Пещера Тузуксу, Хакасия. С тех пор хожу по пещерам.

Как это было

В школе я читал книги французских спелеологов Кастере и Сифра, которые приносил с работы отец. Раскрытый в них мир пещер воспринимался как что-то инопланетное и фантастическое. В 1985 году поступил в НГТУ, и так совпало, что в сентябре нас посетила давняя знакомая нашей семьи с показом слайдов о пещерах. Она на 5-м курсе начала ходить в пещеры с клубом НГУ. На мой вопрос, неужели это возможно - самому сходить в пещеру - она сказала, что в НГТУ с давних пор работает известный спелеоклуб. С октября я стал ходить на спелеотренировки, которые проходили тогда на 6-м этаже 2-го корпуса, в длинном, узком и низком коридоре. Всех новичков сразу же пригласили в пещеру Тузуксу на 7 ноября. Провели тренировку по спелеотехнике под Коммунальным мостом.

Желающих ехать в пещеру Тузуксу набралось 45 человек. Кроме того, была группа из 12 человек, двигавшаяся параллельным курсом в пещеру Аккорд. Путешествие тогда занимало 3,5 дня.
Вечером мы сели в поезд и приехали в Новокузнецк. Там провели целый день на вокзале и в прогулках по городу,  дожидаясь вечернего поезда с прицепным вагоном до станции Тузуксу.
В прицепной вагон всем мест не хватило, и часть народа (я в том числе) поехало с группой, направляющейся в Аккорд, чтобы потом перейти в прицепной вагон. Пели песни, пили чай, играли в МПС и зайчика. Песни мне очень понравились, некоторые из них я знал. Среди ночи нам сказали: пора перебегать в другой вагон. Между нашим вагоном и прицепным был вагон-ресторан, так что его надо было оббегать по улице.  На каком-то полустанке мы вышли, добежали до нужного вагона, но проводница нас не пустила: в вагоне все спят, и наше вторжение потревожит сон. Мы побежали обратно, и в это время поезд тронулся. Мы повисли на площадке поезда снаружи (двери были закрыты), на двух соседних площадках по 6 человек. Поезд стремительно набирал ход, глаза начинали слезиться от ветра. Соседняя девушка сказала мне: "Стучи в окно". Я дотянулся до окна и стал стучать, но не расcчитал силы и разбил стекло. После этого дверь вскоре открыли и впустили сначала нас, а потом ребят с соседней площадки. Меня быстренько спрятали от разгневанного проводника, собрали деньги на штраф.

В следующий раз мы решились проникнуть в прицепной вагон только на станции Бискамжа. Проводница все еще не хотела нас впускать, но тут мы уже стояли стеной - дальше нам ехать в этом вагоне, поезд уходит по основной ветке. Когда попал в вагон, я залез на 3-ю полку и вскоре уснул. Когда засыпал, слышал, что поезд тронулся. Я тогда не знал, что ехать до Тузуксу около 15 минут.

Проснулся от шума сборов. Пока слезал с полки, поезд поехал. Нас набралось 5 человек тех, кто не успел выйти. Старшим оказался Дима, студент 5-го курса. Мы стоим в тамбуре, мимо проносятся кусты и деревья, прикрытые тонким слоем снега и подсвеченные неверным светом тепловоза, а Дима говорит: "Надо прыгать, иначе мы отстанем от группы и в пещеру не попадем." К счастью, девушки отказались прыгать, иначе нас пришлось бы собирать по клочкам. Через 15 минут прибыли на станцию Вершина Тёи. Там нашли тепловоз, отправляющийся до Тузуксу.
Мой рюкзак пропал в кутерьме, и мне дали поносить рюкзак одной из девушек. Подойдя к пещере, увидели всю нашу группу, расположившуюся вокруг костра. Меня подвели к какому-то чужому рюкзаку и говорят: "Вот твой рюкзак". Я не поверил, но оказалось, что мой рюкзак внутри.

Поев и переодевшись, мы отправились на 12-часовое прохождение пещеры. Пещера представляла собой что-то удивительное: громадные красивые гроты, узкие интересные ползуны, сказочные подземные озера с кристаллами и прозрачной водой, спуск по веревке в Бутылку и по Молочной речке.
Ну тут что описывать: кто был, тот видел, хотя кое-что с тех пор изменилось.

Ночью шли обратно и пели песни. В прицепном вагоне народ лежал и на третьих полках, и рядом с лавками под столами. Мне досталось сидячее место, притом ноги стояли на цыпочках. В такой позе я впервые уснул сидя. Помню, что на вокзале в Новокузнецке совершенно без комплексов стелили спальники и в них спали.    Полностью проснулся только в Новосибирске.

Мне очень понравилось со спелеологами: ходят по пещерам; поют песни; ездят на поездах.

Следующий поход состоялся в январе.