Отчёт о первопрохождении маршрута велосипедной экспедиции второй категории сложности в Синцзянь-Уйгурском автономном районе Китайской Народной Республики. Алматы РК /авто/ – Урумчи СУАР КНР – ур. хребта Жаргес - перевал Ак-Булак (2341) – перевал Лоханцзыдаван (2492) – долина р. Илан-Гол – с. Иланлык – с. Токсун – Турфанская впадина – г. Турфан – дельта р. Юган-Терек-Гол – безымянный перевал близ вершины Каразраг – долина р. Пингцаоху – р. Даванчакау – оз. Чайвопу – Урумчи –Алматы /авто/.

Сведения о районе экспедиции

Маршрут международной велосипедной экспедиции "Кольцо Турфана 2008" прошел по западной части Китайской Народной Республики. Административно территория, выбранная для похода, относится к Синцзянь-Уйгурскому автономному району КНР. Исторически, Турфанская впадина лежит на пути одной из ветвей Великого Шелкового пути.

Географическое положение
Синцзянь-Уйгурский автономный район расположен на Западе, Северо-Западе Китайской Народной Республики. Китай занимает третью по величине площадь на планете - 9,6 миллионов квадратных километров. СУАР крупнейшая административная единица в КНР. Площадь автономии 1 млн. 600 тыс. квадратных километров.

70% населения составляют уйгуры, остальные: ханьцы, казахи, киргизы, монголы, хуэй, таджики, сабинцы и др. (всего 13 национальностей). Большинство населения сосредоточено в оазисах Кашгарии и в долинах рек Джунгарии. На Севере СУАР граничит с Россией, на Востоке с Монголией, на Западе с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, на Юге с Тибетским автономным районом КНР.

Миллионы лет назад на месте сегодняшнего Синьцзяна было море. Потом море отступило, и на его месте поднялись высокие горы, между которыми образовались низменные равнины и впадины. Образовалась сеть рек и водоемов, кое-где появились луга и рощи, а кое-где – лишенные растительности песчаные пустыни. Сегодня в Синьцзяне представлены три климатических пояса: умеренный, теплый и холодный и несколько климатических подтипов: засушливо-жаркий, теплый, умеренный, прохладный, холодный и т.п. Водные, почвенные и энергетические ресурсы создали благоприятные условия для обитания человека и других биологических видов.

Значительную часть территории СУАР занимает пустыня Такла-Макан, оставшуюся – горы Тянь-Шань и Памир. Маршрут экспедиции "Кольцо Турфана 2008" проложен через Восточный Тянь-Шань и Турфанскую котловину.

Турфанская котловина - тектоническая впадина в отрогах Восточного Тянь-Шаня. Длина около 200 км, ширина около 70 км. Абсолютная глубина до минус 154 метров. Сложена преимущественно песчано-глинистыми отложениями. На дне - обширный солончак с небольшим горько-солёным озером. Это самое глубокое место Центральной Азии.

Вода
Источники воды весьма ограниченны. Горы бесснежны. Некоторые, обозначенные на картах, русла рек на момент экспедиции пересохли. В маленьких поселках люди могут вообще не иметь доступа к питьевой воде. Одиноко стоящие юрты снабжаются из колодцев. Крупные населенные пункты, как Иланлык или Токсун имеют систему поливных каналов и доступ к подземным водам. Большие города – Турфан, Урумчи – имеют водопровод.

Климат
Маршрут экспедиции проложен в двух климатических зонах. С одной стороны это горы Тянь-Шаня с альпийским климатом высокогорья, с другой характерная азиатская пустынно-степная зона.

Климат резко континентальный с большими колебаниями суточных и сезонных температур. В период проведения экспедиции среднедневная температура колебалась в пределах +25 - +40 днем и 0 - + 30. ночью.

Растительный мир
В Синьцзяне, расположенном в удаленной от моря засушливой внутриконтинентальной глубинке, на обширной территории отсутствуют условия, благоприятные для растений и животных. Биологические виды богато представлены лишь в местах, являющихся пограничными между крупными биологическими зонами, и в горных районах с вертикально меняющимися погодно-растительными условиями. Фауна и флора Синьцзяна отличаются особым, порой уникальным своеобразием.

В Синьцзяне произрастают 3270 видов растений, что составляет 30,5% от всех ботанических видов зарегистрированных в Китае. Богато представлены растения, используемые в качестве лекарств китайской традиционной медицины. Еще в Синьцзяне произрастает более 200 видов грибов, из которых 20 видов стали разводить в искусственных условиях.

С точки зрения развития животноводства в Синьцзяне имеются богатые луговые ресурсы. Главными по широте распространения являются 382 видов растений кормового значения, то есть 13,4% всех потенциальных луговых ресурсов СУАР. Они относятся к сложноцветным, злакоцветным, маревым и осоковым. В Синьцзяне на больших площадях произрастает люцерна (трех подвидов – лиловая, желтая и голубая) – наиболее ценная кормовая культура, которую во многих странах культивируют специально.

Коэффициент лесного покрова в Синьцзяне составляет лишь 1,68%, что намного меньше среднего по Китаю – 16,55%. По этому показателю СУАР стоит на втором месте с конца. Но если взять оазисы, где сосредоточены значительная масса населения Синьцзяна, то коэффициент лесного покрова там окажется не таким уж малым – 12%, в городах процент озелененной площади составляет 24%.

Говоря о лесах в Синьцзяне, различают горные леса и оазисные рощи. Общая площадь лесов – 4,2 миллиона гектаров, в том числе площадь горных лесов – 1,56 миллиона гектаров, лесные ресурсы составляют 219 миллионов кубометров. Главными районами (более 90%) сосредоточения горных лесов являются в Тянь-Шань и Алтай. Леса в Тян-Шанских горах представлены в основном хвойными породами, главной из которых является ель. В алтайских лесах главными породами являются лиственница, сибирский кедр и пихта.

Равнинные леса Синьцзяна подразделяются на три вида: рощи по берегам рек в пустыне, кустарники в пустыне и тугайные леса в речной поймах и ущельях. Тугайные леса состоят в основном из евроазиатского и синьцзянского тополей, их площадь в совокупности составляет 725 тысяч гектаров, объем леса – 14,46 миллиона кубометров.

В пустыне растут главным образом саксаул и тамариск, играющие важную роль в закреплении песков и удержании влаги. Площадь под ними равняется 770 тысяч гектаров. Однако традиционное использование этих кустарников в качестве бытового топлива привело к значительному их сокращению. Леса в долинах и ущельях находятся главным образом в бассейнах рек Или и Иртыша. Эти леса богаты лиственными породами. На протяжении истории леса эти сильно пострадали от вырубки. В настоящее время площадь под ними оценивается в 53 тысячи гектаров, причем тенденция сокращения сохраняется.
Организация экспедиции

Подготовительные мероприятия заняли весьма продолжительный период. Найти картографический материал интересующего нас района оказалось весьма непросто. Те карты, что удалось раздобыть, далеки от идеала.

Все участники экспедиции прошли физическую и теоретическую предпоходную подготовку. Особое внимание уделено комплектации снаряжения.

Для граждан Республики Казахстан в Китае действует визовый режим. Обычно индивидуальная виза для однократного посещения дается на три месяца и без особых проблем. Исходя из этих данных мы и планировали первоначальные сроки мероприятия на 2-12 мая. Однако в связи с проведением Пекинской олимпиады МИД КНР с 11 апреля прекратил оформление индивидуальных туристических виз, а с 12 мая закрыл границу для одиночек. Нам разрешили посетить Китай с 11 апреля по 11 мая.

Дополнительного хаоса в первоначальный план добавили и майские праздники. Как выяснилось Китай широко отмечает Международный день трудящихся из-за чего КПП на границе закрыт с 1-го по 4 мая. День победы празднуют в Казахстане. КПП не работал с 9-го по 11 мая. В итоге, сроки экспедиции пришлось переносить на 25.04.08 – 08.05.08.

Доставка участников до контрольно-пропускного пункта Хоргос на Казахстанско-Китайской границе осуществлена собственным автотранспортом. К началу активной части маршрута в город Урумчи команда добиралась на микроавтобусе-такси. Для этого потребовалось разбирать и паковать велосипеды в дорожные чехлы.

Пограничная служба КНР запрещает частным лицам провозить в страну упакованные продукты и жидкости. Поэтому принято решение закупать провиант, а так же газ для приготовления в точке старта. Запрет существует и в отношении лекарств, однако экспедиционную аптечку закупать в Китае мы не решились и провезли через границу почти контрабандно.

Непредвиденной сложностью оказалось отсутствие газовых баллонов нужной нам модификации. Притом что в Китае налажено их производство, а в Алматы иначе как «китайскими» такие баллоны не называют... Пришлось покупать высотные баллоны корейского производства и новую к ним горелку.

Краткое описание маршрута

Условно весь маршрут можно разделить на три части. Первая, от города Урумчи до перевала Лоханцзыдаван, представляет собой асфальтовую трассу № 103, местного значения, переходящую с началом гор, в узкую дорогу, построенную в труднодоступной, высокогорной местности. На отрезке редкость населенные пункты, попадались лишь отдельно стоящие юрты, кошары. Застройка единственного, встреченного нами, села в горах - плановая, системная, - типовые дома вдоль двух проулков западнее шоссе. У дороги магазин, небольшая автомастерская. Население преимущественно этнические казахи.

Этот отрезок занял два ходовых дня, все это время мы резко набирали высоту (н.у.м.) по асфальту. Подъем закончился перевалом Ак-Булак (2341). Затем короткий спуск по серпантину и мы выкатились на высокогорное плато. Скоро последовал незначительный подъем на перевал Лоханцзыдаван (2492) и скоростной спуск с него.

Вторая часть: спуск от асфальтовой части шоссе № 103 по его несуществующему продолжению в Турфанскую котловину с последующим, незначительным, подъемом в город Турфан. Этот отрезок пути так же занял два дня. Источники воды здесь ограниченны. Условия для жизни суровые. Резкий перепад высот, из тянь-шаньской прохлады мы свалились в жаровню Турфана.

С понижением высот количество населенных пунктов увеличивается. Впрочем, по китайским меркам этот район наверняка считается малозаселенным. Застройка сел бессистемная, хаотичная. Подавляющее большинство населения этнические уйгуры.

Третья часть пути от города Турфан до города Урумчи характеризуется относительно невысокими скалистыми горами, продолжительными безводными пространствами и сильными ветрами. Резкий перепад высот от 15 метров н.у.м. в Турфане до 2000 на безымянном перевале с последующим понижением. Преобладали дороги без покрытия, часто полное бездорожье.

На отрезке встречаются населенные пункты сельского типа, а так же отдельно стоящие юрты и кошары. Источники воды в основном колодцы. Русла рек пересохшие.

Маршрут пройден за восемь ходовых дней с одной дневкой в городе Турфан. На пути повстречались десять населенных пунктов, включая два города: Урумчи и Турфан. Преодолено три перевала высотой до трех тысяч метров.

Средняя скорость движения 60 км/день и 11 км/ч. Максимальный пробег – 100 км/день установлен на отрезке долина р. Илан-Гол – с. Иланлык. При спуске с перевала Лохацзыдаван зафиксирован абсолютный рекорд движения в походе: 78,7км/ч.

Изюминка экспедиции – дно Турфанской долины. Максимальная отрицательная отметка, пройденная командой: минус 89 метров. Температура воздуха в этом месте в день прохождения данного отрезка пути +40 градусов Цельсия.

Причины изменений

Отклонений от намеченного маршрута нет. Скорость прохождения маршрута, и качественные характеристики его преодоления соответствуют запланированным. Исключение составляет более оперативное продвижение в первой фазе путешествия. Это связанно с наличием хорошего асфальта и значительным сбросом высоты.

Состав команды

Участники международной велосипедной экспедиции "Кольцо Турфана 2008" давние активисты А13 Expedition Team, - команды мультиспортсменов, специализирующихся на горном и вело туризме, сноуборде, рафтинге и сплавах по бурной воде.

Команда А13 Expedition Team уже шестой год существует как объединение группы идейно вдохновленных любителей экстремального туризма. Костяк команды сложился из дипломированных инструкторов по горному туризму. Участники экспедиции "Кольцо Турфана 2008" имеют опыт велосипедных походов различных категории сложности.