Пешеходный поход по хребтам Ергаки, Метугул-Тайга, Чатырба-тайга.

План маршрута

13 августа: Севастополь-Киев (поезд) 1050км 1020ч
14 августа: Киев - Санкт-Петербург (самолет) 1056км 120ч
14 августа: Санкт-Петербург- Красноярск(самолет) 3593км 300ч
15 августа: Красноярск-Абакан 277км 300ч
15 августа: Абакан - турбаза МЧС (Тармозаковский мост) 300км 360ч
Круг первый
Информация о причинах, побудивших меня отправиться в это путешествие. О мне самой, и о первом круге похода
С чего все началось

С чего же начать? Парадокс этого вопроса заключается в том, что каждый день пути начинался с мысленного обращения: " сегодня я расскажу Вам о.." Но вот незадача,  о том как начать описывать все наше путешествие я не думала. Опять таки,  существует великое множество вариантов и способов отображения информации, но хочется, чтобы Вам, читатели, было интересно. Вам и одной маленькой девочке, кукла которой, Маша, и путешествовала вместе с нами.

Ибо ходить в походы - я хожу, технические отчеты тоже пишу, а вот написать рассказ - сложнее. Но красотой, увиденной  в Ергаках, хочется поделиться со всеми!

Структура моего повествования сотоит из 2х частей:
1. Фотоальбом о путешествии Маши, с ее непосредственными комментариями увиденного

2. Прохождение маршрута, с описанием технических элементов, с фотографиями.
Таковы мои планы, что из этого получиться увидим)

Сама идея посетить Саяны, возникла в далеком 1998году, после слов одной моей подруги: "Я бывала во многих горах, но хочу вернуться только в Саяны" С тех пор прошло много времени, и я побывала в разных походах, в разных горах, но Саяны оставались для меня - сказкой, далекой и волшебной. Поэтому, как только появилась возможность, воплотить сказку в жизнь - я не преминула ею воспользоваться!
До свидания жаркий Севастополь - Здравствуйте далекие Саяны!

P.S: Вот что еще хотела отметить, предлагаемый к прочтению отчет, не столько технического, сколько литературного  характера,поэтому часть, несущественных подробностей (например,прежде чем отпустить машину у МЧС,  наша группа заехала на турбазу "Ергаки", поставить отметку в маршрутной книжке о выходе на маршрут) или подробностей,которые будут освещены в дальнейшем, я буду опускать.
Поезда и самолеты

13.08.11  13.40 (по Украине) Выезжали из Севастополя солнечным августовским днем на скором поезде №40 "Севастополь-Киев". Ехали вдесятером, последние 2 участника Ася и Андрей вылетали из Москвы, где они, собственно,  и живут, напрямую  в Красноярск. Все места были рядом, особой жары не было, поэтому поездка получилась спокойной и приятной. Впрочем, о каком спокойствии можно  говорить, если впереди нас ждало такое грандиозное путешествие? Конечно  ребята из нашего клуба (СКТ) постоянно летом выезжают походы разной категории сложности, в разные горы. Однако, именно мне так далеко "улетать" еще не приходилось. Крым, Карпаты, Кавказ - все кажется таким близкий и родным, по сравнению с далекой, неизведанной Сибирью в целом и Ергаками, в частности.
 Перед поездкой, очень хотелось получше узнать сам маршрут, посидеть над картой, почитать описания перевалов и вершинок. Однако, обязанности завхоза по питанию и работа, которой, как всегда перед отъездом, становится нестерпимо много, свели на нет все мои побуждения.
  Может это и к лучшему, взглянуть так сказать, в лицо опасностям и непредвиденным трудностям по прибытию на место. Что же касается организации питания, то хочется осветить эту тему отдельно и подробно, в силу ее  важности и полезности при составлении раскладки на длительные расстояния. Ведь это не просто подобрать подходящее по калорийности меню, отличающееся разнообразием, полезностью, укладывающееся, например, по весу в 500гр в день на человека. Да, еще должно быть вкусно, иначе в течение всего похода - "позитивные"  эманации от всех участников  обеспечены.

14.08.11 06.10 Киев нас встретил прохладой и тучками. Долго всматривались из окна поезда в одежду мелькавших мимо людей. Получалось, что работникам железной дороги, дородным таким мужикам явно жарко и в майках, в то время как хрупкие девушки  кутались в кожаные курточки. Было решено особо не переживать по этому поводу, т.к. до самолета времени мало,  а нам еще добираться на автобусе до "Борисполя", Киевского аэропорта.
 Собравшиеся на небе тучи так и не решились умыть нас дождиком.
Утром воскресенья большая часть Киева явно спала, пробок не было. Комфортный автобус домчал нас до аэропорта  за 40 минут и 25 грн. Посмотрели на Киев. А город то меняется! Нет, до городов европейского уровня ему еще далековато, но "курс"  на Европу очевиден. В крупных городах понимаешь, насколько провинциален и "курортен" Севастополь. К аэропорту из Киева ведет отличнейшая скоростная магистраль,  передвижение по которой ограничено 90км/ч. Хотя, судя по обгоняющим нас "крутым" автомобилям, ограничение носит именно рекомендательный характер)).

Аэропорт. Сколько переживаний заключено для меня в этом слове. Оставшийся с детства страх от перелетов на ТУ-134 из Мурманска в Ленинград, когда двигатели ревут так, что не слышно не то, что соседа - самого себя, постоянное чувство тошноты и давление у ушах, как  выяснилось за 20 лет никуда не делось! "Десткий кошмар" спрятался, затаился и просто ждал своего часа. Но  нельзя же просто все бросить  и убежать? Сказать группе: "Простите ребята, не могу"! Попрощаться с кучей денег за билеты (это особенно было бы обидно, все таки не подарили - заработала)и вернуться ни с чем домой...Мда....не вариант. Значит - улыбку до ушей и пусть трясутся руки и "тремтит" сердце - я иду к тебе аэропорт!
 Всего за билеты на самолет туда и обратно у нас вышло в среднем по 3500 грн на человека. Почему в среднем? Билеты покупались еще в феврале месяце по льготным условиям. Но каждый следующий купленный билет на один и тот же рейс (с разницей в один день при покупке) стоил уже дороже. Договорились усреднить, на мой взгляд - это правильно.
   Первый самолет улетал в 7.35 из Киева. Это был небольшой АН-148.
Новые самолеты, компания Россия(именно ее услугами мы пользовались) начала использовать их  с 2010года, на небольших расстояниях. Пока без аварий. Всю эту информацию и многое другое, я вычитала в предлагаемом бесплатном журнале в салоне самолета. Сам салон с большими удобными креслами и достаточным расстоянием для ног. Для меня особый интерес представляло все: от формы крыла и его составных частей, до оборудования кабины пилотов. К слову сказать, нашим пилотом оказалась женщина, Тамара Ивановна. Данный факт меня вдохновил и зубы какое-то время не стучали. Ну не может же Женщина не долететь до Питера! Есть предложенные конфеты я начала сразу и к моменту, когда самолет начал движение по взлетной полосе, они закончились. К радости "неба", разодранного, видимо, в кровь).  Я вообще много могу написать про самолеты (думаю все понятно почему), но не уверена, что Вам это интересно. Хотя...как у них меняется геометрия крыла при взлете и посадке! Ах! В течении всех перелетов, я пыталась донести этот Немаловажный факт, до всех участников, опять таки никто не смог разделить этот мой восторг! Перелет до Питера номинально занимал 2 часа, по факту полтора! Оказывается, самолеты могут прилетать быстрее расписания! И это прекрасно!
Погода к тому времени пришла в соответствие с моими представлениями об "идеальной для перелетов" и стойко держалась  до нашего приземления в Красноярске.
Таким образом, в Санкт-Петербурге (с учетом перехода на российское время) мы были уже в 11.30. Самолет до Красноярска раньше 20.30 видеть нас не желал, поэтому решили посмотреть город. 6 часов свободного времени промелькнуло незаметно, т.к. около часа ушло на банальное обсуждение кто, куда, с кем и на сколько. Еще 1,5 часа на дорогу. Оставалось 3,5 часа. А что такое посмотреть Питер за 3 часа? Да, ничего! Поэтому мы "бегали"!
 Подбежали, вскинули фотоаппарат, щелкнули и убежали дальше - дома рассмотрим, где же мы все-таки были.

Тем не менее, я ждала приезда в этот город 21 год. Ждала, чтобы просто вдохнуть его воздух, пройтись по мостовым и маленьким мосточкам, увидеть лик Петра, окинуть взглядом Сенную площадь, Эрмитаж, Зимний дворец. Ленинград - город, в котором я провела свое детство, ходила в детский сад, жила. Город, о котором я практически ничего не помню, но  продолжаю любить и ждать встречи...Я вернусь еще к Тебе -нет, уже не  Ленинград - Санкт-Петербург!
 А еще самолеты могут опаздывать. Вот это оказалось не очень приятной новостью. Сразу полезли в голову мысли о предназначении и судьбе. Может не зря ...Так я стояла, смотрела на снующих туда сюда людей. Молодых  и старых, мужчин и женщин. Дети хотели есть и не хотели спать, говорили о багаже солидные мужчины, иностранцы весело щебетали о своем, и только...
Airbus 321 - второй самолет. Вылетел с часовым опозданием, прилетел, увы, сохранив его. Все, относительно  безопасности в воздухе, я выучила еще за прошлый перелет, но все равно вчитывалась  во фразы, методического пособия, всматривалась в движения стюардесс и распознавала суть картинок. Надеялась уснуть, и  при каждом новом вибрировании вздрагивала и ...прощалась. Есть не хотелось, пить тоже, но милые девушки  методично предлагали "выпить" и "закусить". Не помогло даже отключение света в салоне в связи с наступлением "биологической" ночи.

5часов
: час розового заката, 2 часа тягучего  восхода и 2 часа невероятных  звезд и желтых созвездий городов.  Я искала тайгу, но пространство  по крылом заполняли извилистые вены рек и капли озер. Появился туман, белесой дымкой заволакивающий землю. Когда он рассеялся, я увидела Ее величество Тайгу...безбрежную и черную, но живую и дышащую...может ли быть что-то величественнее  вида Земли с неба? Разве что вид Земли из Космоса!
15.08.11 6.10 (ХД 0)(по Красноярску)
Емельяново, местный аэропорт, встретил наc парой одиноко стоящих самолетиков, резкий контраст после Ленинградских взлетных полос, бодрящей утренней свежестью и ощущением свершенности.Все прилетели. Теперь 21 день без суеты и городского шума. Дождались Асю и Андрея, прилетавших следующим рейсом.
Нашли водителя маршрутного такси (по предварительной договоренности ожидавшего нас на выходе из здания вокзала), следующие 9 часов мы поступали в его распоряжение. Уставшие, но довольные,  с шумом и гамом загрузились в машину. Свежий воздух и ночь без сна, брали свое. Скоро все спали на неудобных сиденьях, уткнувшись в плечо напарника. А ведь, сколько было еще дел. Особенно по моей части. Поход представлял собой 2 кольцевых маршрута. С организованной заброской продуктов. Часть продуктов везли мы, а часть москвичи. По приезду, продукты необходимо было соединить и разделить  на 2 части. Раздать участникам на Первое кольцо, продуты же Второго кольца упаковывались в мешки и хранились в договоренном месте. Но сон сморил всех.
 В 12 дня, мы проснулись и остановились на обед. Водитель предложил "чудное" местечко, в придорожной шашлычной. К сожалению, никого из группы оно не впечатлило, но выбора особого не было, по словам водителя, других возможных мест для обеда он не знал. Не долго думая, и не особого спрашивая нашего неразговорчивого шофера, мы принялись за переупаковку продуктов. Обед затянулся до 14 часов... Видимо, водителю мы не сильно приглянулись, потому что доехав до Абакана, он вручил нас своему другу. Молодому, своеобразному мужику (парнем его ну никак не назовешь, а до мужчины ему далекова-то), такому же немногословному и угрюмому. Но нам было все равно - Саяны приближались. Недолго думая народ вновь уснул. Проснулась я от беспокойства. Сидя в середине машины, хорошо видно как дремлет впереди меня Андрей и положившая ему на колени голову Ася, спят на переднем сиденье Кирилл и Сергей, свесил голову до руля водитель...Водитель! Вот тогда стало страшно! Какие там самолеты! Только я собралась кричать - как какая-то кочка на дороге вернула нашего Друга в нужное состояние. Мда... надолго ли? Что бы не допускать подобного, на первой же остановке, я поросилась на переднее сиденье...Что ж. Больше водитель не спал! Ибо до самых Ергак я не умолкала. Какой там спать! Бедный водитель! Ему пришлось напрячь свои явно немногочисленные извилины в попытке вспомнить: детство, культуры высаживаемые на полях Хакассии,  первую встречу с женой, национальность своих  близких родственников, хобби(вопрос поставил его тупик, видимо слово было незнакомое), марки купленных им ранее автомобилей, традиции тувинцев, наличие хакасского  языка. Трудно было с грибами и ягодами, еще сложнее оказалось с животным миром. Впрочем на охоту он ходил -на козлов. И так всю дорогу.
Не будем говорить, что при первой возможности уехать от нас -он уехал. А мы остались. В Ергаках, за 6 000 км от родного дома. В крае озер и причудливых скал. На пороге самого крутого из виденных мною Реабилитационного центра для МСЧ красноярского края. И я Вам скажу: Не могу не восхищаться заботой России о людях этой тяжелой и опасной профессии! В Украине подобного точно не построят)
Оставив упакованные мешки с Заброской на территории МЧС и, получив соответствующее разрешение и штампик в маршрутной книжке, наша выспавшаяся и порядком засидевшаяся группа двинулась в путь...навстречу долгожданной сказке...

Парабола

Ергаки.База МЧС Ергаки.База МЧС
Ергаки. Район г. Тушканчик Ергаки. Район г. Тушканчик
15.08.11(ХД 0)  20.30 Началась сказка с вида будущей вертолетной площадки для реабилитационного центра МЧС. А именно, с вырубленного участка тайги. С одной стороны: вроде бы ничего необычного, с другой- некий осадок.
 Хорошая тропинка повела нас дальше, но...кто знает куда может она завести? Поэтому, руководитель, больше доверяя своей интуиции, нежели "местным тропам" свернул вправо, под перевал Тушканчик, и мы устремились в тайгу, без каких-либо четко натоптанных троп и дорожек. Вот в этом месте, я думаю, стоит дать некоторые пояснения нашим действиям. Уважаемые читатели, наш руководитель, Геннадий (человек замечательный и сведущий в туристическом ориентировании) и мы, т.е. группа (большая ее часть) ходим в походы давно и находим некую прелесть в хождении по лесу без тропинок и указателей. Нам нравится ориентироваться по компасу и карте (GPS всегда с нами, на "всякий" случай), выходить на искомые точки не как все, а как получиться. Для того, чтобы подобные "хождения" были без эксцессов, с нами всегда комплект веревок, систем, касок, карабинов и прочего снаряжения, необходимого на пресловутый "всякий" случай. А самое главное - мы умеем Этим снаряжением пользоваться!
Потому  утрата тропинки в начале маршрута, была воспринята группой как событие радостное и сулящее много интересного в наступающих сумерках. Так и получилось. Сколько ж восторгов принес первый встреченный нами курумник. Сухой и хорошо слежавшийся, поросший мхом и лишайником! А вот и первые грибочки! Ах! Если бы Вы знали, какие надежды как завхоз по питанию, я возлагала на местную флору! Каждый встреченный грибок или ягодка воспринимались мною прежде всего как источник дополнительных калорий для ребят и тщательно анализировались на предмет съедобности и возможности быть собранными. Последний аспект, правда, вступал в некое противоречие с надеждами руководителя, о скорости преодоления того или иного препятствия! Но все равно, если моих физических сил хватало (а их хватало всегда) на собирание грибов (ибо ягоды каждый собирал все-таки в основном сам), они собирались! Помогала мне в этом и группа! (своеобразно,конечно, но помогала). Один полный переход (40 минут) и мы, преодолев заросли высокой травы, выбрались  на пригорочек, с настоящей тайгой, ручейком и небольшим озерцом среди курумника. Солнце к тому времени село, вылезли звездочки, и воздух наполнился ночной прохладой. Меж корней деревьев и камней отыскали места под палатки, выложили костровище, поужинали и легли спать. Дабы утром, наконец, осознать, что мы не где-нибудь  в Крыму, а в далеких и неизведанных Ергаках.
16.08.11 (ХД 1)Каждое утро в походе прекрасно! Но первое утро всегда -особенно хорошо. Так здорово проснуться и увидеть, что все  чего ты ждал последних 4 месяца стало реальностью. И пусть тебе еще не понятно, что это за гора торчит справа или как называется место, куда нам предстоит идти - ты уже в дороге, а значит приключения не заставят себя ждать!
Самое главное в "Приключениях" - найти, пережить, втянуть остальных и уметь получить удовольствие, как от первого, так и от второго.
Мое приключение началось сразу (ну такая уж я) Пока группа собиралась к выходу, а делала она это запланировано долго  и неторопливо, мы с Машей (куклой моей дочери) и верным другом Тарасом отправились изучать "тайгу". За что были щедро вознаграждены прелестнейшими видами, расположившегося рядышком озерца. Ягодами черники, каплями росы на ягеле, яркими сыроежками и прочими сокровищами леса! Все красоты были сфотографированы, опробованы на вкус и запах.
Первым знаковым место нашего путешествия было озеро Каровое. К нему то мы и направились. Рюкзаки поражали своей необычной легкостью. Мой, к примеру(как и у всех девочек), на старте, весил меньше 15 кг на 6 дней пути. Рюкзаки мальчишек были потяжелее. (+ 4,5 кг.).  Двигались траверсом склона по лесу, за переход подошли к р. Нижняя Буйба, немного поднялись по курумному руслу наверх и попали  на плановую тропу, обходящую озеро по левому берегу и поднимающуюся к Висячему камню.
Вот тут-то, на озере мы и встретили, описанную в одном из представленных  на сайте "Маршруты.ру" отчетов женщину Ладу.( "Знакомство с Ергаками" А.   Раум
http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=c6653a24-840a-490a-9d52-7aff84911937). К сожалению, приятного разговора у нас с ней не получилось. Ее можно понять, в Ергаки приезжает много людей, порой понятия  не имеющих как вести себя в горах. Поэтому слова о "хождении без троп" вызвали у нее обеспокоенность и тревогу. Надеюсь, она не сильно огорчилась, из-за нашего отказа следовать ее рекомендациям о передвижении исключительно  по тропам. Но время не ждет! И тропинка поднимает нас к одной из главных достопримечательностей Ергак - Висячему Камню.

Еще дома Висячий камень был мною тщательно изучен, однако это не помешало, насладиться его "уникальностью" наяву. Удивительное место!
Погода благоприятствовала, и мы продолжили свой путь траверсом хребта Орешек к пер. Художников. По ходу движения есть  несколько скальных ступенек, преодолевающихся с помощью легких навыков скалолазания. Хочется отметить, что  в сухую погоду данный участок особых трудностей при прохождении не вызывает. При условии, достаточной технической подготовленности группы! На самом деле этот аспект очень важен: люди не умеющие ходить по скальным полкам и по курумнику при прохождении данного траверса могут испытывать значительные сложности, особенно если ко всему прочему добавляется страх высоты, неуверенность и или наоборот излишняя самоуверенность! Поэтому, если есть сомнения - лучше пройти под хребтом, вдоль озера, по хорошей плановой тропе. Когда же скалы мокрые и скользкие, то в парочке мест, можно провесить страховочные перила.

Движение группы, в силу разной технической подготовки участников, было не быстрым, а отдых между переходами достаточно продолжительным, что позволяло нам (Я+ кто-то из группы, чаще всего Тарас,т.к. одну меня руководитель никуда не отпускал) совершать небольшие пробежки на близ лежайшие скалы, перевалы или просто красивые участки леса. Траверс хребта радиально позволяет подняться на пер. Промежуточный, что и было сделано во время перекуса. С перевала просматривается Спящий Саян, г.Кит и г. Каменный замок. На протяжении всего пути тропа хорошо протоптана.
С пер. Художников (2А) отличный открывается вид на долину реки Левый Тайгиш. Со стороны Тайгиша перевал окаймляют многометровые зеркала (отсюда и категорийность). Проходим по тропе дальше, практически под пик Молодежный. Здесь, между скалами спрятался пер. Художников-2 (1А). Вот он то нам и нужен! Спуск по курумнику, в самом верху встречаются большие каменные плиты.
Затем курумник выполаживается. Достаточно ровный участок до небольшого озерца представляет собой крупногабаритный "хаос".
Получили огромное удовольствие, местами прыгая  с плиты на плиту, местами перелезая! Весь путь выложен турами, у озера опять появляется тропа, спускающаяся через стоянку "мечта" к оз. Художников. Переход от Висячего камня до оз. Художников занимает 4 перехода. Однако красота мест, заставляет постоянно останавливаться, рассматривать необычные скалы и причудливые нагромождения камней! В результате, путь может занять куда больше времени!

Именно здесь, на озере, лучше всего любоваться  перевалом  Нижняя парабола или просто Парабола, как говорят многие. Самые потрясающие фотографии, волнующие сердца отсюда. Сюда стекаются последователи  разных "Духовных" направлений. Люди самобытные, порой неадекватные, но жаждущие новых "энергетический" ощущений и знаний "древних". Плохо ли, хорошо, но никого подобного мы не встретили. Сделали вывод, что приближающаяся осень негативно сказывается на изливающейся из глубин гор "энергии". Либо сами последователи еще не достигли  нужного уровня абстрагирования от такой мелочи как "холодная погода" и "постоянные дожди"

Полюбовавшись озером, продолжаем движение к малахитовой Ванне, для этого, не доходя плановой тропы, сворачиваем в лес и идем по направлению. Читали, что  именно в этом районе часто встречают медведя, особо жалующего туристов. Но, видимо, ломились мы так громко, что местный сторожила решил на глаза не показываться. Вышли к притоку Тайгиша, каскадами водопадов и водоскатов стремящемуся к Большому брату (Левому Тайгишу). Пошли вдоль, левого (орографически, здесь и далее) берега, по обнаруженной тропе. Один переход и Малахитовая ванна- озерцо небольшое, поражающее нежно-зеленым оттенком воды. Здесь планировалась ночевка, но на маленьком пятачке у озера 3 палатки явно не помещались, ночевать в разных местах не хотелось, поэтому руководитель, к радости группы, принял решение подниматься обратно на озеро Художников. И это было здорово, ибо там Параболы! На этот раз поднимались по правой стороне ручья, по хорошей плановой тропе. Времени, конечно, тратиться меньше и скорость больше, но вот удовольствие от "продирания"  теряется. Переход и  озеро Художников перед нами.
Отличные стоянки, теплый вечер. Безоблачное небо способствовало обострению чувства прекрасного и желанию запечатлеть это прекрасное для потомков. Поэтому до глубокой ночи мы изучали прибрежный курумник, искали незабываемые ракурсы Параболы, ждали луну, вообщем, наслаждались пребыванием в этом волшебном месте!
Птицы и динозавры

Ергаки. вдп. Горных духов Ергаки. вдп. Горных духов
Ергаки. оз. Горных духов Ергаки. оз. Горных духов
Ергаки. пер. Птица Ергаки. пер. Птица
Ергаки. оз. Золотарное Ергаки. оз. Золотарное
Ергаки. ск. Экстаз(Парус) Ергаки. ск. Экстаз(Парус)
Ергаки.ск. Динозавр Ергаки.ск. Динозавр
Ергаки. пер. Пикантный-2 Ергаки. пер. Пикантный-2
Ергаки. оз. Художников.Утро Ергаки. оз. Художников.Утро
17.08.11 (ХД 2) Удивительный все же воздух в Саянах. Казалось бы, после бурно проведенной ночи, захочется спать...куда там! Встречаем Рассвет как лучшего друга! Время - как его мало, когда оно так необходимо! Одно утешает, группа собираться не спешит- значит, мы успеем пробежаться! Отпрашиваемся у руководителя, и вот мы уже у озера. Утренняя томность, солнце еще только-только начинает освещать долину. Островки камней с худенькими сосенками, плавают с облаками  в недвижимой воде. Тишина, покой...и над всем этим геометрически правильные линии Параболы. Нет, не могла природа создать такое! Как? Какие особые ветра бьются  об этот склон. Какие особые дожди полируют поверхность? Какое особое солнце разрушает эти камни? Кто может ответить?
   Час промелькнул незаметно, вернулись к группе. Еще не готовы? Нет, нет, не торопитесь, мы еще погуляем! Теперь бежим к водопадам. Здесь зелень и щебетание воды, свежо и шумно. Теряется в листве Верблюд и только Тайгиши (перевалы) внимательно следят за происходящим в долине.

Выходим. По плановой тропе вдоль левого берега озера поднимаемся к водопаду Горных духов, от него к самому озеру Горных духов. Еще одно незабываемое место! Проходим вдоль левого берега. Впереди пики Звездный и Птица, справа Братья парабол. Слева - Антей, словно раскинувший могучую спину телохранитель, прикрывает озеро от посторонних глаз. Проходим под зеркалами и поднимаемся по тропе на пер. Птица. От оз. Художников 3 перехода. Долго не можем наглядеться на раскинувшуюся внизу панораму. Тропинка зовет дальше, вдоль скальных выступов Птицы, спускаемся по хребтику к озеру Светлому. На границе леса находим малину. Солнце жарит, стараемся спрятаться в тени кедровых сосен. Несмотря на жару, в озере не купаемся, надо спешить, впереди еще подъем на г. Слоники. Показанной в карте тропинки не находим. Нет, так нет. Сворачиваем от озера в такой приятный сейчас лес, начиная подъем по склону.
На хребте встречаем таки бегущую вверх тропу, под углом 90 грд, относительно нашего направления .Не проблема! Меняем направление! Не доходя около 200м. до самой скалы Слоники, уходим вниз по заросшему кустарником и высокой травой склону к озеру Золотарному. Поляны  вокруг озера для любителей "болотного" отдыха. Поэтому становимся ниже, в сосновой рощице, на хорошо оборудованных стоянках. Как говорится в сказках: "ничто не предвещало" далее слово к нашему путешествию не подходит, но смысл тот же. Неожиданно со стороны Птицы набежали тучки. Поднялся ветер. Короткие, но сильные порывы, буквально отрывали палатки от земли, вырвали кусок натянутого от дождя тента, разбросали несобранные вещи, покидались шишками в не успевших укрыться, раздули костер и...исчезли. Будто и не было их.  За хребтом начиналась гроза. Вначале по одной, по две сверкали молнии, запаздывая гром, обыгрывал каждую. Все чаще и чаще вспыхивали красным облака. Раскаты практически слились в один непрекращающийся гул. А потом пошел дождь. Большие крупные капли медленно падали на крышу палаток. Бам, бам, бам. Порой они сменялись приносимой из-за хребта моросью. Мы ждали, когда же не на шутку разбушевавшиеся небеса вовлекут в эту игру нас. Но видно, Каменные вершины куда более занятные игроки! Убаюканные шумом грозы, спали как дети.
18.08.11 (ХД 3)
Оставшиеся с ночи облака спешили убраться  подальше от обжигающих солнечных лучей. Утро. Заболоченная тропинка, окаймленная зарослями карликовой осины привела нас к озеру. Не смогу подобрать нужных слов. Нужно что-то большее, чем набор написанных в строчку черных буковок, чтобы описать ощущения. Белые завитки облаков  в озере смотрятся реальнее прячущихся на дне камней. Ощущение безмятежности и умиротворения...Осознание собственной суетливости и инфантильности. Кто мы, пришедшие сюда в поисках острых ощущений и адреналина? Куда мы бежим? Неужели нам настолько страшно оставаться с самим собой наедине? Страшно от того, что мы там сможем увидеть! Но тут пришла группа.)))) И мы тронулись в путь.
Справа озеро Золотарное граничит со ск. Слоники и ск. Звездочка. Слева перевалом Зеленый. Между ними, положив  длинную шею на перевал и взгорбив, покрытую острыми скалами спину, вытянулся красавец Динозавр. Добродушный гигант Диплодок преграждает путь каждому, задумавшему недоброе. Поднимаемся на пер. Зеленый. Пока группа отдыхала, побежали с Кириллом на голову доисторического животного. Красота! Начинаем подъем на хребет. Хорошо просматриваемая тропа капризничает, неоднозначно разбегается в разные стороны, теряясь в скалках. Выше появляются скальные полочки, аккуратно преодолеваем их. Узенькие карнизы хорошо проходятся по сухому камню. В туман и дождь  здесь неприятно. Но вот и вершина! Чего отсюда только не видно! Перечислять устанешь! Но особо выделяется Экстаз (Парус) и Зуб дракона. Хорошо. Ветер играет перистыми облаками, закручивая  спиральные узоры. Что ж, столько дней тепла и солнца! А осень-то на пороге. Значит, будем ждать перемен.
Спускаемся по хребтику к перевалу Пикантный-2.
С его каменных уступов любуемся пиком Гамма и узким курумным кулуаром, явно заждавшимся нас. Одеваем каски. Придерживаясь земляных полочек, галсами преодолеваем спуск, на выходе хорошо слежавшийся курумник позволяет увеличить скорость. При подходе к Цветным озерами (Девичьим слезам) выходим на большую скальную полку, похожую на бараний лоб. Движемся в сторону перевала Пикантный по краю. Находим тропинку, ловко петляющую между покатых скал и выводящую нас к долгожданным озерам. Наслаждаясь перекусом, разглядываем рельефные пики. Продолжаем  движение по тропе до начала спуска к озеру Теплому. Сверху оно кажется неприветливо невзрачным.  Дальше двигаемся вдоль хорошо заметных туров по курумным каменным плитам, до входа в лес, где по тропе, заросшей елями и кедровыми соснами, выходим к озеру и месту ночевки. Начинает накрапывать дождик. Быстренько кушаем, и спать.
На круги своя

Ергаки. оз. Теплое Ергаки. оз. Теплое
Ергаки. оз. Горных духов Ергаки. оз. Горных духов
Ергаки. пик Звездный Ергаки. пик Звездный
19.08.11 (ХД 4) Озеро Теплое оказалось живописным местечком, с уютными стояночками. Маленькое и неглубокое, прекрасно подходящее для купания и принятия грязевых ванн. Окружено со всех сторон зарослями черники и брусники (к нашему приходу изрядно подъеденными туристами). Много кедровых сосен, чем и  воспользовались участники нашей группы. Сезон заготовки  орехов только начинался, поэтому шишек было много!  Запланированный на утро радиальный выход на Зуб дракона, сорвался в связи с недомоганием двух участников. Поэтому решили постираться, помыться, сварить компот и просто отдохнуть.
  Вышли после сытного обеда траверсом склона к озеру Горных духов. Четко видимая тропа вскоре затерялась в камнях. Подъем до озера оказался совсем несложным, несмотря на набор высоты и курумник.  На небе явно затевалось очередное светопреставление, и на этот раз мы будем  в центре! Озеро встретило нас вечерними красками. Обогнув его, на этот раз по правому берегу, поднялись на озерцо, притаившееся 150 метрами выше. Здесь под скалами,(начало подъема на пер. Птица) расположены чудные поляночки, поражающие своей зеленью, ровностью и набросанным местами, как на пляже, мелким песочком. Конечно же, наша группа не преминула воспользоваться шансом поспать на ровной мягкой поверхности. Некоторые, правда, интересовались происхождением "пляжного" песочка, но озаботиться этим аспектом всерьез никто не решился. Это было ошибкой. Тем временем, пока дежурные занимались готовкой ужина, а остальная часть группы заготовкой дров и установкой лагеря, гроза таки началась. Но нам было хорошо, костер горит, палатки стоят, тент от дождя (хорошо закрепленный) висит, вещи убраны. Группа пьет чай, дождик хлещет как из ведра, дежурные как могут, сохраняют костер. Поэтому слова руководителя: "Быстрее убирайте палатки - поток идет!" все осознали не сразу, только когда увидели его!  Уходящая вверх тропиночка превратилась в речушку с премиленькими такими водопадиками, устремившимися на палатки! Меньше всех пострадали дежурные! Они уже были мокрые от дождя, сохраняя огонь.  Костер (чудом) был организован на небольшой возвышенности в камнях. Группа разделилась на 2 части: первая судорожно рыла канал, ограждая его камнями, отводя воду от костра (от палаток отвести ее было просто нереально) вторая переставляла палатки, также судорожно таская вещи. И только дежурные, стоя по щиколотку в воде, все так же методично размахивали хобами. И это было здорово! Так была раскрыта тайна "пляжного песка" ! Впоследствии, выбирая места под стоянку, мы зорко высматривали наличие вокруг мелкой галечки.  В густой траве, под уклоном на кочках, мокрые, но довольные мы уснули.
20.08.11 (ХД 5)
Сегодня особый день. Сегодня завершается первый круг и предстоит пробежать несколько больше, нежели мы это делаем обычно. Но это не главное. Сегодня утром, отдежурив, я убегу на Нижнюю Параболу.  В прошлый раз проходя мимо озера, времени на посещение данного чуда не было, но сегодня, до выхода, я это сделаю, конечно, не одна!
И вот, группа накормлена и приступает к сбору лагеря, котлы помыты,  а стоим на седле Параболы и вкушаем струящуюся по розово-зеленым зеркалам  утреннюю "Энергию". Не только мы, все пространство вокруг словно пронизано золотистыми лучами. Все тянется к к свету. И только скалы, словно стены некогда  разрушенного дворца, сохраняют холодную невозмутимость. Сколько ни рассматривай фотографии, а вживую, все выглядит куда круче! Именно этот факт заставляет многих людей покидать теплые кресла и уходить, уплывать, улетать подальше от дома! И мы не исключение!
  Увидеть Параболу, побывать на ее седле, понять, что же так будоражит умы, приходивших сюда. Что заставляет их возвращаться...И знаете что? Я поняла! Теперь очередь за Вами! Приезжайте не пожалеете!
  Но время неумолимо, и вот мы уже бежим обратно к группе. За 15 минут поднимаемся на седло Верхней Параболы, любуемся выглядывающей Птицей, раскинувшимися внизу озерами и нашим следующим перевал Курсантов Западный (1А).
Сам перевал Курсантов (2А)прямо в центре скального образования (Между Птицей и Молодежным), выделяет его узенький кулуарчик, по которому, видимо и поднимаются. Наш же практически примыкает к пику Молодежному. Туда ведет тропиночка, огибающая курумные сбросы при подъеме, позволяющая по без проблем забежать на седловину. 3 перехода и мы там. Ветрено. Поэтому на перекус спускаемся к озеру Мраморное (Тушканчик) все по той тропинке. Местами, правда, она выползает на небольшие скальные уступчики, которые можно либо обойти, либо аккуратно преодолеть.

Возле озера указатели. Следуя их советам, бежим по дорожке до водопада Мраморный. Что и говорить, хорош! Но нам дальше, пересекаем речку с незамысловатым названием Тушканчик и начинаем подъем на одноименный перевал (н/к). Солнышко греет, травка зеленеет. Лето! Знали бы мы в тот момент,что, возвращаясь сюда две недели спустя, о такой погоде и температуре, мы будем только мечтать! А тропинка знай себе ведет через поле, через лесок, и вот мы уже на пер. тушканчик. Вечереет, поэтому не задерживаясь спускаемся к базе МЧС, забираем продукты на Второй круг.
  Пока тучки в очередной раз не сговорились, бежим к месту ночевки, вблизи озера Радужное по дороге, местами изрядно заболоченной. При подходе читаем надпись о запрещении розжига костров и установке лагерей возле самого озера, поэтому находим укромную полянку в лесу с уже готовым костровищем, где нас никто не потревожит. Легли поздно. пересчитывали продукты, сверяясь с раскладкой. Как-никак 2 недели, кушать захочется каждый день. Дождик все-таки собрался, засыпаем под стуки капель.