город Ковров / Спортивный туризм | Пешеходный туризм

Поход выходного дня по окрестностям Коврова

9 - 10 мая 2014 г.
Поход выходного дня весёлой компанией в праздничные дни на 9 мая
деревня Дроздовка - деревня Сажино - село Русино - озеро Светец - турбаза Вьюнка - село Любец - Ковров

О пользе походов выходного дня :-)

Хочу рассказать о небольшом, но приятном походе выходного дня организованного нами на 9 мая этого года.

Но для начала не могу не порассуждать о пользе походов выходного дня вообще. Как-то так сложилось, что в сознании туристов «поход» - это обязательно что-то такое, когда надо ехать надолго куда-то за тридевять земель. Поход выходного дня воспринимается как что-то несерьезное, типа пикника с шашлыками. А жаль!

Ничуть не хочу преуменьшать значение «крутых», то биш длительных и дальних походов. Вряд ли можно считать себя настоящим туристом ходя лишь в походы выходного дня. Тем не мене, только самые суровые и упёртые из нас могут позволить себе ходить в дальние погоды чаще чем 2 или 3 раза в год. Остальные и рады бы, да кому не хватает средств, кого не отпускает жена, кого работа, кого здоровье. Между тем поход выходного дня может позволить себе каждый. И я на своём опыте не раз убеждался, что такие небольшие походы часто приносят не меньше удовольствия, чем дальние. Удивительно, сколько красивых и даже совершено диких мест можно отыскать буквально в двух шагах от своего дома! Конечно, каждый идёт в поход за своим: кто-то за спортивными достижениями, кто-то за общением в тёплой компании, кто-то ради контакта с дикой природой. Всё это можно ощутить в малом походе не меньше, чем в большом. Но на самом деле малые походы не заменяют, а дополняют большие позволяя получить удовольствие от походной жизни не пару раз в год, а на регулярной основе.

Клуб любителей ПВД

Саша, Женя и Андрей Саша, Женя и Андрей

В этом году у нас сам собой образовался клуб любителей пеших походов выходного дня. Костяк его составили «два зайца»: однофамильцы Женя и Саша Зайцевы. Забавно, как эта парочка полностью противоположных по темпераменту людей дополняет друг друга. Женя, классический экстраверт, выступает душой компании и вдохновителем наших вылазок. Саша, выраженный интроверт, является мозгом команды, разрабатывает и прокладывает наши маршруты, никогда не расставаясь с GPS-навигатором. Весной и даже зимой этого года они организовали несколько однодневных пеших походов на выходной день по окрестностям нашего родного города Коврова. Состав команды менялся. Лично я также принял участие в нескольких таких вылазках.

Два из этих походов прошли по маршрутам близким к тому, о котором я хочу рассказать подробнее. Это маршруты:

• деревня Дроздовка - деревня Алачино - деревня Черноситово - поселок Новый – Ковров
  • деревня Дроздовка - деревня Сажино - село Русино - турбаза Вьюнка - село Любец - озеро Черное - деревня Погост – Ковров

Так что район описываемого похода был нам уже хорошо знаком.

Поход на 9 мая

Наши девушки Наши девушки
"Торжественная линейка" "Торжественная линейка"
Озеро Светец Озеро Светец
Привал у озера Привал у озера
Клязьма Клязьма
Сморчок Сморчок
Берёзовая аллея Берёзовая аллея
Сбор грибов Сбор грибов
Порхалища Порхалища
Финальный привал у родника Финальный привал у родника

Очередной такой поход состоялся у нас в праздничные дни 9-10 мая. На этот раз состав команды получился расширенным. И Женя, и Саша, да и я сам – старые туристы. Однако в этот раз Женя пригласил с нами молодую компанию своих коллег по работе. Поэтому команда получилась разновозрастной, что не помешало ей стать достаточно дружной. Более того, в команде наличествовало два юных прелестных создания, что всегда у мужской части команды вызывает поднятие … боевого духа. А кое-кого даже толкает на подвиги, о которых я здесь впрочем рассказывать не стану ;-)

Итак, мы собрались рано утром 9 мая. Друзья на автомобилях подбросили нас до деревни Дроздовка на шоссе Москва-Нижний, откуда мы и начали наш маршрут. Дошли до деревни Сажино. В такой день мы просто не могли пройти мимо местно достопримечательности: монумента павшим в Великой Отечественной Войне. Далее наш путь лежал через село Русино к озеру Светец.

Озеро Светец известно также под названием Светецкая заводь, поскольку в половодье соединяется с Клязьмой небольшой протокой. Как и большинство озёр в пойме Клязьмы, это – старица, некогда здесь проходило русло реки. Озеро длинное и изогнутое, с красивыми берегами. В том месте, где мы вышли к нему открывался очень живописный вид. Мы не зря сделали небольшой крюк, чтобы посетить эту природную достопримечательность.

У озера мы сделали остановку, чтобы подкрепиться. Я даже затрудняюсь сказать, что это было: поздний завтрак или ранний обед. И двинулись в обратную сторону мимо соседнего озера с забавным названием Сердух. Оно звучит ешё забавнее, когда узнаёшь, что  в него впадает небольшая речка Пердух :-) Обойдя озеро, мы свернули на север и двинулись в сторону Клязьмы. Постепенно вышли на её берег и пошли вдоль него. Прошли мимо турбазы Вьюнка. И не торопясь добрели до того места, где Клязьма делает большую излучину, а затем поворачивает на восток в сторону Коврова. Здесь мы и встали на стоянку.

Мы расположили наш лагерь почти на самом берегу Клязьмы, откуда открывался прекрасный вид на реку. Вдоль берега можно было заметить следы деятельности бобров. Рядом находился небольшой пруд-баклуша, откуда доносился дружный хор лягушек. Последнее обстоятельство обеспечило одну из тем для трёпа за костром: о том, как в заграницах едят лягушек, какие они на вкус, и говорят, что якобы некая владимирская группа регулярно дополняет свой рацион свежей лягушатиной. К счастью, от слов к делу так и не дошло :-)

Единственный недостаток стоянки на берегу Клязьмы в том, что последняя печально известна отвратительной грязной водой. К счастью, недалеко, выше по течению на берегу обнаружилась ферма, хозяева которой любезно позволили нам набрать воды из собственной скважины. Использовать воду из Клязьмы всё же не рекомендуется.

На этой стоянке мы приятно провели вечер у костра, переночевали, наутро собрали лагерь и двинулись дальше в сторону Коврова.

В принципе, мы могли бы двигаться вдоль берега Клязьмы. Но мы выбрали иной маршрут, который наш навигатор Саша Зайцев посчитал более интересным. Надо признать, мы уже ходили по этой дороге во время одной из апрельских вылазок, о которой я упоминал выше. Тогда она нам понравилась и в этот раз мы решили повторить эту часть маршрута.

Почти рядом с нашей стоянкой начинается дорога, которая уходит от реки вглубь леса. По ней мы и пошли. А через некоторое время свернули налево, на перпендикулярную дорогу. Так мы оказались в самой глухой чаще леса.

Меня много раз поражало, как буквально в двух шагах от шумных городов можно найти кусочки дикой природы почти не затронутых человеком. Городскому человеку кажется, что такие места остались лишь в каких-то отдалённых частях нашей планеты, где-нибудь в сибирской тайге или джунглях Амазонки. Вовсе нет! Иногда надо просто выйти за порог собственного дома. В одном из таких мест мы и оказались.

Мы зашли в самую середину лесного массива со всех сторон окружённого населёнными местами.  С севера и запада его огибает Клязьма, по берегам которой всегда полно рыбаков и отдыхающих. С юга и востока он окружён деревнями и автомобильными трассами. Но как ни странно, вглубь этого леса люди почти не заглядывают. Разве что грибники в сезон. Единственный след человеческой деятельности – это дорога, по которой мы шли. Да и то, чувствовалось, что пользуются ей крайне редко.

По дороге мы набрали грибов – строчков. Их попадалось очень много. Встречались целые поляны «засаженные» грибами. И это прямо вдоль дороги, по которой мы шли. Так что даже грибники заглядывают сюда нечасто. Впрочем, строчки в наших краях большой популярностью не пользуются, может быть причина в этом.

Наука считает строчки грибами «условно съедобными». Но в это время года кроме строчков и сморчков других грибов не бывает. Так что ценители грибных блюд, а у нас таким оказался Женя Зайцев, не упускают шанс прособирать их. В отличие от строчков, сморчок считается грибом полноценно съедобным и даже деликатесным. Увы, он гораздо более редкий. Нам попался всего лишь один, так что оценить его вкусовые качества было сложно.

По дороге встретили интересное сооружение. Называется «порхалища-галечник», во всяком случае, так гласила табличка на нём. Из досок сделан помост, на него насыпан слой песка и небольших камней. А сверху всё сооружение закрыто крышей. Что-то типа танцплощадки для лесных птиц. Чтобы весной в брачный сезон у них было место для брачных игр независимо от погоды. Отрадно, что есть люди заботящиеся об обитателях леса.

Кстати, во время одной из апрельских вылазок мы встретили ещё сооружение под названием «солонец для зайца». Надо ли говорить, что нашему восторгу не было предела, особенно с учётом того, что двое из нашей команды носят фамилию Зайцев :-)

В общем, мы двигались по лесной дороге в направлении примерно на восток, пока она не начал спускаться в овраг и упёрлась в небольшой ручей. Вдоль этого оврага шла другая дорога, на которую мы и свернули. По ней мы дошли до автодороги на Суханиху, пересекли её, снова вышли на берег Клязьмы, и двинулись вниз.

Через некоторое время мы устроили привал, благо нам встретилось очень удобное место с родником неподалёку. Здесь мы приготовили и отведали собранные грибы. Лично я не любитель грибов, особенно «условно съедобных», но на природе любая еда становится в несколько раз аппетитнее.

Далее мы двинулись прямиком в Ковров. Но у самого города нас поджидало небольшое приключение. Здесь в Клязьму впадает река Нерехта. И у самого устья через неё преброшен деревянный мосток. Этот год отличался очень слабым половодьем, и как говорил один из участников нашей команды, неделю назад здесь можно было легко пройти. Но, как оказалось, вода поднялась, мостик свободно плавал где-то посередине, а между берегом и мостиком пришлось идти вброд. Пришлось замочить ноги.

Сразу за Нерехтой начинается окраина города. Оставалось только добрести до троллейбусной остановки и разъехаться по домам.