Часть 1
Отморозки в поисках ледяной свежести

Наш путь извилист, но перспективы светлые.. Мао Цзе Дун
Начало..

Походный дневник глазами участника. Автор: Таня Емелина

Как всегда, к походу мы подошли концептуально. Будучи обеспокоенными наступлением глобального потепления, с января 2007 года мы начали внутреннее расследование с целью выявить места, где это потепление ещё не наступило. Первым делом было решено обследовать район Поднебесных Зубьев, и работа закипела… Подбором кадров заведовал Вова, он же занимался экипировкой команды. На место медика он завербовал молодого, но подающего надежды врача Ильенко Галю. Потенциальные пациенты не возражали, и Галю утвердили, выдав на руки список желаемых колёс. Должность главного шеф-повара, завхоза, занял Саша Ливенец. На этом посту он дебютировал, и Вова особенно пристально следил за его приготовлениями. Хранителем ремнабора единогласно был избран Серёжа Козей. Все остальные при предложении этой должности дружно промолчали. Хронометристом стала я, а штатным фотографом – Саша Демура. Уля в списке значилась как участник, но все знали, что должность няни на все руки закреплена за ней по умолчанию…
Помолившись на дорогу и собравшись, в том числе духом, 26 января мы выезжаем из Новосибирска. В поезде долго выясняем отношения с проводницами, которые что-то имеют против наших лыж и объёмных рюкзаков. Едем со всеми мыслимыми и немыслимыми удобствами, по-буржуйски. Галя и Вова взяли постельное бельё, мы с Улей дрыхли в спальниках. Всю ночь беспокоили соседей… Проводницы настоятельно рекомендовали больше, чем по трое не собираться, поэтому в одном купе ехали мы с Вовой, в другом Уля с Сашей Л., в третьем Галя, и в других вагонах ехали Серёжа и Саша Д. До утра страдали бессонницей и издержками компьютерного воспитания.
На следующий день мы прибыли в Новокузнецк, откуда электричками добрались до Междуреченска и, наконец, до Лужбы.
День первый, или Здравствуй Лужба

Первой со ступенек электрички в открытое пространство шагнула Ульяна. По пояс провалившись в сугроб, она отгребла в сторону, освободив посадочную площадку для десантирования следующего участника. Лужба встречала нас обильным снегопадом, не жалея осадков для ищущих ледяную свежесть. Мы сразу поняли, что напали на след. По натоптанной тропинке дошли до нового домика спасателей, где оставили до нашего возвращения спелеоснарягу для последующего её использования в пещере. Сразу после лыжного похода все участники, за исключением предводителя отряда, собирались залезть в дыру. Облегчив рюкзаки, группа заметно повеселела и стала с оптимизмом смотреть вперёд… Правда, впереди виднелась лишь стена снега.
Первый спуск на лыжах от домика спасателей ознаменовался падением ниц четырёх участников. Наблюдавший наш старт спасатель пожалел нас и пожелал удачи. Положили удачу в карман, уверены, что пригодится. Первый километр лыжи исправно справлялись со своей задачей, сносно скользя по истоптанной ботинками лыжне. Когда лыжня избавилась от дыр, начался подлип. Лыжи при подъеме ног вытаскивали из лыжни целые айсберги снега, лишние килограммы на ногах не способствовали увеличению скорости движения. Пройдя 3-4 километра за 2 часа, мы обнаружили, что энтузиазм немного поугас, связки на ногах потянуты, а снег всё идёт и идёт… Устроили привал на мосту через р. Амзас, подкрепились и немного отдохнули. Отрешённо наблюдали, как чёрная вода течёт между белыми пушистыми островками снега, хаотично разбросанными по руслу реки, и за тем, как хлопья мокрого снега соприкасаются с водой и мгновенно исчезают. Пора тропить дальше.
Тропили по-разному. И в порядке очереди, и без рюкзаков… Мне повезло: когда настала моя очередь тропить, я скинула рюкзак и пошла вперёд, но через пару минут навстречу вышли два человека. Разумеется, мы расценили это как знак свыше и воспользовались их лыжнёй.
Дошли до резкого поворота Амзаса, поднялись в горку и решили, что хорошего понемногу, пора вставать на ночёвку. Время – 17.20, начинает темнеть, а мы уставшие, мокрые и голодные. Первая ночёвка означала долгую установку палатки, долгую пилку дров, долгое разжигание костра и долгое приготовление ужина, но спешить нам было некуда, и мы в полной мере насладились процессом приведения стоянки в божеский вид. На ужин был один большой пельмень, который важно плавал в котле, ожидая, когда его раздробят на мелкие пельмешки. В качестве десерта к чаю, приготовленному в котле из-под пельменей, и подкрепления ночным дежурным – подарок, банка консервированных ананасов.
В 23.30 нам захотелось тепла и уюта, и мы соизволили залезть в палатку. Первый дежурный закинул в печку первую дровину…
Второй дежурный поддержал первого и, судя по всему, за час дежурства закинул в печку всего одну дровину.
Третий дежурный не смог остановить необратимого процесса затухания огня в печке, и около 4х утра огонь потух. Воскресить пламя Саше Демуре не удалось, поэтому спать дальше решили без печки, и продрогший Саша продолжил своё замерзание в спальнике.
День 2й, "..встретили трёхногого туземца Васю и тёплую печку"

Несмотря на то, что все просили будильник разбудить нас пораньше, подъём состоялся только в 8.30, потому что вылезать из нагретых спальников не хотелось никак. Никакое самовнушение, угрозы Вовы или уговоры участников не помогали.
Нехотя натянули холодные замёрзшие треки, принявшие вчера вечером и сохранившие до сих пор некую форму ледяные пуховки и штаны, отправились в долгий путь к дыре с остатками вчерашнего костра. Глубина дыры впечатляла – около 2х метров. Вчера при растаптывании места под костёр Галя шагнула не очень осторожно и ушла под снег по шею. Расковыривали её долго, но после выполнения этой трудоёмкой работы мы получили очень уютное убежище, со всех сторон защищённое от ветра и посторонних глаз. Однако Вова решил использовать его с другой, не менее важной целью, и яма была превращена в уютную газовую камеру и солярий одновременно. Саша Д. периодически подкидывал туда еловые ветки, Серёжа активно хобил, а Вова стоял поодаль и наслаждался производимым эффектом, бурно радовался, когда стена дыма в очередной раз скрывала нас. При этом все прилежно сидели над ямой, не делая попыток скрыться от дыма, и сушили промокшие вещи.
Пообедав, или всё же позавтракав, пошли дальше. Подлипа нет, но жёлтая зараза набирает обороты. Тропим по очереди с Галей, Сашей Д., и Вовой, ближе к приюту Глухариный начинаем уставать. Но снова тропим. Лыжи катятся просто замечательно, если бы не постоянный набор высоты, то цены бы такой прогулке не было. Справа и слева от лыжни произрастают пушистые пихты, ввиду невообразимого количества осадков они едва не ломаются от снежных шапок на лохматых ветках. Некоторые несчастные кренятся к земле, на особенно несчастных уже нет верхушек. К иголкам прилепились тоненькие сосульки, которые очень приятно запихивать в рот на бегу, когда страшно хочется пить. Сосульки мгновенно тают, и во рту остаётся несколько капель еловой воды.
Постепенно день подходит к концу, непривычно белый снег перестаёт слепить, всё приобретает сине-серый оттенок, лыжня сливается с остальным пейзажем, трудно определять, где же, собственно, ехать… Раз от раза лыжи съезжают с лыжни и приходится щуриться и вглядываться вперёд, чтобы понять, что сделал не так.
Когда до Соболиного оставалось несколько бесконечных километров, появилась лыжня трёхногого туземца, который тропил для бурана, туда и обратно. По этой странной лыжне мы добежали до приюта, где встретили трёхногого туземца Васю, тёплую печку и горячий чай… В результате уйти оттуда не смогли и остались на ночь.
В этот день мы наконец-то получили представление о лыжном походе, вчерашний день не в счёт. Особенно впечатлились новички, которые посвятили этот день обучению горным лыжам на спусках, беговым лыжам на прямых участках, подводному плаванию при падениях и многому-многому другому. Ещё мы поняли, что снега не много, а столько, сколько обычно не бывает, то есть очень много. Вспоминая летние походы по этим местам, я восстановила в памяти месторасположение домиков и беседок приюта. Очертания домиков угадывались по торчащим из снега крышам, а вот беседок не было, только еле заметные пупыри на их местах… А высота беседок 3-4 метра.
День третий, или чисто Чистайга:)

Сделали несколько попыток проснуться… Неудачно. Приложили чуточку больше усилий и дело пошло. Первыми встали Серёжа и Саша Д, растопили печку и поставили греться воду для каши. Около 7.30 наблюдаем шевеление в остальных спальниках. Нежиться в тёплом помещении слишком приятно, а высовывать утром голову из спальника и не упираться в иней на тенте приятнее вдвойне, и мы старательно растягивали это удовольствие.
Скоро уже был приготовили завтрак, который мы благополучно употребили внутрь, а то, что осталось, было предложено местной собачке. Акт перекладывания каши из нашего ведра в аналогичную кастрюлю одомашненного животного показал, что мы совсем не лучше собаки. :) Совершенно не удручённые этим фактом, вымыли ведро и стали собираться. Оказалось, что за один вечер и утро мы раскидали по приюту почти все свои вещи, поэтому сборы слегка затянулись, и всё равно кое-что было забыто.
Мы с Демурой отправились тропить, остальные последовали за нами чуть позже. Тропить хорошо. Я это сразу поняла и нагло пользовалась. Лыжи скользят в той мере, в которой это требуется, назад не едут, подлипа пока нет… Перед глазами белые просторы – тропи не хочу. Выбирать дорогу просто, особенно если учесть, что я здесь уже бывала летом. Вон слева знакомый огрызок скалы, значит, скоро поворот направо. А там уже и Маруха недалеко, значит, скоро нам всем придёт счастье…
Некоторое время после слияния Амзаса и Чистайги тропили вдоль склона по Амзасу, потом нас догнал Вова, и мы с ним стали тропить проспект Карла Маркса. Получился замечательный проспект из четырёх полос, кольцо и площадь, по которому тут же проехались первые лыжелюбители в количестве пяти штук.
Прошли ещё около километра и полезли на склон. Это был первый опыт подъёма серпантином. Нескольких десятков метров хватило за глаза… Начинался подлип, он коварно появлялся и исчезал, и понять, когда он появится вновь было невозможно, поэтому на подъёме лыжи то отказывались двигаться с места, то могли внезапно покатиться вниз. Мы прокопали глубокую и широкую траншею, огромный вклад в раскопки траншеи внесли Саши… Благодарственные письма прилагаются. :)
После подъёма серпантином лёгкий набор высоты по ребру склона не впечатлил никого. Вова, Демура и я, скинув рюкзаки на одном из промежуточных финишей, решили покататься в своё удовольствие по натоптанной лыжне вниз, до крутого подъёма, где всё ещё не покладая ног трудились Саша, Серёжа и Ульяна. Вскоре наклонные окопы для вероятного противника были достроены, диверсионная группа выползла наверх, и мы отправились на локальную переносную базу, где нас ждала Галя.
Перед подъёмом на Маруху нам нужно было потерять только что взятую высоту. Подлип уже не стеснялся и был в самом расцвете сил. И если с горем пополам мы спустились с горки, то подняться на Маруху оказалось задачей нетривиальной. Снежные айсберги снова вытягивались лыжами на поверхность сугробов, солнце от избыточной любви к нам пригревало так, что с ёлок капала талая вода, снег под ними становился мокрее с каждой минутой, и каждый горизонтальный метр давался с большим трудом. Сначала тропил Вова, затем я тоже удостоилась чести и немного пошагала вверх по целине… Мне нужно было совсем немного, чтобы почувствовать, что на самом деле такое «щас сдохну». Тропить серпантином было не обязательно. Несмотря на довольно большую крутизну склона, можно было идти прямо, не опасаясь того, что лыжи вдруг покатятся вниз, напротив, они надёжно приклеивались к мокрому снегу и не желали с ним расставаться. Мы боролись со склоном довольно долго… Борьба сопровождалась доносящимися издалека звуками сходящих лавин и звучащими прямо под ухом звуками звонко падающих с пихт капель, скрипящего под лыжами снега и пыхтением навьюченных рюкзаками туристов-мазахистов. Наконец, склон стал выполаживаться, и мы вздохнули посвободнее. Саша Л., Серёжа и Ульяна скрылись из вида, но по лыжне должны скоро догнать. Встаём на привал. У нас обед.
За 1 час 40 минут приготовили чай и пообедали. Мимо прошла знакомая группа старшего поколения новосибирцев. Спросили, чем мы нагрузили нашего отставшего товарища Сашу Л. Они встретили его дважды в одной и той же позе – сидя в сугробе с таким выражением лица, что вопросы «Как дела?» или «Не правда ли, отличная погода?» задавать было бы не просто глумом, а оскорблением, достойным объявления вендетты. Мы заверили встретившуюся группу, что если через 15 минут Саша не появится в поле зрения, то мы вышлем в его сторону засланца, который его встретит и разгрузит. Но когда засланец уже был готов выйти навстречу затерявшемуся, Саша вылез на нашу стоянку. На вопрос «Ну как?» запыхавшийся потеряшка ответил «Красиво…» В результате группа снова разделилась, часть народа ушла вперёд, а часть осталась с Сашей.
Ушли мы недалеко. Протраверсировав склон, плавно поднялись на вершину Марухи, где снова встретили группу старших новосибирцев, они встали на ночёвку перед спуском. Мы решили поупражняться в спуске и потеряли несколько десятков метров высоты. Сбросили рюкзаки, сели на них верхом и стали думать, что делать дальше. Выбор не велик: можно спуститься вниз, а можно ночевать на вершине, недалеко от идущей с нами нога в ногу группой. Взвесив все «за» и «против», решили возвращаться наверх и ночевать там.
Поставили палатку, развели костёр. Нашли в снежных дебрях длинное сухое бревно и стали пилить его с двух сторон двумя связками Уля-я, Вова-Саша Д. В это время оставшиеся участники пилили брёвнышки помельче или кололи спилы на дрова для печки. Лесоповал навёрстывал упущенное, пилил изо всех сил, с наслаждением от любимой работы… У нас было 2 большие ручные пилы «Дружба» и штуки 3 цепных, а ещё 2 топора и куча ножиков. :) После того, как связки допилили бревно, в Вову вселился дух папы Карло, он остервенело колол спилы на маленькие аккуратные чурбачки, при этом издавал такие звуки, что, не видя Вовы, можно было подумать, что он занимается чем-то намного более приятным, чем колка дров. Было видно, что он получает от этого занятия огромное эстетическое удовольствие и вообще с пользой для духа и тела проводит этот долгий зимний вечер.
Обогревательное устройство типа «печка походная» было установлено на две пилы, потому что лопату мы потеряли в снегах вокруг палатки… Поэтому постоянно приходилось подкидывать под печку и по её бокам снег, иначе бревна сбоку и под печкой начинали дымиться, а спать в газовой камере нам совсем не улыбалось.
Дежурили по часу, для всех, кроме Ульяны и Вовы, это был первый опыт ночного бдения на пару с печкой. Но в целом все справились. :)
День 4й... "От безысходности мы стали разговаривать с рюкзаками"

Проснулись около 7 – 8 утра. Хотя проснулись – это не совсем то слово. Просыпались мы на протяжении всей ночи по нескольку раз, и не факт, что в 7 – 8 утра все спали… Этой ночью спать вообще было роскошью, и мало кто мог себе её позволить, потому что было очень жарко и душно, и постоянная смена дежурных также не вносила в наше мирное существование спокойствия и умиротворения, коих было бы по большому счёту не лишним внести… Но всё-таки вылезать наружу из прогретой палатки намного приятнее, чем из замёрзшей.
Позавтракав и собравшись, мы в последний раз перекопали стоянку в поисках лопатки. Поиски не увенчались успехом, и мы пошли вниз вслед за группой старших новосибирцев. Немного прошли траверсом до подходящей полянки без стоящих на пути ёлок и устроили там горнолыжную трассу. Насладились фрирайдом, Вова, как первопроходец, показывал, как пользоваться палками при спуске… И теми, которые в руках, и теми, которые на ногах. Вспомнил прошлогоднюю прогулку до Пихтового гребня и нафотал туристов в различных стадиях падения.
Первая четверть спуска тянулась бесконечно долго, ноги долго переходили из режима бега в режим горнолыжного спуска. А когда наконец-то переходный процесс завершился, я вовсю насладилась не тронутым ничьими лыжами склоном… Места для манёвров было предостаточно, ширины просеки хватает и для плавных крупномасштабных поворотов, и для менее комфортабельного спуска на скорости, близкой к первой космической. Упав на спуске пару раз, оказываюсь внизу. Смотрю вверх. Склон усеян лыжниками и связками лыжников. Связками едет соседская группа, мы практикуем соло-спуски с цирковыми и каскадёрскими номерами. Очень напоминает какой-нибудь горнолыжный курорт… Только отдыхающие, боясь потеряться вне базы, решили взять с собой на трассу всё необходимое и спускаются с рюкзаками на плечах.
Подъезжает Вова, едем дальше. Дорогу выбирает Вова, поэтому на пути внезапно вырастают ёлочки, ямки, трамплины и прочая бяка. Где-то на середине спуска, воткнув концы лыж в наметённую ветром снежную ступеньку, падаю… Проклинаю тот день, когда встала на эти лыжи, барахтаюсь в снегу, кое-как выбираюсь и еду дальше с такой внимательностью, как будто это не лыжня, а скоростная автомобильная трасса, ожидаю дальнейших подлостей и не ошибаюсь… След бешеного горнолыжника как назло ведёт по самым неприглядным с точки зрения лесных лыж местам. Под конец объезжаю очередную ловушку в виде сгрудившихся на дороге ёлочек и из последних сил подгребаю к Вове, радостному оттого, что попался такой замечательный спуск. Едем дальше. Тропить не приходится, так как мы уже недалеко от приюта Поднебесный, и к нему ведёт лыжня. Практически не прилагаем усилий, чтобы двигаться по ней, почти всё время едем вниз. Вот где понимаешь, в чём плюс лыжного похода. Скоро нас догоняет Галя, ещё через некоторое время доходим до приюта, где нас догоняет Демура. Наблюдаем привычную уже картину: домики занесены снегом по самую крышу, тишина и покой… Скидываем рюкзаки и отдыхаем, некоторые решают позагорать, благо солнце пригревало, и ни одно облачко не мешало ему делать это. Дождались Ульяну, Серёжу и Сашу Л., группа в составе медика, хронометриста, хранителя ремнабора и фотографа отправилась тропить вдоль р. Бельсу. Это почти прямой участок пути, постоянный, но плавный и еле заметный набор высоты вплоть до г. Двуглавая, рядом с которой находится приют Тайжес-Су. До него мы сегодня должны дойти… Сейчас 11.40, до приюта около 16 км – так что это вполне реально.
Тропить хорошо, я уже говорила. Вообще, идти за кем-то не очень интересно: впереди постоянно маячит спина, и хорошо, если эта спина интересная, вдохновляющая на какие-нибудь размышления, и хорошо, если она выбирает дорогу более-менее профессионально, а не бизонит через какие-то буераки, кусты и прочие труднопроходимые места… Как я… :) Сначала частые повороты на 90 градусов были естественны для лыжни, но затем путём аппроксимации она стала более равномерной и гладкой. По пути встретили трусцой бегущую собаку, потом часто пересекали её следы или тропили вдоль них, потому что собачка шла по наиболее подходящему нам маршруту и, похоже, знала нужную нам дорогу к приюту.
На одной из полянок нашли огромный снежный шар, располагающийся прямо в её центре. А так как тропить стало скучновато, мы устроили небольшой перекур, и снежный шарик превратился в 3D-рекламу Вертикали: мы изобразили на нём логотип турклуба. Потом с ним сфотались почти все участники похода. :)
Протропили ещё минут 20, и нас догнал Вова, он же стал тропить дальше. Скорость движения, соответственно, несколько возросла, жить стало веселее. Ещё веселее жить становилось, когда Вова запутывал вероятных противников, тропя петли, причудливые зигзаги или просто тропя через заросли пихт. В 13.30 устроили небольшой привал, сгрызли по горсточке сухофруктов и орехов и по жвачке. :) Пора дальше…
Дальше шли по меткам, которые изредка встречались на ветках пихт. Спустились почти к самой Бельсу, хорошо видно, как вода вытекает из-под одних снежных островков и течёт дальше под такие же островки… А мы монотонно двигаем ногами, периодически отскребая от поверхности лыж мокрый снег. Вблизи речки начался подлип, и идти стало сложнее. В 14.40 решаем встать на обед.
Но каким бы ни было большим желание пообедать горячим чаем с какой-нибудь вкуснятиной, разжечь костёр было не суждено в условиях чрезмерно высокой влажности. С виду и на ощупь сухие дрова наотрез отказывались гореть, даже отказывались от посильной помощи сухого горючего… Микроскопический огонёк от таблетки горючего испуганно вылезал из-под горки более-менее сухого хвороста и спустя несколько минут непрерывного хобления прятался обратно и бесследно исчезал. Отчаявшись развести костёр, мы довольствовались парой конфеток и холодной водой прямо из речки. Пока бедные голодные дети возились с костром, Вова убежал вперёд с целью немного потропить. Нельзя сказать, что это было так уж необходимо, но, безусловно, лыжня некоторое время, пока не обрывалась, облегчала потом нам дорогу. Но на Вову мы всё же решили немного обидеться. :)
Около 16.20 мы решили, что стоит пойти вперёд, навстречу Вове, а он, забрав свой рюкзак, нас потом догонит. Через 10 минут примчался Вова, красный и совсем не улыбчивый. Мы встретили его тем же, отдали горелку с кастрюлькой, чтобы он сделал чая, и пошли по лыжне вперёд. Начинало темнеть, а до приюта ещё около 6-7 км.
Когда лыжня закончилась, стемнело конкретно. Нам ещё повезло, что луна светила ярко, почти в полную силу… Скоро полнолуние. Пройдя ещё немного, решили встать на ночёвку, растоптали место под стоянку, часть народа пошла за дровами. Но догнавший нашу группу предводитель возмутился и вежливо попросил бросать все дела, собираться как можно быстрее и двигаться дальше. Тяжело вздыхая, собираемся и идём. Вова тропит, мы идём следом: я, Галя и Демура попятам за ним, а Серёжа, Уля и Ливенец чуть позади. Фонари слабо освещают лыжню на несколько метров впереди, светоотражательные полосы на Вовином рюкзаке периодически вспыхивают между деревьями, указывая путь. Ругаюсь на лыжи… Вовины вятки уже моих лесных, и идти за ним по затвердевшему снегу с корочкой проблематично. Периодически меняемся местами с Демурой, у него тоже широкие лесные. Хочется спать… Но даже зевнуть как следует не получается. :) Потому что нужно внимательно следить за дорогой, начали встречаться частые локальные спуски, резкие повороты и подъёмы, а в темноте их преодоление требует большей концентрации внимания.
Наконец, выбираемся на огромную поляну, где Бельсу сливается с Верх. и Ниж. Тайжасу. И вид набухшей, ярко освещающей поляну Луны, знакомые очертания горок впереди вызывают бурю тихого восторга, облегчение и совершенно идиотскую радость… Дошли! Посмотрела на часы – 20.45. Оказывается, время ещё детское. Вова пошёл пообщаться с местным приютчиком, а мы остались ждать результатов беседы. Очень хотелось погреться и отдохнуть… А Вова всё не возвращался. От безысходности мы стали разговаривать с его рюкзаком, в лицах изображать их беседу с приютчиком. Настолько вошли в роль, что почти согрелись от воображаемого горячего чая, которым Вову поит приютчик. Минут через 15 меня отправили освобождать командира от чар местного жителя. Ещё через несколько минут мы уже обсуждали с группой, хотим мы или нет ночевать в приюте за 75 р., что составляет половину реальной стоимости, и за общественно полезные исправительные работы завтра утром в виде раскопок крыльца соседнего домика. Вопрос был риторическим.
Приютчика звали Саша. Он был рад встретить людей и узнать последние новости. Его радиоприёмник работал на частоте каких-то красноярских станций и радио России, но услышать новости от живых людей было намного интереснее. Для начала он поинтересовался, смотрим ли мы Дом 2. Получив отрицательный ответ, немного расстроился, но в ходе дальнейшей беседы за кружкой чая от Серёжи с Галей он узнал о последних событиях в этом самом Доме 2, от Вовы – о том, что творится в мире, от меня – о НГТУ и о программистах АВТФ, от Ливенца и Гали – о том, сколько стоит средний ноутбук… Сам он тоже поведал нам о своей нелёгкой, но такой интересной жизни, о местных нравах и обычаях. :) Потом они с Вовой долго возили пальцами по карте, обсуждая наш и альтернативные маршруты, а мы устроили розыгрыш ужина. Кто-то желал молочной каши, кто-то гречки с мясом… Выиграли сторонники гречки и мяса. А мы с Улем в отместку развели сухое молоко в кружках и выпили его.
День пятый.. "Ибо Вове сахар нужен всегда..:)"

6 утра… В хорошо протопленной комнате приюта Тайжес-Су царят мир и покой. Разомлевшие туристы нежатся в спальниках и на кроватках, обнимая кто подушку, кто соседа… Наверное, им снятся чудесные сны, и просыпаться не хочется совсем, потому что если всё-таки проснёшься, то…
- Подъёооооом!!!
…то услышишь, как Ульяна устраивает глобальную побудку и поймёшь, что хоть ты и не в палатке, но поход ещё только начинается. А Уля тем временем выпихивает народ из спальников, за ноги вытаскивает с нагретых мест. Завтрак уже почти готов… Проснуться стоит уже хотя бы из уважения к дежурному.
Вяло собираем спальники и пенки, умываемся, ищем в организованном вчера на скорую руку бардаке посуду. Завтракаем и обдумываем планы на сегодня. Планы думались тоже вяло… В результате в 8.30 первый засланец на исправительные работы занял своё место у соседнего домика, а остальные всё ещё думали над планами. Просмотрев все возможные варианты, остановились на следующем: Серёжа и Саши остаются и разгребают снег, а Вова с бабьим батальоном отправляется тропить подход к траверсу: мимо перевала Волчьи ворота, на вершину хребта Кузнецкий Алатау.
В 11 вышли. Немного потропили вдоль Верх. Тайжасу, потом свернули и стали подниматься… Я ничего не имею против яркого весёлого солнышка, но когда оно вызывает подлип, то величать его хочется жёлтой заразой. Идти по лыжне в горку ещё терпимо, а вот тропить… Тропёжка вверх с подлипом вызывает некоторый дискомфорт, и чем дальше, тем больше. Оглядываться не хочется, смотрим вперёд, идём туда же и вскоре доходим. Вова отмечает место для лагеря, и мы с чистой совестью намереваемся спуститься вниз к речке. Как же. Нет, Вова, конечно, спустился. Ульяна периодически скатывалась на лыжах. Периодически падала или шла пешком. Галя сразу уловила суть проблемы и пошла пешком, потому что лыжи не ехали никак, то есть на них можно только идти прямо, без изысканных горнолыжных поворотов. Я долго пыталась бороться со страшенным подлипом, и только к концу спуска махнула на это рукой и тоже пошла пешком. Нет неприятнее чувства, когда есть накатанная лыжня, есть лыжи, предстоит спуск, но ты не можешь ехать… Вообще никак.
Постепенно подлип начал стираться, лыжи перестали быть балластными досками, болтающимися на ногах, можно было вздохнуть посвободнее. Наконец, спустя 3 часа и 15 минут мы вернулись в приют. Гастарбайтеры уже закончили свою работу, Саша-приютчик сварил нам кашу на обед. Поэтому Саши с Серёжей были отправлены по натоптанной лыжне к месту будущей ночёвки, а мы принялись уничтожать обед и отдыхать. От делать нечего варим кисель. Получается напиток со слабо выраженными кисельными свойствами… Добавляем ещё киселя, и свойства проясняются. С Вовой спорим о том, нужен ли при варке киселю сахар. Утверждаю, что нет, Вова не согласен. Спорим, кстати, на спуск с любого склона. До сих пор не понимаю, кто выиграл. Ибо Вове сахар нужен всегда, я имела в виду инструкцию по применению киселя, а в ней про сахар нет ни слова. Узнаём, что Саша-приютчик обожает «Мастера и Маргариту» Булгакова, постоянно слушает радио-пьесы по этой книжке, хочет посмотреть сериал и прочитать оригинал, который уже кому-то заказал.
Начинаем собираться. Очень не хочется покидать тёплую комнату, но надо, нас ждут гастарбайтеры… Делать нечего, прощаемся и уходим. Довольно быстро добегаем до начала подъёма, а вот дальше начинаются приключения. Если лыжи едут, то они едут назад. Если не едут, то не едут совсем – полный максимализм… Огладываешься назад и видишь чёрную пропасть, и только где-то там, вдалеке, нервно двигаются фонарики. Потом смотришь вперёд, и не видишь вообще ничего. Около часа таких мучений – и сверху потянуло запахом костра. Воодушевившись, мы прибавили скорости и скоро вышли на то место, которое Вова утвердил для ночёвки. Падаем.
Готовим ужин, ставим палатку. Печку не используем, на улице тепло. Совсем не айс…
Часть 2
День шестой, Траверс

В этот знаменательный день мы проснулись в 7.30. Важность дня так давила, что из палатки мы повыскакивали около 8… Однако вне палатки суета поутихла, и собирались мы больше двух часов. Плотно позавтракав и выпив пару чашек горячего сладкого чая, поговорив на разные философские, сакраментальные темы, неторопливо почистив лыжи и отыскав в частоколе палок свои, мы отправились покорять хребет Кузнецкий Алатау. На сегодня намечен поиск ледяной свежести на траверсе этого хребта, который должен венчаться посещением вершины Верхний Зуб (2187 м., 1А-1Б). Саша Ливенец делал это особенно неторопливо, поэтому он с Улем остался собираться, а остальные по мере готовности выдвигались вперёд, в горку…
Около часа лезем вверх, тропит Вова, остальные его просто не могут догнать. :) Подлип не даёт скатиться обратно, но и он хорош в меру… Всё-таки столько лишних килограммов на ногах не приносят никакой видимой пользы и не доставляют ну никакого удовольствия. Сквозь ветки светит яркое солнышко, оттаивают замёрзшие за ночь ёлки, промокает снег вокруг них, тянется вверх лыжня. Поворачивая голову влево, можно увидеть г. Двуглавая. Вчера она нам весь день мозолила глаза. Если бы мы всё-таки решились полезть на неё сегодня, то только ради видов на окрестные горки и ради спортивного интереса.
В 11.30 вылезли на хребет, отсюда виден перевал Волчьи Ворота. Так приятно: сижу на хребте, наслаждаюсь жизнью, смотрю на самый нелюбимый перевал и понимаю, что мне туда не надо… И так хорошо становится. :) Пусть надо лезть на высшую точку хребта, пусть ночью, пусть по куруму с лыжами на рюкзаке – но мимо этого перевала!
Высиживать рюкзаки, ожидая, что из них что-нибудь вылупится, было скучно, поэтому мы поехали продолжать изучение техники спуска. Выбрали подходящую полянку без ярко выраженного курума, на которой было поменьше снега, и стали закладывать виражи по насту. Вова, как обычно, выбирал самые весёлые места, отчего нам временами становилось не совсем весело, потому что падать в такой замечательный день было очень обидно. С пользой провели время, дождались остальных. Нафотали кучу снимков. Моя гордость – фотка меня на фоне Волчьих Ворот… Сделали первое групповое фото и пошли дальше.
Неизменным серпантином движемся вверх, отражённый снегом солнечный свет слепит глаза, но достать очки банально лень. Щуримся, но идём. Мышки плакали, кололись, но продолжали есть кактус… Это про нас. Изредка из-под снега вылезает курум, идём по нему прямо в лыжах, ещё не настало время запихивать их в стяжки рюкзаков. Петляем меду камней, тропим серпантинную лыжню, пропахиваем белоснежную целину, иногда зарубаемся боками лыж в жёсткий, покрытый ледяной корочкой льда фирн. Но вот добираемся до самого верха, выше нет даже ёлок. Разумеется, курум. Снимаем лыжи, крепим к рюкзакам, неуклюже надеваем их, встаём и прыгаем по камушкам, использую в качестве дополнительной опоры лыжные палки. Затем курум снова сменяется настом и льдом. Снега наверху почти нет благодаря сильным ветрам, редко устающим дуть на этой высоте. Справа по курсу виден хребет Тигер-Тиш (Поднебесные Зубья), перевал Тайжасу… Над вершинами хребта расползается тонкий слой тумана, и видно, как ветер сдувает с поверхности горок снег и поднимает его в воздух. Вовиной лыжни не видно, уже занесло, хотя прошёл он здесь всего несколько минут назад. Самого Вову видно также не особенно хорошо, потому что начинает темнеть, и командир отряда издалека даже в жёлтой пуховке сливается с камнями и серо-синим горизонтом.
Доходим до места, откуда уже видна сама вершина. Снимаем лыжи в очередной раз, идём пешком. Здесь траверс становится похож на траверс, и мы стараемся не падать вниз, прыгая по еле заметным торчащим из-под фирна верхушек камней, а иногда зарубаемся палками и бахилами, преодолевая чисто снежные промежутки между одним скоплением каменных выступов и другим. Изредка останавливаюсь, чтобы отдохнуть и посмотреть по сторонам. А по сторонам, между прочим, есть что посмотреть. Ветер дует странным образом, и мы наблюдаем снежный прибой… Позёмка под порывами ветра ползёт вверх по склону и исчезает за перегибом, и кажется, что это не снежные волны летят по поверхности хребта, а мы катимся вниз. А если повернуться назад, то видна картина с такими красками, которых нельзя получить искусственным путём. Закат над Большим Зубом был как будто нарисован гуашью, но тем не менее жил своей жизнью. Если на мгновение закрыть глаза и вновь взглянуть на жёлто-красный ареол над вершиной, его можно не узнать.
А ветер дул в спину, помогая двигаться в нужном направлении. Подходить к северному склону хребта не рекомендуется, потому что обратно выбираться очень сложно, сдувает всё дальше и дальше и несёт к обрыву в сторону долины р. Туралыг. Поднимаешь ногу и молишься, чтобы в этот момент не было очередного порыва ветра. Если падаешь, то поднимаешься с трудом, катаясь по снегу, используя лыжи как паруса. Поэтому мы предпочитали всё-таки не падать.
Выбираемся к последнему подъёму перед вершиной. Ветер тут ещё сильнее, капюшон пуховки слетает с головы, бьёт по ушам, и ничего вокруг не слышно… На шум от самого ветра уже давно перестали обращать внимания. Первыми сюда вылезли Вова и Серёжа, спрятались за крупным камнем, так просто не разглядеть. С Улей идём в намеченном направлении, и спустя несколько минут я натыкаюсь на две знакомые фигуры среди курума. Падаем рядом и, сидя в обнимку, ждём остальных. Немного отдохнув и погрев друг друга, удовлетворив свои потребности в тепле и ласке, вспомнили, что время от времени возникают ещё и потребности в питательных веществах, и стали искать в рюкзаках сухофрукты и шоколадки. Помимо этого отыскали в их недрах фонарики и маски. Затем запаковались и пошли дальше. Хотя уже стемнело достаточно, чтобы не видеть конца подъёма, мы помнили, что он близко, и очень скоро придётся ступать очень осторожно, чтобы не наткнуться на тур… Шаг за шагом, поднимаемся вверх. Почти полная уже луна освещает обрывы на соседнем хребте… И вот делаем последние шаги, и на пути вырастает огромный крест, радом тур с запиской. Дошли! На часах 18.55, ещё только начало вечера… Пишем свою записку, делаем очередное групповое фото, идём по вершине и, как нетрудно догадаться, доходим до спуска. Вова придирчиво осматривает место сброса с вершины и выносит вердикт: ждём рассвета здесь. Ещё толком не определившись, рады мы такому решению или нет, начинаем готовиться к ночёвке. Рядом с предполагаемым местом спуска, за грудой огромных валунов, ставим палатку, точнее, натягиваем её, как тент, на лыжные палки и обкладываем всю эту конструкцию выпиленными из снега кирпичами. Всё это делается довольно быстро, хочется побыстрее залезть с ногами в спальник, укрыться сверху пуховкой, замотаться в шарф и помечтать о тёплой кроватке. О горячем чае даже не мечтаем… Перед тем, как забаррикадироваться в палатке на ночь, берём с собой из рюкзаков всё, что может там пригодиться. Вернее, думаем, что всё. :) Я, помимо необходимых вещей, достаю папин походный подарок с надписью «Книга – лучший подарок». Залезаем в палатку, на горелке пытаемся вскипятить маленькую кастрюльку снега. Минут через 30 вода становится достаточно горячей, и процесс кипячения решаем завершить. Но выпить хотя бы четверть кружечки чая было не суждено, чай в палатку никто не взял. Но у Вовы в заначке оказался использованный чайный пакетик, который мы тут же вскрыли и сунули в воду. В итоге пили практически бесцветную жидкость со слабо различимым запахом чая, закусывая это сгущёнкой и прочими вкусностями. Разливаемого количества чая не хватило, чтобы утолить жажду, поэтому некоторые отдельно взятые личности ложками ковыряли снежные стены нашего укрытия, смешивали его со сгущёнкой и делали мороженое. Когда доля сгущёнки закончилась, стены всё равно не были оставлены в покое, пить хотелось сильно… Я наконец-то добралась до папиного подарка. Так как света в налобном фонарике хватает лишь для поверхностной идентификации исследуемого объекта, прочитать, что написано на довольно лёгкой зелёной бумажной коробочке, не получилось. Мне показалось, что это был тщательно упакованный фотоальбом… Поэтому, повеселившись, мы решили, что альбом к чаю разнообразит наше меню немного попозже, когда мы научимся его как следует готовить. Надев на себя побольше тёплой одежды, залезли в спальники и уснули.
День 7й, "..снова пилим снежные кирпичи" -1:)

Вчера мы так надеялись, что наконец-то отыщем злополучный айс. Но нет, ночёвка на вершине оказалась самой тёплой из всех, что мы уже успели пережить в нашей поисковой экспедиции. Проснувшись, первым делом мы с Улей потянулись к ложкам и снова воткнули их в стены… Вова кривился, считая это какой-то патологией, нарушением функционирования головного мозга, но в конце концов смирился и махнул рукой на этот произвол. Получив на завтрак по нескольку конфеток, стали вылезать из палатки наружу. За бортом довольно тепло, ветер не сильный, небо затянуто облаками. В 10 пошли к кресту посвящать новичков в туристы. Каждый из них должен был выслушать наставления вождя, съесть ложку смеси сгущёнки с лимоном, поцеловать знамя полка, раскраситься йодом и получить пинок треком. После этого он становился полноправным туристом.
Через 15 минут начали спускаться. Склон довольно крутой, местами скользкий. Все, кроме Ули, Вовы и меня шли в кошках. Как и вчера, приходилось скакать по торчащим кончикам камней, отличие было в том, что сегодня скакали мы вниз, и делать это, вообще говоря, запрещалось. Спускались до перемычки между этим склоном и горой 2005 м. час. На перемычке сняли пуховки, перекусили рассыпающимся замёрзшим сыром и колбасой. Пошли дальше траверсом горы, тропил Серёжа. Где-то под конец траверса обернулись и увидели длинную цепочку следов. Впечатляло, даже не верилось, что это наших ног дело, слишком уж глобальный след получился.
Ещё через час спустились на седловину перевала Козьи ворота. Там перед нами встал вопрос: а не залезть ли нам на г. Старая Крепость? Вершина рядом, её отлично видно, и хочется попасть туда, чтобы увидеть всё вокруг с высшей точки Поднебесных Зубьев. Но, прикинув, сколько это мероприятие займёт времени, мы должны были отказаться в пользу дальнейшего спуска к озёрам и перехода до перевала НГПИ. По самым скромным оценкам идти до предполагаемого места ночёвки минимум час, и это без учёта общей усталости и предобморочного голодного состояния нескольких атомных желудков. Поэтому взяли ноги, точнее лыжи, в руки и пошли вниз. Вова остался верен себе и стал лыжами рисовать на склоне послания инопланетным разумам. Широкими поворотами избороздил спуск, но возле озера Харатас оказался немногим раньше нас, идущих прямо вниз с лыжами в рюкзаках. Перешли озеро, прошли оконечность хребта, прошли по долине до небольшого озера без названия недалеко от Харлыгколя. Ветер усиливается, но дует в спину, поэтому пусть себе дует. Длинной растянувшейся резинкой идём в сторону перевела, греют мысли о скором и окончательном привале, о чае, костре, ещё хранящих память о сухости и тепле спальниках, о сгущёнке… :) Добираемся до мест, где густота лесных массивов резко падает, и ввиду этого вокруг из снега торчат кедры, но, образно говоря, они не собираются больше, чем по трое. Кидаем рюкзаки и веером расходимся по окрестностям с целью найти какое-нибудь уютное место для ночёвки. После довольно продолжительных гуляний находим более-менее густонасёленный кедрами и дровами островок и встаём там. Собираем в кучу дрова, копаем яму под костёр, ставим палатку. В ожидании обильного ужина водим на лыжах хороводы вокруг кедров и собираем под ними шишки, брошенные заевшимися белками или бурундуками. В некоторых из них попадается много целых орешков, которые мы с Улем бережно выковыриваем и складываем в карманы на чёрный день.
Опять строим снежную стену вокруг палатки и как следует закрепляем тент… Наученные горьким опытом, вкапываем лыжи в качестве опор по самые крепления и даже больше. Когда у всех уже не остаётся никаких важных дел, начинаем подтягиваться к костру. Постепенно практически вся группа сидит над костровой ямой и пинает балду, предвкушая двойной ужин – за вчера и за сегодня.
И ничто не предвещало бури, даже завывания ветра и пения перевала не тревожили нас. Но вдруг огонь в костре пропадает. Нас кидает вперёд. Котелок над костром подлетает вверх и медленно опускается… Нас тоже медленно возвращает в исходное положение. Огонь опять на месте. Но становится понятно, что двойного ужина мы сегодня не дождёмся. В спешке довариваем еду, часть народа отправляется достраивать крепостную стену вокруг палатки. Снова пилим снежные кирпичи, на этот раз в спешке и без чувства полного удовлетворения от прожитого дня, как в прошлый раз на вершине. Ещё бы, на перевал не залезли, ужин не доварили, дом не достроили, дерево не посадили, сына не вырастили....
Ветер усиливается, палатка раздувается, как купол парашюта. Чтобы успокоить взбушевавшийся шатёр, обкладываем его снежными кирпичами ещё и изнутри. Стена снаружи между тем дорастает до гигантских размеров, ростом уже почти с саму палатку. Достраиваем вход и собираемся идти ужинать. Вспоминаю ледовый городок на набережной Новосибирской Оби: там был лабиринт со стенами, построенными из ледяных брусков. Очень похоже на наше творение… Процесс созидания пришёлся по душе, хочется построить снежный замок с башенками, весёлые горки, миниатюры взятых перевалов, семь отмасштабированных чудес света и что-нибудь ещё в том же духе. Но всё-таки пора ужинать.
Собравшись уже в который раз возле костра, мы не узнали нашей полевой кухни, её просто не было. Снегом занесло всё: и хобы, и посуду, и пакеты с едой, заветное ведро с ужином до победного сопротивлялось снегу, и его мы отыскали сразу. В ускоренном темпе поедаем заслуженные калории, никому не хочется сидеть на ветру лишние несколько минут, пряча от летящего в лицо снега тарелку или кружку с чаем.
В палатке просторно, наконец-то можно спать, вытянув ноги и при этом не опасаясь, что сосед, использующий эти ноги в качестве подушки, не окажется придавлен, придушен или запинан.
День восьмой, "Полеты во сне и наяву"

Засыпали вчера с надеждами и упованиями на тихую, безмятежную, солнечную погоду, на безоблачное небо, которое бы своим аквамарином вдохновляло на скорейший подъём. Мечтали, что утром позавтракаем, как белые люди, сварив еды на костре, что проведём это поэтическое утро, наслаждаясь дымящимся ароматным чаем… Фантазировали, как лучше сфотаться на подъёме на НГПИ, как хорошо на верху и как мы с Улем будем кричать наверху ставший традиционным вопрос «Как пройти в библиотеку?!»
Просыпались медленно, чтобы подольше об этом помечтать. Ещё не открыв глаз, понимали, что жестоко обманулись в своих ожиданиях, зато вновь напали на след айса, который всю ночь кружил вокруг палатки и сейчас ждёт нас снаружи. Главное, не спугнуть…
С неохотой вылезали из ледовой крепости, экипировавшись по полной программе, даже напяливая маски на лицо. Айс куда-то слинял, но следы явно указывают на то, что он здесь был и развлёкся по полной программе. Стену облепило снегом, немного занесло, яма от костра уже совсем не яма, а искать брошенные вечером возле неё вещи мы будем ещё долго. Унылая пора, очей очарованье…
Перекусив и собрав вещи, почистили лыжи и стали собираться в дорогу. Дорога шла сторону НГПИ, и нам предстояло для начала пройти около километра вдоль озера и против ветра, а затем в эту пургу лезть наверх. Почему-то сразу стало очевидно, что сегодня мы будем ночевать в Золотой долине. Не знаю, почему… Я ведь даже не видела ничего, снег застилал всё вокруг. Но всё равно мне стало ясно, что далеко мы не уйдём. :)
В 12.00 мы наконец-то решились и покинули маленький, но уютный островок леса. Первые метров 20 мы шли с поднятыми головами и могли различать спины идущих впереди людей. Потом сосульки на ресницах, иней на капюшоне и волосах, а также примёрзшие к щёкам сопли значительно сузили обзор. Под таким напором ветра проще было взлететь, чем идти против него. Спустя метров 100 Вова остановился и спросил: «Ну что, может, на Караташ?» Для себя на этот вопрос я ответила почти в самом начале сегодняшней прогулки, и ответом было однозначное «да». Никто против не был, и мы развернулись в обратную сторону.
Вопреки ожиданиям, проще не стало. Снег всё равно летел и в лицо, и за шиворот, а ветер толкал в спину, отчего лыжи разгонялись быстро и сильно, а тормозить на насте сложно. К тому же внезапно вырастающие на пути горки и бугорки способствовали многочисленным падениям участников. Упираемся палками вперёд, чтобы хоть как-то тормозить, но помогает мало. Снимаем лыжи, пытаемся надеть рюкзаки на спины. Обычная, привычная и не вызывающая как правило затруднений операция стала нетривиальной задачей. Если лечь на рюкзак, вдеть в лямки руки и попытаться встать, то покатишься по насту туда, куда дует ветер. Если рюкзак надевать с колена, то завертишься на одном месте, но недолго, потому что рюкзак всё же обладает немалой массой. Но всё как-то изловчились, кто-то кому-то помог, и вновь все в сборе и готовы двигаться дальше. Куда дальше – это вопрос хороший. Вокруг светло-серая живая масса снега, и только в мгновения относительного затишья вдалеке виднеются очертания леса и гор. Запоминаем направление и идём. Держимся на расстоянии прямой видимости, то есть метрах в двух-трёх друг от друга. Вова идёт последним, следит, чтобы никто не вздумал потеряться. Периодически останавливаемся, чтобы переждать особенно сильный порыв ветра. В эти моменты даже упор палками часто не помогает, всё равно вырывает из не очень глубоких провалов в снегу и тащит вперёд. Вот когда хочется иметь большой и тяжёлый рюкзак и корабельный якорь.
Прошли 500 метров, добрались до первых кедров, потеряв немного высоты. Здесь ветер потише и видимость получше, по крайней мере видно, куда нужно идти дальше. Тропим по очереди с Серёжей и Ульяной, затем догоняет Вова и тоже включается в этот увлекательный процесс. Пройдя ещё метров 100, в 15.00 сваливаемся в небольшую ямку рядом с широким кедром. Вова объявляет, что жить сегодня будем тут. Возражений опять не последовало, и мы стали готовиться ко встрече с неуловимым айсом. Углубляем ямку возле дерева, строим очередной ледовый городок, думаем, как натянуть тент над ямой. Втыкаем в стены лыжи, сверху накрываем эту замысловатую конструкцию тентом и слегка присыпаем снегом и придавливаем снежными кирпичами. Убежище готово.
Ощущается присутствие айса, иногда даже мелькает что-то непонятное меж кедров, но уловить всё никак не получается, потому что каждый раз, когда только намеришься этот асйс поймать, Вова настоятельно рекомендует выполнить согревающий комплекс упражнений: приседания в связке, отмашки ногами в той же связке, отмашки руками и групповые отжимания, а для особых ценителей ещё катания друг на друге, тоже в связке. Айс всё ещё на свободе…
И вот мы в палатке. Со стороны может показаться, что мы играем в игру, по правилам которой нужно одну рандомную часть тела приложить к другой рандомной части тела соседа. Помещаемся в нашем укрытии с трудом. Но помещаемся. Устраиваем перекус без чая, с дозволения завхоза гоняем по кругу сгущёнку и получаем по сухарику с мёдом. Я достаю жевательный мармелад в виде медвежат, и он кончается как-то очень быстро…
Спим в два слоя. Иначе никак не поместиться, зато тепло должно быть. Вот только не раздавить бы того, кто внизу…
День девятый, "..нечто холодное и мокрое легло мне на лоб":)

Я проснулась оттого, что нечто холодное и мокрое легло мне на лоб. Если бы это произошло утром какого-нибудь тёплого летнего дня, я бы проснулась с улыбкой и словами благодарности. Но это была зима, это была палатка… И я лежу у края, одним боком греюсь на Вове, другим грею тент. На мои опасения по поводу возможности появления дыры в палатке Вова сонно проворчал что-то вроде «Не раньше, чем мы вылезем». Я сочла самым правильным ему поверить, тем более что деваться всё равно было некуда: снегом палатку завалило с моей стороны, остальным мирно храпеть ничего не мешало, и они этим пользовались. Минут через 30 что-то холодное угрожающе нависло в паре сантиметров от лица. Почему-то было не очень уютно. Снега навалило достаточно, чтобы я не могла повернуться под его давлением. Можно было только осторожно отползти от края, но отползать пока что было некуда. Позади Москва. Сдаваться запрещено.
Промаявшись час в неестественной позе, я путём утрамбовывания потолка и стены высвободила руку с часами, и они мне сообщили, что уже 8.00. Опять же, в другое время и в другом месте, да ещё и при других обстоятельствах, это должно было несколько огорчить. Но это была зима, это была палатка, это был потолок, попираемый носом… Снова толкаю Вову, объясняю положение, пора вставать и всё такое. И, о счастье, Вова соглашается и толкает соседа. Цепная реакция покатилась по палатке, и вскоре все проснулись. Но высвободиться из спальников и тем более одеться, чтобы вылезти из палатки, было сложнее, чем когда-либо. Сесть можно только в центре, но центр застелен телами, которым очень не хочется двигаться.
Как обычно, выход нашёл Вова. Простой и эффективный. Он просто выдернул из-под головы пуховку, Галины чуни и, как гусеница, выполз на волю. Места стало чуть побольше, я даже смогла повернуть голову, и теперь мокрый холодный потолок не нервировал. Спустя некоторое время ещё один доброволец был вынужден покинуть нашу обитель. После того, как он вывалился из палатки, место для переодевания занял следующий претендент на выпинывание наружу. Наконец, и я смогла сесть и переодеться. Обуваться было сложнее ввиду замерзания треков. Попрыгав и продавив ноги внутрь ботинок, мы могли условно считать, что обулись. Выходим в открытое пространство…
По сравнению со вчерашней излишне ветреной погодой сегодня потише. Иногда сквозь тучи и снег протискиваются солнечные лучи, и это как-то сразу вдохновляет. Собираемся, вытаскиваем из-под обвалившейся палатки рюкзаки и вещи… Откапываем тент, вынимаем каркас из лыж… Вернее, то, что от них осталось. Лыжи нескольких участников разведгруппы можно списывать как не кондицию. Ехать можно, но плохо.
В 12.00 выходим. В полном обмундировании, по уставу: в пуховках, кто-то даже в масках, в комбезах… Настроились на битву со стихией, готовы к любым неожиданностям. Не готовы оказались только к тому, что через нескольких сотен метров пришлось снимать с себя всё это и идти в анарачке. Когда мы спустились к р. Мал. Хунухузух, ветер почти стих, мощность снегопада была далека от максимально возможной, поэтому мы остановились на небольшой привал переодеться и попить воды из речки. Привязали к лыжной палке кружку, и Уля черпала ею ледяную вожделенную жидкость. Напившись, пошли дальше до стрелки рек Мал. Хунухузух и Бол. Хунухузух. По планам по второй речке мы должны добраться перевала Караташ. Если бы не непогода, свалившаяся на наши головы непонятно откуда, то, минуя стрелку, мы бы срезали угол и сразу бы вышли к перевалу, но из Золотой долины так просто не выбраться…
Справа и слева довольно плотный лес, на такой приятно смотреть после сплошных курумов и куцых кедровых образований перед перевалом. А когда мы вдруг услышали чириканье какой-то птички, то радости моей не было предела. Обычно в Золотой долине мало птиц, особенно таких, которые практикуют чириканье. А эта вот поёт, да ещё в такую погоду. Приятно.
После стрелки, к которой мы подошли в 13.30, продолжаем по руслу тропить в сторону перевала. Медленно набираем высоту, соответственно, усиливаются ветер и снегопад. Тропим привычным составом: Вова, Галя, я. Иногда вперёд выходят Саша Д. или Серёжа. Русло засыпано снегом, и сложно угадывать, где оно на самом деле. Всё вокруг одинаковое, какая-то сюрреалистическая картина. Направо пойдёшь – русло найдёшь, налево – тоже, вроде как, русло… Низкорослые пупыри с кедрами на верхушках тоже все как один одинаковые. Ориентироваться сложно, только компас помогает. И снег всё идёт и идёт… Пушистый, но слишком много…
Незаметно начинает темнеть, а перевалом даже и не пахнет. Встаём на стоянку, мы с Вовой отправляемся на разведку, остальные готовят чай. Идём сначала по руслу, потом переходим речку и идём буквально куда глаза глядя. Глаза глядели в разные стороны, поэтому мы немного петляли, пытаясь разглядеть через снежную стену какие-нибудь выделяющийся объекты. Привязки не нашли, поэтому примерно через час развернулись и пошли обратно к лагерю. Лыжню уже основательно занесло, изредка виднеются еле заметные следы от наших лыж. Скатываемся вновь к речке, переходим по снежному мосту, проходим по зарослям к месту нашего расставания с группой и уже оттуда чуем запах костра и слышим голоса и звуки активно работающей пилы. На обратную дорогу мы потратили 20 минут, так как в основном спускались вниз по остаткам лыжни.
Совершенно довольные жизнью, несмотря на то, что не нашли перевала, присоединяемся к группе и вливаемся в процесс обживания стоянки и приготовления ужина. Чтобы показать и себе, и начинающим замерзать соучастникам, что ничего чрезвычайного не произошло, набираю кружку воды из котелка и чищу зубы. :) От предложения разделить эту радость, тем не менее, все отказываются.
Ставим палатку, готовим ужин. Затолкав в себя немного еды, я понимаю, что разучилась есть, ничего уже не лезет, только чай. Наконец, разобравшись с ужином, забираемся в палатку, укутываемся во влажные холодные спальники… Но спать что-то расхотелось. Ульяна, Галя, Серёжа и Саши поют песенки, преимущественно детские. Я пытаюсь вспомнить песню «Непогода» («Полгода плохая погода, полгода опять никуда»). Не получается… Тогда слушаем Вовин плеер, песенку Мамонтёнка. Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети… :)
День десятый, или Ночь южанки))

Проснулись, как обычно, около 8.00. Даже без будильника. Глаза автоматически открываются в это время, где бы мы ни были и во сколько бы ни заснули вечером.
Собрались, в 11 вышли со стоянки. Со вчерашнего вечера мало что изменилось в окружающем нас мире, снег валит так, что становится непонятно, откуда его столько берётся. Горшочек, не вари!
Ветер тоже не сдаёт позиций. Похоже, они со снегом друг без друга существовать не могут. Если уж непогода – то всерьёз и надолго… И никакие шаманские изыски, никакие мольбы, угрозы или просьбы не заставят снег и ветер прекратиться так быстро.
Идём по проторенному вчера пути. Разумеется, лыжни уже нет, но направление мы запомнили. Вокруг ничего не видно, идём по компасу и по ощущениям, натягивая на карту пройденные места. Иногда петляем, а повороты на 90 градусов становятся неотъемлемой частью маршрута. Снежная завеса закрывала собой всё вокруг, и поэтому сложно было определить, в какую сторону движешься, подчас движения вперёд оказывалось на самом деле движением в обратную сторону. Когда теряешь из вида точку отсчёта, ориентация в пространстве начинает представлять собой неразрешимую задачу, система срочно требует перезагрузки или просто виснет.
Около 15.00 вышли к озеру. Определить, какое это именно озеро, сходу не получилось, поэтому, вооружившись компасом, мы с Вовой опять идём в разведку. Абсолютно не понимая, куда идём, поднялись на какой-то хребет в надежде высмотреть с него что-нибудь похожее на перевал. Ничего не увидели, спустились и обнаружили ещё одно озеро, в котором я с трудом и с Вовиной помощью опознала Голубое. При таких метеоусловиях вообще можно было пытаться утверждать, что это не Голубое озеро, не Хунухузух, не Харлыгколь, а вообще Харатас. Или озеро Рыбное в долине реки Туралыг. В итоге я совсем запуталась, и пришлось чертить на снегу гидросистему Золотой долины. Рисунок тут же заметался снегом…
Идти обратно было сложнее. Лыжню, которой и так практически не оставалось на фирне, совсем сдуло с поверхности склона. Держать курс к месту временной стоянки не возможно. Из привязок только найденное озеро. К нему мы вернулись после неудачной попытки найти дорогу обратно… Начали всё сначала, поднялись на хребет, спускаемся. Ветер дует в спину, отчего скорость набирается не маленькая. Под конец спуска почти синхронно падаем… По горизонтальной поверхности идём вперёд. От этого места у меня самые плохие впечатления за весь поход, даже за все походы. Куда ни смотри – везде только белая стена снега, даже Вову не видно, хотя он находится на расстоянии пяти метров от меня. Мы идём по открытому всем ветрам месту, и нас кидает из стороны в сторону. Зацепиться взглядом не за что, и ориентация в пространстве теряется, мозг сходит с ума… Под порывами ветра нас несёт вперёд, я чувствую, что еду, но мозг в это не верит и никак не хочет соглашаться. Голова кружится, вестибулярный аппарат возмущается и начинает выходить из строя. Но тут Вова замечает впереди маленьких человечков – нашу группу. Добираемся до них, немного отдыхаем, нам выдают по шоколадной конфетке «Ночь южанки». Абсурдность и несоответствие названия ситуации приводят в чувство. И, хотя в горло ничего не лезло после последних нескольких десятков метров нашей прогулки, конфету я всё-таки запихала внутрь. Теперь, если я пойду в разведку, буду всегда с собой брать необходимый минимум вещей: компас, карту, еды на два дня, тёплую одежду на случай ночёвки без палатки, кошки, носовой платок…
По озеру дошли до начала подъёма. Точнее, нам показалось, что именно здесь подъём на перевал и начинается. А ещё точнее, мне показалось… Команда положилась на мою память, но ввиду отсутствия видимости память тут оказалась не у дел. Мы шли на ощупь. Вначале подъём не выходи за рамки некатегорийного. В самом начале его у меня отвалилось одно из креплений. Быстро подлатав лыжу, движемся дальше, и чем дальше, тем круче подъём. Где-то на середине пути наверх сомнения в правильности направления растут, и вскоре мы понимаем, что скорее всего вылезли не туда. Последние 15 метров подъёма нас доконали. Для начала Серёжа улетел вниз. Никто, в том числе и он, до конца не поняли, что произошло: взмах рукой, огонёк его налобного фонарика описал дугу и исчез… Те, кто лез выше, не услышали ни звука, говорящего о том, что кто-то сорвался… А те, кто шёл рядом, ошалев, всматривались вниз. Но вот снова появился огонёк, вот он стал двигаться вверх… Всё хорошо. Серёже несказанно повезло, его спас клапан рюкзака и лыжи. А вот лыжам не повезло.
Собираемся в кучу перед последними 15 метрами. Вова уже залез на самый верх, зарубаясь лыжными палками. А мы, рассевшись на мелких каменных выступах, переводим дыхание и размышляем о том, куда же мы залезли. Спускается Вова, мы надеваем кошки. В процессе их извлечения из рюкзаков Ливенцом был утерян пакет пряников и одна кошка… Я, Серёжа и Саша Д. выбираемся наверх, снимаем кошки и отдаём две пары Вове, который отправляется вытаскивать остальных. Операция эта заняла довольно много времени, мы почти успели познакомиться с айсом, когда наверх вылезла Галя. Ещё через некоторое время, за которое уже вчетвером мы успели несколько раз выполнить согревающий комплекс упражнений, вылезли Саша Л., Ульяна и Вова.
Пока все отдыхали, я пялилась на небо. Оно оказалось неожиданно чистым и звёздным, созвездия просматривались очень чётко, и это было бесподобно. Казалось, что под действием ветра Млечный путь тоже должен куда-то лететь, но он остался на месте, и был виден до того отчётливо, что ветер вдруг перестал казаться таким уж сильным и пронизывающим.
Сделали несколько шагов вперёд и уткнулись в обрыв с небольшим снежным карнизом. Лёгкое недоумение ввергло нас в ступор, который продолжался несколько минут. Затем мы сместились чуть правее, и всё повторилось заново. Перевала нет. То, что мы видим перед собой – это не может быть некатегорийным Краташем, спуск с которого прост, как учебная граната. И снова идём с Вовой в разведку, оставив группу мёрзнуть за камешком. Хоть я и собиралась брать с собой в разведку необходимый для жизни минимум вещей, сейчас было не до них. С собой мы взяли только лыжные палки и компас. Этого должно было хватить для короткой романтической прогулки под луной, однако прогулка слегка затянулась и грозила перерасти в поисковую экспедицию. Мы шли по хребту, старательно втыкая лыжные палки в лёд, оглядывали окрестности и горки поблизости. Моё затуманенное и промёрзшее сознание отказывалось узнавать местность, тем более когда её почти не видно из-за пурги. Вылезли на верх гребня, чтобы утвердиться в своих догадках: до седловины мы просто не дошли, а находимся где-то в районе пика Гайдара. Такие выводы не безосновательны, потому что и озеро было Хунухузухом, и лезли мы преимущественно вверх… Но, видимо, не судьба.
Совершенно ничего не понимаем, вертимся на месте и изо всех сил пытаемся совместить в уме карту и реальный ландшафт. Ни фига, кубик Рубика не собирается. У меня периодически мелькают догадки о нашем местоположении, но тут же сменяются другими… Забираемся на высшую видимую точку, спускаемся вниз по довольно узкому гребню. Толку никакого. Ещё немного полюбовавшись на непонятные, похожие на Гималайские, заснеженные горы, решаем возвращаться обратно. Поднимаемся в сторону высшей точки, того пупыря. Топаем, как космонавты, по широкому плоскому плато, ветер внезапно сделался еле ощутимым… Прямо по курсу ярко горящая белая луна, окутанная то ли туманом, то ли облаком. Чувствуем себя первопроходцами Марса. Всё хорошо, только холодно… Злополучный айс незаметно подкрался сзади, и, пользуясь тем, что в темноте его не видно, щиплет за разнообразные части тела.
Когда до брошенных рюкзаков и группы оставалось немного, когда внизу мы заметили мельтешащие фонарики, начался спуск. Корочка льда, покрывающая весь склон, совершенно не препятствовала скольжению по ней… Идём, держась друг за друга, медленно, шаг за шагом, нащупываем торчащие камни бахилами и выискиваем походящее место для следующего шага. Очень не хватает кошек… Но стоянка уже совсем близко, дойдём и так. И как только я об этом подумала, ноги разъезжаются, и я валюсь вниз. Медленно, плавно, не торопясь, но зная, что уже через пару секунд наберу большую скорость… Палки не помогают, и поэтому летят в сторону. Замечаю, как Вова тоже оседает и падает на фирн. Потом он остаётся позади, а я несусь вниз, стукаясь об огрызки камней, попадающиеся на пути. Ноги, голова, ноги… Тут руки, наконец, цепляются за более-менее крупный камень и обнимают его как родного. Конечная, приехали. Через мгновение прилетает Вова, тоже обнимается с камнем и молча лежит.
- Живой?
- Ага.
Пронесло… А ведь сколько мыслей успели посетить голову за те несколько секунд падения, все даже не вспомнить. И не страшно было, только какой-то холодный расчёт: за что хвататься, что там внизу, далеко ли лететь, как потом выбираться, что с Вовой, что с группой… Но теперь, когда мы сидим на каменном пятачке посреди фирнового склона, без кошек и с одной лажной палкой на двоих, становится не по себе. И опять же не страшно, но ноги слушаются плохо. Коленку разбила…
Осторожно карабкаемся вниз. Даже хорошо, что эту часть пути мы пробороздили пузом по снегу, иначе измучились бы ещё сильнее, балансируя на камушках… Вот уже знакомые очертания, фонарики смотрят в нашу сторону. Наверное, они уже породнились с айсом.
По идее, они должны нам были отрубить головы, потому что мы принесли плохую весть, не нашли перевал и нагло и невозмутимо сообщили, что ночевать будем здесь, наверху. Но никто нас казнить не стал, вместо этого мы услышали слаженный хор стонов. Но выбора нет, и мы идём искать подходящее для палатки место. Натаскали камней, прижали ими тент, сунули вниз полено и пенки, по бокам рюкзаки. Пока Ульяна с Галей и Вовой ковырялись в палатке, мы с Сашами и Серёжей в который за сегодня раз выполняли согревающий комплекс упражнений. Правда, он уже плохо помогал, поэтому связка из троих леденеющих туристов распалась на отдельные части, которые вяло шевелили руками и ногами. В сторону, откуда мы пришли, был великолепный вид. Даже сквозь снег. Но, о чудо, я вдруг понимаю, что отчётливо вижу перевал! Снег прекратился, только ветер по-прежнему дует… И я вижу Золотую долину, Караташ, вижу озеро и долину реки, по которой мы шли. А мимо перевала мы сильно промахнулись… Залезли много левее и выше. Завтра мы вылезем из долины.
Забираемся в палатку, точнее, под тент. Места внутри слишком мало, чтобы всем рассесться удобно. Чем-то перекусываем и укладываемся спать, завернувшись в уже совсем мокрые спальники и не снимая пуховок. Холодно… Трудно не дрожать от холода. Но это всё ничего, главное – мы нашли перевал и завтра окажемся по ту сторону от него.
Вова включает обещанную песенку про альпинистов, и я всё-таки, кажется, засыпаю на какое-то время.
День одинадцатый, "..как пройти в библиотеку?"

Во всём есть плюсы, даже в сплошном минусе. То есть в жутком холоде. Проснулись мы в 6.30, и никто больше не закрывал глаз. Быстро и технично собрались, обули треки, которые на ночь сунули в спальники. Эти пакеты с ботинками вольготно расположились рядом с моими ногами и приятно холодили их, а сбоку ещё и тент в инее…
С Серёжей и Вовой пошли искать лыжные палки, которые мы вчера потеряли при скоростном спуске на пузе. Избороздили кошками весь склон, доковыляли до верха, и на спуске Серёжа нашёл все три палки. Вдохновившись находкой, Вова с Серёжей и Ульяной ищут пропавшие вчера кошку и пакет пряников, но на это раз поиски не были столь удачны. Напоследок фотаемся, завтракаем замёрзшим салом с сухарями и собираемся идти вниз. Разглядывая место для манёвров, замечаем цепочку людей, пересекающую озеро в сторону перевала. Долго доходит, что это настоящие живые люди… Радостно скачем по наледи, Вова пытается успокоить наш детский сад. Люди нас не заметили и стройным рядом полезли на Караташ. Сверху виднелась тропа, остающаяся после нескольких пар ботинок, и мы очень надеялись пройти по ней, чтобы не тропить. Одна лишь мысль о такой халяве наделила нас нужным количеством сил, чтобы мы могли успешно спуститься с пупыря, где мы ночевали, и залезть на перевал. Окрылённые удачей, буквально слетели вниз и почти сразу же полезли по следам вверх…
Подъём недлинный и в целом не очень крутой, единственная сложность – обледеневший наст и, как следствие, скользящие треки. Лыжные палки помогали, но местами совершались такие прыжки, когда от восходителя не зависит ровным счётом ничего… Палки виснут на темляках и бороздят лёд, руки хватаются за первый подвернувшийся кустик или камешек, нога ищёт опору и, если находит, то делает следующий шаг, а если не находит, то кустик или камешек очень стараются удержать падающее тело. Солнечная тёплая погода, чистое ясное небо стёрли ту часть памяти, которая касается подъёма, но это и к лучшему.
За 40-50 минут мы одолели Караташ и вывалились на широкую и практически плоскую седловину, напоминающую больше заснеженное поле, чем вершину перевала. Справа по курсу виден обрыв над Хунухузухом, зимой там карниз значительных размеров. Некоторые замученные жизнью и в частности Караташем лыжники немного ошибаются с направлением и улетают с него…
На верху мы с Улем наконец-то задали небесам мучавший нас всю дорогу вопрос: как пройти в библиотеку? Как и в прошлый, и в позапрошлый разы, ответа мы не получили, пинг не прошел. :) Общаемся с протропившей перед нами группой абаканцев. Они тоже оказались в заложниках у долины, и к тому же ходили по нашим следам… Хорошо, что не полезли за нами на тот пупырь.
Спускались дольше чем поднимались. Правда не потому, что спуск оказался сложнее, а потому, что он оказался намного приятнее. Мы не смогли отказать себе в удовольствии позагорать на как-то уже по-весеннему припекающем солнышке… Раздевшись до маек, млели на снегу, наблюдая, как внизу движутся разноцветные точки – это Ульяна, Галя и Саши тропят к приюту Мазаевский стан. Серёжа идёт сзади, на его перебинтованных лыжах особо не покатаешься, зато теперь они способны отлично выполнять функцию снегоступов.
После спуска с перевала ищем приют. Ещё на верху абаканцы неопределённо махнули рукой, указав направление поиска и начальное приближение, но в процессе поиска оказалось, что не всё так просто. Точнее, всё действительно было просто, но мы ведь лёгких путей не ищём. Вова хочет срезать, и мы лезем на горку в надежде свалиться с неё прямо к стрелке речки и ручья, где и должен стоять приют. Однако случиться этому не было суждено, стрелка оказалась гораздо ниже по течению ручья… В результате мы интереса ради протропили наверх, кое-как слезли и ещё некоторое время шли вдоль ручья, глубоко задумавшись над тем, почему мы так интересно ходим.
Совершенно неожиданно сквозь деревья мы увидели приют. Пришли… Хоть сегодня и был по большому счёту разгрузочный день, и прошли мы совсем ничего, но последняя бессонная ночь и высотные приключения давали знать о себе. Приют был как нельзя кстати хотя бы потому, что наши спальники впитали в себя половину зимних осадков в Золотой долине…
В домике вновь встретились с абаканцами, они пришли вскоре после нас. Сразу начался кипиш. :) Мы приготовили праздничный ужин в честь выхода из долины, Уля из остатков различной вкуснятины мастерит походный тортик. Абаканцы, выслушав нашу душераздирающую историю, решили, что мы совсем голодные и нас надо подкармливать, как бедных детей из Зимбабвы… Мы не сильно протестовали, тем более компот из сухофруктов был очень вкусный… :)
День 12й, Министерство по Черезвычайным ситуациям)

Мазаевский стан – это двухэтажный домик с чердаком. Довольно высокий, снегом его едва ли занесло, только на крыше надета неизменная снежная шапка. Просторные сени отделены от улицы плотной тканью, из сеней наверх поднимается крутая лестница, а направо – дверь в сам домик. Наверху что-то вроде продолжения сеней, только с видом на двор. В тёплой комнате стоит печка и газовая плита, обычной печкой отапливаются два этажа. На верхнем этаже стопками лежат одеяла, там отлично спится… Мы проверяли. Вчера вечером, уже сквозь сон, услышали разговор абаканцев про наши спальники:
- Смотри на их спальники, это же смерть туриста! Ещё и мокрые насквозь, они их весь вечер сушили…
- Надо уважать это… Такое стремление к походам…
И смешно, и грустно. Мы ведь даже не удосужились подумать о том, что может приключиться с этими спальниками без периодической сушки или проветривания, а уж о каком бы то ни было геройстве мы вообще не думали. Так что выбор таких спальников для нас был прост и очевиден, ничего более подходящего не нашлось и не искалось… Впрочем, есть в этом и свои преимущества. Айс лучше клюёт. :)
В 9.00 мы преодолели силу тяжести и поднялись с нагретых и просушенных за ночь спальников. Как следует наевшись, стали собираться. Я перетрясла свой рюкзак и в одном из боковых карманов обнаружила наполовину вскрытый папин подарок, который достала из рюкзака на Верхнем Зубе. Тогда мы подумали, что это фотоальбом. Так вот, этим фотоальбомом я и решила полюбоваться в спокойной обстановке. До конца распаковав подарок, я поняла, что им можно не только любоваться, но ещё и есть, так как фотоальбом оказался оригинально оформленной подарочной коробкой шоколадных конфет. Часть конфет мы схомячили на повторном чаепитии, часть оставили абаканцам в знак благодарности. Напоследок один из абаканцев торжественно вручил нам с Улем по конфетке на дорогу, и в 14.15 мы пошли тропить в сторону Куприяновской поляны вдоль Малого Казыра.
Снег рыхлый, пушистый, тропить не сложно, идём по глобальному спуску. Но тем не менее идём медленно, и понимаем, что за сегодня нам никак не успеть до Куприяновской поляны. Если бы не спасатели на буранах…
Мы успели пройти лишь 2 км от приюта к тому моменту, когда на противоположном берегу реки загрохотали моторы нескольких измученных буранов. Сразу несколько голосов прокричали уже, видимо, не раз задаваемый вопрос: «Новосибирцы?!» Отпираться было бессмысленно, мы признались в своей географической принадлежности, чем несказанно обрадовали МЧС-цев, которые вот уже который день искали нас. Немного поспорили, кто больше рад встрече, потом бураны развернулись и поехали обратно, а мы побежали за ними, не утруждая себя утомительным процессом тропления лыжни.
Бежать по буранному следу просто. До тех пор, пока не начинается подлип. После этого едется точно так же, как по целине, но при этом намного обиднее… Лыжня есть, а лыжи не едут. Поэтому на одном из привалов мы вытащили парафиновые свечки и намазали воском лыжи. После этого они снова начинали исправно скользить по снегу… Однако вскоре снова тормозили и отказывались ехать.
В 16.10 мы уже были в приюте Высокогорный, где опять встретили спасателей, распивающих чай в домике. По дороге к приюту мы промокли под обильным снегопадом в условиях повышенной влажности, поэтому чувствовали острую необходимость заправиться горячим чаем с чем-нибудь вкусным. Лыжи также нуждались в тепле и ласке, и мы не оставили их в обиде, приведя в полную боевую готовность. Тем более, что идти ещё довольно много, скоро будет темнеть, а снег идёт и идёт…
Выпив чая, снова бежим за буранами. Лыжи прилипают к снегу, только на самых крутых спусках появляется возможность катиться… Растянулись в длинную цепочку, иногда не видно фонарика идущего впереди человека. Но с тропы свернуть некуда, так что бежим…
Недалеко от Куприяновской поляны догоняем спасателей, бураны застревают в рыхлом снегу, поэтому они передвигаются намного медленнее, чем могли бы. Мы пользуемся моментом и отдыхаем. Надеваем пуховки… Хоть на улице и достаточно тепло, мокрый снег делает жизнь просто невыносимой.
Ещё некоторое время бежим по следу… Шаг уже совершенно механический, лыжи весят на пару килограммов больше обычного, отчего систематически приходится останавливаться и счищать налипший слой снега. Идём как по мосту… Свет от налобного фонарика охватывает несколько метров лыжни перед носом, всё остальное – сплошной мрак, и кажется, что если оступишься и шагнёшь мимо лыжни, то пропадёшь в этой густой темноте.
Наконец, где-то вдали слышатся голоса, а через некоторое время замечаем огоньки. Время 19.06, это Куприяновская поляна и спасатели, собирающиеся дальше, к Рубановскому стану на Алгуйском перевале, что примерно в 5-6 км отсюда. Мы же решили поиграть в саранчу, устроив ужин при свечах в домике приюта. Вова приготовил из яичной муки оладья, Ульяна замутила ведро какао. Серёжа долго боролся с местной печкой, пытаясь затопить её и заставить гореть дольше, чем пять минут. Меня колотит от холода, для разнообразия пытаюсь греться огоньком от свечки, но получаю лишь психологическое удовлетворение… Доедаем выданную абаканцами на дорогу лапшу б/п, запиваем её какао, потом снова запиваем какао… Ведро всё-таки, не какая-нибудь кастрюлька. :)
Затем снова встаём на лыжи. Стоять холодно, хочется бежать, чтобы согреться или хотя бы поскорее оказаться в тепле, упасть и уснуть. Множество буржуйских желаний, которые обычно появляются у людей под конец похода, уступили место одному приземлённому, очень простому и человеческому желанию – поспать.
Поднимаемся на последний в этом походе перевал по буранным следам. Идём двумя группами: Вова, я, Галя и Серёжа, Ульяна, Саши. Где-то на середине подъёма первая группа устраивает привал и ждёт вторую… Ждёт около двадцати минут, не дожидается и идёт дальше. Двоякая ситуация…
Идём по засыпанному снегом куруму. Выпирающие бугорки свидетельствуют об этом. Шаг снова становится механическим, но тем лучше, время бежит немного быстрее и незаметней. И вот, как это обычно бывает, впереди виднеется что-то инородное. Чувствуется запах дыма… Приют.
Время 0.00… Заходим в дом, раздеваемся, нас с Галей тут же отправляют в натопленную баню. Спасатели и Вова пьют чай и ждут остальных. Остальные приходят через 40 минут, Ульяну тоже запихивают в баню…
Спустя несколько часов, чистые, сытые и довольные, идём спать… Наверху уже дрыхнет красноярская группа, стараемся не шуметь, но вскоре понимаем, что соседскую группу до утра не разбудит и ядерный взрыв. Вот оно счастье…
День 13й, "..пора домой, чтобы вернуться"

Утром с трудом открыли глаза… В 8.00 мы с Вовой спустились на первый этаж и занялись завтраком. Решено было приготовить суп, куда было засыпано огромное количество разнообразных специй, а также выданная приютчиком картошка. Постепенно начал подтягиваться к столу народ, проснулись и красноярцы.
Около 12.00 из приюта в Лужбу выехали бураны, и мы тоже покинули приют. Лыжи предварительно смазали парафином, и теперь наслаждаемся образцово-показательным скольжением. Почти весь путь до Лужбы – это сплошной спуск. Весёлые горки исправно появлялись на нашем пути до самого конечного пункта. На мосту через Амзас мы замкнули кольцо маршрута и встретили новосибирскую группу старшего поколения. :) Получился как логический, так и физический конец маршрута. Около получаса ждали Сашу Ливенца… Вова медитировал на рюкзаке, уговаривая зубик не болеть. У Саши Демуры мы изъяли последние таблетки обезболивающего и скормили их нашему предводителю.
Звуки проезжающих через Лужбу поездов вдохновил нас на быстрое движение по завершающему участку пути. Лыжи всячески содействовали этому, мы неслись по разбитой лыжне… Вова на радостях и от избытка чувств периодически съезжал с лыжни и начинал тропить… Не вынесла душа поэта. :)
Вот мы уже едем мимо домиков, смотрим на Томь, на железную дорогу, на станцию невдалеке… Вот видим перед собой последний подъём, ведущий к домику спасателей, где мы отмечались перед выходом. С разбега залетаем наверх, развивая максимальную скорость – всё-таки последний подъём в лыжах в этом походе.
У спасателей снимаемся у учёта, живущий там МЧС-ник журит Вову за долгое отсутствие, потом кормит супом и чаем. Мы счастливы…
Со всеми этими приключениями, бурными событиями последних дней мы совсем забыли про айс. Наверное, он решил остаться в лесу и затерялся среди снежных пихт и трёхметровых сугробов. Что ж, это правильно. Айс – субстанция нежная, ей место подальше от цивилизации. Хорошо, что он остался там, в лесу, теперь нам есть, за чем возвращаться.