Научные задачи экспедиции

В августе 2001 года российско-украинской экспедицией было проведено исследование пещеры Абац на Бзыбском массиве в Абхазии. Вход находится в верховьях одноименного урочища. Вход представляет собой узкую вертикальную щель среди глыб известняка, выводящую через два метра в наклонный меандр. По дну меандра течет небольшой водоток. За меандром следует серия небольших колодцев до глубины 107 метров. С этой точки начинается второй в мире по глубине закрытый колодец сплошным отвесом. Глубина его составляет 407 метров.

Пещера открыта львовскими спелеологами, большой колодец исследован совместной львовско-французской экспедицией в начале 90-х годов. Политические события в Абхазии помешали дальнейшим исследованиям. Наша экспедиция поставила задачу поиска "окон" и параллельных стволов.

Навеска в колодце диаметром от 3-х до 10-12 метров была сделана с помощью перфоратора по спирали. Найдено несколько параллельных стволов, но все они, к сожалению, оказались приходящими в основной ствол. Дно колодца засыпано мелким щебнем (размер фракции 5-15 см). Небольшой водоток, стекающий по стенке колодца, просачивается сквозь щебень. В дальней части видны следы поглощения паводковых вод - воронкообразное углубление с мелкими (2-5 мм) отсортированными частицами известняка с глиной. На сегодняшний день нам видится реальным нахождение продолжения только после раскопок на дне пещеры. Для этого нужны специалисты, знающие технику прохождения завалов.

В спортивном отношении пещера интересна как учебный полигон. Здесь можно отрабатывать технику и тактику прохождения больших отвесов. Кроме этого, размеры и формы колодца - действительно уникальное зрелище. Сплошной отвес 400 метров, с перестежками по 40 метров в отвесе, большие объемы дают возможность для интересных фото- и видеосъёмок.

Кроме исследования пещеры Абац проводились раскопки нескольких поноров. Результаты их прохождения будут уточнены в следующих экспедициях.

Следующей важной задачей экспедиции можно считать начало маркировки пещер на Западном Кавказе. Инициатором установки стальных марок у входов в пещеры в Крыму была Украинская Спелеологическая Ассоциация, под руководством Ю.М.Касьяна. Следующим логическим шагом является разработка методологии маркировки пещер для всех регионов.

Нам представляется, что информация, наносимая на марку, должна быть максимально статичной, неизменной при любых условиях. Во-первых, если на марку наносить морфометрические показатели (глубину, длину), мы как бы предполагаем эти атрибуты неизменными для данной полости. В случае, если последующими исследователями эти показатели будут изменены (в большую или меньшую стороны), то возникнет необходимость прибивать марку с другими значениями.

Во-вторых, использование для привязки пещер квадратов, рассчитаны по минутной сетке, на современном этапе представляется не вполне оправданным. Особенно в горных районах Кавказа и Средней Азии, а также в Подолии. Разделение на квадраты предложено Дублянским В.Н. для Крымских гор. Там, с небольшими по площади и компактно расположенными карстовыми массивами, такая система подходит хорошо. Но и здесь возникают трудности с привязкой и поиском пещер, особенно на границах квадратов. Существовали также и другие методики маркировки. Например, в районе экспедиционного поиска группа вводит свою маркировку - СП61-07 (Санкт-Петербург 2001 г, пещера №7). В результате на входе одной пещеры может оказаться несколько различных маркировок (п.Графский провал - около 6-ти марок!).

Современные средства навигации значительно упрощают ориентировку на местности. При использовании приборов глобального позиционирования (GPS), принимающих сигналы с навигационных спутников, возможно определять географические координаты с точностью до 5-10 метров. То есть, зная координаты входа в пещеру, найти её можно практически безошибочно. С применением GPS, вообще становится неактуальной проблема деления территории на квадраты. Исходя из вышесказанного, мы предлагаем при маркировке пещер использовать металлические пластины, желательно из нержавеющей стали, размером 50 х 50 мм, на которых будут указываться:

1. Название пещеры. Причём, термин "название" следует трактовать в широком смысле. Это может быть и имя собственное, и кадастровый номер по градусной сетке, и любая другая аббревиатура, данная первооткрывателем.

2. Высота над уровнем моря. Высоту указывать в метрах. Измерения желательно проводить несколько раз, так как значение высоты GPS определяет с большей долей погрешности, чем плоские координаты. А в разное время суток прибор воспринимает сигналы от спутников, имеющих различное взаиморасположение, соответственно повышается точность измерения
Гидронивилирование

...- Паша! Когда ты услышишь хоть какой-нибудь звук от меня, бери катушку и начинай двигаться! - Мои слова тонут в ватной тишине пещеры. Кончики пальцев ног уже почти ничего не чувствуют от холода в резиновых сапогах, сорванные голосовые связки ещe находят какие-то резервы. Хорошо, что приходится постоянно двигаться - я в середине нашей тройки, и кроме всего прочего осуществляю "голосовую связь". Пашка сзади уже давно стучит зубами в своeм фирменном изотермике (в два слоя) и петцелевском пластиковом комбинезоне, и только Доктор впереди флегматично посматривает на глубиномер и что-то записывает в пикетажке негнущимися пальцами. Идeт одиннадцатый час гидронивелирования более чем километрового меандра 600-800м шахты им. В. С. Пантюхина. Но всe по порядку.

Наша августовская экспедиция в Пантюхинскую была запланирована ещe прошлой осенью, после успешного спортивного прохождения этой шахты командой " Дети лейтенанта Шмидта" (Москва - Симферополь). Уже тогда стало ясно, что пещера нуждается в срочном "лечении": более чем десятилетняя (с 1979 по 1992 г.) история посещений оставила свой весомый "вклад" в виде гор мусора, банок, старых верeвок, спутанного телефонного кабеля и прочих следов жизнедеятельности человека под землeй. Так родилась идея экологической экспедиции, которая была громогласно объявлена Геной Самохиным (Симферополь) в декабре на Съезде Украинской Спелеологической Ассоциации (УСА). Но, в связи с новыми мировыми рекордами на Арабике, взоры всех прогрессивных спелеологов были направлены на шахту Крубера - Воронью, поэтому выносить чужое..., простите, чужой мусор нас собралось в итоге 11 человек (против заявленных 25-ти). География участников получилась довольно пeстрой - Крым - Симферополь и Ялта, Самара, Киев, С.-Петербург, Москва, Львов. Хочется отметить, что в таком объединении людей немалую роль играет Украинская Спелеологическая Ассоциация (УСА), чья 10-тилетняя деятельность стирает границы между странами, городами и отдельными клубами и группами спелеологов.

Итак, после некоторой неразберихи со сборами, руководством и прибытием нас всех на вокзал в Адлер, наша объединeнная экспедиция - 11 чел. - ш. Пантюхинская и 17 чел. - ш. Абац - успешно пересекла российско-абхазскую границу в Псоу. Пеший переход границы существенно облегчают местные "шерпы" с телегами, на которых и была перевезена основная часть груза.

Оказывается, в жаркую погоду абхазский вертолeт не летает, и мы, дожидаясь прохладных утренних часов, в состоянии "благости" провели сутки в Сухумском аэропорту. При этом скупив почти все имеющиеся в местном буфете "соки и воды" и подразнив ООНовских наблюдателей вывешенным на ограде лeтного поля флагом Советского Союза. Загрузив с вечера экспедиционное "барахло" в вертолeт и успешно избежав попадания ночью под субтропический ливень, с рассветом наша команда была готова к отлeту, чего, как оказалось, нельзя было сказать о винтокрылой машине. Двигатель упрямо не хотел заводиться, нас просили выйти и снова зайти, и, когда вертолeт всe-таки взлетел, наша сила духа была подвергнута серьeзному испытанию! А пилоты ещe как нарочно подняли машину сразу на высоту 2-х километров, и пошли над морем в сторону Бзыбского хребта. Если отвлечься - то очень впечатляет! "Посадка" оказалась зависанием в полутора метрах над небольшим каменистым "пятачком" и поспешной выброской наружу всего нашего "добра". Вертолeт сделал круг и улетел, а мы остались наедине с тишиной, плывущими высоко в небе облаками, огромным карстовым районом, скрывающим внутри себя глубочайшие пещеры мира, и несоизмеримо маленькой (по сравнению с окружающими вершинами) горкой нашего собственного снаряжения.

Заброска мешков к базовому лагерю, его установка и установление контактов с местными жителями прошли одновременно. Причeм поддерживание дружеских отношений с пастухами-абхазами помогает решать много полезных вопросов, например, подвозку воды лошадьми к лагерю на Абац, сброску грузов на тех же лошадях вниз после экспедиции, ну а про сыр, мацони и молоко можно даже и не говорить. Заработанный в прошлогодней экспедиции авторитет нашего руководителя и врача Вити Гриценко (Симферополь) сделал нас желанными гостями на многих кошах.

На следующий день после заброски началась работа в пещере. Была быстро сделана навеска до - 600м (спасибо "ветерану" послевоенных экспедиций на Пантюхинскую - Жене Кузьмину (Москва), руководившему работами на Абаце) и группы, в основном тройки, начали акклиматизационные выходы со сбором и подъeмом мусора наверх. Стальной трос, капроновые верeвки, полиэтилен, полевой телефонный кабель, потeкшие батарейки, консервные банки, алюминиевые севастопольские "пули", наполненные неизвестно чем (но очень тяжeлые!), и многое многое другое стало пополнять заложенную на окраине лагеря "свалку". Так прошла неделя. Входная часть пещеры приобрела первозданный вид, а люди вошли в рабочий режим. К этому моменту из Москвы был подвезeн глубиномер, и чeтко определилась вторая цель экспедиции - гидонивелирование, то есть измерение глубины пещеры с помощью некоего инструмента, состоящего из 50-тиметрового полихлорвинилового шланга с расширительным бачком на одном конце и собственно электронным глубиномером CASIO на другом.

Пещеры, измеренные подобным образом, на территории СНГ можно сосчитать на пальцах одной руки. Кажущаяся трудоeмкость и длительность процесса, вероятно, отпугивает спелеологов от широкого использования этого самого точного на сегодняшний день способа измерения глубины пещер. Проведeнная же нами работа показала, что даже в условиях абсолютно несхоженной команды, но при чeтком научном и организационном подходе, непосредственно на измерение полуторакилометровой пещеры ушло 150 человеко-часов. На фоне 3-4-хнедельных экспедиций в подобные пропасти - вроде бы и не много.

Но вернeмся к нашим баранам. Шахта была поделена на участки, составлен план-график нивелировки и посещения дна. Главный научный консультант Самохин научил всех пользоваться прибором и делать поверки. Народ загорелся желанием узнать истинную глубину пещеры и работа пошла. Первые результаты получились далеко не обнадeживающими. Входной меандр оказался не -70, а -52м, и вечер прошeл в смятении и горячем обсуждении предстоящих нивелировок нашей командой всех глубочайших пропастей мира. Но, как показала последующая работа, колодцы были промеряны достаточно точно, и погрешность набегала при топосъeмке меандров и наклонных ходов, что, в общем-то, и предполагалось. Поэтому нивелирование "горизонталей" велось особенно тщательно. Процесс протекал достаточно равномерно, хотя не обошлось и без "несовместимости" в двойках, необъяснимых провалов некоторых участников во времени, да и просто недостатка опыта работы на больших глубинах. Но всe это осталось позади, а главное - цель экспедиции была достигнута.

К сожалению, глубина пещеры составила -1485м, а не -1508м, как считалось ранее. Однако, наши измерения, с учeтом допустимой погрешности, всe же подтвердили правильность данных предыдущей топосъeмки, что ещe раз доказало высокую степень подготовки отечественных спелеологов. До -200м был вынесен весь мусор, а до -600м - его основная масса. Вообще, проблема загрязнения пещер спортивными экспедициями - это отдельная большая тема, и хотелось бы, чтобы спелеологи XXI века относились к этому посерьeзнее.

...В огромном костре догорают остатки спутанных проводов, на земле, темной от влаги, светлеют пятна от только что собранных палаток. Лошадь, нагруженная транспортными мешками, поверх которых гордо привязан нивелир, терпеливо ждeт, когда мы допьeм чай и начнeм долгий спуск в долину. Мы не прощаемся, мы ещe вернeмся сюда, хотя один Бог знает, когда и кому ещe предоставится такая возможность.