Саванские горячие источники и вулкан Опала Саванские горячие источники и вулкан Опала
День 5

Как бы хорошо там ни было у охотников, а нужно идти дальше, за час добрались до реки Правый Саван и еще минут 40 поднимались вверх по течению в поисках снежного моста, который благополучно был найден. Дальше путь шел вверх на перевал, к горе Отдельной. Наст держал неплохо, поэтому поднимались пешком, лыжи катились позади, привязанные к рюкзаку веревкой.

После перевала дорога пошла в удовольствие - несколько часов мы катились вниз под небольшим уклоном, усиленно толкаясь палками. К 16-00 спуск закончился и мы выкатились на ровное место в лесу, снег уже подраскис и идти стало сложно, но до заветных источников оставался всего километр! Доползали кто как мог из последних сил (конечно, за исключением Саши, который судя по всему мог бы спокойно проходить за день в два-три раза больше) и наконец-то оказались у горячих источников, что находятся на левом берегу реки Левый Саван. Единственная неприятность состояла в том, что мы-то были на правом берегу, а река достаточно широкая и быстрая, хотя и не глубокая - немного выше колена. Поставили палатку на правом берегу и пошли купаться.

Саванские горячие источники редко посешаются людьми - они находятся в 15 км от традиционной дороги на Ходутку и на пути к ним преградой встает река Левый Саван. Может быть поэтому купаться там было особенно приятно - вода достаточно горячая, с одной стороны шумит река, с другой начинается крутой подъем на сопку, поросшую редкими деревьями, вдалеке виднеется красивый силуэт вулкана Опала.

Мы просидели в источниках часа два, обратная переправа через реку с последующим одеванием на снегу не показались такими уж суровыми.

День 6

На камусах идем вдоль реки Левый Саван вверх по течению, пасмурно, на камусе стал образовываться подлип - натер камус парафином, помогло, правда только с четвертого раза. Через пару часов устроили небольшой перекус почти что на берегу реки, а сразу после него вышли на крутой прижим - пришлось ногами вылезать на сопку по следам сошедшей лавины, а потом первый раз случилось то, что я больше всего ненавидел в этом походе.

Идти траверсом на камусе по твердому снегу, почти что льду (не знаю как такая поверхность правильно называется), когда склон достаточно круто уходит вниз, да еще и в реку, плюс сильный ветер нарушает равновесие и лямки на рюкзаке как назло перекашиваются в одну сторону и он раскачивается из стороны в сторону, словно стремясь свалить тебя в реку. Короче говоря, минут 40, а то и час шел таким образом, жестоко матерясь про себя и стараясь не смотреть вправо вниз.

Уже вечером вышли на поле с которого был виден наполовину закрытый облаками вулкан Ходутка. Уставшие, сидим на рюкзаках, смеемся, что скоро будет неделя похода, а фотографировать до сих пор нечего - сопка, река, лес, облака, снег - ничего интересного. Посмеялись немного над Артемом, который пытался сфотографировать Ходутку то ли от отчаяния, то ли действительно увидел интересный кадр. Палатку поставили как обычно в защищающей от ветра канаве. Метрах в 30 от палатки видели несколько лисиц, пробегавших по своим лисьим делам.

День 7

Утро - самое неприятное время суток в походе. За ночь много раз просыпаешься, в очередное пробуждение замечаешь, что уже светло, и вроде бы уже давно выспался, все бока отлежал, но вылезать из теплого спальника совсем не хочется, температура-то недалеко ушла от нуля градусов. И тут, как и во все остальные 13 дней похода (кроме 3ех ночевок в домиках), происходит одна и та же последовательность действий, изо дня в день, практически без изменений, даже в деталях - 8 утра (+- 20 минут), Саша говорит "Ну че, встаем" (почему-то с вопросительной интонацией) и сам начинает вылазить из спальника, потом вылезаю я, потом со стонами и охами Артем и потом Аня, ставим посередине палатки горелку, готовим овсянку (кроме Артема - у него горячий бульен), потом чай с конфетами, обсуждаем кто всю ночь ходил вокруг палатки ("Я слышал(а), надо пойти посмотреть следы!", стандартная история - не бывает там никаких следов), заклееваем ноги пластырем и вылезаем собирать вещи и палатку, первые минут 30 довольно холодно, мерзнут ноги, но стоит только начать движение...

Держим курс на Ксудач, на месте обеда решили оставить лишние продукты, чтобы быстрее и легче идти, взяли с собой еды на 4 дня, а остальным набили пару болотных сапог и подвесили их на дерево. Идти действительно стало намного легче - +-5кг для рюкзака имеют решающее значение.

Ближе к вечеру качусь вниз под небольшой уклон вслед за Сашей, тут нашу траекторию пересекают свежие медвежьи следы и уходят вверх на сопку. Не останавливаясь, пытаюсь найти взглядом их обладателя, вижу метрах в 200-ах какую-то неестественную корягу, тут Саша оборачивается и говорит "Видишь?" Понятно, значит то не коряга! И действительно - если приглядеться, то она шевелится, а вообще говоря смотрит на нас!

Достаем средства защиты и ждем Артема с Аней, но, немного нас поразглядывав, медведь побежал вверх по сопке. Стало его немного жалко - бродит бедняга один по бескрайним белым просторам, а еды пока что и нет ему особо. На обратном пути стояли на этом же самом месте и смеялись над Сашиной историей о том, как они с Артемом Громовым также увидел вдалеке медведя и решили его спугнуть - бабахнули какую-то пиротехнику, а косолапый вместо того чтобы убежать рванул в их сторону! Ну они развернулись и стали от него убегать, боялись даже обернуться, чтобы посмотреть где он там есть. В итоге мишка добежал до их следов, понюхал, и дал деру в обратном направлении. Короче говоря, медведи на Камчатке все разные, каждый себе на уме и поведение у них бывает довольно непредсказуемым.

Солнце уже совсем низко, а мы скатываемся вниз по руслу ручья Ягельный, здесь очень много разных звериных следов, в том числе есть и медвежьи, а половина деревьев по бокам оврага почему-то сломана пополам. Место интересное, мне показалось даже слегка мистическим, но это только по ощущениям (смотреть там не на что :) ) + то, что мы уже далеко забрались на "необитаемый" юг Камчатки, южнее Ходутки.

День 8

Погода с утра пасмурная. Скатываемся еще немного по ручью Ягельному и выходим на поле - на первый взгляд вроде поле как поле, нужно всего лишь его пересечь - вон на той стороне и лес хорошо виден.

Я шел первый и через пару десятков метров начались "спецэффекты". Поле практически идеально ровное, освещение установилось такое, что глаза не различают никаких деталей его поверхности, даже под самыми ногами, наступаешь как в молоко. Если смотришь не под ноги, а метров на 10 вперед, то отчетливо видишь перед собой глубокий овраг с крутыми стенками, в который ты через пару шагов начнешь съезжать и который непременно нужно объехать, глаза уверены в этом на 100% и сколько не приглядывайся, их не переубедишь. На самом деле это такой хитрый мираж, иллюзия, поле очень ровное и длиной порядка 5 км. Вот такие фокусы! Шел, глядя под ноги, изредка бросая взгляд на горизонт, чтобы не идти зигзагами, а смотреть на эти несуществующие овраги было страшно.

Когда поле наконец было пройдено, забрались на небольшой перевальчик и увидели склоны вулкана Ксудач. Вулкан сам по себе невысокий, в облачную погоду его склоны ничем не примечательны - обычная сопка, интересны озера внутри кратера - Ключевое и Штюбеля.

Получаем заслуженные 15 минут удовольствия во время лихого спуска с перевала и переходим реку Западная Ходутка по снежному мосту. Дальше одеваем камуса и идем под Ксудач, в основном по лесу, здесь тоже встречаются медвежьи следы, но появляются еще и следы волчьи! Причем следов достаточно много.

Облачность низкая, все затянуто, потому решаем ставить палку в овраге под самым Ксудачем (до озера Штюбеля по GPS всего 5 км с набором высоты порядка 600-700 метров).

Все, вот она самая дальняя точка нашего маршрута по факту. В оптимистичном сценарии самой дальней точкой должен был стать вулкан Желтовский, но на него у нас уже не остается дней, учитывая что мы держим два запасных дня на случай пурги в районе Горелого. Жалко, что не увидел Курильское озеро, а попади мы в Озерновский, наверное поднялись бы и на Желтовский.

Вечером в палатке много времени для изучения карт и данных GPS - оказывается мы сейчас ближе к мысу Лопатка чем к Петропавловску, а от стартовой точки маршрута нас отделает 90 км по прямой (но мы-то шли по большой дуге и с зигзагом на Саванские источники).

Вечером в палатке яркое солнце, на пару со спиртным они создают очень позитивное настроение и у нас идут разные интересные разговоры.

День 9

Погода плохая, решаем не подниматься на Ксудач и начинаем обратный путь. Сначала катимся вниз по оврагу, толкаясь палками, потом перидически приходится переходить на коньковый бег, где-то к 12 часам мы с Сашей и Артемом добираемся до снежного моста через Западную Ходутку. Тут мы минут 40 дожидались Аню, у нее плохо ехали лыжи и вылетело крепление, которое она панически пыталась вставить на место под волчий вой, доносившийся как она сама выразилась из "темного леса".

Погрызли орехов и пошли штурмовать вчерашний перевальчик, взяли немого левее и наткнулись на волчье логово - очень много следов, но самих волков все же не видели. На вершине перевала задержались, так как облачность немного разошлась и вдалеке показался красавец-вулкан Желтовский, а еще дальше - силуэт Ильинского. Желтовский смотрелся очень впечатляюще!

Спускаемся на то самое мистическое поле, но под палящими лучами солнца оно выглядит очень приветливо и никакие овраги не мерещатся, здесь немного позагорали. Пока шли через поле, я заработал себе солнечный ожег на руке.

Идем вверх по ручью Ягельному, обед на месте вчерашней ночевки. Почти весь день был хорошо виден вулкан Ходутка, еще пару раз далеко-далеко показался Желтовский. Не дойдя несколько километров до места заброски продуктов решаем ставить палатку, так как снег сильно раскис и месить эту кашу камусом уже никаких сил и нервов не хватает.

День 10

Встаем затемно, в 5 утра, чтобы попытаться проскочить как можно большее расстояние по насту. В начале восьмого мы уже движемся к месту заброски, кое-где просто толкаясь палками, а кое-где коньком. Быстро катимся вниз через лес, ловко маневрируя между деревьев и наконец находим наши сапоги с едой в целости и сохранности. Рюкзак потяжелел килограмм на 5, но это прошло практически незамеченным - ломимся дальше к Ходутке.

Пошли поля, ночью встал отличный наст и мы несемся по ним коньком с ураганной скоростью!! Закончив с полями, на въезде в овраг какого-то ручья стекающего в Правую Ходутку, обнаружили следы нескольких лыжников. Еще далеко до обеда, а мы уже на Правой Ходутке, в нескольких километрах от горячих источников, пролетели не меньше 20 км!

Но таких чудес, чтобы в легкую добраться туда куда тебе нужно, на Камчатке не бывает. Еще два часа мы на камусах месили снежную кашу в лесу, поднимаясь вверх по реке в поисках снежного моста. Прошли пустой домик, довольно большой, и вскоре за ним решили переходить реку вброд, так как снежный мост снегоходчиков может быть километрах в 10 выше, для них это не крюк.

Через 500 метров после переправы попадаем на Ходуткинскую базу - несколько домиков и самые масштабные на Камчатке горячие источники! Большущее горячее озеро, глубиной местами и по грудь (при росте 187см), переходящее в теплую реку, длиной не менее 100 метров!

Смотритель бесплатно пустил нас в небольшой, но потому и теплый, домик. Кроме того, мы получили нашу заброску, которю привезли сюда на снегоходе. В ней крупы, мясо, конфеты - все самое ценное, хотя уже немного поднадоевшее. Мне на первом этаже места не хватило, поэтому на ночь я в одиночестве разместился на втором.

Около года назад, читая отчет одной группы о летнем походе по маршруту с мыса Лопатки до Мутновки, я наткнулся на сильно запавшее мне в душу описание, связанное с Ходуткой. Раньше-то я на Ходутке не бывал, потому запомнил и решил, что попав сюда, обязательно попытаюсь его проверить. Вот это описание:

"...Словами описать то, что я увидел очень сложно. Выйдя из темноты комнат на залитую звёздным светом террасу, я как будто попал в другой мир. Ночной мир Камчатки. Лёгкий ветерок, шелестящий густой кроной берёз перед домом, моментом согнал зыбкие остатки сна, и я погрузился в таинство ночи. Белесые клубы тумана кутали котловину с озёрами со всех сторон, не в силах проникнуть внутрь. Вода переливалась как расплавленный металл, и лёгкий дым расползался по округе. Ходуткинский вулкан неприступно возвышался над всем бытиём, проткнув насквозь перину облаков и вперив остриё пика между холодных звёзд. Что-то было в этом неземное.

От космических видов я немного озяб и решил сходить искупаться. Деревянный настил приятно поскрипывал под ногами и холодил ступни; он вёл прямо в гущу приземного тумана, скрывшего домик на берегу. Неслышной тенью я проплыл сквозь его сумрак и оказался на берегу зеркала. Оно слегка колебалось, и звёзды мерцали в его глубине. Бр-р, опять космос, но какой – меня аж передёрнуло. Я коснулся его ногой, и небольшая волна пробороздила озёрную гладь, исказив мироздание. Тогда я плюхнулся с головой и разбросал все созвездия по берегам, утопив, похоже, Большую Медведицу. Космос оказался горячим на ощупь, и скоро я вылез на ступеньки, продолжая наблюдать барахтающиеся в воде звезды.

Спать после всего этого было совершенно невозможно, и я записал ощущения."

Сказано - сделано, проверять так проверять. Целиком положившись на мистику, я не стал заводить будильник, и это подействовало!

Я сам проснулся около трех часов ночи, минут 10 лежал, прогоня сон, наконец все таки решился вылезти из спальника, на моем втором этаже было довольно холодно, практически как на улице, то есть ноль градусов. Одевая линзы при тусклом свете фонарика, я думал что вообще-то ночью по Камчатке шарахаться опасно, пусть даже по более менее обжитой базе, но медведи и в город бывает заходят, что уж говорить про пару домиков где-то далеко на юге. Вышел на балкон, темень непроглядная, все спят, свет нигде не горит, небо затянуто облаками, но не слишком плотными и кое-где сквозь них все же проступают звезды. До горячего озера нужно пройти метров 50, но тут мой взгляд упал на на надгробие, оно было как раз на пути к озеру. На самом деле, здесь похоронили мужика, который, как я слышал из чужого разговора, первым нашел эти источники. Умер он давно - в 1977 году, днем я к нему подходил и читал, но ночью это надгобие вызвало у меня совсем другие ощущения чем при свете солнца.

Минут 5 стоял на балкончике, собирался с мыслями, глупо было бы отказываться от своей затеи. Тут вдалеке я увидел яркий свет в небе, как будто по небу водили несколькими прожекторами, причем свет приближался, потом послышался шум мотора - снегоходчики! И это в три часа ночи. Тут я решился и пошел к озеру. зашел в раздевалку, стал раздеваться - холодно! Вдруг послышались шаги, по деревянным мостикам приближающиеся к раздевалке. Зашли те самые четверо снегоходчиков, пожелали доброго вечера и стали спрашивать - где здесь живет смотритель и есть ли свободные домики. Интересно, во сколько же они выехали, и откуда, что добрались до Ходутки только в 3 часа ночи. Как я узнал на утро, это приехал генерал МЧС.

Получив нужную информацию, они ушли, а я вконец замерзнув наконец залез в окутанное клубами пара озеро! Дело сделано! Хотя оказалось сложнее чем представлялось, когда я читал отчет, сидя в Москве за компьютером. И все таки я тоже поймал свою "связь с космосом", как и тот турист...