Продолжительность самостоятельной части 79 дней, пройдено более 2000 км (без учета челночной пешки на В. Таловую).
Нитка маршрута
Рудник Талнах-пешка-р.В. Таловая-р.Пясина-р.Тарея-р.Хрустальная-пешка-р.Ленивая—пешка-р.Москвичка-р.Шренк-Н. Таймыра-р.Траутфеттер-р.Коралловая-р. Поперечная-р.Заозерная-рЛенинградская-р.Баркова(пешка)-р.Подхребетная (пешка)-пешка-р.Нюнькаракутари-р.Бикада-Нгуома-р.Холидьетари-пешка-р.Гусиха-Хатангская губа-Мыс Турупкин
 

 

Таймыр 2018.

*****.......Мы приходим и уходим, а горы и реки остаются....*****

Одиночный водно-пеший поход.

Продолжительность самостоятельной части 79 дней, пройдено более 2000 км (без учета челночной пешки на В. Таловую).

Примерная нитка маршрута:

Рудник Талнах-пешка-р.В. Таловая-р.Пясина-р.Тарея-р.Хрустальная-пешка-р.Ленивая—пешка-р.Москвичка-р.Шренк-Н. Таймыра-р.Траутфеттер-р.Коралловая-р. Поперечная-р.Заозерная-рЛенинградская-р.Баркова(пешка)-р.Подхребетная (пешка)-пешка-р.Нюнькаракутари-р.Бикада-Нгуома-р.Холидьетари-пешка-р.Гусиха-р. Большая Балахня-Хатангская губа-Мыс Турупкин.

 Идея похода: в основе этого мероприятия лежала идея пересечения Таймыра с запада на восток без посторонней помощи, только за счет своих ног и рук.

Цель: понять возможности длительных автономных водно-пеших походов большой протяженности в сложных климатических условиях в максимально облегченном варианте.

Общая концепция в 2-х словах: Характер (ритм) движения, подбор  снаряжения, раскладка  все заточено на поддержание высокой мобильности при сохранении достаточного функционала на всем протяжении маршрута. Под функционалом в данном случае имеется ввиду общая возможность поддерживать необходимый темп движения. Исходя как из физических возможностей так и состояния снаряжения.

В данном случае сложность для меня представляло некоторая непредсказуемость, как поведет себя мой организм и снаряжение в столь длительном походе при большой нагрузке в сложных погодных условиях. Определящим фактором неопределенности здесь служит полная автономность, на большей части маршрута, а также его значительная протяженность.

В голове крутились мысли - « успею ли я пройти до наступления серьезных холодов?»

Бюджет похода около 85000 рублей (расходная часть транспорт, продукты, газ без учета снаряжения).

Цели похода и выбор маршрута (более подробно):

                  Основной движущей идеей похода было сделать, что нибудь захватывающее (лично для меня) дух: например пересечь Таймыр в районе Бырранга т.с оказаться в самом центре полуострова без всякой помощи, только руками, ногами, головой и чем то еще.....

Технически, с точки зрения сложности препятствий и наличия воды, Таймыр представлялся (так и оказалось) гораздо проще Югорского или Кольского где по большей части я и получил свой основной опыт. В предыдущем году я совершил свой первый одиночный поход на Югорском (41 день),  пересёк его по диагонали с юго-востока на северо-запад и вышел к Вайгачу (который и был моей основной целью). К сожалению планы пришлось изменить из-за большой потери времени в следствии практически полного отсутствия воды (реки практически пересохли, стояла жуткая жара) и неготовности каяка к движению по открытым пространствам.  После этого похода осталась какая-то лёгкая неудовлетворённость, ощущение чего-то недоделанного как будто я только прикоснулся к чему-то и остановился слишком рано. В тоже время полученный «жёсткий» опыт позволял строить самые смелые планы.

   

- «С лёгкостью путешествуя взглядом по карте Таймыра, проникая в самые отдалённые и захватывающие воображение места  хотелось так же легко и бодро прошагать по просторам тундры и очутиться в этих загадочных манящих Бырранга. От всего этого хорошенько попахивало безумием и авантюрой но в то же время было ощущение какой-то неизбежности, когда от тебя ничего не зависит. Как будто где-то на небесах механизм уже запущен и все это уже давно предопределено, а ты лишь орудие или игрушка в руках какой-то силы.»

Основная проблема для меня при выборе начала маршрута была связана со сложностью попадания на Пясину в конце июня. Вертолетная, или иная, дорогостоящая заброска исключалась (даже если такая бы и была возможность в этом случае поход терял для меня ценность). Первоначально от старта из Норильска через В. Таловую отказался из-за чрезмерной сложности в самом начале маршрута. Этот вариант выхода на Пясину казался мне слишком нереальным.  В качестве основного рассматривался вариант старта от Воронцово вверх по Гольчихе с небольшим волоком на Моховую и далее по Пуре до Пясины, а затем подъем 150 км вверх по Пясине. Идти по Пясине пришлось бы против течения но с попутным западным ветром преобладающем в этом районе. Обстоятельства сложились таким образом, что планы пришлось координально поменять, обстоятельства практически не остовляли другого выбора. Уже когда я был в дороге, наконец то, появилось расписание паромов до Воронцово от Таймырторга. Первый паром оказался в этом году неожиданно поздно только 29 июня, я же прибывал в Дудинку вечером 22. Решение приходит очень быстро, идти через В. Таловую на Пясину. Чем ждать парома неделю (денег нет да и чем неделю заниматься) лучше сделать лишних 200 км. Озеро Пясино меня пугает сильным ветром и волной,  да и не понятно вскрыто оно или нет , по предварительным сведениям озеро вскрывается в конце июня начале июля. Поэтому этот вариант всерьез даже не рассматриваю.

До Москвы и далее до Красноярска добирался поездом, а от Красноярска теплоходом до Дудинке. Дорога до Дудинки заняла 7,5 дней (3,5 на теплоходе), 22 июня в 21-00 я в Дудинке. Билеты на Александра Матросова забронировал зараннее, хотя оказалось можно было взять и по прибытиии не пришлось бы переплачивать за бронь и предварительную продажу (как ни странно экономия в сумме больше 1 т.рублей).

Заброска самолетом конечно быстрее, но дороже. Плюс вопрос большого веса снаряжения, закупаться на месте не тот случай это не недельный выезд в Карелию, все отбиралось и упаковывалось самым тщательным образом в течение как минимум 1,5 месяцев. Остается конечно предварительная возможность отправки снаряжения транспортной компанией и потом получение на месте, но это значительно усложняет весь процесс (в моем случае чрезмерно). Хотя для группы это возможно было бы более оптимальным вариантом.              

Все продукты и снаряжение после расфасовки и упаковки были взвешенны с точностью практически до грамма.  Из-за жестких ограничений по весу пришлось отказаться от многих нужных и не очень вещей (термос, топор и т.д), а также сильно зажаться по продуктам.

В дороге больше всего боялся за газ. К счастью удалось провести без проблем и на поезде и на теплоходе. Дополнительную нервозность придавало начало 14 июня чемпионата мира по футболу, у меня 15 июня был поезд из Москвы плюс переезд с одного Ж/Д  вокзала на другой. Все барахло больше 70 кг (взвешивание на теплоходе с едой в дорогу 78 кг) тащил в одно лицо, в основном одной ходкой. Для этого на большую герму приспособил колеса от сумки, которые почти сразу начали разваливаться. В результате перед посадкой на теплоход их просто выбросил.

Забыл про погоду (сейчас вставлю это же самое важное):

Погодой на Таймыре все пугают. Я тоже боялся проблем из-за погоды, особенно , того, что не успею до ледостава добраться до Новорыбной (были и такие мысли).

Лето в этом году выдалось на Таймыре довольно холодное даже по местным меркам, особенно июль месяц. Температуры колебались в основном в диапазоне 2-10 градусов (за исключением редких дней с хорошей погодой). Дожди очень часто (почти каждый день) но как правило непродолжительные. Особенно часто идет послеобеденнный дождь. Сильных, продолжительных дождей было всего несколько, в остальное время это либо морось или несильный периодически прекращающийся дождь.  Как правило дождь сопровождается сильным ветром и низкой температурой, что сильно усугубляет ситуацию.

Как правило в июле происходило чередование 5-6 дней плохой погоды 1 хорошей. Из этих 5-6 дней плохой погоды 2-3 были совсем плохой погоды. Иногда доходило до снега как 18 июля. А 19 июля порошило весь день и всю ночь. В конце июля так получилось, что даже этого 1 дня хорошей погоды толком не случилось и погода снова стала ухудшаться. Но вечером 5 августа в ночь на 6-е произошли серьезные изменения. До Таймыра  добралось лето. В результате картина наоборот. С 6-по 29 августа включительно был только один день абсолютно плохой, отвратительной погоды (6-7 часов сильный дождь со шквалистым ветром) во время которого мне удалось совершить просто замечательный и по результату и содержанию переход с Корралловой на Заозерную практически без волока (всего 200 метров) по ручьям и болоту. В остальные дни хорошая или более менее приемлемая погода С 30 августа по 6 сентября погода портиться, южный ветер меняется на северный, северо-западный и приходит осень с холодами, сильным ветром, заморозками , а 6 числа (когда я оставил Ермила в его балке на Гусихе и пошел наконец к морю) и со снегом.  

7-го числа (как раз мой день рождения), как я и ожидал погода стала меняться. Вечером было уже тепло. Солнце, ветра нет. На несколько дней пришло бабье лето, чем я и воспользовался.

Важное лирическое вступление дополнение о мотивах и целях:

Должен сделать некое отступление или вставку в отчет для лучшего понимания моей движущей цели и поступков, а также понимания моего отношения к тому, что и как я делаю. Во первых этот поход я расцениваю как некий эксперимент (исключение), а себя в какой то мере подопытным «кроликом» поэтому мои поступки иногда идут в разрез с моим же инстинктом самосохранения и здравым смыслом. Как говориться за все надо платить , за ценный опыт тоже. Это касается и раскладки, и подбора снаряжения да и всего маршрута в целом. Такие вещи не для постоянного пользования, но иначе эту грань не ощутить. Лучшая проверка любой теории это опыт. То есть если я ограничиваю себя в раскладке, снаряжении или чем то другом это не значит, что все это ерунда, а я такой герой доказывающий, что в условиях Крайнего Севера это не нужно. Как раз нет. Скорее я хочу нащупать грани возможного, проявить максимально свои способности и узнать , что то новое опираясь на свой предыдущий опыт и знания, имея реальный запас прочности. В первую очередь в моральном плане даже, а не в физическом. Например я считаю, что минимальная необходимая норма раскладки для меня должна была состовлять500-550, а оптимальная свыше 600 гр в день. Здесь не нужно иллюзий, необходимо реально понимать, что существующие нормы 950-1000 грамм в день для длительных походов большой сложности появились не на пустом месте. Соответственно эту нишу нужно как то заполнять. А это возможно не всегда.

Вообще Таймыр в этом плане исключительно неблагоприятен. Когда читаешь в интернете про красоты и изобилие Таймыра от туристических компаний заманивающих вас своими безумно дорогими турами может сложиться неправильное впечатление о Таймыре как о чудесном  крае где не ступала нога человека, рыбы так много что она прямо выпрыгивает из реки и т.д и т. п. Забудьте про все это Таймыр совсем не такой, а точнее такой же как и весь крайний Север. Нет здесь места где не ступала бы нога геолога или топографа и т. п. Следы этого еще сотни лет будут видны в виде пустых бочек, мусора и брошенных стоянок  по всему полуострову. С рыбой на Таймыре совсем плохо (сравнительно хоть с Карелией хоть с Кольским или Полярным Уралом) надо быть к этому готовым. Есть только голец (в нормальном количестве) в отдельных реках в некоторых местах, или на озерах больших сетями можно, что то поймать (местные так и делают). Ну конечно если ехать исключительно с целью рыбалки в конкретное место имея достаточно времени, тогда другое дело.

В некоторых реках вы вообще ничего и никогда не поймаете. Надо быть к этому готовым. Плюс погода очень часто не благоприятствует любой рыбалке. Не всегда есть  время и силы тратить на рыбалку.  Ягод нет вообще никаких. Грибы большой вопрос. Я не встречал, хотя говорят , что в некоторых местах, в какое то время они все таки бывают.   Не факт, что Вам повезет. Можно поймать не летающего гуся, меняющего перо. Но в условиях полного отсутствия любых кустов и других неблагоприятных факторов на  Таймыре это очень сложно сделать даже имея большой опыт в этом деле. То есть в условиях большой протяженности маршрута, плохой погоды, отсутствия в нормальном количестве подножного корма, отсутствие возможности получения помощи на большей части маршрута. Единственное исключение в плане рыбы и прочего это Пясина. Там народ в основном очень доброжелательный, рыбаки могут Вас снабдить и рыбой и мясом. Основная проблема попасть в дневное время на базу, плюс все это храниться в летниках. Надо в общем время потратить чтобы все это сделать.

Мне запасенной на Пясине оленины хватило  дней на 20.

И в завершении вступительной части по поводу формы отчета:

Прошу меня  извинить но буду высказывать мысли так как они лезут в голову , не держать камень за пазухой, мешать физику с лирикой, а что из этого получиться отчет или какая другая писанина посмотрим.  

Ритм движения и медицинские аспекты:

С точки зрения здоровья и физической формы я не могу назвать себя спортсменом или просто абсолютно здоровым человеком. Я далеко не супермен. Скорее наоборот с детства хронический бронхит, а также некоторые приобретенные заболевания типичные для человека много времени проводящего в холодной воде. Плюс перед походом стала более усиленно проявляться сердечная аритмия (возможно в какой то мере из-за избыточного веса). Кроме этого постоянные вялотекущие проблемы со спиной (быстро решаются в основном лежанием на иголках) и самая острая проблема с ногами. У меня сложность с высоким подъемом и широкой стопой. Поэтому практически в любой обуви (особенно в узкой  в вейдерсах) у меня набиваются пальцы ног и жутко болят.

Чтобы уменьшить нагрузку на сердце попробовал в этом году пропить мелдронат  (месяц перед походом) и в начале пил рибоксин(пока не закончился). Какого то особо сильного эффекта не наблюдал, возможно восстановление после нагрузки шло чуть быстрее, но так как я вообще хорошо переношу длительные нагрузки небольшой интенсивности (проще говоря бегать совсем не могу но идти сколько угодно) четко определить эффект от БАДов не удалось.  

Кроме этого у меня постоянная проблема с кожей на руках, каждый поход постоянно появляються плохо заживающие  трещинки на пальцах. Поэтому я беру с собой много лейкопластыря и все равно мне его не хватает, приходилось даже скотчем пользоваться. В этом году мне каким то чудом? практически удалось избежать этой проблемы! Перед походом и в начале пил витамин АЕ вит, а также регулярно использовал 2 сильных крема для диабетиков. ДиаДерм серии DiaVit регенерирующий и крем для рук и ногтей. Что больше помогло не знаю.

Наибольшую сложность для меня при моем характере: внешне могу быть крайне спокойным, педантичным, чрезвычайно собранным, пунктуальным и даже суровым на самом же деле рассеянный, сомневающийся, неуверенный, холерический, вечно жалующийся тип. Который теперь со временем загнан в уголках  сознания и лишь изредка поднимает голову, и снова изгоняется еще глубже.  

Теперь уже без лирики более подробно обсудим характер движения и особенности.

На длительном маршруте (мой личный вывод) необходимо поддерживать максимально размеренный характер движения, избегать по возможности чрезмерных разовых нагрузок. Т.к. организм в ходе такого похода очень тяжело восстанавливается после чрезмерных предельных усилий, да и времени и возможностей зачастую на это нет. По этому целесообразно избегать таких неумеренных нагрузок, не загонять себя, идти так сказать с запасом периодически сдерживая свои порывы (особенно на длительной пешке). Иногда в таком протяженном походе бывает сложно оценить оптимальную нагрузку в данный момент и всегда остается открытам вопрос, «- а достаточно ли я сегодня поработал?». С учетом погодных условий конкретного момента и необходимости также целесообразно гибко менять график движения. Например зачастую (особенно на Пясине) я применял ночной график движения. Причем у меня сложился собственный более сложный ритм движения. Я шел утром до обеда (30-40%) и после отдыха в обед вечером в ночь (60-70%) основной переход. Для меня значительно легче удавались ночные переходы, по каким то причинам мой организм оживал только поздно вечером.

Фактически я все время говорил себе: « - Будь гибче, быстрее реагируй на ситуацию, приспосабливайся к конкретным условиям».

Нельзя все время руководствоваться одним шаблоном. Каждая река имеет свои особенности движения, а также погода все время меняется. Все это требует необходимости гибкого и быстрого реагирования, внесения изменений в график и ритм движения.

Также очень важным и иногда довольно сложным бывает выбор метода движения, в первую очередь это касается подъема против течения. Время от времени, у меня,  возникает диллема - идти пешком  или подниматься по воде. Тут обычно ориентируюсь по условиям движения на конкретном участке, также влияет физическое состояние, а иногда просто желание сменить характер нагрузки. Если к примеру у Вас есть примерно равнозначный выбор, а  подъем уже становиться утомительным, его можно сменить на какое-то время пешкой. Главное понимать, что чересчур длительной пешкой увлекаться не стоит. К пешке необходимо подходить очень аккуратно. Организм после длительной, тяжелой пешки (как правило) восстанавливается дольше и труднее чем после сложного и тяжелого подъема по реке. Хотя сложность и того, и другого сильно варьируется от личной подготовки и снаряжения (веса в частности).

Я исхожу из того, что у меня (слишком) большой опыт сложных подъемов против течения. Поэтому кому-то, например  пешка покажется гораздо легче, для меня как правило выбор бывает  не очевиден и субъективен.  

Более подробный разбор маршрута:

Маршрут разрабатывался изначально исходя из желания пересечь Таймыр. Как более удобное было выбрано направление с запада на восток. И если с началом маршрута все более очевидно и понятно то с окончанием другая история. Вариант выхода с Бикада-Нгуома через Холидьетари и Гусиху был изначально принят из соображений уменьшения риска и по факту оказался не самым оптимальным. Гораздо более логичным выглядит теперь выход через оз. Кунгасалах и р. Новую. (А возможны конечно и еще более интересные варианты например обойти восточный Бырранга с севера и выйти к бухте Марии Прончищевой). Что меня остановило уйти на Новую (были такие мысли), недостаточная информация по р. Новой и неуверенность в погоде на море, боялся, что придется идти пешком. К счастью модернезированный каяк великолепно показал себя на море, пешки удалось избежать. На Новой есть постоянная большая база на которой можно получить помощь и даже возможно сняться оттуда при крайней необходимости (по информации Ермила Бархатова рыбака с Гусихи).

Ну а теперь по порядку (еще раз) почему все таки не озеро Пясино?

Потому, что озеро Пясино представлялось и представляется мне чрезвычайно опасным, непредсказуемым и сложным для пересечения на маломерных судах. Огромное открытое пространство, с преобладающими ветрами западного направления. То есть его необходимо огибать по дальнему западному берегу. На озере часто штормит и 2-х метровые волны сосем не редкость.

Река Верхне Таловая и пешка на неё:

Пешка начинается от рудника в долине р. Еловой. До рудника можно доехать по асфальту. Дальше идёт грунтовая дорога. Все течёт, дорога вся в ручьях. Это хорошо, когда дорога подсохнет воды в Таловой уже не будет. Как говорится лови момент. Вода падает на глазах ощутимо каждый день. Думаю в начале июля сплав по В. Таловой уже будет проблематичен. Реально пешки  до Таловой по моей оценке с учетом рельефа и всех движений влево-вправо 45-50 км, хотя по прямой (между точками на карте) там 30 или чуть больше. Не хотел бы преувеличивать, набивать т.сказать себе сложность но отрываться от реальности тоже не стоит. Не нужно недооценивать сложность этой пешки. Хотя кажется на общем фоне всего маршрута это ерунда, я в начале оценивал это так - «если  дойду нормально до Пясины, то и весь маршрут сделаю». То есть я изначально реально оценивал эту пешку как, возможно, самую сложную часть маршрута. Сложность движения кроме веса снаряжения добавляет большое количество воды, хотя в начале дорога вроде более или менее. Потом временами вообще возникает проблема, тонешь в грязи, ищешь пути обхода.   Проще оказывается потом (когда дорога уходит в сторону) даже идти дальше в гору без дороги. Первые 4 дня старался незагоняться, за день проходил км 7-9 км. Выходил рано и останавливался в основном тоже рано. Только в первый день, после ночного перехода в день приезда (шел с 12-до 3-х ночи), вышел поздно в 12-00. Сначала была непростая переправа через бурный ручей ставший речкой, а затем уже после обеда двинулся дальше. К концу 4 -го дня вышел к р. Джагды. На пятый день с утра перешел через речку, прошел немного вниз по течению и в северо-восточном направлении вышел на седловину водороздела Джагды и В. Таловой и далее двигался вдоль склона. Ближе к В. Таловой  подвернул вдоль ручья на север. Этот переход был самым продолжительным и по времени и по расстоянию. Шел 14 часов с часовым перерывом на обед. Тут уже целесообразности экономить силы не было, нужно было дойти до речки и стать на воду. Остановился на ночевку на ручье перед впадением его в В. Таловую уже в пол первого ночи. На утро были сборы и после обеда первый небольшой переход по В. Таловой. На третий день после 17-00 был уже на Пясине.

...........

В.Таловая (74 км): порожистая речка с приличным уклоном, в основном все идется даже на перегруженном каяке. Часть препятствий проводиться из-за нехватки воды, часть из-за ее избытка и опасения оверкиля по причине перегруза . Всякий ненужный риск желательно полностью исключить. Далее река выходит из рельефа, выполаживается. Галечные перекаты и несколько порогов в каньоне. Протяженность сплавной части около 75 км.

...........

Пясина (489 км): Сплавная часть до Тареи  489 км (грубо можно считать 500 все равно реально получиться больше). Течение в общем быстрое, особенно если двигаться в струе  я поначалу немного побаивался, избегал мест с особо сильным течением.

Вода в реке также быстро падает.  В результате ниже по течению приходиться сталкиваться с мелями и соответствующими проблемами. Сильно мешают преобладающие встречные ветра  северо-западного направления.  Обычно (но не всегда) ветер стихает к вечеру 20-21 часу, это позволяет идти в ночном режиме. Я для себя выработал режим движения утром до обеда 3-4 часа, потом сиеста с установкой палатки до вечера и вечером в ночь еще часов 6 основной переход.

По берегам переодически встречаются балки где можно остановиться, дрова имеются практически везде если есть время заморачиваться костром. У меня не всегда на это хватало сил и времени. Часто обходился газом. Есть постоянные обитатели вплоть до Тареи. Рыбаки с весны  до поздней осени ловят рыбу. Народ очень доброжелательный, если заморочиться можно запастись у них рыбой или мясом. Я на Агапе так и поступил взял у рыбаков немного оленины и одного муксуна, отдал тысячу рублей, чтобы не чувствовать себя в долгу, я их даже сигаретами угостить не мог т. к. не курю, а взять не догадался, хорошо иметь с собой немного курева, у них с этим проблема.    

Пясину прошел за 13 дней хотя еще после Агапы рассчитывал  уложиться в 11 дней. Сильно помешала погода.

..............

«Особенно сложными получились последние  40 км ( расстояние на Пясине обычно считал не фактическое, а по прямой так было успокоительней) до впадения Тареи. Если обычно я выбирал тактику экономии сил и старался избежать бессмысленной борьбы с ветром, то здесь я понимал, что нужно по возможности избежать лишней потери времени. Сложность была в том, что погода сильно испортилась. Дул сильный встречный северо-западный ветер, который практически не стихал даже к вечеру. Температура воздуха колебалась в районе 0 или чуть выше.

Шел я предыдущие дни в режиме вечер-ночь. Поэтому переход 11 июля закончился стоянкой в 4-00 12-го числа. Погода была довольно неплохая, переменная облачность без ветра. Спать лег наверное после 6-00. Таймыр есть Таймыр. К утру задул ветер,похолодало. Попробовал после обеда выскочить (еще и место для стоянки было не совсем удобное), прошел с большим трудом несколько (3-4) против ветра на веслах и пешком. В 18-00 вынужденно стал на вторую стоянку ждать когда ветер подстихнет. К ночи показалось что ветер немного стихает. Вышел в 12-ночи и шел до 6 утра. Сильно вымотался, ветер почти не утихал, лишь на мгновения ослабляя порывы. До Тареи оставалось около 18 км. К вечеру 13-го ветер стал сбавлять обороты вечером выскочил, перебежал на другую сторону Пясины (пока сильного ветра нет) и к полуночи был уже на Тарее. Очень удачно поймал окно. Уже поднимаясь вверх по Тарее констатировал значительное усиление ветра. Только теперь он был попутный и река конечно не такая широкая как Пясина.»

......................    

Тарея (180 км): - «изумрудная река» как я ее прозвал, очень хорошая речка для подъема вверх, за исключением отдельных мест где и на веслах не пойдешь, и проводка осложнена топким берегом. Особенно хорошо идется в каньонах, каньоны глубокие без порогов и перекатов. Вода в Тарее к середине июля падает очень сильно. К 20 июля после стрелки с Вентой речка практически закончилась совсем, вся вода осталась в Венте, вытекающей из озера и собирающей озерные притоки.

Подъем по Тарее с классическим вариантом волока на Посадочную возможен только в начале июля, когда в реке еще есть вода.

.....................

«Вообще Тарея запомнилась наверное своими контрастами. Большая глубокая, величественная на первых каньонах и практически исчезающий ручей  в каменистых дюнах перед Хрустальной. Также было и с погодой. Выдалась пара чудесных солнечных дней на первых каньонах и затем я попал в «сильный» холодный, с ветром 16 часовой дождь. Пришлось ставить палатку через примерно 5 часов движения под дождем в очень неудобном месте. Нашел какой-то небольшой ручей, поднялся по нему метров 300 и за невысокими скатами в русле ручья долго искал место под палатку. Потом минут 15 пытался под дождем ее поставить. Не смотря на то, что ветер здесь был не прямой мне никак не удавалось это сделать, мокрый тент скручивало и шмотыляло из стороны в сторону. В результате мне каким то чудом после каких-то исхишрений удалось накинуть и пристегнуть тент, в этот момент палатку ветром вынесло куда-то в сторону где я ее воспользовавшись каким то мгновением моментально зафиксировал.

В результате палатка сама неожиданно нашла очень удачное место, на что я безуспешно потратил более получаса под дождем. Забросил аккуратно, стараясь не замочить барахло. Ввалился постепенно освобождаясь от мокрой куртки и вейдерсов сам в палатку, расположился поставил чай на газу и почувствовал себя «даже трудно подобрать слово как».....в общем испытал очень сильный эмоциональный подъем. Трудно это объяснить но я от всего этого испытывал необъяснимое удовольствие. Следующие два дня запомнились первым настоящим снегом. Причем второй день (19 июля) он сыпал большими пушистыми хлопьями из низких черных туч целый  день.»

...............

Хрустальная (50 км): небольшой приток Тареи. До развилки с Флюоритовым можно подниматься проводкой или иногда на веслах. После развилки река полностью пересыхает и превращается в несколько небольших ручейков слишком жалких и невозможных для подъема даже на каяке. Несколько километров тащу каяк по инерции, часто методом перетаскивания (заношу корму, потом нос и так по кругу).

.................

«Первоначально вместо подъема по Хрустальной предпологал подняться по Венте до Горной или Озерной и оттуда уходить через озеро Сожаления на Ленивую. Но уже подходя к развилке Тареи с Вентой принял решение подниматься по Хрустальной, как менее рискованное.

Хотя учитывая, что мне слишком рано пришлось уйти на пешку с Хрустальной, я с таким же успехом мог уйти на нее с озера Горного напрямую на Ленивую. Пешка на Ленивую запомнилась плохой погодой (ветер, дождь) и  тяжелым рюкзаком (больше 50 кг). Сложно было найти место для стоянки. Начал пешку вечером 24.07 по карте прошел 2-3 километра и стал из-за начавшегося дождя. Не хотелось разбирать барахло и ставить палатку под дождем. Тем не менее ее пришлось собирать уже под дождем. Закончил волок уже 26 -го около 2-х часов дня. Весь волок получился больше 20 км ».  

.................

Ленивая (60 км): Жутко унылая, мрачная, неинтересная (любой негативный эпитет) речка. Практически без плесов, в основном вся с течением. Подъем довольно неприятный поначалу, затем привыкаешь, становиться проще. В самых верховьях после окончания перекатов, река превращается в озерный ручей, глубокий с отличной возможностью подъема к самым истокам. Порогов или значительных перекатов нет. Рыбалки нет. Только в самых верховьях появляется в небольшом количестве хариус.

..................

«В первый день после волока в обед я поставил палатку и собирался на воду. Готовил и обедал днем в палатке. Палатку сильно продувало, жутко замерз хотя термометр показал температуру +7. По ощущениям было значительно холоднее. Возможно сказывалась усталость после волока и нехватка питания. Следующий день подъема по Ленивой был отвратительным по скорости движения, моему настроению и состоянию. На следующий день вроде немного приспособился к реке и немного восстановился после волока. Поднимался с 26.07 (вечером совсем небольшой переход после пешки) до 29.07. 29-го прошел немного, хотел до обеда подняться до волока но ручей позволял подниматься к самым истокам. Пришлось стать на обед в 16-20, а затем еще прошел по прямой еще км 2,5 до самого истока где и стал в 19-40».

..................  

Пешка на Москвичку (6 км): Наверное самая простая не только по протяженности но и по удобству движения и простоте ориентировки. Двигался от верховьев Ленивой правее и выше ручья по довольно ровной, слегка заболоченной тундре.

.................

«Перед волоком на Москвичку погода немного отпустила, к вечеру ветер стих совсем впервые за много дней. Солнца почти не было, но стало теплее. Очень повезло т.к. место абсолютно открытое, палатку спрятать вообще негде.  В какой-то момент было неожиданно «жутко» тихо. Как будто у телевизора выключили звук.»

.................

Москвичка ( 42 км): Приток Шренка. Воды, к концу июля началу августа, уже совсем мало. Часто иду пешком вниз. Дно преимущественно галечник или камни. В воде время от времени видны красные камни, жду когда река наконец станет Москвичкой и вот перед Шренком наконец выхожу на «Красную площадь».  

....................

Шренк (305 км):

Река большая, протяженнная и довольно разнообразная. В верховьях проходит через рельеф, с перекатами, в ямах после перекатов появляется голец.

Перед Посадочной выходит из рельефа. Сильно мешает встречный восточный ветер. Очень интересный участок до и после Гравийной, где река поворачивает на север. Реку поджимают невысокие, красивые серые каньоны. Река в этом месте мощная и глубокая. Течение быстрое, перекаты.   Самые красивое же место на Шренке это, наверное, каньон перед Нижней Таймырой. Места завораживающе красивые. Скалы напоминают языки пламени или  какие то сказочные замки. На сопках выветривание наворотило целые города.

Нижняя Таймыра (21 км) : Большая, глубокая река с сильным течением, возможен подъем на веслах.

Траутфеттер (93 км): Река с довольно сильным течением, по берегам часто галечники, иногда подходят небольшие высотки, места в основном открытые.

В случае сильного ветра сложность с постановкой палатки. Подъем занял 3,5 дня тяжелой пахоты, часто против ветра.

(35 км): Коралловая, Повернутая+ озеро и ручей.

Коралловая и ее приток Повернутая текут в низменном ландшафте. Подъём, по этим рекам, не сложный. Реки идуться часто на веслах или корабликом. Перед выходом из озера (примерно 1 км) ручей, впадающий в Заозерную, теряется в болоте, что сильно затрудняет прохождение.

Заозерная (27 км): Широкая равнинная, спокойная река в относительно невысоких (в основном) берегах. Бегают большие полярные волки.

 Ленинградская (27 км): Сначала широкая в галечных дюнах разбивается островами на рукава, перед Баркова входит в рельеф. Скалы сжимают реку,

вода в ней становиться прозрачной. Глубокие ямы с чистой серовато-зеленой водой полны гольца. Красивые мощные пороги, неожиданно много воды для середины августа.

Перед стрелкой с Баркова ( 1км) старая стоянка геологов, брошенный вездеход, туалет-скворечник, кучи брошенного хлама, много дров. Нашел галоши для вейдерсов, в подстраховку своим коралловым тапкам.

Баркова (22 км) : Удивидетельная, чудесная, завораживающая. Река достойная самых лучших эпитетов. Выше стрелки с Ленинградской несколько км красивых каньонов, с порогами и плесами. Затем равнинный кусок. Перед Подхребетной снова каньоны. Возможна проводка и подъем по реке, я предпочел этому пешку вдоль реки. Оба варианта могут иметь место.

Подхребетная (14 км) : Небольшая речка, в каньонах, приток Баркова.

С Ленинградской ухожу пешкой вдоль Баркова и Подхребетной, и далее на Нюнькаракутари.

По прямой на старте 45 км. Наматываю 75-80 км по сопкам, вдоль рек и по руслам ручьев.

Нюнькаракутари (135 км) : Быстрая речка, в верхнем течении в красивом рельефе, быстро выходит в широкую горную долину. Идется очень быстро, рыбы мало. Перед Бикадой несколько порогов, вода становиться мутной.

Бикада-Нгуома (20): Широко разлившаяся, не очень глубокая река. Рыбалки нет.

Холидьетари (90 км): Извилистая, равнинная река, в основном имеется возможность подъема на веслах, в верховьях идется корабликом. Вода непрозрачная, темная.  Более менее чистая только в самых верховьях. Рыбалки нет (совсем).

Пешка на Гусиху. (30-35 км)

Первоначаоьно расчитывал на пешку меньшей протяженности исходя из кратчайшего расстояния по карте 4,5 квадрата (1 квадрат 4 км). В реальности получилось несколько иначе. Ушел на пешку на 2 квадрата раньше, больше не было сил и времени подниматься по Халидьетари. В конце она сильно петляет, проводка часто затруднена  плюс в моем состоянии (на этот  момент меня здорово болтало) представлялось проще и быстрее движение с рюкзаком.
Рюкзак получился очень плоский и легкий 30 с небольшим кг. Хорошо лежал на спине но тем не менее все равно шатало как пьяного. Тундра в этих местах не распологает к нормальному движению. Сплошные кочки и вода между ними. Приходиться выверять каждый шаг. Попытка подняться выше и пройти по вершинам холмов ни к чему хорошему не привела. В конце концов пройдя основную часть пришел к выводу - проще идти воль русла ручья если таковой имеется. В первый день дошел до озера, где была очень холодная, сырая ночевка.
Берега озера местами очень топкие. Палатку нормально поставить проблематично, кругом кочки с водой. Укрытия от ветра практически нет. Ночью погода испортилась. На второй день прошел вдоль озера к ручью вытекающему из него и впадающему в Гусиху. К 12-00 остановился и собрал каяк, прошел немного вниз на веслах и затем началась сплошная проводка, немного пожалел о своей поспешности. Гусиха меня встретила  холодным, противным дождем с ветром и это меня немного успокоило, все таки я собирался на стапеле нормально, еще без дождя. 
 
 Гусиха  (125 км): Мутная, перекатистая, быстрая река. Берега высокие, внизу травянисто-глинистые. Рыбалки нет (совсем). Река извилистая, до стрелки с Большой Рассохой. После стрелки полностью меняет свой характер.

Большая Балахня (20 км) Протоки. В Хатангскую губу выходил самой южной протокой.

Хатангская губа (65 км). До Вездеходного мыса берег низкий, мель, стоять негде. На Вездеходном 7 км на юг есть возможность стать укрывшись от ветра. На м. Сопка-Барат есть балок. Мыс Поворотный большая отмель уходящая далеко в губу, представляет собой значительную проблему (особенно в отлив). На м. Турупкин большая база деда Ивана.

Своим ходом шел до мыса Турупкин.

Общий вес снаряжения и запаса продуктов на старте не превышал 75 кг.

Базовая раскладка продуктов составлялась из расчета 450 гр в день на 75 дней плюс немного продуктов осталось с дороги. Учитывая изменение маршрута целесообразно было бы докупить немного продуктов еще на неделю, но обстоятельства так сложились, что не судьба, к тому же я видимо подсознательно хотел провести свой эксперимент на выживание(?). Вообщем как раз этих 3-3,5  кг продуктов мне в конце и не хватало, за то эксперимент по выживанию прошел на ура, иначе все прошло бы абсолютно гладко, пресно и нечего было бы вспомнить. Тут еще какая логика была, сколько продуктов не возьми будешь стремиться их уничтожить до такого уровня, чтобы на пешку идти  одной ходкой. Я с Хрустальной ушел одной ходкой как раз потому, что интенсивно уничтожал продукты. Ну и вообще окончательно решение об изменении начала маршрута я принял уже спустившись с теплохода в Дудинке и тут так сложились обстоятельства, что я даже воды в дорогу не взял. Но это отдельная история, называется связался с Норильским бомбилой.

Запас газа 8 баллонов по 450 гр каждый.  Газа хватило «впритык», хотя можно было больше экономить вначале, но слишком плотный график движения заставлял делать выбор в пользу газа. В конце пошел некоторый дополнительный расход газа из-за того, что пришлось много готовить гусей вместо рыбы. Это гораздо затратней в плане газа. Вообще норма расхода 50 грамм в день очень реальная, даже с учетом экономии. В условиях Таймыра если вы идете один (чем больше народа, тем меньше расхода на 1 -го) меньше у Вас вряд ли получиться, скорее больше (лучше считать 60-70), если только вы не идете на хлопьях и мюсли заварных и у Вас не специальная экономная посуда.  Но тогда боюсь (хлопья и мюсли) Вы вообще никуда не прийдете, это не тот случай. Разница между крупой, макаронами и хлопьями заметна особенно в конце похода или в период больших нагрузок. После завтрака хлопьями (даже при увеличенной норме) значительно быстрее появляется чувство голода, причем ощущаешь это на физическом уровне (упадок сил). (Сам взял первый раз рисовые хлопья о чем крайне жалел впоследствии).

Немного подробнее о снаряжении, так как хорошее снаряжение и наличие продуктов 90% успеха любого длительного похода:

Выбор снаряжения в основном был ограничен финансовыми возможностями (в основном брал, что было) и ограничением по весу.

В качестве средства передвижения каяк от Акваграфики «Большой Бродяга» немного модернизированный (доведенный т.с « до Ума» 9 кг в сборе с юбкой и лягушкой). Палатка Voude 1,5 ка (1.5 кг), спальник Deuter (1,1 кг), коврик поддувной «Сплав» Экстрим 3 см (640 гр), Куртка мембранная «Патагоша!»( рыбацкая модель с латексными манжетами и широкой липучкой!, мембрана ее родная! не Гортекс, оказалась лучшая вешь в моей снаряге, вентиляции дополнительной нет! как и других ненужных вещей , не течет, мембрана не изнашивается, не протирается, не продувается, удобная ), вейдерсы Sims (гортекс) облегченные (хочу Патагонию!), тапки корралловые Адидас (раньше 5 лет назад  были норм, теперь отстой полный), полуботинки Гарспорт (неожиданное открытие прошлого сезона оказались без мембраны, хотя когда покупал был уверен, что не мокнут ), носки мембранные Sealskinz (открытие этого сезона), термобелье теплое Polartec (Сивера штаны и хотя был выбор старый, затертый, удобный Red Fox свитер) и комплект легкого, пуховка легкая «Сивера» (какая была), куртка Softhel “Сплав» (к сожалению у моего проверенного  старого  Mormota нет капюшона, пришлось почувствовать разницу) и штаны Softhel тоже от «Сплава» (лучше конечно было взять мембрану нормальную, по акции те же деньги, вообщем поспешил немного в свое время), мохнатый (модный как всегда, внешний вид превыше всего) термо-свитер с капюшоном от Сиверы, 2 пары обычных (только не по цене!) трекинговых носков, случайные распродажные теплые австрийские перчатки из Гортекс и кожзама (вот тут то собака и порыта была, кожзам быстро стал мокнуть, стираться от веревок и весла как следствие просто разваливаться). Любимая счастливая Кепка с дырками. Подшлемник из полартека, в основном применялся вместо тряпки и как дополнительный мешочек для газовой горелки. В качестве дополнительного утепления иногда применялся спасжилет. И еще берите обязательно шерстяные или подобные теплые носки (я свои долго искал, не нашел, по приезду сразу нашлись на видном месте-просто чудо?). Использовал несколько раз термоодеяло китайское, фольгу — толку мало и неудобно. Но есть идея взять (найти) нормальное плотное термоодеяло (не из фольги одноразовое) и сделать с ним состежку с ковриком. Вообще со снаряжением в этом походе творились какие то чудеса. Особенно в конце похода. Мало того, что мне пришлось проявить чудеса сапожного мастера при ремонте моих тапок Адидас, который начался уже через неделю похода, что сильно напрягало и отнимало много времени (при нынешнем качестве нужно сразу новые отдавать в мастерскую полностью нормальными нитками прошивать подошву , клеить сверху материал и снова прошивать). На 54 день вздулся  мой поддувной коврик. Появилась грыжа в области головы быстро превратившаяся в подобие подушки, пришлось спать на полусдутом коврике, потом даже спас слегка подкачанный подкладывал под низ и прочее барахло. На Нюнькаракутари (после волока расслабился) потерял ложку. На «Патагоше» ( не представляю как другая куртка выдержала бы такое за 6 лет, кстати мембрана в отличие от того же Гортекса Прошел практически в идеальном состоянии, а на новых Simms -ах уже после прошлого похода зашитный слой начал стираться) почти развалилась молния, держалась на честном слове и каком то колдовстве от Патагонии. Мембрану вообще желательно для такой погоды брать потолще, поплотнее, чтобы ткань ветром не продувалась. Единственная вещь которая меня спасала от ветра это моя мембранная куртка.  Вообще очень хотелось в этом походе заняться критикой производителей снаряжения. В первую очередь это касалось разработчиков палатки Vaude (вроде Hogan Sul 1-2 P?) которые умудрились испортить очень хорошую палатку.

-  «Наверное лучшую,из того , что у нас было, несколько лет назад, в продаже по соотношению цены, веса и функционала. Конечно Вы скажете, что палатки есть лучше. И будете абсолютно правы! Но они  либо в России не продаются или их стоимость слишком высока, или по характеристикам материалов сомнительны для использования в тяжёлых условиях.»

А также некоторых производителей одежды, любителей моды и красивого дизайна в ущерб здравому смыслу и функционалу (объясните мне зачем к примеру нужны карманчики с замками на термобелье- штанах и куртке. Кажется я знаю, чтобы положить туда камень и не спать всю ночь).  Основная проблема палатки это сложность установки, при наличии даже несильного ветра сделать это крайне затруднительно. Очень хотелось, чтобы эти самые разработчики вылезли из своего офиса.  А того кто придумал эти липучки для фиксации дуг к тенту я вообще готов был просто разорвать, ему наверное там каждый день икалось.

- «Представьте себе как Вы раскорячившись, негнущимися от холода пальцами пытаетесь залепить эти маленькие липучечки вокруг дуг, а они конечно отрываются т.к натяжением тента их просто отрывает от дуг...»

Несколько раз приходилдось ставить палатку с ветром и даже под сильным дождем, при этом приходилось проявлять чудеса терпения и изобретательности. А все потому, что господа которые разрабатывали эту палатку  похоже ее в реальных условиях никогда и не собирали.

- « А зачем? И так хорошо продается».

За авторитетным именем фирмы можно прикрыть свою элементарную некомпетентность. На ветру палатка стоит только если Вам удалось ее очень точно (ну очнь точно) поставить по ветру, желательно кормой к ветру.  В противном случае ее начинает ломать. Развернуть палатку под ветром удается с большим трудом. Один раз мне это пришлось делать в сильный ветер на открытой местности. Спрятаться было негде вообще. Ветер стал менять неаправление. Пока я пытался повернуть палатку ветер на моих глазах повернул на 90 градусов. С большим трудом удалось повернуть палатку, спасло только наличие вещей в палатке.

 Вообще после серьезного похода критиковать производителей снаряги можно бесконечно, вся хрень которую ты обычно не замечаешь (не успевает проявиться) вылезает наружу. И только некоторые вещи достойно проходят весь путь. Солнечная батарея S-Freedom показала себя очень надежно, уже второй сезон, хотя были серьезные опасения. В качестве навигатора и фотоаппарата использовал смартфон Huawei P9 lite. Использование телефона в качестве фотоаппарата и видеокамеры было ограничено погодой и состоянием зарядки в конкретный момент. В пасмурную, дождливую погоду приходилось с фото и видео экономить.  Навигация с помощью приложения Советские военные карты.

От навигатора Garmin после прошлого похода отказался полностью.

Для телефона еще в прошлом году в Альпиндустрии приобрел чехол герметичный, на молнии позволяющий работать с телефоном через чехол. Спальник  Deuter (топовая модель) очень неплохой, возможно в своем классе самый лучший, сделан с головой явно. Но для Таймыра слабоват по тесту, утеплителя не хватает, и влагу тянет. Единственно нужно отметить ноги и голова Dry зона не мокнет, и ноги в нем утеплены не мерзнут совсем. Был выбор между пуховым Mormot Helium этот чуть легче и теплее но  Deuter комфортнее и ноги в нем в отличии от  Mormota не мерзнут. Вообщем проблема спальника проявлялась только в особо неблагоприятных условиях, неудачная установка палатки и когда организм сильно ослаблен в результате недоедания (организму нечем производить тепло, мерзнете независимо от спальника).

Газовая горелка Primus Easy Fuel (вроде она) мощная , тяжелая c предварительным подогревом газа и длинным шлангом. Хорошо работает в холодную погоду, недостаток отсыревает пьезоподжиг, использовал спички частенько. В основном готовил в палатке, из за погоды и экономии газа, потом привык и уже готовить и есть не в палатке какая-то дикость. Вообще вопрос посуды под горелку и эффективной ветрозащиты требует дополнительной проработки. Аллюминиевые пластинки экраны показали себя очень плохо, плюс еще нужен отражающий тепловой экран под горелку снизу.

Каяк претерпел следующую модернизацию:

а) Усиленно днище и баллоны в кормовой части под грузовым отсеком пленкой ПВХ 0,3 мм.

б) В кормовой части вклеен небольшой резиновый киль-стабилизатор.

в) В носовой части вклеена полка (из старой тонкой гермы) для размещения багажа (носовая упаковка от производителя показала себя полностью бесполезной, можно ее пустить на заплатки или просто выкинуть).

В  результате удалось вылечить каяк от детских болезней: постоянного разворота при любом боковом или в заднюю полусферу ветре и добиться баланса загрузки между носом и кормой (убрать кормовой перевес), как следствие значительно улучшилась управляемость и увеличилась полезная нагрузка. В прошлом году производителем грузоподъемность была заявлена 120 кг. В этом году на сайте указано уже 140(?). Я кстати писал производителю в прошлом году и по поводу грузоподъемности и прочего, но к сожалению никакого разумного диалога не получилось.

Меня в результате отправили учиться правильно обращаться с веслом. Поэтому пришлось самостоятельно решать эти проблемы. В качестве основного консультанта привлек «Дядю Лешу». Он кстати сразу, еще до старта,  опытным глазом определил, что у меня на открытых пространствах из-за плоского дна возникнут проблемы, вопрос только в их степени. «Дядя Леша» кроме того, что кандидат технических наук еще и опытнейший водник (и то и другое еще со времен СССР) которого уж точно (в отличии от меня) не надо учить как с веслом управляться .  

Он мне и посоветовал слишком не мудрить, а попробовать готовый резиновый киль от надувной лодки. Эффект от модернизации оказался поистине удивительным, проблему с ветром удалось решить полностью. Каяк перестал беспрестанно разворачиваться вокруг своей оси и стало возможным нормально двигаться при любом ветре. На порогах киль просто отбивает от камней без какого-либо ущерба.  В этом году на старте у меня вес каяка с барахлом и мной составлял почти 150 кг может чуть меньше. То есть 140+ сам каяк.

Минимум на 10 кг больше чем в прошлом году. А управляемость и загрузка каяка намного лучше как будто наоборот я 10 кг выгрузил. В. Таловая в верхнем и среднем течении это практически один сплошной непрерывный порог, из одного переката вы влетаете в другой и так бесперерывно. Большую их часть, несмотря на перегруз, быстро освоившись и обнаглев я прошел.  

В качестве рюкзака и гермоупаковки использовался герморюкзак 128 литров от Тайм Триал. Показал себя очень хорошо уже второй сезон, только лямки поставил нормальные от рюкзака родные хлипкие совсем я их использовал на герме 80 (или 60?) литров из которой тоже сделал герморюкзак.

В заключение по снаряжению: - «Все мои высказывания по поводу того или иного  снаряжения  носят субъектинвный, личный характер, ограниченный определенным опытом использования довольно небольшого количества снаряжения и не могут автоматически переносится на всю продукцию той или иной фирмы. Также возможно задачи которые я определил для этого снаряжения  изначально не соответствуют его возможностям (в смысле  - а что ты вообще от нас хотел)».  

Вещи

Фактический вес

Каяк шкура

6785

Лягушка

704

Сидушка, трубки, юбка

1728

Палатка

1456

Герморюкзак

2190

Герма

890

Весло

1385

Спасжилет

660

Ремкомплект

500

Нож

176

Мультитул

190

Спиннинг и катушка снасти

724

Солнечная батарея и телефон

552

Зарядное

218

Карты

314

Спальник

1088

Коврик

658

Термобелье теплое

546

Термобелье тонкое

260

Вейдерсы

1180

Тапки под вейдерсы

526

Куртка мембранная

622

Куртка софтшел

818

Пуховка

326

Свитер терма теплый

388

Ремень

134

Штаны софтшел

558

Ботинки

840

Носки

240

Перчатки

178

Очки

70

Кепка

94

Накомарник

20

Плитка газовая +защита

646

Газ 8 баллонов

5312

Туалетная бумага 4 шт

200

От комаров

50

Принадлежности бытовые

350

Аптечка

392

Зажигалки

50

Веревка

300

Стропа

58

Перчатки хоз

80

Градусник

18

Сумка хозяйственная

250

Котлы

472

кружка, ложка

154

Общий вес

35350

(Вес зажигалок, веревки и бытовых принадлежностей дан приблизительный, реально может быть больше или меньше указанного).

Взвешивание проводилось дома на настольных (до 20 кг) весах.

Моя раскладка продуктов и что бы я в ней изменил:

Раскладка продуктов составлена из расчета на 75 дней.

Очень удачным было использование весового сухого молока (Рогачев), хорошо разводиться в горячей воде, прямо в кипяток.

Рекомендуемая норма сухого молока на человека 20 гр в день.

Удачным оказалось использование топленого масла, оптимальная норма 15-20 гр на человека в день.

Неудачным оказалось использование следующих продуктов:

     1. Сухого сыра (решил в будущем исключить из рациона), ввести замену (вернуть назад) свежий сыр.

  1. Рисовые хлопья  -  заменить на манку, геркулес, рис.
  2. Пшено(исключить из рациона).
  3. Сухари сладкие (исключить из рациона).
  4. Сухари обычные (сократить количество).

Дополнительно ввести или увеличить количество:

    1. Пеммикан (мясо-жировая смесь).
    2. Мука.(частично заменить сухари).
    3. Сахар.(Увеличить количество до 50-60 гр в день).
    4. Шоколад. (Ввести шоколад).
    5. Чай. (увеличить до 15-20 гр в день).
    6. Ввести энергетические батончики (мед, сухое молоко, толченные орехи, измельченные сухофрукты).
    7. Яичный порошок.
    8. Сало, жир, или растительное масло. (Для жарки, блинов, хлеба и т. д.).
    9. Топленное масло (увеличить до 15-20 гр в день).

               В результате сделаны выводы о необходимых нормах раскладки (при наличии подножного корма) в длительных экстремальных походах большой протяженности и интенсивности в условиях крайнего севера в теплый (условно) период.

Норма раскладки для длительных походов (2 и более месяца):

  1. минимальная (экстремальная), для сумашедших профи    -        500 -550 гр в день.
  2. Оптимальная, для опытных туристов                                -        600-700 гр в день.
  3. Комфортная, для всех кто не спешит                                  -  от 700-1000 гр в день.

В любом случае следует учитывать, что без дополнительного питания (рыба, мясо) Ваша раскладка, в данном случае, все равно будет дефицитной.  

..................

(Далее следуют мои фантазии и измышления по поводу раскладки навеянные голодом и привнесенные в мой мозг больным воображением)

....................

«Вообще наверное сначала необходимо сделать небольшое отступление.

Раскладка продуктов вообще и в длительном походе тем более(!!!) имеет определяющее и решающее значение наряду с наиболее важным снаряжением. Что в нашем случае считается длительным походом? По моему личному опыту и ощущениям длительный поход начинается после 45-50 дней интенсивного движения. Интенсивность движения, погодные условия и пр. является также очень важным моментом влияющим на Ваше физическое состояние и отражающееся на Вашей раскладке. В этом походе погода первые полтора месяца меня (мягко говоря) особо не баловала да и была необходимость поддерживать высокий темп движения, зачастую вынужденно приспосабливаясь  к погодным условиям (ночные переходы). Отсутствие нормального отдыха, интенсивность движения отразилось как на физическом состоянии (потеря веса) так и на запасах продуктов. Чтобы компенсировать высокие нагрузки приходилось в этот период ощутимо  увеличивать ежедневный расход продуктов. Вообще в этом походе у меня родилась идея расчитывать раскладку (альтернативный вариант) не только исходя из количества дней  но и из протяжённости и сложности маршрута. То есть когда я рассчитывал первоначально маршрут у меня было  1800+ км за 75 дней. Затем, на старте, в результате изменения маршрута добавилось 200+ км, время прохождения осталось практически тоже (за первые 73 дня 1960 км + пешка челноком на В. Таловую). Соответственно если исходить из количества дней то изменения вроде бы никакого нет, но в реальности картина изменилась. Все это навевает у меня мысли о необходимости более сложного расчета раскладки с учетом протяженности и сложности маршрута. Как я это вижу?

Расчитать маршрут исходя еще и из протяженности: ввести повышающие и понижающие коэффициэнты сложности, расчитать так сказать необходимую работу на каждом участке и определять соответственно раскладку. Вы спросите, а зачем все это нужно и не усложнит ли это расчеты раскладки. Отвечу: на самом деле это упростит ее составление, так как мы просто убираем, промежуточное звено или скорее  вписываем его в расчет  маршрута. То есть фактически как обычно обстоит дело: первоначально мы (я!) расчитываем маршрут исходя из протяженности и сложности (или длительности отпуска?!), а затем прикидываем исходя из этого количество дней на прохождение маршрута и затем уже на количество дней набрасываем среднюю раскладку.

Все это получается очень приблизительным +- (что на длительном периоде может составить большую проблему). Представьте себе нехватку продуктов 2 дня в месячном походе или соответствующий +_ 5 дней в 2,5 месячном (когда организм уже полностью истощен). Думаю особых оъяснений разницы не надо, картина и так ясна.  

Если подводя итог упрощенно обрисовать картину как мы расчитывали раньше раскладку:

Проработка маршрута(протяженность км)-расчет длительности (время дни)-расчет раскладки (продукты вес кг). Теперь предлагается немного изменить картину: 2 и 3 этап (расчет времени маршрута  и раскладки продуктов) вести параллельно и в большей степени независимо.      

В результате, что я ожидаю получить на выходе? - Более точную и реальную раскладку объективно отражающую работу и соответствующую фактически маршруту. (Реальная, наложенная на фактический маршрут - ЖИВАЯ раскладка!)».

Касательно моего личного опыта, что у меня произошло в реалии? До 64 дня я не ощущал никаких особых проблем на маршруте связанных с раскладкой, несмотря на ее заведомо дифицитный характер. На 64 день из-за отсутствия дополнительного питания и подножного корма (рыба, мясо), а также истощения запасов и резервов самого организма наступил серьезный кризис. Который происходил на фоне хорошей погоды и не самых сложных условий движения. То есть не смотря на очень комфортные условия движения я пережил очень жесткий кризис, сильный упадок сил, головокружение почти до потери сознания, слабость и т.п. Выйти из данной ситуации за счет простого увеличения раскладки в этот момент не представлялось возможным. Фактически раскладка наоборот снизилась менее 400 гр в день.

Частично решить проблему удалось только путем охоты (поимки гусей) для чего пришлось приложить все силы и опыт выживания (на пределе возможного), эффект от удачной охоты почувствовал не сразу, а только через пару дней стал понемногу приходить в себя перед пешкой.

Отсюда можно делать много частных выводов: и по расчету на подножный корм вообще как таковой и по количеству и составу раскладки в целом. Вообще тема питания и раскладки в походе неверное самая сложная и по сути бесконечная.  

Продукты

Фактический вес с тарой

Сухари

3412

Колбаса сухая

1000

Мясо сухое

730

Чай

964

Соль

1340

Кофе

342

Сахар стевия

2544

Конфеты

2600

Молоко сухое

1308

Сыр

1662

Чеснок

500

Сухари сладкие

950

Макароны

4016

Рис +хлопья

4192

Гречка

5048

Пшено

1390

Картофель сухой

500

Масло топленое

924

Специи

462

Сухие овощи

598

Спирт

876

Общий вес

35358

Тара бутылки и контейнеры примерно 1 кг или немного больше, вес сухого картофеля дан ориентировочно 2 литра.

Дополнительно продукты с дороги Сахар, солонина, бомжи, хлеб 2000-2500 гр.

Теперь отдельные моменты котые хотелось бы выделить.

Ветер:
Преобладающее направление ветра в первой половине похода (до Москвички-Шренка) было западное или северо-западное. Начиная со Шренка преобладали ветра восточного направления. Эти моменты (возможно, если это не случаное стечение обстоятельств)  следует учитывать при планировании маршрута. Безветреные дни большая редкость даже в хорошую погоду. 
 
Вода и сроки начала похода:
 
Следует заметить, что сроки начала похода следует привязывать к началу паводка. Особенно это актуально для Пясины и ее притоков. Вода здесь падает очень быстро, к 20 июля верховья Тареи уже напоминали каменистую пустыню где приходилось бродить как в лабиринте в поисках русла с водой.
Далее с движением на северо-восток и восток картина постепенно менялась. Если в верховьях Шренка еще были проблемы с водой, то далее с этим особых проблем не было. Рискну предположить, что в районе Восточного Бырранга, особенно его северной части, из-за  более позднего таяния и существенной подпитки можно (при раннем по срокам присутствии)  столкнуться с обратной проблемой избытка воды. Предположительно (мое личное мнение, пока не подтвержденное на практике) этому моменту стоит уделить особое внимание при планировании маршрута с началом в восточной части Таймыра.
 

Опыт установки палатки:

Сложность установки палатки связана с наличием сильных ветров. Ветер может не стихать в течении 2-х недель и более. Безветренные дни на Таймыре еще большаая редкость чем хорошая погода. Как правило безветрие устанавливается на небольшой период во время смены направления ветра или смены погоды.

Поиск укрытий от ветра составляет как правило большую проблему.

В любом случае при установке палатки, чтобы избежать сюрпризов, желательно ориентировать ее по направлению ветра (или возможного ветра). Так же при установке палатки следует учитывать наличие вечной мерзлоты, стараться (по возможности),  ставить палатку на более возвышенных и сухих местах, с более толстым слоем мха.  

 

Движение по течению (сплав):

Реки на Таймыре преимущественно быстрые, но некатегорийные. Наиболее часто встречаются галечные перекаты с чистой струей. Как таковые пороги (на большинстве рек) в основном отсутствуют. Основную сложность при сплаве представляет встречный ветер, который зачастую превращает сплав по течению в более сложное мероприятие чем подъем против течения. Это нужно учитывать при сплаве, если Вам повезло с ветром не испытывайте судьбу, старайтесь пройти как можно больше. Иногда встречный ветер может дуть 5-6 дней не меняя направление, лишь ненадолго стихая к вечеру. В этом случае оптимально (необходимо!) переходить на ночной режим движения.

Движение против течения:

На большинстве рек подъем против течения на веслах затруднен или вообще  не возможен. Исключение могут составлять дни с сильным попутным ветром на глубоких участках. В основном подъем осуществляется корабликом по низкому,в основном, галечному берегу (как правило один берег низкий другой высокий). При подъеме корабликом так же приходиться учитывать направление ветра. Иногда проводка по одному из берегов затруднена из-за ветра прижимающего каяк к берегу.

Пешка:

При пешке необходимо учитывать фактор вечной мерзлоты, что обуславливает наличие большого количества воды и грязи даже в сухую погоду.  С этим Вы можете столкнуться в низине и на вершине сопки, и к этому необходимо быть готовым. Много ручьев и неглубоких верховых болот. Тундра зачастую неровная, кочковатая, движение часто затруднено. Предпочтительно движение вдоль ручьев и рек по прибрежной полосе или твердому каменистому дну.

Дрова на маршруте:

Плавник в достаточном количестве встречается на Пясине и в изобилии на Хатангской губе. Во всех остальных местах в основном можно рассчитывать только на то, что осталось после жизнедеятельности человека. В низовьях Тареи, до первого каньона регулярно встречаются балки и есть возможность найти дрова. Далее по маршруту можно разжиться дровами в основном только на местах старых лагерей (не знаю геологов или геофизиков). Такие места имеются на Шренке, Коралловой, Ленинградской, Малахайтари (чуть выше слияния с Нюнькаракутари). На Холидьетари и Гусихе с дровами совсем плохо.

Если на Ленинградской или Баркова идя по берегу можно периодически собирать подарки от геологов то здесь, южнее,  как ни странно с дровами совсем плохо.

Балки и т. п.:

Если не считать р. Пясины, хорошо обжитой и достаточно населенной, избы и балки можно встретить на Тарее до первого каньона (примерно 50 км от устья), Шренк перед впадением в Нижнюю Таймыру (2 балка в. ч один очень хороший),  на Нижней Таймыре напротив Шренка (фактически без стен, только крыша и печка), на Гусихе после впадения Большой Рассохи большая база с баней, ниже по Гусихе по левому берегу перед слиянием с Большой Балахней балок Ермила Бархатова (жилой), после слияния с Гусихой выше по течению Б. Балахни один или 2 балка (точно не ясно), на Хатангской губе на Сопка-Барат 2 жилых балка, на мысе Турупкин большая, постоянно жилая база.  

Животный Мир:

Сразу отвечу на первый вопрос который мне все сразу задают НЕТ- ни каких медведей я не видел!

Единственные свежие следы бурого медведя я видел на Пясине. В тундре далее я и этого не встречал. Наиболее часто сейчас можно встретить на Таймыре овцебыков, гораздо чаще чем того же дикого оленя. Видимо овцебык вытесняет последнего. Другой часто встречающийся зверь в тундре это полярный волк. Ну и конечно различные представители пернатых: гуси, лебеди, казарки и пр. Забыл совсем про песцов и зайцев.

Некоторые психологические аспекты в длительном походе.

В связи с тем, что поход длиться очень долго, вы втягиваетесь в ритм, привыкаете к нагрузкам, счетчик километров постепенно зашкаливает и Вам начинает казаться- « подумаешь осталось каких-то 10-15 дней и  300-400 км. Какая ерунда». Это на самом деле очень опасное состояние, наверное как у марафонца на последних километрах. Чувствуешь близость финиша, но забываешь, что это все таки своего рода марафон. Что испытывает каждый нормальный человек в такой ситуации, конечно эмоциональные взлеты и падения. Ваше настроение меняется от угнетения и тревоги до эйфории и радости. Но не нужно поддаваться эмоциям, лучший совет это просто максимально отстраниться от всяких эмоций вообще. Иначе Вы можете на время утратить контроль над ситуацией и принимать неправильные решения.

Оптимально, в данной ситуации, конечно сохранение максимально душевного равновесия и понимание, того, что необходимо делать в первую очередь   -   максимально экономить силы и спокойно работать километр за километром. Ну и конечно нельзя забывать, что время работает против Вас, но и в панику впадать тоже ни в коем случае нельзя.  

 
Некоторые мысли навеянные походом (в первую очередь посвящяется начинающим авантюристам)

Решил я тут немного поделиться своим мнением по отдельным вопросам касательно подготовки длительных походов большой сложности, а также рассказать немного о своем личном опыте.

(Сразу оговорюсь, чтобы по возможности избежать недопонимания:

  1. Написанное в первую очередь расчитано на тех кто только собирается начать серьезную самостоятельную деятельность.
  2. В данном случае речь идет о походах большой интенсивности, имеющими некий «спортивный» элемент. В том случае когда невозможно обеспечить полноценный запас снаряжения и пищи, а также необходимый в полном объеме отдых. Если Вы имеете возможность не ограничивать себя в запасах и никуда не спешите читать мои «поучения» не имеет для Вас никакого смысла.
  3. Зачем вся эта писанина? Потому, что я несу ответственность за тех кого мои отчеты и прочая писанина могут подвигнуть на серьезные деяния. )

 

О чем хотелось бы сказать в первую очередь? Конечно о необходимости увязывания таких разных вещей как проработка собственно маршрута, подбор и подготовка снаряжения, определение с раскладкой, физическая готовность организма к планируемому уровню нагрузок. Все эти аспекты неразрывно завязаны в тугой узел и должны в идеале гармонично сочетаться.

В противном случае один какой-то просчет в снаряжении, простая нехватка питания или общая недооценка сложности маршрута может привести к печальным вполне себе последствиям. Дело в том, что сложно себе отдавать отчет, не имея личного опыта, насколько поведение организма в сложных, длительных походах свыше 30-40 дней отличается от привычного. (Не говоря уже об индивидуальных особенностях организма!) .Примерно +- до 30 дней, как правило, организм сохраняет еще неизрасходованные внутренние резервы которые можно использовать за счет морально-волевых качеств. После примерно 30-40, может чуть более дней, постепенно (в идеале!) происходит полная перестройка организма на новый режим функционирования.

Работа организма теперь в значительно большей степени происходит только за счет внешних источников, то есть пищи. Свои жиры мы уже фактически потеряли, дальше можно сжигать только мышцы, что есть крайне не желательно и абсолютно нецелесообразно. К тому же надо отметить, что восстановление организма в такой ситуации полностью невозможно (нет ни времени, ни ресурсов), мы можем только приостановить процесс снижения функционала или, в лучшем случае, немного улучшить, на какой-то период, после резкого снижения. То есть в общем надо смириться с тем, что Ваш функционал будет неуклонно и, в лучшем случае, постепенно снижаться вместе с Вашим соответственно весом. В данной ситуации основная задача по возможности избегать чрезмерных нагрузок и постараться более равномерно распределять оные. Так же, когда это не возможно, увеличивать питание в этот момент (в момент чрезмерных нагрузок) и принимать другие решения для избежания чрезмерного перерасхода энергии. Необходимо понимать, что восстановление организма всегда затратней и по времени, и по ресурсам. Есть такое понятие «крейсерской скорости», распространяемое не только на технику но и на живые организмы. 

В данном случае идеально придерживаться этого понятия в походе.

Стараться, по возможности,  избегать чрезмерных нагрузок, «через не могу», а также избегать любой лишней работы, ненужных передвижений и т.д. Не смотря на то, что я имел уже довольно приличный опыт сложных походов, только длительные одиночные походы (последних 2-х лет) дали мне возможность совсем по другому взглянуть на некоторые моменты. Я наконец то осознал, что самая большая сложность состоит в том, чтобы определить оптимальный расход сил, тот объем работы который будет обеспечивать тебе твою «крейсерскую» скорость на маршруте.

Раннее я был склонен к перерасходу сил. Попросту в какой-то момент «запахивался» и понимал это далеко не сразу, если что-то вообще понимал.  Теперь же я стал лучше понимать свои возможности, а так же немного определиться с некоторыми критериями нагрузок. Например, для меня, самую большую сложность (в плане нагрузки на организм) представляют длительные пешие переходы, а также сложные продолжительные подъемы против течения.

В частности в пеших переходах я первоначально определяюсь с характером пешки, как правило если вес моего рюкзака более 53 кг я (однозначно) предпочитаю челночку. Если челночка более 1-2 дней, то я стараюсь ограничить дневной переход и проходить в среднем около 8-9 км в день (то есть челноком в среднем примерно 25 км и не более 30). Если вес рюкзака 50-53 кг то дневной переход (в зависимости от характера местности) для меня оптимально составляет не более 10-12 км (по прямой без учета рельефа и прочих "виляний"). С хорошо уложенным рюкзаком в 45-47 кг и менее я могу уже позволить проходить в среднем около 15-20 км (и более) в день. Например в первый день пешки с Ленинградской на Нюнькаракутари я прошел (не по прямой, напетлял) около 18- 20 км с рюкзаком весом порядка 47 кг, а на третий день пешки имея рюкзак на несколько кг меньше по весу (в основном за счет съеденной рыбы) уже более 25 км (с учетом крайне сильного встречного ветра). Но в данном случае длинна перехода еще была обусловлена невозможностью найти хоть какое-то мало-мальски приемлемое место для стоянки. Вообще конечно условия движения (встречный ветер, болотистая местность, кочки и т.д) сильно сказываются на продолжительности перехода, но даже в самых идеальных условиях желательно определить для себя четкие границы продолжительности перехода, так как кроме физической усталости есть еще моменты с мозолями и набитыми ногами. Необходимо поддерживать ноги в рабочем состоянии. Тут хорошо еще помогают крема и мази на ночь. Хотя надо сказать, что с мозолями я серьезным образом сталкивался (1 раз) в своих походах только при длительном движении в сапогах и тут хорошим решением была моментальная смена сапог на коралловые тапки. В коралловых тапках мозоли я не разу не умудрился получить, но при движении по камням по неудобной местности в них можно сильно набить пальцы ног. Например при проводке вверх по Ленинградской берег в какой-то момент стал в этом плане крайне неудобен для движения. Крупная галька превратилась в приличные булыжникина на довольно крутом берегу. Вообщем получается крайне неудобное движение по каменистому склону с риском не только набить пальцы но и банально поломать ноги когда внимание от усталости и необходимости концентрироваться на проводке рассеивается.

Теперь чуть чуть о проблеме выживания. Иногда приходиться сталкиваться с таким, что люди, идя в крайне сложный поход, не имея четкого представления о маршруте (что само по себе иногда абсолютно нормально) позволяют себе крайне вольное отношение к вопросам обеспечения продуктов и прочего. Дело в том, что именно в длительных походах вероятность, в какой-то момент, оказаться в условиях плохой погоды или полного отсутствия подножного корма и рыбы наиболее вероятна и крайне опасна. Зачастую, в условиях ослабленного организма, просто сталкиваешься с диллемой, что для тебя в данный момент важнее и целесообразней добывание пищи или движение вперед. То есть к примеру - если вы расчитываете возможную продолжительность маршрута, к примеру, 60-65 дней и более, ваша супероблегченная (450 гр/д) раскладка не должна рассчитываться на 45 дней. А аргументы вроде того, что слишком тяжело нести рюкзак из-за большого веса продуктов здесь не принимаются! В этом случае необходимо искать другие пути оптимизации, за счет снижения веса снаряжения (всегда есть, что выкинуть) или челночки в начале маршрута (что позволяет значительно увеличить на этот момент раскладку и сохранить силы) и т.д. Необходимо понимать, что в условиях истощения организма Ваши высокие морально-волевые качества и умение мобилизовать все ресурсы организма будут уже не так много значить (я бы сказал, что в физическом смысле  вообще ничего.....0, хотя в психологическом смысле может быть все отлично). Здесь на первое место уже выйдет физиология и ваша жизнь будет рассчитана и взвешена в каллориях оставшейся пищи. На самом деле полное понимание этих вещей к сожалению возможна только через личный опыт.

По себе могу добавить к вышесказанному, всегда есть склонность к недооценке ситуации пока ты не перешел некой границы.

 


Комментарии
Id8698362121.05.21, 10:36
Можно писать мне на почту svarnakov.93@yandex.ru 
Id8698362121.05.21, 10:32
Марина, здравствуйте! На мысе Турупкин "основательная база" рыбаков из Новорыбной. 
Здесь почти постоянно проживает рыбак Иван Николаевич с женой Татьяной Николаевной, (фамилию не знаю, почему-то не спросил), из Новорыбной.
У меня даже их телефон в Новорыбной есть. Здесь также еще находиться дом его сына. Место хорошо обжитое, есть моторные лодки. Я до Хатанги добирался на моторке с Иван Николаевичем, было неудобно отказываться от предложения, хотя (в моем случае) можно было спокойно своим ходом дойти до Новорыбной и там пару дней подождать парома. В плане финансов это более оптимальный вариант. Билет стоил что-то около 2 тыс. руб, а за бензин я отдал 8 тыс. С топливом к осени в Новорыбной совсем плохо. До Хатанги вполне наверное можно даже и своим ходом дойти, я такой вариант также предусматриваю - рассчитываю снова выбраться на Таймыр следующим летом. Буду рад если смогу еще чем-то помочь.
Сергей, здравствуйте! Спасибо за отчёт! Планирую путешествие на Таймыр. 
Скажите, как вы добирались с мыса Турупкин до Хатанги? Там вообще моторки часто ходят?
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте