республика Бурятия / Водный туризм | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

Занесло же нас... Не в последний раз. Витим - Верхняя Ангара - Байкал

29 августа - 23 сентября 2017 г.
Хочется все дальше и дальше в тайгу. Пока медведи не съели. реки Витим и Верхняя Ангара, озеро Байкал
Чита - Романовка - река Витим - Бодайбо - Таксимо - Новый Уоян - река Верхняя Ангара - озеро Байкал - Северобайкальск

Витим — 2017

Там, где течёт сибирская река,
Идут по ней на каяках
Два чудака.
Я видел эти горные хребты.
А ты?..

29 августа

Вот мы и на берегу Витима. Сбылась очередная мечта. Сколько мечтали, сколько планировали — и вот мы наконец тут, в деревне Романовка (Республика Бурятия), перед нами Витим, и сейчас мы начнём по нему сплавляться.
    В Читу мы приехали вчера утром, заселились в хостел и пошли гулять по городу. Мы — это я и Юрка, которые собрались осенью в два каяка прогуляться по Забайкалью. Город мне понравился, живой, интересный, развивающийся, сочетание старого города (дореволюционного) и современных многоэтажек. Целый день гуляли по городу, посетили Читинский дацан, попросили благословения в дорогу. Что успели — посмотрели, но, к сожалению, не всё что хотели; что-то было закрыто, что-то не нашли, да и устали к вечеру. Время здесь, в Забайкальском крае (бывшая Читинская область) — плюс 6 часов к Москве.
    Сегодня утром на автобусе поехали в Романовку (Отправление ежедневно в 9.00 местного времени). Автобус — ПАЗик, забит под завязку, плюс ещё мы с двумя огромными рюкзаками и двумя гермами. Пересекли границу Забайкальского края и Бурятии. Через 3,5 часа, точно по расписанию были в Романовке, собрали лодки, загрузили вещи, перекусили, сходили в магазин за мороженым и хлебом (остальную раскладку закупили в Чите). Здесь, в Бурятии время — плюс 5 часов к московскому.

Далее указываю местное время.

Вода в реке мутная, течение присутствует, но не очень быстрое, берега красивые, со скальными выходами, встречаются небольшие перекатики. Идём, фотографируем, болтаем, любуемся пейзажами. Осознаём, что мы на Витиме. Класс!.. В 14 часов вышли на реку, примерно в 18.40 причалили к берегу, в 20 часов стемнело, в 20.30 мы уже поужинали, лежим в палатке и болтаем.

30 августа

Ночью сильно подморозило. Спали во всём что было. Котелок с чаем промёрз до дна. Поднимаемся в 7.40. Снаряжение, палатка — всё замёрзло, затвердело, покрылось инеем. Завтракаем, согреваемся. Солнце пока за ёлками, когда ещё встанет...
    В основном согреваемся тем, что сочиняем стихи

Пальцы согрев у костра,

Я вывожу в тетрадке

«Лету и солнцу — Ура!»

На воду выходим около 10 часов. Течение быстрое, частые шиверки, идётся весело. Есть надежда сегодня дойти по первых именных шивер. Перекусили около 14 часов и пошли дальше. Шиверы становятся всё бодрее, но пока ещё достаточно простые, чтобы каску не... ой!.. простые, чтобы просматривать.

Когда вдруг прошли впадение Конды (заметный правый приток), то поняли, что уже идём именные шиверы. Мало того, что уже прошли Жиктондинску и Маректинскую шиверу. Ну вот, прошли их и не заметили... Да уж, в описании он выглядят гораздо страшнее. Как говорится, в действительности всё выглядит иначе, чем на самом деле. Курлуктинскую шиверу опознали, она выделяется на фоне остального потока, её тоже прошли без проблем.
    Погода прекрасная — солнце, безоблачно, безветрие, тепло. Сказка!
    Нашли на берегу брошенный катамаран. Взяли три пачки макарон и веревку. Книгу «Угрюм-река» брать не стали.

На стоянку встали после 18 часов, после впадения реки Ингур и Ингурской шиверы на большом галечном мысу. Вот и всё за день.

31 августа

Утром на реке был сильный туман, так что даже не было видно противоположного берега. Но одновременно с нами из-за гор встало солнце, сразу потеплело, туман развеялся, наступила сказочная красота.

Очередной классный солнечный день! Спасибо Бурхану! Стартуем в начале десятого. Около 13 часов прошли устье Юмурчена (впадает справа). Слева, напротив устья, высокая скала с крестом на вершине.  Началась граница Бурятии и Забайкальского края, которая так и идёт по реке до границы с Иркутской областью.

Течение быстрое, перекаты чередуются с плёсами. В начале третьего пообедали, размяли ноги и пошли дальше. Начался долгий-долгий плёс, лишь изредка перемежаемый перекатами. Течения не видно, но судя по нашей скорости, оно есть и неплохое. Прошли пару зимовий (рыбацких избушек), встретили рыбака на моторке, около пяти вечера прошли скопление домов, опознанных нами как Бугунда. В шесть вечера встали на стоянку на отличной галечной отмели напротив большого слова «МИР» белой краской на скале. Эх... и сюда надписи добрались...

Выбрав себе дорогу,

Я потом похвастаюсь всем:

Вышел сухим из порога

Мой ненамокший шлем.

Чувствуется усталость, поэтому как стемнело, примерно к восьми часам, полезли заспальниковываться. Вот лето и кончилось!..

01 сентября

Незаметно наступила осень. Когда мы проснулись, примерно в пол-восьмого, солнце уже встало и туман рассеялся. Как обычно, позавтракали, собрались и поехали. Течение вполне приличное, особенно это видно на перекатах, когда камни на дне пролетают под лодками. Погода опять балует, солнышко, тепло...
    К 13 часам прошли село Красный Яр. Вполне себе нормальное село, с электричеством (столбами) и взлётной полосой местной авиации. Напротив села — большая красная скала, очень живописная, по всей видимости и давшая название селу. По реке снуют моторки с людьми, мы им машем, они нам. Своё местоположение определяем в основном по устьям рек. Вообще-то карта у нас есть, но она — это чёрно-белый ксерокс масштаба 1 см — 25 км. Поэтому мы не всегда можем достоверно определить своё местоположение. Но нас это не очень заботит, мимо БАМа не промахнёмся. В начале шестого прошли впадение Хулугли справа. По этому притоку определяем, что мы находимся в районе шивер под общим названием Шипишки. Всего их шесть шивер, но они практически тоже незаметны, есть только небольшое ускорение течения и некоторое волнение.

В реке появились длинные острова, ничего особенного в них нет, просто как ориентир. Иногда встречаются старые облезшие навигационные знаки. Через несколько километров — водомерный пост, будка и трос через реку.

Места — красивейшие, горные хребты, дальние синие горы, скальные выходы. Прям глаз не оторвать, жаль, что фотографии не могут передать весь масштаб этого великолепия. В седьмом часу встали на стоянку, как обычно, на песчано-галечной отмели.

Вечером — костёр, разговоры, спать...

02 сентября

Сегодня солнце встало раньше нас, т.к. берег был низкий и открытый. Само встало и нас разбудило. Мы повалялись, поболтали, поленились и решили всё-таки вставать. А времени — 6:40. Да и ладно, всё равно не спится. Так что не спеша позавтракали, ещё потупили, собрались и 9 часов вышли на воду.

Идём, любуемся окружающей природой. Инода сцепляем лодки и просто дрейфуем, попивая чай из термосов и болтая на разные темы. А вокруг — красота! В двух словах — величие и спокойствие. Горы, окружающие реку хребты и в завершение дальние синие горы. Пару раз встретили моторки с рыбаками, разок — рыбаков на берегу; поздоровались, помахали друг другу.

После обеда по небу стали наползать небольшие грозовые облака. Появилась радуга. Облаков всё больше, но над нами пока ясно. Ещё ближе к вечеру потемнело и над нами. В седьмом часу встали на стоянку, как обычно на галечной отмели. Успели повесить тент и с первыми каплями дождя поставить палатку. Тут же над нами загромыхало. Вечер прошёл под дождём с громом и молниями. В пол-десятого гроза ушла дальше по своим делам, ну а мы полезли в палатку — спать.

03 сентября

Подъём. Облачно, но погода хорошая. На реку выходим в начале десятого. Мошкара, блин!.. Должна спать или в тёплые края улететь, а она вся тут и ещё кусается. Интересно, а сколько времени мошка может лететь за байдаркой?..

Плёсы, изредка перекаты, незаметное, но быстрое течение, красоты по берегам и вдали, - всё как всегда. Изредка — встречные моторные лодки. Встретили молодого человека, который уже месяц сплавляется здесь в одиночку на ПВХ-шной лодке, никуда не торопится, сам из Орла. Кстати, у него же узнали, что здесь существует регулярное местное авиасообщение. Каренга, Красный Яр, Бамбуйка — отовсюду можно улететь в Читу, есть и  интернет. Интересные иногда люди встречаются на маршрутах. Необычно осознавать и то, что Байкал в 1000 километрах западнее нас.

В 15.15 прошли устье Каренги, правого притока. Напротив устья, на высоком левом берегу, плакат из цикла «Берегите лес!»

На стоянку встали около пол-седьмого. Вечером опять дождь с грозой часа на полтора, но слабее, чем вчера. Вечером подводим первые результаты сплава. Шесть дней — 450 км, вроде неплохо, в график укладываемся, даже с небольшим опережением. Ну и хорошо! Запас по времени — он всегда хорош.

04 сентября

Сколько-то прошли, где-то встали, что-то поели и куда-то легли. Так день и прошёл.     Плюс ещё весь день ветер в морду. Ночуем на островке в устье Калакана.

05 сентября

День выдался... м-м... насыщенный. Погода менялась от утреннего тумана к дневному яркому солнцу и вечернему ливню с сильным порывистым ветром. Утром всё было влажное от росы и тумана, днём грело солнышко и жрала мошка, вечером порывом ветра снесло тент и опрокинуло палатку. Но настроение это абсолютно не испортило, ужин всё равно состоялся, и в тёплые спальники мы всё равно залезли.

А ещё мы перешагнули половину маршрута — прошли 600 км (из 1200 запланированных). Так что идём с опережением графика, что мы с удовольствием и отметили. А ещё прошли устье Ципы. Сбылась очередная мечта идиота (меня). Давно хотел здесь побывать и вот — побывал. Кстати, ещё до Ципы прошли впадение Калара. После Калакана немного изменился характер реки — шиверы стали полноводнее, валы вместо спокойных и ровных стали выше и хаотичнее, увеличились и поганки с водоворотами, мощь струи заметно увеличилась. Сегодня за день прошли почти 100 км, спасибо быстрому течению, и три притока: Калакан (с него утром начали), Калар и Ципу. После прошедших дождей уровень реки поднялся, впадающие в реку ручьи забурлили, стали вполне полноводными.

Вечер. Снаружи шумит дождь, а нам в спальниках тепло и уютно. Пора спать!

06 сентября

Вчера первый раз за поход расчехлили топор и пилу. А также у нас закончился хлеб, и мы наконец-то перешли на сухари.

Утром погода прекрасная. Сфотались на берегу в красивых позах, досушили вещи, немного потупили и пошли дальше. Река разлилась, хребты по берегам возвысились, красота такая, что... что... Хочется обойтись без высокопарных слов, но при этом не опуститься до нецензурщины. Так что просто — Красотища! Течение сохраняет хорошую скорость, идём быстро. Шиверы стали сложнее — вперемежку хаотичные валы и постоянные «поганки» по всей струе. И ещё сильный встречный ветер добавляет оптимизма. После Ципы река стала многолюднее, постоянно встречаем моторки, машем, приветствуем. Пообедали немного не доходя до устья Бамбуйки. Само устье заросшее и с воды не видно, сейчас мы в Бамбуйской котловине. Входим в Южно-Муйский хребет. Почти весь день (начиная примерно с полудня) прошёл в созерцании горы Шаман, которая видна постоянно, с разных ракурсов. Шаман (2367 м) — главная вершина этого района, видна со многих точек. Это именно островерхая гора, не сопка. На некоторых склонах гор уже лежит снег, осень, однако.

После обеда окончательно вошли в пределы Южно-Муйского хребта. Здесь, по описанию, восемь самых бурных и опасных шивер Витима. Начиная с третьей, мы это почувствовали, первые две, Большая коса и Широкая речка, прошли почти не заметив, а вот третья — Большая Тузалинская шивера (находится на небольшом левом повороте реки с правым высоким берегом)  — уже не то чтобы впечатлила, но дала понять, что шутки кончаются. Хорошее заметное падение, большая скорость течения, мощь струи, высокие «шахматные» валы, «поганки». Прошли успешно, без приключений. Также, как и следующую Малую Тузалинскую. Она тоже проходится спокойно, но требует постоянного внимания и осторожности. Большая Тузалинская — до ручья слева напротив Шамана, Малая Тузалинская — после ручья.

На стоянку встали напротив Многообещающей Косы, на стрелке Витима и Тулдуни, как раз напротив горы Шаман. Стоянка маленькая, на одну-две палатки, но очень красивая, уютная, хотя и слегка наклонная. Нам — в самый раз. Вечер и ужин — с классными видами во все стороны, и на Витим, и на Тулдунь, и на Шамана. Пожалуй, самая красивая наша стоянка на реке. Засыпаем под громкий шум Тулдунской шиверы, мерный и убаюкивающий.

С напарником

Нам нужно лишь немного:
Укрыться спальником

И слушать шум порога.

07 сентября

Пам-парабам!
Мы прошли БАМ!

Ну то есть с утра проснулись, позавтракали, а после завтрака Юрка полез в гору над стоянкой пофотографировать и помедитировать. Юрка вообще — честь и совесть нашей группы. А я остался в лагере, т.к. я — лень и разложение нашей группы.

Поэтому с выходом немного задержались, примерно на полчасика. Стартовали с устья Тулдуни — и сразу началась Тулдунская шивера. Всё в ней на месте: сильная выраженная струя со стоячими валами и парой «бочек», ну и дежурные хаотичные валы и «поганки». Как говорится: «И всё бы ничего...» Но тут включился мощный встречный ветер, Бл... Гадский папа... Сверху ветер такой, что весло из рук вырывает, снизу «поганки» тебя бросают из стороны в сторону, с боков валы качают и кренят. Всё это одновременно, с разных сторон. Хоть бы ветер потише сделали! Ну ладно, прошли... Кстати, вода стала гораздо чище и прозрачней.
    Следующая шивера, Сивакская, оказалась ещё мощнее и сложнее. Она, пожалуй, самая сложная из всех шивер на этом участке, а то и из всех Витимских шивер (кроме двух основных порогов). И основная струя сильнее, и валы с «бочками» больше. И опять же, сильный ветер в лицо. Наверно для полиэтиленовых каяков здесь одно удовольствие покататься, но нам на надувастиках приходится выживать. Выжили, прошли успешно.

Дальше — Таксимская шивера, перед впадением правого притока, реки Таксимо. Эта шивера была попроще, хотя тоже покидало и покачало неслабо. После Таксимской последняя шивера на этом участке, Ивановская, была залита, поэтому прошли её достаточно легко. Но блин, опять этот ветер. Надоел.

А далее поворот направо — и мы увидели БАМ. Мост через Витим. Ну вот, очередная часть маршрута пройдена. Осталось каких-то 450 км до Бодайбо. Слева видна мачта аэродрома села Усть-Муя. Здесь можно аварийно сойти с маршрута и улететь в Читу (или Улан-Удэ) или уехать в Таксимо. Устье Муи мы с воды не видели, всё заросло ивняком и тростником.

Южно-Муйский хребет остаётся позади, мы входим в Куандинскую котловину, очень и очень живописную. Со всех сторон окружают горы:  Южно-Муйский хребет, Северо-Муйский, хребет Кодар. Кое-где на вершинах и седловинах лежит снег. В красоту гор добавляет красок наступающая осень. А у нас погода хорошая, солнце греет, дует лёгкий ветерок, сохраняется достаточно быстрое течение, мы идём дальше. Дошли до большой петли, где Витим поворачивает сначала на юго-восток, а потом обратно на северо-запад. Много отличных песчаных пляжей, прям «Золотые пески Витима». Начались острова и протоки. На одном из таких пляжей мы и встали на ночёвку, немного не дойдя до деревни Неляты. Места вокруг красивейшие, как впрочем и на всей реке. Ужинали с видом на горы. Потом поднялась луна в облаках, ну а мы пошли в палатку. Сначала привычные уже медицинские процедуры: йод, пластырь, крем «Спасатель», мазь «Апизатрон» и бальзам «Звёздочка», а уж потом разговоры о жизни, прошлой и будущей. Ну а там уже и спать пора.

08 сентября

Основная задача сегодняшнего дня — прохождение Парамского порога. В смысле — прохождение по берегу, по воде мы его проходить не собираемся, начитавшись всяких ужасов. Но ещё до порога у нас было примерно четыре часа гребли по Куандинской котловине при ясной солнечной погоде и полном безветрии. Пока что на нашем пути Куандиская котловина — самое красивое место, которое мы прошли, долина, со всех сторон окружённая горами. Хочется выразить словами всю окружающую красоту, но не хватает словарного запаса. Прям не хотелось выпускать фотоаппарат из рук, но он мешал грести, поэтому иногда приходилось его убирать. Потом слева впадает река Парама, и долина заканчивается, Витим входит в горы.

К порогу подошли около двух часов. Вышли на берег около зимовья (деревянного домика) и пошли на просмотр. Встретили местных жителей, которые объяснили нам, где начало обноса, и мы туда перечалились. Чалится для обноса надо после правого поворота, где начинается ускорение течения и по правому берегу стоят «быки», выступающие в реку скалы. За поворотом на правом берегу — песчаный пляж, здесь начало обноса, порог уходит вперёд плавной правой дугой.
    У песчаного правого берега начинается зимник, который ведёт по камням, через ручей, затем по траве, выводит на курумник (каменную россыпь) и приходит на большой песчаный берег в конце порога. Обнос по принципу «все вещи и лодки с собой» занял у нас полчаса. Мда... Мы думали, что будет гораздо дольше. Начали обнос мы в 14.45, закончили в 15.15. Положили вещи с лодками на берегу и пошли смотреть порог.

Парамский порог — очень мощная шивера с явно выраженной основной струёй. Так как мы сами из Питера, то для нас сравнение однозначное — очень похоже на Лосевский порог, та же мощь, скорость, струя с валами и «бочками», жвачка, «поганки», водовороты.

На наш взгляд, прохождение Парамского порога на катамаранах или полиэтиленовых бурноводных каяках вполне возможно. На байдарках — возможно при хорошей технике водного туризма и схоженности экипажа. Свои шансы на удачное прохождение мы оценили как 50/50. Уверенности нет, значит и хорошо, что не пошли. Около 16 часов стартовали дальше. На Парамском пороге полно отличных стоянок, как под, так и над порогом, на обоих берегах.

Далее шивера Чертов Заездок — залита, но очень много «поганок», которые стали больше и сильнее.

На ночёвку встали на левом песчаном берегу напротив реки Талой. Местные жители сказали, что здесь бродят медведи, которых в этом году больше чем обычно, так как они приходят сюда, спасаясь от Читинских пожаров. Мы решили, что лучшая защита от них — это мокрые неопреновые носки (разумеется, лучшая после ружья). Так как носков у нас всего четыре, то повесили их на главные направления по сторонам света. Потом как обычно ужин, мед.процедуры и спать.

09 сентября

Как отчалили от берега, так сразу началась Янгудская шивера. Она хорошо читается по одиночной высокой скале в главном русле и носит название «Янгудский бык». Примерно в середине шиверы слева впадает речка Янгуда. Затем через какое-то время Витим делает большую петлю под левый берег — это начало Падоринской шиверы. Перед этим почти подряд впадают два притока, справа и слева. Слева — речка Падора. В шиверах всё как всегда — валы и «поганки».

Далее после шиверы примерно через 20 км по описанию находится интереное природное явление — Венчальное улово, которое расположено в конце левой протоки после одного из островов. Мы очень хотели его посмотреть (если честно, то хотел я, а Юрка не очень), поэтому все встречные острова обходили слева. Примерно часа через 2 после старта мы-таки до него добрались. Венчальное улово представляет собой разлив реки после острова. Основная струя идёт справа, а слева находится участок с большой турбулентностью, где водовороты чередуются с «поганками» в хаотичном порядке, а также с большой суводью по левому берегу, в которой вода широким потоком возвращается в начало Венчального улова. Струя как таковая в правой половине русла практически незаметна. С точки зрения прохождения туристских судов, на наш взгляд, Венчальное улово ничего опасного не представляет и вполне легко проходится (что мы и сделали), но конечно же требует от туристов внимательности и умения управлять судном (мы думаем, что другие туристы на эту реку и не ходят).

Затем по левому берегу домики и приток — Каралон. Здесь же, в глубине берега поселок Каралон, кажись, золотой прииск. Как оказалось позже, домики — это кордон Уряха Витимского заповедника, но на тот момент мы этого не знали. Потом прошли Булдаковскую шиверу, разделённую надвое островом. Основная протока — левая, в ней главная струя, мы пошли в правую протоку, которая попроще. После Булдаковской шиверы нам встретилась баржа с буксиром, которая везла две грузовые машины, видимо в Каралон. Мы им помахали, они нам погудели.

Далее было несколько безымянных шивер с валами и «поганками». «Поганки» здесь вообще по всей реке, после середины маршрута они стали широкими и мощными, не расслабишься. Зато валы в шиверах после Парамского порога — длинные и плавные, идётся по ним легко, убаюкивающе. Всё бы прекрасно, если б не поганки.
    На обед встали перед «Оронским пузырём». Так называется широкий разлив Витима на несколько проток с островами в расширении долины реки. Ориентир «Пузыря» - горы расступаются, образуя как бы чашу, в которой «Пузырь» и находится. Мы пошли основной правой протокой, хотели посмотреть озеро Орон. Протока в озеро находится ближе к концу «Пузыря», когда горы справа подходят к реке (или река к горам). Протока широкая,  заметная, подняться по ней в озеро совсем несложно. Но так как мы дома прочитали, что здесь находится заповедник «Витимский», то заходить в него не хотелось, чтоб нас не арестовали егеря, поэтому немного поднявшись по протоке, не доходя до кордона Оронский (домики по правому орографическому берегу), пофотографировались, повосхищались красотами озера и пошли дальше по реке. В этом же месте в Витим впадает несколько речек (или одна речка несколькими рукавами)  с очень прозрачной бирюзовой водой и полным отсутствием растительности в реке. Поток из эти речек течёт вдоль правого берега Витима достаточно долго, не смешиваясь с основным руслом. Красивая картина! Да и в целом «Оронский Пузырь» выглядит очень живописно, особенно если смотреть назад у его окончания.

На выходе из «Пузыря» - Американская шивера, практически ничем не отличающаяся от предыдущих. Затем долгий участок спокойной воды, который заканчивается шиверой Каменной. По нашей воде она была почти полностью залита, представляла собой простой быстроток с валами, водоворотами и «поганками».

На ночёвку встали у следующей шиверы под названием Чертова Деревня, представляющей собой быстроток с торчащими из него скалами, на правом галечно-песчаном берегу. Вот и закончился очередной день на Витиме. Кстати, где-то здесь подходит граница Иркутской области. Думаю, пройдём её и не заметим.

10 сентября

Утром к нам приехали инспекторы Витимского заповедника составлять на нас протокол за нахождение в заповеднике. Как оказалось, Витим на этом участке проходит по территории заповедниика. Мы-то думали, что заповедник только на озере и вдоль правого берега Витима, похоже, пользовались устаревшими картами или просто ушами прохлопали. Ну что ж, оказались нарушителями, инспекторы выписали нам штрафы и уехали, а мы загрузились и пошли к Делюн-Оронскому порогу, в километре от нашей стоянки.
    Делюн-Оронский порог мне понравился больше, чем Парамский. Он представляет собой слив через плиту по всей ширине реки, основная струя идёт вдоль левого берега. После слива — выходная шивера с большими валами и «бочками». Порог мы прошли в обход, по левой небольшой протоке, частично впроводку, частично на вёслах, минут за двадцать. Так что смело можем сказать, что порог мы прошли. После порога прошли Амалыкскую шиверу и причалили к кордону заповедника «Амалык» отметиться у инспектора. Но инспектор Роман не смог связаться по поводу нас с базой по рации и предложил нам остаться на денёк, отдохнуть, типа, мы на некоторое время задержаны, до выяснения обстоятельств. Ну мы и отдохнули, не буду описывать как. Спасибо, Рома!

11 сентября

Отдохнувшие и посвежевшие мы пошли дальше. Шиверы Сактолжинская и Балаганахская залиты, просто быстроток с «поганками». Дальше Витим — широкая спокойная река, сохраняющая быстрое течение. На ночлег остановились в домике (зимовье) на левом берегу, не доходя около 20 км до посёлка Нерпо.

*На всём протяжении Витима можно ночевать в зимовьях, местные жители не против, здесь так принято. Никто вас не выгонит, даже если приедут хозяева. Только оставляйте за собой порядок и чистоту.

12 сентября

Спокойный гребной день. Погода прекрасная. Прогребли и встали на стоянку около бывшей деревни Тамарок.

13 сентября

Утром всё как всегда: горячий кофе, туман над рекой, руки на холодном весле, быстрое и ровное течение Витима.

Через час после старта, за очередным левым поворотом, мы увидели портовые краны города Бодайбо. Где-то полчаса мы гребли до них и ещё полчаса — вдоль города, пока не доехали до паромной переправы у недостроенного моста. Зачалились на правый берег около мостовых опор, разгрузились, упаковали рюкзаки и пошли узнавать насчёт маршрутки в Таксимо. Остановка маршруток находится наверху по дороге от реки, под этим самым недостроенным мостом. Что-то типа автостанции. Вообще-то с маршрутками надо договариваться заранее по телефону. Телефон диспетчера +7-950-056-96-56. Но мы точно не знали, когда придём в Бодайбо, поэтому просто спросили у водителей про свободные места на нас двоих и два больших рюкзака. Город нам смотреть не очень хотелось — лишь бы уехать.

Места для нас нашлись, мы подождали ещё пассажиров и около пол-третьего стартовали в Таксимо. Дорога (примерно 230 км) занимает 4 часа, вполне приличный грейдер, ехали не менее 60 км/ч. Самое главное в дороге то, что она очень живописная, идёт по горам и перевалам, через Делюн-Уранский и Северо-Муйский хребты, почти постоянно видишь горные хребты и вершины, окрестные сопки, целые горные стены. Очень красиво! Местами на сопках и перевалах лежит снег, хотя погода абсолютно ясная. Все эти красоты мы не фотографировали, т.к. машину трясло, и всё равно ничего бы не получилось. Но в окна мы глядели постоянно всю дорогу. Пересекли границу Иркутской области и Бурятии.

В пол-седьмого по местному времени мы были в Таксимо на вокзале.

Вот и закончился Витим, позади 1200 км прекраснейших, интереснейших мест с брусникой и медведями, позади встречи с интересными людьми на реке, позади бурная своенравная вода.

Т.к. мы стартовали из Романовки 29-го августа, а пришли в Бодайбо 13-го сентября, то я считаю, что мы прошли реку за 16 дней. Юрка со мной категорически не согласен (впрочем, как всегда) и утверждает, что поскольку из Романовки мы отчалили с обеда, а в Бодайбо пришли к полудню, да ещё на сутки задержались в заповеднике, то надо считать, что мы прошли Витим за 14 дней. Ну и ладно, пусть каждый думает по-своему.

Обратные билеты у нас из Северо-Байкальска на 24-е сентября, т.к. мы рассчитывали проходить по 50 км в день. Но прошли быстрее. До поезда ещё 10 дней. Сидим на вокзале в Таксимо и думаем как провести оставшееся время. Но думали недолго, приняли решение сплавиться по Верхней Ангаре, а если останется время, то провести его на Байкале. Соответственно, взяли билеты до Нового Уояна, закупили недостающие продукты, сходили к памятнику Полярной авиации, сидим на вокзале, ждём поезда.

Одна река закончилась, другая начинается...

14 сентября

И вот мы едем по БАМу (первый раз в жизни) сидим в поезде Тында — Адлер с билетами Таксимо — Уоян, пытаемся в темноте (поскольку за окнами глухая ночь) разглядеть горные хребты. Проехали Северомуйский тоннель, 15 км длиной, самый длинный железнодорожный тоннель в России. Похоже, это особый шик — проезжать тоннель ночью. Сам тоннель — обычное метро, только длинное, ехали по нему минут 15.

Около 7 утра местного времени мы в Новом Уояне. Около вокзала спросили у молодого человека дорогу до Верхней Ангары, а он взял, да и отвёз нас прямо до реки (около 6 км). Спасибо ему огромное!!!

Итак, в начале восьмого мы на берегу Верхней Ангары. Дальше буду называть её просто Ангарой, надеюсь никто не перепутает. Вокруг опять же — красотища! К пол-десятому мы успели позавтракать, собрать лодки, упаковать вещи, оттолкнуться от берега...

...И через полчаса я утопил фотоаппарат, когда щёлкал очередные красоты. Сфотано было уже много, наверно поэтому фотик утонул мгновенно. Течение быстрое, дно песчаное, искать его смысла нет, поэтому придётся смотреть красоты этих мест где-то в интернете. Хотя жаль... Видимо, кончилось действие Читинского дацана, куда мы заходили, и его молитвенных барабанов.

Через час после старта — селение Уоян на левом берегу.
    Верхняя Ангара — река быстрая и чистая, но уж очень извилистая, постоянно смотришь то на Северо-Муйский хребет, то на Верхнеангарский. Наступила осень, все берёзы резко и одновременно пожелтели. Красиво, конечно, но к красотам привыкаешь, а к бесконечным поворотам — нет. Река — загогулина на загогулине, прошли расстояние раза в три больше, чем нарисовано на карте. Целый день гребли и любовались видами Верхнеангарской котловины. Гребли и думали: и вот эта мелкая речка — один из крупнейших притоков Байкала?!... Прошли навесы и строения сенокосильщиков. Устье Куморы проскочили и не поняли, где устье, а где просто многочисленные протоки, разделенные островами. Не видели ни одного камня в реке и по берегам, только на мосту на стапеле. В остальном дно и берега — один песок.

На ночёвку встали в устье реки Светлой.

15 сентября

Погда хорошая, идём бодро. Часа через три после старта начались красивые сосновые стоянки, потом на левом берегу, видимо, база отдыха или что-то подобное: домики и моторки вдоль берега. Потом ещё где-то через полчаса на левом повороте реки, на высоком правом берегу — деревня Ангоя. В окрестностях деревни — отличные сосновые стоянки. После деревни река разлилась широко, теперь похожа на настоящую Ангару. К обеду встречный ветер усилился, а потом ка-а-ак дунул! И уже дул по-взрослому. Скорость упала до черепашьей, но мы не захотели останавливаться пережидать и решили идти сколько пройдём. От ветра прятались под берега. Сколько-то и прошли. На ночлег встали на большой песчаной отмели на левом берегу. Увидели какие-то звериные следы, сильно размытые, Юрка сказал, что медведь. Ну может быть. Есть у нас проверенное средство от медведей — неопреновые носки. К вечеру ветер стих, но с Байкала стали наползать тучи. На всякий случай повесили тент. Так день и кончился.

16 сентября

Днёвка. Немного вынужденная. Сидим, переживаем непогоду.

Ветер начал задувать ещё с самого утра. Проснулись, лежим в палатке, слушаем шум ветра и стук капель. Встали позже чем обычно, позавтракали. Ветер только усиливается, на небе сплошная облачность с мрачными перспективами. Со стороны Байкала тянет тучи, там сплошной беспросвет. Ветер всё крепчает, на реке — волны с барашками. Подумали мы, подумали, да и решили никуда не ходить, денёк отдохнуть, отоспаться, чем с удовольствием и занялись. Гоняли чаи, спали, читали, бродили по окрестностям, слушали гудки поездов БАМа и стук рельс. Погода сильно гуляет: то проглянет солнце и небо слегка расчистится, местами аж до голубого, то новый порыв дождя и ветра, часто очень сильного. Пару раз появлялась радуга, чему мы были очень рады. Приходил бурундук. Ничего не сказал, поглядел на нас секунд 10 и убежал по своим делам.

Отдых — хорошая штука. Пусть грёбательные мышцы иногда отдыхают. Обед, ветер так и не стихает. Правильно мы сделали, что никуда не пошли. Зато ни комаров, ни мошек сегодня не было вообще. И вообще, у нас сегодня не просто день безделья, а днёвка на Верхней Ангаре, в Верхнеангарской котловине, с видом на Верхнеангарский хребет, в окружении красивейших гор и хреновейшей погоды. Осень добавляет красок в красоту, горы — бело-чёрно-зелёно-красно-жёлтые.

Я сегодня у костра
Вдруг прихлопнул комара.
Очень сильный был комар,

Но сильней был мой удар.

Я лежал в палатке и думал: Вот люди ходят в походы. Приходят на стоянку, ставят палатку, залезают в неё и начинают думать. Интересно, а о чём?.. С этой мыслью и уснул.

17 сентября

Тихо, безветренно, идти — одно удовольствие. Вокруг — новые ипостаси красоты: лес, над лесом поднимаются облака, над облаками — горы, над горами — снова облака. Некоторые горы с заснеженными пиками. Плывём, любуемся. Примерно через час на реке развилка, рукава расходятся в противоположные стороны, один рукав уходит в Северомуйскому хребту, другой — к Верхнеангарскому. Мы пошли направо, т.к. этот рукав показался побольше размером. Река начала делиться на протоки и острова и сильно запетляла. Больше идём направо и налево, к хребтам, чем приближаемся к Байкалу. К середине дня начал подниматься ветер, разумеется встречный.

Протоки постепенно собрались в одно русло, но река петлять не перестала, хотя прямые участки значительно удлиннились. Ширина реки тоже увеличилась, уже похожа на настоящую сибирскую реку. Постепенно берега повышаются, кустарники по берегам уменьшаются и постепенно сменяются лесом. Ближе к вечеру ветер совсем разгулялся, по руслу пошли барашки, мы опять жмёмся к берегам. Горные хребты разошлись, остались сопки.

На стоянку встали на правом берегу. Вполне нормальная оборудованная стоянка, со столом и скамейками. И, как большинство подобных стоянок, с разнообразным мусором. Начался дождь, но к этому времени мы уже поужинали и полезли в палатку слушать как он барабанит по тенту. Закончился ещё один день на реке.

18 сентября

Ночью меня разбудил Юрка со словами: «Славка, дерево напало!» Я спросонья решил, что к нам подкралось дерево-людоед и уже хотел выскочить из палатки с сигналом охотника и перцовым баллончиком, но Юрка вовремя сказал, что мне послышалось, а он имел ввиду: «Дерево упало!» Вот что значит три недели на реке с медведями...

Утро ясное, солнечное, лёгкая облачность и попутный ветерок (хотя всю ночь по тенту стучал дождь). Через полчаса после выхода на реку прошли деревню Верхняя Заимка. Сначала на берегу показалось кладбище, а затем за правым поворотом увидели и саму деревню, которая достаточно далеко тянется вдоль берега. Ещё через час хода началась дельта Ангары: лес закончился, пошли протоки с низкими заболоченными берегами и отдельными деревьями и стаями бакланов. Через какое-то время мы вошли в залив Байкальский сор, замыкающий Байкал с севера и, как я понял (хотя могу и ошибаться), формально его частью не являющийся. Наверно, он является частью реки Кичеры, в него впадающей. Встретили моторку, которая посоветовала нам (конечно, не она, а люди в ней) не выходить в Байкал основным левым руслом, т.к. там сейчас нерест омуля и свирепствует рыбохрана, указали нам нужную протоку, распрощались и уехали. Но перед этим как всегда три стандартных вопроса: «Откуда идёте? Откуда сами? Как рыбалка?» Эти вопросы задавали нам все встреченные моторки и рыбаки без исключения. Поначалу мы честно говорили, что рыбу не ловим, что не рыбаки, но на нас смотрели таким непонимающим взглядом, что мы стали говорить, мол, ловится плохо, снасти разобрали и спрятали далеко-далеко. В это все верили и успокаивались.

Однажды на вопрос: «Куда идёте?» мы пошутили и сказали «В Слюдянку». Тут же об этом пожалели, т.к. пришлось долго объяснять, что мы «перепутали» Слюдянку с Северобайкальском, а то нас реально собирались сдавать в дурдом.

Итак, к обеду мы подошли к острову Ярки. Это даже не остров, а цепочка островов с чахлой растительностью, протянувшаяся на всю ширину Байкала и отделяющая Байкальский сор от основной акватории озера. Ширина островов максимум метров сто, общая длина гряды — около 20 километров. Мы причалили, перешли через остров — ну здравствуй, Байкал! Очередная порция сказочной красоты! Слева и справа горные хребты, уходящие вдаль, посередине — синь воды до горизонта, надо всем этим синь неба, немного облаков и много солнца.

Мы перекусили на одном из островов (недалеко от старого рыбацкого домика) и пошли вдоль гряды по направлению к Нижнеангарску. По дороге видели нерпу. Мы, кстати, сегодня целый зоопарк видели: журавля, колонию бакланов, теперь вот нерпа. Прошли несколько домиков, на вид достаточно новых. Встали на стоянку на одном из островов у железного столба. Стоянка отличная, защищённая от ветра, на берегу полно хороших дров (плавника).

Через какое-то время к нам подплыли двое местных мужиков, поболтали около получаса и оставили нам несколько омулей размером где-то с полторы ладони (моих). Вот уж спасибо вам, местные жители! Ужин удался на славу!

Вечером смотрели на огни БАМа и слушали шум разгулявшихся волн.

19 сентября

Начались отдыхательные дни на Байкале, завершающий этап нашего похода. Разложение и любование красотами. Утром был здоровый сон, но это большей частью по причине утреннего дождя и сопутствующей ему утренней лени. Потом чай, кофе, завтрак, брожение по берегу, чтение книг, здоровый сон, в общем, полуднёвка.

После обеда собрались и двинулись в сторону Нижнеангарска. Не потому что надо, а чтобы было чем себя занять. Дошли до стеллы «Крайняя северная точка Байкала» на мысу  на правом берегу реки Кичера, впадающей в Байкал, сфотографировались и решили дальше не ходить, а вернуться на Ярки до первой стоянки. Погода улучшилась (правда, Байкал прекрасен при любой погоде), волны мягкие, убаюкивающие. Дошли до ближайшей стоянки, разгрузились, поужинали, полюбовались на окрестные горы в вечерних облаках, дождались огней БАМа, да и пошли в палатку болтать о том, о чём недоболтали три предыдущие недели. Так день и закончился.

20 сентября

Пляжно-разлагательный отдых на Байкале продолжается. Утром неторопливо вылезли из палатки, потянулись, позавтракали, потупили, побродили по берегу и стали собираться. Ветер попутный, северо-восточный, поэтому быстро добежали до Нижнеангарска, закупили хлеб-чай-сахар-пряники, поглядели памятник борцам за Советскую власть, убитым в декабре 1921-го г., надпись ♥Baikal, с воды поглядели на краеведческий музей, самолёт и корабль на берегу, и пошли вдоль берега в сторону Северобайкальска. Волны длинные, плавные, покачивают в такт мыслям, гребём, любуемся Байкалом. Интересно: сколько народу ходит по Байкалу на надувных каяках?

Волны стали больше, но опасности нет — я вижу впередиидущего Юрку целиком вместе с лодкой, а не только кепку и взмахи вёсел, значит, можно идти спокойно. Вода стала гораздо прозрачней, такой, как о ней и говорят, указывая на прозрачность Байкала, поменяла цвет с желтоватого у Ярков (цвет песка) на зеленоватый, а потом на тёмно-синий.

Вдоль берега много стоянок, в т.ч. оборудованных беседками, на одну из них мы и встали на обед (наша стоянка без беседки, зато менее замусоренная), пообедали и решили остаться на очередную полуднёвку. Приятно иногда в походе поразлагаться. Кстати, здесь берег галечный, а не песочный, как на Ангаре. Ну и хорошо, надоел уже этот песок, набивается везде. Я прополоскал от песка неопреновые носки и вдруг подумал: Блин! Величайшее озеро мира! Священный Байкал! А я так запросто в нём неопреновые носки стираю... Чуть стыдно не стало...

Наша стоянка находится на полпути между Нижнеангарском и Северобайкальском,  перед Мысовыми тоннелями. О тоннелях гласит надпись на дороге, которая вместе с БАМом идёт вдоль берега. Юрка нагрел воды, чтоб помыть голову, мы помылись — и через пятнадцать минут пошёл дождь. (Мыть голову в походе — это всегда к дождю, так же как и сушить спальник.) Растянули тент — с почти сразу же дождь кончился. Значит, Юркин тент сильнее мыться головы.

Сидим, пьём чай с пряниками, любуемся на Байкал. Теперь пейзаж изменился: вчера озеро уходило прямо за горизонт, а по сторонам тянулись хребты; сегодня озеро уходит за горизонт направо и налево, а прямо перед нами Баргузинский хребет. Вдали видна долина Верхней Ангары, откуда мы пришли, напротив нас губа Фролиха и губа Аяя, куда мы обязательно ещё сходим.

Пожгли местный мусор, сделали стоянку немного чище. Конечно, это кратковременно, но не хочется видеть Байкал замусоренным, по крайней мере, пока мы здесь.

Разговор инструктора с туристской группой:
     — Здравствуйте! Я — ваш инструктор-социопат...

Вечером — дождь. Противоположный берег заволокло, ничего не видно. Осталось залезть в палатку и слушать шум волн, что мы и сделали. Но получилось, что слушали поочерёдно шум волн (до Байкала 20 м), шум машин (до шоссе 50 м) и шум поездов (до БАМа 70 м).

21 сентября

Ну вот и пришли мы в Северобайкальск, конечную точку маршрута. Ветер с утра был попутный, волны — тоже. Гребли не спеша, пытались кататься на волнах.

После завтрака  Юрка лазил на гору к фанерному оленю фотографировать озеро.

По берегу между Мысовыми тоннелями много памятников строителям БАМа вообще и этих тоннелей в частности. Но в какой-то момент поднялся сильный ветер со стороны берега, и нам стало уже не до покатушек. Ветер поднял мелкую волну от берега, которая наложилась на основную попутную, и пришлось нам одновременно отслеживать ветер и два разнонаправленных движения волн, одно длинное, плавное, амплитудное слева сзади, и другое, мелкое и хаотичное справа в борт. А к этому времени мы, чтоб срезать маршрут, уже отошли от берега метров на двести. Киляться абсолютно не хотелось, пришлось выживать. Пару раз недалеко от нас всплывали нерпы, глядели на нас, видимо чем-нибудь, что у них есть, крутили у виска и снова ныряли. Но до берега мы добрались благополучно, хоть нас и крутило вправо со страшной силой, иногда даже приходилось оттабаниваться и снова набирать скорость.

На берегу в Северобайкальске стоянок немного, но у нас всего одна палатка, нам много места и не надо. Причалили, расположились, переоделись, просушились. Переход от стоянки занял около полутора часов.

Всё! Пришли! Активная часть маршрута окончена. Осталось окончательно разлагаться и ждать поезда, чем мы и займёмся ближайшие пару дней. Вечером за ужином у нас был великолепнейший закат на Байкале (вместо ужина при свечах — ужин при закате). Заходящее солнце вышло из-под облаков и осветило восточный берег и облака над ним всеми возможными красками, от розового до фиолетового. Красота неописуенная! Фотографировать бесполезно, никакая техника не в силах передать эту красоту. Спасибо Байкалу за такой прекрасный вечер!

22 сентября

Около полудня на берегу — детский трудовой десант, убирают мусор. Что-то вроде акции «Чистый берег Байкала». Собирают мусор в большие мешки, относят наверх, там складывают, потом приезжает машина, забирает эти мешки. Даже страшно представить что могло бы быть без таких акций.

День — солнце, тепло, прям как летом. Загораем, пьём чай с пряниками, любуемся Байкалом при разном освещении. В обед собрали и упаковали каяки, сходили в магазин за продуктами и разными вкусняшками. После чего продолжили пляжный отдых. Вечером — опять краски Рериха над всем Байкалом. Очередной классно-отдыхательный день.

23 сентября

С утра на Байкале — полнейший штиль. Ни ветерка, вода абсолютно спокойная. Высокая облачность, постепенно появляется солнце. После завтрака сходили в город за продуктами, попали на какой-то городской праздник со спортивными забегами школьников.

Собираем мусор по берегу, тот что школьники не дособрали, пытаемся сделать Байкал чуть чище. Облагораживаем нашу маленькую стоянку, выкладываем из камней разные штуки и узоры (то ли фэн-шуйных дел мастера, то ли таджики на каникулах).

Прощальный вечер на Байкале. По-прежнему тишина, противоположный берег в предзакатных лучах.

Торт, большой костёр.

Всё! Завтра поезд, едем домой. Всем счастливо! Удачи на маршрутах!

Витим — 2017

Там, где течёт сибирская река,
Идут по ней на каяках

Два чудака.
Я видел эти горные хребты.

А ты?..

29 августа

В Читу мы приехали вчера вечером, заселились в хостел и пошли гулять по городу. Мы — это я и Юрка, которые собрались осенью в два каяка прогуляться по Забайкалью. Город мне понравился, живой, интересный, развивающийся, сочетание старого города (дореволюционного) и современных многоэтажек. Целый день гуляли по городу, посетили Читинский дацан, попросили благословения в дорогу. Что успели — посмотрели, но, к сожалению, не всё что хотели; что-то было закрыто, что-то не нашли, да и устали к вечеру. Время здесь, в Забайкальском крае (бывшая Читинская область) — плюс 6 часов к Москве.

Далее указываю местное время.

30 августа

Пальцы согрев у костра,

Я вывожу в тетрадке

«Лету и солнцу — Ура!»

Погода прекрасная — солнце, безоблачно, безветрие, тепло. Сказка!

31 августа

Выбрав себе дорогу,

Я потом похвастаюсь всем:

Вышел сухим из порога

Мой ненамокший шлем.

01 сентября

Вечером — костёр, разговоры, спать...

02 сентября

03 сентября

04 сентября

05 сентября

Вечер. Снаружи шумит дождь, а нам в спальниках тепло и уютно. Пора спать!

06 сентября

11 сентября

12 сентября

13 сентября

В пол-седьмого по местному времени мы были в Таксимо на вокзале.

Одна река закончилась, другая начинается...

14 сентября

Через час после старта — селение Уоян на левом берегу.

На ночёвку встали в устье реки Светлой.

15 сентября

16 сентября

Днёвка. Немного вынужденная. Сидим, переживаем непогоду.

Я сегодня у костра
Вдруг прихлопнул комара.
Очень сильный был комар,

Но сильней был мой удар.

17 сентября

18 сентября

Вечером смотрели на огни БАМа и слушали шум разгулявшихся волн.

19 сентября

20 сентября

Разговор инструктора с туристской группой:
     — Здравствуйте! Я — ваш инструктор-социопат...

21 сентября

После завтрака  Юрка лазил на гору к фанерному оленю фотографировать озеро.

22 сентября

23 сентября

Торт, большой костёр.

Всё! Завтра поезд, едем домой. Всем счастливо! Удачи на маршрутах!