Восточная Сибирь / Пешеходный туризм | Спортивный туризм

Сибирская гостеприимность. Июль 1998 года. Пеший поход 3 к.с.

1 - 8 июля 1998 г.
Пеший поход 3 к.с., 202 км, дней 14 (из них 4 вынужденные дневки). Нитка маршрута: Пос. Хайтогол – р. Улан-Гол – пер. Улангольский (1б) – р. Ара-Ошей – р. Китой – пер Крещатик (1б) – р. Гарлык-Гол – пер. Батыр-Дабан (1б) – р. Онот – пер. Жарок Зап. (1а) – пер. Жарок Вост. (1а) – р. Ара-Хушун-Жолга – р. Китой – пер. Нарин-Ул (н/к) – р. Нарин-Гол – ист. Шумак – р. Лев. Шумак – пер. Шумакский (1а) – р. Хубуты – пос. Нилова Пустынь.
Рассказ

Маршрут по Восточным Саянам 1998 года начался от бурятского поселка Хайтогол. Здесь была потеряна существенная часть спиртового запаса группы. Местные жители большие поклонники Бурхана (Бахуса-Дионисия) встретили нас у околицы, в пешем строю и проводили аж до леса, но уже на лошадях (на ногах им было трудно передвигаться).

Идем к перевалу Улангольский (1б к.с.). Воды нет. В результате «праздничный ужин» запиваем шампанским (взятым для других целей). Утром идем до воды. Начинается дождь и мы, расстелив полиэтилен, запасаемся водой. Делаем завтрак.

Карту района не смогли достать, поэтому ориентировались по древней схеме. На выходе с Китойских Гольцов завернули не в «свою» долину. Пока выбирались к реке Китой, прошло три дня. Там встретили туристов из Иркутска, которые на лодке переправили нас на другой берег. Иркутяне после отдыха с германскими друзьями ждали вертолет. Они просчитались, думали, что немцы будут, есть немного. А здесь – тайга, горы, свежий воздух и «физические нагрузки». Тем не менее, они поделились съестными припасами. Студенты нашей группы весь вечер готовили лепешки из муки. Немцы долго смотрели на нашу схему. У них был всего один вопрос: «Как можно ходить по этому?». Нам осталось только сказать: «Мы же пришли сюда».

На следующий день буржуи улетели. Мы идем на Шумакские источники, там оказывается, своя цивилизация. Есть родоновые и грязевые ванны. Из земли, по берегам реки Левый Шумак, вытекают более ста ручейков – кислых, соленых, горьких, теплых, холодных, ... Каждый от определенной болезни. Построены небольшой дацан (ламаистский храм) и деревянные дома.

Вертолет доставляет очередную партию туристов и продуктов. Продукты можно заказать. И мы заказали. До прибытия вертолета студенты получили у отдыхающих безвозмездно, целых две банки тушенки. На начальном этапе в туризме у «молодежи» принцип «лучше переесть, чем недоспать» проявляется часто.

Многие больные приходят на источники пешком и лечатся неделями. От курорта Нилова Пустынь – дня три пути. Мы тоже полечились. Некоторые участники набрали для родственников лечебной воды. Спускаемся с последнего перевала (Шумакский, 1а к.с.). На обед становимся в лесу, около беседки. На столе лежит несколько килограммов хороших продуктов. Кто-то разгрузился, оставив припасы нуждающимся. Мы «покусали немного», и направились в Нилову Пустынь. Пришли вечером. Магазины не работают. Автобус только утром. На турбазе ужин уже закончился. Пошли искать заведующую столовой. Денег она не взяла, но свежие булочки были очень вкусные.

В поезде я дописываю стихи, начатые в походе (это традиция, на каждом маршруте хотя бы один стих). Рифмованное жизнеописание выглядит следующим образом.

Стих

Две недели – пролетели,
Утро, встали очень рано;
Влево, вправо – посмотрели,
Так, … Восточные Саяны.

Побежали – по горам и бурелому;,
Хоть устали, но быстрее надо к дому.
Продовольствия запас,

И друзей приобрели.

Нас продуктами снабдили,
Нам дорогу уточнили;
Знаем, с нами ты не спорь,
Кто земли Сибирской соль.

Хоть устал, хоть не устал;
Все, теперь на перевал,

По тропе идти легко,
Да и солнце высоко.

Лес могучий и густой
Все слабеет с высотой;
Ну а нам слабеть нельзя,
Надо в Пустынь – за три дня.

По альпийским по лугам,

Заверните в Шумаки;

Чудодейственной воды
Там текут источники;
И от всех болезней в раз
Вы излечитесь тотчас.

Воды, выпив целый таз,
Взяв с собою про запас;
Нам осталось – пустяки,
Всего 3000-щи до Уфы.

Тункинские и Китойские Гольцы
1998 год. Восточные Саяны.