Сирия / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

Сирия до войны: страна без Мак-Дональдc, или Сказка 330 и один час

27 декабря 2007 г. - 11 января 2008 г.
Сирийские и ливанские города

Крепость-амфитеатр в Босре Крепость-амфитеатр в Босре
Крепость Крак Де Шевалье Крепость Крак Де Шевалье
Крепость Маркаб на побережье Средиземного моря Крепость Маркаб на побережье Средиземного моря
Угарит Угарит
Хама отличается многолюдием даже поздним вечером. Здесь нет проблем с покупкой вина, но вот ресторана вблизи нашего отеля Noria найти не удалось. Хозяин отеля неожиданно заговорил со мной по-польски, потом по немецки – оказывается, его мать родом из Польши. Но наш значок «СССР» он почему-то не одобрил. Отель по-европейски чист - в одной половине, другая часть постарее. Номера мы выбирали по вкусу. Мы предпочитаем большие окна и виды. Но в самом центре города лучший вид – на соседнюю мечеть, все остальные окна выходят на узкие улицы или в глухие дворы.

Латакия – приморский город с многоэтажными домами, - запомнилась канонадой с 11 вечера 31 декабря. Перед полуночью грохот превысил все пределы, а спустя какое-то время прокричал муэдзин и все моментально затихло. Здесь у моря очень красивая набережная, пальмовый променад и фешенебельные дома – могут поспорить с Бейрутом. А в центре, вблизи нашего отеля Sammam реками течет кровь – торгуют живым мясом: куры в клетках, бараньи головы разложены, разделанный верблюд висит. Мороженого мяса здесь видимо не бывает. Все – свежак.

Дер Азор – просто промежуточный пункт (ночевка), наш отель расположен на берегу узкого рукава Евфрата около армянской церкви, чистый. Здесь в многолюдном ресторане мы наблюдали местную публику. Среди прочего подали отличный салат с тимьяном и на гранатовом соусе. В остальных местах в салаты лили слишком много уксуса, к сожалению. Кстати, женщины в Сирии ходят и без мужчин - как по улицам, так и в ресторан.

Пальмира Новая - маленький чистый город - 2-3 длинные улицы (1,5 –2 км) и несколько коротких поперек. По-моему здесь всего 1 мечеть, огромный стадион на окраине. Лавки увешены связками фиников – оазис! В музее одна из статуй похожа на Пушкина, есть мумии. Здесь в ливанском ресторане мы отведали бедуинское блюдо – рис с орехами и верблюжатину, очень диетическое. К этому подали также неизменный хомус (холодная гороховая каша), оливки и супчик.

В Хомос и Тартос, Изру мы заехали по пути и посетили церкви, знаменитые своими реликвиями:
уникальная икона Девы Марии, кормящей грудью младенца – церковь святого ); церковь пояса Девы Марии, который она бросила с небес Фоме Неверующему;

В Маалюле в храме св. Сергия и Бахуса есть самый древний алтарь (приспособили языческий жертвенный камень – видны заделанные дыры для стока крови), а вообще в этой деревне говорят на арамейском языке – языке Христа (всего таких места осталось три).

Дамаск - большой город, много всего. Контрасты, контрасты, контрасты. Здесь мы рискнули съесть продаваемые повсюду отваренные гигантские бобы, которые очищают от шкурки, макают в соль, в специи. Запивают лимонным горячим морсом. Вполне гигиенично. А также не устояли от сладких лепешек с маком, продаваемых около мечети Омайядов. Коктейли из сведжевыжатого сока + взбитые сливки, орашки, бисквитная крошка (по 35 руб. на наши). Удачным был также заход в ресторан на танцы дервишей – кружится и не падает. Здесь на шведском столе попробовали все сирийские специалитеты. Преобладают овощные закуски и сладости. Мясо (условно) в виде пельменей-мантов. Даже долма (типа) – без мяса, с рисом. Машинки для ее приготовления продавали на всех углах. Мне понравилась пшеничная каша в виде острой красной намазки - наверно, с томатным соусом. Крем-карамель на десерт - тоже неплохо.

Бейрут – богатый город. Впечатляет! Кажется, что здесь больше церквей, чем мечетей. Может, это показалось после мусульманской Сирии. Ночевали в отеле Савой с видом на море. Вечером прогулялись по набережной (реконструкция) в одну сторону, утром – в другую. По дороге в Библос (Джубейл) осмотрели древние развалины и фешенебельный «парижский» центр, тщательно охраняемый.

Трудно здесь изложить все впечатления-восхищения. Даже фотографии никого не оставляют равнодушными. Мощный чистый Евфрат, трудолюбиво возделанные поля, глинобитные «чумы», красивая долина Оронта, каменные пустоши с мертвыми городами, палатки кочевников, аккуратные подворья фермеров, теплицы на побережье. Сирия очень разная. А по количеству памятников многих цивилизаций наверно уникальна. Римские храмы, города и театры; замки крестоносцев; мусульманские цитадели, дохристианские алтари, средневековые рынки. Город Угарит 18 века до нашей эры – видно, как жили люди: улицы, комнаты, водопровод. Стадион и «SPA-павильон» в Амрите.

Город Эбла – раскопанный один из многочисленных холмов в долине, - удивил «мазанками»: дома делали из глины с навозом, как на Украине.

Отдельных рассказов требует Библос, Баальбек, Думейр, каждый объект в отдельности, каждый из посещенных храмов и замков-крепостей (Крак де Шевалье, Аль Маркаб, Калаат Салладин, Калаат Мадиг, Каср ибн Вардан, Калаат Самаан, Калаат Джабер, Кастл Руссафа, Халябия, Каср аль Шарки).

Не обошлось в древности и без новаторов – кто-то умудрился вместо традиционных местных базальта или песчаника (мрамор был привозным) построить замок Кастл Руссафа из хрупкого стеклянно-розового гипса – пустил блеск в глаза. Камень крошится, как соляные кристаллы; кажется подтаявшим, как подмоченный кусок сахара. Но впрочем, на его век хватило с избытком. Но в целом создается впечатление, что чем раньше строили, тем лучше, добротнее. А если бы еще и не земллетрясения! Тамерлан поразрушал тоже немало – ни себе, ни людям, кровопийца.

В общем, мы получили мощный толчок к перечитыванию и древней истории, и Вальтера Скотта, и «1001 ночи» и др. В Пальмире были Антоний с Клеопатрой – что там говорит по этому поводу Шекспир?

Средневековье стало ближе - по сравнению-то с 18 веком до нашей эры!