот раз им не воспользовался. Плюс ко всему вздулся небольшой флюс.
Не смотря на всё, проснулся с хорошим настроением, ещё бы, ведь впереди практически два дня отдыха в Ростове на Дону.
Впервые за всё путешествие пришлось приготовить на огне, так как газ закончился, а денег, чтобы его купить, не появилось. Оперативно собрал сухие веточки на кустах.



Ростов на Дону произвёл на меня приятное впечатление. Красивый, относительно спокойный город. С какой-то положительной атмосферой. Прямо от набережной начинается крутой подъем от реки – в город, застроенный старыми, полуразвалившимися особнячками ещё позапрошлого века. Не смотря на удручающий вид многих из этих древних строений и затхлый запах старины, люди продолжают в них жить. Некоторые дома отремонтированы, некоторые снесены и на их месте красуются симпатичные, новенькие коттеджи ростовской знати, простите, (скромные лачуги ростовских работяг). На Дону много рыбаков. Они облюбовали места даже на набережной, и торгуют своим уловом, выставив ценники.
Не торопясь собрался и двинулся к выходу с пляжа. По дороге окликнули двое с велосипедами, оказалось свои, - велотуристы из Питера! Чуть было не прошёл мимо них, так как велосипеды были совсем уж простые, синглспиды на подобии Урала. Вместо велорюкзаков, набитые доверху, большие пластиковые коробки.



Супруги - пенсионеры. Путешествуют вдвоём вот уже пятый год подряд, с тех пор как муж вышел на пенсию. Выезжают в начале мая и возвращаются домой только в сентябре! Он капитан военного корабля, дослужился до командира бригады (кажется так). Обошёл на крейсере весь мир вдоль и поперек, так как служил в какой-то оперативной эскадре. И всё ведь мало Человеку!
Мило пообщались, делились опытом. Рассказывают что пенсию тратят в первые два – три дня, а всё остальное время живут чем Бог даст. Люди на трассе кормят, угощают и даже помогают деньгами. Стоит им только написать на плакате «Поделись едой» или «Отдай еду! Не выбрасывай!» (что-то вроде этого), как тут же останавливаются машины и люди, с улыбкой дают что нужно. Однажды, - рассказывают, - нашли у обочины восемнадцать тысяч рублей, свёрнутые в аккуратную трубочку… Я теперь решил внимательней смотреть под колёса!
Проехались вместе несколько километров до московской трассы, там и расстались, договорившись списаться по интернету. Они поехали домой, в Питер, а я в сторону станицы Старочеркасская на запланированную экскурсию.
Всю дорогу до станицы дул встречный ветер, и я ехал со скоростью 14 – 15 километров в час, что сильно выводило из себя. К тому же я неважно себя чувствовал, сказывалась застуженная спина, флюс и, вероятно высокая температура. Подъехал к Дону любуясь на купола Старочеркасска, видневшиеся на противоположной стороне. У переправы простоял минут сорок и приготовился уже отдать последние десять рублей за паром, как указано на листке бумажки с тарифами. Но почему-то кассир прошёл мимо меня, собирая деньги только с автомобилистов.
Жара за 40 градусов, в тени 35. На противоположном берегу пляж кишащий людьми. Столько людей на пляже я в своей жизни ещё не видел (просто не доехал ещё до Чёрного моря) и, преодолев желание искупаться, поехал осматривать достопримечательности.




Посетил знаменитый майдан, зашёл в войсковой храм, постоял на службе. Всё очень интересно, необычно. Впечатлённый увиденным и заморенный жарой снаружи и изнутри, поплёлся на пляж освежиться. Искупался вновь подивившись количеством людей и плавающими змеями прямо среди людей…
Ехал по трассе в сторону Ростова на Дону и выглядывал по сторонам подходящее место для ночлега. Вдруг, с удивлением увидел, что прямо в степи, в пятистах метрах от меня стоит огромный танкер…. Оказывается это Дон! Совсем рядом. Выглядит очень необычно. Ощущение такое, словно дорога находится ниже чем русло реки.




Устроился на берегу, где днём купаются, а ночью рыбачат жители Аксая. Молодая компания поделилась остатками древесного угля, парой сухих брёвен и жидкостью для розжига, что оказалось очень кстати! На берегу только горы мусора и совсем нет дров.
За ужином пообщались с веселящимися пенсионерами. Главный прокурор области и начальник ГАИ города Аксай, оба в отставке. Угостили вяленой рыбой и настойкой, - было очень кстати. Подлечился.
Пишу ночью, под утро. Спится плохо, сказываются флюс и спина. Не стоит мне пока лезть в воду, но как же быть в такую жару!? Помимо всех напастей, всю ночь в кустах бубнят рыбаки. Кажется, они больше разговаривают, чем ловят рыбу, потому что здесь, прямо возле меня, рыба плюхается у берега так, как будто по воде шлёпают лаптем.
Аксай. Ростов на дону.

19 июля  47 км (1931)

В пять часов утра, вокруг меня, захлопали ножные помпы, это рыбаки начали качать свои резиновые лодки и, так как спать под эти звуки я уже не смог, пришлось выбираться из палатки.
Безмятежный Дон медленно нёс свои воды в утренних сумерках. Безветрие и тишина, нарушаемая редкими всплесками рыбачьих вёсел, наполняли воздух вокруг, мистическим торжеством. Вдалеке, через слабую дымку, напоминая стойбище угрюмых сказочных исполинов, виднелись силуэты речных судов. Начинался новый, самый обычный день моего путешествия.
Из кустов появился худощавый, пожилой рыбак интеллигентного вида в очках. Подходя, с ухмылкой, кивнул головой:
- Ты так весь лов проспишь!
- Да не рыбак я, - говорю ему – турист. Как рыба, ловится?
Поравнявшись со мной, он остановился, удивлённо поднял брови над очками, окинул беглым взглядом моё имущество.
- Да вот, мужик оставил спиннинг, просил присмотреть. Я на него Сазана вытащил. Чёрт знает, куда хозяин делся! Пойду в тех кустах гляну.
Махнул рукой на кусты и быстрым шагом пошёл к ним.
- Здорово! А большой Сазан то? – Кричу ему уже вдогонку.
- Да, хороший такой, грамм на пятьсот-шестьсот.
Я прикинул, какого размера может быть полукилограммовая рыба, расставляя ладони и, в очередной раз задумался о том, что неплохо было бы рыбачить в пути. Однако, так уж сложилось, но любовь к рыбалке мне в детстве привить было некому. Отцу это никогда не было интересно, а редкие выезды на озёра с детворой были всегда спонтанны и носили совсем уж развлекательный характер. Есть и ещё одна, пожалуй, основная проблема. Вы можете смеяться, но я очень жалостливый, с детства. Нет, серьёзно, хладнокровно я могу убивать только комаров. Насаживать же на крючок извивающегося, ещё живого червя, а уж тем более разделывать трепыхающуюся рыбу, - это для меня большая проблема. В общем, как поётся в детской песенке «И с мухами дружил…».



Поразмышляв о загубленном во мне рыбаке и съев завтрак, я собрался и поехал в Ростов на Дону.
Только уже в дороге вспомнил я, что назначил явку в 14.00 а не в 10.00 как обычно. В Аксае догнал паренька на велосипеде заходящего в подъём пешком. Разговорились, едет на работу в Ростов. Проводил меня быстрыми, окольными путями до трассы М4 по которой я долетел до площади всё таки к 10.00.



Интересно, что ростовский драмтеатр выполнен в форме гусеничного трактора. Побродил по главной улице Садовой, велосипед рядом. Пешком ходить как то уже не привычно, ноги так и просятся крутить педали.
В 14.00 на площадь никто не пришёл и, прождав ещё полчаса, я поехал на противоположную сторону Дона, загорать на пляж. Предварительно целый час потратил на поиски бесплатной питьевой воды. И нашёл её! Среди старых, полуразвалившихся домишек застройки позапрошлого века, на небольшом внутреннем дворике торчал металлический кусок трубы с краном. Это и была колонка! Мужик передо мной долго нацеживал целое ведро, сказал что старые, забившиеся трубы.
Сегодня весь день, туда – сюда ходят тучи, гремит гром. В надежде на дождь пообедал, собрав сухие ветки, раскиданные на пляже. Стрельнул сигарет и довольный, завалился на песок вздремнуть. Разбудил меня начавшийся дождик. Разговорились с дедом – рыбаком стоявшим всё время пока я дремал, по колено в воде. Дедок жалостливый, вручил мне 50 рублей, булку хлеба и бутылку пива! Спасибо Борис Кузьмич (на этот раз записал имя)! По уверениям Бориса Кузьмича, те двое парней сидящих в кустах, голубые.
- Здесь место такое, постоянно трутся!
Я с удивлением закрутил головой. И правда странные какие-то товарищи, сидят под дождём, в кустах. А ведь я позавчера ночевал здесь, неподалёку… Ё маё!!! С Борисом Кузмичём мы прогулялись пешком, через мост до магазина и я поехал искать ночёвку на гребном канале, подальше от гиблого места.
Гребной канал, насколько я понял, своеобразная спортивная Мекка Ростова. Здесь развита соответствующая инфраструктура, теннисные корты, футбольные и волейбольные площадки, гостиница для спортсменов и т.п. Постоянно проводятся соревнования по гребле на самых разных уровнях.
Пообщался с охранниками, попросив у них кипятка, перекусил. Говорят, ночью здесь начинается настоящий цирк. Приходит молодёжь, купается, выпивает, дерётся, тонет, однако дальше охранной будки никого не пускают, и я могу спокойно разместиться дальше, метрах в пятистах там, где обычно сидят рыбаки.
Что же, так я и поступил. Немного посидел с грустными рыбаками на берегу (не клюёт) а потом побежал ставить палатку в кусты под сильным, но коротким дождём.
Народ здесь все-таки, какой-то ходит. Уже ночью, пока я писал эти строки, странный парень прошёл по аллейке забавной, размашистой, шварцнегерообразной походкой. На всякий случай поставил велосипед на свою антишварцнегеровскую сигнализацию и улёгся спать под шорох моросящего дождя. Кстати, сегодня был всего лишь второй день с дождём за всё моё путешествие.
Ростов на Дону. Азовское море.

20 июля  76 км (2007)

Отлично спалось, прохладный, свежий ветер задувал в палатку через москитную сетку и в 6 утра я был уже на ногах. Подъехал охранник на мопеде и привёз мой пакет с чаем, который я вчера забыл у него в будке. Ночь, говорит, выдалась спокойной. Вероятно из-за дождливой погоды, появилась всего одна пьяная компания и ему, даже удалось немного поспать (для сравнения в выходные приходит до ста человек).
Напросился вновь на чай в будке и поехал в город получать, наконец-то, свои долгожданные денежки. Всё прошло успешно. Путешествие получило необходимое бумажное топливо и можно отправляться дальше. Первым делом, конечно же, занялся пополнением запасов продовольствия.
Центральный рынок в Ростове удивляет уже тем, что практически в его центре располагается кафедральный ростовский православный собор. Впрочем, так кажется всегда было в старину, даже в Библии вроде есть подходящая история – где ни храм, там базар рядом.
Цены на фрукты, как мне показалось, могли бы быть и пониже. Особенно же удивила цена на баллоны для газовой горелки, - 80 рублей за штуку. В Новосибирске я их покупал по 30, в Саратове по 50, вероятно где-нибудь на Тамани, придётся отдавать за них по сотне…


Накормив исхудавший за несколько голодных дней рюкзак и купив зарядку для телефона за сто рублей, я мог отправляться к Азовскому морю. Заехал на пляж последний раз искупаться в Дону и выехал по трассе М4 на Батайск. Вскоре свернул на Азов.
Где-то не то в Кулешовке, не то в Койсуге поймал задним колесом длинный ржавый гвоздь. Он прошёл через камеру насквозь и, пока я вёл велосипед вдоль отбойника на безопасное для ремонта место, гвоздь упёршись в обод, превратил камеру в сито. После часовой попытки реанимировать камеру, пришлось доставать запасную, которую тоже пришлось заклеивать, выискивая дырку при помощи котелка с водой.  


Подъезжая к городу Азову, съехал к палатке с арбузами, располагавшейся прямо на поле. Не успел я объяснить, какого размера мне нужен арбуз, как пожилой узбек уже пытался пристроить два штуки к моей поклаже. – Угощаю! – говорит. Кое-как уговорил его оставить мне только один из них, а другой порезали прямо на месте и я съел половину в один присест. За разговором, оказалось, что пожилой узбек родственник основателя известного новосибирского клуба восточных единоборств «Мангуста».
В город Азов я заезжать не стал, объехав его по объездной дороге. На выезде из посёлка Кагальник узнал старенький железный мост через речку, который я ещё дома рассматривал в интернете со спутниковых снимков. Так оно и есть, вскоре я уже ехал по побережью Таганрогского залива Азовского моря, высматривая место для обеда и купания.



В посёлке Круглое, нашёл спуск к морю на небольшой пляж. В двухстах метрах от берега, в воде резвились детишки…. Искупался на мелкоте и расположился на берегу пить пиво Дон в честь первой в моей жизни встречи с настоящим морем, есть виноград и арбуз.
После отдыха, заклеив внезапно обнаружившийся прокол, проехал совсем не много, так как уже начало смеркаться. Заночевал фактически в черте посёлка Круглое, в густой лесополосе.
Чумбур Коса. Ейск.

21 июля  129 км (2136)

Сегодня сам не заметил, как доехал до Ейска. У посёлка Новомаргаритово разговорились с камазистом перевозившим полную машину зерна. В самых мельчайших подробностях, несколько раз, расписывал он мне дорогу! На прощанье, спросил чем ещё помочь и дал полутора - литровую бутылку минералки. Везёт мне все-таки на людей! Рассказал, что когда-то работал преподавателем в школе и часто водил детей в походы по Приазовью.


Дорога, должен сказать, скучная. Море видно издалека, к нему не подобраться, так как берег зарос плотной стеной камыша, а туда где есть доступ к воде, ехать попросту лень.
Весь день дул хороший попутный ветер, и я нёсся за тридцать километров в час по дороге с прекрасным покрытием и совсем не большим трафиком. После посёлка Порт - катон, как и рассказывал камазист, асфальт кончился и начался семикилометровый участок хорошо укатанной грунтовки. Ровно через семь километров вновь появился асфальт.


Проехал село Шабельское и повернул на юг, после Глафировки повернул на запад и ветер превратился во встречный – боковой. Скорость упала до 9 – 10 километров в час. После Ейского укрепления дорога снова повернула на юг, и ветер задул в спину. Важно после речки Ея, примерно через полтора километра, не пропустить ничем не приметный поворот на право. Он ведёт под железнодорожный мост и на трассу Краснодар – Ейск. На трассе знак, - Ейск - 19 километров.
Хоть на спидометре уже показывало за сотню километров и солнце начинало садиться, решил ехать до Ейска и там искать ночёвку на берегу. Доехал быстро. Началась череда коммерсантов с плакатами «Жильё у моря». Мне подумалось тогда что возможно, пристанище найти будет не просто.
Но сразу за стелой дорога прижимается вплотную к морю и их разделяет только высокая железнодорожная насыпь, за которой я благополучно и устроился на ночлег.
Место ничем не приметное, море мутное, узкая бетонная стенка защищающая насыпь от размывания, но пару площадок для одной палатки нашлось.


Вот такой получился день, вроде и ехал вдоль побережья, а моря почти не видел. Ну, разве что, снял пару интересных кадров.
Ейск. Ясенская переправа.

22 июля  79 км (2215)

Сегодня какая-то особенная, чудная ночь и совсем не хочется спать. В полуметре от меня, в темноте, облизывая волнорез, плещется беспокойный Таганрогский залив. Редкие капли воды отрываясь от волн, долетают до моего походного жилища и постукивают по натянутой ткани. Ветер качает палатку, размахивает створками, задувает внутрь свежий и сладкий морской воздух. Невероятно приятная ночь, как жалко её спать!
Там, снаружи, за этой гранью из полимерного волокна, - мир. Он не спит, он бодрствует, продолжает свою деятельность, не останавливаясь ни на секунду. Волны - волнуются, ветер - дует, отдыхающие - отдыхают в ночных барах и ресторанах курортного городка Ейска. Сегодня, сейчас, мне все понятно, - мир прост и доступен. Такое случается иногда в путешествиях, вдруг, жизнь приобретает ясные черты и становится очевидной, что ли, со всей неочевидностью и неоднозначностью. Вопросы улетучиваются. Живешь себе в городе, - измучаешься, исстрадаешься в поисках своих глупых ответов, а тут, попадаешь в совершенно иную среду и глаза как будто приоткрываются. И чем сложнее в пути, чем больших сил от тебя требуется и отдачи, тем больше открываются глаза, тем больший катарсис приходит в конце. Лучше понять мир и своё место в нём, - не это ли достойная цель путешествий?
Размышляя о том, о сём, я только периодически засыпал и вновь просыпался, выходил наружу, пил чай и курил. Вспоминаю эту Ейскую ночь как самую приятную и восхитительную ночь за всё путешествие.
Утром я никуда не торопился. Купался, стирался, приводил себя в порядок перед появлением в курортном городке.


Ейск занимает довольно большую территорию, застроенную главным образом частным сектором. Прогулялся по центру, купил сим карту Краснодарского края. Городок, в целом, уютный. Несколько пешеходных улиц заполненных отдыхающими, магазинчики, кафе, бутики. Там же центральный рынок с сибирскими ценами на фрукты и овощи.… Повсюду в городе цветёт Японская сакура, устилая дороги и тротуары жёлтыми коврами из своих лепестков.
Все дороги в городе до безумия похожи друг на друга. Всюду домики не бедствующих, судя по всему, жителей. Всё красиво и уютно.
Провёл в городе почти весь день. Видимо поддался расслабляющей, курортной атмосфере. Искупался на двух основных пляжах. На центральном, где еле протиснулся среди тел, и на пляже приморского парка, где из-за галечного дна, отдыхающих совсем мало.


Очнулся я от курортной спячки уже в четыре часа, и практически заставил себя двигаться дальше. Выехал в направлении юга, к Ясенской переправе.  
Пока пил кефир и ел чипсы в посёлке Октябрьский, спустило колесо. Заклеил, накачал с помощью автомобильной помпы, спасибо местным мужикам! У меня очень плохо работает насос, плохая обжимная резинка постоянно срывается с ниппеля.
К этому времени ощутимо заболела нога чуть выше пятки. Скорее всего, из-за того что утром поменял высоту седла. Когда выехал из посёлка Октябрьский, понял что левой ногой крутить больше не могу. Поэкспериментировав с высотой седла, нашёл приемлемое положение и кое-как, доехал до берега Азовского моря, прихрамывая на одну ногу.


Здесь невероятно красиво, спокойное море, солнце садится за горизонт раскрашивая весь окружающий ландшафт в необычайные цвета. Остановился на ночёвку.
Вода оказалась не комфортно холодной. Начал моросить дождь и я поторопился поставить палатку. Вот тут-то на меня и набросились полчища мелких но ушлых кровопийц. Азовские комары это отдельный разговор. Никогда прежде я не встречал таких наглых, изворотливых и настырных насекомых. От них не спасает даже москитная сетка на палатке! Закрыть же палатку не представляется возможным, потому что духота внутри становится невыносимой.
Ясенская переправа. Приморско - Ахтарск.

23 июля  58 км (2273)

Ночь была кровопролитной, в самом прямом смысле этого слова, я вёл отчаянную войну с комарами. Так как съел накануне три килограмма арубуза, три раза приходилось выходить и естественно каждый раз, за собой я впускал новую бригаду жаждущих крови чудовищ. Никак иначе этих созданий не назовёшь!  Вокруг палатки всё время слышался их непрекращающийся гул. Ночью я слышал, как пара шумных компаний приезжала на машинах на берег, но они сворачивались через несколько минут, спасаясь с этого гиблого места. Вся палатка изнутри покрылась кровавыми пятнами. Это я расправлялся с теми, кто уже успел меня покусать. К великому счастью, с восходом солнца резня закончилась, и я встал в 8 часов. Странно, но чувствовал себя отдохнувшим. День обещался быть жарким, и нужно было собираться. Однако я не торопился, наслаждался морем и уединением.
По дороге вдоль пляжа проехал 8 километров до посёлка Ясенская переправа. Название, конечно же, не случайно. Когда то, кажется ещё до войны, здесь была переправа через лиман, на косу. Плыть всего метров сто, а в объезд, по дороге двести километров. Теперь переправы нет, осталась только развалившаяся пристань. Тут же, погранпост с вышкой. Перед поселком, на пляже, отдыхающие на машинах, возможно по выходным здесь многолюдно.



 Поел в приятном, не дорогом кафе прямо напротив заставы, через дорогу. Здесь же поинтересовался как перебраться на противоположный берег.. Человек, который перевозит на лодке, уехал в Ейск до вечера. Но вскоре подъехал мужик на мопеде и предложил перевезти на моторке за двести рублей, на том и договорились.


Вскоре я был уже на безлюдной песчаной косе с хорошо укатанной дорожкой у самой кромки воды. Только изредка попадаются отдыхающие на машинах, приезжают сюда семьями на неделю, на две, а кто и на месяц. Здесь полно дров, живи сколько угодно! Только с питьевой водой проблема, за ней нужно ехать в Морозовский, это километров десять. Если бы я заправился в Ясенской переправе водой, можно было бы здесь ночевать, а так проезжаю мимо, купаюсь.


По мере моего продвижения по косе, отдыхающих становилось всё больше. Привычные горы мусора начали сигнализировать о приближении цивилизации. В конце концов, появилась дорожная техника. Прямо по кромке воды ведут широченную дорогу (Как мне рассказали позже, в Морозовском, дорогу ведут к месторождению газа).
В деревне пообщался с хозяином магазинчика у дороги, он подробно расписывал как лучше проехать, а потом принёс мне большой пакет помидор и свежеприготовленной картошки с рыбой. Сказал, что будет молиться за меня. Вечером, за ужином, вспоминал благодетеля добрым словом.


Проехал Приморско – Ахтарск и заночевал в пятнадцати километрах западнее его, немного не доехав до станицы Ольгинская. Расположился в лесополосе, между полями кукурузы. Как бы кто не подумал, что я ей промышляю…
Приазовье. Станица Староджерелиевская.

24 июля  112 км (2385)

Ситуация с комарами этой ночью, повторилась в точности как в прошлую. Вновь почти не спал, гонял гадов по палатке. Уже под самое утро, улёгся головой к выходу, там где москитная сетка и хоть немного прохладней, надел шляпу с сеткой (спасибо Ромычу с велоэнска который мне её подарил), и накрылся спальником по самую шею. Сетку на шляпе натянул руками так, что бы она не прикасалась к лицу. Скопившееся недосыпание сделало своё дело и мне удалось поспать пару часов. Вы спросите меня, пользовался ли я спецсредствами от комаров, мазями, брызгалками? Нет, не пользовался, и сам не понимаю почему! Та что брал в дорогу, кончилась ещё где-то в Ростовской области, а новую всё никак не мог купить – то забывал, то не было в магазинах, то ещё что. Мазохизм какой-то, честное слово!  
В 7 часов меня разбудил дождь брызгающий прямо в лицо.
Выдвинулся по дождю. В станице Ольгинской пока рассматривал карту, подъехал мужик на мопеде, поинтересоваться и помочь с картой. Уверил меня что через Степной, на Могукоровку сейчас, после дождей, я не проеду и объяснил как ехать через станицу Роговская на Новониколаевскую.
Кстати, очень интересный здесь говор. Все названия произносят со странным ударением и хакают. Из-за этого трудно понять о чём идёт речь. Например, название Могукоровка, я как сибиряк произношу так: могУ корОвка. А местные произносят МохукОроука.  
В станице Гречаная балка я всё-таки свернул не туда и заехал в станицу Греки. Вот так вот, побывал в Греках – почти в Греции…
В станице Новониколаевской, у магазина, меня пыталась развести на опохмел крупная, колоритная кубанская казачка. Я быстренько ретировался, пока силой не взяла. Пожалуй, это была единственная попытка развода за всё путешествие, вот уж не думал, что она будет исходить от женщины!
За станицей начались рисовые поля. Здесь высокая влажность и жуткая духота, тяжело дышится. Одежда прилипает к влажному телу.


В поисках подходящего места для ночевки среди не прекращающихся рисовых полей, решил подъехать к овощеводам на выезде из станицы Староджерелиевская.
Как водится, угостили арбузом и дыней, налили вкусного, острого горячего супа. На этот раз частник, кореец. Арендует десять гектар у совхоза по 12500 каждый. Выращивает арбузы и дыни. Работают на него приезжие работники из Узбекистана и местные школьницы из соседней станицы. В этом году, говорит, не урожай. Район заливает дождями и хорошо бы свести концы с концами.


Поставил палатку прямо на поле, где ещё недавно росли дыни. На улице ни ветерка, из-за чего внутри очень душно и плохо спится.


Кубань. Темрюк. Пересыпь.

25 июля   146 км (2531)

Сегодня самый сумасшедший день за весь путь и начался он с того что я опять не выспался из-за комаров и жары. Выехал не позавтракав. В ближайшей станице -  Полтавская, оккупировал магазин.
Пока запивал квасом кукурузные палочки, подошли два сотрудника. Подошли так, из любопытства, даже документов не спросили. Пообщались о том, о сём. Расспросил у них, не много ли работы в станице. Говорят, в основном всё мелкие правонарушения и ссоры, - ничего интересного. Пожелав счастливого пути, укатили по своим делам на Уазике.
Только отъехал от магазина, начался сильный но короткий ливень который пришлось пережидать под крышей через двести метров.
Вскоре был на трассе Краснодар – Темрюк. Дорога по началу хорошая, с широкой обочиной, но обочина эта, быстро сошла на нет, и стала трасса, как и везде – хреновая.
Славянск на Кубани решил проехать насквозь, однако, ничего в нём не нашёл такого, что бы пробудило во мне фото - охотничий инстинкт и решил хотя бы плотно поужинать в кафе на рынке. За едой поболтали с мужиками, которые выращивают фрукты и овощи здесь, а продают где то за Геленджиком. Выгодное дело, ведь там всё в разы дороже!


Темрюк, - вот ведь длинный посёлок! Дорога с отвратительно узкой обочиной. У магазинчика пообщались с молодым парнем. Местный. Разговаривали часа два, уж и не помню о чём. Что-то о рок-музыке, фестивалях, о его работе по установке сплит - систем кондиционирования. Проводил меня до музея под открытым небом «Военная горка». Здесь, на самой вершине грязевого вулкана, выставлена техника военных лет. На территорию не заходил, так как с велосипедом пришлось бы подниматься – спускаться по лестницам.
 По словам парня, где-то за Пересыпью есть дикие стоянки туристов, туда я и направился. По дороге от Голубицкой до Пересыпи, так достали автомобилисты, что стал уже махать им руками, ругаться матом. Нервы сдали.
Проехал посёлки Пересыпь и За Родину и, выглядев уходящую в сторону моря полевую дорожку, поехал по ней в крутой подъём. Я надеялся найти удобный, дикий пляж но оказался на безлюдном обрыве - промазал. Оказывается, сворачивать к морю нужно было сразу же за посёлком Пересыпь.
Азовское море плещется внизу, метров на тридцать ниже меня, и спуститься к нему нет никакой возможности. Солнце уже практически зашло. Раздосадованный, уставший, еду по еле заметной, заросшей высокой травой, дорожке вдоль обрыва. Впереди угадываются очертания посёлка Кучугуры.


До Кучугуров так и не добрался, так как дорога развернулась к трассе. Началась жуткая грязь, наматывающаяся на колёса. Здесь множество орошаемых полей с бахчёвыми и виноградниками. Это с них течёт вода и превращает дорогу в настоящий кошмар для велосипедиста.
Я будто читаю книгу или смотрю фильм, - ситуация смешная, прямо для дешевого приключенческого сюжета: Вот герой, в изнеможении, волочится по грязи. Ошмётки липкой, мерзкой массы налипают на обувь. Колёса не крутятся, телега не едет. Герой руками отдирает грязь с колёс, тащит свой скарб волоком. Уже слышны звуки проносящихся по трассе автомобилей, но передвигаться всё труднее с каждым шагом, грязи всё больше и больше… Не знаю, стоит ли об этом говорить, но сегодняшний день был пожалуй самым матершинным, за последние несколько лет моей жизни!   
Уже в полной темноте, в истерике скрежеща зубами, с ног до головы измазанный в липкой грязи, выбрался я на трассу. Помылся в какой-то большой луже и решил возвращаться назад, туда, где видел платные кемпинги для автомобилистов.
К счастью, трафик был совсем небольшим и я аккуратно, часто съезжая на каменистую обочину пропуская автомобили, доехал до кемпинга. Заплатил… СТО РУБЛЕЙ!!! охраннику и побрёл обессиленный, к морю, ставить палатку и отмывать велосипед от залепившей его грязи. Вы представляете, друзья! - СТО РУБЛЕЙ!!! Да знал бы я…
Море словно дышало волнами, светилось зеленоватым светом. Купался как был, в одежде и с велосипедом, только рюкзаки отстегнул.
Тамань. Коса Кизилташского лимана.

26 июля  72 км (2603)

Здесь комары заметно крупнее и не пролезают через москитную сетку, к тому же, с моря всю ночь задувал приятный, освежающий ветер. Утром обнаружил всего две насосавшиеся особи. Размазал их по палатке, добавив живописных, кровяных пятен. Сегодня наконец-то хорошо выспался!


Постирал рюкзаки и устроил себе пляжное утро. Купался, загорал, фотографировал чаек. В 10 часов на пляж стал подтягиваться народ, а я собираться в путь.
Второй завтрак в Пересыпи, накупил в магазине чего подешевле, так как цены на местном рынке откровенно дикие! Более всего, удивляли цены на фрукты и овощи. Можно даже заработать, если возить виноград из Новосибирска!
Пока ел у магазина, в третий раз возникла проблема с телефоном. На этот раз, он просто выключился, вероятно, отсырел в кармане. Расстроеный, выехал я в сторону станицы Ахтезианской. Далее проехал Сенной и свернул на Тамань.
Местность холмистая, со скудной, выгоревшей растительностью. Только зеленеющие виноградники радуют глаз, вероятно местным хозяйствам стоит не малых трудов орошать эти засушливые земли. Перед самой Таманью, прямо на поле купил килограмм винограда за 60 рублей, только начал созревать и симпатичные девчата торгуют, чуть ли не первый день. Честно сказать, девчата мне показались более созревшими, чем их товар J


На въезде в городок стоит красивый, эффектный винный завод с блестящими, чуть ли не хромированными трубами. Фотографировать его не стал принципиально, делают вино из порошка.… Столица Российского виноделия… тьфу!!! А вообще, посёлок приятный, небольшой и уютный. Нашёл центральный пляж, искупался и расположился отдыхать на высоком берегу, с видом на Крымский полуостров. Ел виноград, запивал колой и разглядывал забавных, как мне казалось тогда, отдыхающих. Даже не мог предположить, что всего через три дня, достигнув конечной точки своего маршрута, превращусь в такого же, праздного и обленившегося курортника…

Выдвинулся дальше, на Веселовку. Таксист, у которого я спрашивал дорогу, выразил сомнения насчёт того, смогу ли я пробраться прямо по косе, между Кизилташским лиманом и Чёрным морем. Предположил, что там переливает прямо через косу, но я решил, во что бы то ни стало двигаться по маршруту, тем более, что-то подсказывало мне что таксист совсем не в курсе как там на самом деле. Я внимательно изучал район, ещё будучи дома, по спутниковым снимкам, и запомнил хорошо просматривающуюся дорогу.


От Тамани преодолел хороший подъём, на вершине которого попрощался с Азовским морем, и вскоре был уже на побережье Чёрного моря. Весь берег у Веселовки, - один сплошной авто кемпинг. Здесь сотни машин. Отдыхающие измазываются в лечебных грязях наполовину высохшего солёного озера и идут обмываться в Чёрном море. Не мудрено, что оно чёрное…
Я проехал весь этот огромный, кишащий людьми ужас и, выйдя на берег, потащил велосипед по самой кромке воды на юго-восток, в сторону Анапы. Тяжелый велосипед вяз в песке и время от времени я купался в освежающем, сверкающем на закате, море. Солнце уже прижималось к горизонту, когда я сделал открытие, - оказывается, кое-где, можно вполне комфортно ехать! Местами песок тёмного цвета, состоящий из мелких, плотно прилегающих к друг другу частиц по нему-то и можно передвигаться, включив самые нижние передачи. Однако, попадаются места с желтым, крупным ракушечником по которому ехать невозможно, колесо уходит в него сантиметров на 7 – 8 и приходится тащить поклажу волоком, до следующего плотного места.

С моим продвижением, отдыхающих становилось всё меньше. В конце концов, их стало совсем мало, ну может быть по одной компании на каждые шестьсот - семьсот метров. У нас на водохранилище таких «диких» мест не найдёшь, а тут на тебе, Чёрное море!


Проехал – прошёл – протащил по кромке воды километров восемь или девять, встал на ночёвку уже после заката солнца. Судя по огням, примерно посередине между Веселовкой и Благовещенской. До Анапы мне осталось по прямой километров 30 – 35.
Коса, лиман, Витязево и грязь.

27 июля  48 км (2651)

Сегодня собрался поздно, в самое, можно сказать, пекло. В прочем, что там сегодня, - у меня постоянно так и получается - пекло, а я в пути. Пятидесятиградусная жара  Волгоградской области меня закалила на столько, что и сорок уже, вроде как, - ни то ни се.
Много загорал, купался в чистой и прозрачной воде, смаковал каждый свой шаг и каждую волну. Кажется, я по-настоящему влюбился в море. Пытался фотографировать медуз, но через воду, к сожалению, получается совсем плохо, нужен специальный бокс – его-то мне и не хватало для полноты ощущений...


Пообщались с бывшими Новосибирцами, ныне Краснодарцами. Катаются по побережью на Ниве - муж, жена и двухлетний сын. Потом была компания из «Делика клуб», кажется. Списываются по интернету и катают вместе в разные интересные места. Было три машины, из Москвы, из Волгограда и из Алма-Аты.


Долго, тяжело двигался по кромке воды ещё километров семь – восемь, пока опять не начался авто кемпинг. Разрыв косы всё-таки имеется, искусственный. Здесь прорыт узкий канал, по которому вода из моря поступает в лиман. Вероятно, это необходимо для оросительных систем? Вокруг свежие следы бульдозеров.
Через канал, почему-то закрытый для автомобилистов. мостик. Выглядит это странно. С одной стороны моста отдыхающие заезжают через Веселовку, с другой стороны, через Благовещенскую. Всё рядом, а через мост ездить нельзя, хотя он добротный и крепкий на вид.

Канал метров 20 шириной и 30 см глубиной, с сильным течением. Вдоль берега кишат тучи каких-то мальков, чайки тут как тут, ведут бесстыжую охоту. Лёгкая добыча, правда, толку то с них - вроде семечек, наверное… 


Практически сразу за каналом начался пляж, дикий пляж! Прошёл мимо нудистов, глядя то в песок, то вдаль, неудобно как-то, я ж не привыкший. И вообще странное это дело, голые ходят они, а стыдно-то мне…
Выбрался с пляжа к желанным кафе, немного перекусил и озадаченный баснословно высокими ценами, поехал по асфальтированной дорожке в станицу Благовещенскую. Километров через пять, нашёл этот, уже очередной, заполненный отдыхающими, посёлок. Опять перекусил, пообщался с торговцем безделушками, и узнав некоторые нюансы местного безделушечного бизнеса, отправился в объезд Витязевского лимана. За полтора дня меня изрядно утомил песок, и хотелось проехаться уже по нормальной, асфальтированной дороге!
Обогнув лиман и проехав невероятно длинный посёлок Витязево. Вернулся на побережье, пройдя пару километров в противоположном от Анапы направлении. Здесь был единственный ближайший «ничейный пляж», на котором я и заночевал.


Грязь. Вокруг валяются арбузные корки и прочие атрибуты дикой курортной зоны. Цветущее, буквально воняющее море, пытается отбить желание купаться, однако духота таки заставляет лезть в воду. Слева, в нескольких километрах гора усеянная огоньками, - город курорт Анапа.
Я шокирован! Да что же это за курорт, если после захода солнца невозможно высунуть нос на улицу? Полчища голодных, жаждущих крови комаров, гудят, бьются о ткань палатки в попытке пролезть внутрь. УЖАС! Как люди здесь могут вообще отдыхать?!
Анапа. Новороссийск. Кабардинка.

28 июля  101 км (2752)

Проснулся в семь часов, и сразу за фотоаппарат. Чайки расхаживают по пляжу, деловито ковыряясь в мусорных кучах. Позировать они предпочитают до тех пор, пока я нахожусь в палатке, стоит высунуть ногу и поставить её на песок, как они тут же разлетаются в стороны. Знаете, а им нравится этот мусор и, по всей видимости, весьма!
Позавтракал, искупался и потащился по вязкому ракушечнику в сторону Анапы. На спицы наматывалась зелёная тина, плавающая повсюду в воде. Начиналась жара.
Пообщался с местным на стареньком, советском велосипеде. Оказался двойным коллегой! Музыкант. Живёт здесь уже двадцать один год, родом из Кемерово. Работает преподавателем по классу баяна в музыкальных школах. Жалуется, что повсюду выгоняют с работы как не нужную единицу. Честно говоря, не мудрено. Парень нудный, утомил меня очень быстро. Когда начались разговоры о заговоре евреев и про их связь с нечистой силой, или вроде того, я понял что пора надавить на педали.

Город Анапа, как я теперь уже знаю, типично курортный городишко. Толпы отдыхающих на пляжах, квас, пирожки, негры, обезьянки для фотографирования. Я так понимаю, лежание на пляже, быстро наскучивает и в поисках хоть каких-то развлечений,  люди бросаются на всю эту пёструю бредятину, дабы не сойти с ума от безделья. Это ж надо быть Бодхидхармой каким-нибудь, чтобы пролежать на пляже две – три недели в полной недвижимости!


Я специально лезу в самую гущу, хочу ощутить всё в сердце пляжной неги. Протискиваюсь между лежащих тел, с велосипедом, захожу в грязно – зелёную, цветущую и пахнущую, кишащую людьми воду. Окунаюсь. Вроде, немного легчает. Иду искать место в тени, в парке, чтобы спокойно насладиться купленным прохладным кефиром и двумя пачками кукурузных палочек. Прохожу мимо двух негров в тигровых юбках, что-то лопочущих на африканском языке и зазывающих сфотографироваться. Интересно, они специально сюда приезжают на заработки, или живут – учатся в Анапе? Последнее кажется сомнительным.
Наблюдать жизнь здесь, в курортном городке, это интересно! Расположился у фонтана:
Вот, серьёзный, грузный папаша деловито разговаривает по телефону пока детишки ездят вокруг клумбы на электромобилях. Изредка покрикивает на них, подсказывает, отрываясь от трубки. Вон женщина позирует у клумбы с диковинными цветами, сложив руки как солдатик. Муж послушно фотографирует.
А там, на набережной, мужчина с маленьким сынишкой, с неподдельным восторгом на лицах гоняют на забавном Электро - драндулете. Видел такие штуки где-то в интернете, похоже на двухколёсную рабочую тачку, только ручками вверх. Становишься на платформу между колёс и едешь. Смотрится не обычно, не понятно как эта штука удерживает равновесие, неужели там гироскоп?
Подошли и сели рядом два парня с пустой телегой для транспортировки грузов. К ним ещё двое, тоже с телегой, но доверху гружёной. Подслушал разговор. Необходимо что-то разгрузить в ресторане сегодня вечером, деньги сразу, по факту.
Перекусил и поехал по набережной вдоль берега. За бухтой, берег высокий, обрывистый, метров двадцать – двадцать пять высотой. Внизу каменистый, полудикий пляж с отдыхающими.

 
Спускаться туда лень, и так, сверху всё прекрасно видно. Поболтал с ребятами, работающими на шлагбауме при въезде на пляж. Ещё один земляк! Из Томска, переехал сюда три года назад.
На выезде из Анапы свернул в ворота, на территорию какой-то организации в надежде набрать воды. Надежды мои оправдались с лихвой! Прямо рядом с краном, торчащим из стены, по запаху распознал маленькую, однокомнатную столовую с гостеприимной, доброй женщиной - хозяйкой. Оказалась опять, практически землячка, родом из Екатеринбурга. Жила в Питере, врачи рекомендовали переехать на юг из-за астмы у дочери. И вот, живут здесь уже семь лет – астма прошла. Женщина угостила меня вкуснейшим борщом и блинчиком с творогом. За что поклон ей низкий!
После Анапы я решил больше никуда специально не заезжать, в целом, я прочувствовал, что такое курортные городишки и на оба Утриша вместе с Сукко, смотреть уже не хотелось. А хотелось поскорей добрать до конечного пункта моего маршрута и уподобившись всем этим празным отдыхающим, валяться на пляже и лопать арбузы с виноградом.

Начался затяжной подъём на перевал перед Новороссийском. Придумал несколько новых матерных выражений, пока на него взбирался, но въехал своим ходом, почти без передышек. С вершины перевала эффектные виды. Горные не асфальтированные серпантины расходятся в разные стороны, и направления. Совершенно не понятно, какой отрезок, какому спуску принадлежит. Не фотогенично только.
Двадцать километров спуска и оказываешься в центре города Новороссийска! Это захватывающе! Широкая обочина с великолепным асфальтом позволяет нестись с перевала за пятьдесят, не крутя педали. Город как бы медленно наезжает на тебя.

Новороссийск меня покорил! Здесь не чувствуется той ленивой праздности и безделья, что царят в курортных городах. Нормальный, здоровый деловой город с мощными градообразующими предприятиями. В первую очередь это конечно Новороссийский Морской Торговый Порт и несколько заводов по производству цемента. По широкой набережной катаются велосипедисты и роллеры, почувствовал себя почти дома.


Искупался на каменистом пляже, прямо у набережной. Нырнул и проплыв под водой несколько метров, наткнулся на какую-то изъеденную ржавчиной трубу. Хорошо, что руками, а не головой. Где-то умудрился рассечь колено, пошёл на берег зализывать рану и есть свой хот-дог с колой под пристальными взглядами окружающих. Слышалось вокруг: «- Путешественник…».
На парапете трое парней читают реп под гитару. Забавно и здорово! Я пел Сектор Газа в своё время по подъездам.
Тем временем солнце уже почти село. Нужно было срочно выезжать из города и искать место для ночёвки. Жаль, я так и не рассмотрел Новороссийск, в подробностях.


Из города выезжал долго, пришлось объезжать весь залив вместе с портом и промышленной зоной, которая оказалась довольно внушительной. Хоть я и торопился, пока добрался до стелы на выезде, уже совсем стемнело.


Я не любитель ездить в ночное время, тем более по трассе, да еще по горным серпантинам, но делать было нечего. Достал из закромов мигающий фонарь, прицепил его сзади на рюкзак, одел налобник. И, на своё удивление, довольно комфортно и быстро доехал до самой Кабардинки. Автомобилисты были аккуратны и гораздо более корректны, чем днём!
Заприметив парковку, спустился на первый попавшийся, небольшой пляж. Здесь оказалось достаточно уютно. Женщина администратор махнула рукой в дальний конец пляжа, рекомендовав воспользоваться навесом, на случай дождя. Добрая женщина. Вместо навеса нашёл только каркас от большой торговой палатки, с пристёгнутыми поблизости прогулочными водными катамаранами. Под этим навесом и поставил свою палатку. Пляж исключительно каменистый и под каркасом самое ровное место, тем не менее, пришлось проложить все свои мягкие вещи, чтобы было более-менее комфортно спать.

Приводило в восторг полное отсутствие комаров! Правда, пока купался и ужинал, появилось несколько ленивых особей. Но после адских армий азовских вампиров, эти были по-настоящему Божиими созданиями с крылышками.
Геленджик. Новомихайловский. Финиш.

29 июля  108 км (2860)

Сегодня опять была чудная ночь. Не такая приятная как под Ейском, но всё же во многом схожая. Главным образом, объединяло их, конечно же, практически полное отсутствие назойливых насекомых, от коих мучился я последнюю неделю. Здесь, за Новороссийском нет болот и лиманов и комарам негде выводить бесчисленное полчище своих собратьев. Местные уверяют, что такое засилье этих насекомых, обусловлено аномальным,  исключительно жарким летом. Что же, охотно им верю потому как, не была бы так популярна Анапа у отдыхающих, если бы это было не так.  
Утром проснулся от духоты. Вроде и палатка то стоит в тени обрывистого берега, а спать все равно невозможно и я поспешил выбраться наружу.
Недалеко от меня, в пятидесяти метрах, семья из трёх человек. Мужчина, отец семейства, машет рукой приглая подойти. Мне такой оборот не нравится, с чего я должен идти? - хочешь что-то сказать, подойди и скажи. Но, собрав остатки терпения, иду. Мне с ходу наливают в стопку жидкость симпатичного цвета, - спиртное? - спрашиваю. - Само собой, другого то не пьём. Выпили, закусили виноградом.
Оказалось, мужик решил, что каркас от навеса и весь катамаранный парк, под моим ведомством. Хотел присоседиться, воспользоваться каркасом что бы прятаться от палящего солнца в течении дня. Надо сказать, не без удовольствия его разочаровал. Ну, не нравятся мне такие типы, уж извините!


Позавтракал, несколько раз искупался в прохладном, манящем море и отправился в путь. Решаю, во что бы то ни стало добраться сегодня до конечной точки маршрута, - посёлка Новомихайловского Туапсинского района. По моим расчётам, осталось каких-то сто десять километров и, как оказалось, три небольших перевала…
Дорога узкая, почти не существующая обочина держит в постоянном напряжении. Проезжаю мимо всех достопримечательностей, какие только попадаются в пути, почти не  фотографирую, тороплюсь. Заехал только в Геленджик – больно название известное. Прокатился по набережной заставляя оборачиваться прохожих. Я для них, наверное, какое – никакое развлечение.
Все курортные городки, похожи между собой и дело тут не только и не столько во внешних атрибутах, - пляжах, лежаках, безделушках и обезьянках для фотографирования. Они схожи в первую очередь царящей в них особой психологической атмосферой, что ли. Я долго подбирал для себя слово, которое бы соответствовало тому воздействию, которое оказывали на меня курортные города, в пути. И слово это я для себя нашел – тоска.
Да, честно говоря, тоска нашла на меня и в этом городишке. Стоял я на набережной Геленджика облокотившись на парапет, и тосковал обо всём что приходило в голову. Тосковал о том что путешествие подходит к завершению, тосковал о людях, которых встретил в пути и которых больше никогда не увижу, о городах в которых побывал слишком уж вскользь, о близких по которым скучаю. Но больше всего я тосковал о том, что придётся вновь вернуться к своей обычной жизни, с её сложностями, и непонятными смыслами. В пути существовать проще. Цель, как и способы её достижения, очевидны – проехать сто километров в день, найти место для ночёвки, поесть, избежать неприятностей, попросить воды, зарядить аккумуляторы – масса простых односложных задач. В жизни мне не удаётся достигнуть такой ясности, всё какая-то каша из амбиций, идей, планов, надежд и прочего хлама.
Задерживаться надолго я не стал, вернулся на трассу.
Первый перевал въехал на одном дыхании, на втором начал кряхтеть, терять терпение, рычать матерыми словами, затянул кое-как, не спешиваясь специально, из злости. На последний перевал, кажется Михайловский, сил уже не осталось. Шел пешком, когда уклоны были слишком велики.  


В Новомихайловском был в восемь часов вечера. За четыре километров до посёлка, попросил телефон у паренька на пляже и позвонил жене. Встретились в центре, у магазина Магнит. Они с подругой смеялись, удивлялись моей сантиметровой бороде и выцветшей, стоячей от морской воды, пота и пыли, одежды.

Вот так и закончилось моё путешествие. В дороге я был 33 дня из которых один провёл в Самаре на Грушинском фестивале и два или три в Ростове на Дону (так и не решил как их считать). На спидометре 2860 километров, средняя скорость 17,5 км/ч, максимальная – на спусках 54 км/ч не крутя педалей.

Положено хорошее начало кругосветному путешествию в несколько этапов, так что, приглашаю желающих! :)

Комментарии
Guest28.08.13, 22:55
Вот это да! Да это же просто подвиг! Тоже прочитал на одном дыхании, так как увлекаюсь велосипедом 
. Сам недавно с Краснодара в Новомихайловский осмелился прокатиться, 7 часов утомительной дороги показались с одной стороны адом, с другой незабываемым впечатлением. Но что эти 130км по сравнению с тем, что совершил автор??!! Вот, тоже подумываю над маршрутом Краснодар-Рязань в следующем году, но опыта по снаряжению и навигации ноль. И хочется и колется.
Guest17.07.13, 20:38
Я в восхищении! 
Спасибо тебе, велоколлега за потрясающее повествование!
Фото шедевральны, слог ладный!
Особо порадовался за добрых людей на планете Земля, кои не оставят и всегда помогут в пути!
Спасибо большое за позитив!
Guest29.06.13, 11:39
Респект!!! 
Прочитала на одном дыхании! Фото-супер!!!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте