Часть 2
День шестой, Траверс

В этот знаменательный день мы проснулись в 7.30. Важность дня так давила, что из палатки мы повыскакивали около 8… Однако вне палатки суета поутихла, и собирались мы больше двух часов. Плотно позавтракав и выпив пару чашек горячего сладкого чая, поговорив на разные философские, сакраментальные темы, неторопливо почистив лыжи и отыскав в частоколе палок свои, мы отправились покорять хребет Кузнецкий Алатау. На сегодня намечен поиск ледяной свежести на траверсе этого хребта, который должен венчаться посещением вершины Верхний Зуб (2187 м., 1А-1Б). Саша Ливенец делал это особенно неторопливо, поэтому он с Улем остался собираться, а остальные по мере готовности выдвигались вперёд, в горку…
Около часа лезем вверх, тропит Вова, остальные его просто не могут догнать. :) Подлип не даёт скатиться обратно, но и он хорош в меру… Всё-таки столько лишних килограммов на ногах не приносят никакой видимой пользы и не доставляют ну никакого удовольствия. Сквозь ветки светит яркое солнышко, оттаивают замёрзшие за ночь ёлки, промокает снег вокруг них, тянется вверх лыжня. Поворачивая голову влево, можно увидеть г. Двуглавая. Вчера она нам весь день мозолила глаза. Если бы мы всё-таки решились полезть на неё сегодня, то только ради видов на окрестные горки и ради спортивного интереса.
В 11.30 вылезли на хребет, отсюда виден перевал Волчьи Ворота. Так приятно: сижу на хребте, наслаждаюсь жизнью, смотрю на самый нелюбимый перевал и понимаю, что мне туда не надо… И так хорошо становится. :) Пусть надо лезть на высшую точку хребта, пусть ночью, пусть по куруму с лыжами на рюкзаке – но мимо этого перевала!
Высиживать рюкзаки, ожидая, что из них что-нибудь вылупится, было скучно, поэтому мы поехали продолжать изучение техники спуска. Выбрали подходящую полянку без ярко выраженного курума, на которой было поменьше снега, и стали закладывать виражи по насту. Вова, как обычно, выбирал самые весёлые места, отчего нам временами становилось не совсем весело, потому что падать в такой замечательный день было очень обидно. С пользой провели время, дождались остальных. Нафотали кучу снимков. Моя гордость – фотка меня на фоне Волчьих Ворот… Сделали первое групповое фото и пошли дальше.
Неизменным серпантином движемся вверх, отражённый снегом солнечный свет слепит глаза, но достать очки банально лень. Щуримся, но идём. Мышки плакали, кололись, но продолжали есть кактус… Это про нас. Изредка из-под снега вылезает курум, идём по нему прямо в лыжах, ещё не настало время запихивать их в стяжки рюкзаков. Петляем меду камней, тропим серпантинную лыжню, пропахиваем белоснежную целину, иногда зарубаемся боками лыж в жёсткий, покрытый ледяной корочкой льда фирн. Но вот добираемся до самого верха, выше нет даже ёлок. Разумеется, курум. Снимаем лыжи, крепим к рюкзакам, неуклюже надеваем их, встаём и прыгаем по камушкам, использую в качестве дополнительной опоры лыжные палки. Затем курум снова сменяется настом и льдом. Снега наверху почти нет благодаря сильным ветрам, редко устающим дуть на этой высоте. Справа по курсу виден хребет Тигер-Тиш (Поднебесные Зубья), перевал Тайжасу… Над вершинами хребта расползается тонкий слой тумана, и видно, как ветер сдувает с поверхности горок снег и поднимает его в воздух. Вовиной лыжни не видно, уже занесло, хотя прошёл он здесь всего несколько минут назад. Самого Вову видно также не особенно хорошо, потому что начинает темнеть, и командир отряда издалека даже в жёлтой пуховке сливается с камнями и серо-синим горизонтом.
Доходим до места, откуда уже видна сама вершина. Снимаем лыжи в очередной раз, идём пешком. Здесь траверс становится похож на траверс, и мы стараемся не падать вниз, прыгая по еле заметным торчащим из-под фирна верхушек камней, а иногда зарубаемся палками и бахилами, преодолевая чисто снежные промежутки между одним скоплением каменных выступов и другим. Изредка останавливаюсь, чтобы отдохнуть и посмотреть по сторонам. А по сторонам, между прочим, есть что посмотреть. Ветер дует странным образом, и мы наблюдаем снежный прибой… Позёмка под порывами ветра ползёт вверх по склону и исчезает за перегибом, и кажется, что это не снежные волны летят по поверхности хребта, а мы катимся вниз. А если повернуться назад, то видна картина с такими красками, которых нельзя получить искусственным путём. Закат над Большим Зубом был как будто нарисован гуашью, но тем не менее жил своей жизнью. Если на мгновение закрыть глаза и вновь взглянуть на жёлто-красный ареол над вершиной, его можно не узнать.
А ветер дул в спину, помогая двигаться в нужном направлении. Подходить к северному склону хребта не рекомендуется, потому что обратно выбираться очень сложно, сдувает всё дальше и дальше и несёт к обрыву в сторону долины р. Туралыг. Поднимаешь ногу и молишься, чтобы в этот момент не было очередного порыва ветра. Если падаешь, то поднимаешься с трудом, катаясь по снегу, используя лыжи как паруса. Поэтому мы предпочитали всё-таки не падать.
Выбираемся к последнему подъёму перед вершиной. Ветер тут ещё сильнее, капюшон пуховки слетает с головы, бьёт по ушам, и ничего вокруг не слышно… На шум от самого ветра уже давно перестали обращать внимания. Первыми сюда вылезли Вова и Серёжа, спрятались за крупным камнем, так просто не разглядеть. С Улей идём в намеченном направлении, и спустя несколько минут я натыкаюсь на две знакомые фигуры среди курума. Падаем рядом и, сидя в обнимку, ждём остальных. Немного отдохнув и погрев друг друга, удовлетворив свои потребности в тепле и ласке, вспомнили, что время от времени возникают ещё и потребности в питательных веществах, и стали искать в рюкзаках сухофрукты и шоколадки. Помимо этого отыскали в их недрах фонарики и маски. Затем запаковались и пошли дальше. Хотя уже стемнело достаточно, чтобы не видеть конца подъёма, мы помнили, что он близко, и очень скоро придётся ступать очень осторожно, чтобы не наткнуться на тур… Шаг за шагом, поднимаемся вверх. Почти полная уже луна освещает обрывы на соседнем хребте… И вот делаем последние шаги, и на пути вырастает огромный крест, радом тур с запиской. Дошли! На часах 18.55, ещё только начало вечера… Пишем свою записку, делаем очередное групповое фото, идём по вершине и, как нетрудно догадаться, доходим до спуска. Вова придирчиво осматривает место сброса с вершины и выносит вердикт: ждём рассвета здесь. Ещё толком не определившись, рады мы такому решению или нет, начинаем готовиться к ночёвке. Рядом с предполагаемым местом спуска, за грудой огромных валунов, ставим палатку, точнее, натягиваем её, как тент, на лыжные палки и обкладываем всю эту конструкцию выпиленными из снега кирпичами. Всё это делается довольно быстро, хочется побыстрее залезть с ногами в спальник, укрыться сверху пуховкой, замотаться в шарф и помечтать о тёплой кроватке. О горячем чае даже не мечтаем… Перед тем, как забаррикадироваться в палатке на ночь, берём с собой из рюкзаков всё, что может там пригодиться. Вернее, думаем, что всё. :) Я, помимо необходимых вещей, достаю папин походный подарок с надписью «Книга – лучший подарок». Залезаем в палатку, на горелке пытаемся вскипятить маленькую кастрюльку снега. Минут через 30 вода становится достаточно горячей, и процесс кипячения решаем завершить. Но выпить хотя бы четверть кружечки чая было не суждено, чай в палатку никто не взял. Но у Вовы в заначке оказался использованный чайный пакетик, который мы тут же вскрыли и сунули в воду. В итоге пили практически бесцветную жидкость со слабо различимым запахом чая, закусывая это сгущёнкой и прочими вкусностями. Разливаемого количества чая не хватило, чтобы утолить жажду, поэтому некоторые отдельно взятые личности ложками ковыряли снежные стены нашего укрытия, смешивали его со сгущёнкой и делали мороженое. Когда доля сгущёнки закончилась, стены всё равно не были оставлены в покое, пить хотелось сильно… Я наконец-то добралась до папиного подарка. Так как света в налобном фонарике хватает лишь для поверхностной идентификации исследуемого объекта, прочитать, что написано на довольно лёгкой зелёной бумажной коробочке, не получилось. Мне показалось, что это был тщательно упакованный фотоальбом… Поэтому, повеселившись, мы решили, что альбом к чаю разнообразит наше меню немного попозже, когда мы научимся его как следует готовить. Надев на себя побольше тёплой одежды, залезли в спальники и уснули.
День 7й, "..снова пилим снежные кирпичи" -1:)

Вчера мы так надеялись, что наконец-то отыщем злополучный айс. Но нет, ночёвка на вершине оказалась самой тёплой из всех, что мы уже успели пережить в нашей поисковой экспедиции. Проснувшись, первым делом мы с Улей потянулись к ложкам и снова воткнули их в стены… Вова кривился, считая это какой-то патологией, нарушением функционирования головного мозга, но в конце концов смирился и махнул рукой на этот произвол. Получив на завтрак по нескольку конфеток, стали вылезать из палатки наружу. За бортом довольно тепло, ветер не сильный, небо затянуто облаками. В 10 пошли к кресту посвящать новичков в туристы. Каждый из них должен был выслушать наставления вождя, съесть ложку смеси сгущёнки с лимоном, поцеловать знамя полка, раскраситься йодом и получить пинок треком. После этого он становился полноправным туристом.
Через 15 минут начали спускаться. Склон довольно крутой, местами скользкий. Все, кроме Ули, Вовы и меня шли в кошках. Как и вчера, приходилось скакать по торчащим кончикам камней, отличие было в том, что сегодня скакали мы вниз, и делать это, вообще говоря, запрещалось. Спускались до перемычки между этим склоном и горой 2005 м. час. На перемычке сняли пуховки, перекусили рассыпающимся замёрзшим сыром и колбасой. Пошли дальше траверсом горы, тропил Серёжа. Где-то под конец траверса обернулись и увидели длинную цепочку следов. Впечатляло, даже не верилось, что это наших ног дело, слишком уж глобальный след получился.
Ещё через час спустились на седловину перевала Козьи ворота. Там перед нами встал вопрос: а не залезть ли нам на г. Старая Крепость? Вершина рядом, её отлично видно, и хочется попасть туда, чтобы увидеть всё вокруг с высшей точки Поднебесных Зубьев. Но, прикинув, сколько это мероприятие займёт времени, мы должны были отказаться в пользу дальнейшего спуска к озёрам и перехода до перевала НГПИ. По самым скромным оценкам идти до предполагаемого места ночёвки минимум час, и это без учёта общей усталости и предобморочного голодного состояния нескольких атомных желудков. Поэтому взяли ноги, точнее лыжи, в руки и пошли вниз. Вова остался верен себе и стал лыжами рисовать на склоне послания инопланетным разумам. Широкими поворотами избороздил спуск, но возле озера Харатас оказался немногим раньше нас, идущих прямо вниз с лыжами в рюкзаках. Перешли озеро, прошли оконечность хребта, прошли по долине до небольшого озера без названия недалеко от Харлыгколя. Ветер усиливается, но дует в спину, поэтому пусть себе дует. Длинной растянувшейся резинкой идём в сторону перевела, греют мысли о скором и окончательном привале, о чае, костре, ещё хранящих память о сухости и тепле спальниках, о сгущёнке… :) Добираемся до мест, где густота лесных массивов резко падает, и ввиду этого вокруг из снега торчат кедры, но, образно говоря, они не собираются больше, чем по трое. Кидаем рюкзаки и веером расходимся по окрестностям с целью найти какое-нибудь уютное место для ночёвки. После довольно продолжительных гуляний находим более-менее густонасёленный кедрами и дровами островок и встаём там. Собираем в кучу дрова, копаем яму под костёр, ставим палатку. В ожидании обильного ужина водим на лыжах хороводы вокруг кедров и собираем под ними шишки, брошенные заевшимися белками или бурундуками. В некоторых из них попадается много целых орешков, которые мы с Улем бережно выковыриваем и складываем в карманы на чёрный день.
Опять строим снежную стену вокруг палатки и как следует закрепляем тент… Наученные горьким опытом, вкапываем лыжи в качестве опор по самые крепления и даже больше. Когда у всех уже не остаётся никаких важных дел, начинаем подтягиваться к костру. Постепенно практически вся группа сидит над костровой ямой и пинает балду, предвкушая двойной ужин – за вчера и за сегодня.
И ничто не предвещало бури, даже завывания ветра и пения перевала не тревожили нас. Но вдруг огонь в костре пропадает. Нас кидает вперёд. Котелок над костром подлетает вверх и медленно опускается… Нас тоже медленно возвращает в исходное положение. Огонь опять на месте. Но становится понятно, что двойного ужина мы сегодня не дождёмся. В спешке довариваем еду, часть народа отправляется достраивать крепостную стену вокруг палатки. Снова пилим снежные кирпичи, на этот раз в спешке и без чувства полного удовлетворения от прожитого дня, как в прошлый раз на вершине. Ещё бы, на перевал не залезли, ужин не доварили, дом не достроили, дерево не посадили, сына не вырастили....
Ветер усиливается, палатка раздувается, как купол парашюта. Чтобы успокоить взбушевавшийся шатёр, обкладываем его снежными кирпичами ещё и изнутри. Стена снаружи между тем дорастает до гигантских размеров, ростом уже почти с саму палатку. Достраиваем вход и собираемся идти ужинать. Вспоминаю ледовый городок на набережной Новосибирской Оби: там был лабиринт со стенами, построенными из ледяных брусков. Очень похоже на наше творение… Процесс созидания пришёлся по душе, хочется построить снежный замок с башенками, весёлые горки, миниатюры взятых перевалов, семь отмасштабированных чудес света и что-нибудь ещё в том же духе. Но всё-таки пора ужинать.
Собравшись уже в который раз возле костра, мы не узнали нашей полевой кухни, её просто не было. Снегом занесло всё: и хобы, и посуду, и пакеты с едой, заветное ведро с ужином до победного сопротивлялось снегу, и его мы отыскали сразу. В ускоренном темпе поедаем заслуженные калории, никому не хочется сидеть на ветру лишние несколько минут, пряча от летящего в лицо снега тарелку или кружку с чаем.
В палатке просторно, наконец-то можно спать, вытянув ноги и при этом не опасаясь, что сосед, использующий эти ноги в качестве подушки, не окажется придавлен, придушен или запинан.
День восьмой, "Полеты во сне и наяву"

Засыпали вчера с надеждами и упованиями на тихую, безмятежную, солнечную погоду, на безоблачное небо, которое бы своим аквамарином вдохновляло на скорейший подъём. Мечтали, что утром позавтракаем, как белые люди, сварив еды на костре, что проведём это поэтическое утро, наслаждаясь дымящимся ароматным чаем… Фантазировали, как лучше сфотаться на подъёме на НГПИ, как хорошо на верху и как мы с Улем будем кричать наверху ставший традиционным вопрос «Как пройти в библиотеку?!»
Просыпались медленно, чтобы подольше об этом помечтать. Ещё не открыв глаз, понимали, что жестоко обманулись в своих ожиданиях, зато вновь напали на след айса, который всю ночь кружил вокруг палатки и сейчас ждёт нас снаружи. Главное, не спугнуть…
С неохотой вылезали из ледовой крепости, экипировавшись по полной программе, даже напяливая маски на лицо. Айс куда-то слинял, но следы явно указывают на то, что он здесь был и развлёкся по полной программе. Стену облепило снегом, немного занесло, яма от костра уже совсем не яма, а искать брошенные вечером возле неё вещи мы будем ещё долго. Унылая пора, очей очарованье…
Перекусив и собрав вещи, почистили лыжи и стали собираться в дорогу. Дорога шла сторону НГПИ, и нам предстояло для начала пройти около километра вдоль озера и против ветра, а затем в эту пургу лезть наверх. Почему-то сразу стало очевидно, что сегодня мы будем ночевать в Золотой долине. Не знаю, почему… Я ведь даже не видела ничего, снег застилал всё вокруг. Но всё равно мне стало ясно, что далеко мы не уйдём. :)
В 12.00 мы наконец-то решились и покинули маленький, но уютный островок леса. Первые метров 20 мы шли с поднятыми головами и могли различать спины идущих впереди людей. Потом сосульки на ресницах, иней на капюшоне и волосах, а также примёрзшие к щёкам сопли значительно сузили обзор. Под таким напором ветра проще было взлететь, чем идти против него. Спустя метров 100 Вова остановился и спросил: «Ну что, может, на Караташ?» Для себя на этот вопрос я ответила почти в самом начале сегодняшней прогулки, и ответом было однозначное «да». Никто против не был, и мы развернулись в обратную сторону.
Вопреки ожиданиям, проще не стало. Снег всё равно летел и в лицо, и за шиворот, а ветер толкал в спину, отчего лыжи разгонялись быстро и сильно, а тормозить на насте сложно. К тому же внезапно вырастающие на пути горки и бугорки способствовали многочисленным падениям участников. Упираемся палками вперёд, чтобы хоть как-то тормозить, но помогает мало. Снимаем лыжи, пытаемся надеть рюкзаки на спины. Обычная, привычная и не вызывающая как правило затруднений операция стала нетривиальной задачей. Если лечь на рюкзак, вдеть в лямки руки и попытаться встать, то покатишься по насту туда, куда дует ветер. Если рюкзак надевать с колена, то завертишься на одном месте, но недолго, потому что рюкзак всё же обладает немалой массой. Но всё как-то изловчились, кто-то кому-то помог, и вновь все в сборе и готовы двигаться дальше. Куда дальше – это вопрос хороший. Вокруг светло-серая живая масса снега, и только в мгновения относительного затишья вдалеке виднеются очертания леса и гор. Запоминаем направление и идём. Держимся на расстоянии прямой видимости, то есть метрах в двух-трёх друг от друга. Вова идёт последним, следит, чтобы никто не вздумал потеряться. Периодически останавливаемся, чтобы переждать особенно сильный порыв ветра. В эти моменты даже упор палками часто не помогает, всё равно вырывает из не очень глубоких провалов в снегу и тащит вперёд. Вот когда хочется иметь большой и тяжёлый рюкзак и корабельный якорь.
Прошли 500 метров, добрались до первых кедров, потеряв немного высоты. Здесь ветер потише и видимость получше, по крайней мере видно, куда нужно идти дальше. Тропим по очереди с Серёжей и Ульяной, затем догоняет Вова и тоже включается в этот увлекательный процесс. Пройдя ещё метров 100, в 15.00 сваливаемся в небольшую ямку рядом с широким кедром. Вова объявляет, что жить сегодня будем тут. Возражений опять не последовало, и мы стали готовиться ко встрече с неуловимым айсом. Углубляем ямку возле дерева, строим очередной ледовый городок, думаем, как натянуть тент над ямой. Втыкаем в стены лыжи, сверху накрываем эту замысловатую конструкцию тентом и слегка присыпаем снегом и придавливаем снежными кирпичами. Убежище готово.
Ощущается присутствие айса, иногда даже мелькает что-то непонятное меж кедров, но уловить всё никак не получается, потому что каждый раз, когда только намеришься этот асйс поймать, Вова настоятельно рекомендует выполнить согревающий комплекс упражнений: приседания в связке, отмашки ногами в той же связке, отмашки руками и групповые отжимания, а для особых ценителей ещё катания друг на друге, тоже в связке. Айс всё ещё на свободе…
И вот мы в палатке. Со стороны может показаться, что мы играем в игру, по правилам которой нужно одну рандомную часть тела приложить к другой рандомной части тела соседа. Помещаемся в нашем укрытии с трудом. Но помещаемся. Устраиваем перекус без чая, с дозволения завхоза гоняем по кругу сгущёнку и получаем по сухарику с мёдом. Я достаю жевательный мармелад в виде медвежат, и он кончается как-то очень быстро…
Спим в два слоя. Иначе никак не поместиться, зато тепло должно быть. Вот только не раздавить бы того, кто внизу…
День девятый, "..нечто холодное и мокрое легло мне на лоб":)

Я проснулась оттого, что нечто холодное и мокрое легло мне на лоб. Если бы это произошло утром какого-нибудь тёплого летнего дня, я бы проснулась с улыбкой и словами благодарности. Но это была зима, это была палатка… И я лежу у края, одним боком греюсь на Вове, другим грею тент. На мои опасения по поводу возможности появления дыры в палатке Вова сонно проворчал что-то вроде «Не раньше, чем мы вылезем». Я сочла самым правильным ему поверить, тем более что деваться всё равно было некуда: снегом палатку завалило с моей стороны, остальным мирно храпеть ничего не мешало, и они этим пользовались. Минут через 30 что-то холодное угрожающе нависло в паре сантиметров от лица. Почему-то было не очень уютно. Снега навалило достаточно, чтобы я не могла повернуться под его давлением. Можно было только осторожно отползти от края, но отползать пока что было некуда. Позади Москва. Сдаваться запрещено.
Промаявшись час в неестественной позе, я путём утрамбовывания потолка и стены высвободила руку с часами, и они мне сообщили, что уже 8.00. Опять же, в другое время и в другом месте, да ещё и при других обстоятельствах, это должно было несколько огорчить. Но это была зима, это была палатка, это был потолок, попираемый носом… Снова толкаю Вову, объясняю положение, пора вставать и всё такое. И, о счастье, Вова соглашается и толкает соседа. Цепная реакция покатилась по палатке, и вскоре все проснулись. Но высвободиться из спальников и тем более одеться, чтобы вылезти из палатки, было сложнее, чем когда-либо. Сесть можно только в центре, но центр застелен телами, которым очень не хочется двигаться.
Как обычно, выход нашёл Вова. Простой и эффективный. Он просто выдернул из-под головы пуховку, Галины чуни и, как гусеница, выполз на волю. Места стало чуть побольше, я даже смогла повернуть голову, и теперь мокрый холодный потолок не нервировал. Спустя некоторое время ещё один доброволец был вынужден покинуть нашу обитель. После того, как он вывалился из палатки, место для переодевания занял следующий претендент на выпинывание наружу. Наконец, и я смогла сесть и переодеться. Обуваться было сложнее ввиду замерзания треков. Попрыгав и продавив ноги внутрь ботинок, мы могли условно считать, что обулись. Выходим в открытое пространство…
По сравнению со вчерашней излишне ветреной погодой сегодня потише. Иногда сквозь тучи и снег протискиваются солнечные лучи, и это как-то сразу вдохновляет. Собираемся, вытаскиваем из-под обвалившейся палатки рюкзаки и вещи… Откапываем тент, вынимаем каркас из лыж… Вернее, то, что от них осталось. Лыжи нескольких участников разведгруппы можно списывать как не кондицию. Ехать можно, но плохо.
В 12.00 выходим. В полном обмундировании, по уставу: в пуховках, кто-то даже в масках, в комбезах… Настроились на битву со стихией, готовы к любым неожиданностям. Не готовы оказались только к тому, что через нескольких сотен метров пришлось снимать с себя всё это и идти в анарачке. Когда мы спустились к р. Мал. Хунухузух, ветер почти стих, мощность снегопада была далека от максимально возможной, поэтому мы остановились на небольшой привал переодеться и попить воды из речки. Привязали к лыжной палке кружку, и Уля черпала ею ледяную вожделенную жидкость. Напившись, пошли дальше до стрелки рек Мал. Хунухузух и Бол. Хунухузух. По планам по второй речке мы должны добраться перевала Караташ. Если бы не непогода, свалившаяся на наши головы непонятно откуда, то, минуя стрелку, мы бы срезали угол и сразу бы вышли к перевалу, но из Золотой долины так просто не выбраться…
Справа и слева довольно плотный лес, на такой приятно смотреть после сплошных курумов и куцых кедровых образований перед перевалом. А когда мы вдруг услышали чириканье какой-то птички, то радости моей не было предела. Обычно в Золотой долине мало птиц, особенно таких, которые практикуют чириканье. А эта вот поёт, да ещё в такую погоду. Приятно.
После стрелки, к которой мы подошли в 13.30, продолжаем по руслу тропить в сторону перевала. Медленно набираем высоту, соответственно, усиливаются ветер и снегопад. Тропим привычным составом: Вова, Галя, я. Иногда вперёд выходят Саша Д. или Серёжа. Русло засыпано снегом, и сложно угадывать, где оно на самом деле. Всё вокруг одинаковое, какая-то сюрреалистическая картина. Направо пойдёшь – русло найдёшь, налево – тоже, вроде как, русло… Низкорослые пупыри с кедрами на верхушках тоже все как один одинаковые. Ориентироваться сложно, только компас помогает. И снег всё идёт и идёт… Пушистый, но слишком много…
Незаметно начинает темнеть, а перевалом даже и не пахнет. Встаём на стоянку, мы с Вовой отправляемся на разведку, остальные готовят чай. Идём сначала по руслу, потом переходим речку и идём буквально куда глаза глядя. Глаза глядели в разные стороны, поэтому мы немного петляли, пытаясь разглядеть через снежную стену какие-нибудь выделяющийся объекты. Привязки не нашли, поэтому примерно через час развернулись и пошли обратно к лагерю. Лыжню уже основательно занесло, изредка виднеются еле заметные следы от наших лыж. Скатываемся вновь к речке, переходим по снежному мосту, проходим по зарослям к месту нашего расставания с группой и уже оттуда чуем запах костра и слышим голоса и звуки активно работающей пилы. На обратную дорогу мы потратили 20 минут, так как в основном спускались вниз по остаткам лыжни.
Совершенно довольные жизнью, несмотря на то, что не нашли перевала, присоединяемся к группе и вливаемся в процесс обживания стоянки и приготовления ужина. Чтобы показать и себе, и начинающим замерзать соучастникам, что ничего чрезвычайного не произошло, набираю кружку воды из котелка и чищу зубы. :) От предложения разделить эту радость, тем не менее, все отказываются.
Ставим палатку, готовим ужин. Затолкав в себя немного еды, я понимаю, что разучилась есть, ничего уже не лезет, только чай. Наконец, разобравшись с ужином, забираемся в палатку, укутываемся во влажные холодные спальники… Но спать что-то расхотелось. Ульяна, Галя, Серёжа и Саши поют песенки, преимущественно детские. Я пытаюсь вспомнить песню «Непогода» («Полгода плохая погода, полгода опять никуда»). Не получается… Тогда слушаем Вовин плеер, песенку Мамонтёнка. Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети… :)