Петропавловск-Камчатский - шлагбаум Толмачево ГЭС - озеро Толмачева - Верхне-Опалинские горячие источники - Саванские горячие источники - вулкан Ксудач - Ходуткинские горячие источники - Верхне-Опалинские - траверс вулкана Горелый - река Быстрая - поселок Термальный длительность: 16 дней пройденное расстояние: 250 км
Заметки Павлова Александра

Изначально планировалось пройти маршрутом из Озерновского в Термальный с восхождением на некоторые южные вулканы (как минимум Желтовский), но план пришлось поменять, потому что не удалось улететь самолетом в Озерновский из-за плохой работы местных авиалиний. Рейс несколько раз переносили, причем совсем не из-за погоды. А попасть в Озерновский в это время года другим путем за разумные деньги практически невозможно. Поэтому решили начинать маршрут с Толмачево ГЭС и закольцовывать на Горелый.

День 1

В 6 утра выехали из Города на микроавтобусе. Поворот на 41-ом километре Большерецкой трассы, проехали километров 50 и микрик начал вязнуть в снегу - пришлось отправлять его обратно в город, а нам вставать на лыжи за пару километров до шлагбаума и конца дороги. На лыжи ложится первый слой мази, начинаем движение, эффект от яркого весеннего солнца многократно усиливается отражением от снега - натираемся мазью от загара и одеваем солнцезащитные очки. В начале похода рюкзак тяжеловат (килограмм 30), но плечи постепенно привыкают.

По дороге доходим до шлагбаума, где стоят две видеокамеры, охрана ГЭС нас заметила и попыталась завязать разговор через установленный там же микрофон - мол куда идете, это частная территория - но мы молча прошли мимо. Облака совсем разошлись и показался вулкан Опала.

Готовим обед на костре, дрова собираются, не снимая лыж - иначе проваливаешься в снег по пояс. Погода отличная - солнце, тепло, вокруг красивые сопки и сам вулкан Опала, дальше поднимаемся вдоль линии электропередач, что идет с Толмачевской гидро-электростанции. Вечером выходим к озеру Толмачева и ставим палатку в укрывающей от ветра канаве, за день прошли километров 15.

День 2

Как и практически во все последующие дни, подъем в 8 утра, выход в 10-30. Одели камус и полезли вверх на окружающие озеро Толмачева сопки. Утром было тихо, но как только мы вылезли повыше началась пурга - снег, сильный ветер, видимость плохая. Пришлось поменять план движения и как можно быстрее убираться с открытых мест. К середине дня видимость упала метров до 30, я натерпелся страху, прокатившись метров 15 на лавинке, треснуло и улетело стекло от солнцезащитных очков, Артем сломал пополам лыжную палку, Саша метров 100 возвращался назад за Аней - контраст со вчерашним штилем и солцепеком был так сказать отрезвляющий.

Только к вечеру нам удалось скатиться в канаву - съехав вниз по ручью Снежному, мы наконец вырвались из пурги. День выдался тяжелый, к его концу у меня началась предпоследняя степень усталости - последняя это когда я начинаю натурально задыхаться, дыхание восстанавливается несколько часов + удушливый кашель. Еще минут 30 и эта последняя степень наверняка бы началась, тем более что сегодня мы остались без полноценного обеда, его заменили перекусы - орехи, шоколад и чай. Но переход закончился удачно, решили ставить палатку - Саша съехал перпендикулярно в русло ручья, по инерции заехав на его противоположенный борт, завис там на секунду-другую и подчеркнуто медленно завалился обратно на спину под весом рюкзака, что нас с Аней очень развеселило. Не смотря на погодные условия, за день прошли те же 15 километров.

День 3

Третий день запомнился переправами через реки - их случилось аж три штуки. С самого утра в обуви по камням перешли неглубокий ручей. Через несколько часов вышли к открытой реке Средняя Опала - ее уже пришлось бродить. Обувь у нас - альпинистские пластики, поэтому вынимаем вкладыш, суем ногу в пластик - можно босиком, а если нужно постирать носки - то в носках, пока перейдешь реку они и постираются, снимаем или закатываем штаны, лыжи в руки для равновесия - и вперед. Нужно покрепче затянуть шнурки, чтобы ботинок не снесло течением, потом вылезеешь на снег противоположенного берега и обуваешься уже никуда не торопясь, так как ноги в воде онемели и холода не чувствуют. В принципе, нормальный способ брода - и лишний вес в виде болотных сапогов тащить не надо и переходить можно более глубокие реки.

Ну а сегодня мы перешли таким же способом еще и Левую Опалу. Километрах в 5 от нее находятся Верхне-Опалинские горячие источники, где можно искупаться в небольшой луже. В километре от источников вниз по течению ручья стоит теплый охотничий домик с печкой. Помылись, высушились и отогрелись, запрятали два балона газа на обратный путь.

День 4

Утром неподалеку от домика обнаружил первые в этом походе медвежьи следы, правда старые.

Установилась обычная для всего похода погода - переменная облачность, то печет солнце и жара, то облака, ветерок - и сразу же становится холодно. Вступили в неравную борьбу с оврагами, идем на камусе из канавы в канаву. Честно говоря, съезжать на камусе вниз по склону - ощущения просто отвратительные, устаешь больше чем когда идешь вверх. Сготовили обед на костре возле ручья, вылезли из последней на сегоднешний день канавы - и мы на перевале Зверином. Интересно, какие мы звери - лошади или может быть лоси?

Через час вышли на длинное ровное поле, тянущееся вдоль вулкана Асача, и почти сразу наткнулись на укатанную трассу снегоходчиков - на gps-карте она обозначена как "трак на Ходутку". Пока пили чай, появились и снегоходчики - три человека, а за ними два гусеничных вездехода с прицепами - по виду настоящие танки! Это оказались охотники, и они согласились подцепить нас на веревку! Рюкзаки и палки покидали в кузов вездехода, схватились за веревку и покатились на лыжах за этими танками, Саша с Артемом за одним, а я с Аней за другим. Ощущения - как на курорте! Солнце, тепло, легкий ветерок, красивый вид на Асачу и длинное ровное белое поле - минут за 30 пролетели 9 километров. Вся усталость какая была - забылась напрочь.

Охотники намерились установить базовый лагерь под сопкой, в трех километрах от реки Правый Саван. Вездеходчики выгрузили наверное целую тонну груза и поехали обратно в город. На следующий день в лагерь должны были привезти американцев для охоты на медведя. В итоге за день мы продвинулись на 20 км, хотя Саша планировал попасть в эту точку без помощи вездеходов - в этом случае нам бы пришлось идти до темноты.

А охотники оказались людьми приветливыми - нас накормили супом с картошкой и вдобавок ко всему напоили до состояния космоса.