2 года назад не удалось дойти до плато Мань-Пупу-Нёр... По разным причинам. Сейчас - всё успешно.
Краснокамск - Пермь - Ивдель - Ауспия - перевал Дятлова - Мань-Пупу-Нёр - Ауспия - Ивдель - Краснокамск

Предисловие

Давным-давно (год даже и не вспомнить) были мысли сходить в пеший поход. Побродить по тайге, покарабкаться по горам. После сплава 2013 года (когда горы были так близко) тяга стала еще больше.  Выезд в 2014 году на плато Кваркуш закрепил желание. Но куда сходить? И с кем? Перечитал тучу разных отчетов, мечта подкралась незаметно – надо посетить плато Мань-Пупу-Нёр. Но одному было как-то страшновато. Вот и носил идею в себе. Пока как-то на очередном сплаве (сентябрь 2015г.) товарищ Новоселов С.М. не предложил сходить на перевал Дятлова. Я быстренько подхватил идею и раскрутил её. Всё: прямо на сплаве и решили, что летом 2016 года идем, но дальше перевала, а именно на Столбы выветривания. Тогда в 2016 году наш поход состоялся, но дошли мы только до горы Отыртен (по разным объективным и субъективным причинам).

И вот он 2018 год, на который мы снова запланировали выход до столбов. Начал сбор команды еще в конце 2017 года. Постепенно команда собралась уже значительно больше – по плану 9 человек. 10-го так и не нашли, хотя Администрация Печоро-Илычского заповедника сказала, что примет группу до 10 человек, желательно не младше 14 лет. А у нас двое – как раз младше. Очень переживали, что нам пропуск не подпишут, но готовиться всё же начали из расчета, что нас будет именно 9.

Итак, поехали: всю зиму и весну 2018 года я готовился: сушил мясо, лук, морковь и сухари; вел активную переписку с Пашей Плуталовым (Йети-тур), с которым познакомился еще в 2016 году в тайге недалеко от перевала Дятлова, получал разрешение на посещение Печоро-Илычского заповедника, готовил морально команду, советовал еще и физику подогнать к нужной кондиции. Даже сам начал по утрам бегать, а на дачу частично пешком ходить. Девчонки тоже совершали пешие прогулки, Ваня усиленно крутил педали велосипеда…

25 июня нам пришло разрешение на посещение заповедника в период с 13 по 14 июля на 9 человек  Выезд из родного города был запланирован на 5 июля. За несколько дней до выхода Сергей Новосёлов «сливается» в силу здоровья, семейных обстоятельств и рабочих моментов… С его слов, но как там на самом деле – знает только он. Мы же можем только догадываться. Но одно хорошо – он любезно подтвердил, что его отсутствие на планы заброски не влияет – он сам лично нас и забросит до Ивделя и заберет обратно.

В силу обстоятельств (коим был Вася, точнее его учеба – надо было защититься после практики) выезд перенесли на 6 июля.

И вот он день Х – день выезда. Я встал рано. В 6-57 послал всем сообщение об этом… Пошел мелкий дождь… К этому времени у нас создана группа «Поход на Пупы» - где мы долго и протяжно, весело и задорно вели переписку по подготовке. Срочно нашли песни Дмитрия Ревякина – На Урал… Последний выход в магазин за продуктами (хлебушек и прочий скоропорт), съездил на дачу за всякой там зеленью… Вова тоже доложился: «С утра копнул немного хрена, заодно подкормил местных комаров, ведь недели 2 не попьют моей кровушки..». Вера доложила, что их пёс остается дома, соответственно её рюкзак снизил свой вес до 20кг – это тоже хорошая новость. Серёга Новосёлов: «Я ещё у ремонтников ГБО. Потом за палками, фляжкой, два укола и вперёд» - и это в 10-57, хотя выезд у нас на 12-00. В 12-04 народ уже начал нервничать: Вова, Вера, Я с Ваней, Анна и Саша – все ждут…

12-31 Мы с Ваней загрузились, включая рюкзак Васи. 12-43 забрали Анну и Сашу. Потом Остальных… Вперед. Васю забрали по дороге в начале 2-го часа дня.

Дорога, как обычно, – до Ивделя пьянка с песнями, благо хоть не плясками. Как обычно мимо этой достопримечательности не проезжаем, не тормознув.

За заброску до Ивделя – отдельное спасибо Серёге Новоселову – он хоть и не пошёл с нами – зато довез с комфортом на газельке до места перегрузку в Шишигу. В Чусовом начал алкоголь заканчиваться – купили еще. Как обычно в какой-то придорожной кафешке поужинали.

До Ауспии нас доставлял Дима Пушков. В момент перегруза скинули 2-х палатку – решили, что нам две 3-х местные палатки будет в самый раз. Хоть и планировали в шишиге «не употреблять», но… Всё же кто-то пытался отоспаться, кто-то песни базлал.  Но в целом дорогу помню плохо – сказалась бессонная накануне ночь и количество крепких напитков, принятых в мой организм.

Одно точно помню: Дима на одной из зеленых стоянок по секрету нам с Вовой сказал, что видел медведя, который переходил дорогу, по которой мы ехали. Эту информацию до остальных членов группы мы умолчали. Так как почему-то девчонки этих милых зверушек побаивались.

Итак, рано утром 07 июля мы были на р.Ауспия – вот оно начало нашего пешего пути.

День 1 – 07 июля

Недалеко от нашего старта, стояла группа из двух взрослых и двух детей, приехали на машине. Один ребенок – инвалид, папа его повез сюда на экскурсию – хотят доехать до пер.Дятлова. Познакомились, чуток поговорили…

Я сделал закладку продуктов – как обычно но другом берегу – вне мест общего доступа, чтобы по возвращению плотненько, вкусненько и пьяненько отдохнуть. Все ещё веселые и довольные, ещё не знающие что их ждёт… Хотя многим уже комарье порядком надоело.

Все в сборе - готовы к старту

Слегка перекусив, выдвинулись. По плану было идти по ранее запланированному режиму: 40-45 минут ходу, 15-20 перерыв. Но у нас так не вышло: все уставшие, большинство непривычные, рюкзаки для некоторых очень тяжелы и… полчища комаров. Но тем не менее шли… правда минут по 20 и столько же отдыхали…

Встали на обед – сварили суп из рыбных консервов. Я же (дурак) себе устроил дополнительную тренировку – в километре (может двух) на берегу забыл сумку с документами и деньгами. Пришлось бежать, искать. Ведь там самое ценное – разрешение на посещение заповедника. Нашел! Прибежав обратно, завалился на отдых, пока девчонки готовили.

Отобедав, двинулись дальше. На первый день, надо отметить, план выполнили – к вечеру дошли до запланированной стоянки на притоке р.Ауспии. Хотя по большому счету до туда ходу – максимум 5 часов. Мы же перлись полсуток (правда с перерывом на обед). За весь день ни одной попавшейся группы (ни на встречу, ни попутной). На стоянке ужин, закладка на обратную дорогу, маленькая пьянка, концерт от Вовки, в котором активное участие приняла и Александра. Продукты из рюкзака самого младшего в этот день были уничтожены.

День 2 — Халява закончилась

Позавтракали. Двинулись дальше. По плану было перейти через перевал Дятлова и встать на ночлег у двойного истока Лозьвы у подножия горы Холатчахль. Но погода испортилась – пошел дождь. Перед стоянкой «с ложкой» попались навстречу 2 туриста-одиночки, которые шли с разных мест, на «Пупах» встретились и до финиша шли вместе. На стоянке «с ложкой» - фотосессия и обед.

Погода в конец испортилась. Все промокли. Вера даже хотела выкинуть свою футболку со славной надписью МЧС (типа когда намокает – очень тяжелая становится), но я решил выкинуть свою, а её напялил на себя. Здесь нас догнала группа из 4-х мужиков (из Качканара) – тоже идут на Пупы, но у них вход на 12-е… Я хоть и запасом брал дни, но это уж совсем «северные олени», раз в такие короткие сроки решили добежать. При этом они на ночлег остались именно здесь. Мы же двинули дальше (несмотря на начавшийся ливень), ближе к стоянке перед перевалом Дятлова образовалось сплошное болото. Куча троп, непонятно по какой лучше идти. 2 года назад была одна четко выраженная тропа, сейчас же сплошной бурелом, видимо и натоптали кто как мог… Дойдя до стоянки перед перевалом – последняя возможность быть постоянно с водой – всё-таки Ауспия под боком – решили встать на ночлег и посушиться – потом это будет проблематично ввиду гор и отсутствия дров. Здесь сделал очередную закладку на обратный путь.

Настроение пока у всех всё еще достаточно боевое… несмотря на дождь.

День 3 — ЖЕСТЬ

Позавтракав, собравшись, начали подъем на перевал Дятлова. Два моих сына достаточно быстро преодолели его. Всё как положено – за один переход, я с небольшим перерывом. Остальная группа где-то долго «тащилась»… - слишком быстрый набор высоты, пока еще не привычный для них, сказался – перерывов у них было достаточно много.

На перевале была группа из четырех мужиков – радиалкой пришли с базы Ильича, а так у них запланирован сплав по Лозьве. Их даже не видно особо было, по голосам только и заприметили. Слишком уж там туманно и облачно на верху. Дети остались на верху, я же, скинув свой рюкзак, пошел на помощь женскому коллективу. Отобрал рюкзак у Веры и донес его до перевала. Повторил потом эту процедуру еще с одним «женским» рюкзаком. Пугать не стал, что это не самый крутой участок и что впереди будет еще круче и протяженные подъемы.

На перевале полный туман – в 10-15 метрах ничего не видно, моросит дождь. Но тем не менее устроили мощную фотоссесию и обследование местности, отписались (как положено) в местной книге жалоб и предложений.

Отдохнув, двинулись дальше. Стало прояснять… Шли опять как попало – ни какой организованности, ни какой дисциплины…

Ближе к обеду дошли до стоянки, где должны были накануне по плану ночевать – решили пообедать. Тут ручьи – сплошные снежники, только начинают таять.

Пока готовили, начался дождь. Снова нас догнала группа из 4-х Качканарских парней. Ну и обогнала… Покушали прямо под дождем, пошли дальше… Как потом назвала Анна этот участок пути – долина ужасов или смерти — я уже и не помню. Дождь, ветер, все мокрые насквозь до ниточки. Жуткий холод… Укрыться от ветра негде. Идем очень медленно, так что даже простой физической нагрузки не хватает, чтобы хоть как то стало теплее. Короче, даже я замерз до… давно такого не было (а может и никогда). Пара небольших (очень небольших) кедров, заслон из рюкзаков в виде стены — и укрываться от ветра. Всем по конфетке (может и не по одной). Спасибо Вове, можно сказать открыл мне второе дыхание – отдал свою вторую полиэтиленовую накидку (хотя у меня и своя была, только я ей в этот день не по назначению пользоваля). Накидку, как сейчас помню надел под низ на мокрую рубашку, сверху китель. Стало хорошо. Еще бы 50 грамм, но где тут их найдешь, особенно когда польцы особо не разгибаются.

По плану надо было дойти до озера Лунтхусаптур. Но ничего не видно, сколько еще идти? Да и перспектива встать у Отыртена в такую погоду… не прельщала меня вообще. Поэтому ввиду отсутствия сил, а больше из-за отсутствия сухой одежды у Веры и Саши, не раздумывая, решил сменить место ночлега. Начали спуск в долину реки Ёлима в зону леса, чтобы найти дрова и просушиться. Спуск значительно легче, да и стало видно куда идешь — облачность осталось выше. К вечеру с горем пополам нашли место, где можно встать, но с дровами здесь тоже не шибко баско, многие даже посчитали, что костра не будет… Собственно в этот день мы даже не стали им и заморачиваться. Быстро поставили палатки и прямо в палатке на газовой плите приготовили ужин. И спать, спать, спать дружно прижавшись друг к дружке.

С такими погодными условиями… невольно во всякие легенды начнешь верить

День 4 — вынужденная днёвка

10 июля 2018г. Утром первым делом натянули тент, а может тент и с вечера поставили – сейчас уж и не вспомнить. Дождя сначала не было, но всё говорило, что он будет. Верёвки все что были растянули, на них шмотки развесили. Кошмар! Сколько же у всех шмоток, и почему они все мокрые — у меня гораздо меньше, и всё что было в рюкзаке — сухое. Потом костер… я сделал, прямо под тентом, чтобы, мало ли дождь, не мочило. Дров мало и все мелкие, ходили по очереди: то я, то Вова. Но это мелочи – зато чуток греет и кушать можно приготовить на костре, да и одежда сушится быстрее. Часть шмоток была высушена естественным туристическим способом — на себе.

За водой особо бегать не надо было – речка невдалеке, да и ручьев тьма. Этим у нас чаще молодежь занималась…

Вынужденная днёвка: сушка одежды и отдых. Огромное количество щавеля вокруг, несколько раз делали салат из него. О закладке речи быть не может, так как мы отклонились от маршрута. Целый день сушились, спали, «употребляли» и кушали.

Погода была прежняя – дождь, правда иногда прекращающийся. Поэтому, частое времепровождение было — палатка. Там и спали (некоторые по несколько раз), там и ели, там и пили, даже песни пытались базлать… Именно в этот день мы пожалели, что поступили как последние лохи — в поход даже игральные карты не взяли — как бы наш досуг в этот день прошел удачно.
От сильных порывов ветра тент в месте центральной стойки порвался – Вове отдельное спасибо за штопку… Благо он (тент) в этом походе особо больше не пригождался… Только так на всякий случай прикрыть рюкзаки. Но мы ведь об этом еще не знали…
День 5 — входим в график

11 июля 2018 года. Утро. Дождь по-прежнему идет. За дровами идти не видим смысла – долго. Поэтому завтрак готовим на газовой горелке. Сегодня плов по расписанию. Пока я кашеварю, все усиленно собираются. Покушали, почти собрались… Возглас Александры: «Мишка»!

Вдалеке от нас на другом берегу Ёлимы действительно - медведь, бегущий по склону горы. Притом «мишка» нас и не видел особо, но зачем-то мы ему свистнули (Вова – хулиган)… И он услышал, резко остановился и сел – начал высматривать источник свиста. Тут немного и трухнули, чего стали суетиться, Сашка зачем-то залез на дерево, Вера сняла сапог, надела его на палку, и высоко задрала – прямо как я учил… Только это конструкция всё равно мала. Я всё же успел пару фоток сделать. К медведю бежало стадо оленей, чуть выше его пути, но во встречном к нему ним направлении. Уж не знаю увидел ли он нас или нет, но посидев немного, пристально всматриваясь в нашу сторону, рванул дальше. И исчез…

Нам же больше стоять на месте нельзя – не успеем по графику прибыть в заповедник. Надо выбираться на тропу – ничего не видно, небольшой подъем, сплошной ивовый и березовый стланик. Да еще в мыслях у многих – куда побежал медведь? Может нас искать? Валим, валим отсюда… Мы с Иваном впереди планеты всей, за нами где-то Сашка поспевает, остальных Вася ведет…

Но через час мы были на тропе или точнее дороге, ведь по ней джипперы гоняют — значит дорога.

Теперь точно идем только по тропе – я так сначала думал… Но резко просветлело. И мы оказались на западном склоне горы Отыртен. Мне с моим «неподъемным» рюкзаком гораздо проще идти, не теряя высоты – поэтому я двинул траверсом вдоль Отыртена. Кому-то это очень не понравилось, так как курумник — это беда для Александры и она желала двигаться по тропе, но смирилась. Сначала всё хорошо, половину траверсного пути прошли достаточно быстро (некоторые), некоторых приходилось дожидаться, я даже успевал подкопать корешков. И снова дождь…, туман и облачность. Благо ветра нет как накануне. Очень долго шли, постоянно приходилось ждать. Да еще Вася учудил… Уж очень он любит шастать по горам — уперся ввысь, видимо на Отыртен хотел забраться. А не хрена не видно. У меня видимо накопилась злость… больше за неизбежность того, что это всё надо терпеть… Ведь группу не бросишь, а до цели дойти надо… Нашел Васю — на нём и оторвался, высказал, что нельзя от группы отрываться, во-первых можно заблюдиться, во-вторых — это опасно, в-третьих — мы итак от графика отстаем, а что впереди мы еще не знаем — ведь я дальше не ходил и могу судить только из данных, взятых ранее из источник интернета.
Вновь на тропу вышли часа через 2-3. Анна начала заикаться по поводу обратного пути, мол не успеем — зачем себя мучить. Идет и постоянно бубнит, как в сказке по доктора Айболита: «Я не дойду, я в пути пропаду, что станет»… Я сдерживаюсь, пытаюсь не орать и не менять маршрута, иду и молчу… Хотя вижу, что все просто вымотались, длинный и тяжелый подъем, все идут на последних издыханиях. А мне реально почему-то становится похер — иду к своей цели, короче чуть не загнал команду. На верху перекусили остатками плова. Очередное спасибо Вове — он красава вернул меня к разуму, я подавил в себе злость и мы пошли так, как надо — положенным ходовым часом. На северо-западном отроге Отыртена нашли здоровенные рога оленя. Находка и фотосессия немного придала сил коллективу, по-крайней мере мне так показалось.

Дорога стабильно: вниз-вверх, то горы, то лес… Дождь больше смахивает на морось какую-то в лесу, а в горах просто идешь в водяном облаке. Но народ приободрился, даже пытается иногда шутить…

То морось, то дождь не прекращается, у Вовы рюкзак намок – стал тяжелее, рвется, чехол от гитары тоже намок… в итоге мы остались без гитары - осталась висеть в лесу, а рюкзак пришлось зашивать

Решили, что на обратном пути (если она нас дождется) обязательно заберем.

Все мелкие речки (Тумпия и т.д.) стали бурлящими и глубокими. Пришлось их штурмовать, кого-то даже переносить на руках. Мы с Вовой даже не заморачивались – прямо в сапогах, просто потом вылили воду и отжались. Один Вася разувался и переходил босиком.

Вот она знаменитая стена… Как люди здесь на машинах подымаются: Сколько времени на это тратят – непонятно, но читал что у некоторых чуть ли ни целый день уходит.

Мы же потихоньку пешочком за полчаса штурмовали её. А на верху какие останки разрушенного знака буферной зоны заповедника лежали. Отдых — и дальше.

На сегодня я поставил задачу – дойти до сарая – по-крайней мере от ветра и дождя он нас укроет. Идем: я, Вася, Ваня – впереди, остальные (как обычно) сзади… Время у нас еще вагон, всего часов 6 вечера. И оба на!!!! Силуэт впереди – какое-то строение – по-любому – сарай. И точно: задача на сегодня выполнена!

Все в сарай, переодеваться в сухое – первое дело для многих. По 100 грамм на грудь. В сарае нашли дрова – топить печьку – все дрова не тратили – оставили для других. Кушать же готовили на газовой горелке. Так вечерок и скоротали. Александра по традиции почитала записи в местном журнале… Оставила напоминание и о нашей группе.

Но сарай тоже оставляет желать лучшего: крыша местами протекает, но ветра нет и всё-равно значительно веселее здесь, чем в тумане и под дождем и с жесточайшим ветром.

Спать в сарае все отказались – пришлось ставить палатки.

Но мы молодцы… Вошли в график — теперь должны успеть, даже если погода останется прежней — такой я для себя сделал вывод, когда ложился спать.

1 из 2

День 6 — С Днём рождения, Александра!

12 июля… Всю ночь завывало!!! Видимо очень мощный ветер был, даже мысли не возникало выйти из палатки. Такое чувство было, что крыша палатки лежит прямо на нас – как по утру оказалось – так и было. Просыпаюсь… Надо вставать, выползаю из палатки… О чудо! Чистое (ну практически) небо, солнце… Но ветер по-прежнему мощный – палатка чуть ли не на земле крышей лежит. Ну оно и понятно – это же седловина между двух гор: Моттевчахль и Яныгхачечахль.
Все выходящие из палатки чуть ли не от восторга прыгают… Вокруг красотища – это раз, во-вторых – СОЛНЦЕ…
«Александра Евгеньевна! Северный Урал поздравляет тебя с Днём Рождения!», - мы все вроде так решили.

Выход сегодня был поздний – под солнцем и на ветру сушили всё, что нам нужно взять с собой. Весь сарай обвешали, еще и гвоздей (там нашли) добавили в обшивку сарая. Всё, что лишнее, многие оставили здесь… Сапоги Александры, Верин пуховик (или куртка) и т.д. нашли свой приют в сарае в надежде, что на обратном пути они перекочуют обратно в рюкзаки.

Сделали последнюю закладку. Прятать здесь гораздо сложнее, чем в лесу. Главное потом еще бы и найти. Поэтому для верности в этот раз мы это делали вдвоем с Вовой.

Сегодня уже никто домой не просится – общее фото и команда по тропе двигает вперед – жестокий (крутой и протяженный) подъем на гору Яныгхачечахль.

Мы с детьми задержались на семейное фото (теперь можно без боязни оставить телефон и фотографировать с задержкой) и сбор остатков снаряжения. Сказав СПАСИБО сараю мы с ребятами двинули догонять группу, которая уже полгоры прошла. На верху мы их догнали. Ну а здесь, естественно, перерыв на фото.
Здесь с горы видны «Пупы» - такие маленькие вертикальные черточки на фоне неба, торчащие из горы. Сколько еще до них идти? У нас в принципе есть 3 дня, но надо уложиться в 2. Сегодня изначально идем по всем правилам пешего туризма: строгий ходовой час. Идти значительно легче (ясно, сухо, рюкзаки опустели как за счет пищи, так и за счет оставленных в сарае шмоток). Но есть несколько нюансов, которые всё равно мешают хорошему ходу – Солнышко вытащило комаров и оводов (несметное количество), мозоли – бедолага мой младший сын – все ноги в кровь стер… Хотя они у всех, но у Ивана – просто жуть. На каждом привале обрабатываем ранки, по вечерам так вообще целые медицинские процедуры… со вскрытием, примочками и перевязками. Но самое изматывающее (по крайней мере для меня) – это постоянная перемена высоты – спуск, подъем, спуск, подъем. Но по-крайней мере сейчас идет как положено: 40-45 минут хода, 15-20 минут привал.
Перкус и Перепив
Какое-то время появлялись следы оленя… И перед разрушенным сараем мы его увидели… Хороший такой рогатый… Но сфотать не удалось – быстро убежал. Распогодилось совсем. На очередном привале Василий даже разделся. Ну и все перекусили…
Первый солнечный день

Дальше в путь. Лето здесь только начинается… И снег лежит. Прикольное сочетание. Дорога делает хорошую петлю. Мы ломанулись по тропе, а Иван решил срезать. Ну да, большинство он обогнал, асо мной такие шутки не проходят… Меня только заставил переживать немного, хотя сам его отпустил, конечно.

Дальше нас ждал (как показало дальнейшее) изнурительный переход высоты по видимой колее. Крутой подъем, такой же крутой спуск. Зато какой вид с неё… Вон они – Пупы, уже совсем близко… километров 20, наверно… На спуске у Васи что-то нога заболела, начал в хвосте тащиться… Я даже запереживал — группа где-то отстала, бегал за ними на легке. Но вроде всё нормально, Вася идёт. Вечер надвигается, а встать негде… Если раньше вставали на ночлег часов 6 вечера, то сегодня шли до победного… Прошли границу Европа-Азия.

ХМАО-Коми

Идем дальше, нужна вода… Встали дальше границы около 21-00. Мелкий лес, больше лесотундра, воды нет… Погода опять пытается портиться. На поиски воды ушли я и Ваня. Бродили часа полтора примерно, в итоге набрали в проточной луже – откуда-то всё равно ключ бьёт – искать где уже сил не было. Поужинали, выпили за днюху Саши и спать – завтра необходимо дойти до заповедника.

1 из 11

День 7 — «Всё идёт по плану»…

13 июля 2018 года. Погода сильно не испортилась – это хорошо, но идти пришлось практически целый день по колее с ручьями – последствия сильных дождей и таяния снега. Очень скользко плюс «гребанные» кровососущие – в зоне леса их особенно много. Утром завтракать не стали, только чаю попили.

Минут через 20-30 на встречу попалась группа во главе с девушкой Павла Плуталова (Яна). Минут 5-10 поболтали и разбежались. Им тоже неслабо досталось: кто-то даже ногу сломал, несколько человек на вертолете эвакуировали. Дошли до хорошего леса, много стоянок – теперь завтрак! Сварили, покушали и снова в путь. Опа – еще одна группа – ба, знакомые лица – это же 4-ро Качканарских парней. Тоже поболтали, успели парни в заповедник вовремя, правда шли каждый день чуть ли не до 1 ночи. Слева от нас красота – гора Койп. По моим расчетам, да и со слов попавшихся навстречу групп – сегодня ближе к вечеру точно дойдем. Но сколько еще идти – никто не знает – для всех это первое посещение этих мест. Идем снова ходовым часом, на каждом привале… то шоколадка, то конфетка, по печенька, некоторые и вздремнуть успевали…
Забравшись на очередную высоты и сделав очередной привал, двинулись дальше. По моим расчетам идти оставалось не больше 4 километров. На спуске на горизонте возглас кого-то из девчонок – вдалеке отсвечивает крыша горного модуля. Вот он наш финиш на сегодняшний день. Сразу у всех силы появились: Вася дал ходу и далеко ушёл вперед, Ваня за ним, Вовка, Вера, Саша… А я наоборот — расслабился – пошел сзади вместе с девчонками, которые по ходу еще больше меня расслабились. Иду и кайфую…
Дошли

Дошли!!! Прикольное местечко: несколько горных модулей с печками, туалет, строят веранду, баня для инспекторов и О! Спутниковая антенна! В лагере сейчас один человек – зовут Роман – волонтер от турфирмы «Северный Урал» – строит модули и веранду. Чуть позже пришел инспектор, проверил документы и расселил нас: девчонки и Сашка в один модуль (четырехместный), четверо мужиков – в другой к волонтеру Роману (восьмиместный). В этом модуле и телевизор даже есть. Потом инспектора ушли – у них как раз пересменка: одни улетают, другие еще не прилетели.
Помылись:девчонки напросились в баню, правда нетопленную и с холодной водой, мы же на улице под несметным количеством кровососущих, поужинали. Пообщались с Романом, узнали новости – наши на ЧМ по футболу оказывается в ¼ продули по пенальти Хорватам, собственно те вышли в финал на Французов, а завтра матч за 3-место – будем болеть за Бельгийцев. Рома дал нам пароль от вай-фая – сообщили родственникам, что все живы и здоровы. Сплошной вечер отдыха! А ужина вроде даже 2 в тот вечер было.

Спать легли чистые, сытые, в мягкие кроватки. Мы молодцы. В нужный день мы были на месте… ВСЁ идет по плану

День 8 — Мечты сбываются

Ночью народ вставал – пользовался безлимитным wi-fi. Я с утра тоже любимую супругу поздравил с днем рождения! Сообщил Сереге Новоселову, что мы дошли и всё у нас по плану. Завтрак и налегке без тяжелых рюкзаков радиальный выход на плато Мань-Пупу-Нёр. Так как инспекторов нет, то повел нас Роман. Все налегке прямо летят, а Ваня еле идет – совсем ноги не держат, болят мозоли. Как услышал про вертолеты и что Анна хочет улететь – так вообще пытался расхныкаться, захотел улететь вместе с Анной. Но агитационная и профилактическая беседа вернула его к реальности. Он разошелся и практически первым дошел до домика инспектора. Идти от горного лагеря до домика инспектора около 10 км, сначала спуск с горы, потом по болотистому лесу, переходя несколько ручьев, в т.ч. реку Печору. Но по порядку…

Войдя в зону леса – свежие следы медведицы с медвежатами, свежими – со слов Вовы – даже с папиллярными линиями.

Через ручьи сделаны мостики. Первый ручей — приток Печоры, даже названия нет, третий такой же. На кажлом мостике висит кружка — чтобы водички испить. А вот она Печора… и не сказать, что самая большая река севера Европы.
Печорская водица
После последнего ручья начинается подъем на само плато Мань-Пупу-Нёр. И на вершине уже стоит домик, баня, вертолетная площадка и веранда-навес. Народу – тьма, как раз завезли туристов, плюс съемочная группа какая-то. Нами вообще заняться некому. Мы отданы на попечение Роману.
Отсюда до самих столбов еще чуть больше километра. От домика их даже и не видно. Но от домика инспектора отсыпана тропа – идти нужно только по ней… шаг в сторону – расстрел.
Несколько минут и… МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ… Красоты словами не описать…
Ну тут, наверно, была самая мощная фотосессия этого похода. И так, и сяк, девчонки и платьишко надели (одно на двоих, Анна в этом участие не принимала), и губки накрасили, и…, и… Сначала на площадке перед Истуканами, ждали пока вертолетная группа вернётся…Ну а потом двинули дальше по тропе…
Команда у цели
Файл 00104
Файл 00098
Мечты сбываются
Братья
Вова - красавчик!
Набродившись, нагулявшись пошли обратно. Вернувшись к домику инспектора, пришлось подождать, когда вертолетная группа улетит. После их отлета, мы пообщались с инспектором, купили у него (неё – Ирина её зовут) сувениры, Ирина напоила нас чаем, угостила конфетами и прочей давно нееданной пищей (типа хлебушка и аджики).
Пошли в обратный путь к еще на ночь нашему горному лагерю. По пути помогли дотащить несколько досок для бригады волонтеров, что строят мостки и дорожки от горного лагеря до домика инспектора. За что их добрый начальник (к слову после похода я узнал, что это «главный» турфирмы Северный Урал) угостил нас свежими огурцами. По дороге мы еще втихаря нарвали щавеля (надеюсь, этим поступком мы не насесли ущерба заповеднику) – вечером изготовили салатик в дополнение к основному блюду. Был в процессе изготовления еще один казус, но и хрен с ним!

Придя в горный модуль нас встретил суровый дядька – как потом оказалось это был прилетевший один из руководителей заповедника. Тут же были и новые инспекторы (один из них однозначно нетрезв). Пока шли с пупов в модуль, то обогнали группу из 4-х туристов — доставлены вертолетом (один инструктор и 3 туриста). Их маршрут: от Пупов до перевала Дятлова. С ними знакомство в этот день было поверхностное, но двое из них (Сергей и Константин – оба из Москвы) составили нам с Володей компанию в посещении истока Печоры.

Свету и Стаса подселили на ночлег к нам в модуль, а Серёга с Костей спали в поставленной палатке на веранде. Просмотр матча за 3-е место еще разнообразил итак насыщенный день. Бельгийцы — молодцы!

Что в очередной раз приятно удивило: в заповеднике работникам выдают перчатки, произведенные моим предприятием! Восторгу не было предела

День 9 — двигаем обратно

Вчера Вера, когда дошли до Пупов, сказала: «Серёга, мы это сделали»! Да мы дошли до Пупов — это классно. Но моё мнение таково – так можно сказать только на финише. А нам еще больше сотни километров до финиша… И именно сегодня мы собираемся в обратный путь. И что нам еще за эти 5-7 дней обратного пути сулит погода и природа — никто не знает.

Группа из 4-х туристов интересная такая… Их частично экипировала турфирма, продукты так вообще полностью подбирала им. В итоге: соли у них нет – ну эту штуку я всегда с запасом беру (мало ли что, то любая херь в рот с солью залезет) – поэтому мы легко с ними поделились. Мы, туристы, друг друга не бросаем, всегда придем на помощь и проявим чудеса взаимовыручки.

Да, что там говорить, даже Роман дал нам козинаков, печенек и каких-то пакетиков с рисом, об этом я умолчал, потом когда выдавал на привалах – говорил: «Это вам привет от Романа». Да еще корень имбиря он нам дал. Я же отдал ему весь свой накопанный ранее золотой корень – у меня на обратном пути всё равно будет время накопать себе.

Завтрак, сбор, фото на память, недолгое прощание и выход в обратный путь. Накануне по полной зарядили все свои гаджеты – готовы по полной запечатлеть наш обратный путь.

С командой из Москвы и Перми
С видом на Койп
Волонтер Роман

На выходе из горного лагеря навстречу нам попалась большая (я бы даже сказал очень большая – гораздо больше 10 человек) группа туристов (вроде т/ф Спутник). Кстати, в группе Яны тоже было больше 10 человек, учитывая что часть отправили на вертолете. Странно. Может для турфирм делается поблажка?

Дорога обратно оказалась с одной стороны значительно легче по 2-м основным причинам: меньше вес рюкзаков и чувство радости от достигнутой цели. Но… жара неимоверная, очумевшие скоты (комары и оводы) и чувство удовлетворенности всё равно тормозили нас. Жара такая, что хочется раздеться, но идешь и терпишь, пот градом бежит. Ведь стоит только раздеться – сожрут, всю кровь высосут. Вся эта шляпа (репеленты) особо не помогает. Вовкин деготь Вася наполовину уничтожил путем простого выливания на землю… не специально, конечно. Поэтому Вова выдавал его по чуть-чуть – экономил на переход по болотистой тайге вдоль Ауспии.

В течение дня по очереди несколько раз обгоняли друг друга (мы и группа из 4-х человек). То они на привале, то мы, то они на обеде, то мы… В одном из таких привалов произвели очередной обмен: им оказывается еще и не положили мяса, мы поделились – взамен нам (на радость детскому коллективу) – сгущенку.

На обед тормознули прямо возле дороги в спонтанном месте, расчистили площадку для костра, Вовка запалил, сварили суп, скипятили воду и заварили чаю. Кофе на исходе… Жаль. Достал шоколадку – а она вся размокла, стекла в один угол пакета. Реанимацией шоколадки занимался главный пожиратель-профессионал – Ваня. Разровнял и заморозил в ручье. Надеюсь поделил поровну. Хотя вроде дележку я доверил Вере.

В месте, где 2 дня назад завтракали, Анна оставляла свои бердцы – они еще добрые, поэтому забрали. На ночлег встали в горной тундре – чуть дальше чем знак границы Европа-Азия, прямо перед высотой 917м.

Воды не было, мы с Вовой пошли искать. Остальные ставили палатки. Раскопали чуть заметный ключ (примерно там же где мы дня 3 назад с Ваней набирали воды). Долго и продолжительно, но набрали и на приготовление пищи, и на завтрашний день в дорогу.

На ужин к запланированному блюду внесли очередное разнообразие – уж очень не хватало нам растительной пищи… Вася нарвал листьев Иван-Чая (щавеля здесь было мало, а ягоды еще не поспели), посолил, заправил майонезом – и мы его смолотили легко и непринуждённо… Дров не было, готовили на газу, притом частично в палатке – уж сильно поддувало.
День 10 — демоны

Продуктов – только практически до сарая, где закладка осталась – то есть однозначно нужно до сарая сегодня дойти – но этот путь мы уже проходили, а сегодня даже короче будет. Поэтому, несмотря на то что Александра у нас молочную кашу не ест, мы рисовую на сухом молоке с орешками и остатками цукатов сварили. И зря Сашенька не ест молочную кашку — очень хорошо заходит!
У родника
Вид назад, там мы были, там ПУПЫ… даже тропу видно
Высоту на этот раз обошли траверсом, я даже сумел обогнать уже знакомую группу из 4-х человек, но пришлось ждать отставшую свою команду. Погода сегодня опять сказочная.
Перед старым разрушенным сараем мы вновь догнали эту группу, устроили совместный привал. Оказывается у товарищей был целый литр спирта (чего у нас уже давно не было)… И они легко и непринуждённо отдали его нам.
Они остались ночевать возле истоков Б.Сосьвы, мы же перемахнули через г.Яныгхачечахль и организовали ночевку у нового сарая, тем более, что у нас здесь была закладка с продуктами. Ужин, пару стопок свежеизготовленного алкоголя и я спать! А мои верные товарищи в лице 3-х скрытых алкоголиков (Вова, Вася и Александра) выжрали – в прямом смысле этого слова – весь литр спирта… Вот я и говорю: ДЕМОНЫ… а завтрашнем дне даже не подумали — гори оно всё огнем.
Ну ладно Вова и Саша – люди со стажем употребления, но сына мне зачем так выводить из строя! Бедолага Вася вход в палатку найти не мог. Вова даже меня разбудил, чтобы помочь его в буквальном смысле слова спать уложить…
День 11 Эмоциональный

Файл 00430

Вчера, взойдя на вершину г.Яныгхачечахль, скинул рюкзак… Вася уже был у сарая – его видно было – лежал на коврике и загорал, Ваню я отправил на спуск к сараю. Сам вернулся, отобрал рюкзак у Веры, довел их с Сашкой до вершины – показал и Отыртен, и Моттевчахль, и наш предполагаемый маршрут на завтра, и тот маршрут каким мы сюда добирались неделю назад… Погода ясная, всё чудесно и наглядно видно. Отправил и их к сараю, сам же опять вниз – теперь уже за Александрой и Анной – с одной тоже стянул рюкзак, довел до вершины перехода и продемонстрировал всё то, что и Вере. И вот утром меня ждал сюрприз… девчонки решили идти и обратно по дороге, а не напрямик, наплевав не только на посещение Отыртена и озера Лунтхусаптур, но и на меня…

Я пересилил себя и принял решение разделить группу на две:

- мы (я, Володя, Вася и Ваня) пошли вдоль г.Моттевчахль, траверсом г.Отыртен (с востока) и спуск до озера Лунтхусаптур с последующим выходом на тропу.

- вторая группа (Саша, Анна, Вера и Санька) пошли тем же маршрутом, что мы шли сюда, т.е. по дороге.

Договорились, что после того как девчонки взойдут на высоту 1005м, что северо-западнее Отыртена, они начнут оставлять метки, чтобы нам знать прошли они или нет. Соответственно, ждать нам их или догонять...

Пока собирались, нас опять догнала отважная четверка и мы решили идти вместе… Им очень хотелось побывать на Отыртене, но боялись сбиться с пути, а тут мы сидим их и ждём

Вася сегодня в постоянно отстающих, даже Московский Константин его обгонял по началу, хотя ему очень тяжело давался путь по горам. Я сегодня абсолютно первый, все за мной. Помногу приходилось ждать, зато накопал золотого корня – дома пригодится для настойки. Очередные найденные рога оленя дали еще несколько снимков. Особо кровь сосущие сегодня были оводы. Что заметил: скидываешь рюкзак и отходишь в сторону: оводы садять на рюкзак, а к тебе подлетают единицы.

Файл 00442
Первый ручей, стекающий с Отыртена, дал возможности вдоволь насладиться водой, ведь её так давно не было в достаточном количестве. Я даже рубашку постирал здесь. Времени вагон — пока всех дождешься…
Попить и умыться
Прошли перевал между Моттевчахлем и Отыртеном, открылась долина Лозьвы. Погода резко начал портится… Не зря видимо про Отыртен слухи ходят. Неужели опять нам достанется — такие мысли поперли у меня.

Начали спуск по курумнику к озеру Лунтхусаптур. Я — первый, а Вани нет (хотя он шел за мной) — дошел до озера, скинул рюкзак и обратно… Бедолага, упал, сил нет… опять чуть не плачет… Но собрался, успокоился и дошел. Облака закрыли Отыртен, стало пасмурно и холодно, подул хороший ветер. Но мы всё равно помылись и постирались.

У озера Лунтхусаптур
Пока стояли у озера, увидали на склоне цирка одинокого туриста. Естественно, он подошел к нам. Познакомились – Антон из Нижнего Тагила, приехал побродить по горам, дошел только до Отыртена – палатка где-то южнее высоты 1073м. в болотистой местности. Договорились, что он с нами будет дальше выбираться, соответственно запланировали встретиться либо сегодня вечером, либо завтра где-то по пути. Ну и двинули на верх. Поднявшись на перевал между Отыртеном и выс.1073м., обнаружили, что облака немного раздувает – поэтому решили всё-таки взойти на Отыртен. Двое (Костя и Ваня) отказались – мы их и оставили здесь с рюкзаками, а сами налегке пошли на подъем! Здесь я уже был (2 года назад)… Поэтому легко нашел и ворота Отыртена, и брошенные нарты и загнал ребят на границу Европы и Азии. Мощная фотоссесия и от нас, но особенно от Стаса и Светланы…
Вон оттуда мы пришли!
Отыртен
Файл 00491
Ворота Отыртена
Но я уже давно переживал за девчонок и мне не терпелось пойти наперерез своему же маршруту…, чтобы побыстрее добраться до дороги и поискать метки. И хрен с ним, что придется расстояние увеличить, главное — побыстрее девчонок найти. Собственно, когда спустились и дошли до рюкзаков, всем просто обозначил рукой маршрут и «полетел» наперерез к дороге. Группа наша очень сильно растянулась, но благо каждый последующий друг друга держал в поле зрения…
Дошел до дороги достаточно быстро, пошел по дороге и увидел метку: «девчонки с Санькой здесь уже были»! Это очень хорошо. Видимо мы слишком долго мылись и экскурсировали по озеру и Отыртену. Я дождался часть своей группы, показал метку. Догоняем девчонок… Но это оказалось не к чему – девчонки были совсем рядом и все заплаканные бежали к нам. Оказалось, что они очень хорошо и быстро прошли маршрут, дорога сухая, все реки мелкие, что нас они на Отыртене видели и кричали нам… Но где нам их услышать, за тучу километров. И всё бы ничего, но на дороге появились свежие следы медведя, дальше они не пошли, а нас всё нет и нет, вот и испугались. Решили, что на сегодня приключений хватит. Встали на стоянку прямо возле дороги, благо ручей течет. «Москвичи» встали с нами по другую сторону дороги. Один костер на две группы…
Файл 00587

Но мы с Володей двинули обратно подороге – надо сдерживать данное обещание. Девчонки подобрали гитару, но до конца недонесли. Я же Володе обещал, что гитару ему верну.

Пока шли в ту сторону, попался выводок куропаток. Никогда не наблюдал такого. Мать-куропатка, изображала раненную и пыталась увести нас в другую сторону от птенцов. А те как дикошарые в разные стороны помчались прятаться в карликовых зарослях.

Вверх, вниз, снова вверх – оба-на – да девчонки совсем не так уж далеко её и оставили – на южном склоне выс.1005м, почти на самой верхней точки дороги. Вовка сразу стал такой довольный… Тут же на сколне набрали дикого зеленого лука!

И опять вниз, вверх, вниз. На обратной дороге увидали особо любознательного одинокого северного оленя – он около получаса буквально сопровождал нас, бегая по дороге и по тундре туда и обратно.

Пришли, когда все (почти) уже спали… Часа 2-3 у нас ушло на всю дорогу (туда-обратно).

Одна Вера нас и дождалась, накормила, напоила… Насыщенный день получился… Наша же палатка стояла прямо на дороге, как сын потом объяснил – лучшего места для её установки не нашел, а точнее - лучшее место отдал девчонкам.

И что касается эмоций… сегодня их был вагон с большой телегой: досада и обида, было весело и смешно, даже страшно. Но в конце концов радостно и счастливо от того, что в целом этот день очень хорошо закончился.

А еще появилось ощущение того, что финиш уже не за горами (хотя в буквальном с мысле — он как раз за горами)!

День 12 — расслабон

18 июля 2018г. Завтрак опять на 2 группы на одном костре. Достаточно быстрый сбор. Вася сегодня уже в форме, отпросился у меня и ушел вперед, договорившись о встрече на перевале Дятлова – будет ждать там. Мы же теперь совместной группой из 11 человек (Вася сразу же убежал вперед, а то был бы 12-м) чинно и планомерно двинули вперед. Погода снова к нам благосклонна: солнечно, поддувает, кровососущие не особо надоедливы… Кулики вякают, куропатки иногда встречаются. Первый переход самый тяжелый – болотистая местность, а потом просто красота: сухо, камушки, подъем – спуск.

На одном из привалов Вова рассказал смешную историю… зайцы по ходу дела меня вообще не боятся… Что в 2016 году заяц в 2-х метрах от меня резвился, что сейчас… Я прошел мимо какого-то куста (может камня), Вова следом за мной, а из кустов заяц деру дает от Вовы… Чует, видимо, что Вова охотник…

Привал

Через 3 перехода стали искать возможный отворот на Унью. У наших новых товарищей маршрут изменился – им по спутниковому телефону сообщили другую точку их забора. Изначально вертолет должен был их забрать с перевала Дятлова, но по прогнозу – существенное ухудшение погоды и им перенесли забор в более безопасное место – изба где-то на Унье. Видимой тропы не оказалось. Распрощались. Ребята остались на верху. Мы пошли вниз к ручьям, что стекают с Холатчахля – мы тут обедали, когда шли вначале нашего пути и где нас начал мощно накрывать дождь. По пути встретели смешную группу туристов, как потом оказалось их Антон видел еще по пути сюда, собирались на Пупы, а дошли только до Холтачахля… Что-то мне это напомнило наш поход с Серёгой.

Файл 00611

Как всё изменилось за эти дни. Ледники стали гораздо меньше. Не могли мы здесь не тормознуть… Оказалось, у Александры остался целый шкалик… Уничтожив его, двинулись дальше – теперь уже, почуяв близость перевала, кто-то быстрее, кто-то медленнее. На полном расслабоне!

Поднимаясь на перевал, услышали музыку, а поднявшись – увидели источник её – целую кавалькаду внедорожников. Сборная группа ехала на Пупы… С горем пополам выпросили у них бутылку пива. Здесь все: Антон, Вася. Сына тут уже часа 2 нас ждет, даже поспать успел, притом сытый и довольный – на перевале же есть заначка под перевальным камнем для всякий бедолаг – так он банку тушенки смолотил… У Антона оказался самогон, выпили за встречу, закусили консеравами (спасибо туристам, которые небезучастны и оставляют излишки в нужном месте), познакомили Антона с остальными членами нашей группы. Пока общались с группой джипперов, перекусывали – подошли «москвичи» налегке – они всё-таки решили посетить перевал, сбросили рюкзаки у ручьев и добежали до нас. Еще раз просмотрели карту – обозначили им дальнейший путь на Унью. Общее фото на память и мы двигаем дальше, начинаем спуск к Ауспии
На перевале
На стоянке под перевалом (у кедра) — привал, забрали закладку и дальше. По дороге нашли несколько красноголовиков. Долго не могли определиться с местом ночлега: то вода далеко, то место не подходящее, то тупо грязно, но еще какая херня… Встали где-то посередине между прошлыми стоянками вдоль русла Ауспии. Красноголовики пожарили с чесночком и луком (Антон поделился) и превратили их в закуску под самогон Антона. Сворганили плов… Спать не легли пока не выпили весь Антохин самогон, жаль что его было так немного! Зато с гитарой сегодня — и Вова, и Антон украсили этот вечер
Веселью час
День 13 — Счастливые люди

19.07.2018г. Подъем, завтрак, сбор. Фото на память и на этой стоянке.
Предпоследняя стоянка на Ауспии
И в путь. Достаточно быстро дошли до стоянки, которая служила нам первой ночлежным местом, забрали предпоследнюю закладку. Перерыв и дальше в путь. Я в этот день решил вообще не пользоваться антигнусовыми средствами. Шел и терпел укусы кровососущих тварей, а в лесу их много. Вася же наоборот не жалел дегтя, который незаметно прихватил в сарае. Шли плотно, не разбегались. На встречу очередная группа на Пупы (группа Йети-тура, но опять без Паши) – так мне с ним и не удалось свидеться в этом году. Опять собираем грибы.
После последнего ручья, когда до финиша оставалось 2-3 перехода появились крупные следы медведя, а не так далеко еще рев (или рычание) его же…
Тут вообще пошли совсем плотно, девчонки достали свои свистульки и начали свистеть, Сашка шел и кричал, а медведь практически шел перед нами – следы никуда не девались… Даже у меня немного волосы начали шевелится… В целях безопасности тоже как мог специально палкой (у меня вместо трекинговой была горнолыжная) стучал по камням. Но в какой-то момент кончились наши страхи – медведь свернул в лес… Выход с тропы на дорогу, последние метры… ФИНИШ. Долой рюкзак на траву, долой сапоги и бегом в реку, вброд на другой берег - искать закладку – её очень не хотелось потерять. Очень боялся, что часть закладки снесло потоком воды, уж очень сильно поливало, и если рюкзачок с продуктами я повесил на сук метрах в 2-х от земли, то картошка, 2 кейса пива и газировка оставались на земле. Но чудо! Всё на месте! И через 2 минуты дети трескают конфеты с газировкой, а взрослые утоляют жажду пивом... Как Вова сказал: «Жаль рыбы сушеной я не положил»!
4625
5399

Сколько времени мы так сидели и наслаждались жизнью… полчаса, час – хрен его знает, но даже захмелели с непривычки. Но машина за нами прибудет только завтра, значит нам надо разбивать лагерь. Стоять прямо здесь – не вариант: во-первых – тут проходной двор (все группы идут именно здесь), во-вторых - егеря могут появиться и «предъявить» за разжигание костров, а без костра нам нельзя. Пошли выбирать место: сначала обследовали стоянку на этом (левом берегу) – пойдет, но на другом есть гораздо круче – пошли туда. Вернулись по правому берегу и решили, что нам эти телодвижения (переход вброд, да еще и далековато) на другой берег уже не к чему, встали на левом берегу. Сегодня пир горой: грибовница с тушенкой и картошкой… Потом еще макароны с тушенкой, и 2 литра припрятанного спирта были весьма кстати! Дети сладкого обтрескались на неделю вперед! Девчата меня освободили от кашеварения, за что им отдельное спасибо… Сегодня я отдыхаю… Завтра никуда идти не надо… Мы дошли все, без травм, живые и здоровые, бодрые и счастливые…

1223
1191
Уматывать себя в хлам, терпеть невзгоды и лишения почти две недели и радоваться этому… могут только счастливые люди…
1 из 5

День 14. Пора домой

20 июля… Неспешный сегодня подъем, спешить никуда не надо. С Димой договаривались на после 11-00. Даже, если бы вчера не пришли, то Дима нас бы ждал до завтар — как правило — сутки ждут.

Все (ну почти все) пошли отмываться от грязи, кто-то даже воду грел. Я прямо так – что нам холодная вода Ауспии! Мелко только. Завтрак, начали сбор лагеря.

Мужская часть команды готова отбыть домой

Пока собирались – гул машины, потом и Дима подошел, попил с нами чаю. Дима рассказал, что с Серёгой Новосёловым созванивался – он сегодня приедет за нами в Ивдель вечером. Погрузились и погнали в Ивдель. Спиртяжку вчера не всю выпили, на дорогу осталось…

В пути тоже нас ждала небольшая неприятность - посередь дороги экскаватор: кто-то видимо ровнял дорогу (а может просто откуда-то технику перегонял) и сломался, но Дима молодец – высадил нас и объехал по кювету препятствие.

Въезд в Полуночное – появляется связь… Звонок Сергею – он в пути, договорились встретиться на ЖД вокзале. Звонок домой – любимым девчонкам, звонок маме, сестре – у неё же сегодня день рождения…

Приехали на ЖД вокзал, выгрузились, распрощались с Антохой, с Димой. Серёга будет еще не скоро – часа 2 точно придется его ждать – значит нам в магазин. С утра ничего не ели. Благо у нас еще газовые баллоны остались. Сгоняли в магазин, натарили бичиков и колбасы, пива и рыбки, покушали и попили, погоняли местных алкашей-аборигенов…

И вон он обещанный Володе сюрприз: Вместе с Серёгой приехала Вовкина жена… Я знал, мне Серёга еще когда мы были на Пупах говорил об готовящемся сюрпризе.

Погрузились и домой.

21 июля 2018 года. Едем в Газеле домой. Всех ждут, все устали. Кафе… Толи поздний ужин, толи ранний завтрак…

Двигаем дальше. Остановки только ради Михалыча, который уже вторые сутки не спит и рулит, без кофе или крепкого чая уже плохо вывозит…

Что запомнилось по дороге домой… Очередная остановка (где-то между Чусовым и Пермью) принесла очередной нежданчик. «Ёжик!», - мой возглас. Михалычу чуть не поплохело! Ёжик – это его работник, которого зовут Юра, и который спал в другой газеле, уставший с дороги. Маленький пропи..н и дальше.

Около 10 утра в Краснокамске. Всех по очереди раскидали… ВСЁ, дома!

Резюме

Итоги похода подводить не хочу. Просто большой восторг от достигнутой цели, от самого процесса, от эмоций, которые постоянно сменялись то в хорошую сторону, то в плохую, то опять в хорошую. А еще я понял, что много терял, ходя в основном только на сплавы… притом чаще расслабленные, «синие» и местами непомнящиеся.

Просто, друзья - СПАСИБО всем!

До похода я нисколько не сомневался, что три моих попутчика точно дойдут. Пикнуть из них мог только Ваня и то в силу молодости и незрелости. За девчонок и Сашку я очень переживал. Собственно, поэтому взял в запас 2 дня. Один из них, так между делом, нам пригодился. А то, что 2-й не пригодился – БРАВО!

Поэтому: Отдельное спасибо ДЕВЧОНКАМ за терпение, мужество и стойкость. Такое же спасибо и Сашке! Ни каждый мужик такое вытерпит! Не сразу осознал, но теперь - я восхищен ими. Всем с гордостью всегда рассказываю, что вот есть такие женщины в городе Краснокамске, что в огонь и воду… А Саша – настоящий мужик!

И еще девчата – смелые женщины! Пойти на 2 недели в компании неизвестных мужчин, под моим началом, в места, которые я сам плохо знаю… Да какие места! Места, которые некоторые люди стороной за сотни верст обходят…

Надеюсь, что всем понравилось… Да чего тут надеяться – так знаю… Запало до конца жизни… Еще долго меня – злодея - вспоминать будут! А может еще не одно путешествие вместе пройдем…