Глава 1. Справочные сведения о маршруте 

Смысловая идея путешествия
После похода по Исландии очень хотелось все-таки посетить родину викингов – Норвегию, страну воды и камня; проехаться по тропам древних воинов и троллей. Норвегия экономически успешно развитая страна, остались ли эти древние тропы?

Планируя поход, мы ставили перед собой 3 цели: во-первых, ознакомиться не только с древними историческими памятниками, но и современными достижениями норвежцев; во-вторых, Норвегия страна воды и камня, поэтому хотелось в равной степени насладиться, как видами фьордов, так и горных плато с ледниками; ну и, в-третьих, чтобы поход был не только развлекательно-познавательным, но и спортивно-категорийным. Оставалась самая малость - составить маршрут так, чтобы и на фьорды поглазеть, и в древние города заехать и найти трудные пути дорожки среди чрезвычайно развитой системы асфальтированных дорог Норвегии!

Если с первыми двумя задачами мы справились легко, проложив маршрут от древней столицы викингов Тронхейма по островам и фьордам через город Берген в Ставангер, включив знаменитое чуда инженерной мысли атлантическую дорогу, то вот найти в Норвегии препятствия 3 кс, оказалось сложнее. Конечно же, здесь кругом горы, но дороги то - ровненькие, одно загляденье! В результате долгих поисков во всемирной путине, выяснили, что есть знаменитый национальный веломаршрут, который каждый норвежец должен обязательно проехать в своей жизни, т.е. спуститься с так называемой «крыши Норвегии» плато Хардангервидде, которое является национальным парком. Длина дороги где-то 90 км. Но большинство туристов добираются на поезде от станции Voss до станции Finse (1222 м) и скатываются до уровня моря, вдоль знаменитой Фломовской ж/д. Покрытие - каменистая горная дорога. Решено, если все вниз, значит нам вверх – вот и препятствие 3 кс. Еще одно препятствие мы нашли в другом национальном парке, где находится самое большой ледниковый район в материковой Европе – Юстедалсбреен. От деревушки Брисдал до деревушки Фонн идет туртропа, которая поднимается на высоту 1115 м. и вьётся между двумя ледниками. По описаниям, здесь ходят сотни туристов. Значит нам туда дорога. К тому же, опять же по описаниям, русские влотуристы здесь еще не были! Пахнет первопрохождением!!!!


Общая характеристика маршрута. Этапы и средства передвижения.

Т.к. вся Норвегия чрезвычайно гориста, то весь маршрут получился весьма динамичным и напряженным. Дневки предусмотрены не были, но отводилось достаточно времени для осмотра достопримечательностей. Только последний день маршрута можно считать дневкой. Он был посвящен осмотру Бергена. Все препятствия равномерно распределились по маршруту. Не смотря на такую равномерность и динамичность, все же мы выделяем следующие этапы:
 
I этап: Трондхейм – Кристиансунн – Буд – Молде
«Раскатка. Знакомство с культурой викингов» Дорога идет вдоль побережья Атлантического океана, и, следовательно, более менее «сглажена», что позволяет хорошо вкатиться, акклиматизироваться, надышаться свежим морским воздухом, попутно заглядывая в древние города, осматривая их достопримечательности, знакомясь с культурой и традициями викингов. На этом участке только одна паромная переправа Leirvag – Kristiansund. Во всех остальных местах, где раньше были переправы, теперь построили великолепные мосты – чудо инженерной мысли! Это же можно сказать и об уникальном атлантическом шоссе, которое прыгает с острова на остров, уходя далеко от материка. НО: нет больше парома из Кристиансунна в Бремснес. Теперь здесь прокопали тоннель, в который на велосипедах не пускают. Его длина почти 6 км, на глубине 250 м. Пришлось ехать на автобусе.

II этап: Молде – Анналснес – Трольстиген – Эйдсдал – Гейрангер
«Первые трудности». На этом участке нет красивых больших городов с музеями и памятниками. От Молде мы поворачиваем в глубь страны, в горы… Главной «достопримечательностью» на этом этапе является, конечно же, Лестница Троллей – наше первое зачетное препятствие (1 кс). После нее мы скатываемся к знаменитому фьорду Гейрангер. На этом участке две паромные переправы: 1-я Solsneset – Afarnes; 2-я Linge – Eidsdalen. А вот между Molde – Turhus больше не ходят паромы – построили тоннель, в который велосипедистов не пускают, так что пришлось объезжать кусочек фьорда.

III этап: Гейрангер – Хеллесильт – Оллен – Бриксдал – Фонн – Балестранн
«Курская дуга». Самый трудный участок маршрута, и одновременно самый красивый. Проходит он в основном по национальным паркам. Начинаем с первой длительной поездки на пароме по самому красивому в Норвегии Гейрангерфьорду, любуемся водопадами. Затем любуемся необыкновенными озерами, подъезжая к леднику Юстедалсбреен. Трехдневный переход по туртропе между ледниками. Первопрохождение. Все оказалось сложнее, что предполагалось в начале. Но так часто бывает, кода дело касается первопрохождений. Подъем на ледник со стороны Бриксдала оказался чрезвычайно крут. Основная масса туристов ходит с противоположной стороны от деревни Фонн, и то только доходят до обзорной площадки на ледник. В результате на подъем убили целый день. Челночили. Еще день добирались до самого перевала и начали спуск. И только на третий день вышли к деревне Фонн. Все усугублялось еще и тем, что погода испортилась, все время шел дождь, температура опускалась ночью, чуть ли не до минус 2. В результате наше второе зачетное препятствие, предполагавшееся как 3 кс, вылилось в одно локальное препятствие и одно 4 кс. Далее расслабиться не получилось. На пути к самому длинному фьорду Норвегии Согнефьорду нам предстояло преодолеть еще одно зачетное препятствие связку двух перевалов (2 кс).

IV этап: Балестранн – Флом – Финсе – Хэугастёль – Ульвик
«Крыша Норвегии». От Балестрана мы совершили второе длительное путешествие на скоростном пароме до Флома. Отсюда начинается подъём на высокогорное плато Хардангервидде, которое норвежцы гордо называют «Крышей Норвегии». Здесь проложен общенациональный веломаршрут. Город кишит вело туристами. Их пачками загружают в старые вагончики ж/д и они совершают головокружительный подъем на плато по уникальной горной ж/д, а потом скатываются на велосипедах вниз. Нам же предстояло подняться вверх на велосипедах и всю дорогу смотреть в оба глаза, чтобы не столкнуться с несущимися вниз отмороженными туристами!!! Ночевали на «крыше Норвегии», на второй день продолжили под дождем и невероятной силы ветром и временами в тумане подъем, а потом вялый спуск к поселку Хэугастёль. Покрытие каменно горная дорога. Подъем – 3 кс, движение по плато – 2 кс. Выехав на трассу №7 (самая высокая дорога в Европе, проложена на высоте более 1000 м) продолжаем движение по Крыше Норвегии, где-то после пос Vakavadet начинается спуск к фьорду, сначала плавный, а потом срывается головокружительно вниз. В густом тумане вообще ничего не видно. Но на наше счастье на самом крутом участке, где пробили огромное количество тоннелей, есть старая дорога, которую приспособили под велодорожку. Так что спуск становится безопасным и очень живописным!!! Закончив спуск с «крыши» переправляемся на паромеBrimness – Bruravik и заканчиваем день в городке Ульвик.

V этап: Ульвик – Восс – Дале – Берген
«Велодорожками до Бергена». От поселка Garen (на расе №7 до спуска к фьорду) начинается одна из велодорожек. Она идет через Ульвик, затем на Восс и далее до Бергена. Можно ориентироваться по указателям. Это очень удобно, т.к. чем ближе к Бергену, тем напряженнее трассы, но очень мало второстепенных дорог из-за рукавов фьордов. Здесь либо вода, либо скалы. Под велодорожку отдали старые дороги, которые перестали использовать, после строительства новых трасс и тоннелей. Но где-то все же приходилось выезжать на трассу из-за прижима фьорда, но там официально разрешено ехать по трассе на велосипеде, и в тоннелях в том числе, иначе просто негде!! На этом этапе у нас было последнее зачетное препятствие – связка 3х перевалов на участке Ульвик – озеро Hamlargovatn 2 кс. Было на этом участке еще одно незапланированное приключение. От Sranghelle велодорожка выходит на трассу Е16. Слева скалы, справа - ж/д и волны фьорда. Выхода нет, едем по трассе. Тоннель за тоннелем – страшно жуть! Но водители очень внимательны и корректны! Но вот тоннель более 1 км, страху натерпелись! И газов нанюхались! Следующий почти 3 км. Вправо уходит отворотка в поселок Stavenesli. Решили свернуть в надежде, что есть к-н объездная дорога, но знака велодорожка нет! Местные сказали, что можно проехать по старой дороге. Только нужно взять фонарики. В результате мы попали на старую ж/д дорогу с которой сняли рельсы и шпалы, пройдя несколько длинных темных тоннелей, дорога превратилась в еле заметную тропинку, а в конце юркнула в длиннющий тоннель, который вывел нас в тоннель действующей ж/д на станцию Trengerein!!!!!! Далее дорога идет по велодорожке, т.е по старой дороге, все-время петляя вокруг трассы, то под ней, то сверху до самого Бергена.

 
Варианты подъезда и отъезда. И другая полезная информация.
Заброска на маршрут:

Заброска осуществлялась в несколько этапов:
1) поезд Москва-Хельсинки
2) паром Хельсинки – Стокгольм
3) поезд Стокгольм – Тронхейм
В Тронхейм можно попасть только на поезде либо из Осло или Бергена, либо через Швецию. Самолетом дорого, единственный вариант, который мы нашли – это лететь с пересадкой в Риге Москва-Осло, ну и т.к. большинство членов нашей команды (кроме Дмитрия Петровича) были в Скандинавии впервые, то решили поехать на поезде, заодно еще и посмотреть столицы Финляндии и Швеции.
Все билеты бронировали заранее, но вот с поездом Стокгольм – Тронхейм вышла незадача – бронировать через официальный сайт шведских ж/д можно только по специальной банковской карте, которая выпущена скандинавскими банками, нового образца с чипом! Так что покупали билеты за несколько дней до отправления из Стокгольма в городе Упсала (мы с Дмитрием Петровичем еще крутили единичку по Финляндии и Швеции, это также была одна из причин, почему мы решили встретиться с остальными участниками похода по Норвегии в Стокгольме). К тому же прямого поезда нет, только с пересадкой на границе на станции Duved на норвежский поезд. Он больше похож на экспресс и был практически пустой. Вагонов мало 3или 4.

Выброска с маршрута:
Выброска оказалась тоже сложной:
1) поезд Берген – Осло
2) поезд Осло – Стокгольм
3) паром Стокгольм – Хельсинки
4) поезд Хельсинки – Москва
Билеты на поезд Берген – Осло покупали в городе Воссе (Voss) на ж/д вокзале. Система ж/д в Норвегии единая, так что на любой станции можно приобрести билет куда угодно. Но вот билеты на поезд до Стокгольма пришлось покупать в Осло буквально накануне, т.к. от Осло идет уже шведский поезд. Все остальные бронировались заранее еще в Москве.

ж/д, автобусы, паромы и провоз велосипеда
Проезд на поезде достаточно дорогой, так что мы путешествовали на ночных поездах в сидячих вагонах. Все поезда делятся на те, где есть официальные места для велосипедов, и где их нет!!!!! Они ограничены, поэтому их надо бронировать заранее. Нам не везде они доставались, так что приходилось хитрить: разбирали полностью велики, паковали их в чехлы и колеса отдельно в чехлы, и пихали, куда только могли! Старались приходить заранее, чтобы оккупировать багажные места в начале вагона, и за спинками кресел. Один раз нам повезло – места наши были в вагоне, где есть отсек для колясок. Добрые шведские проводники сами предложили нам туда все сложить! И еще помогли!!! Мы четко уяснили, что нужно соблюдать все законы, но можно их и обойти, притворившись «шлангом» - разобранный велосипед в чехле, это уже не велосипед, а багаж!!! Кстати сами местные жители делают точно также. В Осло один фрукт скрутил колеса, педали, связал все вместе и пошел в поезд, даже не упаковав велик в чехол! Однако, в общем, в Норвегии строже, и если нельзя, значит нельзя! Если надо платить за велик, значит надо платить, а не пытаться по нашей советской привычке «все на халяву» улизнуть от уплаты. Здесь этот номер не пройдет! Наличие билета на велосипед дает право ввезти его в поезд без разборки и упаковки. Для них отведен целый отсек в одном из вагонов. Проводник втаскивает их и выдает сам! При покупке билета выдается бирка на ленточке, которую нужно повесить на велосипед. Это, конечно очень удобно. Никакой головной боли: влезет, не влезет, где остановится вагон, сколько придется все вещи тащить по платформе!!!! А тут на велике довезли рюкзаки до своего вагона, сбросили их и поехали до веловагона!!!!!!!! И все!!!!!!

•На автобусе пришлось ехать только одни раз, когда уперлись в новый тоннель от Кристиансунна на пути в Буд. Раньше здесь ходили паромы, но теперь проложили новый тоннель под фьордом, длина которого около 6 км, а глубина 250 метров. Движение на велосипеде запрещено! Билеты купили у водителя. 3 велосипеда повесили на крепление сзади автобуса, остальные впихнули в багажный отсек. Пассажиров практически не было! Еще два или три человека и мы! А вот от первоначального плана ехать на ночном автобусе из Осло в Стокгольм пришлось отказаться. Нас даже на пушечный выстрел не подпустили к нему, еще у билетной кассы на автовокзале! Автобусы шведские, а у них правило: никаких велосипедов! Даже в разобранном и упакованном виде. Перед нами еще пара велосипедистов была, так звонили даже самому управляющему компании, разрешить в виде исключения – ни в какую! Да еще пятница вечер!!!!

Паромов много. У нас их было 6 плюс паром Стокгольм – Хельсинки. С велосипедами проблем нет, заезжай с машинами и плати и за себя и за велик! Надо только уточнить расписание некоторых паромов в tourist information. Ближе к концу сезона их может на длинных туристических маршрутах быть меньше. Например, на Согне-фьорде до Флома ходят лишь несколько раз в день. Заезжая на паром, не надо вставать в очередь, а вставать первыми, и как только поднимется шлагбаум проезжать, куда укажут паромщики, а то потом придется ждать пока заедут все машины.

Тоннели. Большое количество тоннелей, особенно те, что проложены под фьордами, закрыты для велотуристов! Планируя маршрут надо обязательно найти карту, где указаны те тоннели, что открыты для нас. Мы пользовались старой картой Дмитрия Петровича, которую он привез из предыдущих походов по Норвегии. В Тронхейме нашли в книжном магазине новую, сверили, подкорректировали наш маршрут. Многие тоннели пробили сравнительно недавно, а существовавшие ранее объездные дороги отвели под велодорожки. Очень удобно. Едешь, любуешься природой, правда это удлиняет километраж, зато безопасно! Согласно правилам в некоторых тоннелях, если нет знака «движение на велосипеде запрещено», можно ехать, но если есть такая объездная дорога, то можно ехать только по ней!


Водители и велодорожки
Надо отдать должное норвежским водителям. Вели себя очень вежливо и корректно, обгоняли только, когда предоставлялась возможность на расстоянии около 2-х метров от нас, в противном случае тянулись сзади, но не сигналили, не подгоняли. К сожалению, практичные норвежцы не тратят деньги на широкие обочины, поэтому на большинстве дорог водителям приходилось туго, но мы тоже не лыком шиты – если предоставлялась возможность, съезжали на обочину, пропуская скопившиеся машины. В принципе, машин не очень много, кроме трасс, там фур полно и гоняют очень лихо! Было страшновато! К счастью таких дорог было очень мало на нашем маршруте.
Велодорожек в Норвегии меньше, чем в Финляндии, но достаточно! Особенно понравилась идея объезда новых тоннелей по старым дорогам, которые они не бросают, а превратили в живописные велодорожки!

Общие данные о походе:
 
Общий км за поход – 1107,52 км (из них 57,13 км – каменистая горная дорога; 19,05 км – грейдер; 10,54 км - туртропа)
Общий набор высоты за поход –12322 м;
Общий сброс высоты за поход – 12301м
Общее время движения (вело) – 97 часов, 12 мин.
Средняя скорость (вело) – 11,4 км/час
Паромов – 6
Тоннелей – немеренно ( сбились после 20 го)

Участники похода:
 

1. Чебаевская Светлана (руководитель, переводчик, летописец, завхоз, казначей)
2. Боголюбов Дмитрий Петрович (завхоз по снаряжению, механик, оператор)
3. Наумов Дмитрий (фотограф)
4. Михайлов Сергей (штурман, летописец)
5. Лесин Никита (костровой, примусист)

 
























 








 








 
Глава 2. Описание путешествия по дням 

День 1-ый. 02.08.2011
Трондхейм - 


Понедельник. Мы встретились с ребятами в Стокгольме, и, осмотрев город, отправились вечером на вокзал. Благополучно загрузившись в поезд, мы уже мысленно представляли себе горы и фьорды Норвегии. (Стоимость билета Stockholm – Duved =886 SEK, Duved – Trondheim =224 SEK)
Загрузка в поезд прошла спокойно, хотя очень переживали – поезд ведь проходящий! И как быть с велосипедами – разбирать или не разбирать? Когда мы покупали билеты в Упсале, выяснилось, что в этом единственном вечернем поезде в нужном нам направлении не предусмотрены места для велосипедов, т.е. их вообще нет. Но девушка, специально или случайно, мы так и не поняли, подыскала нам вагон, в котором, как позже выяснилось, есть отделение для колясок. Накатавшись по вечернему Стокгольму, пораньше приехали на вокзал. Поезд отходил в 23.50.
К слову о вокзале Стокгольма – это полный кошмар для велотуристов. Проход на платформы через подземные тоннели, ступеньки очень крутые, пандусов нет. На одной из лестниц я не удержала велосипед и почти завалила его через весь проход, создав пробку! Кое как вылезли на перрон, разобрали велики и тщательно их упаковали. Когда подъехал поезд, стали судорожно закидывать вещи в вагон. Проходы узкие, есть 2-х ярусные полки для багажа, но велики туда не положишь. К счастью, подошли проводники и любезно открыли нам колясочную, причем открыли дверь сразу из колясочной на перрон, что очень облегчило закидывание велосипедов! Туда же запихнули под шумок и рюкзаки. Хоть поезд и проходящий, вагон наш был совершенно пустой, видимо все пассажиры ехали из Стокгольма. И действительно вагон стал потихоньку заполняться, и забился до отказа. Очень странный молодой человек все прыгал с места на место, когда приходили законные владельцы. Оказывается, есть билеты, которые продают в день отправления «без места», т.е. его обладатель может сесть, если освободиться к-л место.

Вторник. Ночью спали плохо, замерзла, все бока намяла, крутясь в кресле. В 08.38 прибыли на станцию Duved (это еще на территории Швеции). В 08.51 должен был подойти следующий поезд до Тронхейма. От проводников узнали, что он подойдет на эту же платформу. Ждем. Платформа длинная. Вещисвалили кучей в центре. Если в первом поезде у нас были места, то здесь уже нет. Было подозрение, что это какая-то местная электричка. Так оно и оказалось! Подъехало 3 вагона, а мы с нашей горой остались далеко позади. Пришлось бежать с вещами к последнему вагону. Но напрасно мы суетились – народу мало, почти никого, девушка проводник, подождала, пока мы все погрузим в тамбур, и только после этого дала сигнал к отправлению.

 Погода за окном разгуливается, выглянуло солнышко, стало заметно теплее и я, пригревшись, блаженно заснула в мягком кресле. В 11.10 прибыли на вокзал Тронхейма. 
Снова выгружаемся, собираем велосипеды, меняем тут же деньги и устраиваем перекус в местном буфете. Погода отличная. В городе нашли книжный, отыскали недостающие карты, и пошли осматривать достопримечательности. Очень впечатлил подъем на башню собора Св. Олафа. Сверху открывается прекрасная панорама на город. А еще больше понравилась ярмарка викингов, развернутая тут же во дворе музея. Здесь пекли блинчики и всякие вкусняшки, пилили древними инструментами камни, мастера выкладывали свои изделия. Я прикупила очаровательные серьги и колечко в виде змеи ручной работы.


Но времени мало, спешим в знаменитый музей деревянного зодчества Сверресборг. Перед самым музеем взбираемся в о-о-о-чень крутую горку. Музей обалденный. Здесь представлены дома разных периодов истории Норвегии, начиная с древних хибарок и заканчивая улочками середины ХХ века. Везде можно зайти, все потрогать. Окультурившись, понимаем, что еще и не обедали, а время уже 18.00. Чуть проехав дальше по дороге вверх с левой стороны супермаркет Remo. Отличный магазин, очень большой выбор продуктов. Тут же на лавочке устраиваем перекус.
В 19.00 стартуем из города. Выезжаем тихими дорогами обозначенными, как вело-маршрут. Вечер очень спокойный и тихий, приятно катится, хотя рельеф уже чувствуется, особенно после бессонной ночи в поезде. К 9 вечера прокатили около 34 км. Встали на ночь на берегу фьорда, любуемся закатом. К ночи заметно похолодало.

ДЕНЬ 2-ой 03.08.2011
Трасавика – Оркангер – Волен – Хемне – Сванем - Орвог

 
Среда. 08:00 подъем. Спали как убитые. Ночью шел дождь. День на удивление выдался солнечный и теплый. Дороги спокойные и красивые. Весь день наперегонки ехали с группой французов. Они ночевали недалеко от нас в кемпинге. Ехали прямо, а мы наматывали круги, и снова пересекались. Набрали грибов, причем даже от дороги не отходили, прямо с велосипеда замечали аппетитные шляпки. Временами приходилось отлавливать членов команды из придорожных зарослей малины! Очень сладкой и вкусной!
Дорога бежала по лесистым склонам, то ныряя к фьорду, то снова взбираясь в горы. Кругом сосны да ели. Удивительной красоты озера, застывшие, словно поверхность зеркала. И в дальнейшем я обратила на этот замечательный факт внимание. Я еще нигде не видела озера, поверхность которых столь неподвижна, идеально ровна, словно зеркало, отражая холмы и ели, и внушающие такое спокойствие и умиротворение!

В 17:30 добрались до городка Hemne. Здесь снова встретились с французами, которые метались по городку видимо в поисках кемпинга. Прежде, чем посетить местный магазин, столь полюбившийся нам супермаркет Rema 1000,

поднялись в о-о-чень крутую горку, дабы посмотреть на местную кирху. Закупились продуктами и отправились дальше.К вечеру преодолели перевальчик и, налюбовавшись со смотровой площадки на блестевший вдали внизу фьорд, стали искать место для ночевки. На спуске очень болотистые места, все чвакает, но явных ручьев не видать. Небо затягивает тучами. К счастью, заметили отворотку с главной дороги на лево. Оказалось. Что это зимнее стрельбище. Здесь видимо тренируются биатлонщики. Есть пара сараев, навес со столами и туалет с бумагой! Мы проехали чуть дальше до тупика, переехав ручеек. Есть какая-то постройка с крышей. Здесь и ставим палатки. Как раз вовремя. Начал накрапывать дождик, который потом монотонно стучал по палатке всю ночь! Сварили густой грибной супчик! Отбой в 22:30



ДЕНЬ 3-ий 04.08.2011
Орвог – Эйдет – Меридал – Стурвик – Лейрвог - Кристиансунн

 
Четверг. 08:00 подъем. Дождь. К 09:00 дождь затих, но облачно и туманно. Выходим в 09:40. Утром ехалось тяжело, очень влажно и как-то душно. Остановились у церквушки в Arvagen . Набрали воды. В Норвегии, как в Швеции, у всех церквей есть краны или шланги с водой. Постепенно погода разгуливается выглянуло солнышко. Опять тепло и радостно!
Сегодня должно быть 2 парома! Но первый паром Vinsternes – Nordheim отменился – построили целую систему мостов! Это, конечно, прибавило нам несколько км, но зато сэкономили! Второй паром Leirvag – Kvernberget ходит каждые 30 минут. Как раз успели. Паром никого не ждет: приехал, высадил, загрузил, уехал. За 5-х плюс велосипеды отдали 155 NOK. Время в пути 25 минут.
Ближайший к Кристинсунну кемпинг находится рядом с местных аэродромом в нескольких км от центра города. Сегодня останавливаемся в кемпинге. Ставим палатки, бросаем вещи и на пустых велосипедах отправляемся смотреть город. Прогулка оказалась очень интересной.
Город специфический, выделяющийся из увиденных нами городов, с явно выраженным характером. Расположенный на островах, раскинулся по склонам гор уходящих вводу. Все улицы и дома на них причудливо прыгают вверх вниз. Много яхт! Отыскали местную достопримечательность – Бабу с треской. Так местные жители выразили свою благодарность кормившей их рыбе и женщине ее обрабатывающую.

Покатались по старой части города на островке, попасть на который можно по парящему в небе ажурному автомобильному мосту! Вообщем город понравился. На обратном пути, на выезде из города отыскали наш любимый супермаркет Rema 1000. Закупились и покатили в кемпинг. Наконец-то, наступило время помыться!!!!!!!!!!!! За палатки отдали 200 NOK, за душь – 50 NOK, т.е. по 10 за человека. В этом замечательном кемпинге, заплатив по 10 тугриков, можно было плескаться в душе сколько хочешь! Без ограничения по времени. Душ в главном домике. Пол с подогревом! Нашли стол, притащили его к нашим палаткам. Навесов нет. Здесь же на поле небольшая кухонька. Плита – электрическая. Туалет на 1 персону. Можно подзарядить батарейки. Кроме нас в платках никого не было. Так что на домик никто не претендовал. Отмывшись и откушав в 22:30 отправились спать.

ДЕНЬ 4-ый 05.08.2011
Кристиансунн – Корваг – Фарстад – Вуд – Торнес – Малме – Брускарет - Мольд
е
 
Пятница. Накануне, заехав в Кристиансунне узнать расписание паромов из Кристиансунна до пос. Bremsnes, выяснили, что паромы больше не ходят, т.к построили новый тоннель, куда на велосипеде нельзя! Заехали на автовокзал. Первый автобус идет в 10:15.
Итак, утром поднялись пораньше, до города от кемпинга почти 8 км. Билеты купили у водителя. Велики повесили на крюк сзади автобуса и запихнули в багажный отсек. Тоннель произвел сильное впечатление. Снимаю шляпу перед норвежскими инженерами и строителями. Проходит он на глубине 250 метров под водами фьорда, а длина 6 км. На велосипеде здесь действительно никак! Очень узко. Нет обочин, сначала медленно спускаемся, потом выезжаем на поверхность.

Высаживаемся на автостанции, впереди нас ждет еще одно чудо созданное норвежскими инженерами и строителями – атлантическое шоссе. Оно прыгает по фьорду с островка на островок, с отмели на отмель, уходя далеко от материка в воды Атлантики. Это уникальная система мостов и дамб, самый красивый мост которой, вздымается ввысь, и складывается впечатление, будто машины поднимаются в никуда. Наш фотограф Дмитрий пропел нам все уши еще вчера, о великолепном снимке, который он жаждал сделать на этом мосту!
Нам безумно повезло с погодой! Сияло солнце на безоблачном голубом небе, сверкало море. Шоссе уникальное, складывается впечатление, что ты едешь прямо по морю-океану! На фоне голубой воды, очаровательно смотрятся ярко-оранжевые водоросли прилипшие к камням, обнажившимся после отлива. Однако очень много туристов на машинах. Некоторые катаются туда-сюда, в поисках хороших кадров. На дороге есть официальное место отдыха со столиками и бесплатным туалетом в маленькой кафешке. Здесь на стенах кафе мы нашли очень интересные шокирующие фото этой дороги во время шторма. Волны беснующейся стихии полностью захлестывают дорогу, говорят, были случаи, когда смыло неосторожных туристов!

Однако дорога закончилась быстрее, чем я думала, а может просто было так красиво, что не заметили, как всю ее проехали! Сворачиваем с трассы и продолжаем движение вдоль моря. Дорога стала заметно тише, любуемся красивыми заливами и небольшими деревушками с причудливыми домиками, как и сотни лет назад покрытыми дерном. Я собрала целую коллекцию фотографий интересных зданий идей для папиной дачи….В районе поселка Hustad проехали песчаный пляж, где местное население загорало и плескалось в воде. Была идея свернуть, за нее особо ратовал Сергей, который все никак не мог улучить возможность искупаться в водах северной Атлантики, но все-таки решили воздержаться, и время поджимало, да и ветер дул какой-то ледяной! На одном из мест для отдыха, где стояли длинные столы из камня, устроили перекус с видом на залив.

Погода начала заметно портиться. Появились тучи, начал дуть ветер. Когда подъехали к Буду, небо уже совсем затянуло. Посещаем старый форт, построенный русскими и польскими военнопленными для немцев. В сам форт не спускались, а только погуляли и полюбовались видами сверху. Не понравилась цена входного билета - 70 NOK с человека! Но вид потрясающий! И стратегически очень выгодное место – прострел на километры вокруг.
 
После Malme подъехали к развилке, прямо - платная дорога в тоннель, длина которого 4 км, налево объездная. Посмотрев, какое количество фур шло в этот тоннель, и, оценив его длину, мы решили поехать в объезд. Дорога плавно идет в горку, по живописным деревенькам, а потом также плавно спускается почти до самого кемпинга в Молде. Уже начинало накрапывать. В кемпинге полно народу, еле-еле нашли место под палатки. Навесов нет, туалет и все услуги далеко. Душ – за жетончики 10 NOK за 5 мин. Решили, что баловство каждый день мыться, да еще после вчерашнего кемпинга, где за 10 тугриков мылись по часу! Отдельно плата за палатки и за людей, итого отдали 250 NOK. Площадка кемпинга расположена прямо на берегу фьорда, и мы наблюдали, как на противоположном берегу темнела громада гор, медленно затягиваемая набухшими дождевыми тучами, предвкушая перспективу завтра оказаться как раз там…. Заметно похолодало.
Дмитрий и Д. Петрович поехали в центр города в поисках магазина, а мы занялись установкой палаток, пока дождь не разошелся, и кое-как приспособили наш тент от дождя. Кухня маленькая. Электроплита только с одной конфоркой, т.е. здесь можно только набрать воды и помыть посуду. Народ в основном живет в домиках от 450 NOK за 1 ночь на двоих. Пользуясь временной заминкой, Сергей, наконец, исполнил свою мечту – искупался в водах норвежского фьорда!
К 21:00 опять пошел дождь, то тише, то сильнее. Готовили на улице под тентом, там же и ужинали. Отбой в 23:00.


ДЕНЬ 5-ый 06.08.2011
Молде – Клейве – Рёвик – Офарнес – Оналснес

 
Суббота. Утро. Осматриваем город Молде на пустых велосипедах. Город очень понравился. Молде называют городом роз. И действительно очень много разных памятников, посвященных этому прекрасному цветку. Да и сам цветок растет и цвет повсюду. К сожалению, не смогли посетить местный музей деревянного зодчества. Он работает очень редко, особенно в августе.
Всю ночь шел дождь, но, когда мы проснулись, его уже не было. Небо затянуто. Облака низкие, рваные, быстро бегут по небу. Холодно. Горы на противоположном берегу фьорда покрыты низкими темными тучами. А нам сегодня туда!
Стартуем из кемпинга в 11:00. Чтобы попасть в Rovik, приходится объезжать весь Fannefjorden, т.к. тоннель Molde – Turhus закрыт для велосипеда. Поднялся ветер. Впереди ничего не видно, сплошное «молоко», сзади, справа, слева видно, как поливает дождь, а мы словно в каком-то коридоре, сухие, и радостные. Но к часу дня наше везение закончилось – попали-таки под дождь, и ехали под ним с переменным успехом до конца дня. Холодный, бр-р-р. Зато, наконец-то, наступила нормальная норвежская погода, о которой мы так много читали перед отъездом! Горы и заливы фьордов полузакрытые пеленой дождя и тумана приобрели необыкновенное очарование! Такими они мне понравились даже больше

16:00 паромная переправа Afarnes – Solsnes. Обошлась нам в 135NOK. Переправившись, сразу устроили перекус. Есть магазинчик и столики. Постарались спрятаться от ветра и дождя за стеной магазина. На перекус, как всегда, чай, сладкое, бутерброды, сухофрукты. Холодно, тело бьет дрожь. Поэтому долго здесь не задерживаемся.
Подъезжая к Andalsnes, пришлось опять объезжать очередной фьорд Isfjorden. Но еще только спустившись к фьорду прямо напротив городка, останавливаемся полюбоваться открывшейся картиной: теряющиеся в низко нависших тучах вершины гор и сам городок прилепившийся к ним. Там за хмурыми тучами скрывалась знаменитая «Лестница Троллей», которую нам завтра штурмовать. Над всем фьордом гремит музыка, как мы потом выяснили это ежегодный рок фестиваль. Городок наводнили музыканты и их поклонники. Кругом все бурлит, гремит, поет!

Место под стоянку мы не нашли. Есть 2 кемпинга – один на подъезде к Andalsnes в Grotta, другой - уже на выезде из Andalsnes, как раз на дороге к «Лестнице троллей». Ехать дальше за город и искать дикую ночевку у нас уже не было сил, да и дождь, было прекратившийся, начал поливать с новой силой, поэтому решили остановиться во втором кемпинге. Обошелся он нам в 310NOK душ 15 NOK 5 мин. Перед кемпингом есть супермаркет Rema. Ночевка выдалась не самой удачной, очень много народа, навесов нет, столов на кухне нет, только один, за который пришлось «побороться», чтобы поужинать в тепле. Всю ночь до 06:30 пели рокеры. Их, правда, всех селили ближе к реке в одном месте, но слышно было все равно хорошо!
Сегодня на нашем пути встретилось 3 тоннеля

ДЕНЬ 6-ой 07.08.2011
Оналснес – Трольстиген – Эйдсдал –Гейрангер

 
Воскресенье. 07:30 подъем. Утром тучи потихоньку разошлись. К выходу из кемпинга уже светило солнце. Очень красивые облака – белые обезьяны. По дороге к Лестнице троллей встретили еще 2 кемпинга. Очень живописные и менее шумные. Жаль вчера не доехали! Встретилось также несколько мест под пару палаток, вообщем не хватило нам вчера все какого-нибудь часа светового времени!
Лестница троллей – что можно о ней сказать? Красиво! Но напоминает подъем на Ай-Петри: туда-сюда, туда-сюда! Очень повезло с погодой, учитывая, как вчера целый день поливал дождь! Солнце в нужный момент осветило почти весь подъем. Очень красивый вид со смотровой, которая будто парит в воздухе. Когда поднимались, многие, в проезжавших машинах, подбадривали, даже хлопали! Однако чрезвычайно сильное движение: много кемперов и автобусов! Дорога узкая, постоянно возникают заторы, да еще мы ползем! Наблюдали сверху, как один туравтобус пытался повернуть на одном из колен подъема – ужас, он занял всю проезжую часть, и было ощущение, что вообще не впишется в поворот и полетит вниз, но нет, повернул! К часу добрались до смотровой, еще немного и перевал взят! Кругом все журчит, и сочится водой. Леднички. Постепенно затягивает небо, как и обещали, после обеда, но дождя пока нет



Спуск 30 км! пролетели как один миг, почти не надо педалировать. Сделали лишь одну остановку после первых 15 км. Дорога очень красивая. На последней части спуска на склонах открылись поля КЛУБНИКИ!!!! В воздухе висит аромат спелых ягод. Вдоль дороги забавные вывески в форме клубничин. Не удержались, купили пару лотков по 35 NOK.

В Sylte встретили наших французов, узнав нас, они активно начали махать и приветственно улыбаться. Помахав в ответ, мы поехали своей дорогой. Отсюда стартует круизный паром до самого красивого фьорда Норвегии Geiranger. Очевидно наши французы спешили на один из них, а мы отправились на другой паром Linge – Eidsdal. Обошелся в 125NOK (за всех). Переправившись. Уже по традиции устроили перекус. Тут же есть отличные столики с видом на фьорд. Уплетаем клубнику. Есть туалет за 10 NOK.

Ползем вверх на следующий перевал. Дорога менее живописная. Мало населенки. Есть места, где можно встать на ночевку. Хотя большая часть подъема идет вдоль отвесных стен, по которым опять-таки струится вода. На перевале можно встать на ночь. Есть туалет (платный автомат), столики и прекрасный вид на фьорд Geiranger. Уже стоит пара палаток. Это туристы из кемперов экономят. Сидят умиротворенно ужинают за столиками. Начинает накрапывать. Хотелось бы тоже поэкономить и встать дикарем здесь же, но надо спускаться к городу. Мы не знаем точно, когда идет паром. Надеемся найти место внизу. Спуск головокружительный. Пришлось останавливаться – остужать обода. Очень устали руки давить на тормоза, на этом многовитковом спуске в 10%!
Когда спустились вниз, на часах уже было 20:00, ищем information office. Понимаем, что уже ничего не работает, да и как оказалось, до города мы еще не доехали. Сразу у спуска кемпинг. Выясняем, что один из паромов отходит в 09:30. Как раз подходит. Поискав место для ночевки, ни с чем возвращаемся к кемпингу! Придется опять платить! Отдали 315 NOK. Душ 4,5 мин – 10NOK кухня маленькая, столов под крышей нет. Нашли столик, перенесли его к нашим палаткам. Вечером любовались вечерними огнями Гейрангера. Отбой 22:30.


ДЕНЬ 7-ой 08.08.2011
Гейрангер – Хеллесильт – Стрюн – Олден - Бриксдал

 
Понедельник Ранний подъем, спешим на паром по самому красивому фьорду Норвегии Geiranger. Обошелся он нам в 700 NOK, за 50 минут преодолели расстояние в 20 км. Очень красиво. Опять повезло с погодой! Солнце, белые облака плывут по фьорду, водопады. Гид что-то вещает, мол, посмотрите налево, посмотрите направо…. Нет смысла заказывать экскурсионный тур – и по маршруту движемся и природными достопримечательностями любуемся!

Высаживаемся в городке Helletsylt. Водопад на пристани очень красиво вписан в городской пейзаж. Делаем закупку продуктов в супермаркете Coop. И трогаемся в путь по шоссе №60. На участке, где наше шоссе сливается с трассой Е-15 очень много машин! Просто кошмар! Фуры летят, обочины нет! Еле доехали до Stryn. В этом городке оказался супермаркет Rema! Зря закупались в Helletsylt!!!! На выезде из городка делаем перекус на небольшом причале. Есть столик и пара лавочек. Обалденный вид на озеро!
Надо сказать, что весь этот день мы убегали от дождя. Видно было, как он стеной поливает то справа, то слева, то догоняет сзади, но промочил он нас только ближе к вечеру, когда мы свернули на тупиковую дорогу в поселке Olden к нацпарку Jostedalsbreen, где находится самый большой ледник в Европе (континентальной), точнее их там несколько.

Дорога вьется, огибая голубые ледниковые озера. Все окутано дождевой дымкой. Чем ближе к леднику, тем голубее цвет реки, бурлящей вдоль дороги, громче водопады, срывающиеся со скал. Заметно холодает, над рекой струится пар…. Долинка сужается совсем. Показался язык ледника, нависший над турстоянкой в Briksdal, у начала нашей тропы по национальному парку между двух ледников. Дождь уже просто льет, как из ведра. Быстро ставим палатки, ужинаем и спать. Кругом все журчит, капает, ревет – у нас почти над головой огромный водопад!


ДЕНЬ 8-ой 09.08.2011
Бриксдал – подъем под ледник по туртропе
 

Вторник 07:30 подъем. Льет дождь. Но ничего не поделаешь, быстро завтракаем, пакуемся в непромокаемую одежду и выдвигаемся на тропу. Вечером заранее уточнили у местных, где именно она начинается. Оказывается, что мы имели описания несколько преувеличенные о популярности данного трека. В нашем источнике говорилось, что здесь, мол, каждый день ходят сотни туристов. Утром выяснилось, что этих самых туристов подвозят на автобусе к площадке слева от нашей турстоянки, и они топают немного выше на следующую смотровую площадку к озеру. Мы ее потом обозревали сверху. А наш путь лежал направо. Предстояло совершить очень крутой подъем. Погода дрянь. Дождь лил весь день. Все промокли до нитки. Почти сразу пришлось челночить, и так весь день! На некоторых участках, особенно вначале, где тропа шла по скальным выходам почти вплотную с водопадом, пришлось цепляться за цепи, вмонтированные в камень. Сегодня и весь следующий день мы не встретили ни одного туриста

Как это и бывает с первопрохождениями, из-за недостатка информации, могут возникнуть всякие непредвиденные приключения. Наше «злоключение» заключалось в том, что в этот день мы не дошли достаточно далеко до места предполагаемой ночевки! А лишь влезли в самый крутяк, и на единственной ровной, насколько она может быть ровной на камнях, между снежником и озерцом площадке разбили лагерь.
Подъем дался очень тяжело. Карабкаться вверх – это еще полбеды, а вот спускаться потом вниз – гораздо труднее…. Но карабкались дружно, помогая и поддерживая друг друга!
Перекус устроили в очень живописной расщелине, она немного укрыла нас от монотонного дождя.

Но холодало. Пока двигались было жарко, а вот остановились, все мокрые насквозь, вскоре начала бить жестокая дрожь. Поползли дальше. Там, где склон начал чуть выполаживаться, под ногами зачавкал мох и ручейки… К вечеру температура упала до +4!
Наш фотограф Дмитрий нашел средство поднятия настроения, на подъеме собирал грибы!!! И вместе со всеми шмотками тащил их добрую часть подъема! Когда мы нашли место под лагерь, было уже около 9 вечера. Меня так била дрожь, что пока не переоделась, не могла ничего делать, а делать пришлось – варить суп из этих самых грибов – у меня язык не повернулся сказать, радостно от всей души протягивавшему мне эти грибы Диме, что я так устала, что с радостью бы вообще ничего не ела, а только доползла бы до своего спальника и отрубилась! Суп получился на славу! Согрел и поднял всем настроение!
Вообще, весь этот подъем стоил всех наших сил, лишь ради одного вида открывшегося на языки ледников и голубые озера внизу, периодически закрываемые от нас проползающими мимо облаками. Четно говоря, я еще никогда в своей жизни не видела ничего более прекрасного!


ДЕНЬ 9-ый 10.08.2011
Туртропа вдоль ледника

 
Среда Встали поздно часов в 09:00. Все болит, жуть не хочется влезать в мокрую одежду! Дождь шел всю ночь. Утром туман или это такие облака….

Первым делом переходим вброд бурную речку по камням. Это тот самый поток, который срывается вниз водопадом у вчерашней турстоянки…. Потом еще один брод, потом перевальный взлет, потом снежник и начался спуск.

Спуск оказался ничуть не легче подъема – то камни и приходится вести велосипед, то довольно большие террасы, по которым можно ехать. Очень живописные виды: водопады, озера, мох. Иногда пробивалось солнце. Но все равно холодно

И в этот день мы так и не вышли к деревеньке на другом конце трека, после очередной ступени спуска упали на ровной площадке у речки Дрива.

ДЕНЬ 10-ый 11.08.2011
Туртропа вдоль ледника – Фонн – Клакэгг – Двергсдален - Есдал

 
Четверг Подьем в 09:00. Утром было холодно, но без дождя. Прояснилось. Небо абсолютно чистое и ярко голубое! Устраиваем просушку вещей и снаряги. Нежимся на солнце. И тут к 12 часам пошли туристы! Увидев нас, они как то странно приветственно улыбались. Интересно, что они о нас подумали? Сумасшедшие?

Еще рано утром я проснулась от позвякивания колокольчика. Это овцы, видно возвращались с прогулки на ферму. Они с любопытством изучали наш лагерь, пытались установить контакт! Приняли нас за хозяев и ринулись навстречу, но ткнувшись носом Сергею в руку, поняли ошибку и с совершенно обескураженным видом начали улепетывать так, что хвостики смешно подпрыгивали в такт бегу. Они еще долго ходили кругами, изучая нас на расстоянии.
Еще немного поковырявшись на тропе, переходим р. Дриву по мостику, на котором порвали о железки все рюкзаки!!!

Выезжаем на грейдер. Отсюда начинается лихой спуск вниз до турстоянки.

Остаток дня вальяжно катим вниз. Греемся на солнце, наслаждаемся видами на небольшие фермы, домики, реку, бурлящую вдоль дороги, водопады. Доехав до поселка Sei съезжаем с трассы и катим по тихой дорожке по противоположному берегу озера Jolsteryn. Вечер очень тихий и приятный. Встаем на ночь на турстоянке на берегу упомянутого озера близ городка Vassenden. Пока готовим ужин, размышляем о том, как теперь нагонять маршрут…


ДЕНЬ 11-ый 12.08.2011
Вассендал – Холсен – Вик – Фарнес - Драгсвик

 
Пятница Подъем 08:00. Погода прекрасная. Вчерашний вечер дал нам передышку, и сегодня мы снова готовы в бой! День выдался очень красивый! 2 перевала. Любовались еловыми лесами и водопадами. И вообще день прошел под знаком «воды», т.к. поднимались все-время то вдоль зеркально-застывших озер, то вдоль бурлящей реки, изобиловавшей водопадами. На некоторых были даже смотровые площадки. Мы не пропустили ни одной!

Обед, как всегда устроили у магазина на лавочках в поселке Вик. Именно здесь я заметила, что после наших приключений на ледниках мы все больше стали походить на норвежцев, которые при любой возможности пытаются насладиться солнцем. Вот и мы расположились за столиками, которые стояли на самом солнцепеке, хотя было и несколько в тени!!!!!!!!!

Спуск со второго перевала был чумавой, мы так неслись, что одна из машин тактично меня пропустила вперед, т.к. я у нее несколько витков сидела на хвосте. Но очень замерзла, особенно, когда неслись уже среди высоких елей.
Выкатились к самому длинному фьорду Норвегии – Согнефьорду! Завтра на паром! Наступает следующий этап нашего путешествия – подъем вдоль Фломской железной дороги на «Крышу Норвегии» высокогорное плато Хардангер. Так что сегодня опять экономим перед поселком Драгсвик долго искали местечко, нашли на небольшой отворотке, есть ручеек. Отбой 22:30.

ДЕНЬ 12-ый 13.08.2011
Драгсвик – Балестран – Флом – Мюрдал

 
Суббота Подъем 08:00. Погода снова балует. До парома мы вчера не доехали километров 9. Пришлось огибать очередную клешню фьорда и мы в Балестранде (Balestrand). Здесь уже гораздо больше туристов. Городок очень живописный. Здесь делает остановку паром, который идет из Бергена до Флома. Первоначально мы планировали ехать до поселка Каупангер, но выяснили, что паром там теперь не останавливается.
Пристань большая, здесь останавливаются паромы с нескольких маршрутов. Мы сначала встали к первому, но по табличкам выяснили, что тот, который идет на Флом, причаливает дальше. Туристов собралось очень много, переживаем, хватит ли места. Но зря волновались. Опоздав на минут 20 вместо ожидаемого нами традиционного парома, прилетела ракета, подняв волну брызг. Всех быстренько загрузили, нам открыли индивидуальные двери и помогли втащить велики. Билеты покупали на месте. Оказался самый дорогой паром 1500NOK. В пути час 40 мин. На фьорды мы уже насмотрелись, так что здесь запомнились не очередные красоты природы, а пересадка пассажиров с парома на паром прямо на воде!!!!

В 2 часа дня высадились во Флома. Настоящая Мекка велотуристов!!!!!!! Сколько же их тут!!!!!! Мы так уже отвыкли от всей этой суеты!!!!!!! Народ снует туда-сюда!!!! Мы тоже заразились всеобщей суетой и убили некоторое время на шныряние по сувенирным лавкам. В инфрмейшене раздобыли подробные карты всего веломаршрута, т.к. на совете после ледника решили пройти его полностью, а не садиться на поезд в Мюрдале.
Есть супермаркет Coop. Закупили продуктов и тут же за магазином устроились среди прочих туристов на лужайке и устроили перекус.
Итак, нам сегодня предстоит начать подъем и забраться как можно дальше. После обеда начинает хмуриться, торопимся стартовать. Сначала идет асфальтированная дорожка, которая петляет вдоль ж/д. Ехать трудно, т.к. мы единственные, кто едет не как все: все – вниз, а мы вверх!!!!!!!!! В основном это организованные группы с гидами и с тележками на прицепе. Мы наблюдали на вокзале, как этих товарищей грузили с велосипедами в поезд. Они доезжают до станции Мюрдал и спускаются на велосипедах обратно к вокзалу.

До Мюрдала дорога прекрасная, вскоре асфальт кончается и начинается грейдер, усыпанный крупными камнями. Резкий подъем начинается к самому Мюрдалу. Здесь многие спускаются пешком, т.к. очень крупные камни и крутые повороты.
Нам улыбались, нас приветствовали, но один товарищ заявил, что он нам сочувствует! Вот глупый!

По дороге есть несколько станций ж/д. На них есть домик с туалетом и столиком внутри.
От Мюрдала мы повернули налево и продолжили подъем, после пересечения с железкой – выполаживается.

За станцией находится единственная здесь гостиница. Очень дорогая. Нам торжественно заявили, что мы можем поставить палатки либо, спустившись обратно вниз (самый крутяк) до фермы и попросить разрешения у хозяев за отдельную плату, либо катитись по дороге дальше, но тут мол кругом территория отеля и палатки ставить запрещено, даже за деньги. Очень противные типчики, разговаривали с нами весьма брезгливо. Ну мы и покатили дальше. А дальше озеро и вокруг болотистые места, пара девчонок воткнули палатку на берегу. Познакомились, уже хотели встать рядом, но нашли местечко неподалеку, видно раньше был домик, остались каменные кладки, рядом ручей.


ДЕНЬ 13-ый 14.08.2011
Мюрдал – Финсе - Викастелен
 

Воскресенье Подъем в 07:30. Еще с вечера поднялся сильный ветер. Небо затянуло тучами. Очень удачным оказалось выбранное для лагеря место с точки зрения укрытия от ветра. Очень боялись нарушить чью-нибудь частную собственность. Недалеко стоял домик, но, по-видимому, здесь ими пользуются больше в зимний лыжный период, нежели летом. Так что все обошлось, и места было еще как минимум палатки на 3-4.
Продолжаем подъем, но погода, увы, все портилась и портилась. Ветер дул все сильнее и сильнее, порывами, периодически занимался дождь, ближе к обеду он вообще разошелся во всю силу. Подъем тоже, то можно ехать, то случался какой-нибудь торчок.

На этой части веломаршрута также было достаточно туристов, кативших нам на встречу, здесь с ними стало расходиться гораздо труднее, т.к дорога более крутая, слепые повороты, крупные камни, кое-где нет отбортовки, зато есть предупреждения о ее отсутствии. Велотуристов поднимавшихся как мы навстречу основному потоку, мы все-таки встретили: пара мальчиков на пустых велах, один рюкзачник как и мы и пара, обвешенная сумками в том числе и спереди. С ними мы здоровались с большим удовольствием!
Наверху шквальный ветер, идти, не то, что ехать, почти невозможно!

Дождь, туман, снежники, хмурые озера, никакой растительности кроме мха, и кругом камни, камни, камни. И вот вкручивая в последние подъемы, чувствуя себя героем, преодолевшим такие трудности, я сражена наповал – навстречу мне, весело болтая, спускаются на велосипедах две мамашки, а впереди на своих велосипедиках лихо прыгают по камням на этой верхатуре девочки лет восьми в ярко розовых комбенизончиках! Вот они истинные дети Норвегии! Ни дождь им не страшен, ни острые серые камни, ни пропасти и обрывы на узкой дороге!
К ж/д станции Финсе подъехали уже часам к трем. Промокли насквозь, ветер выдул все внутренности, тело опять бьет предательская дрожь. Думаем, где бы перекусить. Заходим в здание вокзала и обомлели. Это, единственное более менее крупное здание на всю округу, оказывается своего рода туристическим центром, постройки конца 19 века. Высокие потолки, большие холлы с арками, картины, ретро фотографии на стенах, с изображениями знатных дам в красивых нарядах на лыжах или в креслах, греющихся на солнышке. Это еще и гостиница. Организованные группы заказывают здесь обеды, завтраки, собираются перед выходом на маршрут. В центре стоит длинный деревянный стол и лавки. Любой прибывший на станцию может посидеть здесь погреться попить чайку. Здесь же и билетная ж/д касса. Усевшись на мягкие стулья вокруг дубовых столов, мы уплетали горячий суп! наблюдая сквозь огромные французские окна за беснующейся стихией… Обед обошелся нам достаточно дорого – порция супа почти 500 российских рублей! Но зато сам наливаешь, сколько хочешь, плюс хлеб с маслом. В здании вокзала есть туалеты и раздевалки, где пол с подогревом!

Отогрелись, наелись и, собравшись таки с духом, выкатываемся под дождь. Теперь дорога катит плавно вниз. Все окутано дождливой дымкой. Встречаем еще одну интересную парочку – папа и очередная девочка в розовом комбезе с очаровательными белыми косичками, торчащими из-под капюшона. Разложили на мокрых камнях карту и под дождем думают, куда бы им поехать……
Очень долго ищем место для ночевки, в конце-концов встали на небольшой площадке нежилого домика, точнее это так называемый лодж, который сдают в здешних местах зимой во время лыжного сезона. Дождь так и не кончился, готовили на крыльце домика под навесом.


ДЕНЬ 14-ый 15.08.2011
Викастелен – Хаугастёл – Вик - Ульвик
 

Понедельник Подъем 08:00. Всю ночь шел дождь. Утром поймали небольшую паузу собрать палатки, рюкзаки же паковали на веранде домика. До трассы не доехали вчера километров 5. Очень хорошо, что приняли решение остановиться у лоджа, в этот раз я уже не колебалась относительна прав частной собственности! Как оказалось позднее на оставшихся 5 км ни одного места под стоянку не было – либо болотина, либо деревни.

Весь день катим по трассе №7. Это самая высокогорная дорога в Европе, построенная на высоте более 1000 метров. Весь день льет дождь, но виды красивые! Мистически-угрюмые озера затянутые дымкой, покрытые мхом отлогие скалы. Машин, правда, много. Добрались до перевала, где встретили чудака на самокате с рюкзаками как у нас!!!!

Основная часть спуска прошла в тумане, который сначала был не очень сильный, а затем, совсем окутал, словно одеялом. Пришлось сделать остановку, немного подождать, когда рассеется. Продрогшие и мокрые мы попили чаю с плюшками в придорожной кафешке, оставив огромные лужи на полу. Туман и не думает рассеиваться. Что делать? Спускаться по трассе в таком тумане не безопасно! Но делать нечего подъезжаем к табличке, обозначающей начало крутого спуска, и тут замечаем наш любимый знак – велодорожка!!!!!!! Отгорожена от трассы мощным отбойником. Далее трасса ныряет в тоннель, а мы на старую дорогу, вьющуюся вниз серпантином! Один из самых классных спусков! Трассу видим то справа, то слева, она в тоннель, мы опять вокруг…. В конце спуска наша дорожка плавно выкатывается на трассу, но здесь уже движение на велосипеде разрешено.

В Эйдфорде делаем закупку в супермаркете и катим, любуясь окутанным туманом фьордом к нашему последнему в этом путешествии парому, после которого сворачиваем с трассы и катим в тихий городок Улвик. Промокшие и продрогшие мы решаем сегодня остановиться в кемпинге. Помыться, посушиться, приготовить ужин на теплой кухне.


ДЕНЬ 15-ый 16.08.2011
Ульвик – Восс – Хорнаберг - Гренестад

 
Вторник Подъем 08:00. Отлично выспались. Погода разгулялась. Подьём на первый на сегодня перевал ленивый и вальяжный. Выезжаем из города по длинным виткам серпантина. Солнышко. Обалденный вид на фьорд. В садах цветочки, газоны подстрижены, в воздухе аромат сена. После перевала выкатились к очень красивому озеру, как всегда с безупречно зеркально-ровной поверхностью.

Второй перевал запомнился очень красивым водопадом Skjervfoss, в брызгах которого играла радуга.

Витки серпантина чем-то напомнили Тропу Троллей. Есть очень узкие места, где машины вынуждены пропускать встречку, иначе не разъедутся. Следует отметить, что очевидно на этом участке дорога тоже скоро станет велосипедной, т.к. идет активное строительство тоннеля!
От верхней (над водопадом) смотровой площадки начинается велодорожка до Бергена через Восс. Сворачиваем на нее, правда, в одном месте ее перебили из-за строительства тоннеля.

В городке Восс спешим на ж/д станцию, покупаем билеты на поезд Берген-Осло. Еще на въезде в город заскочили в супермаркет Rema 1000. Обед устраиваем у озера рядом с вокзалом. Огромное поле, покрытое жестким газоном, много столиков и лавочек. Любуемся живописным видом и уплетаем всякие вкусности.
После обеда продолжаем движение по велодорожке вдоль кромки озера, которая выводит нас в парк на островке. Здесь есть кемпинг, а в лесу местное население бегает и катается на великах. Через подвесной пешеходный мостик выезжаем на тихую дорожку и продолжаем по ней движение вдоль озера.

Трасса бежит параллельно на противоположном берегу. Погода начинает портиться опять. Несколько раз пугал дождик, но так особо сильно и не замочил.

В конце озера сворачиваем налево и ползем в третий на сегодня перевал. Дорога тихая, живописная, встречаются небольшие фермы с аккуратными домиками. После перевала скатываемся к очередному озеру (Hamlargo). Теперь мы едем вслед дождю. Все мокрое, а мы сухие и особо за тучей не торопимся. Ищем место под стоянку. Мест практически нет. В итоге разбиваем лагерь на отворотке, я так поняла на автостоянке, местных домиков, которые прилепились где-то наверху над нашими головами. Есть ручеек. Вечером любовались огненно рыжим закатом над озером.


ДЕНЬ 16-ый 17.08.2011
Гренестад – Брекка – Ваксдал - Берген

 
Среда Подъем 08:00. Туман. Вскоре после выезда со стоянки, от местной ГЭС начинается очень крутой спуск! Самый крутой за весь поход! Очень узкая дорога, слепые повороты, скорость бешеная! В конце серпантина, перед выездом на трассу Е-16 очень симпатичный городок Dale строителей ГЭС, есть супермаркет Coop.
От Dale прямо перед выездом на трассу сворачиваем налево по указателям на велодорожку, обозначенную красными табличками.

Собственно мы по ней уже едем от самого Восса. Очень милая дорожка, правда, сильно петлят, и скачет, то пересекает трассу сверху, то под ней, то бежит вдоль железки.

В городке Stanghelle велодорожка как таковая заканчивается, дальше выезжаем на трассу Е-16. Другого выхода нет. Просто трассу прорубили в скале, которая срывается в воды фьорда. На трассе очень оживленное движение, много фур. Но т.к. движение на велосипеде здесь, из-за отсутствия велодорожки, разрешено, все терпеливо нас объезжают.
Много тоннелей. Одеваем по традиции все, что блестит, мигает, отражает, и как новогодние елки проезжаем их с периодическим замиранием на обочине, чтобы пропустить плетущуюся за нами фуру. После одного из них длиной почти 1 км, как-то очень не захотелось ехать в следующий длиной уже почти 3 км. Рядом поселочек, надеемся, что есть какая-то старая объездная дорога, спускаемся к фьорду. Местный житель, сказал, что есть какая-то дорога, но нужно взять фонарики. Радостные, устремляемся на нее. Вначале дорога как дорога, потом она превратилась в тропу.

Подозрительно высокие потолки в тоннелях, а под ногами подушка гравия. Догадываемся, что это старая ж/д ветка. Углубляемся в тоннель, очень длинный. Темно, страшно!!!!! Но страшнее стало в его конце, когда вместо вожделенного света в конце тоннеля мы увидели свет другого тоннеля действующей ж/д. Спешим выйти из него! Слава богу, буквально метров через 500 выходим к станции. Не трудно представить лица людей, ожидавших на платформе поезд.

Поднимаемся вверх от фьорда и, о чудо, указатель велодорожки до Бергена!!! Далее до самого Бергена мы с нее уже не съезжали.

Остановились на ночь в кемпинге Mittun на окраине Бергена. Рядом есть супермаркет Rema 1000.

ДЕНЬ 17-ый 18.08.2011
 
Четверг. Велоэкскурсия по Бергену. Посещаем Дом-музей Грига и Ганзейский музей. Вечером садимся на поезд до Осло.

 
 
 
Глава 3. Итоги, выводы, рекомендации. 

Определяющие категорийные препятствия маршрута.

Равнинные препятствия

 

 

Наименование

Баллы

КС

Движение через ледник  до начала грейдера, ведущего на трассу Fv453.

(первопрохождение)

 

3,93

4

Движение по плато Rallarvegen до трассы № 7.

1,84

2

Связка двух  перевалов на 13 трассе от  поворота с Е39 до начала серпантинного спуска от озера Nystolsvatnet

1,74

2

Связка трех перевалов от Ulvik до озера Hamlagrovatnet

1,65

2

 

 

 

Горные препятствия

 

 

Наименование

Баллы

КС

Подъем на перевал вдоль Фломской ж/д

2,67

3

Подъем по лестнице Троллей (Trollstigen)

1,36

1

 

 

 

Локальные препятствия

 

 

Наименование

 

 

Перевальный взлет на ледник

(первопрохождение)

 

 

 

 

Походу присвоена 3 категория сложности.



Итоги, выводы и рекомендации

1.Маршрут пройдет с изменениями, но ни одно из них не отразилось на таких параметрах как интенсивность, зрелищность, сложность и безопасность.
2.Первопрохождение удалось.
3.В Норвегии можно найти велосипедные препятствия 3 кс.
4.Норвежцы неутомимые рудокопы, поэтому отправляясь в поход, обязательно постарайтесь раздобыть свежую информацию относительно недавно построенных тоннелей, и в какие из них не пускают на велосипеде.
5.И вообще надо раздобыть карту, на которой указаны все тоннели Норвегии закрытые для велосипеда.
6.Не надо бронировать никаких дополнительных круизов по фьордам. Они дорогие и не к чему, если вы пользуетесь паромными переправами на более длинных расстояниях. Увидите тоже самое.
7.Лучше ехать в июле или августе. В это время много грибов, малины и черники. Но во второй половине августа вы рискуете не попасть в некоторые музей под открытым небом, т.к. это уже конец сезона и они могут просто уже не работать. Уточняйте время их работы заранее, оно и в сезон очень чудное!
8.В принципе место под 1-2 палатки можно найти всегда. В Норвегии действует право каждого, т.е. вы имеете право поставить палатку на одну ночь, но на определенном расстоянии от жилых и хозяйственных построек. В более отдаленных горных районах очень много домиков, которые используются только зимой во время лыжного сезона, так что вполне безопасно ставить свои палатки рядом с ними. Почти всегда рядом найдется вода, а иногда и туалет с бумажкой!
9.У нас получилась очень сложная заброска и выброска. Такой сценарий возможен только при наличии времени и желания, как у нас, совместить спортивное путешествие с культурно-познавательным, с посещение трех скандинавских столиц: Осло, Стокгольма и Хельсинки. В противном случае лучше лететь на самолете и уже забрасываться в Тронхейм только на одном поезде.

О ПИТАНИИ И МАГАЗИНАХ
Что брали с собой из продуктов питания из Москвы?
1.тушенка по 4 банки каждый. Итого 20 банок.
2.1 кг гречки каждый. Итого 5 кг.
3.1 кг пшена каждый. Итого 5 кг.
4.500 г сухого молока каждый. Итого 2,5 кг
5.по батону с/к колбасы каждый
6.чай

Что осталось?
Ничего. Все запасы ушли тютелька в тютельку. Сэкономили мы на них очень хорошо!

Раскладка по питанию
Раскладка составлялась стандартно-плавающая, т.к раз в два дня всегда была возможность купить продукты, если не в большом супермаркете, то уж в маленьком магазине это точно. Соответственно продукты подбирались с учетом желаний и потребностей группы на данном этапе.

Где лучше всего покупать продукты?
Самый лучший супермаркет – Rema 1000 и Rema 500. Это самые дешевые супермаркеты и самые большие. Именно в них закупается местное население. Работают они в будни аж до 8 или 9 часов вечера! Есть почти во всех более менее крупных городах.
Еще мы пользовались супермаркетом системы Coop, но они подороже и выбор поскромнее.

Какие есть продукты?
Есть все! Кроме гречки!

Какие особенные рекомендации по продуктам?
Очень вкусные сыры. Особенно национальный козий сыр цвета вареной сгущенки. Он настолько питателен, что от небольшого кусочка энергии хватает на несколько часов!
Пользовались овсяной кашей быстрого приготовления. Особенно понравилась смесь с яблоком и корицей.
Очень вкусный шоколад в больших плитках.
СЕЛЕДКА. Продается в удобных упаковках уже порезанная на кусочки! Пальчики оближешь! Очень часто брали на ужин к картошке пюре. Такой ужин мы называли «мечта дежурных», тк готов за 10 минут!
САРДИНЫ в масле и томатном соусе. Объедение. Часто брали на перекус. По банке на человека.
Много овощей. Каждый день старались делать салат.
Очень вкусное варенье в банках – клюква и черника.

Комментарии
О Маршруте
Категория сложности: 3 (с элем. 4)
Ссылка:
Опубликовал: Чебаевская Светлана