"Освоение" Закавказья и особо интересных дорог Кавказа продолжили успешно!
Нижний Мамон - Ставрополь - Ереван - Тбилиси - Бермамыт

Путешествие Армения - Грузия - Бермамыт

Рассказы позже.
Пока лишь отмечу, что все три самые сложные дороги Грузии пройдены.
Годердзи год назад, второе место.
Тушетия, номер один. Без особенностей, но на пределе возможностей машины в некоторых подъёмах.
И подъём в Ушгули. Третье место. Лично для меня самая напряженная из всех. Геометрия моего кроссовера чудом выдержала эту хрень.
Собственно, этот вояж в грузинской части маршрута был посвящен именно оставшимся дорогам, номер один и номер три, по сложности.
Прочие моменты лишь бонусы :)
Из поста по пути в сторону дома.
Обзорно мы покатались по Грузии год назад. Но это было начало мая. Очень интересные для меня Тушетия и Сванетия остались “за кадром” - в горах в то время ещё много снега, да и дорогу в Тушетию открывают обычно ближе к концу июня.
Давно также хотелось попасть на плато Бермамыт в горах нашего Северного Кавказа. Но ехать 1500 км (это лишь в одну сторону) только с целью посещения плато было не с руки, хотелось плато “присовокупить” к большему маршруту.
А в Армении мы вообще раньше не бывали. Плюс сухопутная дорога туда лежит только через Грузию. Вот так и сложился примерный план маршрута.
Друзья и активные участники прошлых автопутешествий долго не могли определиться с работой, но в итоге участвовали в армянской части маршрута. Высокогорья и “сложнодорожье” Грузии и Бермамыт мы посетили уже в одиночестве. Это, если по количеству машин считать!
Первая ночевка, где мы и воссоединились двумя экипажами, была в посёлке Нижний Мамон Воронежской губернии.
Семья москвичей-байкеров решила уйти от городской столичной жизни и организовала на купленном участке экоферму. За умеренную плату предоставляют ночлег всем желающим.
Желающих, судя по увиденному, реально много. Деревенский дом, деревенский быт, куры, козы, кролики и пауки в ассортименте. Бассейн под звёздно-лунным небом прилагается. На любителя. Мы попробовали больше из общего интереса на фоне размышлений где бы переночевать и вообще встретиться? Ибо из Москвы машины выехали с разницей в шесть часов. Хотя и приехали в Мамон лишь с двухчасовой!
Главное неудобство - относительно далековато съезжать в сторону с М-4. Не главное: “экоферма” сильно на любителя…
Далее два дня мы провели у друга в Ставрополе. Сильно “уставший” один из двух я пропустил, находясь в неге алкозависимости и её последствий. Интуиция не подвела - мой организм набирался сил перед главным безумием этого путешествия.
Российско-грузинская граница... Матом и много раз матом. ОДИННАДЦАТЬ часов! Это перебор с любой точки зрения. Что интересно. На грузинской границе три полосы. И никакой очереди (одна-две машины перед тобой абсолютно не напрягают). У нас полтора десятка полос. И непонятное безумие. В интернете представители пропускного пункта рассказывают, что в сезон поток машин в несколько раз превышает пропускную способность. Но вот почему этот суперпоток никак на грузинской стороне не сказывается? Ну да ладно. Повлиять никак, “понять и простить”. Хотя совсем и не хочется ни первого, ни второго.
Замечу, что это безумие происходило на фоне очень корректной работы ГИБДД. Несколько машин патрулировали очередь. Пытавшихся проехать мимо разворачивали и возвращали в хвост. Из нескольких сотен машин (а пробка была около четырёх километров длиной) в итоге мимо проехали максимум пятеро. За взятку или по большому знакомству, не берусь гадать. Но работа патрульных существенно упорядочивала это “мероприятие”.
Итого. Начав “великое стояние” в шесть вечера, к семи утра (плюс час на другой временной пояс) добрались до Степанцминды. Казбеги, так привычнее звучит. И были вознаграждены открытым Казбеком в лучах восходящего Солнца. Чаще он закрыт облаками. А тут прямо канонический вид! Ура!
Там же и поспали часа четыре после дёрганой бессонной ночи.
Военно-грузинская дорога:
Пообедав в отличном ресторанчике ближе к Тбилиси прямоходом добрались до границы с Арменией.
Где нам немного повыносили мозги абсолютно бардачно организованным (перевожу на нормальный язык - вообще никак не организованным) сбором чего-то экологического. В рублях это “что-то” примерно 600 или 700, не помню точно. Затем покупка страховки на период пребывания, но не меньше, чем на десять дней. Что интересно. Два кроссовера, по два литра движки. Но страховка с разницей в 100 рублей. С хрена ли? Без ответа.
А дело было к вечеру. А нам в Ереван для начала...
Вот тут мы и начали знакомство с дорогами Армении. А заодно и особенностями вождения в стране.
Дороги разные. Есть отличные бетонки. Хотя и мало. Есть совершенно безобразные участки. Хорошо, что их тоже относительно мало. Знаков с указанием скоростного режима первые дни не хватает. Приходится на интуицию полагаться местами. Потом привыкаешь и вроде уже нормально. Камер много. Допустимое превышение плюс 10.
Из особенностей местного вождения меня раздражало лишь одно. Непонятная любовь значительной части местных водил ехать строго посередине дороги. По полосе в сторону - а они посередине. Две полосы в сторону движения? “Не проблема - еду строго по центру разметки!” И этого лозунга негде не встречено, но следуют ему часто. Хорошо, что не большинство! В остальном без особенностей. Машин относительно мало. Пробок не замечено. Бензин дороже нашего.
В Ереван приехали ближе к двенадцати ночи. Четыре часа утреннего сна после дурацкой ночи не сильно помогли, и дорога по серпантинам, значительной частью уже в темноте, показалась долгой и нудно-напряженной. Сразу скажу, что обратно через неделю мы промчались по ней за несопоставимо короткое время и вообще без напряга!
Армения по моим ощущениям оставила несколько печально-тягостное впечатление. Пейзажи пастельно-умиротворяющие. Цены на всё (кроме бензина) очень низкие. Откровенно бедно и как-то не весело живёт народ. Надеюсь, новая власть сможет решить основные проблемы в стране.
Очень понравилось обилие фонтанчиков с питьевой водой. Повсеместно. В людных и безлюдных местах. И постоянное указание знаками вдоль трассы. Супер!
Поразило, что на улицах большинство говорит между собой и по телефонам на русском языке, крайне умеренно разбавляя речь армянскими словами.
И мясные блюда готовят отменно! А вот персики, крайне аппетитные, внешне как с картинки, совсем
не вкусные. Странно.
Ереван. Главные позитивные впечатления связаны не с городом, а с людьми.
По совету друга остановились в пригороде Еревана в доме известного художника. Сын тоже художник.
Потом посетили концерт весьма самобытного коллектива, где познакомились сначала с вокалом, а после концерта и лично с дочерью.
Вообще вся семья очень приятная!
Что же мы успели посетить в Армении?
Монастыри Армении. В традициях армянской церкви нет помпезного украшательства храмов. Строгая архитектура плюс время, часто это столетия. В итоге выглядят полузаброшенными. Хотя практически везде встречали служителей церкви. Т.е. все действующие.
Но есть и другая, очень хорошая традиция. По всем значимым поводам мастера вырезали хачкары. Это огромные камни, иногда до трёхметровой высоты, густо покрытые глубокой ажурной резьбой. Очень древние, просто старые, относительно свежие. Множество вокруг и на территории храмов и монастырей!
Гарни. Древний храм и чудесное ущелье, обрамлённое тысячами базальтовых колонн. Даже имя собственное у это природного «органа» имеется: Симфония Камня. Впрочем, это великолепие пока не удостоено даже мал-мальски отремонтированной дороги:
Гегард. И вновь, великолепие окружающих пейзажей рассказывает об основателях монастыря больше, чем безмолвные стены древних построек. Пение под древним куполом храма
Хор Вирап запомнился отличным видом на Арарат. Монастырь практически на границе с Турцией расположен.
Татев монастырь – лучшая дикая ночёвка всего путешествия с оглушающим панорамным видом!
Сказка. Сложно и сейчас поверить, что это было с нами!
Канатная дорога в монастырь проложена через два ущелья. Прокатиться очень хотел М.М., но, увы. В вечер приезда билеты уже не продавали. А поутру в кассе сказали, что билеты только на 16 часов. Ждать целый день не было никакого смысла.
Фрагмент финального отрезка дороги в Татев монастырь
Одноимённые ущелье и монастырь Нораванк
Пещерный город Хндзореск
Как позже выяснилось, массово посещаем со стороны трассы и дальше ножками по мостику. Мы же проехали какими-то козьими тропами, по отвратительным дорогам, но оказались в самом центре древнего поселения, куда идущие по мосту просто не доходят!
Удивительно, что полунасильное переселение жителей из пещер в дома нового села произошло совсем недавно, в середине XX века. Но большинство пещер с дверями и под замками и используются как хозяйственные постройки потомками прежних жителей.
Крепость Смбатаберд и первая серьёзная и сложная дорога.
О крепости было известно, что подъехать к ней на машине теоретически возможно, но делать этого не стоит, так как наверху нет места для разворота. А подниматься пешком от дороги нужно около двух часов.
И вот мы увидели крепость где-то в облаках высоко-высоко над головой. Два туда это значит минут тридцать, не меньше, обратно. Жара. Палящее солнце. Облака не спасают. И... Мы поехали! Дорога на одну машину. Мест для разъезда нет в принципе. Резкий набор высоты. С одной стороны стена, с другой отвесный обрыв глубиной в пару-тройку сотен метров. Но и миниплощадка для разворота наверху имелась!
Караундж или Зорац-Карер
Вновь окаменевшие "зубы дракона", рассеянные по полю. Другая версия, с учётом абсолютно круглых сквозных отверстий, ровно по одному, вверху большинства камней... Это девушка-великан уронила ожерелье, когда перетёрся трос (нитка в её масштабах), и бусины-валуны рассыпались по земле. Версии обе мои и, настаиваю, весьма правдоподобны! Местную не знаю, не успел поинтересоваться. Очень жарко и пыльно там было.
Озеро Севан встретило нас грозой, порывами ветра и стремительно летящими над водой облаками.
И это всё при огромном столпотворении людей и машин. Что ж, мы оказались на берегу в воскресенье. Ожидать другого и не могли. Поэтому не сильно впечатлило.
Обсерватория. Астрофизическая...
Ну не сложилось! Хотя о посещении договаривались заблаговременно ещё из Москвы.
Мы приехали, ведомые навигатором к огромному куполу телескопа в глубокой темноте. Сотовой сети нет. Друзей нет. Вход закрыт... Потом на некотором отдалении нашлась зона слабого, но приёма. Друзья говорят, мол давно приехали, а нас нет. И они уже на экскурсии... Другая карта. Другой навигатор. Покружили. Нашли. Оказывается, у обсерватории несколько объектов, относительно недалеко расположенных. Но Google знает одну локацию, а Maps.me другую. Пока разобрались, у меня настроение к астрологии пропало напрочь. Пошли жена с дочкой. Посему от себя ничего не скажу. Ни хорошего, ни иного.
Джермук. По фото ожидал "близнеца" Кисловодска и Боржоми. Но ошибался. Никакого столпотворения. Очень тихо. Минимальное количество людей создает умиротворённость и ощущение простора. Не уверен, что это желанное положение дел для самого курорта, но для моего восприятия очень! Водопад в городской черте очень нежный!
Завершением стала ночь в Дилижане. Наконец-то удалось выпить массово разрекламированного одноимённого с городом пива. Хвалили везде. Но смогли купить только здесь! На любителя. Мне больше Kilikia понравилась.
И поутру мы выехали в сторону Грузии.
Грузинская часть маршрута была полностью посвящена дорогам. В путь ради самой дороги! Но не простой, а заковыристой! Похоже, это был основной девиз всего путешествия.
В общем же замечу, что за прошедший год ситуация с «особенностями национального грузинского вождения» претерпела одно существенное изменение. Стали очень часто уступать пешеходам! И пешеходы вроде уже без ужаса в глазах, когда их пропускают. Всего год, а такая перемена! Прочее, а именно, скоростной режим и отношение к сплошным пока прежнее. Их наличие не замечают.
Переночевали в историческом центре Тбилиси близи знаменитых серных бань. Погуляли по ночному городу. И рано поутру расстались с друзьями. Они домой, мы в горы.
Дороги Грузии. Самые интересные.
Дорога в Тушетию стартует с села Пшавели, с высоты примерно 400 метров над уровнем моря и долго и весьма мягко поднимается к перевалу Абано на высоте 2900 метров.
Далее относительно крутой и быстрый спуск до сердца Тушетии, до уровня около 1600 метров. Общая протяжённость в одну сторону шестьдесят с небольшим километров.
В сторону Тушетии ехать долго. Не знаешь дорогу, внимание отвлекается на пейзажи. Душу переполняет такой восторг, что кажется, лопнешь в каждое следующее мгновение!
Сама Тушетия визуально прекрасна, как и все высокогорные места в мире. Немного башен. Много коней и конных прогулок. Сервис представлен бесчисленными гестхаусами на любой вкус. А вот общепит развит ровно никак. Баранов тьма! Завози муку, жарь шашлык, лепи хинкали! Ан нет, лень, похоже. Проще койко-место сдавать и унифицированно постояльцев кормить.
Мы же остановились диким образом на стоянке пастухов у реки.
Дорога назад, напротив, отличается именно быстрым набором высоты и долгим, достаточно “мягким” спуском с перевала. На крутых подъёмах в условиях недостатка кислорода моментами мощности двигателя машины хватало впритык. Очень напряженно было смотреть, когда на затяжном подъёме стрелка топлива ползла вниз прямо на глазах. Но, после перевала, расход практически остановился. И вышло, что Тбилиси – Тушетия – Тбилиси мы проехали на одном баке. Ещё и осталось литров пятнадцать!
Мест для разъезда встречных машин море. В сети часто обратное можно прочитать. Но и много, не менее трёх десятков, поминальных памятников и крестов. Что ещё из опасностей, кроме шансов улететь в пропасть? Камни падают постоянно сверху. Разного размера. Нам повезло. Не досталось такого “удовольствия”. Много переливов речек и водопадов. Но вне дождя ничего напряжённого. В общем, для кроссовера дорога совершенно адекватная.
Два фильма для тех, кто хочет рассмотреть дорогу в деталях. Каждый почти трёхчасовой. Полный
хронометраж дороги из Тушетии с двух видеорегистраторов.
 и
Навигатор относительно жёстко закреплён на лобовом. Поэтому, к сожалению, не передаёт картинка реальной крутизны некоторых подъёмов и спусков.
Для полноты ощущений от бездорожья очень своеобразно навигатор провёл нас из Пшавели на скоростную трассу Тбилиси-Кутаиси. Не равниной, как мы приехали, а через очередную откровенно паршивую грунтовку с парой небольших перевалов и выходом на военно-грузинскую дорогу километров за тридцать до столицы. Неожиданно. Но наши горные дороги на этом не завершались.
Кутаиси-Ушгули-Местия-Кутаиси
Сначала немного предыстории. "Нормальные" люди давно едут в Местию по асфальтированной очень приличной дороге. Оттуда желающие посещают и Ушгули. Это ещё примерно 50 км очень условной дороги. Часто на экскурсию в Ушгули едут даже не на своих машинах, а более серьезных рамных вездеходах. Но мне интересно было проехать не маятником, а по кругу. Круговой маршрут изначально предпочтительнее для моего настроения. Это лишь одна из причин выбора дороги №3 в рейтинге самых сложных в Грузии.
Отвлекусь ещё немного. В одних источниках говорят о самых сложных, в других о самых опасных дорогах. Но места всегда одни и те же звучат. По моим впечатлениям сильно напутано. Опасная в Тушетию? Однозначно, да. Но не могу назвать её сложной в хорошую погоду. Под дождём, подозреваю, там не везде смог бы проехать на кроссовере. А под снегом она просто закрыта для транспорта...
А вот в Ушгули нисколько не опасная. Но крайне сложная! Первые два места были пройдены без проблем. От части это и подвело. Ну никак не ожидал такой засады...
Через Годердзи и Абано проложены именно дороги. Здесь же название “дорога” примерно в трети протяженности произносится с трудом.
После окончания асфальта едешь по грунтовке средней паршивости относительно недолго. Затем протяженный участков “кишкотряса”. Вверх-вниз. Через ямы с глубокими лужами и резкими подъёмами. С одной стороны скалы, с другой лес и неглубокий обрыв к реке. Надоедает этой бесконечной муторностью быстро. Дальше небольшой относительно приятный подъём по лесисто-равнинной местности. И ещё дальше серпантин вверх и камни. Много-много камней. Местами достаточно крупных, выше свеса бампера. Потом практически плоский участок уже на высотном плато прямо до Ушгули.
Итого. Кронштейны навесных порогов погнул именно на камнях. На одном из очень крутых выездов из лужи прочесал снизу передний бампер. Кто и по каким критериям раздавал места, не могу понять. Это точно не третье место. И второй раз на кроссовере сюда не сунулся бы точно!
Единственный приятный лесисто-равнинный участок горной дороги
Дорогу из Ушгули в Местию дорогой тоже назвать получится не всегда. Но на большинстве участков или уже готовая бетонка, или идут работы.
На одном из ремонтируемых участков проезжал по свеженасыпанной экскаватором куче земли ветку диаметром сантиметров семь в бампер словил. Хорошо, что до радиатора не дошла, только заглушку левее нижней решетки внутрь выбила. Но пока не открыл капот, в жару тридцати с лишним градусную холодным потом покрыться успел.
Но и это не все опасности новой дороги. Бетон кладут, хотя и с арматурой, но на грунт. Без подложки. Без водоотводов. Поэтому бетонка местами проседает и образует ступеньки до  сантиметров тридцати высотой. Те, что по направлению пути не особо опасны, хотя и неприятны весьма, а вот которые в лоб уступом... Хорошо, мы днём проезжали и все увидеть успевал. А ночью можно как минимум и подвеску оторвать.
Сложилось впечатление, что проделанный нами кольцевой маршрут в Сванетию в итоге и будет таковым, но с нормальной автотрассой на всём протяжении. Может не быстро, но построят!
Сейчас же, вспоминая прошлогоднюю поездку, можно сказать, что дорога через Годердзи вообще хайвей, сравнивая с этими двумя!
Местию мы проехали ходом. В планах были Ушбинские водопады. Для этого на ночевку планировали встать чуть выше села Мазери и поутру сходить. Мы то проехали и встали. Но мост смыло. А поутру возвращаться к новому мосту ниже по течению, потом назад под водопад (насколько камни позволят проехать), потом пешком километра полтора-три… Мои наотрез отказались. А версию “ты сходи, а мы отдохнём у машины” уже и сам не оценил. Так что водопады сняты только с расстояния почти в километр.
Интересно, как оперативно налажена информация о гостях из сопредельной страны. Только поставили палатку (а у нас это отлаженный процесс), как прибыл полицейский пикап. Страж порядка поинтересовался, кто, зачем, как надолго? Потом оставил телефон и посоветовал обращаться с любыми вопросами. Вопросов, что замечательно, не возникло!
На обратном пути посетили и смотровую на дамбу Ингурской ГЭС. Симпатично. На мой вкус, дамба Чиркейской ГЭС в Дагестане намного импозантнее!
Затем мы посетили два каньона и несколько водопадов.
Мартвильский каньон. Очень необычный. Достоин прогулки. Там и водная часть есть!
Каньон Окаце. Километров под тридцать в гору от Мартвильского каньона. Это больше аттракцион. Над и вдоль каньона на высоте метров так пятьдесят, если не выше, вдоль скалы приделан висячий проход из металлоконструкций. И на финише этого пешеходного маршрута над каньоном сильно выдаётся крестообразная смотровая площадка. В сумме не особо.
А вот ещё километров семь-десять выше по серпантину два водопада: Кинхча и Окаце.
К Кинхче нас не пустили. Там строили туристический маршрут. Мы в обход по “козьей тропе” сходили, но сторона теневая. Воды мало. Охранник показал видео с этим водопадом после дождя, вот тогда действительно поток! Падает он со стометровой высоты!
А Окаце ехать вновь по камням, потом по грязи. Опять пошаркал уже гнутыми кронштейнами порогов. Но место достойно этих невзгод! Небольшой водопад, не выше десяти метров, под которым можно пройтись. И миниозерцо с бирюзовой водой!
Водопад Окаце:
 и дорога к нему:
В Кутаиси произошло ещё одно сокращение маршрута. Изначально были запланированы пара дней на Чёрном море. Где-то от Уреки до Батуми, без конкретики. Но жара до сорока градусов в тени привела к неожиданным выводам моего семейства. Не хотим и едем в сторону дома! И алес! Так как мне солнечные ванны по состоянию здоровья противопоказаны, особо не сопротивлялся. Море для них было, а не для меня. Мне в горы!
Граница из Грузии в Россию прошла исключительно “согласно традициям”. Первый и единственный на полосе в Грузии. Там даже выходить из машины не нужно. В окошечко документы подаешь, смотрят в глаза, ставят штамп и желают доброго пути. Перед российской на солнцепёке простояли 2,5 часа. И девушка-пограничник трижды пролистала все страницы паспорта прежде, чем их же поштучно в сканер или что-то подобное засунуть. И вопросы задавала. Много. Не понятных, от этого только раздражающих. И вот вам готова “традиция”. Как полутора десятками пропускных полос перечеркнуть простоту и эффективность работы трёх.
Дальше же в планах было плато Бермамыт.
Плато в Карачаево-Черкесии, всего в полусотне километров от Кисловодска. Три года назад впервые встретил фото в сети. Обидно, но сразу после возвращения из большой поездки по Северному Кавказу! И вот наконец-то поставил в обязательный элемент маршрута!
Сказочное место! Но... Не всё так просто! Мы поначалу поплутали немного, хотя и с огромным удовольствием!
Дело в том, что “забитые” в навигатор координаты, техника восприняла немного своеобразно. Для навигатора плюс-минус пятнадцать-тридцать метров по горизонтали ни о чём. Но там отвесные скалы! И вот мы приехали прямиком ПОД плато. А хотели НА! Смешно, но навигатор упорно рисовал, что есть и дорога прямиком снизу вверх. Вот только Rav4 не смог согласиться с этой версией. Так я нашёл, можно сказать, предел для моего кроссовера. Камни, горы, ямы, всё смог. Но здесь начинались глубокие жидко-черноземные “ванны” и затем такие же глинисто-черноземные крутые подъёмы. По таким уже не едет...
В плюсах посещение очень красивого ущелья! Особенно в лучах закатного Солнца. Ещё и мёд на пасеке купили. В минусах, что подниматься в сторону плато пришлось уже в темноте. Где лучше встать? Ответов не нашли и заночевали прямо на краю дороги.
Ранним утром наблюдали Эльбрус с одного из отрогов плато, но сильно далеко от пункта назначения. До него пришлось проехать ещё очень прилично. Суммарно две точки, разнесённые по высоте скал, но расположенные совсем рядом, разделил крюк почти в 50 км пути.
Описывать дорогу не буду, есть хороший рассказ в сети.
Путь домой
После спуска с плато разгорелся жаркий спор. Я хотел в Ставрополь. Семья требовала домой и желательно побыстрее. Двое на одного. И началась очередная поездка по М-4. После гор, серпантинов, новых впечатлений… “Дон” утомляет своей известностью и монотонностью. И если путь “туда” наполнен предвкушением, то обратная дорога просто необходимость. Наверное, от этого и накатал на три “триноги”. Плюс одна в первой части путешествия. Итого четыре штрафа. Суммарно с досрочным погашением ровно на тыщу рэ. Но это нехороший рекорд. Прошлые годы было ровно по два в год. Буду самовоспитываться и самоорганизовываться.
Резюме. Часто подумываю о покупке миниавтобуса для путешествий. Что-то в стиле Multivan, Starex, Spacetourer. Но смогу ли я прожить без таких дорог, куда на автобусике и соваться нечего?!