День 18.

18 июля 2010 года. Раннее утро. На небе ни облачка, тепло, птички поют. Все, кроме дежурных расходятся кто куда. Илья и два Александра на пляж искупаться, Герман, Валентина и Олег наверх хребтика посмотреть на берег и океан с высоты. К тому же здесь наверху должны быть остатки укреплений. Примерно через час все возвращаются к палаткам, море впечатлений и фотографий. Остатки каких то фортификаций действительно есть, но они больше похожи на партизанские блиндажи, так ничего особенного.
А вот виды, что с берега, что с хребтика – полный улёт. Безграничная синь океана и небес, белопенные волны с разбегу выбегают на пляж с черным песком и нехотя уходят обратно. Шум прибоя, блики солнца на спинах волн, крики чаек, суровые скалы - всё это производит гипнотическое воздействие. Где то там дальше на восток линия перемены дат, а ещё дальше Аляска и Канада… Глядели, глядели – не видно. Наверное, действительно далеко.
Нехотя собираемся и около 10:00 выходим со стоянки в сторону брода через Халактырский ручей (N52 58.330 E158 48.734). Хотелось бы ещё сутки постоять здесь, но времени в обрез. Сегодня надо добраться до Авачинского перевала, завтра подъём на Авачинский вулкан. Подходим к ручью, быстро перебегаем на левый берег, останавливаемся в раздумье: сразу ехать в ПК или ещё разок выйти к океану. Океан перевешивает, не смотря на то, что нам сегодня педалить около 70 км на высоту почти 900 метров. Вместе со своими конями выкатываем на черный песок Халактырского пляжа – смотрите, кони, это Тихий океан. Кони понимающе молчат в благоговейном оцепенении… Оставляем их пастись в травке выше линии прибоя. В очередной раз, не удержавшись, лезем в воду. Поросячий восторг, с утра волны выше, чем вечером. Незабываемые впечатления!!!
Через час довольные собой и океаном выдвигаемся в сторону ПК. Утром Максим прислал СМСочку. Говорит, что если мы не хотим ехать обратно той же дорогой, то сразу за первым бродом надо ехать вокруг скалы ко второму броду, от него направо, затем на развилке ещё раз направо через совсем маленький брод. Потом прямо и налево в сторону п. Заозёрный. Вобщем так всё и делаем. Доезжаем от первого брода до скалы (480м), далее до второго брода (N52 58.733 E158 48.970 – 575 м), переходим ручей по бетонным балкам, поворачиваем направо, через 1 км упираемся в развилку. Дорога, что идёт налево, разбита, на ней видно несколько ям глубиной по уши. Поворачиваем направо к небольшому бродику (N52 59.183 E158 49.465), проскакиваем почти посуху, двигаем дальше по прямой.
Дорога слегка сырая, но вполне сойдёт для вела. Навстречу едут два местных байкера налегке. Похоже муж с женой, обоим за 50. Останавливаемся, немного пообщались. Говорят, что всё правильно, мы движемся верным курсом. От маленького бродика проезжаем 1 км и снова упираемся в развилку, поворачиваем налево в сторону Заозёрного. Через 3,6 км выкатываем к автобусной остановке. Едем дальше в сторону Халактырского озера. Красота вокруг – ровный асфальт, синее озеро, берёзки на склонах холмов зеленеют.
Через 5 км от Заозёрного въезжаем в Дальний. Упираемся в перекрёсток, поворачиваем налево. Асфальт КОНЧИЛСЯ!!! По Восточному шоссе движется некислый поток машин, поднимая ТУЧИ ПРОТИВНОЙ ПЫЛИ!
Почти четыре километра терпим это безобразие. Похожие на шахтёров, подъезжаем к ручью, у которого несколько автомобилистов моют свои авто. Идём мыть себя, хотя бы сверху и немного. После омовения настроение несколько повышается. Едем дальше уже по асфальту, через 2,5 км подъезжаем к кольцевой развязке, поворачиваем направо, 3 км дорога нудно идёт вверх и снова кольцевая развязка. Двигаем налево в сторону уже знакомого кафе «Узбекская кухня» (N53 03.490 E158 37.802). От стоянки мы прошли 26 км, время обед, решаем плотно покушать.
13:30 Как питоны только что проглотившие целиком небольшого поросёнка, вываливаем из кафешки. Надо торопится, засветло мы должны быть у Авачинского перевала. Около 14:00 всё же мы на выходе из города в сторону Елизово. Через 10 минут подъезжаем к посту ГАИ. Отсюда начинается плавный подъём в перевальчик (N53 06.477 E158 34.721) – перелаз между ПК и Елизово, высотой 260 метров и длиной 5 км.
Затем спуск примерно столько же, скорость 60-65км/ч – класс! Продолжаем давить на педали и около 15:00 мы стоим на развилке дорог на 29 км трассы (N53 10.974 E158 28.564). Справа от дороги что то наподобие колхозного рынка – пиво, молоко, дрова, садовый инвентарь. Покупаем несколько литров молока, 0,5 л Малкинской огненной воды. Поворачиваем направо в сторону Сухой речки. Дорога – разбитый асфальт медленно начинает забирать вверх.
16:00 Через 5,2 км упираемся в развилку (N53 12.321 E158 32.410). Основная дорога уходит налево в сторону дач, нам прямо и направо за плакат Налычевского парка, прострелянный дробью и пулями в нескольких местах. У плаката ждём всю группу.
Герман подъезжает и издалека кричит, заикаясь от тряски: «Прок-к-к-к-ля-ля-ты-ы-е-е ка-ка-мча-ча-тски-е-е-е до-ро-ро-ги!!! До-ро-ро-жни-ки-ки - сво-ло-ло-чи-и-и! Ва-а-с за-а-а-ста-та-а-ви-и-ть бы в-в-в-се-е-ех на ве-ве-ли-ках зде-е-е-сь е-е-ез-ди-и-ить!» Все солидарны с Германом, 5,2 км даются почти как 10. За плакатом грунтовая дорога вроде ровнее. Собираемся все вместе и продолжаем движение к намеченной цели. Ещё 420 м и мы в русле Сухой речки. Впереди видны Корякский и Авачинский вулканы. Каменистая дорога забирает вверх почти с постоянным уклоном около 4%.
Чем ближе к перевалу, тем круче, иногда градиент доходит до 12%. Медленно крутим педали. 16:30 навстречу попадается несколько жипов, едут кто где, почти по всей ширине долины, поднимая тучи пыли. Двое из них притормаживают, разъезжаясь с нами, что бы меньше пыли поднимать. Остальные не сбавляя скорости несутся мимо. За первыми машинами следуют ещё, ещё и ещё… 10, 20, 30, 40, 50… Сегодня воскресение, понятно, все возвращаются с природы домой. После седьмого десятка машин раздражение начинает перерастать в нечто большее!!! Сколько же вас ещё там?! Вот же нас угораздило!!! Совет последующим байкерам – не ездите по Сухой речке в выходные, особенно в воскресение вечером, можно задохнуться от пыли!!! После того как счет машин подошёл к 100 раздражение сменилось истерическим смехом. Прикольная картинка: негры на Камчатке в тучах пыли едут на великах вверх к Авачинскому перевалу. Дважды за этот день мы нахлебались пылюки по самое не хочу. 18:30 встречный поток машин начинает уменьшаться. Есть надежда, что все уже выехали. Высота 550 метров, позади 11 км нудного подъёма. Всё ближе Авача и Корякский. Покрытые ровным слоем вулканической пыли продолжаем путь вверх. Впереди ещё 300 метров подъёма на 5 км участке. Уже видны домики приюта Камчатинтур и базы Три вулкана.
19:00 Высота 850 метров. Илья, Лена, Даша и Герман стоят у плаката на базе Камчатинтура. Чуть позже подгребают Олег и Саша.
Договариваемся с представителем парка Налычево о месте нашей стоянки, с представителем Камчатинтура о вечерней помывке после пыльного подъёма. Ещё 30 метров вверх, 550 метров по тропе и мы на относительно ровной площадке со всех сторон закрытой зарослями кедрового стланика и ольхача (N53 15.641 E158 44.621). Всего подъём составил 750 метров на 16 км участке. Мы преодолели его за 2 часа 45 минут – неплохо, учитывая нашу загрузку. Ещё примерно через час подходит последний участник нашего мероприятия – Валентина. Она не стала упираться и почти всё шла пешком.
Вечереет, солнце уходит за склоны Корякского вулкана, температура потихоньку падает. Тень от Корякского красиво ложится на перевал, Авача «курит сырой табак»…
Бегом бежим в базу Камчатинтура мыться. Небольшая душевая обогревается титаном на дровах. После пылевых ванн и это за счастье. 150 руб с носа – 15-20 минут на помывку твои. Чистенькие возвращаемся к палаткам, варим ужин. В сумерках разливаем Малкинскую, закусываем.
22:30 отбой. По совету местных все шмотки прячем внутрь палаток (особенно съестное), рюкзаки плотно закрываем и тоже прячем под тент – всё это меры предохранения от проникновения евражек (беренгийских сусликов). Завтра подъём на Авачу на высоту 2741 метр, т.е. перепад почти 2 км!
Сегодня пройдено 70,3 км со средней скоростью 10,3 км/ч. Стоянка на высоте 882 метра. Перепад высот соответственно такой же. На одометре 784,9 км.

День 19.

19 июля 2010 года. Погода как по заказу – тепло, почти без ветра, солнце во всё небо. Сегодня идём вверх на Авачинский вулкан. Не желающие могут остаться внизу. Всю ночь в палатке кашлял один из Александров, не давая спать соседям, видимо сказались предыдущие нагрузки и купание в океане. Наевшись пилюль, выданных докторами, он остаётся в лагере. Вместе с ним остаются Лена и Даша. «Чего там делать – обыкновенный камчатский вулкан…» - не хотите – не надо. Итого к восхождению готовы: Герман, Валентина, Илья, Саша и Олег. Несмотря на ранний подъём, собираемся долго. По плану мы должны были выйти из лагеря в 6:45, что бы в 7:00 быть в начале подъёмной тропы. ЖПС, фонари, фото, видео, сникерсы, вода, колбаса, конфетки, одежда на утепление… Наконец все собраны и в 7:15 мы выгребаем со стоянки с опозданием на 30 минут.
7:30 Стоим в начале подъёмной тропы (N53 15.678 E158 44.690). В самом её начале четыре тура, на них памятные таблички с именами погибших на склонах Авачинского вулкана. В назидание тем, кто может легкомысленно относиться к горам.
Смотрим вверх – на тропе уже идут три группы японцев, медленно, но уверенно. Они в отличие от нас пунктуальны и ровно в 7:00 начали подъём. Что ж, стартуем вдогонку. 906 метров – высота точки старта. Размеренно, что бы не сбивать дыхание, идём в ритме сердца, делая небольшие шаги. Тропа почти с постоянным градиентом около 20-25% петляет среди острых вулканических камней. 1000 метров – Корякский виден во всей красе, на Авачинском перевале – гора Верблюд, образовавшаяся во время одного из извержений.
Немного приблизились к японцам. Интересно, за какое время мы поднимемся. Говорят, что рекорд составляет около 1 час 15 мин. Наш земляк из Северодвинска в 2008 году забежал за 3 час. 15 мин. Время сегодня нас не поджимает, особо торопиться некуда, но на всякий случай засекаем. 1100 метров. Красота вокруг неописуемая, жаль, что против солнца хорошо не снять Авачу, но зато Корякский отлично выглядит.
Через каждые 100 метров подъёма останавливаемся, что бы запечатлеть окружающие панорамы. 1200 метров – японцы всё ближе. 8:15 высота 1300 метров – догоняем первую группу японских туристов около 30 человек, сопровождаемые нашими гидами и переводчиками.
Самому младшему гостю из страны восходящего солнца 60 лет, самому старшему 73!!!!!!!!!!!!!!!!! Во, блин, дают! Как то совсем они не похожи на наших бабушек и дедушек в платочках и с палочками. Точнее палочки у них в руках есть – лыжные! На ногах треккинговые боты, флисовая и мембранная одежда!!! Кстати, они утром перед подъёмом все вместе зарядку на улице делали и громко речёвки орали. Что то вроде: «Мы сильные!!! Мы смелые!!! Мы победим!!!» и т.п., немного смешно, но, по сути - верно и правильно! Идут они медленнее, чем мы и снова периодически речёвки выкрикивают. Напоминает: «Эх, дубинушка, ухнем!» на японский манер. Увидев нас позади, тормозят и дают нам обогнать их. «Охаё» - «доброе утро» – приветсвуют они нас. «Здрасьте» - отвечаем мы. А Валя, идущая последней из нас, добавляет: «Банзай!» Японцы дружелюбно улыбаются. Что то говорят на своём «птичьем» языке, пропускают нас вперёд. Впереди ещё две группы по 8 – 10 человек, продолжаем догонять их. 1450 метров. У японцев привал, здесь мы их и настигаем. «Коничива!» - «добрый день» - да, да – «Ё, охаё, банзай!», отвечаем мы.
9:15 высота 1900 метров впереди одиноко торчит скала «Жандарм». Останавливаемся на перекур. Связываемся по рации с базой внизу. Лена отвечает: «Всё хорошо, загораем. Даша кормит евражек пшенной кашей, Саша пошёл к скале «Верблюд» прогуляться и немного пофотать». 10:00 Продолжаем подъём. Высота 2090 метров, проходим мимо «Жандарма».
Отсюда начинается основной взлёт к кратеру Авачи. Тропа идёт по снежникам и шлаковым полям - сыпуха.
2300 м. Навстречу бежит мужик в плавках с рюкзаком за плечами и лыжными палками в руках. Останавливаемся, общаемся. Альпинюга – разминается таким образом. Забежал, говорит за 3 часа 15 мин. Глядя на нас, предполагает, что мы в 4:30 уложимся. Прощаемся, желаем друг другу всего наилучшего, продолжаем подъём.
Тропа противная – сплошной шлак, чем-то напоминает подшипниковые ролики – три шага вверх, один назад. 2400, 2500, 2600, 2630 метров, упираемся в конец каната, ведущего к вершине. Последние 100 метров с верёвочкой проходятся заметно легче.
11:30 УРА!!!!! Олег стоит на вершине у края кратера Авачинского вулкана, высота 2729 м.
Через 5 минут к нему присоединяется Саша. Ещё через 30 минут Герман и Илья. Через час поднимается Валентина. Связываемся с базой, сообщаем о наших успехах. Время подъёма составило ровно 4 часа, если судить по первому поднявшемуся и 5:30 – по последнему. Неплохо, особенно если учесть, что около 1 часа заняла фото-видеосъёмка, т.е. почти всё время отдыха. Ходим по краю кратера, красные конусы умопомрачительно смотрятся на фоне черной шлаковой пробки! Напоминает космические снимки Марса.
2741 метр – наивысшая точка Авачинского вулкана. Немного жаль, что окрестные виды закрывает облачность, внезапно наплывшая из долины Налычева. Фумаролы, сернистый газ, горячий шлак - классический вулканический набор. Прикольные мухи, каким то образом живущие здесь. Видимо из-за высоты и сернистого газа они настолько тормозные, что почти не способны летать, ползают как наркоши – медленно и тупо.
На одном из камней располагаемся на перекус – неплохо промялись, есть охота. Неожиданно из-под камня, на котором сидел Олег, ударяет тонкая струя невидимого горячего газа. Как будто укол иглой – Олег вскакивает, непонимающе трёт колено, пересаживается в сторону. Пообедав, продолжаем фотосессию на краю кратера.
13:30 Олег и Саша отправляются вниз. Герман и Илья остаются с Валей, т.к. она поднялась позже всех и не успела как следует отдохнуть и впечатлиться. Внизу у верёвочки японцы – почти добрались.
По шлаку бежим вниз – быстро и прикольно, но без фонариков в кроссы набивается полно мелких камней. Ужасно неудобно, но терпим, т.к. не будешь же каждые 100 метров останавливаться. Теперь понятно, почему местные в болотных сапогах на этот вулкан бегают – камни гарантированно не попадают. У очередного снежника останавливаемся, набираем талой воды (N53 15.876 E158 49.369). Чуть ниже ещё один ручеёк (N53 15.921 E158 49.327). 14:00 Олег и Саша на высоте около 2000 метров у «Жандарма».
Говорят отсюда буржуи на велах вниз спускались, классный, наверное, даунхил.
1940 метров. Отсюда (N53 15.863 E158 48.224) спусковая тропа уходит вправо. Летим вниз по шлаку с полными кроссами камней, периодически останавливаемся, вытряхиваем их, но через минуту всё повторяется снова. Да, фонарики очень бы пригодились. Терпим. 15:00 высота 1150 метров, всё ближе «Верблюд».
Решаем не идти по тропе, а съехать вниз по снежнику. Олег садится на «пендаль» (ПУ коврик) и как на санях летит вниз. 3 минуты экстрима и он на высоте 1000 метров. Снежник закончился, надо выбираться на тропу, она чуть выше и правее. 15:30 Саша и Олег проходят по тропе рядом с базой спасателей.
Спуск практически закончен. До лагеря остаётся около 100 метров по высоте и 1 км по тропе. Время спуска составило ровно 2 часа, хотя можно гораздо быстрее, если обувь подобрать соответствующую.
Примерно через полтора часа в лагерь возвращаются остальные участники восхождения. Немного уставшие, но довольные собой вновь идём в душ на базу Камчатинтур, надо успеть вымыться до японцев. Завершает день праздничный ужин. Заодно ужин удался и у евражек.
Всего сегодня мы накрутили 22,5 км со средней скоростью 4,5 км/ч. Подъём по тропе составил 12,1 км, остальное спуск – 10,4 км. Всего на одометре 807,4 км.

День 20.

20 июля 2010 года. Неранний подъём и неспешные сборы. Традиционно покормили евражек, а заодно и себя. Погода опять как по-заказу.
Торопиться некуда и после завтрака решаем немного развлечься и сжечь парочку фальшфейеров, т.к. они явно нам больше не понадобятся. Больше всего интереса к средству от медведей проявила женская половина группы. Что бы действо было интересным, решаем разыграть сцену типа «Маша и медведи». Машей вызвалась Валентина, а Герман стал изображать кровожадного грызли. Видео наготове, Герман из зарослей кедрача нападает на «ничего не подозревающую Машеньку» и громко рыча, надвигается на неё. «Машенька», предварительно прочитав инструкцию о применении пиротехнического изделия, лёгким движением руки высвобождает запальный шнур, дёргает его и приводит прибор в действие… Около одной минуты фальшфейер издаёт громкий шипящий звук и выплёвывает зелёные искры с едким дымом. «Машенька» глядит, как он догорает у неё в руке. Удивлённо возглашает: «И от этого медведь должен испугаться и убежать?!.. Да, хорошо, что фальшфейеры нам не пригодились».
Напоследок удивил лис, живущий рядом с турбазой, он, как и евражки, почти ручной, тоже кормится у туристов. Но, то ли туристы его вчера не покормили, то ли надоела туристская еда – он прошел мимо нас по тропе неся в зубах суслика… Вот вам и дружба кролика с удавом.
10:30 Стартуем от кордона вниз по Сухой речке, тем же путём, которым поднимались позавчера. Даунхильчик неплохой, лавируем между камней и песка, выбирая покрытие потвёрже и поровнее. Средняя скорость около 20 км/ч, местами ускоряемся до 50, но из-за груза на багажнике и активного руления особенно быстро не поедешь. Примерно на середине спуска у Ильи авария – очередной прокол. На хорошей скорости он налетел на камень – камера не выдержала. На всякий проверяем – нет ли грыжи на покрышке. Удостоверившись, что с ней всё в порядке, просто меняем камеру на новую и снова вниз.
Примерно через 1 час 15 минут все вместе собираемся у развилки на дачных участках. Позавчера мы затратили на подъём на этом участке почти 3 часа, а сегодня не торопясь мы съехали вниз чуть больше, чем за 1 час! Дальше знакомая дорога. В 12:00 выезжаем на трассу в районе 29 км, поворачиваем в сторону Питера. Пока навигатор намерил 22 км.
Через 2 часа мы стоим у знакомого кафе «Узбекская кухня». Работники кафе нас уже узнают, приветливо улыбаются. Плотный обед и в продолжение небольшая велопрогулка по улицам города. В итоге мы снова стоим в центре города у памятника Петру и Павлу.
До вечера мы совершенно свободны. По очереди охраняем своё имущество, желающие лезут искупаться в залив, остальные идут в магазин-салон «Северное сияние» за сувенирами (N53 01.298 E158 38.882). Неплохой магазинчик для приезжих, можно много интересного приобрести себе на память о полуострове, цены, правда, низкими не назовёшь, но, тем не менее, каждый из нас что-то приобрёл и оставил там от 500 до 5000 рублей.
Все сувениры бережно упаковываем в рюкзаки, им ещё на полуострове пару дней жить и через всю страну лететь. Так незаметно за мелкими хлопотами и развлечениями проходит остаток дня. Вечером перекусываем в одной из кафешек на берегу – дорого и невкусно. Около 20:00 отправляемся на поиски пристанища на очередную ночь. Разведка доносит, что недалеко от одной из смотровых площадок на берегу залива есть неплохое местечко, относительно неприметное (N53 00.815 E158 38.535). Туда и направляемся.
В сумерках ставим палатки, Олег и Илья налегке едут в продмаг за питьевой водой для завтрака.
После их возвращения на всякий случай поперёк дороги, ведущей к нашим палаткам, ставим камень. Вдруг гости на авто к нам пожалуют. Так оно и случилось. Около 22:30 молодые люди, видимо искавшие, как и мы уединения, удивлённо освещают фарами невесть откуда взявшиеся палатки и здоровенный камень поперёк дороги. Сработало, не найдя искомого, разворачиваются и уезжают искать другое подходящее местечко.
23:30 отбой. Завтра нас ждёт морская прогулка по Авачинской бухте. А сегодня нами пройдено по уже знакомой дороге 57,5 км. Всего на одометре 864,9 км. Максимальный перепад высот составил 843 м. Стоянка на высоте 39 м.

День 21.

21 июля 2010 года. «Утро туманное, утро седое…» Раненько просыпаемся и видим вокруг себя сплошную пелену тумана.
Плотным серым одеялом укутано всё вокруг: город, берег бухты, сама бухта и корабли, стоящие в ней. Морская прогулка под угрозой – что-то разглядеть будет почти невозможно. Надеемся, что с рассветом туман поднимется выше. Завтракаем и быстро покидаем наше «тайное» место. По пути фотаемся на берегу у пушек, оборонявших город от нападения англо-французской эскадры, далее у памятника Николаю Чудотворцу – покровителю путешественников и Петропавловска-Камчатского.
9:00 мы стоим на пирсе компании «Пасифик нетворк». Кроме нас ожидают начала прогулки ещё около 25 человек. Закатываем свои пепелацы в ангар, сдаём под охрану. Минут через десять экскурсовод объявляет, что запланированная экскурсия к острову Старичков не состоится в виду того, что военные устроили сегодня какие-то учения и всем судам выход из бухты запрещён до особого распоряжения… Но, что б хоть как то компенсировать надежды туристов, нам предлагают вместо острова Старичков выход в бухту Тихую. К тому же стоить это будет дешевле. Вместо 2 100 всего 1 600, т.е. 500 рублей нам вернут. Есть возможность полностью отказаться от прогулки, но для нас это не вариант, соглашаемся на бухту Тихую.
10:00 наше судно «Almaz» бело-синей масти и надписью «Pacifik Network» на бортах наконец то тихо отходит от пирса. По пути тётя – экскурсовод довольно интересно рассказывает об открытии и освоении Камчатки. Рассказ периодически прерывается традиционным: «Посмотрите направо, посмотрите налево». Так продолжается всё около 30 минут. Подходим к знаменитым скалам Три брата – визитная карточка Авачинской бухты.
Жаль, что туман не дал во всей красе рассмотреть это нерукотворное творение природы. Покружив вокруг скал 15 минут, следуем дальше. Встаём на якорь, команда выдаёт всем желающим донные удочки и наживку. Рассказывают, как правильно надо ловить камбалу. Дружно хватаем снасти, насаживаем кусочки рыбного филе на крючок, закидываем за борт и замираем в ожидании поклёвки. Команда тем временем готовит к спуску две надувные моторные лодки, вместимостью до 10 человек для осмотра бухты. Всё довольно четко организовано, на посадку приглашают по списку, пока не дошла очередь, мучительно пытаемся удовлетворить своё рыбацкое самолюбие. Одному из рыбаков на верхней палубе удача всё же улыбается! «Рыба здесь есть, ловить надо уметь…», с удвоенными усилиями продолжаем попытки выловить что-нибудь… А на верхней палубе тот же рыбачек удвоил успех, подбираемся поближе к нему. Есть! Саша вытаскивает небольшую пёструю камбалу – каменушку. В итоге общими усилиями команда рыбаков с нашего судна выловила 8 камбал – не густо.
Подошла наша очередь катания на моторных лодках. Дружно усаживаемся в одну из них, отчаливаем и идём к скале Часовой.
Покружили вокруг неё, подошли к берегу с прикольными базальтовыми поленницами – дайками.
В этот момент над нами, надрывно ревя, пронеслись несколько самолётов, за ними вертолёт, снова самолёты – наверное, начались учения, из-за которых нас не пустили к острову Старичков. А со стороны океана к нам приближается субмарина – вот замес!!! Как бы не стать мишенью в играх военных. Черная сигара субмарины быстро приближается. Пока все возились с фотиками, ждали нужного ракурса – подводная лодка погрузилась и бесследно исчезла в пучине океана. Наш рулевой тем временем разворачивает нашу утлую посудину и направляется к скалам и гротам на берегу бухты. Довольно красиво, жаль, туман немного портит все снимки.
Огромные рыбы плавают рядом, птичьи базары, чайки, бакланы, тупики непрестанно кричат, носятся по своим птичьим делам и много какают, покрывая характерным белым налетом все засиженные и обжитые ими места.
Через 25 минут мы снова на борту Алмаза. А там заботливая команда уже потчует ухой проголодавшихся туристов. Мы тоже непрочь присоединиться. Лосось (чавыча), картошка, специи и зелень - всё просто и очень вкусно. Так незаметно проходят почти три часа прогулки, пора назад. Туман, как и положено, поднимается и уползает в сторону океана. Около 14:00 подходим к пирсу. Прогулка удалась – достойное завершение нашего путешествия.
Получив назад наших коней в целости и сохранности, выезжаем в город. Обязательно надо заехать на рынок (N53 03.351 E158 38.151) – прикупить с собой морепродуктов, рыбы, икры – угостить друзей и родственников, а заодно и сегодня на вечер отметь окончание нашего путешествия. От рыбного изобилия глаза разбегаются, берём всего понемногу.
16:00 выезжаем на объездную дорогу в сторону аэропорта. Через час неспешного хода мы в Елизово. Заезжаем домой к Саше, забираем свой шмудняк, оставленный на сохранение три недели назад. В благодарность оставляем ему не использованные фальшфейеры и почти все не съеденные продукты, в нагрузку к ним камбалку, выловленную сегодня в бухте. Ещё раз благодарим и прощаемся, надеясь на дельнейшие встречи. Заодно узнаем, где находится баня и дружно едем туда (N53 11.069 E158 23.077).
Попарились чудно. В 22:00 выдвигаем в аэропорт. В очередной раз надо найти укромное местечко для ночевки. Обследуем местность у аэровокзала, через 40 минут поисков встаём прямо на газоне у ресторанчика в 100 метрах от главного здания аэровокзала(N53 10.179 E158 25.436). Работает он до 21:00 и весь персонал давно ушел по домам. Такой наглости от нас никто, наверное, не ожидал. А что, удобно: стояночка закрыта со всех сторон растущими ивами и елочками, травка на газоне подстрижена, чисто и удобно. Рядом вокзал – туалет и вода имеются, менты там же, если что. В темноте, что бы не привлекать к себе внимания, ставим палатки, достаём фонарики, садимся на ковры в центре поляны, достаём купленные на рынке в ПК деликатесы. Кета, горбуша, икра, крабы – всё свежее и очень вкусное. Разливаем по рюмкам водку Авача, производства Великий Новгород… «Ну, что? За успешное окончание очередного путешествия?! Три-семнадцать! ГОП!»
Около 1:00 прибираем за собой следы банкета, всё прячем под тенты палаток - отбой. Завтра нас ждёт ранний подъём и глобальные сборы, надо как следует отдохнуть перед долгим перелётом.
А сегодня навигатор намерял 41,9 км, всего на одометре 906,8 км. Стоянка на высоте 32 м, наибольший перепад высот составил 263 м.
Вот такое у нас получилось «колечко», длиной около 900 км!

День 22.

22 июля 2010 года. День отлёта домой. Просыпаемся рано в 5:30. До прихода персонала ресторанчика надо убраться, что б не оставлять следов стоянки и поводов для разговоров. К 7:00 все перекочёвываем к навесу у грузовой конторы в 100 метрах от места нашей ночевки. Разбираем велики, перематываем малярным скотчем, в велочехлы дополнительно запихиваем всё то, что до дома уже не пригодится и может смягчить удары при погрузке-разгрузке велов. В заплечные рюкзачки напихали всякого барахла, разрешенного к провозу в ручной клади. Их вес зашкалил далеко за разрешенные 10 кг. Плюс в ПЭ пакеты положили всякую мелочь – фото, видео, кружки, ложки и т.п. В поясные сумки положили снятые педали, ключи, рации. К 8:00 подошли работники ресторана, увидев ярко-желтый тент от палатки, развешанный на заборе их заведения, незамедлительно попросили снять его, дабы не портить имидж их заведения. Видели бы они, что эта палатка ночью на их газоне стояла…
10:00 все котлашане идут на регистрацию, Герман и Валя улетают позже, их рейс до Петербурга в 16:00. Как и положено, ПЭ пакеты и заплечные рюкзаки досмотрели, но не взвесили. Взвесили только велы и велорюкзаки (штаны). Наученные горьким опытом все колюще-режущие инструменты мы запихали в багаж. Почти всё прокатило, у всех, кроме Александра. Его тормозят при личном досмотре. Тётя с вредным выражением лица требует достать из пакета складную ложку.
- Что это у вас? Покажите!
- Складная ложка… - спокойно отвечает Саша и нехотя достаёт незаменимый в походах инструмент. Ложка действительно напоминает складной нож, но ведь это же ложка. Тётя продолжает:
- Это колюще-режущий инструмент! С собой проносить нельзя!!
Саша непонимающе:
- Как ложка может быть колюще-режущей?! Зарежьте ей меня! – раскрывает ложку и протягивает тёте. Она ещё с большим напором:
- Я говорю вам, что это колюще-режущий инструмент, выкидывайте вон в ту корзину!!!
А сзади напирает толпа пассажиров желающих пройти в предполётный зал. Саша с недоумением выкидывает ложку в корзину. А жаль, боевая ложка, где только не побывала, пол Европы проехала. А тут на тебе, в ПК оказалась колющей и режущей…
Другая тётя проявила неподдельный интерес к рациям. Проконсультировавшись с милицией о том, что это маломощные рации разрешенного в России LPD диапазона, интерес к ним потеряла. Вобщем контроль при посадке в ПК намного жестче, чем в Москве.
До посадки в самолёт ради интереса взвешиваемся на контрольных весах для ручной клади… Первым встаёт на весы Саша. Все немного шокированы результатом – минус 9 кг!!! За ним следуют другие участники нашего мероприятия… Потеря веса у каждого составила то 5 до 9 кг!!! Активно отдохнули…
12:00 Опять залазим в брюхо ИЛ-96. Взлетаем.
Снова 8 часов болтанки, снова бесконечная очередь в туалет. По прилёту в Москву время всего 13:15. Летели 1 час 15 минут – оказывается можно путешествовать не только в пространстве, но и во времени.
А жара то какая! +37 в тени!!! Пока мы гостили на Камчатке, на европейской части Империи целый месяц такая засуха стояла и уже полстраны полыхает в пожарах!
Едем на такси на Ярославский вокзал. Спасает только кондиционер. До вокзала добирались 3,5 часа – на МКАД сплошные пробки. Вот он - транспортный коллапс.
В вагоне поезда всё ещё хуже. Целый день он стоял на солнце и успел прогреться больше чем до 40 гр.С!!! Не хватает веников и каменки, куда можно пару поддать. Загружаем велы и барахло в плацкартное купе. Пожилая дама – соседка выносит мозг, жалуясь на наш скарб, но мы знаем, что всё в рамках закона, спокойно парируем, стараясь не обращать на неё внимания. Возмущенная нашим спокойствием, тётя идет жаловаться к проводникам. Запах наш, видите ли, ей не нравится! Чем это от нас пахнет? Мы вроде недавно из бани и в Москве всего 6 часов? Рекомендуем ей летать самолётами, хотя бы «Аэрофлота». В итоге тётю проводники переселяют в последнее купе перед туалетом… там ничем не пахнет...
Ну а дальше всё по плану: Ярославль, Вологда, Коноша, Котлас. Вот так закончилось наше, пока самое серьёзное и увлекательное велопутешествие.
Вместо заключения

1. Финансы.
Безусловно, самое дорогостоящее – перелёт. Конкретней: поезд Котлас – Москва – Котлас – 2 000 р., такси Ярославский вокзал – Шереметьево – Ярославский вокзал – 1 000р., перелёт Шереметьево – ПК – Шереметьево - от 17 800 р. до 18 300 р., Герман и Валя заплатили ещё дороже – по 26 000р. (покупали поздно – за три недели до отлёта). Питание в поезде – 1 000 р. Продукты питания на маршруте – 4 000 р. Питание в кафешках – 2 000 р. Морская прогулка – 1 600 р. Сувениры и морепродукты от 1000 р. до 5 000 р. Прочее (мороженное, молоко, душ, баня и т.п.) – 1 000р. Итого на одного человека затраты составили от 31 400 р. до 41 600 р. Каждый непосредственно на Камчатке потратил от 10 600 р. до 14 600 р. Но можно и ещё сократить расходы.
2. Велосипеды.
Крайне желательно очень серьёзно готовить их. Резину брать лучшую, шипастую, с высоким профилем, способную противостоять острым вулканическим камням и «злым» гравийкам. Обязательны запасные камеры и по возможности покрышки. Обода – двойные усиленные, желательно пистонированные, от серьёзных производителей. На маршруте было 6 проколов, одна покрышка бахнула на выстрел. По приезду домой на двух покрышках обнаружено расслоение каркаса. Через 600 км после Камчатки уже дома на одном из велов лопнул задний обод (двойной, усиленный, пистонированный) – явно из-за полученных нагрузок. Протёрся по бортам от ви-брейков (всего пробег этого обода составил 3600 км - маловато). Багажники тоже нужны усиленные. Местами скакать приходится некисло. Из-за частых уклонов с большим градиентом задние звёзды нужны с хорошим передаточным числом, большая звезда желательна 32 или 34 зуба.
3. Личная снаряга.
Обязателен шторм костюм, накидка от дождя (очень хорошо зарекомендовала велонакидка производства «Стеллс»), тёплые вещи и тёплый спальник. Иногда ночью температура наверху даже летом может опускаться до 0 гр.С., а днём в Солнечную погоду подниматься до +25 +27 гр.С. При прохождении холодных циклонов на перевалах может идти снег со всеми вытекающими. Необходимо учитывать частые смены погоды, резкий ветер, высокую влажность, большое количество снега, высокую активность солнца и как следствие большое количество ультрафиолета. Накомарники нам почти не пригодились. Вопреки предупреждениям комары на Камче не такие уж и злые, хотя кому то может показаться иначе. Но точно, что наши Архангельские и Карельские намного прожорливее. Обязательны фальшфейеры – по одному на каждого – средство отпугивания медведей. Приветствуются ракетница, петарды и перцовый газ. Крайне важно ознакомиться всем путешественникам с правилами поведения при встрече с медведем и что надо или не надо делать, что бы эта встреча не состоялась. Для примера почитайте тут: http://www.krskstate.ru/nature/pamyat/0/id/840 или тут: http://www.ohotniki.com/new1/872.htm есть и другие источники.
4. Маршрут.
В целом маршрут, пройденный нами, логичен. Построен от простого к сложному. Возможно идти его и во встречном направлении. Наиболее интересны в спортивном плане участки: вдоль р. Авача с навесными мостами и тросовыми переправами, от Апачи до оз. Толмачева, вдоль оз. Толмачева с подъёмом на пер. Снежный, кальдера Горелого, пер. Вилючинский и плато у Мутновского вулкана, дорога к бухте Жировой (которую мы не прошли), подъём на Авачинский перевал.
С точки зрения зрелищности, несомненно, навсегда запомнятся: Вачкажец, маар Медвежья Чаша, оз. Толмачёва и Толмачёвский дол, Кальдера Горелого и сам вулкан Горелый, вулкан Мутновский и ручей Мутный с водопадом в каньоне Опасный, Авачинский вулкан и берег Тихого океана.
В дальнейшем велотуристам можно в дополнение к нашему маршруту включать Тимоновские источники с выходом к Верхнеавачинскому озеру, Опалинские источники с выходом на Асачинскую трассу, участки дороги вдоль газопровода, Банные источники и дорогу вдоль реки Банной, базу Родниковую. Большой интерес представляет северная группа вулканов и дорога вдоль р. Опала. Есть повод подумать о новых маршрутах. Наш маршрут можно оценить примерно 4 категории сложности. Но не в категориях дело. Природа Камчатки просто поражает и завораживает – мало слов, что бы передать всё увиденное. Редкое сочетание стихий. Море впечатлений, эмоций и нового опыта, который, несомненно, будет полезен нам в дальнейших путешествиях. Будем рады, если он пригодится кому-то ещё.
Удачи в путешествиях по Камчатке!

P.S: трек нашего путешествия скачивается почти в любом формате: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=roajndacrksggofi

Есть фидеофильм, разделённый на 6 частей:  

http://www.youtube.com/watch?v=hkaQ1ZjPI14 – Камчатка 2010 часть 1

http://www.youtube.com/watch?v=1LIiUpkEros – Камчатка 2010 часть 2

http://www.youtube.com/watch?v=akDxcGvcCF0 – Камчатка 2010 часть 3

http://www.youtube.com/watch?v=hj0I62xi0B0 – Камчатка 2010 часть 4

http://www.youtube.com/watch?v=vTmyZ7PS88s – Камчатка 2010 часть 5

http://www.youtube.com/watch?v=CfGJ0NCJw7w – Камчатка 2010 часть 6


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4