Круг второй
Ознакомление с Саянской тайгой и посещение хребтов Метугул-Тайга и Чатырба-Тайга, озера Меткуль
Вотчина Саяна

Ергаки. оз. Радужное Ергаки. оз. Радужное
Ергаки. Район пер. Спящий Саян Ергаки. Район пер. Спящий Саян
Ергаки. пер. Спящий Саян. Вид на г. Черепаха Ергаки. пер. Спящий Саян. Вид на г. Черепаха
Ергаки. оз. Лазурное Ергаки. оз. Лазурное
Ергаки. пер. Спящий Саян. Вид на ск. Арка Ергаки. пер. Спящий Саян. Вид на ск. Арка
Ергаки. ск. Конус Ергаки. ск. Конус
Ергаки. г. Перевальная. Вид на пер. НКТ Ергаки. г. Перевальная. Вид на пер. НКТ
Ергаки. Район г. Перевальная Ергаки. Район г. Перевальная
21.08.11 (ХД6)  А вот с этого момента начинается самое интересное. Ну, по крайней мере для меня. Во-первых, поменялась погода. Летняя возбужденность сменилась осенним романтизмом. Во-вторых, мы покидали хорошо натоптанные дорожки и уходили в настоящую тайгу. Но самое главное, мы (оказывается в подобных ощущениях я была не одинока) наконец-то стали Чувствовать эти удивительные горы! Первые дни мы "знали" насколько они Хороши, теперь же,  увиденное ранее стало восприниматься несколько иначе, глубже, осмысленнее. Конечно не сразу! Постепенно, по мере удаления от центра Ергак...
  Но в то утро  четкого понимания перемен еще не было. Был туман, сырость и желание поскорее взглянуть на гиганта Саяна.

Начали мы  с посещения оз. Радужного. От места стоянки меньше перехода. Смотрели на серую воду и вспоминали голубые отливы недельной давности. Висячий камень робко подсматривал за нами из тумана. Поднялись на хребтик и оказались в "Саду камней". Звучит парадоксально, но камни здесь, лежат не как попало, а как "положено". Из-за причудливой игры тумана, создавалось впечатление некой отстраненности данного места от всего  сущего. И 12, переполненных эмоциями,  человек были здесь явно лишними). Что ж, мы не стали "напрягать" мироздание и отправились на поиски Саяна. Причем именно поиски, т.к. серая пелена не желала подниматься.

Вскоре тропинка, куда ж без нее, вывела нас к пер. Спящий Саян. И мы поняли, что "Сад камней" это всего лишь прелюдия. Вставлю-ка я сюда  лучше фотографию, нежели засыплю вас восторженными эпитетами.
   С этого места открывается вид на горы:  Сфинкс и Каменный Замок, Мать Саян и Черепаха, Арка и Сказка!  Если по тропиночке пройти до самого конца, то попадешь на "жертвенный камень". Назвали его так, потому что он лежит на самой верхушке отрога, сверху в центре камня есть углубление, из которого в разные стороны света  проделаны  желобки.
  С перевала по тропе спускаемся к оз. Лазурному, еще одному местному чуду. Честно говоря, озера на Саянах похожи,  и в тоже время, каждое из них обладает некой индивидуальностью. Так озеро Теплое  напоминает  Лазурное  внешне и совершенно иное по сути. Это как смотреть в окна, находясь на разных этажах одного  и того же дома. Дом один, а ощущения совершенно разные!

Отправляемся дальше, к самой границе владений Спящего Саяна, к долине под ск. Сказка. Солнышко, наконец, разогнало тучи,  и к тому моменту как мы добрались до цирка Сказки (2 перехода) вопросов, почему перевал называется так,  а не иначе не возникло ни у кого!
  Этот хребет является некой негласной границей между загадочными скальными образованиями центра Ергак и остальными горами.
И как полагается настоящей границе здесь есть все. От недремлющих стражей до нейтральной полосы.   Непонятно одно - кого бережет каменная охрана: Саяна с его тайнами от тайги, или наоборот тайгу, от "опасных" секретов, надежно спрятанных в сердце Ергак?
 Мы же, решили заночевать в окружении "сказочных" стражей под "сказочным" перевалом.
22.08.11 (ХД7) Поднялись на пер. Сказка. Окинули взглядом владения Саяна. Здорово! Впереди нас ждал "приграничный" перевал НКТ и  вершина Перевальная. Затем спуск через оз. Северное к водопадам. И если перевал "пал" быстро и безболезненно, то вершинка приготовила сюрпризы,
начавшиеся  при подходе к первому из ее остроконечных пиков, превратив легкий подъем в долгое "карабканье" по мокрым, скользким  скалам! Но и этого ей показалось мало, поэтому радующие глаз потрясающие пейзажи близлежащих хребтов, были заменены созерцанием непрозрачной белой субстанции! Но разве нас остановишь? И вершина сдалась, показала долгожданные озера, подсунув, правда, на спуск скользкий курумник.
 К этому времени в группе уже образовались "фан-клубы" того или иного видов лишайника. Одни считали, что самый скользкий белый, другие выделяли - красно-бурый, третья сторона отдавала предпочтение черным образованиям. Зеленый лишайник интереса не представлял, он стал неотъемлемой частью курумника!

Отметившись на  Перевальной, спешим вниз. Поднялся ветер, разогнал облака.  Спустились к озеру Северное. Среди хаоса камней нашли зеленый островок с ровными полянками и чистыми ручейками. Подошел  к концу седьмой денек, окрасив  небо  закатными красками. За горой Перевальная остались земли Саяна, наш же путь лежал вперед, к хребтам Метугул-Тайга и Чатырба-Тайга

Нейтральная полоса

Ергаки. оз. Северное Ергаки. оз. Северное
Ергаки. вдп. Богатырь Ергаки. вдп. Богатырь
Ергаки. Район оз. Северного Ергаки. Район оз. Северного
Ергаки. район вдп. Богатырь Ергаки. район вдп. Богатырь
Ергаки. вдп. Грация Ергаки. вдп. Грация
23.08.11 (ХД8) Помните, я говорила о том, что загадки Ергак надежно охраняются стражами? Так вот, покинув приграничный хребтик, наша группа оказалась, в так называемой, нейтральной полосе. Эта полоса образует неправильную окружность  вокруг массива Ергаки.  Если саму границу со сторожами очертить  я не возьмусь, то окончание  нейтральной полосы проходит по рекам: Большой, Левый и Прямой Тайгиш, Средняя и Малая Буйба, Большой Кебеж. За ними начинается царство настоящей Живой Тайги.
 Мы оказались в северной части приграничья.  Сюда, в район озер Глубокое и Северное,  еще достаточно часто забредают туристы, Последним оплотом перед натиском тайги, здесь выступают два удивительных водопада: Богатырь и Грация.  Вот их то мы и запланировали посетить. Часть группы, сославшись на желание приготовить вкуснейший борщ, осталась в лагере, остальные отправились за впечатлениями!

Водопад Богатырь берет свое начало в озере Северное. Заметен сразу, шумит громко, выглядит мощно! Вдоль его правой стороны вниз идет тропинка. Все бы ничего, да уж очень она землиста! Что тянет за собой повышенную "скользливость". Вдобавок, на ней полно крупных камней и глыб легко вынимающихся или выкатывающихся на головы впереди идущих. Поэтому спускались двумя группами по 4 человека, передавая "сокровища" из рук в руки!
 Под водопадом раскинулась красавица тайга. И первым ее заманчивым подарком была красная смородина. Этой ягоды на своем пути мы еще не встречали, так что съели всю, несмотря на повышенную "кислость". Благо сладкой черники вокруг было полно!
  Перекусив, отправились траверсом склона к водопаду Грация. Пришлось спуститься достаточно низко, что дойти да входа в каньон и вновь подняться, чтобы увидеть Грацию. Этот водопадик притаился в живописном ущелье. Серебряные струи, ниспадают вниз, словно волосы лесной красавицы,  искрящиеся в лучах солнца. Жаль, но ближе подойти мы не смогли, по времени необходимо было возвращаться в лагерь.

Вернулись тем же путем. Хорошо пообедав, группа отправилась штурмовать перевал Беркут. Выглядевший со стороны достаточно сурово. Но прелесть саянских гор заключается в том, что выглядят они "страшее", чем есть на самом деле. Кроме, того, с нами все еще шутил "Масштаб"! Путешествуя по Кавказу, смотришь на перевал  и понимаешь:"Ага подматься часов 6!" Здесь, рассматривая аналогичный склон, думаешь как раньше, а на деле оказывается - не более часа!
 Так и получилось с Беркутом.
Не успели устать, а уже спускаемся. Сам перевал по категорийности 1Б, причем определяющая сторона не видна. По описанию существовала вероятность провести веревок. На деле - этого не понадобилось.
 С перевала открывается хороший вид на Глубокое и разбросанные выше него небольшие озерца. С противоположной стороны  раскинулась  долина притока Большого Тайгиша.
С гребня  спустились по достаточно широким каменным полкам. Ниже склон превращается в обыкновенный курумниковый, плавно переходящий в травяной, местами заболоченный. На границе леса останавливаемся на ночевку.
 24.08.11 (ХД 9) Дневка Прелесть этого дня заключается в том, что надо обязательно что-то сделать. Ибо, если  просидел возле костра просто любуясь пейзажами, считай, день прожит зря! Дневки остаются в твоей памяти тогда и только тогда, когда ты совершаешь что-то глобальное, требующее неординарного мышления и усилий.

Так утром поднялся сильный ветер, мешающий отдыхать. Значит надо  строить ветрозащитную стену. Кроме того, выяснилось, что Кирилл забыл под перевалом каску - следовательно надо идти наверх. А еще вокруг ягоды и грибы, ручеек с прозрачной водой. Ну и как же без некоторого адреналина!
 Результаты дневки обсуждали вечером, любуясь закатом:

1. Отличная стена защищала от ветра.
2. Грибов оказалось немного, зато вкусные. Ягод полно, значит отличный компот!
3. Каска найдена, а к ней в придачу и чудные Рога! Обследованы и сфотографированы верхние озера.
4. Группа чиста и свежа!
Ах да, Адреналин...! Что ж мы его получили с неожиданной стороны. Девушка одела наушники и ушла в лес. Одна. Этак часа на 4. Гулять. Причем лагерь она "видела". А мы ее -  нет. В связи с чем, 10 человек разбившись попарно, отправились прочесывать тайгу. С криками и свистом ... Как вы сами понимаете...видеть,  она нас может и видела, но вот слышать... Девушку мы, конечно, нашли недалеко от стоянки, но ощущений получили массу.
 Дневка прошла, а забудем ее ой, как не скоро!

Два Брата

Ергаки. пер. Спящий Саян. Вид на г.  Каменный Замок Ергаки. пер. Спящий Саян. Вид на г. Каменный Замок
Р. Большой Тайгиш Р. Большой Тайгиш
Ергаки. Район пер. Беркут. Сторож
25.08.11
(ХД 10) По одной старой легенде вождем народа саян был Кулумыс. Любимой его была девушка с коротким именем Оя. А еще у него был огромный жеребец Тайгиш. Спасая своих людей от завоевания татарами,  основал Кулумыс тайный город (г. Каменный замок). Но как всегда, среди самых близких ему людей выявился предатель (Змеинго), поведавший о   городе шпионам татарского хана, правившего в ту пору всей Хакассией. Ночью Змеинго открыл  ворота.  Город был захвачен, любимая Кулумыса обернулась  рекой. А вот конь настолько понравился Хану, что тот хотел забрать его себе. Но гордый Тайгиш (к тому времени сильно раненый, ведь он защищал Кулумыса!) вырвался из цепей и спрыгнул вниз  со стены в пропасть. Превратившись, опять таки в реку.

К чему это спросите Вы? Да к тому, что, судя по количеству одноименных рек в Саянах, конь у Кулумыса был не один. И ездил  воин  в колеснице, запряженной лихой шестеркой братьев Тайгишей: Большой, Правый, Левый, Прямой, Малый и Тайгишонок. На самом деле, конечно, река одна - Большой Тайгиш. Все остальное - его притоки.
  Маршрут позволял познакомиться с  двумя братьями -  Большим и Малым. (Встреча с Левым  мимолетна - в районе оз. Малахитовая Ванна)

Десятый день пути представлял собой спуск вдоль левого притока Большого Тайгиша к основному руслу. Двигались около перехода по правому берегу реки. Вначале некое подобие тропы еще имелось, правда, мы не были уверены, что протоптана она людьми. Затем ушли правее и двигались по хребту, через лес.  К обеду вышли к реке несколько выше, чем рассчитывали.
 Большой Тайгиш хорош, что ни говори. Что б не тянуть переправу, прошлись вдоль русла в поисках удобного брода. Обнаружили удачно расположенный по центру реки островок.
Брод до островка сложностей не представлял, только добавил бодрости группе.  А вот второй переход внес приятные переживания.

Оказалось, что перешли мы только малую часть самой реки,  и с этой стороны и течение и глубина приличные. Что ж, берем шесты, разбиваемся на тройки и в "бой". Основная задача, не сильно намочить рюкзаки. Вода по пояс, но тройки держаться хорошо! Перекусываем и сохнем одновременно и в путь.

Спускаемся по течению до нужного нам правого притока Большого Тайгиша и начинаем подъем на хребет Метугул-Тайга.
 Наконец-то мы можем насладиться пребыванием в настоящей тайге, вдалеке от нахоженных троп и "избитых" маршрутов! Насколько же это удивительно здорово подниматься по лесу, "неизгаженному" толпами жаждущих перекусить и особенно выпить на природе!
  Теперь следы людей встретятся нам нескоро, зато в самых неожиданных местах! (это будут метки лесорубов на деревьях, да еще тюбик краски, чтобы эти метки ставить!)

В середине подъема нам повезло -нашли отличную медвежью тропу! Идти по ней одно удовольствие. Хотя мишки потом, скорее всего,  будут фыркать и недовольно морщить носы!
 К вечеру из леса выходим в нижний цирк под пиком Туманный. Цирк представляет собой заболоченное курумное поле.  В центре его просматривается некий лесок, но собирающиеся на небе облака настойчиво рекомендуют искать стоянку на краю долины. Что мы и делаем. Устраиваемся на пяточке вокруг кедровой сосны, с трудом умещая между корнями палатки.
26.08.11 (ХД 11) Утром продолжаем подъем к Туманной. Пересекаем нижний цирк, поднимаемся к водопаду. Вдоль него есть отличный проход к озерам.
С самого утра погода нас не балует. Туман и постоянная морось добавляют возвышающимся скалам отчужденности.
 Зато безымянные озера никого не оставляют равнодушными.
Озер два. Нижнее - небольшое и округлое расположено прямо по ходу нашего движения, ко второму надо подниматься. Что и делаем, предварительно оставив рюкзаки.  Оно прямо под скальной стеной, на которой хорошо просматривается перевал Каскад (1Б). Суровый такой перевал. Фотографируем и возвращаемся к группе. Начинаем подъем на Туманную.

По курумнику вверх от нижнего озера под выступающие пики. Попадаем в небольшой цирк. Решаем вначале дойти до гребня и потом вдоль обрыва траверснуть  к Туманной.
 Как и большинство хребтов  на Саянах, склоны  Метугул-Тайга выположенные и травянитные с одной стороны и скально-обрывистые с другой.
 Заворожено взираем на раскинувшиеся причудливые фигуры выветривания! Насколько все таки удивительна природа вокруг!
На вершине Туманная металлический тур. Записки на перевале не находим, что не удивительно. Называем перевал Туманным (в честь вершины)  и начинаем спуск по покатым травянистым склонам. Вскоре, однако, упираемся о густой хвойный лес. Приходиться  уходить восточнее. Для этого преодолеваем крутой участок из крупных каменных блоков, заросших мелким осинником и ивняком.
В "посадках" двигаемся поочередно и аккуратно, т.к. выкатывающиеся из под ног камни, отлично летят вниз и столы деревьев для них, в отличии от нас, не преграда!
 Тучи, сопровождающие нас всю дорогу,  решаются на дождь. Входим в лес промокшие насквозь, поэтому на мокрые ветки, ручейки, болота и грязь внимания  не обращаем. Спешим вниз к Младшему брату Большого Тайгиша, размышляя по ходу, насколько  тот полноводен.
Малый Тайгиш оправдывает свое название - быстренько перебираемся на противоположную сторону и сушиться, сушиться, сушиться!

Скандинавские мотивы

Долина притока реки Малый Тайгиш Долина притока реки Малый Тайгиш
Западный отрог хр. Чатырба-Тайга. Начало подъема Западный отрог хр. Чатырба-Тайга. Начало подъема
Хр. Чатырба-Тайга. Хр. Чатырба-Тайга.
Хр. Чатырба-Тайга. Вид в долину реки Шадат Хр. Чатырба-Тайга. Вид в долину реки Шадат
Хр. Чатырба-Тайга. Спуск к р. Шадат Хр. Чатырба-Тайга. Спуск к р. Шадат
27.08.11
(ХД 12) Прозвучит странно, но, порой кажется, что  все написанное ранее всего лишь прелюдия к рассказу о Шадат. Не знаю, чем уж она покорила мое сердце, но не повстречайся нам эта река, наверное,   не было бы и этого повествования.
Вот и сейчас, по хронологии идти до нее еще 2 дня, а говорить хочется  уже не о Чатырба-Тайга, а о Шадат, прекрасной и изменчивой, как "настоящая" женщина.
  К тому моменту, как мы добрались до Малого Тайгиша, природа окончательно перевела тумблер в положение "осень", со всеми вытекающими отсюда последствиями. Температура в течении дня не поднималась выше 15-17градусов , а утром стабильно била рекорды, стремясь к нулю. Время, когда от жары хотелось спрятаться в тень, вспоминали с улыбкой и вздохом сожаления. Дождь стал нашим постоянным спутником по утрам или вечерам, порой навещая  днем.

Но хуже от происходящих перемен нам не становилось. Даже наоборот, мы просто проникались окружающей нас тайгой: с ее переплетающимися деревьями, буреломами, прячущимися под листвой  камнями и паутинами ягеля. Выступающими из зеленого моря скалами и беззаботными речушками. Запахом хвои и листьев черной смородины.
  Следующим по маршруту был хребет Чатырба-Тайга. Поэтому от Малого Тайгиша мы отправились к его правому притоку, и весь следующий день продирались вдоль реки сквозь заросли ивняка и прочей растительности, иногда выныривая на каменистые участки. Туман пресек все попытки сфотографировать возвышающиеся склоны. Хотели, было развить скорость, да упругие ветви цеплялись, а спрятанные в высокой траве стволы то и дело преграждали дорогу.  Даже тропинок животных попадалось немного - одна, зато медвежья! Так что к подножию западного  хребта добрались только вечер. Заночевали в зарослях малины спелой и сладкой!

28.08.11
(ХД 13) Утро началось с созерцания белоснежных отрогов. Оказалось, что белая пелена, осела на вершинках первым снежком. "Вот и зима" хотелось сказать, а ведь еще только август!
 Ноги послушно понесли  вверх, на хребет. Тормозили движение только ягоды: черника, смородина, малина, коих оказалось в изобилии
. Два перехода и мы на Чатырба-Тайга!
 Интересный хребет, непохожий на ранее пройденные. Да еще снег. Мне вспомнился Кольский полуостров с его покатыми сопками, холодными озерцами и низкорослыми деревцами.
 Холодный ветер и приближающиеся снежинки заставляют нас поторапливаться со спуском.
 По скандинавски притягательно-недвижимые озера заманивают путников пологими зелеными берегами, скрывая их истинную суть - болото!
 С какой радостью группа сбегала вниз на эти живописнейшие поляны! И с какой быстротой старалась уйти от замаскированной  "ловушки"!

С хребта траверсируем в верхний цирк, с него скальный сброс на нижний. Обойти можно или по склону основного хребта или по тропиночке, начинающейся справа от озера

Тут, пожалуй, стоит уточнить. Тропиночка- в данном конкретном случае представляла собой просто часть склона без отвесных скал, покрытого зелененькой травкой. Мокрой и скользкой травкой, поэтому большая часть группы, сама того не желая, преодолевала некоторые части "тропиночки" исключительно "мягким" способом. Зато внизу нас ждали заросли черемши и зеленого лука!
  Между цирками расположился красавец водопад!
 В этот момент тучки разошлись, выглянуло солнышко, добавив в  долину ярких цветов и оттенков.
Спуск с нижнего цирка проходит по достаточно крутому левому берегу ручья, огибая многокаскадный водоскат.
Пришлось пробираться по зарослям высоченный чемерицы, борщевика, медвежьей дудки и прочих трав.
  Дальше продолжили движение вдоль притока.  Внизу, при входе в лес долина расширяется, в ручей вливается еще несколько притоков. Под ногами постоянно какие-то канавки, болотца, кочки и мало хороших ровных площадок, а те, что встречаются - заболочены. Но нам повезло! Перебродив, очередной приток вышли на полянку, с ровными местами под палатки. Хорошо.
Шадат

Шадат,  как женщина, прекрасна,
Необъяснима и вольна!

29.08.11
(ХД 14) А ведь утро началось совершенно обычно. Проснулись, покушали и в путь. Продолжили движение по притоку, до слияния.
  Шадат -
удивительная река. Нам посчастливилось идти  целых два дня вверх по течению. Вдоль хребта Чатырба-Тайга, левым берегом.

Часть пути удалось пройти по краю русла, по гладкий камням. Но в основном протискивались сквозь заросли кустарника, обходя небольшие скальные отроги или уходили чуть дальше - на заваленные поваленными деревьями, заросшие высокой травой, заболоченные  луга. Солнце радовало теплом. Темный лес стеной вставал по обоим сторонам каньона.
  К вечеру дошли до поворота реки. Здесь берег стал обрывистым. Пришлось уйти  выше по склону, усыпанному буреломом и спрятанным подо мхом курумником. Пошел сильный дождь. Набрав высоту, продолжили траверсировать склон. Заночевали в каньоне реки, на чудом обнаруженной не  заболоченной поляне. Долго разводили костер. Дождь не прекращался, так что высушиться, толком не получилось. Но это только  добавило пикантных ощущений!
30.08.11
(ХД 15) Утром отпраздновали первый День рождения - Асин. Чудная улыбчивая девушка, не теряющая присутствия духа в любой ситуации!
  Продолжили путь. На этот раз шли правым берегом, и как , потом оказалось, правильно. Река  на этом участке сужается и прячется за каменными выступами. Пришлось набрать не менее ста метров по высоте и передвигаться по тайге, по так нами полюбившимся оленьим или медвежьим тропам.  Лес на высоте достаточно редок, превалируют кедровые сосны и ели. Освещенный солнце зеленый мох и  цветные сыроежки, придавали тайге "сказочность".
  Водопад на противоположном берегу заметили не сразу. Но, увидев, долго не могли придти в себя от изумления! Особенно от факта, что, не смотря на размеры и мощь, - это "чудо природы"  не имеет названия!
  У нас в Крыму, практически каждый водопадик(!) имеет название. А здесь... Большинство из нас сошлись на мысли, что мало кто вообще ведает о существовании водного Гиганта.

Шадат тем временем совершенно расхотела видеть нас внизу, отгородившись многометровыми  скальными сбросами. Лес закончился. Все чаще и чаще мы натыкались на покрытые травой каменистые участки. Из-за кустарника скорость была ужасающе низка. Пришлось спускаться и, лавируя между каменными выступами, двигаться вдоль реки.
Выше по течению, Шадат сжалилась и предъявила покатые луга.
 Вечером  достигли слияния рек Шадат и Малый Шадат. По карте в этом месте обозначено выположение, на самом деле оказавшееся "крутым" каньончиком. Левый склон был крут. Ровные места (по рельефу) ожидались достаточно далеко от воды. Поэтому решили заночевать на берегу, и у тром с новыми силами отправиться к долгожданной дневке на озеро Меткуль. По словам знатоков - хариус там сам запрыгивает на удочку!
Старик и Заповедный лес

Слияние рек Шадат и Малый Шадат Слияние рек Шадат и Малый Шадат
Район пер. Малый Тайгиш Район пер. Малый Тайгиш
Озеро Меткуль Озеро Меткуль
Район реки Метугулка Район реки Метугулка
Река Верхняя Буйба Река Верхняя Буйба
Район пер. Малый Тайгиш Район пер. Малый Тайгиш
31.08.11
(ХД 16) На рассвете поздравляем вторую именинницу - Ирину. Говорят, на таких как она,  держится мир. Ей не страшны ни дождь, ни ветер и ради поставленной цели, Ира преодолеет все преграды! Но это не мешает ей оставаться милой и очаровательной девушкой!
  А вообще, день обещал быть необыкновенно интересным! Началось все с того, что Шадат обиделась нашему скорому уходу, поэтому попросила дождик задержать непоседливых "человечков". Кроме того, наш руководитель решил проверить наши навыки в наведении переправы через бревно. И если первое (дождь) немного огорчило, второе (переправа) необыкновенно порадовало! Поэтому следующие 2 часа под непрекращающимся дождем, группа с энтузиазмом занималась  укладкой бревна через реку.
Вся процедура состояла из нескольких этапов:
-  нахождение и обвязывание бревна;
- переправка руководителя со страховкой на остров;
- подготовка площадки для укладки бревна (для этого были собраны все крупные камни и перекинуты на остров)
- натягивание горизонтальных перил и переправа на остров всей группы;
- переброска бревна на другой берег и проход первого со страховкой:
- натягивание вторых перил и переправа группы на берег;
   Надо ли говорить, что наверх каньона группа просто взлетела! Ибо температура и днем стала стремиться к обычной утренней! Да и мокро...

На самом деле "мокрота" ждала нас впереди, но в момент форсирования реки и подъема по склону мы этого не знали.
  Каково же было наше удивление, обнаружив наверху огромные ровные пространства! За все 16 дней такого количества "полей" нам не встретилось ни разу. Радость закончилась в момент "первого" шага по долгожданной равнине.
   Вот мы и встретились  - Болото. Хлюпая и проваливаясь, порой по колено, двинулись мы в сторону озера Меткуль.
  Перевал Малый Тайгиш - остался в нашей памяти неопределенным участком болота.
 К обеду  вышли на показанную на карте плановую тропу, а к вечеру достигли искомого озера.

Если Шадат можно сравнить с восточной красавицей, то Меткуль, оказался строгим старцем, со своенравным, если не сказать, вредным характером. В течение всего вечера, он прятал за туманом свои сокровища, дразнил выпрыгивающим хариусом и стаскивал дождевые тучи со всей округи. И только на следующий день, когда вопрос с отменой дневки был утвержден - разрешил солнышку просушить вещи!

01.09.11
(ХД 17) Сегодня именинник - Сергей (к слову сказать, мой муж) Человек замечательный, открытый и "легкий по подъем".
  Утром ворчливый Меткуль нехотя приподнял завесу тумана,  и мы смогли оглядеть окрестности.  И я Вам скажу - там есть на что посмотреть! Старичок оказался Хранителем не только озера, но и окружающего его Заповедного леса!

А лес там действительно удивительный! Словно переместившийся со страниц русских народных сказок. Казалось, повернешь за холмик, и навстречу тебе выйдет Аленушка, ведущая на веревочке непослушного братца.
  Белоствольные  березы и изумрудные ели водят  причудливые хороводы. Земля усыпана золотой и багровой листвой, красуются   рыжики и розовые волнушки. Пахнет спелой черникой и малиной... Сказка... а мы проходим мимо. Спешим в сторону реки Метугулка, по "зачарованной" тропе, не замечая спрятанную в ветвях избушку Бабы Яги!
 Хотелось протереть глаза, убедиться, что это не сон. Что такая красота существует не только на страницах книг!
Верхняя  Буйба провождает  нас. Спокойно и уверенно несет она свои холодные воды. Ее сестра Метугулка куда как более бойка. Сворачиваем с плановой тропы, уходим вверх по течению  Метугулки в сторону хр. Метугул-Тайга. Затем оставляем и ее, поднимаясь по склону на  приток, с которого планируем выйти на пер. Солнечный. Но это завтра.
  Сегодня ж находим на  берегу притока уютное местечко для стоянки под кедровой сосной. Но "дары" чудесного  леса на этом не заканчиваются. В болотистом грунте спряталось настоящее сокровище - "Радиола розовая" или "Золотой корень". Мощное адаптогенное и стимулирующее средство. Это растение особо ценили ламы древнего Тибета. Места произрастания хранились в тайне. Китайцы контрабандой переправляли его через границу, как величайшую ценность. Существовало поверье, что тот кто съесть корень - проживет счастливым 2 века!

И вьется лентою тропа...

Район реки Метугулка Район реки Метугулка
Правый приток р. Метугулка Правый приток р. Метугулка
Подъем к пер. Метугул-Тайга Подъем к пер. Метугул-Тайга
Стражи на хр. Метугул-Тайга Стражи на хр. Метугул-Тайга
Хр. Метугул-Тайга, район пер. Метул-Тайга Хр. Метугул-Тайга, район пер. Метул-Тайга
Долина реки Средняя Буйба Долина реки Средняя Буйба
Хр. Метугул-Тайга,спуск с пер. Метугул-Тайга Хр. Метугул-Тайга,спуск с пер. Метугул-Тайга
Долина р. Средняя Буйба Долина р. Средняя Буйба
02.09.11
(ХД 18) Ура! Сегодня день рождение нашего замечательного руководителя - Геннадия! Его обаяние, участие и "заводной" оптимизм в купе с огромным количеством "удивительнейших" историй - только небольшой набор достоинств! И все мы очень рады, что знакомы с этим прекрасным человеком. Еще раз: Ура!
   Еще с вечера возникли опасения относительно прохождения перевала Солнечный, не потому что, он настолько сложен, а ввиду плохого самочувствия нескольких ребят. Многое зависело от утренней погоды.

Выглянув на рассвете из палатки, стало понятно, что этот перевал мы пройдем в следующий раз. Путь меняется и лежит в сторону плановой тропы (той с которой вчера свернули).
  Продолжаем  подъем по притоку Метугулки к перевалу Метугул-Тайга. С нами в компании моросящий дождик и туман. Через пару переходов появляется ветерок и прогоняет сдружившуюся парочку, позволяя нам рассмотреть окрестности.
 На тропу попадаем при выходе на хребет, и уже не оставляем ее. Для того, чтобы попасть на перевал, необходимо пройти на гребню и спуститься на перевал сверху с вершины под кодовым названием 2051.

И тут выясняется: ветер, дождь и туман - решили "сообразить на троих"  и показать "кто здесь хозяин". Что им с легкостью удалось - ветерок стал ветром, дождь - градом, ну а туман как и положено прикрывал! Поэтому панорамных видов мы были лишены. Быстренько побежали с перевала в направлении реки Средняя Буйба.
 Не на шутку раззадорившаяся троица, еще долго не оставляла нас в покое.
 Только под вечер, в небе начали образовываться просветы. Тропа извилистой лентой просматривалась далеко вперед. Солнце, выглядывая между облаками, играло Радугами. Внизу было тепло. Невзирая на грязь и болотца, дорожка уверенно вела дальше к Золотому ключу. И мы весело перепрыгивали ручейки, бродили притоки, огибали невысокие горочки.
В долине  Золотого ключа нашли указанный на карте старый зимник, а недалеко от него шикарную кедровую рощу! Как раз то, что надо при завершении маршрута!
Там где сердце

Долина р. Средняя Буйба Долина р. Средняя Буйба
Дол. р. Золотой ключ Дол. р. Золотой ключ
Ергаки. пер. Луговой Ергаки. пер. Луговой
Ергаки. пер. Тушканчик Ергаки. пер. Тушканчик
Ергаки, район пер. Луговой Ергаки, район пер. Луговой
Ергаки. район пер. Тушканчик Ергаки. район пер. Тушканчик
Ергаки. г. Тушканчик вид основной хребет Ергаки. г. Тушканчик вид основной хребет
Ергаки. г. Тушканчик виды Ергаки. г. Тушканчик виды
Ергаки. г. Тушканчик вид на пер. Тушканчик Ергаки. г. Тушканчик вид на пер. Тушканчик
03.09.11 (ХД 19) Все что начинается, рано или поздно имеет тенденцию заканчиваться. Близится к завершению наш поход, и, соответственно рассказ о нем.

Грустно с одной стороны, но ведь всякий Конец - это Начало! А это как раз очень радует!
   С золотого ключа наш путь лежит  к перевалу Луговой. Осень укутала лиственные деревья яркими красками. Цветной лес радовал глаз. И только пожухлая трава на заливных лугах напоминала, о быстротечности времени. Ведь только 2 недели назад, она протягивала навстречу солнцу сочные зеленые стебли, а теперь стелется, обнажая черную землю.
   Последний подъем -  лес остался позади. А с ним и чарующая многослойность пространства.

Бредем по Луговому. Именно бредем, потому что уходить не хочется. Далекие остроконечные пики Звездного и Птицы призрачной тенью вырастают на горизонте. Смотрим. Динозавр все также охраняет подходы к "секретным" долинам с востока, севернее сторожит Носорог. С запада "окопался" Тушканчик. К нему то мы и направляемся.
  Ровные вытянутые пространства отделяют основную гряду от тайги. Двигаемся последовательно вдоль хребта. Тропа становится дорогой. Часы пролетают незаметно и вот уже спуск. Встречаем и людей, поднимающихся от Медвежьего источника.

Ресторан. Ключевая точка. С него паутинами расползаются тропы, теряясь из виду за вековыми кедрами.
  Снова поднимаемся на Тушканчик, на этот раз  с заходом  на вершину. Перевал изменился. Травы практически не видно, а карликовые березки горят бардовыми огоньками.
  Подходим  к мемориальной табличке, где оставляем рюкзаки и часть группы.
  Последний подъем на видовую точку - пик Тушканчик.

Ергаки - Вот мы и вернулись! Не прошло  и двух недель!
Весело фотографируемся, записываем видео с отзывами и впечатлениями. А в душе какая-то пустота.
Птица - такая близкая и далекая. А были ли мы там вообще? Озеро Мраморное - там купались! Светлое - поражающее умиротворением. Можно перечислять и перечислять. Но надо вниз, к друзьям!

Ночуем недалеко от Базы МЧС. Закат окрашивает небо невероятными цветами. Долго стоим и заворожено смотрим, как гаснет лучик за лучиком. Думаем. Каждый о чем-то своем. Все мы разные и впечатления  от похода - будут неоднозначны. Но, так или иначе, Саяны  связали нас, пусть на короткое время, изменили и оставили частичку себя в сердце каждого. А это самое главное!