Водный поход по верховьям одной из самых красивых (на мой взгляд) малых рек Орловской области.

Предисловие

01 Оптуха в Новодмитровке 01 Оптуха в Новодмитровке
02 сквозь чащу 02 сквозь чащу
03 широка река ) 03 широка река )
05 река упирается в холм 05 река упирается в холм
21 шумел камыш 21 шумел камыш
22 быстринка 22 быстринка
24 расширение реки 24 расширение реки
Оптуха начинается рядом с деревней Гагаринка в Свердловском районе. Речка до самого впадения в Оку течет на север отклоняясь временами слегка то на восток, то на запад. Оптуху условно можно разделить на 2 участка: нижний - от станции Домнино железнодорожной ветки Орел-Залегощь до устья и верхний - от истока до ст. Домнино. Оба участка (особенно нижний) имеют много удобных подъездов к реке. Не представляет проблем и выброска от устья - буквально в километре от стрелки Оки и Оптухи расположена одноименная железнодорожная станция Оптуха на московской ветке. В нижнем течении река протекает в непосредственной близости от Орла, как бы огибая город на расстоянии 12-15 км.

Утверждение, что Оптуха - одна из красивейших малых рек Орловщины, глубоко субъективно. С этой речкой у меня связано много воспоминаний детства, уже на протяжении полутора десятков лет я приезжаю на Оптуху, сначала с удочкой или на велосипеде, а теперь и с байдаркой. Первое ходовое испытание своей Щуки-1 я также проводил на этой речке.

Для нашей области Оптуха достаточно шустрая, избилует перекатами (особенно в нижнем течении), что делает ее интересной для сплава. Ширина реки редко превышает 10 метров, встречаются завальные участки, но их протяженность не удручает. Населенки достаточно много в нижнем течении - тут и дачи, и деревни, и, выросшие в последние годы, загородные дома зажиточных орловчан, но все-таки, не считая буквально последних 3-4 км перед Окой, нагрузка на реку терпимая.

Данное описание посвящено сплаву по верхнему участку Оптухи, нижний участок был мною пройдет в 2007 году, о чем был составлен весьма скромный отчет. Привожу его курсивом ниже основного текста. К сожалению фотографий нижнего участка у меня нет. В будущем я надеюсь это упущение восполнить. Так что продолжение следует.

Наименование реки:
Оптуха.
Сложность: фон 0 кс, максимально 0 кс.
Дата прохождения: 12 июля.
Погода: ясно, +25, сильный северный ветер.
Маршрут водной части: от дер. Новодмитровка до дер. Домнино.
Протяженность маршрута: 15 км.
Ходовых часов: с 10-30 до17-15 с остановками.
Заброска: автомобилем, Орел – Становой Колодезь - Новодмитровка.
Эвакуация: поездом от ст. Домнино.
Течение (скорость): средняя.
Ширина реки: от 2-3 м в начале маршрута до 7-8 в конце, в разливах до 10-12.
Дно: известняково-глинистое, редко ил.
Цвет воды: чистая, прозрачная.
Берега: широкая (до нескольких км) луговая пойма по одному берегу, по другому – узкая полочка, за которой начинаются холмы, изредка попадаются участки с деревьями по обоим берегам.
Естественные препятствия: заросшие деревьями, закоряженные участки, водная растительность в русле.
Искусственные препятствия: пешеходные мостики, по большей части проходимы.

Впечатления
В верхнем течении Оптухи я бывал дважды – примерно за 10 и за 15 лет до нынешнего похода. Первый раз на рыбалке в районе дер. Сорокино, причем ездили туда мы через дер. Красная Звезда на велосипедах, а возвращались вдоль реки до Домнино и далее по трассе до Орла. Второй раз – на рыбалке в 4-5 км выше Домнино. Целью настоящего сплава было связать результаты тех поездок и выяснить проходимость маршрута в межень, чтобы установить начальную точку, от которой можно начинать сплав по Оптухе.

В Новодмитровке через реку переброшен бетонный автомобильный мост, сразу за мостом налево уходит проселок, ведущий к броду через реку. Отсюда можно начинать сплав. Тут же реку пересекает пешеходный мостик, сделанный из металлической балки. От автомоста до брода (100-150м) берега сплошь поросли кустарником. Практически сразу за бродом река снова уходит в кусты. Ширина ее здесь не превышает 2-3 метров. Прохождение затрудняют многочисленные коряги и завалы. Каждые 10-20 метров приходится перетаскивать лодку или протискиваться под упавшими деревьями. Обносы здесь делать было бы затруднительно, так как чистого берега нет вообще. Постепенно река немного расширяется и завалов становится меньше.

Примерно в километре ниже Новодмитровки на левом берегу реки растительность пропадает. Далее после участка, на котором кажется, что река течет прямо на гряду холмов, а у самой их подошвы поворачивает под 90° налево, растительность пропадает и по правому берегу. Следует длинный луговой участок Оптухи. Ширина потока – от 2-3 до 5-6 метров. Встречается пара малозаметных каменистых перекатиков. Очень много водной растительности. Зачастую приходится плыть по протоке, задевая обоими бортами лодки о камыш и осоку. Вода очень прозрачная, можно наблюдать подводную флору и фауну. Иногда под водой видны «голые» глинистые стенки отвесно уходящие на метр-полтора в глубину.  Пойма реки широкая, с одной стороны окаймлена высокими холмами. Поля к реке не выходят, населенки немного. Впечатление от маршрута хорошее. Кстати, в этих местах часто можно наблюдать полеты планеров.

Через несколько километров проплываю мимо Семендяево (справа) и хутора Ильинский (слева). Практически вымершие деревни. Луговой участок продолжается, причем иногда по берегу подолгу вообще нет ни деревьев, ни кустов – только камыш. Характер реки не меняется практически до самого Сорокино. Перед ним на реке странное место: поток шириной 3 метра без видимой причины (препятствий) внезапно разливается в овальное озерцо метров 12 шириной и глубиной метра 2-3, а потом вытекает из этого озерца снова 2 метровым ручьем. Данная «аномалия» расположена у подошвы холма, с которого на нее открывается отличный вид. Непонятно почему этот водоем не обмелел и не зарос. Можно предположить, что он искусственного происхождения, но валов от вынутого грунта поблизости не видно. Такие же озерца встречаются еще 2 раза: сразу после Сорокино (но выражено менее контрастно) и в 4-5 км выше Домнио (практически аналогично первому озерцу).

В Сорокино снова начинается лесистый участок: завалы, перетаскивания и протискивания. В деревне на берегу пара обустроенных родников. После деревни, протискиваясь под очередным завалом, я упустил весло. Пришлось бежать за ним сначала по руслу реки (а тут как раз каменистый перекат), а потом по берегу. Весло в автономном плавании успешно обошло несколько завалов и коряг и было поймано лишь метрах в 50 ниже по течению.

Далее деревья по берегам редеют, но не пропадают совсем. Река описывает большое полукружие, постепенно поворачивая направо. По правому берегу к реке подходит луг, расстилающийся вдаль на много километров. Именно луг, а не поле! Место очень красивое. Здесь можно смело становиться на полудневку или даже на дневку: простор, река в сени деревьев и берег плавно спускающийся к воде. По левому берегу – холмы, поверху идет, прерываясь, сосновая рощица.

Доплываю до населенных пунктов Шишкино (справа) и Бакино (слева). Деревни кажутся обжитыми, в основном из-за истоптанного коровами берега. Родник. Проходимый мостик. Перекатик. За деревнями река снова течет по лугам, вдоль холмов. Ширина потока здесь уже 7-10 м. В нескольких километрах ниже деревень и, соответственно, выше Домнино расположено третье из озерных расширений, о которых я писал выше. Именно здесь я рыбачил 10 лет назад. Место практически не изменилось. Река поворачивает, расширяясь. Справа на излучине к воде клонится большая ракита, за ней на холме небольшая рощица. Под водой видно как водоросли уходят по свалам в глубину, пропадая из виду. В середине озерца глубина несколько метров. Я воспользовался этим и с удовольствием искупался.

Последние километры до Домнино характер реки не меняется. На этом участке на  холмах правого берега появляются отдельно стоящие деревья. А в реке я имел  возможность наблюдать (только здесь как ни странно) «тинные поля». Участки реки со слабым течением практически полностью покрыты ярко-зеленым одеялом тины. Лишь по струе остаются небольшие проходы. Иногда большие клочья тины (как льдины в половодье) плывут по течению, осложняя продвижение. В двух местах несложные завалы были забиты тиной метров на 10 вверх по течению. Пришлось обносить. Впрочем, чем ближе к окончанию маршрута, тем реже встречается тина.

Домнино к реке не подходит, деревня раскинулась на окрестных холмах. Завершить плавание удобно сразу после автомоста (на самом деле их 2 рядом: старый и новый). С левого берега в реку «уронена» бетонная конструкция, на которую можно легко высадиться и тут же вытащить лодку на берег. Автобусная остановка расположена в 150 метрах по трассе по направлению к Орлу. Рядом над автодорогой перекинут ж/д мост. Чтобы попасть на станцию, надо пройти вдоль путей около полукилометра опять же по направлению к Орлу. Поезд отходит в 18-15.

Итог
Данный участок реки проходим даже в межень. Сплав по Оптухе вполне можно начинать от Новодмитровки, с расчетом за 2 ходовых дня пройти до впадения реки в Оку. Места красивые и не сильно населенные. Рекомендую весьма!

Посмотреть стоит:
Живописны открытые участки реки, где она течет по широкой пойме, с одной стороны, окаймленной холмами. Плавание зачастую проходит по узким протокам меж водной растительности. Чистая и прозрачная вода позволяет во всей красе наблюдать подводный мир. Местами под водой видны отвесные глинистые стенки, свободные от водорослей, уходящие на метр-полтора в глубину. В двух местах – перед Сорокино и в 4-5 км выше Домнино река неожиданно разливается в овальные озерца. Последние километры пути взгляд невольно останавливается на ярко-зеленых «тинных полях».

Нижний участок Оптухи (от ст. Домнино до устья)
Умеренно быстрая (по меркам Орловской области) река, ширина 5-15 м, питание родниковое, дно от плиточно-известнякового (у Домнино) до илисто-земляного (от Рябцево и ниже), вода от желтовато-прозрачно до сильно мутной (особенно сильно мутнеет от моста в Платоново), один из берегов практически всегда покрыт деревьями (нередко и оба берег покрыты деревьями, образуя туннель), много перекатов, быстрин (непроходимо мелких практически нет), много пешеходных мостков через реку.

Для отдыха хорошо подходит участок от Марачево до автомобильного моста у Платоново. Выше Марачево нередки обносы, ниже Платоново река некрасивая – очень узкая, оба берега приподняты (как в канаве), берега и дно илисто-земляные, много мусора, вода мутная, очень часты обносы (в самых неудобных местах, особенно много после пересечения трассы Орел-Москва).

Посмотреть стоит:
·  Между Марачево и Рябцево правый берег очень высокий, начинается практически от воды, наверху виден выход известняковых пород.
·  В Рябцево насыпной мост через реку из труб диаметром около метра, при удачном уровне воды можно проплыть внутри трубы.
·  Ниже Рябцево красивый левый берег:  высокий и весь порос лесом.
·  Микро-порожек между Рябцево и Сеножатью.
·  Напротив дер. Сеножать есть очень симпатичное место: впадение ручья из ближайшего родника у подошвы холма, течение реки спокойное, глубина до 2 м, отличное место для купания и отдыха.
·  Под мостом в Платоново микро-порожек.
·  За 1-2 км до впадения в Оку – остатки плотины. Сток воды происходит через открытый правый створ. Если он не забит плавником, то теоритически можно пройти, перепад около метра (я не прошел – створ был забит плавником).
·  В 100 м ниже плотины сужение реки, вода сбегает примерно 15 м по наклонным плитам искусственного происхождения, течение быстрое, на месте впадения потока в спокойную воду - стоячие валы.
·  Оптуха впадает сначала в старицу Оки (на карте не отмечена), и лишь потом в Оку.