День 10

10 июля 2010 года. Сценарий утра 10-го дня традиционный. Водные процедуры, мощная каша с изюмом и курагой на завтрак, крепкий сладкий чай и неспешные сборы. Параллельно устраиваем обследование территории вокруг лагеря, т.к. вчера с усталости не очень хотелось ползать по лавовым полям. Минут через 20 находим одну из пещер, вход в неё довольно узкий, изнутри тянет холодом и сыростью. Желания лезть внутрь никакого. Тем более, что представление о спелеотуризме имеется на основании родного Пинежского карста. Других лавовых пустот мы почему то не нашли, возможно они засыпаны снегом и пока не оттаяли. На небе почти сплошная серая пелена – неужто погода испортится? Надо поторапливаться.
8:40 Сворачиваем палатки и в путь. Спускаемся вниз к ручью, из которого брали воду. И снова вверх почти на 100 метров, подъём на высоту 1032 м. Вот она - кальдера вулкана Горелый.
Спускаемся вниз на 40 метров, шлепаем по водянистому рыхлому вулканическому песку. 100 метров и мы стоим на дороге, ведущей от Горелого к Асаче (N52 35.605 E157 59.817). На глаза попадаются верные признаки цивила – пустые пиво-водочные бутыли (какая пошлость). Проезжаем ровно 1 км и упираемся в глубокую и длинную лужу, обходим её рядом с дорогой по заснеженной бровке. Ещё 300 метров и очередная водная преграда, вновь форсируем по обочине.
Дорога плавно спускается вниз на 10 метров и перед нами открывается панорама кальдеры во всей красе, большая её часть заполнена талой водой. Нам навстречу по дороге со стороны Горелого едут два жипа, разбрызгивают ледяные брызги вперемешку с песком, глубина талых вод невелика – около 30-40 см, не доехав до нас 1 км, они останавливаются, разворачиваются и едут назад. Ну а нам отступать некуда – только вперёд. Чуть справа от нас замечаем колею, накатанную квадриками – она идёт в обход озера, сворачиваем на неё (N52 35.568 E158 00.991). Идём по краю кальдеры ближе к подножью вулкана. Тучки на небе постепенно расходятся и солнце вновь начинает пригревать. Ещё один погожий денёк, везёт же нам.
10:30 От стоянки прошли 6,5 км, озеро позади, дорога поднимается на небольшой холмик высотой 16 метров, становится более плотной, можно ехать в седле.
11:00 Позади 10 км, мы подъезжаем к началу подъёма на вулкан Горелый. Медленно собираемся у большого камня рядом с тропой. Чуть ниже на стоянке около десятка внедорожников и пара вахтовок. Народ вываливает на тропу и медленно идёт вверх. Мы тоже собираемся, перекус, штормовки, фото, видео.
11:30 К штурму готовы – вперёд. В самом начале тропы стоит плакат от МЧС, который предупреждает об опасности при посещении кратера вулкана.
Вновь смело топаем дальше… От подножья вулкана (1000 м над уровнем моря N52 34.621 E158 05.522) тропа идёт вверх почти с постоянным градиентом около 20 градусов, покруче только перед самой вершиной у кратера. Иногда крутизна уменьшается до 10 -15 град.
Примерно через 1 час мы на высоте 1400 метров, в воздухе явно чувствуется запах сероводорода, постоянно останавливаемся, что бы запечатлеть на фото и видео панораму, открывающуюся со склонов Горелого. Виды вокруг – полный улёт!
Вулканы Вилючинский, Мутновский, озёра и снежники внизу, просто фантастика!
Тропа уходит под снежник, идём вверх по нему.
1600 метров наблюдаются первые признаки кислородного голодания – легкое головокружение и небольшая одышка. Всё сильнее запах сероводорода (как у нас на целлюлозно-бумажном комбинате в Коряжме). Уклон постепенно становится немного круче, снега нет, под ногами вулканический шлак и серая плотная глина. Ещё немного и уже видно край кратера…
13:30 Ура – мы наверху!!! То, что открывается взору, нам пока не с чем сравнить!!! Это круче чем декорации к любому фантастическому фильму. Затворы фотоаппаратов работают беспрестанно. Для начала – неактивный кратер и озеро в нём. Оно почти всё подо льдом – ещё не оттаяло. Стенки кратера, сложены вулканическими разноцветными породами, вертикально уходят вниз на 100 – 200 метров.
Южнее первого кратера видно как вылетает струя раскалённого газа из активной воронки. Она разделена небольшой перегородкой с первым кратером. Слышен гул, как от взлетающего самолёта. Под ногами чувствуется вибрация. Представляем, какая мощь природы скрыта в этом конусе и что она может сделать с тобой!
Высота 1770 метров. Медленно движемся по краю первого кратера в сторону активной воронки. Проходим перегородку между ними… Мы в шоке от открывшегося вида!
Стенки активного кратера так же вертикально уходят вниз на 100-200 метров, а на дне - озеро неестественного бирюзового цвета с бурлящими струями газа и кислоты!!! В стенке перемычки между кратерами видно то самое жерло, из которого вырывается с диким свистом и гулом раскалённый газ.
От его высокой температуры стенки кратера изменили цвет. Невидимый газ мощной горячей струёй взлетает на высоту около 50 метров и только потом конденсируется и становится видимым. Спилберг отдыхает… Фотаемся на краю кратера, на фоне озера, и т.д. Время летит незаметно.
Можно обойти кратер по кругу, но понимаем, что долго находиться здесь не очень полезно для здоровья, перекусываем и собираемся вниз той же дорогой по которой сюда пришли. Как по мановению чей то руки видимость в кратере пропадает, вершину вулкана и нас вместе с ней закрывает наплывшее облако.
14:30 Двигаем вниз. Через 1 час подходим к оставленным у камня велам. Впечатлений – море, словами всё сложно передать. Собираемся и ещё немного перекусываем. На подъём затратили ровно два часа вместе с фото-видео съёмкой, т.е. при желании можно и быстрее. Максимальная высота нашего подъёма – 1790 м, хотя там есть высота более 1800 м – не полезли.
PS: местами на склонах Горелого есть сеть МТС.
16:30 Трогаем на выход из кальдеры. На километровом участке пути дорога поднимается почти на 70 метров.
17:00 Через 3 км подъезжаем к развилке дороги (N52 35.768 E158 07.464, 1010 м.) и поворачиваем на юго-восток в сторону Мутновской ГеоТЭС.
Гравийная дорога на 3-х км участке от развилки постепенно идёт вверх до отметки 1050 м, а затем начинает плавно снижаться, у КПП навигатор показал 802 м. Всего от развилки до проходной ГеоТЭС около 10 км. Перед спуском к р. Жировой нас пару раз обогнал местный байкер на двухподвесе - катается налегке. Немного странный какой то – ни здрасте, ни досвидания… как будто группы велосипедистов каждый день на Мутновку приезжают. Единственное сказал, что отсюда до проходной около 7 км. И на том спасибо. За подъёмчиком от Жировой вдоль дороги лежат снежные сугробы, выстой до 10 метров.
Местные говорят, что это мало. Зимой высота снежных заносов более 16 метров. Вешки вдоль дороги, выставленные в качестве ориентира, переметает полностью, а дорогу до земли пробивают тракторами только в начале – середине июля… – ЖЕСТЬ!
18:30 Собираемся у КПП на въезде к ГеоТЭС. Охрана не дремлет, через шлагбаум никого не пропускают без пропуска. Хотя тут и там в стороне от шлагбаума бродят толпы турья. Не пропустили официально – значит в обход, слева или справа. Правда могут на территории предприятия вновь выловить и отправить за забор. Но настойчивости наших туристов нет предела – «всех не переловите!!!» Но у нас всё не так, есть официальное разрешение на проезд по территории предприятия до Дачных источников, к тому же где то здесь на складе лежит наша заброска продуктов на очередные 5 дней. Всё это мы сообщаем охране на КПП, те - начальнику охраны, он в свою очередь начальнику смены и т.д. Примерно через полчаса все вопросы утрясены, заветный шлагбаум тихо поднимается перед нами. Медленно едем мимо корпусов ГеоТЭС, мимо каких то озёр бирюзового цвета, подъезжаем к гостинице (N52 31.946 E158 11.855), на местном наречии – «Шайба».
Ещё 150 метров за неё и мы на месте. Ставим палатки рядом с купальней (N52 31.993 E158 11.754). Мест для палаток наверху не много, все в основном расположены внизу у ручья. Но вниз не хочется, хочется, что б вид был. На территории ГеоТЭС есть сеть МТС, можно позвонить друзьям и родным, но оставляем это на завтра из-за разницы во времени с материком.
Минут через 10 на УАЗике начальник смены привозит две наши коробки с продуктами. Там колбаска, печенье, сыр, свежий лук и картошечка!!! И много ещё чего вкусного и необходимого на очередные 5 дней. Огромное спасибо Максиму за заброску!!! Дежурные заводят примуса и варят ужин. Остальной народ ставит палатки и идёт в горячие источники. Вот это кайф!!! Ванна не очень горячая 25 – 30 гр.С, но всё равно – КАЙФ! На дне много синей глины. Люди приходят из гостиницы, купаются, набирают глину с собой в бутылки – про запас наверное. Мы тоже намазюкались как папуасы – может помолодеем и заодно от всех болезней избавимся…
21:00 Поздний ужин. Снова горячие ванны. 22:30 Всё, спать. Завтра идём в кратер Мутновского! Хороший денёк был сегодня. На велах и пешком прошли 35,54км, подъём на максимальную высоту 1790 м, максимальный перепад 986 м, стоянка на высоте 812 м. Всего на одометре 503,1 км.
ЗЫ: прямую линию на треке навигатор нарисовал после того, как он был выключен наверху вулкана Горелый и включен внизу после спуска.

День 11.

11 июля 2010 года. 7:00 Общий подъём. Солнце опять светит во всё небо, предвещая очередной славный денёк. После завтрака медленно собираемся в пешую радиалку в кратер Мутновского. Параллельно звоним по сотовым домой, друзьям, родным. Давно не общались. Олег решает позвонить Сане в Елизово, узнаёт, что он будет здесь на Дачных источниках завтра вместе с группой туристов. Это хорошо! А то у нас со свежим хлебом напряженка, надоели сухари, хочется разнообразия. Звоним ему снова и делаем заказ: 4 буханки хлеба и 2 литра огненной воды.
8:30 Все собраны, выходим из лагеря в сторону Мутновского перевала. Навигатор меряет по прямой до перевала всего 6 км и от перевала до активного кратера столько же. Но опыт подсказывает, что не всё так гладко, надобно помножить на горный коэффициент. Вот только на какой? По слухам знаем, что до больших фумарольных полей дорога занимает около 6 часов. Значит здесь явно больше 12 км. Что ж готовимся к серьёзному подъёму и переходу. Останавливаемся пофотать пульсирующие источники в малой долине гейзеров (N52 31.889 E158 11.686).
Отсюда тропа идёт вверх левым бортом (N52 31.851 E158 11.589) и упирается в тракторную дорогу, ведущую к перевалу между сопками Скалистая и Двугорбая.
Идём по ней, форсируем истоки р. Фальшивая (N52 31.817 E158 10.427), затем поворачиваем на юго-запад. Идём по тракторной дороге внизу под сопкой Двугорбой. Местами видны следы туристов, прошедших до нас, под палящим солнцем следы на снегу быстро тают. Мелкие ручейки на глазах превращаются в довольно стремительные потоки.
12:00 Подходим к Мутновскому перевалу (N52 29.952 E158 09.334). Солнце почти в зените, жара, градусов 25-30 – не ниже. Хочется раздеться. Но тогда солнечные ожоги неминуемы. Олег и Герман предупреждают всех о возможных последствиях горного загара.
Выходим на перевал. Тропа идёт вдоль хребта Отходящий. Очень много снега. Почти весь путь лежит по снежнику. Он довольно плотный и больших проблем не вызывает.
14:00 пересекаем несколько небольших хребтиков – отрогов Отходящего и спускаемся в кратер вулкана Мутновский. Навигатор показывает пройденное расстояние в 18 км! Вот вам и коэффициентик. А мы ещё до фумарольных полей не добрались. До входа в кратер затратили 5 часов.
Продолжаем двигаться вверх по кратеру. Ещё 20 минут и мы видим первые мощные выбросы газа на правом борту ручья Мутный. И ледник висящий выше. Опять картинка из фантастического фильма. Всё, мозг распух окончательно, аж дым пошёл...
Высота 1400 метров, продолжаем двигаться дальше к фумарольным полям. По имеющимся сведениям они одни из самых больших в мире!
14:40 Высота 1500 метров. Открывается незабываемая фантастическая картина… Союз четырёх стихий: воздуха, воды, огня и земли!!!
Внизу бежит ручей Мутный (оправдывает своё название) над ним висит голубой ледник с огромными трещинами, ниже его множество желтых фумарол извергают сернистый газ.
А под ногами горячая земля, в треккинговых кроссах жарко.
Чуть дальше какие то отверстия, из которых доносится глухой гул и утробное бульканье. Тут же кипящие котлы с бурлящим химическим «супом» и огромные фумаролы с желтыми воротниками серы. Всё это на фоне слоистых разноцветных вулканических отложений. Замечаем, что нас догнала какая то группа во главе с гидом… Уппс! А за ним молоденькие тёти, одетые в бикини.
Да-а интересная картинка: вулканический пейзаж и обнаженные девушки – тема дня! Нафотавшись лезем ещё выше. Проходим около 1,5 км. Еле заметная тропка идёт наверх к активному кратеру. В конце этой тропки висит верёвочка, ведущая к небольшой площадке на самом краю. Лезем. 1623 метра!
15:20 Как стайка воробьёв усаживаемся на гребне на краю активного кратера.
К сожалению, смотреть особо нечего – глубокая воронка с дымящейся серой по краям. Отсюда вниз есть ещё одна верёвочка для самых безбашенных, изжеванная и перебитая в нескольких местах – вперёд, самоубийцы!
Сидим на краю кратера, жрать охота... А Герман, у которого почти вся еда, ушел вперёд на полочку между двумя кратерами. «Герман! Отдай колбасу! Всё прощу!» Но из-за шума ветра и вырывающихся вулканических газов Герман ничего не слышит, машет рукой, мол, идите сюда, здесь столько всего интересного – угу, не тут то было!
Часть участников начинает истерически хохотать. Саша один из первых: «Как я хотел увидеть горы! Как я хотел увидеть горы! Теперь я так же сильно хочу на равнину! Пустите меня вниз, пожалуйста!» «Вы только посмотрите на чем мы сидим!» - и с силой толкает камень на краю кратера. Он катится вниз, рассыпаясь на мелкие кусочки, увлекая за собой стайку камней различного размера. Видя, что все начинаю истерически ржать, продолжает: «Валентина, ты то куда лезешь с котомочкой своей!» Немного подумав: «Нет, уж пусть залезет, как все!» Все тихо трясутся от хохота, главное громко не смеяться, а то можно рухнуть в активный кратер. Или чего доброго новое извержение начнётся.
15:30 Насмеявшись до головокружения по одному спускаемся вниз к камушкам у которых можно перекусить. Сидим, ждём Германа. Он приходит минут через 10: «А чего это вы такие взъерошенные?» Снова приступ истерического смеха. Распечатываем рюкзак и тихо урча глотаем колбасу, сухофрукты, конфеты, сникерсы, запивая родниковой водой.
А наФигатор показывает, что пройдено 22 км! Обратно будет ещё больше, т.к. планируем зайти к водопаду в каньоне Опасный. (прямые линии на треке навигатор рисует опять после выключения – включения)
16:00 Перекусив трогаем вниз, обратно к фумарольным полям. 16:30 мы на выходе из кратера Мутновского.
Вниз идётся значительно быстрее. В точке N52 28.591 E158 09.058 поворачиваем на запад к смотровой площадке у водопада. Красный шлаковый конус на краю каньона – хороший ориентир, виден издалека. Отсюда до него около 2,5 км. Ниже снежника попадаются следы джипов и квадриков… и сюда уже цивил доехал!
17:20 Мы на вершине шлакового конуса (N52 28.807 E158 07.663), отсюда замечательный вид на водопад (N52 28.785 E158 07.804)и каньон.
Высота падения воды около 80 метров – впечатляет, особенно если кто-нибудь стоит на краю обрыва для сравнения. Человек выглядит букашечкой. Но надо быть осторожным, судя по всему, обвалы здесь частое явление.
18:00 Двигаем ближе к дому, нам ещё около 3 часов через перевал шлёпать. Опять набор высоты: 1000, 1100, 1200 метров. 18:50 Все вместе переваливаем через Мутновский перевал, а дальше знакомой тропой кто как может – до лагеря недалеко.
20:00 Олег и Лена первыми приходят в лагерь и сразу же плюхаются в горячую ванну.
Последним около 21:00 приходит Илья. Он выглядит самым уставшим – не случайно. Почти целый день он шел под горным солнцем в футболке и шортах. Открытые участки тела приобрели характерный бордовый оттенок – мощный ожог! Илья вырубается в палатке. Головокружение, головная боль, слабость, тошнота – типичные симптомы солнечного удара. Благо врачей в группе много – целых два – Герман и Валентина. Достают из волшебной коробочки несколько «колёс», выдают больному. Потихоньку Илье становится лучше (но ещё сутки он приходил в себя).
Да, очередной непростой, но очень интересный денёк заканчивается. Солнце уходит на запад и последний розовый луч гаснет над сопкой Скалистой.
Усталые, но довольные собой ужинаем и падаем в палатки. 22:00 – отбой. Сегодня пройдено пешком 48 км со средней скоростью 5,4 км/ч. Подъём на максимальную высоту 1623 метра, максимальный перепад – 833 метра. Всего на одометре 551,1 км. Есть ещё порох в пороховницах…

День 12.

12 июля 2010 года. Похоже, что вчера была точка кипения нашего путешествия. У Олега все флешки на фоте заполнены, осталось кадров 20. Илья до сих пор не оклемался от солнечного удара. Один из Александров тоже не очень, да и вообще после вчерашнего у всех ноги гудят. Решаем сегодня устроить днёвочку. С утра Олег едет на ГеоТЭС в попытке перекачать фотки на другой носитель. К тому же около 9:00 должен приехать Саша из Елизово с группой туристов, привезти хлебушек и немного «сладенького».
На удивление быстро и без проблем Олег договаривается с начальником охраны о перекачке фоток, но только ближе к вечеру, когда один из охранников будет дежурить на КПП (у него мощный ноут с картридером). Совет всем: БЕРИТЕ НА КАМЧАТКУ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ для фото и видеотехники (у нас по итогам путешествия общий объём информации составил около 30 ГБ!). А так же батареек и аккумуляторов. Нас в этом плане очень выручает солнечная батарея. Ты едешь на веле, а она лежит сзади на рюкзаке и работает. Стоишь лагерем, а она на солнышке загорает себе, заряжает всё, что можно с помощью зарядного устройства на 12 В. Короче – рекомендуем.
9:00 Олег стоит у ворот и ждёт Сашу. Что-то он задерживается. 9:30 на горизонте появляется ГАЗ-66 и микрик. В микрике приехал Саша и его команда. Выгружаются, передают хлеб и пару литровых бутылок огненной воды. Харашо!!! Вечером продегустируем «купаж». Вновь прибывшие, как и полагается, обходят шлагбаум с охраной слева и направляются через территорию станции к нашей стоянке у дачных источников. Сваливают рюкзаки в общую кучу, собирают необходимое шмотьё и около 10:30 выходят в сторону Мутновского перевала. Поздновато…
Мы же решаем поползать по малой долине гейзеров, а после обеда съездить на разведку к Верхнемутновской ГеоТЭС, узнать, как там можно проехать к р. Жировой и одноименной бухте на океане. Так всё и делаем. До обеда пофотали гейзерчики и пульсирующие термальные источники.
Пообедали, повалялись, кто в палатках, кто в термальном бассейне. После Олег, Герман и Александр поехали на разведку. По пути заезжают на метеостанцию (или метеопост), там работает интересный дядька Анатолий Васильевич – метеоролог. Привет горячий и большой ему велела передать Людмила Петровна из отеля на апачинских источниках. Заезжаем, знакомимся, передаём привет. Васильич тепло принимает нас, достаёт карты, атласы, чертит схему движения к бухте Жировой. Взаимно довольные знакомством расстаёмся, желаем друг другу всего наилучшего.
Жмём на педали и за 15 минут подъезжаем к Верхнемутновской ГеоТЭС. Где-то здесь начинается дорожка, идущая вдоль реки Мутновская к реке Жировая и далее к бухте на океан. А дорожка резко уходит вправо наверх, не доходя до станции около 150 метров. Поднимается вверх до отметки более 900 метров. Затем резко вниз на северо-восток в сторону реки Мутновская. Спускаемся до отметки 800 метров, останавливаемся осмотреться.
Говорят, что помимо этого пути есть ещё два варианта движения к реке Жировая. Заморачиваться неохота, будем пробовать идти этим путём. Дорожка, конечно ещё та… На 7-километровом (видимом сверху) участке пути теряет высоту с 900 метров до 200. Перепад 700 метров – по 100 метров на 1 километр. Герман высказывает свои сомнения и опасения. Уж больно не хочется корячиться обратно вверх почти на километровую высоту. Смотрим, что говорит наФигатор, а говорит он, что до бухты отсюда около 16 км, умножаем на коэффициент и получаем около 22 км в одну сторону. Должно быть всё по силам, тем более, что поедем на легке без лишнего барахла, не желающие могут не ехать. Всё на добровольных основах. Саша говорит, что ему всё равно, ехать, так ехать. Герман после долгих сомнений соглашается, может ещё кто захочет на океан съездить.
17:00 возвращаемся на базу. Сообщаем о планах на завтра. В итоге желающих оказалось только трое – те, кто ездили на разведку. Что ж, трое, так трое. Ужин с 1 литром огненной воды завершает днёвочку. Хорошо расслабились.
20:00 Олег на проходной перекачивает фотки на диск. Тютелька в тютельку вошли. 4 Гб на картах XD свободны для новых впечатлений!
21:30 В сумерках появляются первые участники из Сашиной группы, вернувшиеся с Мутновского. В первый ходовой день больше 40 км! Видно, что многим тяжело, но держатся бодрячком, виду не показывают. Идут вниз к ручью, ставят палатки, пытаются развести костёр, натягивают тент. Рекомендуем им не заморачиваться с костром, а сготовить ужин на наших примусах, соглашаются. Поздно вечером, около 23:00 зовём к себе Сашу, наливаем по 100 капель «эликсира» для снятия усталости.
23:30. Отбой. Завтра очередной пахотный день.
Сегодня разведчиками нашей группы пройдено 12 км, со средней скоростью 7,8 км/ч, максимальная высота 914 м, перепад – 102 метра. На одометре 563,1 км.
День 13.

13 июля 2010 года. Солнечное утро. Мягкий диван. Жена на кухне готовит завтрак. Слышно как скворчит яичница на сковородке. Ароматный запах свежего кофе лезет в нос. «Милый, просыпайся». – «Дорогая, я ещё немного поваляюсь… А почему руки у тебя такие холодные?»… Бр-р-р-р! Тфу, ты черт! Приснится же!!! Сон моментально проходит от прикосновения к лицу мокрого материала внутренней палатки. Он желтого цвета, от этого кажется, что за «бортом» светит солнце. На самом деле по тенту палатки хлещет дождь, издающий звук, похожий на скворчание яичницы на раскаленной сковородке… Сегодня впервые за время путешествия приснился дом… Как же он далеко! А мы пока лежим в отсыревших палатках на высоте 803 метра у подножья Мутновского вулкана.
8:00 дождь не стихает, а наоборот усиливается. Герман выходит из палатки, берёт в руки лопату (её позаимствовали на время у «Шайбы») и начинает обкапывать, т.к. под днищем их двухместного «отеля» начинает течь небольшой ручей. Видимости почти никакой, такое ощущение, что мы сидим в центре тучи, которая зависла и почти не движется, заливая нас и землю струями воды.
Температура около +7 гр.С, небольшой ветер. Из всего этого становится понятно, что на Жировую мы не идём, т.к. там при такой погоде можно утонуть по уши в грязи – то ещё удовольствие. К тому же, после вчерашних 300 гр. у Олега будун (ключница водку делала), у остальных употреблявших состояние немного лучше, но всё равно... У нас есть несколько дней в запасе, решаем никуда не дёргаться и переждать непогоду, после чего будет ясно куда рвать – на Жировую, Родниковую или вообще через Вилючинский перевал вниз в сторону ПК.
Под тентом готовим завтрак, затем обед… В атмосфере ничего не меняется. Дождь без перерывов льёт, признаков улучшения никаких, давление по навигатору продолжает падать. Делать нечего лежим в палатках, пытаемся согреться в спальных мешках. Надоедает – идём в горячую ванну, благо она рядом в 30 метрах. Сидим там несколько часов – вылезать обратно не охота – снаружи холодно.
Под дождём окружающие снежники тают на глазах, ручейки, которые ещё вчера можно было перепрыгнуть с места не напрягаясь, превращаются в довольно мощные водные преграды. Под руководством Саши его группа снимает тент, сворачивают палатки и идут в гостиницу ГеоТЭС обсушиться и обогреться – вынужденная днёвка.
В таких вот делах медленно проходит день. Наши кони лежат под дождём и их незащищенные детали (цепи и звёзды) медленно начинают покрываться ржавчиной – печально, но ничего не поделать. Вероятно, этому способствуют мощные кислотные выбросы из скважин ГеоТЭС и из самого Мутновского вулкана. Звоним по телефону Максиму и пытаемся выяснить прогноз погоды. Сообщает, что на ближайшие три дня ничего хорошего – сплошные дожди, пришел циклон из Берингова моря. Делать нечего, будем ждать улучшения.
День 14.

14 июля 2010 года. Всё тот же пейзаж - низкое мокрое небо и ледяной дождь. Т +5 гр.С. Все бока и другие части тел уже отлёжаны, вынужденное бездействие угнетает. К 10:00 дождь начинает идти с перерывами, но это радует мало. Думаем постоять ещё день, сходить на экскурсию на ГеоТЭС. Илья решает усовершенствовать купальню и сделать возможным регулирование температуры в ней. Находит на склоне кусок дренажного шланга и с его помощью запускает часть ручья, текущего выше по склону, прямо в термальный источник. Сработало – уровень воды в нём повысился, больше её стало поступать в саму купальню, а заодно и синей глины. Температура действительно поднялась с +25 до +40 гр. Илья убирает шланг из источника – температура падает до +30. Да здравствует инженерная мысль!!! Некоторые посетители немного озадачены внезапно поднявшейся температурой и большим количеством синей глины на дне бассейна. Но горячо – не холодно, да и глину с охотой многие разбирают с собой в 1,5 бутылках.
Обедаем и медленно собираемся у гостиницы. Решаем вопрос с экскурсией, договариваемся на 14:00. Владимир Александрович увлекательно рассказывает нам о технических параметрах и особенностях проектирования и строительства Мутновской ГеоТЭС. Весьма познавательно и интересно. Минут через 30, сопровождаемые им же идем по внутренним переходам станции. Она практически автономна и зимой обслуживающему персоналу почти нет надобности выходить наружу. Интересный объект! Минут через 5 хождения по лестницам и переходам заходим в главный корпус. За стеклом с одной стороны сидят несколько операторов за компами, с другой – гудят паровые турбины и генераторы.
Это одна из самых автоматизированных ТЭС в России. Куча всяких предупреждающих надписей и плакатов.
На окнах станции плотная матовая плёнка – отложения кремниевой кислоты, поясняет Владимир Александрович. Двое докторов высказывают опасения по поводу здоровья персонала. При таких объёмах кремниевой кислоты в воздухе – силикоз лёгких реальная вещь! Но, как говорит представитель станции, – прецедентов не было. А вот отчистить стекла здания и автомобилей, некоторое время постоявших на улице, невозможно. Один рецепт – замена.
15:00 возвращаемся обратно к палаткам. Навстречу попадается Саша и его команда. Всё же они пошли на Жировую, несмотря на непрекращающийся дождь. Нам советуют тоже валить отсюда. Но мы решаем подождать еще до завтра, а там будет видно.
Снова погружаемся в горячую ванну – кайф!
Температура воды действительно поднялась, к тому же теперь её можно регулировать по своему желанию. Допоздна отмокаем. К вечеру облачность немного поднимается, ветер усиливается – есть надежда, что завтра дождь прекратится.
День 15.

15 июля 2010 года. Ранним утром прислушиваемся сквозь стенки палатки… тишина. Слышно лишь как гудят скважины на склонах Мутновского вулкана. Солнца нет, но и дождя тоже нет!!! Вокруг плотная занавеса тумана, видимость от 50 до 100 метров не более. В атмосфере ни ветерка, температура около +6 гр.С. Надо собираться. Варим завтрак, собираем шмудняк, почти всё готово. Выезд задерживают наши кони. После двух дней под проливными дождями вымылась вся смазка цепи, надо всё смазать и отрегулировать тормоза. За две недели они крепко износились, особенно после кальдеры Горелого.
10:00 ну, вот всё смазано и отрегулировано, износившиеся колодки заменены, выдвигаемся от Дачных источников к шайбе. Спасибо уютной долине, приютившей нас на целых четыре дня. В других местах в районе Мутновского довольно проблематично спрятаться от ветра и непогоды. Дачные источники (N52 31.889 E158 11.686) – то, что нужно! Медленно подкатываем к проходной ГеоТЭС, собираемся все вместе, прощаемся с уже знакомыми охранниками и в путь. Поднимаемся от проходной станции (N52 32.474 E158 12.121) по Мутновской трассе к развилке дороги на вулкан Горелый (N52 35.768 E158 07.464).
Перед р. Жировая нам встретились трое автотуристов на джипе. Они во второй раз пытаются пробраться от проходной ГеоТЭС пешком до Жировых источников. Останавливаемся, немного пообщались, сообщают нам, что ближе к Вилючинскому перевалу туман намного реже, а у ПК вообще светит солнце и температура около +16 гр!!! Желаем друг другу удачи и двигаем дальше. Перед развилкой к Горелому навстречу едут три вахтовки. Очередная смена рабочих на ГеоТЭС. Дорога поднимается на высоту 1050 метров и постепенно идёт вниз сначала к перекрёстку с дорогой на Горелый, а затем на север к началу подъёма на Вилючинский перевал. По дороге едет ещё один джип. Пассажиры, явно не отечественного происхождения машут руками, кричат: «Байк – отшен карашё!», соглашаемся с ними. Подъезжают к развилке на Горелый. А там свеженький знак в форме белого кирпича на красном фоне. Совсем недавно установлен. Видно, что они в замешательстве, немного постояв, поворачивают на Мутновку – вот, блин, дисциплина! Нашим согражданам знак – не знак, хоть дорогу перекопай – всё равно.
После поворота дороги на Вилючинский перевал туман немного растворяется, видимость возрастает до 300 метров. Но всё равно по сторонам совершенно ничего не видно, появляется небольшой ветер, и в сочетании с температурой воздуха около +6 гр. положительных эмоций не вызывает.
На подъезде к отворотке на базу Родниковую (N52 38.942 E158 09.148) туман вновь сгущается и видимость падает до 20 – 50 метров. Немного подумав, решаем проехать её, т.к. из-за отсутствия видимости делать там особо нечего, удачных видов ждать не приходится. Через 1,5 км проезжаем ещё одну отворотку (N52 39.669 E158 09.503), ведущую направо, вероятно так же к базе Родниковой. Высота дороги перед началом подъёма на Вилючинский перевал составляет 559 метров. От развилки на Горелый пройдено 8,1 км, от проходной ГеоТЭС – 17,7 км. Максимальный перепад высот на этом участке составил без малого 500 метров (хорошо, что большей частью вниз).
Дорога в перевал начинается резким подъёмом, частично проезжаем в седле, частично идём пешком. После первого взлёта на 100 метров на километровом участке дорога несколько выполаживается – можно ехать. 500 метров относительно ровного участка и дорога снова резко забирает вверх. 670, 700, 730, 780, 800, 811 метров - УРА! 12:20 - мы наверху (N52 40.447 E158 11.035)! Очень жаль, что видимости никакой, туман плотным кольцом со всех сторон окружает нас. Где-то справа от нас Вилючинский вулкан, прямо долина Паратунки… НО НИЧЕГО НЕ ВИДНО!!! Очень жаль!
Съедаем перевальные шоколадки, закусываем сухофруктами и валим вниз. Через 800 метров слева от дороги какое-то заброшенное строение, состояние его никакое, но, наверное, в непогоду в нём можно укрыться. Ободные тормоза работают на пределе, периодически останавливаемся, даём колодкам и ободам остыть. На 5,5 км спуске дорога делает более десятка поворотов. 800, 700, 600, 500, 400, 300, 250, 225 метров над уровнем моря. Всё, спуск позади. Смотрим назад наверх - всё, что выше уровня 500 метров, укутано плотным туманом, точнее это просто облачность.
Внизу заметно теплее +14 гр. вместо прежних +5 +7 гр., отогреваемся. Рядом стоят несколько джипов, опять иностранцы, снова говорят на ломаном русском «Байк – карашо!» - «Конечно!» - кто бы спорил. Движемся в сторону посёлка Термальный, дорога – гравий, плотный, но весь в ямах – быстро не поедешь. Вскоре нас обгоняют вахтовки с ГеоТЭС. В одной из них Владимир Александрович – через стекло машет рукой, отвечаем взаимностью.
Через 4 км подъезжаем к тропе на Вилючинский водопад. Он в 1,8 км справа от дороги. Присмотрелись – ничего особо выдающегося. Тонкая струйка воды падает с высоты около 100 метров.
У дороги камень и памятный знак на нём погибшим в 1981 г. в селевом потоке… Светлая память.
Двигаем дальше. Рыбаки нашей группы высказывают предложение остановиться на какой-нибудь реке, к примеру Поперечной, Карымшине или Паратунке. Совет племени решает - так и быть встанем на Карымшине, т.к. на ней есть термальные источники – вечером можно погреться. Попробуем в очередной раз что-нибудь поймать из ихтиофауны, вдруг повезёт? Проезжаем мост через Паратунку, движемся вдоль неё, река Поперечная, снова мост. Дорога всё время идёт вниз – ехать легко. Через 10 км от перевального взлёта (со стороны Термального) появляется лес. Не корявый ольхач и кедровый стланик, а довольно высокие берёзы (хотя тоже корявые). 15:00 ещё через 9 км подъезжаем к мосту через р. Карымшина.
Перекусываем, вглядываемся в прозрачные ледяные струи реки в надежде увидеть рыбу… С моста ничего не видно, попробуем с берега удочкой. Сразу за мостом поворачиваем налево в сторону Карымшинских горячих источников.
Дорога постепенно забирает вверх вместе с уклоном реки. Грунтовка почти вся залита лужами некоторые из них довольно большие и глубокие. Слева от дороги база вулканологов. На всякий случай заходим. Сторож советует как проехать до горячих источников. Провожаемые дружным собачим лаем продолжаем путь к источникам. Через 1,7 км от трассы упираемся в развилку (N52 49.850 E158 08.422). Правя дорога идёт к посту гидрологов – нам туда не надо, поворачиваем налево к реке. Через 100 метров форсируем небольшой приток Карымшины (N52 49.785 E158 08.464), ещё 600 метров и мы упираемся в реку (N52 49.586 E158 08.248). От дождей она распухла, брод выше колена, дно - сплошные каменюки, ширина около 30 метров, скорость течения около 15-20 км/ч. За бродом дорога идёт прямо по руслу, т.е. по дну реки, уходит за поворот. Мокнуть и таскать велы по реке и сырым камням совершенно не охота. До базы остаётся 4 км и ещё один брод, обратно на левый берег. Подумав, решаем не заморачиваться, встать у ручья на берегу Карымшины. Возвращаемся назад на 600 метров, находим относительно ровную площадку, ставим лагерь. Площадка – сплошные камни, устилаем под палатки шаломайник. Получилось довольно прилично. Саша и Олег берут спиннинги и в течение полутора часов пытаются что-нибудь выудить из реки. Ходят вверх и вниз по течению.
Закидывают снасти под камни, перекаты, в омута – ни единой поклёвки! Где же рыба? Плюнув на всё, возвращаются в лагерь, допоздна жарят оладушки и пьют чай. Один из примусов всё-таки сдох. Трубку разогрева топлива окончательно забило коксом, да так, что тросик, предназначенный для чистки, напрочь застрял в ней и никакими инструментами не извлекается! Олег разбирает прибор, упаковывает в коробку – дома починит. Для второго примуса решено купить газ в Паратунке. Камчатский бензин достал окончательно!!!
23:00 Разочарованные рыбалкой (отсутствием рыбы в р. Карымшина) и вышедшим из строя примусом валимся в палатки. Отбой.
Сегодня нами пройдено 51,6 км. Подъём на максимальную высоту 1050 метров. Стоянка на высоте 96 м. Максимальный перепад составил 970 метров. Всего на одометре 614,7 км.

День 16.

16 июля 2010 года. Тихое мягкое утро. Почти без ветра, дождя нет. Серый туман ватой наползает на окружающие скалы и дорогу, ведущую вдоль Карымшины. Рыбаки с рассветом схватили удочки и умчали куда то вниз по реке в надежде хоть что-нибудь поймать (наивные). Группа неспешно собирается, дежурные варят завтрак на одном, оставшемся в живых, примусе. 9:00 Рыбаки появляются в лагере несолоно хлебавши… Рыбы в Карымшине НЕТ!!! Знать бы это наперёд, не стали бы здесь останавливаться вчера – рванули бы дальше в Паратунку. 10:00 выгребаем на дорогу к мосту.
Все в сборе можно надавить на педали. Настроение у всех какое то непонятное, немного грустно – сегодня выезжаем в цивил, путешествие потихоньку заканчивается, осталось всего неделя до отлёта домой… Почти сразу за мостом проезжаем отворотку направо, ведущую к базе Надежда. Крутим дальше. Ещё примерно через 40 минут подъезжаем к ручью, по берегам которого все кусты увешаны ленточками. Что-то вроде алтайского ритуала Яалама. На Камче вроде буддистов нет, но всё – равно, почему то вяжут, причем всё, что не попадя: платки, носки, трусы и т.д. и разного цвета и размера, в надежде, что горные духи пропустят через перевал к вулканам. Может и вправду помогает, а мы то ничего и нигде не привязали! Вот косяк!
Двигаем дальше в сторону Термального, дорога - сплошные ямы и выбоины.
От тряски у руковода откручиваются обе тяги грузовой платформы багажника, рюкзак со всем барахлом как якорь падает на дорогу. Останавливаемся – чиним, через десять минут вновь крутим педали. Около 11:30 проезжаем Термальный и в точке N52 56.712 E158 14.053 выкатываем на АСФАЛЬТ! Мы не видели его почти две недели. Немного соскучились по ровной дороге. Ещё 15 минут и мы в центре Паратунки. Кругом кафешки, базы, реклама… глаза разбегаются. Время – обед, решаем что-нибудь перекусить в цивильных условиях. Подъезжаем в кафе «Русь» (N52 57.717 E158 15.248), привязываем коней, заходим внутрь – вполне нормально. Делаем заказ. Хозяин заведения так и вьётся ужом, требуя этого же от своих подчинённых - двух молоденьких девах. Шустрят, стараются, всё с улыбкой – мелочь, но приятно. Пока ждали заказ, на витрине увидели единственную бутылку водки «Байкал» производства Иркутского ЛВЗ. Из ностальгических настроений (мы там были и пили в 2008 году) решили взять на вечер, не смотря на цену в 360 руб. Больше часа сидим в уютном небольшом зале набиваем пузы всякими вкусняшками, по которым соскучились за время, проведенное в горах. Потратились относительно недорого около 250-300 руб с человека. Каждые 15 минут подходил хозяин кафешки, интересовался всё ли хорошо, достаточно ли горячее горячее, крепкий ли чай, не желаем ли мы ещё чего-нибудь и т.д. Прикольно, но непривычно и подозрительно – чего это он так...
14:00 Спасибо этому дому, пойдём к другому. Еле шевеля ногами и утробно икая вываливаем из кафе, интересуемся где тут есть прод и хоз маги.
Медленно – медленно шевеля педалями, что бы не стучать по животу, переезжаем на параллельную улицу. На ней несколько магазов (N52 57.594 E158 14.729) продовольственных и хозяйственных. В продовольственном подкупаем свежего хлеба и овощей на салат, в хозяйственном – газовые баллоны с цанговым креплением – вместо надоевшего бензина. В комплекте горелки есть переходник под высокий баллон. Баллонов берём 8 штук, надеемся – хватит на оставшееся время. Попутно интересуемся у прохожих какие базы отдыха недорогие и с хорошим бассейном – думаем завернуть погреться. Несколько человек рекомендуют ехать на выезд в сторону Елизово. В конце посёлка есть спортивная база «Лесная» - невысокие цены и приличный сервис. Послушав местных, так и делаем. Через 15 минут мы на месте у ворот спортбазы «Лесная» (N52 59.105 E158 15.462). На проходной сообщают, что стоять в палатках можно, но в самом дальнем конце базы за ручьём, текущим из бассейна. С носа 100 руб за ночь в палатке на территории базы – соглашаемся. Взвесив все за и против, решаем остаться здесь – поматрасничать. Едем к бассейну, переезжаем по мостику через ручей и встаём на огромной поляне (N52 58.990 E158 15.418).
Здесь несколько столов поставлено в ряд, длинные скамейки, есть место для костра, мангал, над всем этим брезентовый тент размером 7 х 20 м!!! С комфортом располагаемся. Почти все сразу переодеваемся и бежим в бассейн. 200 руб на входе и ты замокаешь в горячей минеральной воде!!! Бассейн примерно 10 х 20 – хватает сидеть, плавать и плескаться всем желающим. Почти до темноты разлагаемся в горячей воде.
Нехотя около 21:00 вылазим на сушу. Медленно, как земноводные идём к палаткам. Варим ужин. Заодно размышляем о дальнейших планах. Что делать, сразу ехать на Сухую речку к Авачинскому вулкану или сначала заехать в Питер, посмотреть Тихий окиян, возможно договориться с морской прогулкой на каком-нибудь катере, а потом к Аваче? За дискуссией выпиваем «Байкал» - хороший вкус, отдающий хвоей и кедровыми орехами с приятной горчинкой. Решаем – завтра в Питер, на берег океана в район Халактырского пляжа, а потом к Сухой речке на Авачу.
23:30 отбой. Сегодня пройдено в расслабленном темпе 26,1 км со средней скоростью 12,6 км/ч. Стоянка на высоте 55 м, максимальный перепад – 27 метров. Всего на одометре 640,8 км.

День 17.

17 июля 2010 года. 7:00 общий подъём. Погода радует – тепло, солнышко пробивается сквозь редкие утренние облака, почти без ветра, как по заказу. За предыдущих 4 дня дожди и туманы надоели. Радуемся возможности позагорать и отогреться.
8:30 неспешно выезжаем с территории базы (N52 58.990 E158 15.418), поворачиваем на север в сторону столицы Камчатского края. Минут через 10 проезжаем отворотку на Вилючинск - закрытый город («осинное гнездо» - говорят америкосы). Нам туда не надо, едем дальше в сторону ПК. Дорога – хороший асфальт, идёт по равнине в дельте Авачи. На горизонте высятся домашние вулканы. Со стороны океана дует свежий ветерок. Красиво вокруг, несмотря на всё увеличивающийся поток автомобилей. Большая их часть с правым рулём, даже многотонные грузовики. Наверное, поэтому ехать на веле достаточно комфортно, т.к. водители проезжают рядом с нами в зоне визуального контакта.
Через 13,5 км от начала движения подъезжаем к кольцевой развязке дорог между Елизово и ПК. Ещё 5,5 км в сторону ПК и мы у кафе 13 кардон. За ним мост через Авачу – весь усеян рыбаками и все берега реки вокруг. Говорят, рыба пошла. Все в ожидании поклёвки, кончики спиннингов под пристальным взором. Останавливаемся посмотреть, как надо правильно ловить.
Минут через 15 томительного ожидания один из рыбаков, стоявших на правом берегу начинает активно вращать ручку катушки, а затем на наших глазах вытаскивает на песок средних размеров серебристую рыбку!!! Вот так, а мы наверное ловили не там где надо… или не так как надо… Постояв минут 10 и больше не дождавшись поклёвок, двигаем дальше. Ещё 7,5 км и мы подъезжаем к очередной развилке между Елизово и ПК (N53 07.495 E158 30.326). 10:00 – фото на память, поворачиваем направо, продолжаем путь в Питер.
Едем по старой дороге. Она довольно узкая, идёт в юго-восточном направлении, несколько раз опускаясь и поднимаясь на высоту с перепадами около 20-30 метров – такие качели. Поток транспорта всё возрастает, зевать и смотреть по сторонам чревато последствиями… Без рюкзаков здесь проскочить можно было довольно быстро, но с поклажей и плотным потоком машин получается довольно медленно. Илья и Саша решают немного размяться и рвут вперёд. Минут через 10 на одном из подъёмов догоняем их. Саша грустный – цепь порвал. Ничего, есть запасные соединительные звенья, надо только старое звено выпрессовать. Через 10 минут несложных манипуляций продолжаем путь. 11:00 После того как дорога опустила и подбросила нас около 6 раз, мы на въезде в город.
В небе призывно маня за собой, плывут два пакетбота Витуса Беринга – св. апостол Петр и св. апостол Павел(N53 04.591 E158 34.867). Здравствуй, ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ!!!
Несколько фото на память и мы продолжаем движение в центр. Улица 50 лет Октября – одна из центральных в городе. На перекрёстке с ул. Войцешека останавливаемся, что бы позвонить Максиму, узнать что, как, да куда. Получив информацию, для начала решаем заехать в кафе «Узбекская кухня» - Узбечка. Судя по первому ужину в Елизово здесь можно недорого и плотно поесть. Благо она в нескольких десятках метров (N53 03.490 E158 37.802).
Дружно ставим коней на стоянку под окнами кафешки. Заказываем обед каждый на сумму около 200 рублей, но некоторые даже всё съесть не смогли – захватили с собой. Хорошо!!! С полными брюхами едем в сторону Мишенной сопки. Медленно продвигаемся мимо каких то дворов и пятиэтажек. На некоторых развешано бельё для просушки - прикольно.
13:00 - к подъёму готовы. Только двое Олег и Илья решают ехать верхом, остальной народ идёт пешком. Внимательные и вездесущие бабушки во дворе берутся поохранять наш транспорт и рюкзаки. Через 170 метров подъёма и около 15 минут времени, затраченных на его преодоление, Олег с Ильёй стоят на вершине сопки (N53 02.601 E158 38.374).
С высоты 382 метра открывается впечатляющая картинка на город, Авачинскую бухту, океан и вулканы, окружающие со всех сторон! Минут через 5 - 10 подгребают остальные участники нашего мероприятия. Много фоток на память.
С вершинки вновь звоним Максиму и договариваемся о встрече через час на площади у памятника Петру и Павлу (N53 01.530 E158 38.581). Максим Леонидович великодушно соглашается проводить нас на велосипеде по городу в любое место, куда нам надо, хоть до Халактырского пляжа. Это очень хорошо! 14:30 Спускаемся вниз к Авачинской бухте, подъезжаем к памятнику на КП.
Максим уже там в полном боевом байкерском снаряжении. Герман и Валентина берутся за организацию морской прогулки и по совету Максима едут в офис компании Псифик Нетворк (N53 01.647 E158 38.485). Это совсем рядом – метров 250. Терпеливо ждём гонцов. Возвращаются через полчаса, говорят, что есть билеты на прогулку к острову Старичков, но только на 21 июля и ещё обязательно надо паспорта для оформления страховки. Что ж, так и быть, скидываемся на экскурсию, отдаём свои аусвайсы для оформления билетов и страховки. Опять ждём… Вокруг толпы народа, музыка, пиво, шашлыки и т.д. Примерно через час Герман и Валентина возвращаются, всё, можно двигать на выезд из города. Решаем ехать на Халактырский пляж, т.к. бухту и скалы в ней увидим на морской прогулке. Максим впереди на потрясном Ибис Моджо, показывает дорогу. По пути заезжаем в продмаг (N53 01.501 E158 42.090) – закупаем вкусняшек а заодно знаменитого камчатского пива, запихиваем всё это по рюкам, двигаем дальше.
По Солнечной улице подъезжаем к Долиновке на перекрёстке (N52 59.621 E158 45.981) поворачиваем направо, спускаемся в небольшую ложбину, затем вверх около 60 метров – пыхтим… После этого микроперевальчика дорога идёт вниз к Халактырскому ручью, а затем вдоль него. На дороге лужи, некоторые глубиной около 0,5 м. При объезде одной из них у Лены авария – переклюк загнуло в спицы помяв петух (кронштейн переключателя). Петух есть запасной, но решаем выправить этот, благо скорость была небольшая и повреждения не очень серьёзные. 15 минут и пепелац Лены может ехать, как долго – посмотрим, если чего, произведём более тщательный ремонт. Да, велы от полученных нагрузок начинают ломаться. Через 5,5 км от Долиновки подъезжаем к броду через Халактырский ручей (N52 58.330 E158 48.734). Максим говорит, что лучше вставать в лесу на этой стороне. Ещё 500 метров, резкий подъём на 25 метров и вот она – наша очередная стоянка. 18:00 – мы на месте (N52 58.170 E158 48.487), здесь небольшая поляна в распадке между двух хребтиков. «Засекреченное» место от посторонних глаз. Благодарим Максима за сопровождение и неоценимую помощь на маршруте. Он торопится домой, прощаемся, но надеемся на дальнейшие встречи.
Ставим лагерь, зажигаем горелку, варим ужин. На стоянке нас немного поклевали комарики, но не такие уж они и злые по сравнению с архангельскими или карельскими. 18:30 Отведав камчатского пива (кстати – очень вскусное!!!), идём на берег океана (N52 57.586 E158 48.614). Надо обязательно искупаться. Вечереет, залезть в холодные солёные волны решаются только Герман, Олег и Илья. С разбегу врезаются в набегающую волну.
О-ГО-ГО-ГО-ГО-ГО!!!!!!!!! Безмерно счастливые и довольные водными процедурами выходят на черный магнетитовый песок. Кстати, вода не такая уж и холодная – около +12 гр.С. Один из Александров наблюдает всё это сидя на небольшой дощечке, найденной им на берегу. Серые волны с шипением подползают к его ногам. П-ш-ш-ш-ш, п-ш-ш-ш, п-ш-ш-ш-ш – убаюкивают и расслабляют… Вдруг одна из вечных странниц разбегается заметно сильнее остальных и – «Ой, йё…!!!» Она накрывает Сашу почти до пояса, он вскакивает, а волна уносит с собой трофей – дощечку, на которой он сидел - довольно забавно получилось. Вобщем искупались 3,5 участника нашего путешествия! Счастливые возвращаемся обратно к палаткам. Завтра с утра могут искупаться остальные, кто не решился вечером. Вкуснейший ужин с камчатским пивом и различными морепродуктами завершают очередной славный денёк на полуострове. 22:30 – отбой.
Сегодня пройдено 73,8 км со средней скоростью 12,2 км/ч, максимальная высота 382,5 м, максимальный перепад соответственно такой же. На одометре 714,6 км.