День десятый, или Ночь южанки))

Проснулись, как обычно, около 8.00. Даже без будильника. Глаза автоматически открываются в это время, где бы мы ни были и во сколько бы ни заснули вечером.
Собрались, в 11 вышли со стоянки. Со вчерашнего вечера мало что изменилось в окружающем нас мире, снег валит так, что становится непонятно, откуда его столько берётся. Горшочек, не вари!
Ветер тоже не сдаёт позиций. Похоже, они со снегом друг без друга существовать не могут. Если уж непогода – то всерьёз и надолго… И никакие шаманские изыски, никакие мольбы, угрозы или просьбы не заставят снег и ветер прекратиться так быстро.
Идём по проторенному вчера пути. Разумеется, лыжни уже нет, но направление мы запомнили. Вокруг ничего не видно, идём по компасу и по ощущениям, натягивая на карту пройденные места. Иногда петляем, а повороты на 90 градусов становятся неотъемлемой частью маршрута. Снежная завеса закрывала собой всё вокруг, и поэтому сложно было определить, в какую сторону движешься, подчас движения вперёд оказывалось на самом деле движением в обратную сторону. Когда теряешь из вида точку отсчёта, ориентация в пространстве начинает представлять собой неразрешимую задачу, система срочно требует перезагрузки или просто виснет.
Около 15.00 вышли к озеру. Определить, какое это именно озеро, сходу не получилось, поэтому, вооружившись компасом, мы с Вовой опять идём в разведку. Абсолютно не понимая, куда идём, поднялись на какой-то хребет в надежде высмотреть с него что-нибудь похожее на перевал. Ничего не увидели, спустились и обнаружили ещё одно озеро, в котором я с трудом и с Вовиной помощью опознала Голубое. При таких метеоусловиях вообще можно было пытаться утверждать, что это не Голубое озеро, не Хунухузух, не Харлыгколь, а вообще Харатас. Или озеро Рыбное в долине реки Туралыг. В итоге я совсем запуталась, и пришлось чертить на снегу гидросистему Золотой долины. Рисунок тут же заметался снегом…
Идти обратно было сложнее. Лыжню, которой и так практически не оставалось на фирне, совсем сдуло с поверхности склона. Держать курс к месту временной стоянки не возможно. Из привязок только найденное озеро. К нему мы вернулись после неудачной попытки найти дорогу обратно… Начали всё сначала, поднялись на хребет, спускаемся. Ветер дует в спину, отчего скорость набирается не маленькая. Под конец спуска почти синхронно падаем… По горизонтальной поверхности идём вперёд. От этого места у меня самые плохие впечатления за весь поход, даже за все походы. Куда ни смотри – везде только белая стена снега, даже Вову не видно, хотя он находится на расстоянии пяти метров от меня. Мы идём по открытому всем ветрам месту, и нас кидает из стороны в сторону. Зацепиться взглядом не за что, и ориентация в пространстве теряется, мозг сходит с ума… Под порывами ветра нас несёт вперёд, я чувствую, что еду, но мозг в это не верит и никак не хочет соглашаться. Голова кружится, вестибулярный аппарат возмущается и начинает выходить из строя. Но тут Вова замечает впереди маленьких человечков – нашу группу. Добираемся до них, немного отдыхаем, нам выдают по шоколадной конфетке «Ночь южанки». Абсурдность и несоответствие названия ситуации приводят в чувство. И, хотя в горло ничего не лезло после последних нескольких десятков метров нашей прогулки, конфету я всё-таки запихала внутрь. Теперь, если я пойду в разведку, буду всегда с собой брать необходимый минимум вещей: компас, карту, еды на два дня, тёплую одежду на случай ночёвки без палатки, кошки, носовой платок…
По озеру дошли до начала подъёма. Точнее, нам показалось, что именно здесь подъём на перевал и начинается. А ещё точнее, мне показалось… Команда положилась на мою память, но ввиду отсутствия видимости память тут оказалась не у дел. Мы шли на ощупь. Вначале подъём не выходи за рамки некатегорийного. В самом начале его у меня отвалилось одно из креплений. Быстро подлатав лыжу, движемся дальше, и чем дальше, тем круче подъём. Где-то на середине пути наверх сомнения в правильности направления растут, и вскоре мы понимаем, что скорее всего вылезли не туда. Последние 15 метров подъёма нас доконали. Для начала Серёжа улетел вниз. Никто, в том числе и он, до конца не поняли, что произошло: взмах рукой, огонёк его налобного фонарика описал дугу и исчез… Те, кто лез выше, не услышали ни звука, говорящего о том, что кто-то сорвался… А те, кто шёл рядом, ошалев, всматривались вниз. Но вот снова появился огонёк, вот он стал двигаться вверх… Всё хорошо. Серёже несказанно повезло, его спас клапан рюкзака и лыжи. А вот лыжам не повезло.
Собираемся в кучу перед последними 15 метрами. Вова уже залез на самый верх, зарубаясь лыжными палками. А мы, рассевшись на мелких каменных выступах, переводим дыхание и размышляем о том, куда же мы залезли. Спускается Вова, мы надеваем кошки. В процессе их извлечения из рюкзаков Ливенцом был утерян пакет пряников и одна кошка… Я, Серёжа и Саша Д. выбираемся наверх, снимаем кошки и отдаём две пары Вове, который отправляется вытаскивать остальных. Операция эта заняла довольно много времени, мы почти успели познакомиться с айсом, когда наверх вылезла Галя. Ещё через некоторое время, за которое уже вчетвером мы успели несколько раз выполнить согревающий комплекс упражнений, вылезли Саша Л., Ульяна и Вова.
Пока все отдыхали, я пялилась на небо. Оно оказалось неожиданно чистым и звёздным, созвездия просматривались очень чётко, и это было бесподобно. Казалось, что под действием ветра Млечный путь тоже должен куда-то лететь, но он остался на месте, и был виден до того отчётливо, что ветер вдруг перестал казаться таким уж сильным и пронизывающим.
Сделали несколько шагов вперёд и уткнулись в обрыв с небольшим снежным карнизом. Лёгкое недоумение ввергло нас в ступор, который продолжался несколько минут. Затем мы сместились чуть правее, и всё повторилось заново. Перевала нет. То, что мы видим перед собой – это не может быть некатегорийным Краташем, спуск с которого прост, как учебная граната. И снова идём с Вовой в разведку, оставив группу мёрзнуть за камешком. Хоть я и собиралась брать с собой в разведку необходимый для жизни минимум вещей, сейчас было не до них. С собой мы взяли только лыжные палки и компас. Этого должно было хватить для короткой романтической прогулки под луной, однако прогулка слегка затянулась и грозила перерасти в поисковую экспедицию. Мы шли по хребту, старательно втыкая лыжные палки в лёд, оглядывали окрестности и горки поблизости. Моё затуманенное и промёрзшее сознание отказывалось узнавать местность, тем более когда её почти не видно из-за пурги. Вылезли на верх гребня, чтобы утвердиться в своих догадках: до седловины мы просто не дошли, а находимся где-то в районе пика Гайдара. Такие выводы не безосновательны, потому что и озеро было Хунухузухом, и лезли мы преимущественно вверх… Но, видимо, не судьба.
Совершенно ничего не понимаем, вертимся на месте и изо всех сил пытаемся совместить в уме карту и реальный ландшафт. Ни фига, кубик Рубика не собирается. У меня периодически мелькают догадки о нашем местоположении, но тут же сменяются другими… Забираемся на высшую видимую точку, спускаемся вниз по довольно узкому гребню. Толку никакого. Ещё немного полюбовавшись на непонятные, похожие на Гималайские, заснеженные горы, решаем возвращаться обратно. Поднимаемся в сторону высшей точки, того пупыря. Топаем, как космонавты, по широкому плоскому плато, ветер внезапно сделался еле ощутимым… Прямо по курсу ярко горящая белая луна, окутанная то ли туманом, то ли облаком. Чувствуем себя первопроходцами Марса. Всё хорошо, только холодно… Злополучный айс незаметно подкрался сзади, и, пользуясь тем, что в темноте его не видно, щиплет за разнообразные части тела.
Когда до брошенных рюкзаков и группы оставалось немного, когда внизу мы заметили мельтешащие фонарики, начался спуск. Корочка льда, покрывающая весь склон, совершенно не препятствовала скольжению по ней… Идём, держась друг за друга, медленно, шаг за шагом, нащупываем торчащие камни бахилами и выискиваем походящее место для следующего шага. Очень не хватает кошек… Но стоянка уже совсем близко, дойдём и так. И как только я об этом подумала, ноги разъезжаются, и я валюсь вниз. Медленно, плавно, не торопясь, но зная, что уже через пару секунд наберу большую скорость… Палки не помогают, и поэтому летят в сторону. Замечаю, как Вова тоже оседает и падает на фирн. Потом он остаётся позади, а я несусь вниз, стукаясь об огрызки камней, попадающиеся на пути. Ноги, голова, ноги… Тут руки, наконец, цепляются за более-менее крупный камень и обнимают его как родного. Конечная, приехали. Через мгновение прилетает Вова, тоже обнимается с камнем и молча лежит.
- Живой?
- Ага.
Пронесло… А ведь сколько мыслей успели посетить голову за те несколько секунд падения, все даже не вспомнить. И не страшно было, только какой-то холодный расчёт: за что хвататься, что там внизу, далеко ли лететь, как потом выбираться, что с Вовой, что с группой… Но теперь, когда мы сидим на каменном пятачке посреди фирнового склона, без кошек и с одной лажной палкой на двоих, становится не по себе. И опять же не страшно, но ноги слушаются плохо. Коленку разбила…
Осторожно карабкаемся вниз. Даже хорошо, что эту часть пути мы пробороздили пузом по снегу, иначе измучились бы ещё сильнее, балансируя на камушках… Вот уже знакомые очертания, фонарики смотрят в нашу сторону. Наверное, они уже породнились с айсом.
По идее, они должны нам были отрубить головы, потому что мы принесли плохую весть, не нашли перевал и нагло и невозмутимо сообщили, что ночевать будем здесь, наверху. Но никто нас казнить не стал, вместо этого мы услышали слаженный хор стонов. Но выбора нет, и мы идём искать подходящее для палатки место. Натаскали камней, прижали ими тент, сунули вниз полено и пенки, по бокам рюкзаки. Пока Ульяна с Галей и Вовой ковырялись в палатке, мы с Сашами и Серёжей в который за сегодня раз выполняли согревающий комплекс упражнений. Правда, он уже плохо помогал, поэтому связка из троих леденеющих туристов распалась на отдельные части, которые вяло шевелили руками и ногами. В сторону, откуда мы пришли, был великолепный вид. Даже сквозь снег. Но, о чудо, я вдруг понимаю, что отчётливо вижу перевал! Снег прекратился, только ветер по-прежнему дует… И я вижу Золотую долину, Караташ, вижу озеро и долину реки, по которой мы шли. А мимо перевала мы сильно промахнулись… Залезли много левее и выше. Завтра мы вылезем из долины.
Забираемся в палатку, точнее, под тент. Места внутри слишком мало, чтобы всем рассесться удобно. Чем-то перекусываем и укладываемся спать, завернувшись в уже совсем мокрые спальники и не снимая пуховок. Холодно… Трудно не дрожать от холода. Но это всё ничего, главное – мы нашли перевал и завтра окажемся по ту сторону от него.
Вова включает обещанную песенку про альпинистов, и я всё-таки, кажется, засыпаю на какое-то время.
День одинадцатый, "..как пройти в библиотеку?"

Во всём есть плюсы, даже в сплошном минусе. То есть в жутком холоде. Проснулись мы в 6.30, и никто больше не закрывал глаз. Быстро и технично собрались, обули треки, которые на ночь сунули в спальники. Эти пакеты с ботинками вольготно расположились рядом с моими ногами и приятно холодили их, а сбоку ещё и тент в инее…
С Серёжей и Вовой пошли искать лыжные палки, которые мы вчера потеряли при скоростном спуске на пузе. Избороздили кошками весь склон, доковыляли до верха, и на спуске Серёжа нашёл все три палки. Вдохновившись находкой, Вова с Серёжей и Ульяной ищут пропавшие вчера кошку и пакет пряников, но на это раз поиски не были столь удачны. Напоследок фотаемся, завтракаем замёрзшим салом с сухарями и собираемся идти вниз. Разглядывая место для манёвров, замечаем цепочку людей, пересекающую озеро в сторону перевала. Долго доходит, что это настоящие живые люди… Радостно скачем по наледи, Вова пытается успокоить наш детский сад. Люди нас не заметили и стройным рядом полезли на Караташ. Сверху виднелась тропа, остающаяся после нескольких пар ботинок, и мы очень надеялись пройти по ней, чтобы не тропить. Одна лишь мысль о такой халяве наделила нас нужным количеством сил, чтобы мы могли успешно спуститься с пупыря, где мы ночевали, и залезть на перевал. Окрылённые удачей, буквально слетели вниз и почти сразу же полезли по следам вверх…
Подъём недлинный и в целом не очень крутой, единственная сложность – обледеневший наст и, как следствие, скользящие треки. Лыжные палки помогали, но местами совершались такие прыжки, когда от восходителя не зависит ровным счётом ничего… Палки виснут на темляках и бороздят лёд, руки хватаются за первый подвернувшийся кустик или камешек, нога ищёт опору и, если находит, то делает следующий шаг, а если не находит, то кустик или камешек очень стараются удержать падающее тело. Солнечная тёплая погода, чистое ясное небо стёрли ту часть памяти, которая касается подъёма, но это и к лучшему.
За 40-50 минут мы одолели Караташ и вывалились на широкую и практически плоскую седловину, напоминающую больше заснеженное поле, чем вершину перевала. Справа по курсу виден обрыв над Хунухузухом, зимой там карниз значительных размеров. Некоторые замученные жизнью и в частности Караташем лыжники немного ошибаются с направлением и улетают с него…
На верху мы с Улем наконец-то задали небесам мучавший нас всю дорогу вопрос: как пройти в библиотеку? Как и в прошлый, и в позапрошлый разы, ответа мы не получили, пинг не прошел. :) Общаемся с протропившей перед нами группой абаканцев. Они тоже оказались в заложниках у долины, и к тому же ходили по нашим следам… Хорошо, что не полезли за нами на тот пупырь.
Спускались дольше чем поднимались. Правда не потому, что спуск оказался сложнее, а потому, что он оказался намного приятнее. Мы не смогли отказать себе в удовольствии позагорать на как-то уже по-весеннему припекающем солнышке… Раздевшись до маек, млели на снегу, наблюдая, как внизу движутся разноцветные точки – это Ульяна, Галя и Саши тропят к приюту Мазаевский стан. Серёжа идёт сзади, на его перебинтованных лыжах особо не покатаешься, зато теперь они способны отлично выполнять функцию снегоступов.
После спуска с перевала ищем приют. Ещё на верху абаканцы неопределённо махнули рукой, указав направление поиска и начальное приближение, но в процессе поиска оказалось, что не всё так просто. Точнее, всё действительно было просто, но мы ведь лёгких путей не ищём. Вова хочет срезать, и мы лезем на горку в надежде свалиться с неё прямо к стрелке речки и ручья, где и должен стоять приют. Однако случиться этому не было суждено, стрелка оказалась гораздо ниже по течению ручья… В результате мы интереса ради протропили наверх, кое-как слезли и ещё некоторое время шли вдоль ручья, глубоко задумавшись над тем, почему мы так интересно ходим.
Совершенно неожиданно сквозь деревья мы увидели приют. Пришли… Хоть сегодня и был по большому счёту разгрузочный день, и прошли мы совсем ничего, но последняя бессонная ночь и высотные приключения давали знать о себе. Приют был как нельзя кстати хотя бы потому, что наши спальники впитали в себя половину зимних осадков в Золотой долине…
В домике вновь встретились с абаканцами, они пришли вскоре после нас. Сразу начался кипиш. :) Мы приготовили праздничный ужин в честь выхода из долины, Уля из остатков различной вкуснятины мастерит походный тортик. Абаканцы, выслушав нашу душераздирающую историю, решили, что мы совсем голодные и нас надо подкармливать, как бедных детей из Зимбабвы… Мы не сильно протестовали, тем более компот из сухофруктов был очень вкусный… :)
День 12й, Министерство по Черезвычайным ситуациям)

Мазаевский стан – это двухэтажный домик с чердаком. Довольно высокий, снегом его едва ли занесло, только на крыше надета неизменная снежная шапка. Просторные сени отделены от улицы плотной тканью, из сеней наверх поднимается крутая лестница, а направо – дверь в сам домик. Наверху что-то вроде продолжения сеней, только с видом на двор. В тёплой комнате стоит печка и газовая плита, обычной печкой отапливаются два этажа. На верхнем этаже стопками лежат одеяла, там отлично спится… Мы проверяли. Вчера вечером, уже сквозь сон, услышали разговор абаканцев про наши спальники:
- Смотри на их спальники, это же смерть туриста! Ещё и мокрые насквозь, они их весь вечер сушили…
- Надо уважать это… Такое стремление к походам…
И смешно, и грустно. Мы ведь даже не удосужились подумать о том, что может приключиться с этими спальниками без периодической сушки или проветривания, а уж о каком бы то ни было геройстве мы вообще не думали. Так что выбор таких спальников для нас был прост и очевиден, ничего более подходящего не нашлось и не искалось… Впрочем, есть в этом и свои преимущества. Айс лучше клюёт. :)
В 9.00 мы преодолели силу тяжести и поднялись с нагретых и просушенных за ночь спальников. Как следует наевшись, стали собираться. Я перетрясла свой рюкзак и в одном из боковых карманов обнаружила наполовину вскрытый папин подарок, который достала из рюкзака на Верхнем Зубе. Тогда мы подумали, что это фотоальбом. Так вот, этим фотоальбомом я и решила полюбоваться в спокойной обстановке. До конца распаковав подарок, я поняла, что им можно не только любоваться, но ещё и есть, так как фотоальбом оказался оригинально оформленной подарочной коробкой шоколадных конфет. Часть конфет мы схомячили на повторном чаепитии, часть оставили абаканцам в знак благодарности. Напоследок один из абаканцев торжественно вручил нам с Улем по конфетке на дорогу, и в 14.15 мы пошли тропить в сторону Куприяновской поляны вдоль Малого Казыра.
Снег рыхлый, пушистый, тропить не сложно, идём по глобальному спуску. Но тем не менее идём медленно, и понимаем, что за сегодня нам никак не успеть до Куприяновской поляны. Если бы не спасатели на буранах…
Мы успели пройти лишь 2 км от приюта к тому моменту, когда на противоположном берегу реки загрохотали моторы нескольких измученных буранов. Сразу несколько голосов прокричали уже, видимо, не раз задаваемый вопрос: «Новосибирцы?!» Отпираться было бессмысленно, мы признались в своей географической принадлежности, чем несказанно обрадовали МЧС-цев, которые вот уже который день искали нас. Немного поспорили, кто больше рад встрече, потом бураны развернулись и поехали обратно, а мы побежали за ними, не утруждая себя утомительным процессом тропления лыжни.
Бежать по буранному следу просто. До тех пор, пока не начинается подлип. После этого едется точно так же, как по целине, но при этом намного обиднее… Лыжня есть, а лыжи не едут. Поэтому на одном из привалов мы вытащили парафиновые свечки и намазали воском лыжи. После этого они снова начинали исправно скользить по снегу… Однако вскоре снова тормозили и отказывались ехать.
В 16.10 мы уже были в приюте Высокогорный, где опять встретили спасателей, распивающих чай в домике. По дороге к приюту мы промокли под обильным снегопадом в условиях повышенной влажности, поэтому чувствовали острую необходимость заправиться горячим чаем с чем-нибудь вкусным. Лыжи также нуждались в тепле и ласке, и мы не оставили их в обиде, приведя в полную боевую готовность. Тем более, что идти ещё довольно много, скоро будет темнеть, а снег идёт и идёт…
Выпив чая, снова бежим за буранами. Лыжи прилипают к снегу, только на самых крутых спусках появляется возможность катиться… Растянулись в длинную цепочку, иногда не видно фонарика идущего впереди человека. Но с тропы свернуть некуда, так что бежим…
Недалеко от Куприяновской поляны догоняем спасателей, бураны застревают в рыхлом снегу, поэтому они передвигаются намного медленнее, чем могли бы. Мы пользуемся моментом и отдыхаем. Надеваем пуховки… Хоть на улице и достаточно тепло, мокрый снег делает жизнь просто невыносимой.
Ещё некоторое время бежим по следу… Шаг уже совершенно механический, лыжи весят на пару килограммов больше обычного, отчего систематически приходится останавливаться и счищать налипший слой снега. Идём как по мосту… Свет от налобного фонарика охватывает несколько метров лыжни перед носом, всё остальное – сплошной мрак, и кажется, что если оступишься и шагнёшь мимо лыжни, то пропадёшь в этой густой темноте.
Наконец, где-то вдали слышатся голоса, а через некоторое время замечаем огоньки. Время 19.06, это Куприяновская поляна и спасатели, собирающиеся дальше, к Рубановскому стану на Алгуйском перевале, что примерно в 5-6 км отсюда. Мы же решили поиграть в саранчу, устроив ужин при свечах в домике приюта. Вова приготовил из яичной муки оладья, Ульяна замутила ведро какао. Серёжа долго боролся с местной печкой, пытаясь затопить её и заставить гореть дольше, чем пять минут. Меня колотит от холода, для разнообразия пытаюсь греться огоньком от свечки, но получаю лишь психологическое удовлетворение… Доедаем выданную абаканцами на дорогу лапшу б/п, запиваем её какао, потом снова запиваем какао… Ведро всё-таки, не какая-нибудь кастрюлька. :)
Затем снова встаём на лыжи. Стоять холодно, хочется бежать, чтобы согреться или хотя бы поскорее оказаться в тепле, упасть и уснуть. Множество буржуйских желаний, которые обычно появляются у людей под конец похода, уступили место одному приземлённому, очень простому и человеческому желанию – поспать.
Поднимаемся на последний в этом походе перевал по буранным следам. Идём двумя группами: Вова, я, Галя и Серёжа, Ульяна, Саши. Где-то на середине подъёма первая группа устраивает привал и ждёт вторую… Ждёт около двадцати минут, не дожидается и идёт дальше. Двоякая ситуация…
Идём по засыпанному снегом куруму. Выпирающие бугорки свидетельствуют об этом. Шаг снова становится механическим, но тем лучше, время бежит немного быстрее и незаметней. И вот, как это обычно бывает, впереди виднеется что-то инородное. Чувствуется запах дыма… Приют.
Время 0.00… Заходим в дом, раздеваемся, нас с Галей тут же отправляют в натопленную баню. Спасатели и Вова пьют чай и ждут остальных. Остальные приходят через 40 минут, Ульяну тоже запихивают в баню…
Спустя несколько часов, чистые, сытые и довольные, идём спать… Наверху уже дрыхнет красноярская группа, стараемся не шуметь, но вскоре понимаем, что соседскую группу до утра не разбудит и ядерный взрыв. Вот оно счастье…
День 13й, "..пора домой, чтобы вернуться"

Утром с трудом открыли глаза… В 8.00 мы с Вовой спустились на первый этаж и занялись завтраком. Решено было приготовить суп, куда было засыпано огромное количество разнообразных специй, а также выданная приютчиком картошка. Постепенно начал подтягиваться к столу народ, проснулись и красноярцы.
Около 12.00 из приюта в Лужбу выехали бураны, и мы тоже покинули приют. Лыжи предварительно смазали парафином, и теперь наслаждаемся образцово-показательным скольжением. Почти весь путь до Лужбы – это сплошной спуск. Весёлые горки исправно появлялись на нашем пути до самого конечного пункта. На мосту через Амзас мы замкнули кольцо маршрута и встретили новосибирскую группу старшего поколения. :) Получился как логический, так и физический конец маршрута. Около получаса ждали Сашу Ливенца… Вова медитировал на рюкзаке, уговаривая зубик не болеть. У Саши Демуры мы изъяли последние таблетки обезболивающего и скормили их нашему предводителю.
Звуки проезжающих через Лужбу поездов вдохновил нас на быстрое движение по завершающему участку пути. Лыжи всячески содействовали этому, мы неслись по разбитой лыжне… Вова на радостях и от избытка чувств периодически съезжал с лыжни и начинал тропить… Не вынесла душа поэта. :)
Вот мы уже едем мимо домиков, смотрим на Томь, на железную дорогу, на станцию невдалеке… Вот видим перед собой последний подъём, ведущий к домику спасателей, где мы отмечались перед выходом. С разбега залетаем наверх, развивая максимальную скорость – всё-таки последний подъём в лыжах в этом походе.
У спасателей снимаемся у учёта, живущий там МЧС-ник журит Вову за долгое отсутствие, потом кормит супом и чаем. Мы счастливы…
Со всеми этими приключениями, бурными событиями последних дней мы совсем забыли про айс. Наверное, он решил остаться в лесу и затерялся среди снежных пихт и трёхметровых сугробов. Что ж, это правильно. Айс – субстанция нежная, ей место подальше от цивилизации. Хорошо, что он остался там, в лесу, теперь нам есть, за чем возвращаться.