Майский сплав по р.Великой и экскурсия в Себеж
Москва-Великие Луки- д.Копылок-д.Яковлево-Себеж-Москва

Майский поход по реликой (Псковская область) с посещением г.Себеж

28. апреля- 1 мая 2018 года

3 человека на щуке 3 и щуке 2

27. апреля 2018г. Без приключений садимся на Великолукский поезд, спим.

28.апреля в 6:00 мы в великих Луках. Нас встречает Валерий (8 953 238-65-76, 8921 502-03-14), он уже забрасывал нас на рокню несколько лет назад. Мы привезли ему фары, которые он заказал в Москве. Грузимся, через полтора часа мы в допылок, у плотины.

Солнце, роса. Стапелимся. Подъезжает часть  москвско-питерской группы, они идут до Острова на все майские праздники. Часть группы у них приедет завтра. Наш маршрут гораздо короче.

В 9:00 открылся магазин (сегодня суббота, но рабочий день). Докупаем хлеб, воду (в магазине нам сказали, что общественных колодцев здесь нет, нужно просить воды по дворам, а все еще спят. Поэтому купили воды в дорогу. Осмотрели поклонный крест на месте разрушенного храма Успения Б-ей Матери, здание плотины (разрушено). В 10:10 выходим. Я с Вовой на трешке, свекр на двушке.  Сразу понимаем, что есть проблема: У полупустой  двушки задирается нос, и вообще, грести через озеро дре одному нелегко. Решаем поменяться: Я со свекром, Вова один. Тут обнаруживается еще одна проблема: дра привык к большому салютовскому веслу, а я взяла ему обычное, а большое только Вове.

Как бы то ни было, сделав небольшой крюк (на навигатор посадили меня, вот и отклонились от маршрута), выходим из озера Заволоцкого в реку. Течение хорошее, в русле коряги, ветки. К этому времени натянуло тучи и пошел сильный дождь с градом.

В озере Быстром вспугиваем пару лебедей. Пересекли его без приключений и опять вошли в реку.

Тут обнаружилось, что у трешки травит баллон: вскрылась старая рана. Подкачиваемся и опять меняемся экипажами. Прошли даслово, плавно переходящую в Высоцкое. Мостики в нашу воду проблем не вызвали.

Пошли красивые виды. Сосны, елки.

Встали в 14:30 на первой «меблированной» стоянке после Высоцкого- ход 10 мин- стоянка на левом берегу») Здесь и далее цитаты из лоции http://www.nareku.ru/2013/07/velikaya-locia.html.

Ставим лагерь, варим суп. После обеда Вова занялся лодкой, я прошлась со спиннингом до следующей стоянки. Тут заход с воды удобнее, пляжик. Но сама стоянка понравилась мне меньше,  у нас уютнее. Рыбы нет. Связи нет. Прошли 13 км.

29 апреля. Ночью было довольно холодно (как потом выяснили, -1).Утром солнце, теплеет. Выходим в 10:00. Идем по лоции http://www.nareku.ru/2013/07/velikaya-locia.html . Она, видимо, составлена для летнего уровня воды и скорости течения: мы идем значительно быстрее, несмотря на все тормоза. «ход 5 мин- слева живописный пригорок с березками, за ним по обоим берегам реки кусты и чернолесье.» С живописного пригорка попадали все березки и устроили завал. Обнесли по кустам и чернолесью.

В улове рядом с двумя водонапорными башнями мы с Вовой зачалились посмотреть на навигатор, потому что в лоции башни не упоминались, а в каком то отчете, вроде бы мы про них читали. Видим, что мы почти на плотине..в это время свекор не успев зачалится, уходит за поворот. Догоняем, слава Б-гу, он затормозил в улове напротив уходящей влево протоки. Прямо перед нами здание плотины. Идем смотреть.

Мне показалось , что участок от того места, где уходит влево протока до того, где она возвращается - более проблемный, чем сама плотина: несколько камней и дерево с толстыми ветками, сложная траектория. Вова говорит, что он потом будет жалеть, но на трешке не пойдет, а рисковать отцовской новенькой двушкой не решится. Обнос. Но нужно переправится на другой берег. Нам вдвоем это не сложно ,а вот свекру одному не выгрести. Он с помощью Вовы проводит байдарку выше по течению ( при этом Вова падает в воду) и гребет в узкую протоку, за поворотом его не видно. Мы подождали, пока он перегребет основное русло, чтобы помочь , если все таки его снесет и двинулись следом. В протоке были какие то камни и ветки ,но ничего критичного. Чалимся к тропе обноса. Здесь есть связь, 3джи. Отсылаем фото в ватсап.

После обноса плотины мы немного расслабились, идем близко друг к другу, обсуждаем когда и где будем обедать. За поворотом завал: два дерева упали друг на встречу другу. «Вов, нам налево мимоходом замечаю я». «Куда налево?» «Совсем налево, в берег». «Не, мы туда не успеем меланхолично говорит Вова и направляет нас носом в центр завала, где был небольшой и единственный годный просвет между веток и ствол лишь чуть чуть торчал над водой. Начинаем елозить и пропихиваться вперед. Оборачиваюсь как там сверор. Мне показалось , что он причалил к завалу возле правого берега ( к левому выгрести тоже не успел, а мы заткнули собой единственную дырку в центре). Наконец мы пропихнулись. В это время двушку снесло на наше место, но боком и зацепило за сук, начало переворачивать и притапливать, засасывать под завал.

Быстро чалимся у неудобного, высокого берега и спешим на помощь. Вова по бревну дополз до отца, помог ему вылезти на завал. Они попытались протащить лодку к берегу вдоль завала, но сук не пускал. Я приползла следом, сижу, веду фото и видео репортаж, держу весло и всячески морально поддерживаю. В какой то момент, под нашим весом завал малость ушел под воду. Вова с отцом развернули полную воды лодку носом по течению, свекор смог в нее сесть и догрести до ближайшего пляжика.

Откачали каннами воду, перевернули байду, сушимся, обедаем. Отделались легким испугом, одним промокшим телефоном, шапкой, лекарствами и так, по мелочи. На солнышке совсем тепло, все быстро сохнет.

Через час продолжаем движение.

Я волнуюсь, что погода портится, а нам еще нужно пересечь озеро Ясское. Проходим шикарные сосновые стоянки. Все, теперь только вперед: по описанию следующая нормальная стоянка только после осское.

В 15:30 выходим в озеро, ветер не большой, волны нет.

Пересекли озеро где то за 45-50 минут. Ищем стоянку. На выходе из озера было несколько отличных сосновых мест, но «на проходе» и с автоподъездом. Идем дальше. Навстречу  (!) проходит группа из нескольких байдарок. Судя потому, что вещей у них видно не было, мы решили, что это коммерческая группа с тур.базы Алоль, расположенной на озеро Зверино. Капитан замыкающей байды (NERIS) знал, что такое RZ, чем приобрел уважение в глазах свекра. А в первой байде была оборудована будка для собачки

Встали в 16:30 на левом берегу через 10 минут после выхода из озера «- ход 10 мин- слева выход и место для стоянки, через сто метров еще один выход.». Глобальная просушка, крапивный супчик и тп. Неприятной неожиданностью стала дискотека (видимо, на базе Алоль)  и довольно сильный шум шоссе. Связь 4джи!

30 апреля. Выходим в 10:15. Очень жарко, штиль. Озеро - зеркало. Я забыла крем от солнца, начинаем обгорать..

В озеро Зверино встречаем ребят (студентов (?)) на пластиковых лодках, они сторожат какую-то живность, попросили нас идти вдоль левого берега, чтоб не вспугнуть ее. Зашли на базу Алоль. Магазин там не магазин, а так - кафешка, перекусить.
Без приключений входим в реку, завалов нет, упавшие деревья все обходятся. Без проблем проходим мосты в Заозерье. Озеро Езерище очень красиво в эту погоду (штиль, яркое солнце). Выпустили поппер  и чуть не запутались вместе с ним в сетке, которую кто то поставил без поплавков! Рыбы не поймали. В конце озера Мутцы пообедали. Места очень красивые, сосны, песок.

Жара, градусов 26, если не больше. Прошли деревню Усохи. Тут, согласно лоции начинается «каньон» и спортивный участок. А мы начинаем искать стоянку. «- ход 55 мин- остатки мельничной плотины поперек русла. Перед ними рыбацкий выход на левый берег. Отсюда начинается самый спортивный участок на Великой.

- ход 15 мин- лавочка по левому берегу- рыбацкое место. После порожка хорошая стоянка с мебелью на правом берегу». Собирается гроза, тент натянули на каркас бани. Успели приготовить и съесть ужин, попробовать половить рыбу (не получилось) и ливануло. Связи нет никакой.

1 мая. С утра дождик, но пока собирались, прояснилось. Выходим пораньше: в 9:20. Перекаты в нашу воду не представляли никакой опасности: все камни были под водой. «Разве это спортивный участок?»- удивляется свекор. «Вот завалы, - это спортивный участок». Но течение хорошее.

Untitled-1

За пол часа (против 45 минут по лоции) дошли до Ходыков. Перекаты закончились, пошли быстрины. Вызываем такси (079 или 8 8112 222 079) на мост в Яковлево. Теперь нужно не тормозить, дойти и собраться. В 11:00 мы у моста. Отличная зеленая полянка, пологий выход. Разбираемся, немного сушимся. Очень жарко. Затем обедаем в теньке и как раз подъезжает машина.

До Себежа доехали за пол часа. Заселяемся в гостиницу Прибалтийскую. Номер тесный, одна из кроватей стоит впритык к двери в туалет с душем, но нам много не нужно - только помыться, оставить вещи на время осмотра города и отдохнуть перед ночным поездом.

Идем смотреть город. Наша улица называется Марго, но не в честь королевы, а в честь командира партизанской бригады и почетного гражданина Себежа Марго Влаидимира Ивановича. Заходим на Польское кладбище, старинных захоронений не обнаружили.

По улице Ленина до Замковой горы, осмотр набережной, памятник Герду. Все очень красиво, чисто. Но, к нашему удивлению, был закрыт музей (не должен был), храм, часовня. Короче, внутрь никуда не попали.

Троицкий храм находится в здании бывшего костела. Пишут, что самого старого костела в России среди сохранившихся в неперестроенном виде.

Вова дошел до источника в национальном парке и набрал 3 литра воды. На источнике купальня и часовня (тоже закрыты). Я мечтала арендовать велосипеды и проехаться по национальному парку, но не смогла (ни городского проката, ни проката в гостиницах нет).

WhatsApp Image 2018-05-03 at 09.13.29(1)

Перекусив в кафе Италия, дошли до Петрова вала. Это место явно любимо местными, много мусора. Но, надо сказать, его активно убирают. Виды отсюда отличные. Петропавловская часовня внизу закрыта.  Плохо с указателями…или мы их не нашли, спросили у местных.

Затем еврейское кладбище. Опять спросили дорогу. Оказалось ,что большая часть кладбища, как и Польского- стала просто городским кладбищем. Лишь в дальнем углу остался небольшой старинный участок.

В магазине «Покупайте Псковское» встречаем женщину, которая показывала нам дорогу…постепенно у нас появляются знакомые в городе)

Решили дойти до вокзала и проверить что там к чему. Все таки граница, не понятно куда и когда приезжать. Опять спросили дорогу. Родители отрядили нам в проводники мальчика на велосипеде и он провел нас короткой дорогой через холмы.

В Себеже исключительно печное отопление. В каждом дворе дрова: У кого то просто куча навалена, у кого то красивые поленницы.

Жарко, а вокзала все не видно. Спросили дорогу, оказалось, что уже совсем рядом. Выяснилось, что, хотя поезд приходит в 23:00, запускать пассажиров начинают примерно в 23:30. До этого поезд проверяется таможней. Рядом с вокзалом магазинчик, кафешка, туалет на улице.

Перед нами остановилась машина: женщина, которая показывала нам дорогу предложила подвезти нас до гостиницы. По дороге  она рассказала, что город очень туристический. В летнее время население увеличивается в два раза. А вот велопроката нет

Передохнули в гостинице, съездили поужинать в то же кафе Италия. Такси по городу стоит 70 р. В Италии все делают сами (не разогревают), поэтому нужно немного подождать. Других приличных мест, где поесть мы не обнаружили. В нашей гостинице по отзывам кормят не плохо, но в наш день кухня была закрыта: поминки. Зашли в гостиницу Себеж, но там проходило детское мероприятие, и пока безрезультатного ждали официанта, решили, что пойдем в другое место. В Италии все довольно уютно, вежливо и вкусно. Только супы не советуем.

Вернулись в гостиницу, отдыхали ,смотрели телевизор. Хорошо, что свекор предложил позвонить заранее в такси. Выяснилось, что в районе 23:00 все машины заняты! Не без труда, с помощью знакомых знакомых администратора гостиницы нашли машину за 100 р. И только на 22:30, то есть целый час пришлось куковать на вокзале. Водитель объяснил, что люди не только едут на поезд , но и возвращаются из ресторанов и баров…

Фирменный рижский поезд разрушил мои опасения. У нас был самый обычный старый плацкартный вагон, без всяких новых фирменных перегородок на полках. Со стандартным ящиком под нижней полкой. Разместились без проблем. Со стороны проводников проблем также не было: нам ничего не сказали про наши рюкзаки. Кстати, я предварительно звонила в Ригу в ЛЖД выяснить их нормы провоза багажа. Рижские требования даже мягче наших: 200 см в сумме трех измерений, против 180 наших. В случае негобарита платишь на месте "кондуктору", но к нам, повторяю, вопросов  не было. Зато принесли по бутылке рижской воды. Подозреваю, что чай тоже был бесплатный, но у нас был свой.

Дополнительная информация:

Себеж на велосипеде https://www.youtube.com/watch?v=BEOV4losEVA

Маршрут экскурсий по городу http://sebezh-resource.ru/blogs/?page_id=12459

На вокзале погранцы НЕЛЬЗЯ фотографировать

Экскурсия на колокольню Храма Рождества Христова

Главная достопримечательность нашего города- колокольня храма Рождества Христова. Весь город как на ладони. Стоимость входа- 50 р. с человека.

Экскурсии надо бронировать заранее, желательно не позднее, чем за неделю.  Напишите нам письмо, мы ответим в течение 3 рабочих дней.

МБУК «Себежский краеведческий музей»